Научная статья на тему 'О проекте Концепции развития географического образования в Российской Федерации'

О проекте Концепции развития географического образования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
695
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ / "ГЕОГРАФИЯ РОССИИ" / "ГЕОГРАФИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" / CONCEPT PAPER / THE RESULTS OF STATE FINAL EXAMS IN IRKUTSK REGION / GEOGRAPHY OF RUSSIA / GEOGRAPHY OF IRKUTSK REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руденко Галина Владимировна

Проект Концепции развития географического образования в Российской Федерации содержит важные положения, которые непредвзято оценивают современное состояние географической культуры и географического образования в России, в нём отмечается и низкий престиж географии в школе и обществе в настоящее время, и состояние деградации системы географического образования и просвещения. Обозначенные проблемы особенно ощутимы на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Руденко Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PRELIMINARY CONCEPT PAPER OF GEOGRAPHY EDUCATION DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

The Preliminary concept paper of geographical education development in the Russian Federation contains the important provisions which evaluate the current status of Geographical culture and education in Russia. The concept paper shows the low prestige of Geography at school and in society and the state of degradation in the system of geographic education nowadays. The problems mentioned in the article are especially noticeable at the regional level

Текст научной работы на тему «О проекте Концепции развития географического образования в Российской Федерации»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 371.302.3

О проекте Концепции развития географического образования в Российской Федерации

Г. В. Руденко

Институт развития образования Иркутской области, г. Иркутск

А.НН°ТаЦия. Проект Концепции развития географического образования в Российской Федерации содержит важные положения, которые непредвзято оценивают современное состояние географической культуры и географического образования в России, в нём отмечается и низкий престиж географии в школе и обществе в настоящее время, и состояние деградации системы географического образования и просвещения. Обозначенные проблемы особенно ощутимы на региональном уровне.

Ключевые

слова: Концепция, результаты Государственной Итоговой

Аттестации в Иркутской области, «География России», «География Иркутской области».

Перед участниками второго Всероссийского съезда учителей географии, состоявшегося 2-3 ноября 2016 г., стояла важная задача - принятие Концепции развития географического образования в Российской Федерации. Проект Концепции был предложен для широкого обсуждения общественности и профессионального сообщества. Все желающие могли ознакомиться с его содержанием, размещённым на официальном сайте Русского географического общества летом 2016 г.

В документе отмечается роль географических дисциплин в формировании национальной идентичности. Это особенно актуально для граждан России, жителей страны, отличающейся не только своеобразным географическим положением, значительными размерами территории, богатством недр, но и природным, этническим и историко-культурным разнообразием. Выявление и решение многих экологических проблем современности также невозможно без использования разнообразной информации, накопленной сложной и многоплановой системой географических наук. Географические сведения востребованы в экономике и политике, наконец, это неотъемлемый элемент общечеловеческой культуры.

Чгаудпоирог Поэтому система географического образования призвана не только подготовить востребованных специалистов для разных отраслей хозяйства, науки и сфер общества. Школьное географическое образование должно способствовать формированию у молодёжи понятий гражданственности, патриотизма, внимания к национальным истокам, социальной ответственности, географической грамотности, экологической культуры.

Проект содержит важные положения, которые непредвзято оценивают современное состояние географической культуры и географического образования в России, в нём отмечаются и низкий престиж географии в школе и обществе в настоящее время, и деградацию системы географического образования и просвещения. Косвенный сигнал о неблагополучном состоянии - итоги Всероссийского географического диктанта. Собственно, это и стало достаточным поводом для формирования современной концепции развития географического образования.

Обозначенные проблемы особенно ощутимы на региональном уровне. Отчасти состояние географического образования в регионе отражают результаты государственной итоговой аттестации в Иркутской области. Невостребованность географии как предмета на вступительных экзаменах на целый ряд направлений в высших и средних учебных заведениях Иркутска и Иркутской области - следствие утраты её межпредметной функции. Сейчас результаты единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по географии предъявляются только абитуриентами географического факультета Иркутского государственного университета (ИГУ), а это около 50 бюджетных мест. Для поступления на естественно-географический факультет Педагогического института ИГУ требуются результаты ЕГЭ по обществознанию. Такой выбор можно объяснить, по-видимому, не только нынешним положением географии в общественно-научной образовательной области, но и большим количеством выпускников области, сдающих ЕГЭ по обществознанию. Представления о Земле как планете людей, о геосистемах, связывающих компоненты природы и общества, природные и общественные явления, природные, экологические, социально-экономические, геополитические процессы, которые постоянно происходят на территории России и мира, т. е. базовые географические знания, формируемые школьным географическим образованием, в таком случае остаются невостребованными. Вполне естественно, что это не может не сказаться на качестве знаний по географии абитуриентов географических направлений, возможной случайности их выбора.

Не востребованы базовые школьные знания по географии и у абитуриентов - будущих геологов, почвоведов, хотя именно на уроках географии формируются представления о геологическом строении, литосфере, горных породах, тектонике, о ведущих почвообразующих факторах, об особенностях формирования разных типов почв и почвенном покрове Земли. То же можно сказать о направлениях «Туризм» и «Экономика», имеющихся во многих вузах Иркутска, для абитуриентов которых знания, полученные на уроках по физической и экономической географии России и мира, представляют основу для получения новых профессий.

В результате из года в год количество выпускников, сдающих ЕГЭ по географии в Иркутской области, сокращается, и в 2016 г. составило 226 человек, что не превышает 1 % от общего числа выпускников области (в РФ - около 3 %), низок уровень участия в ЕГЭ выпускников в ряде муниципальных образований, в т. ч. в крупных населённых пунктах региона [1]. Оставляет желать

лучшего и качество знаний.

Доля участников ЕГЭ по географии, подтвердивших освоение основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования (203 чел.), составляет около 90 %, однако средний тестовый балл в течение ряда последних лет не превышает 51, и это означает, что знания большинства выпускников соответствуют низкому и удовлетворительному уровням подготовки. Около 10 % участников ЕГЭ не овладели даже базовыми географическими знаниями, не усвоили основные понятия, причинно-следственные связи и закономерности, не овладели необходимыми умениями. Как экстремально высокие (100 баллов), так и низкие (17 баллов) результаты демонстрируются единицами. Однако незначительное количество участников в АТЕ (административно-территориальных единицах) и отдельных образовательных организациях недостаточно для получения статистически достоверных данных для сравнения результативности в них, они не могут выступать и как интегральные показатели качества географических знаний всех выпускников области.

Вполне закономерны в связи с вышесказанным проблемы, возникающие во время приёмной кампании, - это и отсутствие конкурса на все направления подготовки среди абитуриентов географического факультета ИГУ, и предъявленные ими низкие баллы по ЕГЭ. Так, по информации центральной приёмной комиссии ИГУ, в 2016 г. средние баллы по географии абитуриентов на направления «Гидрометеорология», «География», «Экология и природопользование» лишь на 3-4 балла превышают средний показатель экзамена в области, что соответствует лишь удовлетворительному уровню подготовки. Столь же низкие показатели обязательного ЕГЭ по математике. При среднем показателе по области 47 баллов средние баллы ЕГЭ по математике абитуриентов географического факультета на все направления составили 39-47. По итогу зачисления минимальный (проходной) балл на факультете на три направления - от 119 до 136.

Общий низкий уровень подготовки абитуриентов по базовым дисциплинам естественно-научного цикла отмечается уже в течение ряда лет, негативно сказывается в образовательном процессе в вузе, отражается на качестве знаний студентов, их массовой неуспеваемости и последующих отчислениях. Объём географических знаний и умений, полученных в школе, явно недостаточен для продолжения образования по таким направлениям подготовки географического цикла, как метеорология, гидрология, картография, геоэкология, а также смежными с ними - экология, природопользование. Вместо освоения новых знаний и навыков уже в стенах вуза приходится ликвидировать пробелы базового школьного образования, которые вскрываются во время государственной итоговой аттестации.

Анализ результатов ЕГЭ по географии в Иркутской области, как и в Российской Федерации в целом, показывает, что из года в год наибольшие затруднения вызывают задания из раздела «Природа Земли и человек», при выполнении которых требуются знания важнейших свойств географической оболочки, отдельных геосфер, процессов, происходящих в атмосфере, гидросфере, а также особенностей компонентов природы, закономерностей их зональной дифференциации. Участники экзамена не владеют информацией об особенностях переноса воздушных масс, особенностях формирования и выпадения осадков, зональных и региональных закономерностях распределения тепла в зависимости от положения в том или ином климатическом поясе или характера поверхности (а также не владеют соответствующей терминологией), поэтому не

могут обосновать и прогнозировать природные явления, события, процессы. Недостатки знаний по физической географии сказываются и при выполнении заданий, требующих оценки геоэкологической ситуации, суждения о рациональном природопользовании [2].

Также из года в год самые низкие оценки выпускники получают за задания, проверяющие знания об особенностях Земли как планеты Солнечной системы и последствиях движения Земли. Решение задач, связанных с движением Земли, в ряде случаев обнаруживает неумение определить положение полуденного меридиана, направление движения Земли.

По-прежнему значительной частью участников экзамена не выполняется полностью задание, требующее определённых навыков работы с топографической картой: умения определять условные знаки, масштаб, аккуратно работать с полученными данными. Недостаточно усвоенные элементы содержания, несформированные умения, навыки выявляются при выполнении заданий, по-свящённых отдельным регионам России, природно-хозяйственному районированию России, классифицикации основных видов природных ресурсов, особенностям природных ресурсов нашей страны, географии основных отраслей производства России. Отмечается недостаточная информированность о демографической ситуации в различных регионах России, о численности населения страны и особенностях его размещения. Все эти знания и навыки выпускники получают на первых этапах изучения географии, поэтому ко времени сдачи ЕГЭ оказываются почти забытыми.

Относительно успешно усвоенными можно считать элементы содержания базового уровня, позволяющие решать задачи на определение различий в поясном времени территорий, сравнивать страны мира по уровню социально-экономического развития, особенностям урбанизации, а также задачи, проверяющие знания о населении мира, об особенностях природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира. Эти материалы изучаются выпускниками на завершающей стадии обучения в средней школе.

Однако при этом самая низкая результативность отмечается при выполнении заданий повышенной и высокой сложности, содержащих статистические данные. В них необходимо дать развёрнутый обоснованный прогноз возможных изменений, приведя соответствующие вычисления и их результаты для анализа социально-экономических показателей, показателей естественного прироста, миграционного прироста населения. Верные полные ответы на эти задания дают около 30 % участников экзамена. Почти половина участников не приступает к их выполнению, остальные же не умеют работать со статистическими материалами, не владеют понятийным аппаратом, не знают, как вычисляются требуемые показатели, допускают элементарные арифметические ошибки, с трудом излагают свои выводы, формулируют ответы неграмотно, не владея базовыми нормами русского языка.

Всё вышесказанное лишь обращает внимание на необходимость методичного повторения и закрепления материала на всех уровнях изучения географии в школе. Также отмечается прямая зависимость результативности от количества часов изучения предмета в неделю. Так, при изучении предмета до 2 часов в неделю, как это предусмотрено в гимназических, лицейских и профильных классах, средний тестовый балл повышается на 6-7 и более единиц.

Однако время на изучение географии в разных классах постоянно сокращается. Более того, из учебных планов ряда общеобразовательных организаций вытесняется региональный курс «География Иркутской области» (8-9 классы),

основы его были заложены более 50 лет назад. Эта дисциплина своеобразно дополняет и усиливает курс «География России», которому отведено центральное место в системе школьной географии. Она позволяет школьникам узнать и понять особенности природы, населения и хозяйства не просто крупного региона России - Иркутской области, но и той малой родины, которой они гордятся и с которой у большинства жителей Прибайкалья связана жизнь не одного поколения. Благодаря этому курсу создаётся возможность в рамках реального пространства и времени закрепить опорные понятия, знания в сфере географической номенклатуры, сформировать собственные представления о географических системах, их структурно-динамических особенностях и связях, объединяющих природу и общество.

Площадь Иркутской области превышает по размерам Украину, Францию, на её территории могут разместиться три Великобритании. Огромная величина территории определяет разнообразие природных условий и ресурсов, специфику их использования, сложную структуру хозяйства и вместе с тем современные геоэкологические, социальные и экономические процессы. Столь же многоплановы история изучения и освоения территории области, многонациональный состав, историко- и этнокультурное наследие, уникальные природные объекты, региональные экологические проблемы. Таким образом, в данном курсе не только повторяется и закрепляется материал за все предыдущие годы, но проявляется синтетический характер географии, изучающей как природные территориальные комплексы (геосистемы), так и отраслевые и межотраслевые комплексы, акцентируется её метапредметная функция. Кроме того, создаётся реальная возможность для получения практических навыков использования разноплановой географической информации с применением разнообразных современных технологий, знакомство с методами полевых и лабораторных исследований.

Предлагаемые рекомендации ввести дополнительный курс «География родного края» по 1 часу в неделю (сейчас - 0,5 часа) для учащихся 8-9-х классов, включить в содержание программы полевых исследований позволили бы реализовать его метапредметный потенциал, подкреплённый общим увеличением объёма часов на географию как обязательный учебный предмет в старшей школе. Школьный курс может быть углублён благодаря системе мероприятий дополнительного образования.

Восстановление уровня географического образования и географической культуры, воспитание чувства патриотизма и гражданского долга возможно, в том числе, и за счёт усиления роли междисциплинарных курсов «География России» и «География родного края» (в нашем регионе - «География Иркутской области»).

Для изменения статуса школьной географии не менее важной можно считать рекомендацию Всероссийского съезда учителей географии выделить географию в отдельную предметную область. Это позволило бы учесть сложившуюся структуру современной системы географических наук. Тогда и предложение ввести обязательное вступительное испытание по географии при приёме на географические факультеты педагогических вузов, а также по ряду направлений подготовки, таких как «Экономика», «Туризм», «Регионоведение России», «Зарубежное регионоведение», «Землеустройство и кадастры», «Международные отношения» и др., получило бы логическое подтверждение. По-видимому, это гораздо более взвешенное решение, чем, как это предлагалось в проекте Концепции, введение обязательного (наравне с русским языком и математи-

|гаудпоирог кой) ЕГЭ по географии.

Кадровый дефицит, вызванный, в том числе, отсутствием конкурса, низким проходным баллом, слабым уровнем подготовки абитуриентов педагогических вузов (географические специальности), может быть ликвидирован благодаря включению педагогической подготовки с педагогической практикой в программу обучения в классических университетах, как это уже было в прежние годы.

На серьёзность выявленных проблем и непростые пути их решения указывает уже то, что первоначально заявленные сроки принятия Концепции отодвигаются почти на год. Хочется надеяться, что реализация предложенного проекта «Концепции развития географического образования в Российской Федерации» с учётом тех рекомендаций, которые были выработаны на Всероссийском съезде учителей географии, а также с учётом результатов профессионально-общественного обсуждения не только изменит структуру преподавания географии в основной, средней и высшей школе, отношение к географическому образованию, но и будет способствовать географическому просвещению и формированию географической грамотности россиян.

Список литературы

1. Руденко, Г. В. Результаты единого государственного экзамена в Иркутской области в 2015 году. География. / Г. В. Руденко, М. В. Левашова // Педагогический ИМИДЖ. - 2015. - № 4. - С. 22-27.

2. Руденко, Г. В. О результатах ЕГЭ-2016 по географии в Иркутской области. / Г. В. Руденко // Педагогический ИМИДЖ: от идеи к практике. - 2016. - №2 3. - С.50-53.

About the Preliminary Concept Paper of Geography Education Development in the Russian Federation

G. V. Rudenko

Institute of Education Development of Irkutsk Region, Irkutsk

Abstract. The Preliminary concept paper of geographical education development in the Russian Federation contains the important provisions which evaluate the current status of Geographical culture and education in Russia. The concept paper shows the low prestige of Geography at school and in society and the state of degradation in the system of geographic education nowadays. The problems mentioned in the article are especially noticeable at the regional level.

Keywords: Concept paper, the results of State Final Exams in Irkutsk Region, Geography of Russia, Geography of Irkutsk Region.

Руденко

Галина Владимировна

Кандидат географических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

Институт развития образования Иркутской области

664007, Иркутск, ул. Красноказачья, 10-А

тел.: 8(3952)500904 e-mail: g.rudenko@iro38.ru

Rudenko

Galina Vladimirovna

Candidate of Science Geography, Assosiate Professor, Assosiate Professor of the Social and Humanities Department

Institute of Education Development of Irkutsk Region

10-A, Krasnokazachiya St, Irkutsk, 664007

tel.: 8(3952)500904 e-mail: g.rudenko@iro38.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.