Научная статья на тему 'О результатах применения методики определения численности персонала исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга'

О результатах применения методики определения численности персонала исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
343
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ / УСЛУГИ / ЧИСЛЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горшков Александр Сергеевич, Кудрявцев Валентин Григорьевич, Михеева Елена Евгеньевна, Прасолова Владислава Владимировна

В статье рассказывается о результатах практического применения в администрациях районов Санкт-Петербурга методики расчета численности сотрудников исполнительных органов государственной власти. Основное внимание уделено вопросам реализации методики для получения корректных результатов расчетов, а также вопросам их эффективного использования при управлении кадровым потенциалом государственной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Горшков Александр Сергеевич, Кудрявцев Валентин Григорьевич, Михеева Елена Евгеньевна, Прасолова Владислава Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О результатах применения методики определения численности персонала исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга»

A. С. ГОРШКОВ, Н. В. БАШКЕЕВА, В. С. ТОКАРЕВ,

B. Г. КУДРЯВЦЕВ, Е. Е. МИХЕЕВА, В. В. ПРАСОЛОВА

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Ключевые слова:

исполнительные органы государственной власти, государственные функции /услуги, численность персонала

В статье рассказывается о результатах практического применения в администрациях районов Санкт-Петербурга методики расчета численности сотрудников исполнительных органов государственной власти. Основное внимание авторы уделяют вопросам реализации методики для получения корректных результатов расчетов и их эффективного использования при управлении кадровым потенциалом государственной службы.

Key words:

state power executive bodies, state functions / services, manpower

The results of practical application of methodology for manpower specification in state power executive bodies which was realized in administrations of Saint-

Petersburg’s districts were presented in the article. Special attention is paid to the problems of realization of methodology for obtaining correct specification results as well as to the problems of their effective usage while managering public administration’s staff.

Разработка и внедрение научно обоснованных методов определения штатной численности персонала и оптимизации структуры исполнительных органов государственной власти (ИОГВ) субъектов Российской Федерации в настоящее время остается актуальной задачей в сфере обеспечения эффективности государственного управления в России.

При этом современная концепция административной реформы

неразрывно связывает обеспечение эффективного функционирования органов государственной власти с сокращением расходов на содержание государственного аппарата, а также с совершенствованием административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти на основе внедрения стандартов и административных регламентов исполнения государственных функций и оказания государственных услуг при постоян-

Горшков А. С., Башкеева Н. В., Токарев В. С., Кудрявцев В. Г., Михеева Е. Е., Прасолова В. В. О результатах...

Государственная и муниципальная служба

ном контроле их оптимального состава [5; 9].

Работа в этом направлении сегодня ведется во многих регионах Российской Федерации, для чего разрабатываются реестры государственных функций, исполняемых ИОГВ; проводится нормативноправовое закрепление ликвидации избыточных и дублирующих функций; осуществляется аутсорсинг — передача функций региональных органов исполнительной власти. Такого рода деятельность осуществляется и в рамках административной реформы исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга [6; 7].

Вместе с тем следует отметить, что задача рационального использования кадрового потенциала государственной службы, включая его количественное обоснование и регламентацию деятельности, а также вытекающая из нее задача структурной модернизации ИОГВ находятся на начальной стадии своего решения.

К сожалению, на сегодняшний день определение потребности в персонале государственной службы — один из самых непроработанных аспектов проблемы кадрового планирования. Лишь немногие властные структуры могут сегодня точно определить потребность органов государственной власти в кадрах. Такая ситуация складывается в связи с отсутствием на государственном уров-

не общепринятых научно обоснованных критериев и методических рекомендаций по определению штатной численности персонала государственных органов, а также особой сложностью нормирования управленческого труда [1, с. 79].

Таким образом, особую значимость приобретают работы, проводимые по инициативе органов власти Санкт-Петербурга в интересах решения данной проблемы. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что властями города изначально в качестве одной из концептуальных задач административной реформы была определена разработка и внедрение научно обоснованной методологии определения численности персонала ИОГВ [6; 7].

С целью решения этой задачи проведен целый ряд научно-прикладных исследований, первыми результатами которых явились методики расчета численности персонала подразделений ИОГВ, ориентированные в соответствии со структурой органов государственной власти Санкт-Петербурга на отраслевой характер деятельности данных подразделений (здравоохранение, образование, ЖКХ, социальная защита населения и т. п.) [2].

Однако дальнейшие исследования показали нецелесообразность такого подхода по следующим причинам [4]:

1. Методики разработаны для конкретной узкопрофессиональной

области государственного управления и, следовательно, в большинстве случаев опираются на коэффициенты и показатели, не применимые в иных отраслевых и территориальных органах исполнительной власти.

2. Указанные методики не отражают специфику труда государственных служащих. Ни в одной из них не учитывается сокращение индивидуального фонда рабочего времени, связанное с необходимостью обучения, повышения квалификации и переподготовки государственных служащих, хотя такого рода временные затраты, как показывают исследования, могут достигать 450 часов на человека в год (например, индивидуальный фонд рабочего времени отдела социальной защиты Приморского района составил в 2007 г. 1139 человеко-часов, тогда как в среднем по городу данный показатель составил порядка 1591 человеко-часов).

3. Несмотря на то что в каждой из методик обозначена необходимость при расчете нормативов штатной численности опираться на некий перечень выполняемых функций / предоставляемых услуг, в них отсутствует четкое определение содержания подобного перечня, что также может существенно затруднить формирование и внедрение реестров государственных функций и государственных услуг исполнительных органов государственной

власти, а также административных регламентов и процедур.

В такой ситуации становится невозможной реализация приоритетного направления современного этапа административной реформы — разработки унифицированных административных процедур и нормативов штатной численности на основе перечней выполняемых подразделениями исполнительных органов государственной власти функций / предоставляемых услуг. Данное направление остается актуальным на сегодняшний день не только для какого-то конкретного подразделения ИОГВ, но, скорее, для всей системы государственного управления.

Северо-Западная академия государственной службы в рамках государственных контрактов с администрацией Санкт-Петербурга разработала и реализовала на практике в структурных подразделениях администраций районов Санкт-Петербурга унифицированный подход определения их штатной численности [10-12].

Важность этой исследовательской прикладной работы определяется тем, что совокупность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга представляет собой сложную иерархическую систему, на нижнем уровне которой (связанном с непосредственным исполнением государственных функций и оказанием

Горшков А. С., Башкеева Н. В., Токарев В. С., Кудрявцев В. Г., Михеева Е. Е., Прасолова В. В. О результатах...

Государственная и муниципальная служба

государственных услуг населению) находятся структурные подразделения администраций районов Санкт-Петербурга, принимающие обычно форму отделов или секторов этих администраций. При этом ряд отделов администраций районов (образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры и др.) имеют двойное подчинение — территориальное и отраслевое — главам администраций районов и комитетам Правительства Санкт-Петербурга соответственно. Последние имеют собственную структуру подразделений, обеспечивающих деятельность каждого комитета в пределах определенной для него сферы (отрасли) государственного управления.

Таким образом, совокупность ИОГВ Санкт-Петербурга предусматривает как минимум два основных уровня минимальных структурных единиц системы исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, выполняющих государственные властно-распорядительные функции и оказывающих государственные услуги населению в пределах одного направления деятельности:

- структурные подразделения отраслевых комитетов;

— структурные подразделения администраций районов.

При этом персонал структурных подразделений администраций

районов Санкт-Петербурга представляет собой наибольшую по численности группу общего персонала государственной службы и кадров ИОГВ Санкт-Петербурга (к моменту начала исследований суммарная штатная численность рассмотренных в работе 16 отделов администраций районов составляла 2711 человек).

В основу исследования была положена типовая методика расчета нормативов штатной численности исполнительных органов государ ственной власти Санкт-Петербурга и подведомственных им предприятий и учреждений, разработанная А. Горшковым и Н. Хова-новым [2] и реализованная в автоматизированном режиме.

Данная методика является обобщением разработанных в Санкт-Петербурге отраслевых методик и содействует решению актуальных задач в сфере обеспечения эффективности государственного управления, прежде всего с точки зрения использования следующей исходной информации:

1. Перечень (реестр) государственных функций и государственных услуг, исполнение которых входит в обязанности данного структурного подразделения.

2. Перечни действий, реализующих административные процедуры выполнения каждой государственной функции и оказания каждой государственной услуги.

3. Оценки характеристик каждого действия: трудоемкость выполнения действия (в человеко-часах) и его повторяемость (число выполнения действий за календарный год).

4. Оценки среднего фонда рабочего времени одного специалиста данного структурного подразделения с учетом особенностей деятельности государственных служащих.

Кроме того, указанная методика и соответствующая методология ее применения универсальны для определения численности различных видов исполнительных органов государственной власти в силу ряда причин.

Методика основана на общепринятом едином понятии трудозатрат, необходимых для выполнения некоторой функции (работы) путем реализации соответствующей последовательности составляющих ее действий (операций). Этим обусловлена независимость процедуры применения методики от вида и уровня подразделения ИОГВ (отдел, сектор, территориальный орган, комитет Правительства и т. п.), а также от сферы (отрасли) их деятельности (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство и т. д.).

Особенности внутренних и внешних условий деятельности подразделений ИОГВ (специфика района Санкт-Петербурга: количество жителей, социально-экономи-

ческая обстановка и т. п.) учитываются за счет ряда варьируемых параметров, к числу которых, прежде всего, относится состав возложенных на данное подразделение:

1) государственных функций (ГФ) и государственных услуг

(ГУ);

2) трудоемкости;

3) повторяемости действий.

В соответствии с указанными исходными положениями численность сотрудников структурного подразделения ИОГВ вычисляется в методике как

N¥5 =

ш

УРБ ’

где ТРБ — оценка объема общих годовых трудозатрат (в человекочасах), необходимых данному подразделению для выполнения государственных функций и оказания государственных услуг; УРБ — единая для всех сотрудников подразделения оценка индивидуального годового фонда рабочего времени сотрудника подразделения (в часах).

При этом оценка общих годовых трудозатрат подразделения определяется как сумма

N

N¥5 = ^ РБ.,

г ’

I = 1

где РБ. — оценка (в человеко-часах) трудозатрат, необходимых данному подразделению в календарном году для выполнения / оказания г-й государственной функции / услуги,

Горшков А. С., Башкеева Н. В., Токарев В. С., Кудрявцев В. Г., Михеева Е. Е., Прасолова В. В. О результатах...

Государственная и муниципальная служба

г = 1, ..., N; N — количество государственных функций и государственных услуг, возложенных на данное подразделение.

В свою очередь, кг

РБ. = 2 ^1- х г1-,

} = 1

где Ь/.. — оценка (в человеко-часах) трудоемкости ]-го действия при реализации г-й государственной функции / услуги; г = 1, ..., N; т/.. — оценка повторяемости ]-го действия за календарный год (целого числа повторений действия за год) при реализации г-й государственной функции / услуги; г = 1, ..., N; К. — количество действий из сформированного для г-й функции / услуги перечня действий.

Универсальность такого подхода позволила применить методику в администрациях всех 18 районов Санкт-Петербурга для расчета численности персонала структурных подразделений ИОГВ, выполняющих государственные функции и оказывающих государственные услуги с учетом их отраслевой специфики. Объектом исследования стали следующие структурные подразделения:

— жилищный отдел и отдел районного хозяйства;

— отдел образования;

— отдел экономического развития;

— отдел социальной защиты населения;

— отдел здравоохранения;

- общий отдел;

— отдел бухгалтерского учета и отчетности;

- юридический отдел;

- отдел по вопросам государственной службы и кадров;

- отдел потребительского рынка;

- отдел информатизации и связи;

- отдел культуры;

- отдел физической культуры и спорта;

- отдел молодежной политики и взаимодействия с общественными организациями;

- отдел по вопросам законности, правопорядка и безопасности;

- отдел государственного заказа. Опыт, приобретенный в ходе

данных исследований, свидетельствует о том, что получение с помощью данной методики корректных результатов и эффективное их использование требует решения ряда методологических вопросов.

В первую очередь это связано с необходимостью применения исходной информации, процедура получения которой находится в рамках данной методики расчета. Указанная процедура была разработана и применена при непосредственном участии авторов данной статьи в процессе выполнения указанных выше работ по расчету нормативов численности подразделений администраций районов Санкт-Петербурга.

Как указано выше, первоосновой для проведения расчетов явля-

ются перечни (отраслевые реестры) государственных функций и государственных услуг каждого структурного подразделения ИОГВ. Создание отраслевых реестров в данной работе осуществляется путем распределения в администрациях районов Санкт-Петербурга между отраслевыми подразделениями ГФ и ГУ содержащихся в Реестре государственных функций и государственных услуг, выполняемых и предоставляемых органами исполнительной власти Санкт-Петербурга. Данный Реестр разработан органами власти Санкт-Петербурга в 2008 г., представлен для публичного обсуждения на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга в рубрике «Административная реформа в Санкт-Петербурге» [14] и содержит 29 общих ГФ, 2 общие ГУ, 213 специальных ГФ и 111 специальных ГУ, возлагаемых на администрации районов Санкт-Петербурга в соответствии с их полномочиями [8]. При этом выявлено, что реальный состав функций и услуг подразделений, осуществляющих государственное управление в пределах даже одной сферы, существенно различается в администрациях районов города. Во многом это обусловлено тем, что структуры администраций разнятся по составу подразделений, и свидетельствует о различии в условиях функционирования подразделений администраций районов Санкт-Петербурга.

Вместе с тем, к настоящему времени нормативно-правовая база применения указанного выше Реестра не полностью сформирована, а состав и содержание вошедших в него государственных функций и государственных услуг требуют проведения научно-прикладных работ в целях их оптимизации.

Второй составляющей необходимой исходной информации для применения методики являются перечни действий, последовательность выполнения которых определяет административную процедуру исполнения каждой ГФ и оказания каждой ГУ сотрудниками подразделений ИОГВ. Указанные административные процедуры являются составной частью административных регламентов исполнения ГФ и предоставления ГУ [13], которые на момент выполнения данной работы отсутствовали. В этой связи в процессе выполнения работы для каждого отраслевого реестра были разработаны процедуры реализации ГФ и предоставления ГУ указанными выше отделами администраций в виде перечней действий, обеспечивающих эту реализацию.

В настоящее время разработано и утверждено 36 административных регламентов1 предоставления государственных услуг сотрудниками

1 Количество административных регламентов указано на момент написания статьи.

Горшков А. С., Башкеева Н. В., Токарев В. С., Кудрявцев В. Г., Михеева Е. Е., Прасолова В. В. О результатах...

Государственная и муниципальная служба

подразделений администраций районов Санкт-Петербурга. Следует отметить, что полученный авторами статьи опыт свидетельствует о достаточно высокой сложности разработки административных процедур в сфере государственного управления в силу отсутствия научно обоснованных рекомендаций по их оптимальному построению.

На сегодняшний день разработка административных процедур исполнения ГФ и предоставления ГУ осуществляется на основе существующего опыта работы государственных служащих и их представления о том, как нужно работать. Следствием этого явилось полученное в ходе исследований существенное расхождение в составе и количестве действий в разработанных перечнях действий для одних и тех же ГФ и ГУ администраций районов Санкт-Петербурга.

Наилучшие результаты, с точки зрения типизации процедур предоставления ГУ, получены в сфере социальной защиты населения, в том числе на основе организации коллегиальной работы специалистов администраций различных районов. В настоящее время утвержденные административные регламенты предоставления ГУ в сфере социальной защиты населения содержат административные процедуры (перечни типовых действий) [3, с. 73-260], разработанные в наших исследованиях [10-12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Окончательное формирование исходной информации для проведения расчетов состоит в получении оценок трудоемкости и повторяемости действий, последовательность реализации которых обеспечивает исполнение каждой ГФ и предоставление каждой ГУ.

При этом, если получение оценок повторяемости действий (число выполнения действий за календарный год) может быть осуществлено как экспертным путем, так и на основе статистики предыдущих лет и анализа развития социально-экономической обстановки в районе, то, как показано в работе [4], конструктивным путем получения оценок трудоемкостей действий (в человеко-часах) является процедура экспертной оценки. При этом в качестве экспертов выступают специалисты соответствующих подразделений ИОГВ.

Необходимо отметить, что в настоящее время в исполнительных органах государственной власти отсутствует достаточный опыт нормирования труда. Этим обусловлена необходимость внешней экспертизы получаемых первичных экспертных оценок. Кроме того, потребовалось методологическое сопровождение первичной экспертизы, в частности, при обеспечении единого формата представления данных, а также при определении оценок трудоемкости и повторяемости действий различного харак-

тера: выполнение индивидуальных работ сотрудников и коллективных мероприятий.

В результате такой процедуры оценки трудоемкости и повторяемости каждого]-го действия при реализации г-й государственной функции / услуги (г = 1, ..., N] = 1, ..., К) в общем случае представляют собой наборы интервальных оценок нескольких экспертов, статистическая обработка которых позволяет получить усредненные интервальные оценки характеристик каждого действия [4]:

— ЛЬ/.. - «оптимистическая»

■> г]

оценка (минимальное значение) трудоемкости действия;

— ЛЬ/.. — «пессимистическая»

■> г]

оценка (максимальное значение) трудоемкости действия;

— Лт/.- — «оптимистическая»

г]

оценка (минимальное значение) повторяемости действия;

— Лт/..+ — «пессимистическая»

г]

(максимальное значение) оценка трудоемкости действия.

При этом оценка повторяемости действий может быть получена не только на основе выводов экспертов, но и на основании данных предыдущих лет.

Результирующие оценки общих годовых трудозатрат подразделения в этом случае имеют аналогичный интервальный вид, определяемый минимальным и максимальным значениями необходимых трудозатрат:

TFS - = £ Р5Г и Т¥Б + = £

гг

г = 1 г = 1

где Щ - = £ Л/у Х Лт/-

] = 1

FS. + = £ Л1/. + х Лт/.+.

г г] г]

] = 1

Кроме того, оценка среднего фонда рабочего времени одного специалиста данного структурного подразделения, непосредственно участвующего в выполнении государственных функций и / или предоставлении государственных услуг, определяется в методике с учетом специфики деятельности государственных служащих. При этом предусмотрен учет сокращения годового фонда рабочего времени не только за счет отпусков и нетрудоспособности по причине болезни сотрудников, но и с учетом затрат времени на периодическое и обязательное прохождение государственными служащими обучения по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а также (при наличии соответствующего учета) на выполнение внеплановых мероприятий и заданий вышестоящих ИОГВ и т. п.

Оценки минимального и максимального значений индивидуального фонда времени сотрудников подразделений на календарный год вычисляются в методике с учетом показателя среднего квадратического отклонения QVFS от среднего значения оценок индивидуального

Горшков А. С., Башкеева Н. В., Токарев В. С., Кудрявцев В. Г., Михеева Е. Е., Прасолова В. В. О результатах...

Государственная и муниципальная служба

фонда времени сотрудников рассматриваемых подразделений VFS.

Указанные статистические характеристики VFS и QVFS индивидуального фонда времени сотрудников подразделений вычислены в данной работе на основе информации за 2008 г., представленной администрациями районов Санкт-Петербурга в количестве 306 измерений по каждой из следующих категорий времени:

— очередные и дополнительные

отпуска;

— учебные отпуска;

— болезни.

При этом единая для всех сотрудников подразделений районных администраций оценка среднего значения индивидуального фонда времени сотрудника на календарный год (в часах) составила VFS = 1625 часов, а оценка среднего квадратического отклонения (стандартного отклонения) объемов индивидуальных фондов рабочего времени (в часах) на календарный год сотрудников структурных подразделения районных администрации равна QVFS = 70,38 часа.

Таким образом, в условиях описанной выше процедуры получения исходной информации итоговые результаты расчетов штатной численности сотрудников подразделений ИОГВ, обеспечивающих выполнение государственных функций и оказание государственных услуг, определяются следующими видами оценок:

— оценка минимальном штатной численности структурного подразделения, равная

ТГБ -

ШБ - =---------------;

У¥Б + ЦУГБ

— оценка максимальной штатной численности структурного подразделения, равная

+ ТГБ+

№Б + =---------------;

УГБ + ЦУГБ

- оценка среднего значения (норматив) штатной численности структурного подразделения

0 ТГБ0

ШБ =---------,

УГБ

0 ТГБ-+ ТГБ+ где ШБ 0 = -

2

Вычисленные три оценки необходимой штатной численности сотрудников структурного подразделения, обеспечивающих выполнение государственных функций и оказание государственных услуг, удовлетворяют неравенству ШБ-< ШБ 0< ШБ+.

В качестве примера на рис. 1 приведены результаты апробации методики в отделах социальной защиты населения администраций районов Санкт-Петербурга.

Результаты расчета оценки среднего значения штатной численности отделов социальной защиты населения администраций районов Санкт-Петербурга представлены на рис. 2.

оценка минимальном расчетной численности отдела оценка максимальной расчетной численности отдела ■штатная численность отдела на 01.01.2009

Рис. 1. Результаты апробации методики для отделов социальной защиты населения

Рис. 2. Результаты расчета средней штатной численности отделов социальной защиты населения администраций Санкт-Петербурга

Горшков А. С., Башкеева Н. В., Токарев В. С., Кудрявцев В. Г., Михеева Е. Е., Прасолова В. В. О результатах...

Государственная и муниципальная служба

Цифрами на рисунках обозначены отделы социальной защиты следующих районов администрации Санкт-Петербурга:

1. Адмиралтейского района.

2. Василеостровского района.

3. Выборгского района.

4. Калининского района.

5. Кировского района.

6. Колпинского района.

7. Красногвардейского района.

8. Красносельского района.

9. Кронштадтского района.

10. Курортного района.

11. Московского района.

12. Невского района.

13. Петроградского района.

14. Петродворцового района.

15. Приморского района.

16. Пушкинского района.

17. Фрунзенского района.

18. Центрального района.

При практическом использовании получаемых с помощью данной методологии расчетов необходимо учитывать следующее.

Расчетные минимальные значения штатной численности структурного подразделения соответствуют наилучшим условиям деятельности сотрудников, наилучшей их квалификации и технологии их работы, наименьшим потерям рабочего времени и наименьшей интенсивности труда, определяемой факторами, связанными с внешними условиями — районом функционирования подразделения. Соответственно расчетные максимальные значения

штатной численности структурного подразделения соответствуют противоположным условиям.

При сравнении результатов расчетов необходимо учитывать особенности структур ИОГВ и их подразделений, различие во внешних и внутренних условиях функционирования ИОГВ, отражаемых в составе исполняемых функций и предоставляемых услуг, применяемых процедурах их реализации, а также в характеристиках действий этих процедур.

Наилучшими условиями применения методики является принятие единых типовых административных процедур и административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг сотрудниками подразделений администраций районов Санкт-Петербурга.

При наличии вышеупомянутых условий возможен выход на более детерминированные значения нормативов численности, однако это требует продолжения исследований.

Подтверждением этого является принципиальная возможность получения с помощью используемой методики нормативов трудозатрат функций и услуг при условии общепринятой, предусмотренной административным регламентом единой процедуры их реализации.

Апробация соответствующих расчетов произведена авторами

данной статьи применительно к расчету нормативов трудозатрат, необходимых сотрудникам отделов социальной защиты населения для оказания специальной государ-

ственной услуги, определенной в Приложении 1 к распоряжению Администрации Санкт-Петербурга от 28 апреля 2003 г. № 809-ра: «Назначать государственную социаль-

Таблица 1

Норматив трудозатрат на реализацию специальной государственной услуги1: «Назначать государственную социальную помощь малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам»

Норматив трудоемкости специальной государственной услуги № 2.35.1 составляет 2,89 часа (173 минуты)

Минимальные Максимальные Норматив

Район трудозатраты (в год), чел.-час трудозатраты (в год), чел.-час трудозатрат (в год), чел.-час

Адмиралтейский 2368,47 4475,43 3421,95

Василеостровский 520,29 1130,06 825,17

Выборгский 3224,11 7106,99 5165,55

Калининский 4620,04 8962,99 6291,52

Кировский 2611,19 4483,74 3547,46

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Колпинский 1075,65 2021,50 1548,58

Красногвардейский 2329,15 8908,06 5618,61

Красносельский 205,37 463,16 334,27

Кронштадтский 460,89 870,87 665,88

Курортный 327,20 658,13 492,67

Московский 2435,84 4385,52 3410,68

Невский 1917,82 4789,52 3353,67

Петроградский 149,57 304,05 226,81

Петродворцовый 1183,44 2102,25 1642,85

Приморский 1507,72 3018,03 2262,87

Пушкинский 1084,70 2070,86 1577,78

Фрунзенский 1611,74 3047,17 2329,45

Центральный 2426,40 5073,77 3750,08

1 Государственная услуга № 2.35.1: п. 5.1 Приложения 1 к Распоряжению Администрации Санкт-Петербурга от 28.04.2003 г. № 809-ра [14].

Горшков А. С., Башкеева Н. В., Токарев В. С., Кудрявцев В. Г., Михеева Е. Е., Прасолова В. В. О результатах...

Государственная и муниципальная служба

ную помощь малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам» [14]. Основанием для выполнения таких расчетов явилось принятие специалистами отделов социальной защиты населения администраций всех районов Санкт-Петербурга единой процедуры реализации данной услуги.

Результаты расчетов приведены в табл. 1. Нормативы трудозатрат на оказание данной услуги определяются единой для всех районов оценкой трудоемкости процедуры ее реализации, приведенной в табл. 2, и различными для разных районов значениями повторяемостями соответствующих действий.

Таблица 2

Административная процедура предоставления государственной услуги отделом социальной защиты населения: «Назначать государственную социальную помощь малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам»

Действия Трудоемкость

тіп тах

1. Написание заявления 9 мин. 10 мин.

2. Проверка наличия документов 5 мин. 7 мин.

3. Регистрация заявления в журнале 3 мин. 5 мин.

4. Проверка данных по АИС ЭСРН 9 мин. 14 мин.

5. Расчет среднедушевого дохода семьи 11 мин. 18 мин.

6. Проверка расчета 12 мин. 20 мин.

7. Подготовка документов на комиссию 8 мин. 14 мин.

8. Заседание комиссии 20 мин 37 мин.

9. Написание протокола 12 мин. 18 мин.

10. Написание уведомления заявителю о принятом решении 10 мин. 44 мин.

11. Регистрация уведомления и отправка 8 мин. 11 мин.

12. Внесение данных о назначении ГСП 5 мин. 7 мин.

13. Оформление списков на выплату 10 мин. 20 мин.

ИТОГО 122 мин. 225 мин.

Норматив трудоемкости 122 + 225 2 - 173 мин.

Одним из важных результатов ветствующей автоматизированной

проведенных работ по внедрению программы и ее применение на

методики является разработка соот- практике.

В целом результаты, полученные на основе применения методики, адекватны реальной загрузке подразделений по исполнению возложенных на них государственных функций и предоставлению государственных услуг. Следует отметить также, что эти данные являются научно обоснованным и практическим основанием для проведения серьезной организационно-методической работы в администрациях районов Санкт-Петербурга в целях более глубокого анализа и

проведения мероприятий по оптимизации реестров ГФ и ГУ, рационализации структуры и регламентации деятельности подразделений администраций районов, а также использования трудовых ресурсов в ИОГВ Санкт-Петербурга. При этом представленная в данной статье методология работ, методика и автоматизированная программа расчетов являются одним из основных конструктивных инструментов реализации указанных мероприятий.

1.

2.

10.

Бажин И. Методика оценки деятельности исполнительных органов государственной власти // Государственная служба. 2009. № 1. С. 77-83.

Горшков А. С. О едином подходе к определению численности государственных служащих исполнительных органов власти: методика расчета // Управленческое консультирование. 2009. № 3. С. 5-13.

Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2009. № 43 (644).

Кириллов А. Л., Башкеева Н. В., Прасолова В. В. Персонал государственной службы: методы определения численного состава // Управленческое консультирование. 2010. № 2. С. 58-71.

О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и плане мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 20062010 годах: распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р (ред. от 10.03.2009 г.). [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант плюс».

О Плане мероприятий по проведению административной реформы в Санкт-Петербурге в 20062008 годах: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29 августа 2006 г. № 1055. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант плюс».

О Плане мероприятий по проведению административной реформы в Санкт-Петербурге в 20092010 годах: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 14 апреля 2009 г. № 381. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант плюс».

Об администрациях районов Санкт-Петербурга: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 г. № 1078 (с изменениями на 3 марта 2010 г.). [Электронный ресурс] // Инвест-совет. и 131.: http://www.in vest-sovet.ru/index. рІлр?ор1:іоп=сот_сог^ег^&уі^=аг1:ісІ.е

&і(і=225:---1078--28082008-я---я&саЬ^=2:2009-08-04-12-52-18&Иеті(і=23 (дата обращения: 30.08.2010).

Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 27. Ст. 3256.

Оказание услуг для государственных нужд Санкт-Петербурга по обобщению отраслевых методик расчета нормативов численности сотрудников исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственных предприятий и учреждений. Гос. контракт № 270/1 от 18.07.2008 г. Выписка из Реестра государственных контрактов. [Электронный ресурс] // Государственный заказ Санкт-Петербурга. иіі. http://www.gz-spb.ru/pls/ceip/advanced_search_old. 2к?р_і^=4718614 (дата обращения: 30.08.2010).

7

Горшков А. С., Башкеева Н. В., Токарев В. С., Кудрявцев В. Г., Михеева Е. Е., Прасолова В. В. О результатах...

Государственная и муниципальная служба

11. Оказание услуг по расчету нормативов численности сотрудников исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга для государственных нужд Санкт-Петербурга. Гос. контракт № 104/нч от 28.05.2009 г. Выписка из Реестра государственных контрактов. [Электронный ресурс] // Государственный заказ Санкт-Петербурга. ии_: http://www.gz-spb.ru/pls/ceip/ad-vanced_search_old.zk?p_id=6126760 (дата обращения: 30.08.2010).

12. Оказание услуг по расчету нормативов численности сотрудников исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга для государственных нужд Санкт-Петербурга. Гос. контракт № 182/нч от 31.08.2009 г. Выписка из Реестра государственных контрактов. [Электронный ресурс] // Государственный заказ Санкт-Петербурга. и і.: http://www.gz-spb.ru/pls/ceip/ advanced_search_old.zk?p_id=6436649 (дата обращения: 30.08.2010).

13. Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг: постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. № 679. [Электронный ресурс] // Справочноправовая система «Консультант плюс».

14. Реестр государственных функций и государственных услуг, выполняемых и предоставляемых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс] // Государственные функции и услуги. ии_: http://rgs.gov.spb.ru/reestr/main.html (дата обращения: 30.08.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.