Государственная и муниципальная служба
А. Л. КИРИЛЛОВ, Н. В. БАШКЕЕВА, В. В. ПРАСОЛОВА
ПЕРСОНАЛ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧИСЛЕННОГО СОСТАВА
Ключевые слова:
исполнительные органы государственной власти, численность государственных служащих, нормирование труда, оценка трудозатрат
В статье подробно описывается методика расчета численности сотрудников исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственных им предприятий и учреждений. Основным достоинством данной методики является ее универсальность с точки зрения применения в исполнительных органах государственной власти вне зависимости от профиля управленческой деятельности и отраслевой принадлежности.
Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти остается одной из основных проблем современного государственного управления в России [6]. На ее решение направлено большинство мероприятий проводимой в настоящее время в Российской Федерации административной реформы и реформы государственной службы [22, ст. 4664; 20, ст. 5514; 19].
Актуальность реализации основных направлений административной реформы обусловлена необходимостью:
Key words:
executive state government bodies, numerical quantity of public administrators, labor rating, labor cost estimation
In the article the methodology for calculation of numerical quantity of employees of executive state government bodies of Saint-Petersburg and institutions within their jurisdiction is described in detail. The main advantage ofthe methodology is its universality from the viewpoint of its application in executive bodies regardless of a profile of administrative activity and branch belonging.
— повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти на основе регламентации выполнения функций и оказания государственных услуг и процедур оценки результатов их выполнения;
— снижения затрат на финансирование аппарата государственной службы, что соответствует общепринятому определению понятия «эффективность» — «соотношение эффекта результата к затратам / расходам ресурсов, обусловившим / обеспечившим его получение» [2, с. 1420].
Реализация каждой из вышеперечисленных задач, в первую очередь, предполагает разработку оптимальной структуры государственного аппарата управления и наполнение ее необходимым количеством квалифицированных специалистов. «Отсутствие таких структур остается одним из самых проблемных направлений деятельности государственных органов всех уровней, сдерживающих социально-экономическое развитие территорий» [12, с. 22].
Под оптимальной структурой государственного аппарата управления понимается в данном случае организационная структура, представляющая собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их эффективное функционирование и развитие как единого целого.
Такая структура должна прежде всего отвечать двум основным требованиям: быть функциональной и экономичной. Однако отсутствие общепринятых критериев, нормативов и научных рекомендаций в области построения эффективных организационных структур и комплектования на их основе штатов государственных органов власти создает на практике достаточно сложную методологическую проблему [3, с. 10].
Решение задач совершенствования организационных структур ис-
полнительных органов государственной власти связано с управлением кадровым ресурсом государственной службы и проблемами нормирования труда государственных служащих. Эта связь выражается в том, что под влиянием совершенствования организации труда изменяется как объем нормирования (состав работников, структурных подразделений, содержание выполняемых функций и работ), так и база нормирования (организационно-технические условия — методы и средства выполнения работ).
Проблема нормирования труда государственных служащих проистекает из специфики их профессиональной деятельности. Эта специфика может быть охарактеризована следующим образом:
— основным объектом нормирования труда государственных служащих является выполняемая ими управленческая функция;
— государственные служащие непосредственно материальных ценностей не создают, но обеспечивают условия их производства (обосновывают цели и направления общественного развития, оказывают услуги различным категориям граждан, занимаются регулированием деятельности участников экономического процесса и т. д.);
— в процессе своего труда государственные служащие обеспе-
Кириллов А. Л., Башкеева Н. В., Прасолова В. В. Персонал государственной службы: методы определения...
Государственная и муниципальная служба
чивают стабильность общественных отношений, явлений и процессов, а также эффективное взаимодействие различных слоев населения с государством;
— основной вид деятельности государственных служащих заключается в принятии на основе располагаемой информации о состоянии общественных явлений и процессов управленческих решений, а также в их последующей реализации.
Таким образом, применительно к персоналу государственной службы такое нормирование проявляется в установлении меры затрат труда на выполнение заданного объема работ (функций) за определенный период времени.
Задача сокращения или увеличения требуемой численности государственных служащих, особенно важная в условиях напряженного баланса трудовых ресурсов, может быть решена только на основе «установления нормативов, позволяющих определить необходимое количество штатных единиц работников, как по отдельным структурным подразделениям, так и по организации в целом с учетом использования опыта, техники, специфики предоставляемых органом исполнительной власти услуг и выполняемых ими функций» [8, с. 15].
Анализ литературы [см.: 4; 5] показал, что до начала административной реформы штатная численность
исполнительных органов государственной власти в большинстве случаев обосновывалась применением отраслевых методик, основанных, как правило, на нормативном анализе и определении трудоемкости специфических для данной конкретной отрасли процедур, реализуемых служащими в процессе выполнения своих служебных обязанностей с учетом ряда отраслевых факторов и показателей (количество подведомственных учреждений, численность социально незащищенных групп населения, общая площадь, состояние жилых фондов и т. д.).
Информация об основных существующих методиках определения штатной численности органов государственной власти и местного самоуправления РФ, а также о методических разработках по инициативе и с участием органов власти РФ приведена в табл. 1.
Анализ приведенных в таблице данных показал отсутствие единообразия в подходах к определению штатной численности сотрудников исполнительных органов государственной власти в РФ. В этой связи следует отметить работы, проводившиеся в Санкт-Петербурге при поддержке Администрации губернатора и комитета по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с органами местного самоуправления по реализации мероприятий административной реформы.
Таблица 1
Методики и методические разработки по определению штатной численности органов государственной власти и местного самоуправления в РФ
Субъект применения
федеральные органы государственной власти органы государственной власти субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления
Методика расчета штатной численности таможенных органов РФ и их структурных подразделений [10] Типовые структуры и нормативы численности органов управления образованием субъектов РФ и методические рекомендации по их применению [23] Методика расчета численности работников муниципального архива в муниципальном образовании (МО), обеспечивающих исполнение государственных полномочий по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, отнесенных к собственности МО [18]
Методические указания по расчету нормативов численности работников территориальных фондов ОМС и их филиалов по основным функциям [11] Современные подходы к построению организационных структур и нормированию штатной численности ИОГВ [24] Методика расчета предельной штатной численности работников органов местного самоуправления муниципальных образований [17]
Методика расчета штатной численности государственных архивов на основе нормативов по труду [9] Методика определения штатной численности работников отделов социальной защиты населения [14] Методика расчета предельной штатной численности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления (МСУ), выборных должностных лиц МСУ, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников органов МСУ, занимающих должности, не отнесенные к выборным муниципальным должностям и муниципальным должностям муниципальной службы, и предельных расходов на обеспечение их деятельности [16]
Кириллов А. Л., Башкеева Н. В., Прасолова В. В. Персонал государственной службы: методы определения...
Государственная и муниципальная служба
Окончание таблицы 1
Субъект применения
федеральные органы государственной власти органы государственной власти субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления
Методика расчета штатной численности отделов здравоохранения администраций районов Санкт-Петербурга[13] Подходы к определению штатной численности административного аппарата местного самоуправления на примере Нижегородской области [26]
Методика определения штатной численности работников жилищных отделов администраций районов Санкт-Петер-бурга[15] Методика определения штатной численности администраций МО [7]
Методика определения штатной численности работников государственных образовательных учреждений в сфере культуры, подведомственных комитету по культуре и администрациям районов Санкт-Петербурга[12] Методические рекомендации по определению штатной численности муниципальных служащих и работников, осуществляющих техническое обеспечение деятельности исполнительно-распорядительных органов МСУ Ростовской области [21]
В рамках реализации данного направления реформы Северо-Западной академией государственной службы предложен единый подход к определению численности государственных служащих исполнительных органов власти [4], реализованный в типовой методике расчета численности сотрудников исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственных им предприя-
тий и учреждений (далее — Методика).
Численность сотрудников структурного подразделения определяется в Методике как отношение оценки (в человеко-часах) объема общих годовых трудозатрат, необходимых данному подразделению для выполнения государственных функций и оказания государственных услуг, к общей для всех сотрудников подразделения оценке (в ча-
сах) индивидуального годового фонда рабочего времени сотрудника подразделения.
При этом общие годовые трудозатраты подразделения определяются как сумма оценок трудозатрат, необходимых данному подразделению в календарном году для выполнения каждой государственной функции и оказания каждой государственной услуги, вычисленная для всех возложенных на данное подразделение государственных функций и государственных услуг.
В свою очередь, годовые трудозатраты, необходимые данному подразделению для выполнения каждой государственной функции и оказания каждой государственной услуги, определяются как сумма оценок трудозатрат, реализуемых для выполнения каждого действия, вычисленная для всех действий, предусмотренных процедурой реализации этой функции или услуги.
Оценка трудозатрат, необходимых для выполнения каждого действия, определяется на основе полученных первичных оценок характеристик каждого действия путем умножения величины первичной оценки трудоемкости действия (в человеко-часах) на величину первичной оценки повторяемости этого действия за календарный год (целого числа повторений действия за год).
Основным достоинством данной Методики является ее универсаль-
ность с точки зрения применения в исполнительных органах государственной власти вне зависимости от профиля управленческой деятельности и отраслевой принадлежности.
Методика основана на общепринятом понятии трудозатрат (в человеко-часах), необходимых для выполнения некоторой функции (работы) путем реализации соответствующей последовательности составляющих ее действий (операций). Этим и обусловлена независимость процедуры применения Методики от вида и уровня подразделения исполнительного органа государственной власти (ИОГВ) (отдел, сектор, территориальный орган, комитет правительства и т. п.), а также от сферы (отрасли) их деятельности (образование, здравоохранение, культура, молодежная политика и т. д.).
Методика учитывает также и специфические особенности деятельности каждого подразделения ИОГВ за счет таких исходных характеристик, как:
— состав возложенных на данное подразделение государственных функций (ГФ) и государственных услуг (ГУ);
— процедуры реализации каждой функции или услуги (перечни выполняемых действий);
— характеристики действий: трудоемкости действий (выраженные в человеко-часах, требуемых
Кириллов А. Л., Башкеева Н. В., Прасолова В. В. Персонал государственной службы: методы определения...
Государственная и муниципальная служба
на их выполнение) и повторяемости действий (требуемое число повторений за календарный период). С помощью этих двух параметров осуществляется учет подведомственной специфики данному ИОГВ территории (размер территории и численность жителей, количество подведомственных учреждений, состояние социально-экономической сферы, другие характеристики) и соответствующего данной специфике различия в объемах работ.
Вместе с тем в Методике предполагается, что исходные оценки трудоемкости действий могут быть получены экспертным путем или с помощью хронометража и имеют однозначный точечный характер (характеризуются одним числом).
Однако особенности управленческой деятельности предполагают, что трудоемкости одних и тех же действий в значительной степени зависят от большого количества факторов. К числу этих факторов относятся характер и объем поступающей информации для обработки, анализа и принятия решения, различия в сложности и разнообразии ситуаций и процедур принятия решения в этих ситуациях. В данных условиях практически невозможным становится хронометраж, предполагающий измерение времени выполнения стандартных действий в стандартных ситуациях.
В этой связи на первый план выходят экспертные оценки. При этом привлечение в качестве экспертов специалистов ИОГВ, непосредственно выполняющих соответствующие операции, позволяет получить разумный временной интервал, в котором с достаточной степенью достоверности находится реальное значение трудоемкости соответствующего действия. Специалисты различных ИОГВ, выполняющие аналогичные действия, оценивают соответствующий временной интервал на основе своего опыта. При этом получаемые оценки имеют различную степень точности.
Оценки повторяемости действий за различный период также могут иметь аналогичный характер. Точечные оценки повторяемости соответствуют только действиям, регламентируемым нормативноправовыми актами органов власти.
В этом аспекте совокупность экспертных и (или) измеренных первичных оценок трудоемкости действия из списка fІV ..., fы, действий, которые необходимо предпринять для выполнения структурным подразделением администрации района государственной функции (услуги)
из списка Л5У, ..., ¥5т государственных функций (услуг), выполняемых данным структурным подразделением, в общем случае представляет собой набор оценок, содержащий К. интервальных оценок.
Каждая оценка трудоемкости действия в этом наборе содержит два значения:
— оценка минимального значения трудоемкости действия (нижняя граница интервала оценки);
— оценка максимального значения трудоемкости действия (верхняя граница интервала оценки). При формировании набора оценок повторяемости (целого числа повторений за календарный год) каждого действия уУ , = 1, ..., и, обеспечивающего выполнение государственной функции (услуги) Л5У, г = 1, ..., т данным структурным подразделением ИОГВ, возможны два варианта.
В первом варианте формируется набор оценок, содержащий Ь.. точечных оценок — значений повторяемости, определяемых несколькими экспертами в количестве Ь.. человек.
г гу
Данный вариант получения первичных оценок применим к действиям, повторяемость которых регламентирована руководящими документами органов исполнительной власти.
Во втором варианте (аналогично оценкам трудоемкости) формируется набор интервальных оценок повторяемости (целого числа повторений) осуществления каждого действия подразделением данного ИОГВ за календарный год. Этот вариант предполагает учет зависимости оценок повторяемости некоторых действий от внешних условий
функционирования данного подразделения ИОГВ (от специфики района деятельности: числа жителей, социально-экономической обстановки и т. п.).
В целях учета указанных особенностей первичной информации авторами данной статьи реализован в Методике следующий подход к обработке интервальных оценок трудоемкости и повторяемости одного и того же действия несколькими экспертами [4].
По первичным экспертным оценкам трудоемкости каждого действия /,= 1, ..., и, обеспечивающего выполнение государственной функции (услуги) ., г = 1, ..., т
в соответствии с процедурой получения статистических оценок при неравноточных измерениях [24, с. 217-220], осуществляется вычисление усредненных значений границ интервала трудоемкости этого действия.
Примененная процедура заключается в присвоении первичным оценкам трудоемкости действий весовых коэффициентов, обратно пропорциональных квадратам величин интервалов оценок, причем, сумма всех весовых коэффициентов равна единице (нормирующее условие). Это соответствует предположению о том, что чем шире указываемый экспертом интервал, тем, соответственно, ниже точность оценки.
Пусть для некоторого действия в наборе, содержащем К первичных
Кириллов А. Л., Башкеева Н. В., Прасолова В. В. Персонал государственной службы: методы определения...
Государственная и муниципальная служба
интервальных оценок трудоемкости (времени на его выполнение в часах), присутствует оценка с номером к, к - 1, ..., К, в виде значений:
— Ь/ок1 — нижняя граница интервала оценки («оптимистическая» оценка);
Ь/пк — верхняя граница интервала оценки («пессимистическая» оценка).
В этом случае тк — весовой коэффициент данной оценки, вычисляемый по формуле тк = .
Величина ёк обратно пропорциональна квадрату величины соответствующего интервала оценки
Шк =
tfnk - Фк
2
К
о = X
к - 1
ёк
Оценка среднего значения трудоемкости данного действия по всему набору интервальных оценок, таким образом, имеет вид:
К
^ = X т х tfk
к - 1
к
+ фк
где цк =----------середина интер-
вала оценки с номером к, к - 1, ..., К.
Для оценки величины AQtf — стандартного отклонения трудоемкости действия от среднего значения Atf - используется следующая оценка:
АШ = -^Ж ,
где 5^= X т к х - Аф2.
к - 1
Далее вычисляются усредненные интервальные оценки (в часах) трудоемкости действия:
- «оптимистическая» оценка трудоемкости действия:
Atf- = Atf - AQtf;
- «пессимистическая» оценка трудоемкости действия:
Aф = Atf + AQtf.
В том случае если в наборе первичных оценок трудоемкости действия, обеспечивающего выполнение некоторой государственной функции (услуги), наряду с интервальными оценками присутствуют точечные оценки, необходимо применение процедуры приведения точечных оценок к интервальным.
Аналогичная процедура реализована в Методике для обработки наборов первичных интервальных оценок повторяемости действий.
Ниже приведен пример, иллюстрирующий применение данного подхода на практике:
Написание заявления — одно из действий, реализующих специальную государственную услугу № 2.35.1 из Реестра специальных государственных функций и государственных услуг администраций районов Санкт-Петербурга. Временные интервалы оценок трудоемкости действия предоставлены 18 экспертами — специалистами отделов социальной защиты населе-
а
ния (ОСЗН) всех 18 администраций районов Санкт-Петербурга. Первичные статистические данные приведены в табл. 2.
Таким образом, трудоемкость данного действия с учетом оценок
экспертов лежит в интервале от А/- = 0,156 часа до А/+ = 0,168 часа. Или, другими словами, на выполнение действия «написание заявления» специалист отдела социальной защиты населения администрации
Таблица 2
Первичные статистические данные по выполнению специальной государственной услуги специалистами ОСЗН
Специальная государственная услуга № 2.35.1 п. 5.1 приложения 1 к распоряжению Администрации Санкт-Петербурга от 28.04.03 № 809-ра: Назначать государственную социальную помощь малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам
Действие: Написание заявления
№ оценки, Ъ Источник оценки (ОСЗН) Трудоемкость действия
Минимальная трудоемкость действия, час Максимальная трудоемкость действия, час
/П£ Фъ
1 Адмиралтейский район 0,08 0,16
2 Василеостровский район 0,083 0,1167
3 Выборгский район 0,33 0,5
4 Калининский район 0,25 0,33
5 Кировский район 0,08 0,167
6 Колпинский район 0,08 0,167
7 Красногвардейский район 0,167 0,25
8 Красносельский район 0,16 0,25
9 Кронштадтский район 0,08 0,16
10 Курортный район 0,16 0,167
11 Московский район 0,13 0,67
12 Невский район 0,17 0,25
13 Петроградский район 0,25 0,33
14 Петродворцовый район 0,16 0,25
15 Приморский район 0,12 0,167
16 Пушкинский район 0,08 0,16
17 Фрунзенский район 0,08 0,16
18 Центральный район 0,07 0,167
Кириллов А. Л., Башкеева Н. В., Прасолова В. В. Персонал государственной службы: методы определения...
Государственная и муниципальная служба
Таблица 3
Результаты обработки первичных данных по выполнению специальной государственной услуги специалистами ОСЗН
ОР/и ёЪ т, ъ А/1 ... А/ъ БШХ ... БШк
Адмиралтейский район 0,12 0,04 625 0,006611 0,0007933 1,16826Е-05
Василеостров-ский район 0,09985 0,01685 3522,088 0,037254 0,0037198 0,000144075
Выборгский район 0,415 0,085 138,4083 0,001464 0,0006075 9,3679Е-05
Калининский район 0,29 0,04 625 0,006611 0,0019171 0,000108246
Кировский район 0,1235 0,0435 528,4714 0,00559 0,0006903 8,30188Е-06
Колпинский район 0,1235 0,0435 528,4714 0,00559 0,0006903 8,30188Е-06
Красногвардейский район 0,2085 0,0415 580,6358 0,006141 0,0012805 1,32576Е-05
Красносельский район 0,205 0,045 493,8272 0,005223 0,0010708 9,64072Е-06
Кронштадтский район 0,12 0,04 625 0,006611 0,0007933 1,16826Е-05
Курортный район 0,1635 0,0035 81632,65 0,863445 0,1411732 1,8449Е-06
Московский район 0,4 0,27 13,71742 0,000145 5,804Е-05 8,21594Е-06
Невский район 0,21 0,04 625 0,006611 0,0013883 1,52069Е-05
Петроградский район 0,29 0,04 625 0,006611 0,0019171 0,000108246
Петродворцовый район 0,205 0,045 493,8272 0,005223 0,0010708 9,64072Е-06
Приморский район 0,1435 0,0235 1810,774 0,019153 0,0027484 6,58223Е-06
Пушкинский район 0,12 0,04 625 0,006611 0,0007933 1,16826Е-05
Фрунзенский район 0,12 0,04 625 0,006611 0,0007933 1,16826Е-05
Центральный район 0,1185 0,0485 425,1249 0,004497 0,0005329 8,52372Е-06
С = 94543; А/ = 0,1620383; Бдг/ = 0,000590492; АЦГЕ = 0,005893627
района Санкт-Петербурга тратит в среднем от 9 до 10 минут.
Немаловажным для получения адекватных реальным процессам результатов расчетов является необходимость учета асимметрии распределения оценок внутри интервалов первичных оценок характеристик действия. При этом использование известных асимметричных вероятностных законов распределения в настоящее время не представляется возможным в силу отсутствия теоретических их обоснований и достаточной статистики.
В этой связи на практике асимметрия распределения оценок в интервалах первичных оценок трудоемкости действий может быть учтена путем разделения интервалов на подинтервалы в соответствии с интенсивностью (повторяемостью) осуществления действий.
Например, эксперт & оценивает время, затрачиваемое на выполнение действия «обработка писем по направлениям деятельности отдела», временным интервалом от 0,3 часа до 5 часов. Количество обрабатываемых писем составляет 10 000 штук в год. Другими словами, среди всего количества писем, поступающих в отдел, есть те, на обработку которых специалист затрачивает 0,3 часа, но есть и такие, обработка которых потребует существенного большего количества времени (5 часов).
Учет асимметрии распределения оценок в интервалах трудоем-
кости действия предполагает, что в подобных случаях производится разбиение первоначального действия на поддействия, например: обработка писем «обычной» и «повышенной» сложности с разными интервальными оценками трудоемкости, соотносимыми с первоначальным интервалом.
Первоначально заданная повторяемость действия в подобном случае перераспределяется между новыми интервалами.
В рассматриваемом примере: (0,3 часа; 1час) — временной интервал для обработки писем «обычной» сложности с повторяемостью 8000 штук/год и (3 часа; 5 часов) — временной интервал для обработки писем «повышенной» сложности с повторяемостью 2000 штук/год.
В заключение необходимо отметить, что в рассмотренных выше условиях получаемые в Методике результирующие оценки требуемой численности сотрудников подразделений ИОГВ носят интервальный характер как индивидуального рабочего годового фонда сотрудника подразделения, так и оценок трудозатрат, необходимых для реализации подразделениями государственных функций и услуг. Этим определяется методологическая особенность применения Методики в практической деятельности ИОГВ для обоснования их структуры и штатной численности при проведении организационно-штатных мероприятий.
Кириллов А. Л., Башкеева Н. В., Прасолова В. В. Персонал государственной службы: методы определения...
Государственная и муниципальная служба
1. Александрова А., Бычков Д., Гришина Е. Кадровый потенциал гражданских служащих как ресурс реформ государственного управления // Вопросы государственного и муниципального управления. 2007. № 1. С. 53-70.
2. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2002.
3. Горшков А. С., Кириллов А. Л. Проблемы оптимизации организационной структуры исполнительных органов государственной власти // Государственная служба. Вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. 2009. № 2. С. 9-16.
4. Горшков А. С. О едином подходе к определению численности государственных служащих исполнительных органов власти: методика расчета // Управленческое консультирование. 2009. № 3. № 4. С. 5-13.
5. Горшков А., Мясников А., Хованов Н. Методика расчета определения численности государственных служащих // Государственная служба. 2009. № 4. С. 30-34.
6. Горшков А. С. Совершенствование системы профессионального обучения государственных служащих в условиях административной реформы // Государственная служба. Вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. 2006. С. 28-36.
7. Игнатов В. Г., Рудой В. В. Совершенствование системы комплектования штатов органов муниципального управления // Муниципальная служба. 2005. № 1. С. 58-63.
8. Костюков А. Диагностика профессионального потенциала кадров системы регионального управления // Государственная служба. 2005. № 1 (33).
9. Об утверждении методики расчета штатной численности государственных архивов на основе нормативов по труду: Приказ федеральной архивной службы РФ от 14 января 2004 г. № 9. [Электронный ресурс] // Предпринимательское право: Юридическая база. URL: http:// www.businesspravo.ru/Docum/DocumList_DocumFoLderID_999_CPage_8.htmL (дата обращения 17.02.2010).
10. Об утверждении методики расчета штатной численности таможенных органов Российской Федерации и их структурных подразделений: Приложение к приказу Федеральной таможенной службы РФ от 29 декабря 2007 г. № 1666. [Электронный ресурс] // Виртуальная таможня: Информационно-консультационный портал. URL: http://www.vch.ru/cgi-bin/guide.cgi?tabLe_code=14& action=show&id=12731 (дата обращения 17.02.2010).
11. Об утверждении методических указаний по расчету нормативов численности работников территориальных фондов обязательного медицинского страхования и их филиалов по основным функциям: Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 11 июля 2000 г. № 57. [Электронный ресурс] // Юридическая база РФ. URL: http://jurbase.ru/texts/ sector092/tes92424.htm (дата обращения 17.02.2010).
12. О методике определения штатной численности работников государственных образовательных учреждений в сфере культуры, подведомственных комитету по культуре и администрациям районов Санкт-Петербурга: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 07 июня 2007 г. № 655. [Электронный ресурс] // Нормативно-правовая база «Консультант+».
13. О методике определения штатной численности работников государственных учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга: Постановление правительства Санкт-Петербурга от 07 февраля 2008 г. № 118. [Электронный ресурс] // Нормативно-правовая база «Консультант+».
14. О методике определения штатной численности работников государственных учреждений, находящихся в ведении комитета по социальной политике Санкт-Петербурга: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 января 2007 г. № 40 (в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 05 августа 2009 г. № 930). [Электронный ресурс] // Нормативно-правовая база «Консультант+».
15. О методике определения штатной численности работников государственных учреждений служб заказчика администраций районов Санкт-Петербурга, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17 августа 2009 г. № 940. [Электронный ресурс] // Нормативно-правовая база «Консультант+».
16. О методике расчета предельной штатной численности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников органов местного самоуправления, занимающих должности, не отнесенные к выборным муниципальным должностям и муниципальным должностям муниципальной службы, и предельных расходов на обеспечение их деятельности: Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 3 ноября 2006 г. № 1022-р. [Электронный ресурс] // Региональное законодательство. URL: http://www. komitet-k.ru/index.php?ds=313031 (дата обращения 17.02.2010).
17. О методике расчета предельной штатной численности работников органов местного самоуправления муниципальных образований: Распоряжение правительства Кировской области от 9 ноября 2007 г. № 487 (в ред. распоряжения правительства Кировской Области от 17.11.2008 № 476). [Электронный ресурс] // Региональное законодательство. URL: http://www.kirlaws.ru/ index.php?ds=274186 (дата обращения 17.02.2010).
18. О методике расчета численности работников муниципального архива в Московской области, обеспечивающих исполнение государственных полномочий по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, отнесенных к собственности московской области: Постановление Правительства Московской области от 26 июня 2007 г. № 450/22. [Электронный ресурс] // Региональное законодательство. URL: http://www.regionz.ru/index.php?ds=47145 (дата обращения 17.02.2010).
19. О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг. и плане мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг.: Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р (ред. от 10.03.2009). [Электронный ресурс] // Нормативно-правовая база «Консультант+».
20. О продлении срока реализации Федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)» на 2006-2007 гг.: Указ Президента РФ от 12 декабря 2005 г. № 1437 // Собрание законодательства РФ. 2005. № 51.
21. О согласовании методических рекомендаций по определению штатной численности и формированию организационных структур исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления Ростовской области: Решение коллегии администрации Ростовской области от 25 июля 2005 г. № 75. [Электронный ресурс] // Региональное законодательство. URL: http:// www.rostlaws.ru/index.php?ds=1203703 (дата обращения 17.02.2010).
22. О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 гг.)»: Указ Президента рФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 47.
23. Письмо Министерства образования РФ 17 ноября 2003 г. № 38-06-11. [Электронный ресурс] // Инновации и предпринимательство: Юридическая база. URL: http://www.innovbusiness.ru/ pravo/DocumShow.asp?DocumID=90573&DocumType=0 (дата обращения 17.02.2010).
24. Разработка и внедрение методических рекомендаций по определению штатной численности и методологических подходов к построению системы и структуры исполнительных органов государственной власти Ростовской области на основе функционального анализа их деятельности. [Электронный ресурс] // Официальный сайт администрации Ростовской области. URL: http://www.donland.ru/con-tent/info.asp?partid=5&infoid=11432&topicfolderid=32&topicinfoid=0 (дата обращения 17.02.2010).
25. Смирнов Н. В., Дунин-Барковский И. В. Курс теории вероятностей и математической статистики. М.: Наука, 1969.
26. Фабричный С., Ильина Н. Подходы к определению штатной численности административного аппарата местного самоуправления. [Электронный ресурс] // Управленческое консультирование. 2002. № 1. URL: http://www.dialogvn.ru/uk/2002/n01/s02-1-09.htm (дата обращения 17.02.2010).
Кириллов А. Л., Башкеева Н. В., Прасолова В. В. Персонал государственной службы: методы определения...