Научная статья на тему 'Методика определения нормативов штатной численности исполнительных органов государственной власти в условиях инновационного развития экономических систем'

Методика определения нормативов штатной численности исполнительных органов государственной власти в условиях инновационного развития экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
370
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШТАТНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ / ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ / МЕТОДИКА РАСЧЕТА ЧИСЛЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романенко Игорь Владимирович

Современные методические подходы к определению штатной численности сотрудников структурных подразделений исполнительных органов государственной власти в условиях инновационного развития экономических систем неизбежно строятся на сопоставлении затрат на содержание аппарата управления, с одной стороны, со степенью достижения целевых показателей инновационного развития, с другой. Эффективными являются системы управления, обеспечивающие: достижение планируемых общественно значимых результатов; рост эффективности использования имеющихся ресурсов, прежде всего, за счет широкого внедрения новых устройств (техники) и способов (технологий); более эффективное осуществление контроля за исполнением принятых решений. Предлагаемая методика базируется на рациональных принципах, учитывающих: фонд времени, нормативные потери, равенство трудоемкости решаемых задач трудоемкости выполняемых функций, степень влияния рассматриваемой экономической системы на динамику развития экономической системы вышестоящего уровня, максимально допустимую величину затрат, аппроксимируемую полином второй степени, в точке достижения целевых показателей инновационного развития управляемой экономической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Романенко Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика определения нормативов штатной численности исполнительных органов государственной власти в условиях инновационного развития экономических систем»

Романенко И.В.

Методика определения нормативов штатной численности исполнительных органов государственной власти в условиях инновационного развития

экономических систем

Современные методические подходы к определению штатной численности сотрудников структурных подразделений исполнительных органов государственной власти (ИОГВ) в условиях инновационного развития экономических систем неизбежно строятся на сопоставлении затрат на содержание аппарата управления, с одной стороны, со степенью достижения целевых показателей инновационного развития, - с другой.

Система управления по результатам нацеливает ИОГВ на:

• достижение планируемых общественно значимых результатов;

• рост эффективности использования имеющихся ресурсов, прежде всего, за счет широкого внедрения новых устройств (техники) и способов (технологий);

• более эффективное осуществление контроля за исполнением принятых решений.

Экономический механизм управления, определяющий содержание системы управления по результатам, применительно к структурным подразделениям экономического блока, как правило, курирующим инновационное развитие управляемой экономической системы (в Санкт-Петербурге, на уровне районного звена, к ним относятся отделы 1) экономического развития, 2) потребительского рынка, 3) государственного заказа и 4) малого предпринимательства), может быть сформирован методами аналитическо-исследовательского и аналитическо-расчетного подходов.

В рамках аналитическо-исследовательского подхода исходные данные, используемые для определения штатной численности сотрудников (табл. 1),

формируются в процессе исследования трудовых процессов.

Табица 1. Пример основных показателей работы отдела экономического развития

районной администрации

№ п/п Основные показатели 2009 г. 6 мес. 2010 г.

1 Подготовка заседаний Коллегии и аппаратных совещаний. Подготовлено 7 справок, 7 проектов решений,7 видеорядов Подготовлено 2 справки, 2 проекта решений, 2 видеоряда

2 Подготовка и проведение заседаний Комиссии по вопросам ликвидации задолженности по заработной плате и повышения уровня оплаты труда работников организаций, находящихся на территории района. Направлены приглашения руководителям 170 предприятий и 15 членам комиссии, составлено 12 протоколов, отправлено 4 отчета в Комитет по труду и социальной защите. Приглашены руководители 79 предприятий, составлено 5 протоколов.

№ п/п Основные показатели 2009 г. 6 мес. 2010 г.

3 Подготовка и проведение заседаний Координационного совета по контролю за погашением задолженности по платежам в бюджет, государственные внебюджетные фонды, коммунальные услуги и техническое обслуживание помещений. Направлены приглашения руководителям 98 предприятий и 13 членам Координационного совета; составлено 8 протоколов. Приглашены руководители 69 предприятий, 13 членов Координационного совета, составлено 6 протоколов.

4 Подготовка и проведение заседаний Совета руководителей предприятий и организаций района. Направлены приглашения 21 члену Совета, подготовлено 4 протокола. Направлены приглашения 21 члену Совета, подготовлено 3 протокола.

5 Подготовка и проведение заседаний Общественного совета по малому предпринимательству при администрации района. Приглашены 22 члена Совета, составлено 6 протоколов. Приглашены 22 члена Совета, составлено 8 протоколов.

6 Подготовка ежемесячной информации в Межведомственную рабочую группу при Правительстве города по увеличению доходов городского бюджета, в соответствии с постановлением Правительства города от 17.09.2004 г. №1580. Осуществлен сбор информации от 9 подведомственных учреждений, отправлено 12 отчетов с приложениями на 60 листах. Осуществлен сбор информации от 9 подведомственных учреждений, отправлено 6 отчетов с приложениями на 30 листах.

7 Подготовка ежеквартальных и годовых отчетов по критериям и показателям оценки деятельности администрации района и показателям мониторинга социальноэкономического развития района. Осуществлен сбор информации от подразделений подготовлено 4 сводных отчета с приложениями на 40 листах. Осуществлен сбор информации от подразделений, подготовлено 3 сводных отчета с приложениями на 30 листах.

8 Подготовка ежеквартальных и годовых отчетов об итогах социально-экономического развития района и о выполнении мероприятий целевых программ. Осуществлен сбор информации от подразделений администрации, подготовлено 4 отчета с приложениями на 400 листах. Осуществлен сбор информации от подразделений администрации, подготовлено 3 отчета с приложениями на 300

9 Подготовка ежеквартальных и годовых отчетов о выполнении «Плана мероприятий на 20092012 годы по реализации Закона «О программе социально -экономического развития на 2009-2012 годы» Осуществлен сбор информации от подразделений администрации, подготовлено 4 сводных отчета с приложениями на 150 листах. Осуществлен сбор информации от подразделений администрации, подготовлено 3 сводных отчета с приложениями на 120 листах.

№ п/п Основные показатели 2009 г. 6 мес. 2010 г.

10 Подготовка ежеквартальных и годовых отчетов о фактических объемах потребления ТЭР и воды по главным распорядителям и получателям средств городского бюджета, а также о расходах, направленных на оплату коммунальных услуг и погашение кредиторской задолженности перед поставщиком (с приложениями). Осуществлен сбор информации от 162 подведомственных учреждений, составлено 4 отчета с приложениями на 8 листах. Осуществлен сбор информации со 162 подведомственных учреждений, составлено 3 отчета на 6 листах.

11 Подготовка и проведение конференций, семинаров и «круглых столов» представителей малого бизнеса. Подготовлено 3 протокола. Подготовлено 6 протоколов.

12 Подготовка ежеквартальных и годовых отчетов по выполнению целевых программам, финансируемых за счет средств городского бюджета. Подготовлено 4 отчета. Подготовлено 3 отчета.

13 Разработка прогнозов социальноэкономического развития района. Подготовлен прогноз с приложениями на 110 листах.

14 Составление проекта бюджета. Осуществлен сбор и свод адресных программ для подготовки проекта бюджета на 2010 год. Осуществлен сбор и свод адресных программ для подготовки проекта бюджета на 20122014 год в количестве 100 штук.

15 Формирование предложений в адресную инвестиционную программу за счет средств городского бюджета, по объектам района. Сформированы предложения в АИП на 2010 год, с приложениями на 23 листах. Сформированы предложения в АИП на 2012-2014 г., с приложениями на 30 листах.

16 Подготовка экономических обоснований, для включения дополнительных средств в смету расходов на очередной финансовый год. Подготовлено обоснований на 20 листах. Подготовлено обоснований на 11 листах.

17 Составление сметы затрат по формированию Реестра городской собственности по подведомственным администрации организациям и предприятиям. Осуществлен сбор информации от 162 подведомственных учреждений; составлена смета расходов. Осуществлен сбор информации от 162 подведомственных учреждений; составлена смета расходовю

№ п/п Основные показатели 2009 г. 6 мес. 2010 г.

18 Ведение Реестра собственности города, по подведомственным администрации организациям и предприятиям. Внесение изменений в учетные дела на бумажных носителях и в электронном виде по организациям и учреждениям, подведомственным администрации, в порядке, предусмотренном нормативными актами. 161 учетное дело. 162 учетных дела.

19 Отчеты по реализации постановления Правительства города от 19.04.2005 №474 и от 29.08.2006 №1051 «Об утверждении Перечня стандартов проживания» 1 отчет с приложениями на 11 листах.

20 Подготовка распоряжений. Подготовлено 25 распоряжений. Подготовлено 10 распоряжений.

21 Подготовка отчета главы администрации для выступления перед общественностью района по итогам года. Подготовлен доклад, проект резолюции, видеоряд. Подготовлен доклад, проект резолюции, видеоряд.

22 Комиссия по подведению итогов финансово-хозяйственной деятельности. Составлено 2 протокола.

23 Составление и публикация публичной финансовой отчетности за полугодие и год. Осуществлен сбор и проверка отчетов от 37 подведомственных учреждений, составлено 2 сборника на 65 листах каждый и осуществлена публикация. Осуществлен сбор и проверка отчетов от 37 подведомственных учреждений, составлено 2 сборника на 65 листах каждый и осуществлена публикация.

24 Осуществлена проверка договоров на оплату ТЭР и воды. Проверена 1000 договоров. Проверена 1000 договоров.

25 Составление ежемесячных, квартальных, годовых планов и отчетов отдела. 30 18

26 Составление энергобаланса. Составлен энергобаланс с приложениями, на 10 листах Составлен энергобаланс, с приложениями на 30 листах

№ п/п Основные показатели 2009 г. 6 мес. 2010 г.

27 Составление перспективного плана инновационного развития экономических систем района. Составлен перспективный план развития на период до 2017 года, с приложениями на 250 листах.

28 Подготовка информация для публикации в средствах массовой информации. Подготовлено информации на 50 листах. Подготовлено информации на 40 листах.

29 Подготовка субботника. Приглашены руководители 150 предприятий и организаций района на городской субботник. Приглашены руководители 150 предприятий и организаций района на городской субботник.

30. Составление справок по социально-экономическому развитию района. Составлено 12 справок, с приложениями на 60 листах. Составлено 6 справок, с приложениями на 30 листах.

Применение методов указанных подходов, в частности, предполагает:

• ежедневный учет всеми сотрудниками структурных подразделений экономического блока трудозатрат выполненных работ;

• обобщение отчетных данных об объеме и трудоемкости выполненных работ, в разрезе утвержденного руководителем ИОГВ разграничения полномочий на государственные функции и государственные услуги;

• разработку по окончании года сводных таблиц затрат рабочего времени;

• анализ и обобщение результатов изучения затрат рабочего времени;

• расчет проекта штатной численности;

• согласование в установленном порядке расчета проекта штатной численности на очередной год.

При расчете показателей первого года введения нормативов целесообразно использование экспертных оценок руководителей структурных подразделений, при условии сохранения штатной численности на уровне базисного периода (либо ее сокращения, за счет мероприятий технического и организационного развития).

В качестве целевых показателей социально-экономического развития,

устанавливающих лимит затрат на содержание подразделений экономического блока, могут быть предложены следующие общедоступные статистические данные:

• число малых предприятий на конец рассматриваемого периода (года);

• валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения, руб.;

• объем розничной торговли на душу населения (в фактически действовавших ценах), руб.;

• сумма оборота общественного питания и объема платных услуг населению (в фактически действовавших ценах), млн. руб.;

• инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млн. руб.;

• расходы консолидированного бюджета, млрд. руб.

Кроме того, требуется оценка степени влияния (К) рассматриваемой экономической системы на динамику развития экономической системы вышестоящего уровня, согласно принятой шкале.

Аппроксимирующая функция - полином второй степени, с точкой максимума, соответствующей достижению целевых показателей инновационного развития управляемой экономической системы.

Алгоритм расчета предельной штатной численности сотрудников структурных подразделений ИОГВ, занятых в сфере экономического развития, потребительского рынка, государственного заказа и малого предпринимательства включает

нижеследующие блоки процедур.

1. Расчет годового эффективного фонда времени на выполнение всех задач, предусмотренных положением о данном структурном подразделении:

п п

Тз = I КЗ г * ТЗ г = X Тэг, (1)

г = 1 г = 1

где Тз - годовой эффективный фонд времени на выполнение всех задач, предусмотренных положением о данном структурном подразделении, в часах;

КЗ г - повторяемость данной (г - ой) задачи в течение года, количество раз;

ТЗ г - трудоемкость выполнения единичной г - ой задачи, в часах;

ТЗг - общая трудоемкость выполнения г - ой задачи в течение года, в часах;

п - общее количество задач, предусмотренных положением о данном структурном подразделении.

2. Расчет годового эффективного фонда времени на выполнение всех функций, предусмотренных положением о данном структурном подразделении:

к к

Тф = I КФ 7 * ТФ „ = I Тф7, (2)

7 = 1 7 = 1

где Тф - годовой эффективный фонд времени на выполнение всех функций, предусмотренных положением о данном структурном подразделении, в часах;

КФ 7 - повторяемость выполнения данной (7 - ой) функции в течение года, количество раз;

ТФ7 _ трудоемкость выполнения единичной 7 - ой функции, в часах;

Тф - общая трудоемкость выполнения7 - ой функции в течение года, в часах;

к - общее количество функций, предусмотренных положением о данном структурном подразделении.

3. Расчет годового эффективного фонда времени каждого работника данного структурного подразделения:

Фр = ФРВ * (1 - КП), (3)

ФР - годовой эффективный фонд времени того или иного работника данного структурного подразделения, в часах;

ФРВ - годовой фонд рабочего времени при 40 -часовой рабочей неделе, согласно «Производственному календарю», в часах;

КП - коэффициент потерь рабочего времени, учитывающий предусмотренные действующим законодательством: очередные и дополнительные отпуска; учебные отпуска; неявки, разрешенные законодательством; неявки с разрешения администрации; болезни и т. д.

4. Расчет годового эффективного фонда времени в целом по структурному подразделению:

т

ТП = X Фк , (4)

і = 1

где ТП - годовой эффективный фонд времени в целом по структурному подразделению, в часах;

ФРі , - годовой эффективный фонд времени і-ого работника данного структурного подразделения, в часах;

т - численность работников данного структурного подразделения, согласно действующему штатному расписанию, человек.

5. Проверка полученных значений:

Тз = Тф = ТП, (5)

где ТЗ - годовой эффективный фонд времени на выполнение всех задач, предусмотренных положением о данном структурном подразделении, в часах, рассчитанный согласно (1);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТФ - годовой эффективный фонд времени на выполнение всех функций, предусмотренных положением о данном структурном подразделении, в часах, рассчитанный согласно (2);

ТП - годовой эффективный фонд времени в целом по структурному подразделению, в часах, рассчитанный согласно (3) и (4).

6. Составление шахматной контрольной ведомости по работникам и задачам, с целью проверки корректности закрепления задач за работниками структурного подразделения, а именно: фонд времени, рассчитанный по каждой задаче, должен быть равен сумме времени всех работников данного структурного подразделения, принимающих участие в решении данной задачи, то есть должно соблюдаться равенство:

т

Тзі = X ФрЗті , (6)

ті = 1

где ТЗі - общая трудоемкость выполнения і - ой задачи в течение года, в часах;

ФРЗті , - трудоемкость выполнения і -ой задачи т-ым работником;

т - численность работников данного структурного подразделения, согласно действующему штатному расписанию, человек.

7. Составление шахматной контрольной ведомости по работникам и функциям, с целью проверки корректности закрепления функций за работниками структурного подразделения, а именно: фонд времени, рассчитанный по каждой функции, должен быть равен сумме времени всех работников данного структурного подразделения, принимающих участие в выполнении данной функции, то есть должно соблюдаться равенство:

т

Тф/ = X ФрЗт/ , (7)

т/ = 1

где Тф/ - общая трудоемкость выполнения /-ой функции в течение года, в часах;

ФРЗт/ , - трудоемкость выполнения/-ой функции т-ым работником;

т - численность работников данного структурного подразделения, согласно действующему штатному расписанию, человек.

8. Расчет количества штатных единиц на основе трудоемкости решаемых задач:

Ш

Зт

ЕТз™

ФРт

(8)

где ШЗт - количество штатных единиц по т-ой должности, рассчитанное на основе решаемых задач;

ІТЗіт - рассчитанная на год общая трудоемкость решения /-ых задач по т-ой должности, в часах;

ФРт - годовой эффективный фонд времени по т-ой должности, в часах.

9. Расчет количества штатных единиц на основе трудоемкости выполняемых функций:

^Тф/т

Шфт = --------- , (9)

ФРт

где Шфт - количество штатных единиц по т-ой штатной единице, рассчитанное на основе выполняемых функций;

ХТФ/т - рассчитанная на год общая трудоемкость выполнения / - ых функций по т-ой должности, в часах;

ФРт - годовой эффективный фонд времени по т-ой должности, в часах.

10. Увязка количества штатных единиц, рассчитанных на основе трудоемкости решаемых задач и выполняемых функций по каждой т-ой должности:

Ш

Зт

= Ш,

Фт ,

(10)

где ШЗт - количество штатных единиц по т-ой должности, рассчитанное на основе решаемых задач;

ШФт - количество штатных единиц по т-ой штатной единице, рассчитанное на основе выполняемых функций.

11. Расчет и увязка общего количества штатных единиц, в целом по структурному подразделению:

М

I

1

или

М

I

1

при этом Нз

Ш

Зт

НЗ

Ш

Фт

НФ

= Н

Ф,

(11)

(12)

(13)

где НЗ - общее количество штатных единиц по данному подразделению, рассчитанное на основе решаемых задач;

НФ - общее количество штатных единиц по данному структурному подразделению, рассчитанное на основе выполняемых функций.

12. Выбор (на основе общедоступных статистических данных) целевых

ориентиров социально-экономического развития экономической системы и

определение их количественных значений, относящихся к базовому периоду.

13. Определение действительных значений параметров (К, а1 ... а6) формулы расчета норматива численности:

а\ а2 аз а4 а5 а6

НЧ = / ( х1 , х2 , х3 , х4 , х5 , х6 , К) (14)

где

где НЧ - норматив численности,

х1 , х2 , х3 , х4 , х5 , х6 - численные значение целевых показателей;

а1 , а2 , а3 , а4 , а5 , а6 - показатели степени при численных значениях целевых показателей, соответствующие максимальному значению расходов на оплату труда;

К - корректирующий показатель; является функцией степени влияния рассматриваемой экономической системы на динамику развития экономической системы вышестоящего уровня; учитывает лучшие показатели в работе ИОГВ региона (России); кроме того, - обеспечивает заданную размерность выполняемых расчетов (человек).

14. Сравнение итоговых значений показателей численности, рассчитанных на основе трудоемкости с итоговыми значениями, полученными на основе формулы расчета норматива численности:

НЧ НЧ

Кк = - Или Кк = -, (15)

Нз Нф

где Кк - коэффициент корректировки (множитель) показателей численности, рассчитанных на основе трудоемкости решаемых задач и выполняемых функций; применяется в том случае, если Кк < 0; если Кк > 0, то пересчет показателей численности в сторону увеличения не производится.

15. Корректировка показателей численности, рассчитанных на основе трудоемкости решаемых задач (выполняемых функций):

Ншч = Нз * Кк или Ншч = Нф * Кк , (16)

где НШЧ - норматив штатной численности сотрудников структурного

подразделения ИОГВ, занятых в сфере экономического развития, потребительского рынка, государственного заказа и малого предпринимательства;

НЗ - общее количество штатных единиц по данному подразделению,

рассчитанное на основе трудоемкости решаемых им задач;

НФ - общее количество штатных единиц по данному структурному

подразделению, рассчитанное на основе трудоемкости выполняемых им функций;

Кк - коэффициент корректировки численности (множитель), рассчитанный согласно (15).

16. Формирование нормативов численности, с соблюдением требований

трудового законодательства, а также локальных нормативно-правовых актов.

Список литературы:

1. Административная реформа в субъектах Российской Федерации. Научнопрактическое пособие / Под. ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М.: Контракт, 2008.

2. Лаврентьев А.Р. Административная реформа в России: Учебное пособие. Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2011.

3. Методика расчета численности работников и расходов на оплату труда. М.: Приам, 1995.

4. Поляков И.А., Ремизов К.С. Справочник экономиста по труду. М.: Экономика, 1988.

5. Романенко И.В. Экономический механизм управления нововведениями: структура, классификация, эффективность // Проблемы современной экономики. 2007. № 2. С. 85-90.

6. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.12.2003 г. № 128 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» (в ред. от 26.08.2008 г.).

7. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 10.12.2004 г. № 177-рп «О структуре администраций районов Санкт-Петербурга» (в ред. от 14.04.2011 г.).

8. Указ Президента РФ от 28.06.2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 13.05.2010 г.).

9. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.07.2010 г. № 737 «Об организации мониторинга социально-экономического развития районов Санкт-Петербурга и оценки эффективности деятельности администраций районов Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.