Научная статья на тему 'О РЕЗУЛЬТАТАХ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ РОЛИ ЛИДЕРА ОРГАНИЗАЦИИ'

О РЕЗУЛЬТАТАХ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ РОЛИ ЛИДЕРА ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ЛИДЕРСТВО / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИКРОКЛИМАТ / РОЛЬ ЛИДЕРА ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Санжаревская С.А.

Статья посвящена обобщению результатов проведенного автором эмпирического исследования системы управления на основе повышения роли лидера организации. Автором рассматриваются факторы, способствующие совершенствованию системы управления организации, анализируются предпосылки достижения благоприятного эмоционального микроклимата в коллективе и повышению роли лидера организации.The article is devoted to generalization of the results of the author's empirical research of management system based on enhancing the role of leader of the organization. The author considers the factors that contribute to the improvement of the management system of the organization, analyzed the preconditions of achieving a favorable emotional climate in the team and enhance the role of the leader of the organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О РЕЗУЛЬТАТАХ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ РОЛИ ЛИДЕРА ОРГАНИЗАЦИИ»

З.Официальный сайт разработчика программного обеспечения IT Аудит [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.audit-soft.ru (дата обращения 28.12.2016).

4.Официальный сайт разработчика программного комплекса ЭкспрессАудит [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.docaudit.ru (дата обращения 28.12.2016).

5.Подольский, В.И. Компьютерные информационные системы в аудите: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ, аудит» / В.И. Подольский, Н.С. Щербакова, В.Л. Комиссаров; под ред. проф. В.И. Подольского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 г. - 159 с.

6.Ясенев, В.Н. Информационные системы и технологии в экономике: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100) / В.Н. Ясенев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 г. - 560 с.

УДК 331.101

Санжаревская С. А. студент магистратуры 3 курс, направление подготовки «Менеджмент» Институт социально-гуманитарного образования Московский педагогический государственный институт

Россия, г. Москва О РЕЗУЛЬТАТАХ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ РОЛИ ЛИДЕРА ОРГАНИЗАЦИИ Аннотация: статья посвящена обобщению результатов проведенного автором эмпирического исследования системы управления на основе повышения роли лидера организации. Автором рассматриваются факторы, способствующие совершенствованию системы управления организации, анализируются предпосылки достижения благоприятного эмоционального микроклимата в коллективе и повышению роли лидера организации.

Ключевые слова: система управления, лидерство, эмоциональный микроклимат, роль лидера организации.

Abstract: the article is devoted to generalization of the results of the author's empirical research of management system based on enhancing the role of leader of the organization. The author considers the factors that contribute to the improvement of the management system of the organization, analyzed the preconditions of achieving a favorable emotional climate in the team and enhance the role of the leader of the organization.

Key words: system management, leadership, emotional climate, the role of the leader of the organization.

Руководство персоналом занимает центральное место в управлении сотрудниками, поскольку именно повседневная управленческая деятельность руководителей обеспечивает достижение главных целей предприятия.

Для достижения эффективного руководства необходимо, в первую очередь, определить возникшую управленческую ситуацию и искать пути ее разрешения с сотрудниками компании. Это, в свою очередь будет повышать их мотивацию, и направлять эмоциональную энергию на достижения корпоративных целей. Данный подход позволит реализовать управленческую модель, при которой руководящему составу надо управлять делами вместе со своим персоналом, а не управлять самим персоналом. В каждой современной организации высококвалифицированные сотрудники мечтают о том, чтобы руководитель организации был не только профессионалом, но и лидером, за которым будет идти весь работающий состав.

С целью достижения эффективной работы, лидер должен понимать и поддерживать своих сотрудников, а сотрудники должны понимать и вникать в возникшую проблему. В современных быстро изменяющихся условиях руководство должно быть гибким, чтобы как можно быстро адаптироваться в трансформационным изменениям. Обобщая все выше сказанное, можно говорить о том, что быстрое понимание возникшей проблемы и способность управлять персоналом является залогом эффективной работы руководства, а значит и всей компании. Таким образом, управленческая работа является одним из видов человеческой деятельности.

В процессе управления умение использовать качества лидерства позволит руководству своевременно устранять проблемы на предприятии, которые были вызваны экономическими, политическими и социальными изменениями, а также кризисами.

На сегодняшний день большинство компаний работают в жестких условиях конкуренции, что способствует повышению корпоративной ценности такого качества как лидерство, а также повышение лидерских компетенций руководящего состава.

С помощью анализа влияния лидерства на деятельность компании «Умные товары» было показано, что при выполнении локальных задач, руководителям сети магазинов этой компании не нужно отвлекаться, необходимо найти ответственное лицо1.

Было проведено эмпирическое исследованием на основе тестирования, которое было направлено, в том числе, на выявление личностных черт руководителя, которые проявляются в процессе управления компанией ОАО «Умные товары». По итогам тестирования был сделан промежуточный вывод о том, что у руководителя часто проявляются черты изменчивого

1 Название компании условно.

настроения. Это определенным образом сказывается на коллективе сотрудников.

При проведении исследования были взяты за основу следующие определения:

- Группа - совокупность индивидов взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности2.

- Коллектив - средняя социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретных задач, основанная на общности целей, принципов сотрудничества, сочетании индивидуальных и групповых интересов и работающая на одном предприятии или в одной организации3.

ОАО «Умные товары» отнесено к средней группе - штатный состав около 100 человек. В производственном процессе сотрудники тесно взаимодействуют друг с другом, однако в коллективе практически всегда благоприятный климат и дружественно - рабочая обстановка. Исходя из «тесного» ежедневного контакта образуются неформальные группы, в основном по возрасту и отношению к общему делу.

В процесс исследования был проведен тест, имеющий целью выявление личностных и профессиональных качеств лидера. По результатам теста, проводимого в штате, было выявлено, что 4 человека относятся к типу «руководителя - организатора», умеют сконцентрировать свои силы на наиболее важных проблемах. Их сила в том, что они никогда не идут на поводу у текущих дел, отделяют главное от второстепенного, умеют, во что бы то ни стало добиться решения принципиальных проблем, не останавливаясь перед конфликтами и взысканиями.

Был проведен дополнительный опрос для выявления интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной активности, которые определяют микроклимат в коллективе.

По данным этого опроса было определено, что климат в коллективе вполне благоприятен для работы. В коллективе нет больших проблем, например, таких как взяточничество. Все сотрудники штата полностью удовлетворены условиями и организацией труда, уровнем заработной платы. Было выявлено, что конфликты возникают редко, их почти не бывает. В последнее время настроение у всех жизнерадостное. Все активны и довольны коллективом, в котором работают.

В целом в коллективе нет разногласий, присутствует демократический стиль управления. Все дела ведутся своевременно, заранее, обсуждаясь. Так же присутствует атмосфера товарищества и доверия.

В коллективе ОАО «Умные товары» существует «конфликт познания».

2 Авдеев П.С. Организационное лидерство: обзор теории черт / П. Авдеев // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - №10(38). - С. 100-107

3 Черепанова Н.В. Этика лидерства в современном управлении / Н. Черепанова, Л. Тухватулина // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. 2012. - Том 321. - №6. - С. 66-71

поскольку время от времени в коллективе возникают конфликты по поводу путей разрешения возникшей проблемы. В рамках каждого конфликта, каждый сотрудник может себя повести по разному4.

В результате исследования был сделан вывод о том, что в ОАО «Умные товары» лидирует стиль «сотрудничество . Это означает, что сотрудники активно участвуют в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но, не забывая при этом индивидуальные интересы.

Директору организации и одному из линейных менеджеров были предложены дополнительные опросники с целью выявления возможных скрытых конфликтов в организации.

Подводя итоги опросов, было выявлено, что большинство конфликтов возникает из-за несговорчивого характера одного из сотрудника, хотя конфликты в ОАО «Умные товары» возникают очень редко и разрешаются достаточно быстро. И сотрудники, и руководители стараются как можно быстрее уладить конфликт, и не оказать отрицательного влияния на деятельность организации и отношений между работниками в целом.

Для диагностики сложившегося стиля руководства на ОАО «Умные товары» был проведен мониторинг с целью выделения х проблемных ситуаций, которые возникают в процессе оценки имиджа руководителя сотрудниками сети магазинов «Умные товары». По результатам проведенного анализа будут разработаны рекомендации по усовершенствованию и повышению существующего имиджа как руководства, так и всей компании.

Одним из методов исследования существующего имиджа организации выступал метод анкетного опроса. Для применения данного метода было отобрано 17 рядовых сотрудников сети магазинов «Умные товары», которые заполнили предложенные анкеты с вопросами.

В анкете были поставлены вопросы относительно организационной культуры компании, социально-психологического климата, имиджа руководителя, имиджа рядовых сотрудников.

Оценки используемых перечисленных выше атрибутов давались сотрудниками по пятибалльной шкале. При этом 5 баллов - это наивысший показатель. Обобщенный результат эмпирического исследования имиджа организации, руководства и персонала представлен в табл. 1.

4 Евтихов О.В. Лидерский потенциал руководителя: специфика, содержание и возможности развития: монография / О.В. Евтихов. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2011. - 288 с._

Таблица 1- Определение значимости и оценка групп атрибутов ОАО «Умные товары» со стороны занятости персонала

Атрибуты Номер места по важности (значимости) Оценка (по 5-ти балльной системе)

Имидж товаров и услуг 1 3,9

Уровень организационной культуры 5 3,5

Социально-психологический климат организации 8 3,4

Имидж руководителя 2 4,4

Имидж персонала 7 3,4

Визуальный имидж 6 3,8

Социальная работа (забота о персонале) 3 3,9

Деловая репутация (финансовая

устойчивость, известность, добросовестность в сделках) 4 4,0

В рамках осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности любая компания стремиться создать положительный и благоприятный имидж. Такой имидж позволит повысить конкурентоспособность персонала и организации, существенно ускорить процесс принятия управленческого решения, а также усилить финансовые, информационные, материальные и человеческие ресурсы.

Проведенный контент-анализ позволил сформировать перечень критериев, которые выступают наиболее значимыми корпоративными критериями. Сформированный перечень критериев предлагается внедрить в деятельность сотрудников сети магазинов «Умные товары» (рис.1)

Проведенный анализ мотивационного поведения сотрудников сети магазинов «Умные товары» показал положительные результаты. После проведения анонимного анкетирования было выявлено, что руководство за время проведения эмпирического исследования изменило свое отношению к персоналу, что повлекло за собой изменение отношение сотрудников к руководству.

Оценочные критерии сотрудников

Поддерживающий/умеющий работать в команде

Че стный/порядочный

Инициативный

Настойчивый/эффективный в достижении цели/не боящийся любой задачи

Ответственный

Доброжелательный/неконфликтный

Развивающийся/стремящийся к личному развитию, обучению

Трудолюбивый

Рисунок 1. Оценочные критерии сотрудников сети магазинов «Умные товары»

При проведении первого этапа исследования, а именно опроса сотрудников, было выявлено, что они больше всего акцентировали сове внимание на существующие взаимоотношения между сотрудничеством всех структурных подразделений компании, на существующую мотивацию персонала. На втором этапе исследования - проведение повторного опроса было выявлено, что персонал стал акцентировать свое внимание на профессиональную деятельность и на качество предоставляемых услуг сетью магазинов «Умные товары». Вследствие того, что сотрудники изменили свое отношение, это способствует повышению эффективной деятельности организации в целом. В таблице 2 представлены результаты второго этапа исследования.

Анализируя информацию, представленную в табл. 2, можно сделать вывод, что при осуществлении производственных функций сотрудники сети магазинов «Умные товары» после внедрения разработанных рекомендаций перестали акцентировать свое внимание на межличностные отношения, а стали больше уделять внимание возникшим проблемам в рамках профессиональной деятельности.

Таблица 2. - Оценка профессиональной деятельности ОАО «Умные товары»

Изменение профессионального уровня обслуживания клиентов за последний год До мониторинга (%) После мониторинга (%)

Самое сложное решение проблем ОАО «Умные товары», по мнению сотрудников, - это;

1. Условия работы 18 12

2. Мотивация сотрудников 6 2

3. Управление подразделениями 19 9

4. Обмен информацией 4 6

5. Стиль общения, преобладающий в ОАО «Умные товары»: 45 70

6. Взаимоотношения деловые, ровные 35 5

7. Имеется ярко выраженная группа лиц, ведущая себя обособленно 15 10

8. Имеются отдельные работники, обладающие отрицательными личностными качествами 0 10

9. Дружески деловые 10 15

Мнение сотрудников о мешающих факторах в работе:

1. Низкая мотивация 37 22

2. Отсутствие похвалы со стороны начальства 25 30

3. Отношения в коллективе 38 14

4. Преувеличенные требования 0 24

Оценка профессионального уровня коллег по структурному подразделению

1. Высокий 14 37

2. Достаточный для успешной работы 39 34

3. Отдельные сотрудники нуждаются в повышении своего профессионального уровня 47 29

Таким образом, по результатам проведенного эмпирического исследования можно сделать обобщающие выводы о том, что:

- в рамках трудовой деятельности сотрудников сети магазинов «Умные товары» произошли положительные изменения, в первую очередь отдаются предпочтения мотивации персонала, применяется лояльная система оценки профессиональной деятельности;

- разработка и внедрение тренинга «Лидерство» позволило существенно изменить отношение руководящего состава ко всем сотрудникам, что позволило повысить эффективность трудовой деятельности и сети магазинов «Умные товаров» в целом;

- изменена психология сотрудников сети магазинов «Умные товары», то есть теперь каждый сотрудник принимает на должном уровне все указания руководства и выполняет его с большой ответственностью;

- сотрудники поменяли свое отношение к имиджу руководства и организации, а также к существующему социально-психологическому климату в организации.

- увеличило стремление руководства к созданию высокого уровня организационной культуры в сети магазинов «Умные товары», что, в свою очередь, позволит повысить эффективность работы всей организации.

Использованные источники:

1.Авдеев П.С. Организационное лидерство: обзор теории черт / П. Авдеев // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - №10(38). - С. 100-107

2.Белов В.В. Проблема организационного лидерства: акмеологический подход / В. Белов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2014. - Том 5. - №1. - С. 40-50

3.Евтихов О.В. Лидерский потенциал руководителя: специфика, содержание и возможности развития: монография / О.В. Евтихов. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2011. - 288 с.

4.Черепанова Н.В. Этика лидерства в современном управлении / Н. Черепанова, Л. Тухватулина // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. 2012. - Том 321. - №6. - С. 66-71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.