Научная статья на тему 'Повышение эффективности работы международной компании за счет управления талантами (на примере Atento)'

Повышение эффективности работы международной компании за счет управления талантами (на примере Atento) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОМПАНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ТАЛАНТ / ЛИДЕР / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / HR-ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сердитов В.А.

В.А. Сердитов Повышение эффективности работы международной компании за счет управления талантами (на примере Atento) Международная компания, повышение эффективности, талант, лидер, управление, проектный менеджмент, HR-проект В данной статье рассматривается вопрос повышения эффективности работы международной компании Atento за счет внедрения HR-службой компании проекта по управлению талантами-лидерами, направленной на управление карьерным развитием кадрового состава компании. В статье проведен анализ основных недостатков HR-служб, в числе которых отсутствие опыта в процессной деятельности, что затрудняет реализацию узкоспециализированных, нетривиальных проектов. Предложены варианты разнообразного премирования сверхуспешных работников, чья результативность значительно влияет на ценность оказываемых корпорацией услуг. Произведен прогноз изменения финансовых показателей Atento после внедрения проекта по управлению талантами-лидерами с учетом инфляции евро.V.A.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Serditov Improving the efficiency of international companies at the expense of talent management (the example of Atento) International company, efficiency, talent, leader, management, project management, HR-project This article discusses the issue of increasing the effectiveness of the international company Atento through the introduction of HR-service company project for talent management leaders, aimed at managing the career development of the staff of the company. The article analyzes the main shortcomings of HR-services, among them the lack of experience of process operations, which complicates the implementation of highly specialized, non-trivial projects. The variants of various bonuses sverhuspeshnyh workers whose performance greatly affects the value of services corporation. Made changes in the forecast financial results after the implementation of the project Atento Talent leaders considering euro inflation management.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности работы международной компании за счет управления талантами (на примере Atento)»

УДК 331.08

Канд. техн. наук В.А. СЕРДИТОВ (СПбГАУ, vladlen04@mail.ru)

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМПАНИИ ЗА СЧЕТ УПРАВЛЕНИЯ ТАЛАНТАМИ (на примере ATENTO)

Международная компания, повышение эффективности, талант, лидер, управление, проектный менеджмент, HR-проект

Слово «лидер» образовано от англосаксонского «leaden» (идти, странствовать). Этот глагол активно использовался англосаксами для обозначения направления кораблей. Лидеры в древнейшем понимании этого слова - суда, указывающие путь.

Однако существуют несколько типов лидеров в социально-психологическом понимании. К примеру, лидер-спортсмен, выигравший в том или ином состязании, удостоенный кубка или медали, но продолжающий свое совершенствование, будучи один. И, с другой стороны, лидер в коллективе, демонстрирующий наилучшие результаты в том или ином виде деятельности, но тем не менее обладающий так называемыми «последователями». В конце концов, в социально-психологическом аспекте понятия «лидер» и «коллектив» неотделимы друг от друга. Человек, способный объединить членов группы на основе общих интересов и направить их усилия, сохраняя ценности, называется организационным лидером.

Ряд социологов отождествляют лидерство с влиянием: «Лидерство - способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей» [1].

Для Б.М. Басса лидерство равнозначно позитивному влиянию. Если цель индивида 1 заключается в изменении поведения индивида 2, то это следует рассматривать как попытку лидерства. Если же индивид 2 изменил поведение под воздействием усилий индивида 1, то это успешное лидерство. И если изменение поведения индивида 2 принесло индивиду 1 награду, удовлетворение, то это есть эффективное лидерство [2].

Однако полностью отождествлять лидерство и влияние не стоит: каждый из членов нашего общества оказывает то или иное влияние на свое окружение.

Часто лидера рассматривают как индивида, умеющего побуждать, а не принуждать. Тогда его основными «орудиями действия» становятся воодушевление, побуждение. Даже авторитарный стиль может стать высокоэффективным, если реализуется настоящим лидером. Тому есть множество примеров-подтверждений.

Но, в конце концов, каждая из этих методик описывает лидерство только с одной стороны. Это объясняется тем, что социологи преследовали разные цели: определение объекта наблюдения для эмпирических исследований в малых группах, определение формы практики, обеспечение теоретического развития данной проблемы и т.д. [3].

Верным шагом будет выделить основные стратегические лидерские преимущества, являющиеся одновременно и инструментом, и объектом HR-проекта. Стратегическими преимуществами лидерского присутствия станут, как несложно догадаться, производные отличительных лидерских характеристик.

Деятельность HR-службы включает в себя, помимо найма персонала и кадрового делопроизводства, проектирование. Проект как разновидность деятельности является таковым, если обладает рядом черт:

1. Направленность на достижение определенных результатов за определенный временной интервал.

2. Уникальность.

3. Взаимосвязанность.

Существует ряд отраслей экономики, для которых большая часть деятельности является проектной; для ее организации применяются специальные инструменты. Для остальных же отраслей экономики специалисты применяют инструменты регулярной, процессной деятельности. Цель проектного менеджмента - достижение планируемых результатов в заданное время при заданном количестве ресурсов.

На сегодняшний день промышленные компании стараются не только уменьшить затраты, связанные с охраной здоровья и безопасностью труда, но и улучшить корпоративный имидж и одновременно повысить эффективность производства [4].

В данной статье в качестве примера для внедрения HR - проекта «Управление талантами» выбрана международная компания Atento, работающая в системе управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), многонациональная компания-лидер сектора бизнес-аутсорсинга в Латинской Америке. С 1999 года компания, изначально созданная как оператор колл-центра провайдера мобильной связи Telefonica, успешно внедрила свою бизнес-модель в экономику 16 стран; общее количество сотрудников превышает 150 тысяч человек. Считается второй крупнейшей в мире компанией в данном виде деятельности (после Xerox) [5].

В качестве инструмента проекта предлагается дискретная серия тематических тренингов, длительность каждого составляет 1,5-2 часа и последующего каждодневного коучинга высшего руководства в течение получаса. Также инструментами проекта являются непосредственно мероприятия, связанные с реструктуризацией системы найма, налаживанием обратной связи и т.д. Подрядчиком может выступить консалтинговая компания McKinsey & Company.

Таблица. Калькуляция стоимости мероприятий проекта

Объект Количество, академический час Цена за единицу, €/чел Стоимость, €

Тренинг 15 х 3 х 2 = 90 4 4x1500x90 = 540 000

Коучинг топ-менеджмента 18 х 0,5 х 3 х 1 500 = 40 500 2,5 2,5x40 500 = 101 250

Формирование обратной связи с талантами - - 250 000

Реструктуризация системы найма - - 250 000

Другие затраты - - 100 000

ИТОГО: 1 241 250

Сам комплекс мероприятий, помимо тренингов привлекаемой компании McKinsley&Company, дополняется мероприятиями по внедрению соответствующих изменений: формирование обратной связи с лидерами-представителями линейного персонала и реструктуризация отдела найма, внедрение системы мотивации и т.д. [6].

Компания будет перманентно анализировать состав выполняемых работ и корректировать заработную плату; это внутренний контроль. На внешнем уровне речь идет об экономических условиях тех стран, в которых есть корпоративные офисы. Постоянное участие в исследованиях позволяет следить за рыночной обстановкой в том или ином месте Земли и избегать ситуаций нехватки человеческих ресурсов.

Также от Atento потребуется внедрение системы дифференциации качества и достижений сотрудников: данные о компетентности сотрудников меняются с большой скоростью, для обеспечения конкурентоспособности необходимо поддерживать

профессиональные навыки на определенном уровне (200 часов тренингов и других обучающих мероприятий в год).

Последний, но не менее важный элемент - разнообразное премирование сверхуспешных работников, чья результативность значительно влияет на ценность оказываемых корпорацией услуг.

Примерами премирования могут стать следующие элементы:

- отдых в другой стране;

- скидки на телефонные звонки;

- проездные карты, ваучеры ресторанов, медицинская страховка, компенсация затрат на похоронные услуги;

- отпускной бонус во время Рождества;

- компенсация заработной платы во время болезни до стандартного уровня оплаты;

- командировки и возможность построить международную карьеру.

Естественно, любым подобным проектам противостоит некое сопротивление. Для каждого проекта оно сугубо индивидуально. Для создаваемого нами комплекса мероприятий главные «враги» проекта - худшие линейные работники и малоэффективные менеджеры среднего звена.

Графики, приведенные ниже, демонстрируют прогнозируемые изменения финансовых показателей Atento с учетом инфляции евро (основная операционная валюта предприятия). В период заключения контракта строка «Финансовые вложения» претерпит существенные изменения. Статья «Себестоимость продаж», косвенно включающая затраты на обучение и наем персонала, изменится v-образно, восстановившись к 2017 году. Показатель «Чистая прибыль до вычета налогов», помимо инфляционного прироста в 1,1-1,6% (евро), увеличится в 2017 г. на 0,7% за счёт реализации мероприятий проекта (подробнее данные представлены на рис. 1, 2 и 3).

900 000 000

800 000 000

700 000 000

600 000 000

500 000 000

400 000 000

300 000 000

200 000 000

100 000 000

0

■i 2015 2016

12017

Цикл найма, дни Количество пар

наставник-ученик на МПГчислом 27 человек, шт

■ До начала реализации проекта После реализации проекта

Рис. 1. Некоторые динамичные финансовые показатели состояния компании, подвергающиеся воздействию в ходе реализации мероприятий проекта, £

Рис. 2. Различные показатели деятельности Atento, изменяющиеся в ходе реализации комплекса мероприятий

Уровень текучести Вероятность Менеджеры,

кадров линейного стабильности нанимаемые извне

персонала и психологической

управляющих обстановки в МПГ среднего уровня

I До начала реализации проекта После реализации проекта

Рис. 3. Не денежные показатели деятельности компании Atento, изменяющиеся в ходе реализации мероприятий проекта, %. Профиль: управление персоналом

Далее приведена качественная оценка реализации проекта методами «4Е» и SCAMPER.

Метод «4Е»:

1. Экономичность проекта: проект довольно дорогостоящий, стоимость такого крупномасштабного контракта оценивается примерно в € 1 250 ООО. Однако стоимость проекта невысока относительно основных финансовых показателей Atento.

2. Эффективность проекта: самый сложный аспект этого проекта - оценка его эффективности. HR-подразделения компаний будут вынуждены провести социологическое исследование с целью определить, насколько эффективен описываемый комплекс мероприятий и как его реализация повлияла на некоторые аспекты их жизни.

3. Результативность проекта: данный параметр находится в тесной связи с предыдущим. Численная характеристика результативности осложнена отсутствием статистических данных о качестве работы HR-отдела в настоящем. По завершении проекта в 2017 г. ожидается количественное изменение таких показателей, как финансовые вложения, себестоимость продаж, чистая прибыль до вычета налогов, уровень текучести кадров линейного персонала и менеджеров среднего звена, стабильность психологической обстановки, состав нанимаемого менеджмента ("из своих"/"извне"), цикл найма (количество дней между первым контактом с кандидатом и днем заключения контракта).

4. Этичность проекта: от культуры страны, в которой реализуется такой проект, зависит, будет ли он признан этичным. Этичность в данном случае становится относительным показателем.

Метод S.C.A.M.P.E.R.:

Заменить: заменить можно способ обучения высшего руководства. Вместо дорогостоящих ежегодных тренингов, которые по сути отнимают у подразделений их руководителей, может быть целесообразным внедрить систему коучинга: бизнес-тренер, представитель компании McKinsley&Company, периодически лично обучает руководителя методам управления талантами; теория активнее сопровождается практикой.

Комбинировать: в основных видах активности указаны такие два раздела - программа тренинга молодого персонала и налаживание обратной связи с талантами. Возможная опция

- комбинация этих видов деятельности; руководство активно наращивает коммуникационную сеть с лидерами, при этом лично курирует адаптацию молодых сотрудников.

Адаптировать: первый и самый важный объект адаптации - культура отдельно взятой страны, где представлена компания. То, что в одной стране считается корпоративной нормой, в другой может быть распознано как попытка руководства массово уволить неэффективных работников и заставить талантливых лидеров работать еще больше.

Модифицировать: сама календарная структура тренингов может быть реструктурирована. К примеру, тренинги могут быть сдвинуты на конец весны; тогда руководству будет проще оторваться от основной деятельности и потратить время на выездной тренинг.

Предложить другое применение: латентная функция проанализированного комплекса мероприятий по внедрению управления лидерами - структуризация управленческой среды фирмы. Улучшения в сфере управления персоналом сделают иерархию Atento более прозрачной и более гибкой к власти.

Убрать: необязательная разновидность деятельности этого проекта - программа обучения молодого персонала. Если компания считает собственные человеческие ресурсы достаточно обширными для построения системы, насыщенной лидерами, то заниматься поиском талантов извне не нужно.

Перевернуть: такой модификации могут быть подвергнуты фокусная и субфокусная группы. Обучению можно подвергнуть весь линейный персонал вместе с менеджментом среднего звена. При этом основной задачей обучения будет не выявление талантливых сотрудников, а способы извлечь из своих лидерских способностей (если они есть) максимум.

В заключение можно сделать ряд выводов. В первую очередь, такой проект ориентирован на компании, входящие в первую пятерку в своей области экономики.

Такая узкая разновидность менеджмента, как «Управление талантами» -ответственный этап в построении системы HR. Уникальность направления заключается в том, что субъектом разработки и контроля исполнения являлось высшее руководящее звено предприятия - исполнительные директора и главы направлений. Лидерство как малоисследованный социальный феномен, если учитывается в деятельности компании, то должен подвергнуться «качественному» вниманию влиятельных людей; простым проектом отдела управления кадрами возможностей лидеров не реализовать.

Процедура селекции субфокусной группы в анализируемой компании носит чисто формальный характер; отсутствуют специально разработанные методы. В прогнозировании мы можем полагаться лишь на статистические исследования, проведенные различными университетами и исследовательскими центрами. Неточностей и неучтенных факторов в таком случае не избежать; можно лишь задать размах рассматриваемых вариативных признаков в пределах 4-6%.

В управлении персоналом Atento применяются следующие группы методов: административно - организационные, экономические и социально - психологические методы управления. Акцент в системе стимулирования персонала сделан на материальный и карьерный методы стимулирования: по сути, наиболее эффективные сотрудники получают больше денег и имеют возможность получить более высокую должность. Выяснено, что характер основной деятельности в некоей мере уменьшает заинтересованность персонала в продвижении, сотрудники теряют связь между затраченными усилиями и результатом.

В предложенной для Atento системе управления талантами-лидерами определяющим фактором стимулирования станет программа управления карьерным развитием. Методы окололежащих дисциплин носят вспомогательный неосновной характер; несмотря на это, менеджмент высшего звена должен обладать немалым пассивным запасом знаний из таких областей, чтобы в случае необходимости применять любые методы.

Литература

1. Ильин Н.И., Лукмаиова И.Г., Нечмии А.Н. Управление персоналом. - М., 1996. - С. 208.

2. Bass В.М. Leadership, psychology and organisational behavior. New-York, n.n., 1960. - C. 56.

3. Дафт Р.Л. Менеджмент. - СПб: Питер, 2015. - С. 88-101.

4. Канавцев М.В., Сердитов В.А. Влияние процессов экономической интеграции на систему менеджмента качества предприятия// Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2014 . - № 37. - С. 88-92.

5. Сайт «Википедия». Atento. [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Atento (дата обращения 16.02.2016).

6. Майклз Э., Хэндфилд-Джонс X., Экселрод Э. Война за таланты. - М.: Манн: Иванов и Фербер, 2011. - С. 215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.