Научная статья на тему 'О революционных песнях к 100-летнему юбилею исторического события'

О революционных песнях к 100-летнему юбилею исторического события Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1093
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ / СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД / ПЕРЕСТРОЙКА / МЕНТАЛИТЕТ / ВОСПИТАНИЕ / РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПЕСНИ / RUSSIAN HISTORY / SOVIET PERIOD / PERESTROIKA / RESEARCH / MENTALITY / PEDAGOGICS / REVOLUTIONARY SONG

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тинякова Елена Александровна

Объектом исследования для настоящей статьи были революционные песни, в историческом времени стоящие близко к началу революции 1917 года и после нее. Революционные песни этого периода вмещают концентрированно историческую информацию, которая была социально значима в советский период. Поэтому за этими историческими смыслами во многом стоит советская идеология. Предмет исследования воспитательное значение исторической информации революционных песен указанного периода для современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT REVOLUTIONARY SONGS: FOR THE 100-TH ANNIVERSARY OF THE HISTORIC EVENT

The object of research is the revolutionary songs, close to 1917and after it. The songs of this period contain the historical information in brief, that was socially significant in soviet times. Their historic meaning is closely connected with soviet ideology. The research has been aimed at discovering the upbringing effect of this historic content, particularly for contemporary young people.

Текст научной работы на тему «О революционных песнях к 100-летнему юбилею исторического события»

УДК 930

О РЕВОЛЮЦИОННЫХ ПЕСНЯХ:

К 100-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ИСТОРИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ

Е.А. Тинякова

Аннотация. Объектом исследования для настоящей статьи были революционные песни, в историческом времени стоящие близко к началу революции 1917 года и после нее. Революционные песни этого периода вмещают концентрированно историческую информацию, которая была социально значима в советский период. Поэтому за этими историческими смыслами во многом стоит советская идеология. Предмет исследования - воспитательное значение исторической информации революционных песен указанного периода для современной молодежи.

Ключевые слова: отечественная история, советский период, перестройка, менталитет, воспитание, революционные песни.

ABOUT REVOLUTIONARY SONGS:

FOR THE 100-TH ANNIVERSARY OF THE HISTORIC EVENT

E. Tinyakova

Abstract. The object of research is the revolutionary songs, close to 1917and after it. The songs of this period contain the historical information in brief, that was socially significant in soviet times. Their historic meaning is closely connected with soviet ideology. The research has been aimed at discovering the upbringing effect of this historic content, particularly for contemporary young people.

Keywords: Russian history, soviet period, perestroika, research, mentality, pedagogics, revolutionary songs.

Революционная песня как новейший жанр фольклора сложилась в передовых европейских странах в эпоху буржуазных революций [8]. Жанр революционной песни приобретает

интернациональный статус в конце XIX и начале XX веков, когда национальные освободительные движения пролетариата объединяются и, это, прежде всего, после создания 1-ого и 2-ого Интернационалов. Русская революционная песня имеет, как признано исследователями: М.С. Друскиным, Л.И. Лебединским, А.Н. Сохор, Е.В. Гиппиус, П. Ширяевой, Д.В. Житомирским, А.В. Шиловым, С.Д. Дрейзеным и другими — три периода: дворянский, народнический и пролетарский [6;9; 12]. Для настоящей статьи был выбран третий период, который связан с кардинальным поворотом русской истории. В данной статье рассмотрено, как работают революционные песни на фоне меняющегося исторического осмысления революционных событий 1905 - 1917 годов, так как революционные песни хранят устойчивое историческое содержание, символичны по представлению событий и сильны в содержании организующего массы начала. Конкретизируем поставленный вопрос: рассуждения в статье более социальные, социально-педагогические, а не конкретно исторические, да они и не могут быть последними, так как историческая информация в революционных песнях максимально

сфокусирована и минимальна по конкретности [10]. Далее, из революционных песен 1905 - 1917 годов сложились красноармейские, партизанские песни периода Гражданской войны и военной интервенции, и первые комсомольские песни 1920-х годов и, наконец, массовые советские песни.

Русские революционные песни указанного периода исследования имеют интернациональное содержание (в основном, польское — «Варшавянка», французское — «Марсельеза», «Краманьола», итальянское — «Красное знамя»). Русские революционные песни тоже иммигрировали и использовались для революционной борьбы за рубежом. Революционные песни более близки к городской культуре, так как основной движущейся силой революционных событий, особенно 1917 года, был пролетариат, а революционные песни на фоне складывающейся стратегии борьбы имели большое мобилизирующее начало. Но все же, глубокий корень революционных песен — это народный фольклор, и прежде всего песня «Дубинущка». Ее действующее историческое пространство было очень сильным в период 1905 - 1917 годов, особенно в исполнении Ф.И. Шаляпина. Именно этот «корень» и придает вечность революционным песням: события отошли в прошлое, меняются взгляды на них, но они продолжают жить в социально-культурном

контексте. Поэтому содержание революционных песен очень устойчиво. Изменений почти нет. Например, в песне «Интернационал» было только два изменения: «весь мир насилья мы разрушим», «это есть наш последний и решительный бой».

Революционные песни активно

использовались для социалистического воспитания: по цитате В.И. Ленина для «пропаганды социализма»; они были на прямую связаны с комсомолом, многочисленной организацией молодежи. В 1966 году звуки интернационала, который был гимном страны советов, были переданы искусственным спутником Земли. Поэтому, выйдя после перестройки на новый этап истории, который был обоснован социальными потребностями общества, исторические события и сопровождающее их социальное содержание имели разную скорость ухода в прошлое. А.М. Горький отмечал, что в революционных песнях содержится «железное мужество», а это непреходящая социальная ценность.

Революционные песни выбранного для анализа периода выполняли агитационные задачи благодаря политической призывности, чтили память погибших в траурных маршах, повествовали о событиях и героях в песнях балладного жанра, имели сатирически-обличительное содержание и таким образом помогали борьбе с врагом, и, наконец, вселяли оптимизм и праздничность — это больше касается первомайских песен [7; 11].

В определенной степени эта статья посвящена приближающейся дате — 100-летию Октябрьской революции, и мы особо обращаем внимание на социально-организующую силу революционных песен. В широком плане анализа к революционным песням относятся песни призывного содержания к масштабным изменяющим структуру общества действиям. И именно эта черта заставила автора обратить внимание на революционные песни в период после перестройки — глобального с точки зрения геополитического значения события как для России, так и мира в целом.

В революционных песнях после отмены крепостного права и до второй русской революции 1917 года были отражены исторические настроения: впечатления от тяжелого ярма крепостного права; конспирационное складывание революционных песен; переломный момент в судьбе крестьянства, когда им предоставляли свободу, но вместе с тем лишали почвы для построения свободной жизни, оставляя безземельными; репрессии царского государственного аппарата в отношении

недовольных масс; духовная поддержка борющегося народа.

Песни второй русской революции интересны для прослеживания, как складывались организационно революционные силы в России [10]. Интернационализация русских движущих революционных сил началась только накануне революции 1917 года, и Первая мировая война сыграла свою роль [15]. Это доказывает заимствование революционных песен из французского, польского, итальянского революционных исторических контекстов [3;4;5]. Настоящее исследование предполагает понять современную актуальность революционных песен указанного периода. Безусловно, историческая жертвенность отошла в прошлое, но она помогает развивать чувство уважения к своей истории [13]:

- впечатления от тяжелого ярма крепостного права — «Долго нас помещики душили», «Полоса»;

- конспирационное складывание революционных песен — «Слушай», «Песня о земле и воле»;

- переломный момент в судьбе крестьянства, когда им предоставляли свободу, но вместе с тем лишали почвы для построения свободной жизни, оставляя безземельными — «Отпустили крестьян на свободу»;

- репрессии царского государственного аппарата в отношении недовольных масс — «Вы жертвою пали в борьбе роковой»;

- духовная поддержка борющегося народа — «Смело, друзья, не теряйте бодрость в неравном бою», «Вы жертвою пали в борьбе роковой», «Замучен тяжелой неволей».

В рамках настоящей статьи — революционные песни позволяют проследить историю русской национальной социальности на фоне исторических событий; помогают увидеть историю русской социальности в некоторой независимости от конкретных исторических событий. Поэтому в зафиксированной в революционных песнях национальной социальности надо различать вневременный фактор, типичный для социально возбужденного русского менталитета, и преходящий.

История ставит вопрос, на который трудно дать ответ: «Действительно ли стратегия лидеров революционных событий была ошибочна, или сложившийся исторический кризис был настолько глубок и обширен, что он в «своем извержении» смешал все в единую борющуюся массу»? В революционных песнях второй русской революции можно найти слова и фразы, которые не потеряли своей актуальности в наши дни:

«Добро не может умереть!

Нам счастьем будет труд свободный» («Красное знамя»)

Эти фразы сочетаются с фразой А.М. Горького о «железном мужестве».

Ближе к 1917 году революционная песня становится мощным средством политической агитации, революционная песня уже существует на большевистской концепции социал-демократической партии, созданной в 1895 году. Идея пролетарского социализма становится главной идеей революционного чувства. Песни теперь требовались для организации революционных масс и сопровождали забастовки, рабочие демонстрации, маевки, общественные похороны. Ведущим песенным жанром становится боевая маршевая песня, ей присущ твердый уверенный ритм, энергичность, мужество, призывные фанфары, оптимистическое представление светлого будущего.

Именно такие песни сопровождали Россию на протяжении всего советского периода [15], они стали духовной основой коллективности социального менталитета, их распевали на фоне массовых демонстраций 7 ноября на протяжении 69 лет советского периода.

В заключение отметим, что историческая песня революции 1917 года сопровождала весь советский период [14]; конкретная историческая документальность отошла в прошлое в измененных трактовках историков, но историческая духовность держится прочно [2]. Массовое историческое сознание, отраженное в этих песнях, устойчиво к различным точкам зрения на события 1917 года, как и сама русская народная традиционная культуры, в которую вписались революционные песни. И подключение революционных песен к пласту народных [1] будет убирать из них ориентацию на политический раскол, с которым они исторически связаны.

Литература:

1. Бачинская Н., Попова Т. Русское народное музыкальное творчество / Н. Бачинская, Т. Попова; хрестоматия. - 4-е изд. - М.: Из-во «Музыка», 1974.

2. Биографии песен: сборник статей. - М.: 1965.

3. Гиппиус Е., Ширяева П. «Из истории революционных гимнов» / Е. Гиппиус, П. Ширяева // «Советская музыка», 1960. - № 11.

4. Гиппиус Е., Ширяева П. «Боевой пролетарский гимн» / Е. Гиппиус, П. Ширяева // «Советская музыка», 1961. - № 7.

5. Гиппиус Е., Ширяева П. «Из истории песни «Красное знамя» / Е. Гиппиус, П. Ширяева // «Советская музыка», 1965. - № 11-12.

6. Дрейзен С.Д. Музыка революции / С.Д. Дрейзен. - М.: 1966.

7. Друскин М.С. Русская революционная песня / М.С. Друскин. - Л.: 1959.

8. Житомирский Д.В. Из прошлого русской революционной песни / Д.В. Житомирский. - М.: 1963.

9. Лебединский Л.Н. Старая революционная песня / Л.Н. Лебединский // «Советская музыка», 1941. - № 5.

10. 50 русских революционных песен в свободной хоровой обработке. Комментарии Друскина М.С. - Л.: 1938.

11. «Революционная песня» / Музыкальная энциклопедия. - Т.4. - М.: Из-во: «Советская энциклопедия», 1978. - С. 571-574.

12. Русские революционные песни. Комментарии Нестьева И.В. - М., 1952.

13. Соболева Г. Россия в песне / Г. Соболева. - М.: Из-во: «Музыка», 1976.

14. Сохор А.Н. Русская советская песня / А.Н. Сохор. - Л.: 1959.

15. Шилов А.В. Из истории первых советских песен (1917-1924) / А.В. Шилов. - М., 1963.

Сведения об авторе:

Тинякова Елена Александровна (г. Хотьково, Россия), кандидат философских наук, доцент, соискатель степени доктора наук по отечественной истории, ГПБОУ МО «Сергиево-Посадский колледж», e-mail: etinyakova @bk.ru

Data about the author:

E. Tinyakova (Khotkovo, Russia), the candidate of philosophical sciences, the associate professor, the applicant of a doctor's degree on national history, GPBOU MO "The Sergiyevo-Posadsky college", e-mail: etinyakova@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.