Научная статья на тему 'О РЕЛЕВАНТНОСТИ ПОНЯТИЙ СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ И ПРОФАЙЛИНГ'

О РЕЛЕВАНТНОСТИ ПОНЯТИЙ СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ И ПРОФАЙЛИНГ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
328
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная перцепция / профайлинг / релевантность / профиль / модель / портрет / профессиональная деятельность / social perception / profiling / relevance / profile / model / portrait

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Силецкая Анна Валерьевна

В статье представлен теоретико-методологический анализ соотнесения таких психологических понятий как социальная перцепция и профайлинг. Раскрывается прикладное значение этих двух понятий. При определении профайлинга автор исходит из положения, что профайлинг является частным случаем проявления одной из сторон психологии общения – социальной перцепции, при этом, профайлинг является интегративной отраслью психологических знаний. Анализ исследований социальной перцепции показывает, что не существует категориального и понятийного аппарата, который бы позволил унифицировать и проанализировать описание любого социально-перцептивного процесса. В то же время, социальная перцепция является носителем перцептивно-диагностической функции: выбор той или иной линии поведения субъектом в каждой ситуации взаимодействия имеет целью восприятие – оценку ее элементов, то есть, объекта и самого себя, и ситуативного контекста в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE RELEVANCE OF THE CONCEPTS OF SOCIAL PERCEPTION AND PROFILING

The article presents a theoretical and methodological analysis of the correlation of such psychological concepts as social perception and profiling. The applied meaning of these two concepts is revealed. When defining profiling, the author proceeds from the position that profiling is a special case of one of the sides of communication psychology-social perception, while profiling is an integrative branch of psychological knowledge. An analysis of studies of social perception shows that there is no categorical and conceptual apparatus that would allow to unify and analyze the description of any socio-perceptual process. At the same time, social perception is the bearer of the perceptual diagnostic function: the choice of a particular line of behavior by the subject in each interaction situation has the goal of perception – an assessment of its elements, that is, the object and itself, and the situational context as a whole.

Текст научной работы на тему «О РЕЛЕВАНТНОСТИ ПОНЯТИЙ СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ И ПРОФАЙЛИНГ»

УДК 159.99; ББК 88.8

DOI 10.24411/2658-638Х-2020-10070

© Силецкая А.В. 2020

ON THE RELEVANCE OF THE CONCEPTS OF SOCIAL PERCEPTION AND PROFILING

О РЕЛЕВАНТНОСТИ ПОНЯТИЙ СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ И ПРОФАЙЛИНГ

Anna V. Siletskaya,

Adjunct of the Department of Training of Scientific-pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot E-mail: [email protected]

Анна Валерьевна Силецкая,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России

имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected]

Для цитирования: Силецкая А.В. О релевантности понятий социальная перцепция и профайлинг. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2020. С. 57-61.

Научная специальность: 19.00.03 - Психология труда, инженерная психология, эргономика.

Научный руководитель: Лебедев Игорь Борисович - профессор кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, профессор.

Abstract. The article presents a theoretical and methodological analysis of the correlation of such psychological concepts as social perception and profiling. The applied meaning of these two concepts is revealed. When defining profiling, the author proceeds from the position that profiling is a special case of one of the sides of communication psychology-social perception, while profiling is an integrative branch of psychological knowledge. An analysis of studies of social perception shows that there is no categorical and conceptual apparatus that would allow to unify and analyze the description of any socio-perceptu-al process. At the same time, social perception is the bearer of the perceptual diagnostic function: the choice of a particular line of behavior by the subject in each interaction situation has the goal of perception - an assessment of its elements, that is, the object and itself, and the situational context as a whole.

Аннотация. В статье представлен теоретико-методологический анализ соотнесения таких психологических понятий как социальная перцепция и профайлинг. Раскрывается прикладное значение этих двух понятий. При определении профайлинга автор исходит из положения, что профайлинг является частным случаем проявления одной из сторон психологии общения - социальной перцепции, при этом, профайлинг является интегративной отраслью психологических знаний. Анализ исследований социальной перцепции показывает, что не существует категориального и понятийного аппарата, который бы позволил унифицировать и проанализировать описание любого социально-перцептивного процесса. В то же время, социальная перцепция является носителем перцептивно-диагностической функции: выбор той или иной линии поведения субъектом в каждой ситуации взаимодействия имеет целью восприятие - оценку ее элементов, то есть, объекта и самого себя, и ситуативного контекста в целом.

Keywords: social perception; profiling; relevance; profile; model; portrait.

Ключевые слова: социальная перцепция; профайлинг; релевантность; профиль; модель; портрет, профессиональная деятельность.

Введение. Метолологичечский анализ исследований проблемы соотношений понятий социальная перцепция и профайлинг показывает, что на сегодняшний день существует несколько подходов к пониманию и использованию этих двух терминов. Проанализируем эти подходы с целью определения релевантности этих понятий.

Термин профайлинг появился сравнительно недавно и до сих пор является скорее операциональным понятием, чем научным концептом. Однако не следует забывать, что восприятию и оценке человека человеком всегда уделялось большой внимание как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Впервые этот вопрос был особо заострен в культурно-исторической концепции

Л.С. Выготского, в частности в его книгах «Психология искусства», «Мышление и речь» и др. В дальнейшем эта концепция получила развитие в трудах С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии», теории деятельности А.Н. Леонтьева, где общение выступает одним из трех ведущих видов деятельности, Б.Г. Ананьева «Современные проблемы человекознания», В.Н. Мясищева «Психология отношений», А.А. Бодалева «Восприятие человека человеком» и др. В свою очередь для понимания первоосновы термина «профайлинг» не обходимо раскрыть понятие «социальная перцепция».

Анализ исследований социальной перцепции. Еще Л.С. Выготским был выдвинут принцип культурно-исторической детерминации психических процессов, который утверждал наличие социальных детерминант процесса восприятия, поскольку, как отмечал ученый, за всеми высшими функциями содержатся генетически социальные отношения, реальные отношения между людьми

[3].

Сам же термин «социальная перцепция» был введен Дж.Брунером для исследования социальной обусловленности перцептивных процессов в зависимости не только от даннях стимула-объекта, но и того имеющегося опыта субъекта, его намерений, убеждений и значимости самой ситуаций [11].

Такое понимание социальной перцепции свойственно исследователям перцептивных процессов в рамках общей психологии.

При этом перцептивные процессы понимают как характеристики познавательной функции психики, которая заключается в специальных перцептивных действиях по созданию чувственного образа мира. Такие действия происходят в структуре любой внутренней или внешней деятельности и является средством достижения ее цели.

Восприятие рассматривается как самостоятельная перцептивная деятельность, которая тесно связана с мотивацинной сферой психики человека. Примером является наблюдение - целенаправленное восприятие индивидом определенного объекта. Наблюдая, он активно обследует, анализирует, воспроизводит, то есть, активно действует. Следовательно, восприятие предполагает построение перцептивного образа, который формируется не вследствие прямого влияния физического раздражителя на анализаторы, а в ходе активного «встречного» процесса со стороны индивида.

Согласно Дж. Келли, индивид может довольно своеобразно трактовать реальне события, используя личностные конструкты, за счет которых происходит его ориентирование и анализ событий

им воспринемаемых. В течение жизни люди могут «строить» множество различных контструктов и это является их отличительной особенностью [5].

Следовательно, перцепция в широком понимании представляет собой активный процесс построения образа действительности с помощью специальных перцептивных действий.

В связи с этим А.Н. Леонтьев указывает на то, что психология построения перцептивного образа является конкретно научным знанием о том, каким образом в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира, мира, в котором они живут и осуществляют свою деятельность; это также знания об особенностях функционирования образа мира, что опосредует человеческую деятельность в объективно реальном мире [6].

В любом перцептивном акте выделяют: 1) субъект восприятия; 2) объект восприятия; 3) собственно процесс восприятия; 4) непосредственный результат этого процесса - сенсорный образ или представление об объекте [6]. Для субъекта восприятия важным явлется не то за счет каких ресурсов человеческой психики происходит протекание этого процесса, а то какой результат он получает.

Если мы говорим про восприятие социальных объектов (групп, общества в целом,отдельной личности), то хотим отметить особую специфичность этого процесса, которую отражает «социальная перцепция». В данном случае социальную перцепцию рассматривают как восприятие, понимание и оценку людьми социальных объектов - других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. п.

Итак, Г.М. Андреева и В.П. Соловьев говорят о некоторой условности термина социальная перцепция, поскольку закономерности процесса формирования образа социального объекта выходят за пределы традиционного понимания перцептивного процесса в силу того, что за восприятием внешнего облика других людей стоит формирование представления об их психологических характеристиках, особенностях поведения и тому подобное, на основе которого субъект восприятия строит свое взаимодействие с другими [1].

Некоторые исследователи употребляют термин «социальная перцепци» в узком смысле, отождествляя его с межличностным восприятием. По мнению Х. Тагиури и П.Н. Шихирева, восприятие человека можно отнести к процессам, с помощью которых человек узнает о других людях, их характеристики, качества и внутренние состояния. При этом исследователь указывает на то, что в качестве физического объекта человек в основном

не отличается от других физических стимулов, но есть, все же, особым объектом восприятия именно в силу преимущественного восприятия в другом человеке ее психологических свойств и возможностей по различным признакам [10]. Итак, социальная перцепция как межличностное восприятие определяют через восприятие внешних признаков человека (внешности, физических качеств, экспрессивных реакций, особенностей поведения), соотнесение их с его личностными характеристиками и прогнозирование на этой основе его поступков.

Социальная перцепция представляет собой не столько собственно восприятие, сколько всю совокупность когнитивных процессов, которые обеспечивают восприятие и познания личности или группы. Неотъемлемыми составляющими социальной перцепции, кроме когнитивной (познание как совокупности представлений о социальном объекте, понимание его как рационально-логическое объяснение; прогнозирование его состояний и процессов) явлются еще эмоциональный, деятельностный и мотивационный компоненты.

В практике повседневного общения социальная перцепция направлена на решение диагностической задачи: во время общения происходит постоянная оценка, понимание, ощущение настроения, состояния личности.

Еще С.Л. Рубинштейн отметил, что в повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении как бы «читая» их, расшифровывая значение внешних признаков и раскрывая их смысл. Качество такого прочтения обусловлено как способностями того, кто «читает», так и качеством текста [7]. Вот почему важны характеристики как объекта, так и субъекта социальной перцепции.

Анализ исследований социальной перцепции показывает, что не существует категориального и понятийного аппарата, который бы позволил унифицировать и проанализировать описание любого социально-перцептивного процесса. Среди этих показателей, по нашему мнению, можно выделить динамические и содержательные характеристики социальной перцепции.

Фактически указанные характеристики в определенной степени определяют результат социальной перцепции - перцептивный образ и его особенности, ведь в исследованиях социальной перцепции именно образ рассматривается как центральный элемент структуры перцептивного процесса. Сам же процесс, как правило, берется во внимание лишь как условие порождения образа [1].

Среди динамических характеристик, по нашему мнению, в профессиональном взаимодействии сотрудника кадрового подразделения с соискателями и особое значение имеют такие полярные характеристики социальной перцепции: точность - неточность; дифференцированность - диффузность (аморфность); гибкость - ригидность; полнота -фрагментарность.

В многочисленных исследованиях отмечается, что восприятие и понимание людьми друг друга - это обязательное условие каждой совместной деятельности, взвешенной ориентации и действий субъекта - перцептора в общественной среде. Правильность различения оттенков выражения лица, походки, позы и поведения у разных людей неодинакова. Это нельзя объяснить только многократной фиксацией всех изменений во внешнем виде субъекта восприятия. Эффект достигается тем, что в процессе многократного восприятия друг другом дифференцируются чувственные качества, которые выступают в роли сигналов внутреннего состояния, отношения к объекту и деятельности.

Анализ исследований профайлинга. В те-ретическое пространство прикладной психологии социальная перцепция вошла как попытка «прочтения» незнакомого человека, без приминения к нему стандартизированных методов психодиагностики. Такое «прочтение» получило название «профайлинга».

Термин «профайлинг» как специфическая целенаправленная форма восприятия человека человеком появился позже в зарубежной психологии и первоначально являлся исключительно криминологическим понятием. При определении про-файлинга необходимо мы исходим из положения, что профайлинг является частным случаем проявления одной из сторон психологии общения - социальной перцепции.

Методологическими основами профайлинга являются исследования П. Экмана, В. Фризена, К. Шерера, М. Цукермана, Б. де Пауло, В.А. Ла-бунской, О. Фрайя и др.

В современной юридической психологии проблемами аудиовизуальной диагностики другого человека занимались А.И. Ушатиков, И.С. Гани-шина, Д.В. Сочивко, А.Н. Сухов и др. в психологии служебной деятельности изучалась проблема профайлинга (В.Л. Цветковым, В.М. Статным, Е.С. Черкасовой, А.А. Тагановой, М.Н. Арпентье-вой, В.А. Кудиным, И.И. Аминовым), проблема развития социально-психологической компетентности сотрудника службы профайлинга занималась Н.В. Чаленко.

Профайлинг признают одним из новых направлений психологической науки. В литературе нет единой формулировки, которая раскрывает понятие «профайлинг». Предполагается, что это слово вышло от британского слова profile (профиль) и относится к профессиональной терминологии.

В последнее время расширенная интерпретация понятия «профайлинг» содержит в себе ряд прикладных социально-психических методик, целью которых является оценка надежности сообщаемой информации, опираясь на анализ невербального поведения человека или же безинструмен-тальная диагностика.

Под профайлингом понимают комплекс методов и методик оценки и прогнозирования деятельности индивида, основываясь на анализе наиболее информативных признаков [9].

По мнению М.Р. Арпентьевой, профайлинг требует от специалиста более вдумчивого наблюдения и анализа окружающей обстановки, поведения людей, поиска подозрительных признаков и установления причинно-следственных связей, нестандартного подхода к решению возникающих в работе проблем [2].

Если мы говорим про профайлинг как деятельность, то следует отметить, что он учит наблюдать и анализировать окружающую обстановку, поведение людей, искать причинно-следственные связи, нестандартно подходить к решению вопросов [8].

Под «проведением профилирования» понимают отнесение человека по ряду невербальных признаков к определенному типу личности: опасному или неопасному в зависимости от социального окружения им контекста. Целью профайлинга является понимание личности, выявления основных свойств, качеств и характеристик субъекта и дальнейшее составления его психологического «портрета».

Наряду с понятием «портрет» также используются такие понятия как «профиль». Во многом данные понятия сходны, но они представляют собой различные значения. Профиль - это, скорее, первоначало или основа для составления портрета. Чаще всего, при диагностике личности установленного лица, то есть объект исследования известен, специалист по профилированию сразу составляет именно портрет личности. В случае, если задача исследователя является установить личность неизвестного лица, то для начала необходимо составить профиль, используя анализ предварительных данных, который характеризуется ориентировкой для составления дальнейшего портрета, в случае появления все более точной информации и фактов.

Профайлинг в настоящее время прогрессивно развивается во многих направлениях и областях деятельности человека. Следует понимать, что профайлинг является интегративной отраслью психологических знаний. Принципы и методы, на которые основывается, работа профайлеров (исследователей, составитель профиля) базируются на знаниях из различных областей наук, следовательно, в зависимости от цели профилирования, появляются различные направления.

Необходимо понимать, что профайлер действует планировано и организованно. Соответственно, исследователю необходимо обладать навыками анализа, прогноза и планирования для создания системы способов получения информации. Как известно, любая материальная или идеальная система, адекватно отражающая объект исследования, недоступный для непосредственного изучения, и позволяющая получить о нем новую информацию, называется моделью. Разработка модели является средством раскрытия и расследования преступлений.

Таблица 1

Наглядное разделение признаков понятий, применяемых в психологическом портретировании личности

Понятие Признаки

Профиль - маленький объем информации; - начальный этап составления психологического портрета; - неизвестный объект исследования (чаще всего)

Портрет - большой, массивный объем информации; - объект исследования - известное лицо, либо имеется достаточное количество информации

Модель - обобщенная, типичная система сбора информации, не индивидуальная; - система действий получения информации для профиля или портрета; - является средством составления психологического портрета

Таким образом, термин «профиль» обозначает контур, очертание, основные ключевые моменты, а «портрет» - полное воспроизведение (отражение) всех свойств, а модель - это отражение объекта исследования путем организации идеальной системы приобретения новых и более конкретизированных данных.

Отдельно отмечаем, что понимая общепринятую логику последовательности понятий принципы, правила, приемы мы придерживаемся последовательности, предложенной В.М. Столяренко -принципы, приемы, правила.

Интегрированный психологический анализ имеющейся информации в первую очередь должен осуществляться по следующим принципам:

1. Научности. Заключается в использовании научно-обоснованных, валидных методов и форм, которые могут использоваться при составлении психологического портрета.

2. Объективности. Известно, что форма и суть поступка часто не совпадают между собой. Поскольку пусковым моментом поступка есть мотив, в социальном плане поступок оценивается по его результатам. Поэтому для соблюдения принципа объективности необходимо рассматривать любой поступок с учетом мотива поведения.

3. Конкретности. Во время психологического изучения личности всегда следует учитывать индивидуальные особенности, которые присущи конкретному человеку.

4. Комплексности. Использование не одного, а целого ряда психологических методов, что является необходимым для взаимопроверки полученных психологических данных и обеспечения достоверности конечного результата исследования. В настоящее время различают следующие основные методы получения исходной информации для составления психологического портрета: наблюдение, беседа, обобщение независимых характеристик, психологический анализ продуктов деятельности, анализ документов, анкету, опрос и тому подобное.

5. Всесторонности. Этот принцип предполагает психологический анализ не только анализ результатов деятельности соискателя, но и в целом всей его личности.

6. Профессиональной компетентности. Этот принцип предусматривает использование специально подготовленных специалистов в этой области знаний.

Заключение. Итак, рассматривая релевантность понятий социальная перцепция и профай-линг, приходим к следующим выводам:

Во-первых, профайлинг, опираясь на теорию социальной перцепции, разрабатывает конкретные методы приемы, подходы к проблеме межличностного диагностирования.

Во-вторых, для формирования более адекватного теоретического представления о профайлинге как частном методе социально-перцептивного диагностирования профайлеру необходимо владеть специальными знаниями в области психологии.

В-третьих, можно сказать, что психологическое портретирование является целью психоди-

агностики, а профайлинг комплексом приемов по достижению этой цели. При этом социальная перцепция является также носителем перцептивно-диагностической функции: выбор той или иной линии поведения субъектом в каждой ситуации взаимодействия имеет целью восприятие - оценку ее элементов, то есть, объекта и самого себя, и ситуативного контекста в целом.

Библиографический список

1. Андреева Г.М. Психология социального познания : учебное пособие. -2-е изд. перераб и доп. - М. : Аспект Пресс, 2000. - 288 с.

2. Арпентьева М.Р. Психологические аспекты правоохранительной деятельности: эссе по юридической психологии. - Калуга : КГУ, 2017. - 262 с.

3. Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Собр. соч. в 6 томах. - М. : Педагогика, 1983. - 368 с.

4. Ениколопов С.Н., Ли Н.А. Психологические особенности криминального профайлинга // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 5. -С.295-299.

5. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология. - М. : МГУ, 1984. - С. 127-137.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. : Политиздат, 1975. - С. 159-206.

7. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М. : Педагогика, 1973. - С. 336-385.

8. Силецкая А.В .Кадровый профайлинг как технология безопасности // В сб.: Прикладные аспекты диагностики и формирования психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к выполнению оперативных служебных задач : Сборник материалов межведомственной конференции. Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. - М., 2018. - С. 254-260.

9. Фрай О. Ложь. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2006. - 284 с.

10. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. - М. : ИП РАН ; Академический проект, 1999. - 448 с.

11. Bruner J.S. On perceptual readiness // Psychological Review. - 1957. - Vol. 64. - № 2. -Р. 123-152.

12. Экман П. Психология лжи. - СПб. : Питер, 2009. - 270 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.