Научная статья на тему 'О регулировании рынка ценных бумаг'

О регулировании рынка ценных бумаг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
427
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суркова Ольга Евгеньевна

The article looks at the principal directions to improve the regulation of the market of securities in the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE REGULATION OF THE MARKET OF SECURITIES

The article looks at the principal directions to improve the regulation of the market of securities in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О регулировании рынка ценных бумаг»

О РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ О.Е. Суркова

Surkova О.Е. On the regulation of the market of securities. The article looks at the principal directions to improve the regulation of the market of securities in the Russian Federation.

На современном этапе становления и развития рынка ценных бумаг (РЦБ) в России чрезвычайно остро встает проблема его регулирования. Как известно, регулирование РЦБ осуществляется в зависимости от его модели. Мировой практике известны две основные модели: европейская и американская. Спецификой европейской модели является господство на РЦБ банков, через которые осуществляется регулирование рынка. Практически все операции проходят через банковские системы расчетов, разработка правил производится ЦБ так же, как и лицензирование различных видов деятельности (Германия).

Отличие американской модели от европейской состоит в комплексном управлении РЦБ государством. Здесь доминирующую роль играет комиссия по ценным бумагам, имеющая высокий государственный статус. РЦБ функционирует практически отдельно от банковской системы. В последнее время наметилась общемировая тенденция сокращения доли банков в финансовых активах и рост институтов ценных бумаг.

Среди рынков, классифицируемых как развитые, примерно 40 процентов - это не банковские рынки; 40-45 процентов - смешанные рынки и лишь 10-15 процентов рынков носят сугубо банковский характер. В своем развитии российская модель рынка ценных бумаг опирается на мировой опыт и включает в себя те элементы финансовых рынков, которые дают возможность повысить конкурентоспособность России как финансового центра самостоятельного значения. Российская модель рынка ценных бумаг - это собственная модель рынка, где складывается универсальная система, отличная как от американской модели, так и от европейской. Наряду с банками в ней существует сектор небанковских финансовых учреждений, то есть создается смешанный тип рынка.

Смешанная модель российского рынка определяет систему его регулирования через соответствующую ей институциональную

инфраструктуру, когда ее институты осуществляют связи между основными субъектами рыночных отношений. Так как российская модель РЦБ складывается как смешанная, основным является вопрос раскрытия сущности отношений, опосредующих процесс взаимодействия ее институтов, а также определения оптимального соотношения между государственным регулированием и саморегулированием.

В мировой практике РЦБ существует две концепции. Первая, - когда оно сосредоточивается преимущественно в государственных органах, и лишь небольшая часть полномочий по мониторингу РЦБ передается государством саморегулирующимся организациям. Примером может служить Франция, где функции регулирования РЦБ возложены в основном на Министерство экономики и финансов и Комиссию по биржевым операциям. Лишь частью полномочий обладает там совет фондовых бирж, осуществляющий общий надзор за деятельностью фирм по ценным бумагам и выполняющий функции основной саморегулируемой организации. Вторая концепция, - когда максимально возможный объем полномочий передается саморегулирующимся организациям, при этом значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, индивидуальные согласования с участниками рынка. Государство при этом сохраняет за собой основные контрольные позиции и возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. В реальной практике развитых зарубежных рынков степень централизации и жесткости регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями.

В настоящее время в России формируется многоуровневая система регулирования рынка в соответствии со смешанной моделью развития РЦБ, складывающейся с учетом особенностей развития экономики страны. Ее можно характеризовать как сосуществование банковского и небанковского фи-

нансовых секторов, взаимодополняющих друг друга и конкурирующих между собой. Это уникальная система, отличная как от американской модели, так и от немецкой. Первый уровень системы регулирования российского РЦБ представлен системой государственного регулирования, которая включает государственные органы регулирования и контроля, обеспечивающие связи между государством и субъектами рынка и нормативные акты, устанавливающие основные требования ко всем участникам рынка. Отношения, возникающие между государст-

вом и субъектами рынка, относительно противоречивы, что объясняется сложной структурой государственных органов, регулирующих этот рынок. Думается, эта сложность объясняется, прежде всего, смешанной моделью рынка, а также процессами приватизации и акционирования российских предприятий, что вызывает необходимость активного вмешательства государственных органов в регулирование рынка. Основные государственные органы, регулирующие рынок ценных бумаг в России на федеральном уровне, представлены следующим образом [1].

Федеральное Президент

Собрание Российской Федерации

Администрация

Президента

Правительство

Российской

Федерации

Федеральные

министерства

Комитеты: - Главное государствен-

- по бюджету, налогам, ное правовое

банкам и финансам; управление;

- по собственности. - финансово-бюджетное

приватизации управление;

и хозяйственной - контрольное

деятельности; управление

- по экономической

пол этике

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг

Центральный Банк России

Г оскомимущество* Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве)

Российский фонд Федерального имущества

Г осударствснная налоговая служба Российской Федерации

Региональные

отделения

* С 1997 г. статус министерства

Ведущая роль в области государственного регулирования РЦБ принадлежит Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). На нее возложен контроль за деятельностью профессиональных участников рынка и определением стандартов эмиссии негосударственных ценных бумаг. Основные функции и полномочия Федеральной комиссии определяются Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (гл. 12).

Контроль за функционированием банковских и кредитных учреждений на РЦБ осуществляет ЦБ РФ. В соответствии с законом о ЦБ РФ [2-3], а также в соответствии с последующими нормативными актами Банка России, им выполняются следующие регулирующие функции на РЦБ: установление для банков правил совершения операций на рынке, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами; лицензирование, регулирование и контроль операций банков с ценными бумагами; регистрация выпусков ценных бумаг банков; регулирование совместно с Минфином РФ выпуска и обращения государственных ценных бумаг, а также ведение реестра ценных бумаг банков.

В качестве органа государственного регулирования выступает Министерство финансов РФ, которое является регистратором выпусков ценных бумаг, регулирует совместно с Банком России выпуск и обращение государственных ценных бумаг, лицензирует производство и ввоз на территорию России бланков ценных бумаг.

Второй уровень системы регулирования российского РЦБ представлен саморегулирующимися организациями. Имеются в виду некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки [4]. В соответствии с Федеральным законом «О РЦБ» (ст. 50) право подавать в Федеральную комиссию заявление о приобретении статуса саморегулирующейся имеет организация, учрежденная не менее чем десятью профессиональными участниками РЦБ. По российским правовым нормам саморегулирующиеся организации могут принимать форму ассоциации, профессиональных союзов, профессиональных общественных организаций. Их функции соответствуют общепринятым в мировой практике [5]. Это - саморегулиро-

вание деятельности участников на РЦБ, поддержание высоких профессиональных стандартов и подготовка персонала, развитие инфраструктуры, проведение совместных научных разработок, коллективное предпринимательство, защита своих интересов и интересов инвесторов.

Классификация саморегулирующихся организаций в зависимости от видов участников рынка, которые их создали, представлена следующим образом [6]: организация регуляторов рынка; организация фондовых бирж; организации, объединяющие персонал, работающий в институтах ЦБ; организации дилеров-брокеров (компаний по ЦБ), специализированные организации, организации инвестиционных консультантов; организации трансфер-агентов, регистраторов и депозитариев.

Приватизационные процессы способствовали образованию в России огромного количества акционерных обществ. Информационный вакуум и внезапное появление акций предприятий различных отраслей народного хозяйства, удаленность многих крупных эмитентов затрудняли определение действительной цены акций и величины спроса на них. Дальнейшее развитие РЦБ требовало объединения брокеров в профессиональную ассоциацию, устанавливающую правила торговли и осуществляющую контроль за их исполнением участниками ассоциации. За основу создания Ассоциации принята американская модель поведения на РЦБ, а именно управления рынком при помощи саморегулирующихся организаций. В США практически все крупные брокерские конторы являются членами NASD (National Association of Securities Dealers). NASD - саморегулирующаяся организация, осуществляющая жесткий надзор за своими членами, но в то же время подчиняющаяся Федеральной комиссии по ценным бумагам. Об эффективности контроля, осуществляемого саморегулирующимися организациями за соблюдением стандартов ведения бизнеса, свидетельствуют следующие данные: в 1992 году NASD осуществила проверку свыше трех тысяч отделений компаний по ценным бумагам; рассмотрела четыре тысячи жалоб инвесторов; исключила 62 фирмы из членов организации и запретила деятельность на рынке 490 сотрудникам брокерско-дилерских фирм; в 28 случаях дела были переданы Комиссии по ценным бумагам и биржам США [7].

Российский рынок акций в отличие от рынка промышленно развитых стран - это внебиржевой рынок, чем и объясняется, прежде всего, необходимость в создании Ассоциации, члены которой добровольно обязались бы придерживаться четких правил торговли, информационной открытости, единого документооборота и так далее.

Особенность создания Профессиональной ассоциации участников фондового рынка (ПАУФОР) объясняется спецификой биржевого процесса, начало возрождения, которого приходится на 1990-1991 годы. Уже к началу 1992 года Россия оказалась по количеству бирж, приходящихся на душу населения, первой в мировой практике [8]. Число фондовых бирж в России в 1995 году составило 56 [9], что значительно больше по сравнению с развитыми странами: в США в 1994 году действовало 7 фондовых бирж, в Японии - 8 [7].

15 июля 1994 года в Москве была официально учреждена ПАУФОР и утвержден ее устав. Ее учредителями стали 15 ведущих компаний: «Аналайз», «Атон», «Брансвик», «Грант», «КС Ферст Бостон», «НИКойл», «Ника», «ОЛМА», «РИНАКО Плюс», Трастовая инвестиционная финансовая компания, «Тройка-Диалог», «Финэйбл», «Российский брокерский дом», «Церих», «Юни Траст».

Самой многочисленной организацией регистраторов и депозитариев на российском РЦБ в настоящее время является Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), учрежденная 6 июня 1996 года. ПАРТАД - негосударственная, некоммерческая организация, деятельность которой основана на равноправии и общности интересов ее членов. Потребность в создании ассоциации объясняется необходимостью объединения участников РЦБ по формированию его развитой инфраструктуры, так как без отлаженной системы регистраторских и депозитарных услуг РЦБ не может нормально функционировать. Данная система учитывает права собственности на ценные бумаги, регистрирует их переход к новым собственникам, обеспечивает реализацию прав их ценных бумаг. Именно от эффективности выполнения депозитариями своих функций зависит ликвидность именных ценных бумаг.

В процессе приватизации появились бездокументарные ценные бумаги, отличительной чертой которых является то, что реестр

владельцев ценных бумаг учитывает не только права собственности на ценные бумаги, но и права, удостоверенные этими бумагами. Поэтому деятельность держателей реестра требует детальной регламентации, вплоть до обработки технологии учета прав по бездокументарным ценным бумагам, что и требует создания организации, включающей в себя большое количество регистраторов и депозитариев, пользующихся едиными стандартами для удобства взаимодействия между собой. Перед ассоциацией поставлен ряд крупных задач, одной из которых является участие в регулировании РЦБ и представление интересов членов ПАРТАД в регулирующих органах путем подготовки проектов для Федеральной комиссии по ценным бумагам России [10].

Третьей ассоциацией, созданной фондо-виками России для содействия развитию рынка государственных бумаг, является НАУРаГ - национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг -саморегулирующаяся организация ее профессиональных участников. В отличие от близких по форме ПАУФОР и ПАРТАД, в НАУРаГ самостоятельно объединились участники рынка государственных ценных бумаг. При этом НАУРаГ не поддерживает какого-то отдельного участника рынка, конкретную торговую систему, ее изначальной задачей является объединение. Если ПАРТАД и ПАУФОР создавались в определенном смысле для формирования рынка, то перед НАУРаГ стоит задача дальнейшего развития уже существующего РЦБ, оказание помощи в решении возникающих проблем, формирования новых секторов рынка [1]. Думается, что появление саморегулирующихся организаций на РЦБ будет иметь ряд положительных моментов. Во-первых, усиление интеграции национальной депозитарно-регистраторской системы России за счет унификации процедур депозитарной и регистраторской деятельности. Во-вторых, преодоление конфликтов и снижение риска на рынке регистраторских и депозитарных услуг путем создания системы разрешения конфликтов и этического кодекса профессионального участника РЦБ, а также путем предварительного анализа проектов нормативных актов органов государственного регулирования [11]. Один из недостатков государственного регулирования -государство не всегда успевает принимать меры упреждающего характера. СРО решают вопросы управления рынком вместо государ-

сгва, причем более оперативно, более квалифицированно и с меньшими издержками. Они борются не со следствиями, а с причинами. Чтобы рынок был стабильным и приносил доход, он должен быть регулируемым.

На наш взгляд, основными направлениями совершенствования регулирования на современном этапе являются: обеспечение стабильности РЦБ; дальнейшее развитие рынка корпоративных ценных бумаг; совершенствование законодательной базы; обеспечение защиты прав инвесторов; совершенствование инфраструктуры рынка; стимулирование деятельности саморегулирующихся организаций; привлечение на рынок мелкого инвестора путем создания благоприятного инвестиционного климата.

1. Рынок ценных бумаг: шаг России в информационное общество. М., 1997.

2. Закон «О Центральном Банке РСФСР». Принят Верховным Советом РСФСР 2 декабря 1990 г.

3. Закон «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Принят Верховным Советом РСФСР 2 декабря 1990 г.

4. Рынок ценных бумаг: Учеб. М., 1996.

5. Овчинников В. Российский банк: лидер определится на фондовом рынке // Рынок ценных бумаг. 1996. № 7.

6. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. М., 1995.

7. Рубцов В.Б. Зарубежные фондовые рынки: инструменты, структура, механизм функционирования. М., 1996.

8. Биржевая деятельность: Учеб. М., 1995.

9. Российский статистический ежегодник. 1996. М., 1996.

10. Стародубцева Г. Как и с кем работает ПАРТАД // Рынок ценных бумаг. 1996. № 7.

11. Инфраструктура фондового рынка: проблемы и перспективы // Рынок ценных бумаг. 1997.

№20.

РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

Н.И. Куликов, И.А. Минаков, Л.А. Сабетова

Kulikov N.I., Minakov I.A. & Sabetova L.A. The evolution of integrated processes in the agrarian and industrial complex. The article looks at the agricultural and industrial integration in the Tambov Region.

Характерной особенностью современного этапа развития АПК является все более усиливающаяся взаимосвязь и взаимообусловленность различных его звеньев, организация разнообразных новых хозяйственных формирований на базе общественного разделения труда и углубления интеграционных процессов.

Развитие агропромышленной интеграции обусловлено необходимостью обеспечения технического, технологического, организационно-управленческого, экономического единства и непрерывности этапов производства, заготовки, транспортировки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции с целью стабилизации агропромышленного производства и повышения его экономической эффективности.

В предреформенный период (1986—

1990 гг.) сельское хозяйство и перерабаты-

вающая промышленность Тамбовской области представляли собой динамично развивающиеся отрасли. Объемы производства росли. Их развитие осуществлялось на основе концентрации, специализации, интенсификации производства и агропромышленной интеграции.

Однако годы реформирования и либерализации экономики, полного невмешательства государства в дела сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности предопределили спад производства. Объем производства валовой продукции сельского хозяйства в 1997 году уменьшился по сравнению с

1991 годом на 30 процентов.

Более быстрыми темпами уменьшался объем производства продукции животноводства (49,6 процента). В связи с этим в структуре всей продукции сельского хозяйства доля животноводческой продукции сократи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.