76 I М 2 (22) 2011 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
Л.Д. ЖУСУПОВ,
главный научный сотрудник отдела бюджетного, финансового, налогового и таможенного права Института законодательства РК,
доктор юридических наук, профессор
О РЕГУЛИРОВАНИИ НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ НОРМ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ
В июле 2010 года вступил в силу Договор «О Таможенном кодексе Таможенного союза». Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств № 48 от 5 июля 2010 года Договор «О Таможенном кодексе Таможенного союза» вступил в силу для Республики Казахстан и Российской Федерации с 1 июля 2010 года, а для Республики Беларусь - с 6 июля 2010 года.
Подписанный в октябре 2007 года «Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза» определил стратегию и последовательность шагов по созданию Таможенного союза.
Формирование единой таможенной территории Таможенного союза Республики Казахстан и Российской Федерации, Республики Беларусь осуществлялось в соответствии с Планом действий по формированию Таможенного союза и Этапами и сроками формирования единой таможенной территории Таможенного союза (решения Межгоссовета ЕврАзЭС от 6 октября 2007 года №1 и от 9 июня 2009 года №9).
Основу договорно-правовой базы Таможенного союза, которая определяет необходимые для его функционирования институты, включая Комиссию Таможенного союза, составили международные договоры, принятые 25 января 2008 года главами правительств.
С 1 января 2010 года начался первый этап формирования единой таможенной территории трех стран. В рамках первого этапа разработаны и одобрены Положения «О порядке ведения таможенных норм внешнеэкономической деятельности Таможенного союза», «О порядке принятия КТС решений и разъяснений о классификации товаров», «О порядке формирования и ведения Сборника принятых предварительных решений и Технических условий передачи данных о предварительных решениях по классификации товаров». На втором этапе формирования единой таможенной территории, который продлится до 1 июля 2011 г., будет вестись практическая работа по объединению таможенных территорий
Сторон в единую таможенную территорию.
В договорно-правовой базе Таможенного союза Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза имеет особое значение, поскольку этот документ затрагивает не отдельные вопросы, а регулирует целую область правоотношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием и т.д.
Для создания единых правовых основ таможенного регулирования на территории Таможенного союза 27 ноября 2009 года в городе Минске был разработан Таможенный кодекс и принят главами государств Республики Казахстан, Российской Федерации и Республикой Беларусь.
Таможенный союз в формате ЕврАзЭС может выполнять свои предназначение и задачи при условиях полной унификации инструментов таможенного регулирования, а также специализации на производстве тех или иных товаров в государствах-членах, стабильности тарифов и снижение таможенных пошлин, и может функционировать даже в случае увеличения числа членов Союза в перспективе. При этом опыт таможенных союзов, в первую очередь Европейского Союза, вполне применим в части их предназначения, степени влияния региональной интеграции на международное сотрудничество в целом.
Реализация комплексного механизма таможенного администрирования происходит через управление средствами таможенной политики, которые предоставлены в распоряжение таможенной службе в соответствии с действующей законодательной и нормативно-правовой базой таможенного дела. Существует много других направлений совершенствования таможенного администрирования, которые предусмотрены Концепцией правовой политики Республики Казахстан в период с 2010 года до 2020 года.
Таможенные вопросы и потребности, возникающие в интеграционном процессе, нуждаются в эффективном управлении, которые имеют органи-
Международное право и сравнительное правоведение
зационно-правовые проблемы, для чего необходимы соответствующие механизмы их разрешения. Наличие интеграционного интереса при сохранении основ национальных интересов государств-членов Таможенного союза, форма и содержание которых зависит от объема полномочий, передаваемых наднациональным структурам.
Единый Таможенный кодекс, соглашения и решения в области таможенного регулирования, переход к единому таможенному регулированию нуждаются в корректировке таможенного и смежного законодательства на уровне конкретного государства, а также - совместной постановке таможенного администрирования в новых условиях. Фактически положение дел показывает на проблемы в этом аспекте, что может привести к затяжному характеру национального таможенного регулирования на границах, которые должны быть сняты с учетом общей таможенной границы. Для этого необходимо:
- предусмотреть меры, не допускающие коллизий между нормативными документами Таможенного союза и казахстанским законодательством;
- необходимо инициировать предложения по изменениям и дополнениям гражданского, административного, уголовного законодательства, по гармонизации антимонопольного и налогового законодательства;
- усилить взаимодействие со средствами массовой информации в целях регулярного разъяснения населению и участникам внгшнеэкономичес-кой деятельности преимуществ Таможенного союза, механизмов его функционирования, изменений в системе регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях Таможенного союза, а также в национальном законодательстве государств-членов;
- максимально усилить контроль за перемещением через границу транспортных средств, а также физических и юридических лиц с целью выявления запрещенных к ввозу/вывозу веществ и предметов (наркотики, оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и т.п.);
- активизировать работу по выявлению фактов недостоверного заявления сведений в товаросопроводительных документах, для идентификации достоверности заявления страны происхождения товаров и транспортных средств в целях исключения фактов контрабанды товаров из третьих стран, не входящих в состав Таможенного союза;
- осуществлять на постоянной основе тесное взаимодействие и обмен оперативной информа-
цией с таможенными службами сопредельных регионов о фактах контрабанды при пересечении границы, о лицах, подозреваемых в совершении контрабанды наркотиков и других преступлений и правонарушений;
-с целью предотвращения ввоза нгкачествен-ной продукции, продуктов питания с просроченными сроками хранения, поддельных товаров, должны быть направлены указания по осуществлению сбора информации на предмет выявления нарушения санитарных, ветеринарных, фитосани-тарных норм законодательства Республики Казахстан;
- укреплять материально-техническую базу внешней границы Таможенного союза, развития и обустройства пунктов пропуска внешней границы, улучшения их технического оснащения специальным высокотехнологическим оборудованием на южных границах Республики Казахстан.
Вопросы установления и применения ответственности за нарушения таможенного законодательства являются приоритетными в деле обеспечения экономической безопасности членов-государств Таможенного союза, обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и государств-членов Таможенного союза, предупреждения, выявления, пресечения и расследования административных правонарушений и преступлений в таможенной сфере. Поэтому требуют более пристального внимания ученых и практиков, нуждаются в обеспечении надлежащего взаимодействия таможенных органов государств-членов Таможенного союза.
Кроме того, существует вероятность роста активизации преступной деятельности на территории Казахстана международных преступных сообществ.
При этом предполагаем, что возрастут объемы контрабанды в таких сферах преступной деятельности, на которых «специализировались» преступные группы стран:
- контрабанда автомашин, оргтехники, леса, нефтепродуктов;
- товары народного потребления, наркотики, металлы.
После провозглашения независимости Республика Казахстан встала на путь рыночной экономики. В связи с развитием института частной собственности существует проблема уклонения от уплаты налогов. На 10 сессии Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию было отмечено, что в целях осуществления действенной борьбы с преступностью
78 7 2 (22) 2011 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
необходимо обеспечение эффективного международного сотрудничества. Международное сотрудничество в борьбе с уклонением от уплаты налогов означает, что необходимо объединение усилий государств для повышения эффективности по предупреждению и пресечению уклонения от уплаты налогов.
Уклонгние от уплаты налогов, которое является предметом борьбы международных налоговых отношений, не составляет налогового правонарушения, однако относится к явлению, с которым государство предпринимает предупредительные меры борьбы.
С момента обретения независимости в Казахстане был установлен принцип приоритетности международно-правовых норм над национальным законодательством. Однако, согласно Закону «О международных договорах Республики Казахстан» от 30 мая 2005 года было принято положение, которое ограничивает применение международно-правовых норм, противоречащих национальному законодательству. Статья 20 закона устанавливает, что в случае коллизии международных договоров РК с законами Республики Казахстан международные договоры РК подлежат изменению, приостановлению или прекращению их действия. Данное положение служит защите налоговых интересов государства, так как во многих странах системе налогообложения, в которой установлен приоритет международного права, наносится огромный ущерб. При осуществлении такой системы налоги уплачиваются в бюджеты других государств. Чтобы не нарушать принцип международного права о добросовестности выполнения принятых на себя международных обязательств по международному договору, необходимо в то же время ограничить уклонение от уплаты налогов путем злоупотреблений налоговыми соглашениями и вводить положения, ограничивающие применение налоговых льгот и преимуществ, как это сделано в статьях 207, 208, 209-216 Налогового кодекса РК.
Современный уровень развития в сфере налогообложения, а также постоянное совершенствование налогового регулирования предполагают необходимость научного анализа происходящих правовых преобразований и осмысления тех организационно-правовых механизмов, которые используются государством Таможенного союза.
В рамках взаимодействия необходимо утверждение соответствующих целевых программ по разработке и внедрению единой автоматизированной системы и базы данных об участниках
внешнеэкономической деятельности и перемещаемых экспортно-импортных грузопотоках, пассажиропотоках (всеми видами транспорта). При этом для организации информационного обмена данными необходимо обеспечить высокоскоростной канал связи, определиться с форматами электронных копий таможенных документов.
Каждый из вышеперечисленных институтов таможенного дела может, в свою очередь, послужить основой для проявления фактов коррупции при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.
Для получения предельного результата в предупреждении таможенных преступлений и искоренении коррупции, на наш взгляд, необходимо:
- осуществлять выборочный протекционизм потенциально конкурентных отраслей экономики при общем снижении ставок таможенных пошлин (как основное направление таможенно-тарифной политики);
- осуществлять расчет значения ставки таможенной пошлины для развития отдельной отрасли промышленности или торговли факторов;
- осуществлять постоянный мониторинг и анализ последствий изменения ставок таможенных пошлин;
- странам-участницам Таможенного союза необходимо разрабатывать системы преференций;
- в целях анализа достоверности сведений о таможенной стоимости активно использовать метод зеркальной статистики;
- вести аналитическую работу по выявлению системных нарушений экономического характера.
Одним из этапов экономической интеграции на пути к Единому экономическому пространству является Таможенный союз, который оказывает огромное влияние на развитие экономики его участников, в том числе и Казахстана.
Таким образом, национальное таможенное законодательство должно развиваться с учетом условий Таможенного союза, при этом обеспечить требования, поставленные Концепцией.
Полагаем, что практика правовой помощи по вопросам таможенного дела, связанная с Таможенным союзом, должна быть значительно упрощена и лишена всех барьеров, которые обычно сопровождают отношения органов государств. В этой связи необходимым условием эффективного управления Единой таможенной территорией является приведение национального законодательства Казахстана, России и Беларусь в соответствие с законодательством Таможенного союза.
Международное право и сравнительное правоведение
ГОП
Использованная литература
1. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза. - Алматы: Юрист, 2010.
3. Налоговый кодекс РК от 10 декабря 2008 г. - Алматы: Юрист, 2009. -496 с.
4. Худяков А.И., Бродский Г.М. Теория налогообложения. - Алматы, 2002. - С. 124, 125.
5. Погорлецкий А.И. Конвертенция национальных налоговых систем. - М., 1997. - С. 73, 79.
6. Толстопятенко Г.П. Налоговое право Европейского Союза. - М.: Норма, 2001. - С. 232.
7. Жусупов А.Д. Монография. - Астана, ЦНТИ, 2007. - С. 263.
*****
Бул мацалада Кеден одагы территориясында кедендгк реттеу саласында цабылданатын нег1зг1 келшмдер мен шешгмдер, сондай-ац кедендгк жэне сыбайлас зацнаманыц тузетыут цажет ететт бгрыцгай кедендгк реттеуге вту процессi царастырылады.
В данной статье рассмотрены основные соглашения и решения, предпринимаемые в области таможенного регулирования на территории Таможенного союза, а также процесс перехода к единому таможенному регулированию, который нуждается в корректировке таможенного и смежного законодательств.
This article examines the main agreements and decisions taken in the area of customs regulation in the Customs Union, as well as the transition to a unified customs regulation, which requires correction of customs and related legislation.