Научная статья на тему 'О регулировании некоторых правовых норм в таможенном Союзе'

О регулировании некоторых правовых норм в таможенном Союзе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А Д. Жусупов

В данной статье рассмотрены основные соглашения и решения, предпринимаемые в области таможенного регулирования на территории Таможенного союза, а также процесс перехода к единому таможенному регулированию, который нуждается в корректировке таможенного и смежного законодательств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the main agreements and decisions taken in the area of customs regulation in the Customs Union, as well as the transition to a unified customs regulation, which requires correction of customs and related legislation

Текст научной работы на тему «О регулировании некоторых правовых норм в таможенном Союзе»

76 I М 2 (22) 2011 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

Л.Д. ЖУСУПОВ,

главный научный сотрудник отдела бюджетного, финансового, налогового и таможенного права Института законодательства РК,

доктор юридических наук, профессор

О РЕГУЛИРОВАНИИ НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ НОРМ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ

В июле 2010 года вступил в силу Договор «О Таможенном кодексе Таможенного союза». Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств № 48 от 5 июля 2010 года Договор «О Таможенном кодексе Таможенного союза» вступил в силу для Республики Казахстан и Российской Федерации с 1 июля 2010 года, а для Республики Беларусь - с 6 июля 2010 года.

Подписанный в октябре 2007 года «Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза» определил стратегию и последовательность шагов по созданию Таможенного союза.

Формирование единой таможенной территории Таможенного союза Республики Казахстан и Российской Федерации, Республики Беларусь осуществлялось в соответствии с Планом действий по формированию Таможенного союза и Этапами и сроками формирования единой таможенной территории Таможенного союза (решения Межгоссовета ЕврАзЭС от 6 октября 2007 года №1 и от 9 июня 2009 года №9).

Основу договорно-правовой базы Таможенного союза, которая определяет необходимые для его функционирования институты, включая Комиссию Таможенного союза, составили международные договоры, принятые 25 января 2008 года главами правительств.

С 1 января 2010 года начался первый этап формирования единой таможенной территории трех стран. В рамках первого этапа разработаны и одобрены Положения «О порядке ведения таможенных норм внешнеэкономической деятельности Таможенного союза», «О порядке принятия КТС решений и разъяснений о классификации товаров», «О порядке формирования и ведения Сборника принятых предварительных решений и Технических условий передачи данных о предварительных решениях по классификации товаров». На втором этапе формирования единой таможенной территории, который продлится до 1 июля 2011 г., будет вестись практическая работа по объединению таможенных территорий

Сторон в единую таможенную территорию.

В договорно-правовой базе Таможенного союза Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза имеет особое значение, поскольку этот документ затрагивает не отдельные вопросы, а регулирует целую область правоотношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием и т.д.

Для создания единых правовых основ таможенного регулирования на территории Таможенного союза 27 ноября 2009 года в городе Минске был разработан Таможенный кодекс и принят главами государств Республики Казахстан, Российской Федерации и Республикой Беларусь.

Таможенный союз в формате ЕврАзЭС может выполнять свои предназначение и задачи при условиях полной унификации инструментов таможенного регулирования, а также специализации на производстве тех или иных товаров в государствах-членах, стабильности тарифов и снижение таможенных пошлин, и может функционировать даже в случае увеличения числа членов Союза в перспективе. При этом опыт таможенных союзов, в первую очередь Европейского Союза, вполне применим в части их предназначения, степени влияния региональной интеграции на международное сотрудничество в целом.

Реализация комплексного механизма таможенного администрирования происходит через управление средствами таможенной политики, которые предоставлены в распоряжение таможенной службе в соответствии с действующей законодательной и нормативно-правовой базой таможенного дела. Существует много других направлений совершенствования таможенного администрирования, которые предусмотрены Концепцией правовой политики Республики Казахстан в период с 2010 года до 2020 года.

Таможенные вопросы и потребности, возникающие в интеграционном процессе, нуждаются в эффективном управлении, которые имеют органи-

Международное право и сравнительное правоведение

зационно-правовые проблемы, для чего необходимы соответствующие механизмы их разрешения. Наличие интеграционного интереса при сохранении основ национальных интересов государств-членов Таможенного союза, форма и содержание которых зависит от объема полномочий, передаваемых наднациональным структурам.

Единый Таможенный кодекс, соглашения и решения в области таможенного регулирования, переход к единому таможенному регулированию нуждаются в корректировке таможенного и смежного законодательства на уровне конкретного государства, а также - совместной постановке таможенного администрирования в новых условиях. Фактически положение дел показывает на проблемы в этом аспекте, что может привести к затяжному характеру национального таможенного регулирования на границах, которые должны быть сняты с учетом общей таможенной границы. Для этого необходимо:

- предусмотреть меры, не допускающие коллизий между нормативными документами Таможенного союза и казахстанским законодательством;

- необходимо инициировать предложения по изменениям и дополнениям гражданского, административного, уголовного законодательства, по гармонизации антимонопольного и налогового законодательства;

- усилить взаимодействие со средствами массовой информации в целях регулярного разъяснения населению и участникам внгшнеэкономичес-кой деятельности преимуществ Таможенного союза, механизмов его функционирования, изменений в системе регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях Таможенного союза, а также в национальном законодательстве государств-членов;

- максимально усилить контроль за перемещением через границу транспортных средств, а также физических и юридических лиц с целью выявления запрещенных к ввозу/вывозу веществ и предметов (наркотики, оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и т.п.);

- активизировать работу по выявлению фактов недостоверного заявления сведений в товаросопроводительных документах, для идентификации достоверности заявления страны происхождения товаров и транспортных средств в целях исключения фактов контрабанды товаров из третьих стран, не входящих в состав Таможенного союза;

- осуществлять на постоянной основе тесное взаимодействие и обмен оперативной информа-

цией с таможенными службами сопредельных регионов о фактах контрабанды при пересечении границы, о лицах, подозреваемых в совершении контрабанды наркотиков и других преступлений и правонарушений;

-с целью предотвращения ввоза нгкачествен-ной продукции, продуктов питания с просроченными сроками хранения, поддельных товаров, должны быть направлены указания по осуществлению сбора информации на предмет выявления нарушения санитарных, ветеринарных, фитосани-тарных норм законодательства Республики Казахстан;

- укреплять материально-техническую базу внешней границы Таможенного союза, развития и обустройства пунктов пропуска внешней границы, улучшения их технического оснащения специальным высокотехнологическим оборудованием на южных границах Республики Казахстан.

Вопросы установления и применения ответственности за нарушения таможенного законодательства являются приоритетными в деле обеспечения экономической безопасности членов-государств Таможенного союза, обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и государств-членов Таможенного союза, предупреждения, выявления, пресечения и расследования административных правонарушений и преступлений в таможенной сфере. Поэтому требуют более пристального внимания ученых и практиков, нуждаются в обеспечении надлежащего взаимодействия таможенных органов государств-членов Таможенного союза.

Кроме того, существует вероятность роста активизации преступной деятельности на территории Казахстана международных преступных сообществ.

При этом предполагаем, что возрастут объемы контрабанды в таких сферах преступной деятельности, на которых «специализировались» преступные группы стран:

- контрабанда автомашин, оргтехники, леса, нефтепродуктов;

- товары народного потребления, наркотики, металлы.

После провозглашения независимости Республика Казахстан встала на путь рыночной экономики. В связи с развитием института частной собственности существует проблема уклонения от уплаты налогов. На 10 сессии Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию было отмечено, что в целях осуществления действенной борьбы с преступностью

78 7 2 (22) 2011 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

необходимо обеспечение эффективного международного сотрудничества. Международное сотрудничество в борьбе с уклонением от уплаты налогов означает, что необходимо объединение усилий государств для повышения эффективности по предупреждению и пресечению уклонения от уплаты налогов.

Уклонгние от уплаты налогов, которое является предметом борьбы международных налоговых отношений, не составляет налогового правонарушения, однако относится к явлению, с которым государство предпринимает предупредительные меры борьбы.

С момента обретения независимости в Казахстане был установлен принцип приоритетности международно-правовых норм над национальным законодательством. Однако, согласно Закону «О международных договорах Республики Казахстан» от 30 мая 2005 года было принято положение, которое ограничивает применение международно-правовых норм, противоречащих национальному законодательству. Статья 20 закона устанавливает, что в случае коллизии международных договоров РК с законами Республики Казахстан международные договоры РК подлежат изменению, приостановлению или прекращению их действия. Данное положение служит защите налоговых интересов государства, так как во многих странах системе налогообложения, в которой установлен приоритет международного права, наносится огромный ущерб. При осуществлении такой системы налоги уплачиваются в бюджеты других государств. Чтобы не нарушать принцип международного права о добросовестности выполнения принятых на себя международных обязательств по международному договору, необходимо в то же время ограничить уклонение от уплаты налогов путем злоупотреблений налоговыми соглашениями и вводить положения, ограничивающие применение налоговых льгот и преимуществ, как это сделано в статьях 207, 208, 209-216 Налогового кодекса РК.

Современный уровень развития в сфере налогообложения, а также постоянное совершенствование налогового регулирования предполагают необходимость научного анализа происходящих правовых преобразований и осмысления тех организационно-правовых механизмов, которые используются государством Таможенного союза.

В рамках взаимодействия необходимо утверждение соответствующих целевых программ по разработке и внедрению единой автоматизированной системы и базы данных об участниках

внешнеэкономической деятельности и перемещаемых экспортно-импортных грузопотоках, пассажиропотоках (всеми видами транспорта). При этом для организации информационного обмена данными необходимо обеспечить высокоскоростной канал связи, определиться с форматами электронных копий таможенных документов.

Каждый из вышеперечисленных институтов таможенного дела может, в свою очередь, послужить основой для проявления фактов коррупции при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

Для получения предельного результата в предупреждении таможенных преступлений и искоренении коррупции, на наш взгляд, необходимо:

- осуществлять выборочный протекционизм потенциально конкурентных отраслей экономики при общем снижении ставок таможенных пошлин (как основное направление таможенно-тарифной политики);

- осуществлять расчет значения ставки таможенной пошлины для развития отдельной отрасли промышленности или торговли факторов;

- осуществлять постоянный мониторинг и анализ последствий изменения ставок таможенных пошлин;

- странам-участницам Таможенного союза необходимо разрабатывать системы преференций;

- в целях анализа достоверности сведений о таможенной стоимости активно использовать метод зеркальной статистики;

- вести аналитическую работу по выявлению системных нарушений экономического характера.

Одним из этапов экономической интеграции на пути к Единому экономическому пространству является Таможенный союз, который оказывает огромное влияние на развитие экономики его участников, в том числе и Казахстана.

Таким образом, национальное таможенное законодательство должно развиваться с учетом условий Таможенного союза, при этом обеспечить требования, поставленные Концепцией.

Полагаем, что практика правовой помощи по вопросам таможенного дела, связанная с Таможенным союзом, должна быть значительно упрощена и лишена всех барьеров, которые обычно сопровождают отношения органов государств. В этой связи необходимым условием эффективного управления Единой таможенной территорией является приведение национального законодательства Казахстана, России и Беларусь в соответствие с законодательством Таможенного союза.

Международное право и сравнительное правоведение

ГОП

Использованная литература

1. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года.

2. Таможенный кодекс Таможенного союза. - Алматы: Юрист, 2010.

3. Налоговый кодекс РК от 10 декабря 2008 г. - Алматы: Юрист, 2009. -496 с.

4. Худяков А.И., Бродский Г.М. Теория налогообложения. - Алматы, 2002. - С. 124, 125.

5. Погорлецкий А.И. Конвертенция национальных налоговых систем. - М., 1997. - С. 73, 79.

6. Толстопятенко Г.П. Налоговое право Европейского Союза. - М.: Норма, 2001. - С. 232.

7. Жусупов А.Д. Монография. - Астана, ЦНТИ, 2007. - С. 263.

*****

Бул мацалада Кеден одагы территориясында кедендгк реттеу саласында цабылданатын нег1зг1 келшмдер мен шешгмдер, сондай-ац кедендгк жэне сыбайлас зацнаманыц тузетыут цажет ететт бгрыцгай кедендгк реттеуге вту процессi царастырылады.

В данной статье рассмотрены основные соглашения и решения, предпринимаемые в области таможенного регулирования на территории Таможенного союза, а также процесс перехода к единому таможенному регулированию, который нуждается в корректировке таможенного и смежного законодательств.

This article examines the main agreements and decisions taken in the area of customs regulation in the Customs Union, as well as the transition to a unified customs regulation, which requires correction of customs and related legislation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.