музейное дело. опыт и аспекты работы художественных музеев
УДК 76.01(379.822)
О. Г. Дилакторская
о региональном конкурсе графических работ, посвященном художнику андрею камалову
Освещается работа регулярно проводимого Приморской картинной галереей регионального графического конкурса, посвященного памяти А.В. Камалова: традиции его проведения, география и состав участников.
Ключевые слова: региональный графический конкурс, графические техники, графические жанры, детские художественные школы и студии.
The regional graphic contest devoted to the memory of A. Kamalov. OLGA G. DILAKTORSKAYA (Far Eastern Federal University, Vladivostok)
This article deals with the yearly regional graphic contest devoted to the memory of the artist Andrey Kamalov, and tells about its traditions and participants.
Key words: regional graphic contest, graphic techniques, graphic genres, art schools for children.
Начиная с 2005 г. через каждые два года 13 декабря, в день апостола Андрея Первозванного, в Приморской государственной картинной галерее проводится региональная выставка-конкурс графических работ, посвященная памяти Андрея Камалова. В 2013 г. состоится пятая такая выставка. Это достаточный опыт, чтобы говорить о сложившихся традициях.
Региональный графический конкурс был задуман с целью выяснить, какие графические техники развиваются во Владивостоке и в Приморском крае, в Хабаровске и Хабаровском крае, в Дальневосточном регионе в целом; где работают с линогравюрой, карандашным рисунком, авкварелью и т.д.; и, может быть, самое главное - как растут, формируются и развиваются будущие мастера и просто талантливые дети.
Комитет конкурса определил следующие творческие темы: «Мое Отечество», «Восток и Запад», «Земля и океан», «Морской берег», «Старое и новое искусство». В этом году добавлена еще одна тема - «Цирк».
К настоящему времени значительно расширилась география регионального конкурса: кроме Владивостока и Приморского края к нему подключились Хабаровск и Хабаровский край, Южно-Сахалинск и Сахалинская области, Биробиджан и Еврейская АО, Благовещенск и Амурская область -охвачен практически весь Дальневосточный регион. В этом году, думаю, присоединятся Петропав-
ловск-Камчатский и Камчатская область, Магадан и Магаданская область.
Главным принципом организаторов выставки было - как можно меньше ограничений. Заявлены могут быть любые графические жанры: портрет, автопортрет, пейзаж, натюрморт и т.д. - и любые графические техники: сангина, пастель, акварель, линогравюра и т.д. Для участия в выставках не требуется ни возрастного, ни профессионального ценза. Это принципиальная и очень важная установка комитета. Рядом висят картины известных художников-графиков и начинающих -студентов, школьников, дошколят (см. вклейку и 3-ю с. обложки). При этом каждый участник ощущает свое равноправие в ряду с другими. Как ни странно, старики всматриваются в работы молодых, а молодежь учится у мастеров.
Обычно на конкурс поступает 500-600 работ, их рассматривает комиссия, отбирает 170-200 работ на выставку. Наиболее интересные из них репродуцируются в публикуемых буклетах. Композиции предыдущих выставок оформляли В.И. Серов и С.В. Дробноход.
В залах Приморской картинной галереи на наших выставках не раз демонстрировались картины известных дальневосточных художников: В.С. Баженова, С.В. Дробнохода, Е.И. Макеева, И.А. Кузнецова, С.А. Лапаевой, В.И. Серова, В.Г. Нена-живина, И.В. Ненаживиной, О.В. Ненаживиной, Ф.М. Морозова, В.П. Шапранова, С.Д. Горбачёва,
ДИЛАКТОРСКАЯ Ольга Георгиевна, доктор филологических наук (Дальневосточный федеральный университет). E-mail: [email protected]
2013 • № 2 • гуманитарные исследования в восточной сивири и на дальнем востоке 95
музейное дело
A.Л. Арсененко, Ю.А. Аксеновой, О.В. Асае-вич, В.В. Жогова, Е.А. Босака, А.П. Заугольного, Г.Л. Кунгурова, Л.И. Морозовой, О.А. Шапрано-вой, Н.А. Прантенко, В.Н. Доронина, В.И. Олейникова, Джона Кудрявцева, А.И. Ионченкова,
B.Н. Погребняка, Е.И. Петровского, В.А. Федорова, В.А. Камовского, С.В. Симакова, А.И. Киряхно,
C.П. Слепова, В.Г. Убираева, В.С. Чеботарёва и многих других (см. репродукции картин некоторых из них ниже и на вклейке).
Наряду с профессионалами в конкурсе участвуют детские школы искусств, изостудии и художественные школы, как городские, так и сельские. Из Приморского края: ДТТТИ № 1, Владивосток (преп. Т.М. Погребняк, С.А. Лапаева, В.А. Журминова); ДТТТИ № 3, Владивосток (преп. И.А. Ермолаев); ДТТТИ № 2, Артем (преп. И.В. Беляева); ДТТТИ № 1, Находка (преп. А.А. Антипина, О.И. Кириллова, Л.Ф. Резниченко, А.Ю. Пшенина, В.В. Александров, А.В. Кошелева); ДШИ № 2, Находка (преп. В.А. Рыбакова); ДИ, Спасск-Дальний (преп. Г.В. Власюк, М.В. Жогова, Л.Ю. Скрыльникова); ДШ, Партизанск (преп. Е.Ф. Шлык); ДШИ № 7, Хабаровск (преп. Е.В. Клименюк, Т.Ф. Сызранцева); ДШ, Лучегорск; ДШ, Лесозаводск (преп. Е.А. Са-повская, О.В. Куклина); ДШ, Дальнереченск (преп. Т.В. Шульженко); ДШ, Уссурийск (преп. В.А. Коче-гарова); ДШИ, пос. Славянка (преп. В.Н. Тедорадзе,
В.Б. Щербо, М.В. Кухтина); ДШИ, пос. Пограничный (преп. А.К. Харламов); ДШИ, пос. Покровка (преп. Е.А. Овчинникова); ДШИ, пос. Вольно-На-деждинское (преп. Е.А.Цесарская); ДШИ, пос. Ни-колаевка (преп. Л.В. Копылова); ДШИ, с. Спасское; из Амурской области: ДШ, Амурск (преп. О.А. Ка-
лягина); ДИ, Свободный; ДИ, Сковородино; ДШИ, пос. Белогорье; ДШИ, пос. Ивановка; из Сахалинской области: ДШ, Южно-Сахалинск (преп.
С.В. Судник, Н.Н. Кушанова, Н.Н. Наумова). Активными участниками являются художественные изостудии: «Арлекин» (преп. А.Б. Иванова); студия В.И. Серова; студия Н.А. Прантенко «Театр+ИЗО»; изостудия «Вернисаж» (преп. Ю.Е. Никонович); изостудия «Капелька» (преп. Е.Н. Вовденко); изостудия «ЦТР и ГО», Артем (преп. И.Ю. Морозова).
Оказалось, что нашим детям интересны не только привычные карандаши и краски. Воспитанники А.Б. Ивановой в студии «Арлекин» работают с тушью и пером (например, Денис Булохов, «Памятник Макарову», 2011), преподаватель Е.А. Са-повская в Лесозаводской школе учит линогравюре (Синюта Настя, «В деревне», 2009) и ксилографии (Левченко Аня, «На катке», 2007), под руководством А.К. Харламова Ксения Панькова из пос. Пограничный создала монотипию «Дерсу Узала» (2009).
Дети из студий и художественных школ растут вместе с нашим конкурсом. Василиса Солодунен-ко пришла к нам впервые в 2007 г., ей было 5 лет, с работой «Киска-артистка». В 2011 она представила картину «Египетская красавица» (см. 3-ю с. обложки), автору тогда исполнилось 10 лет. Конечно, разница в 5 лет для этого возраста - огромная разница. На наших глазах свершилось чудо. Детский рисунок трансформировался в осознанную зрелую работу с пониманием египетского колорита, который отражен не только в фоновой части картины, но и в самом характере египетской красавицы - в ее лице, одежде, походке, жестах. Это
В.И. Серов. Горная речка. 2011. Б., соус, 60 х 80
96
гуманитарные исследования в восточной сибири и на дальнем востоке • № 2 • 2013
О региональном конкурсе графических работ
о. г. дилакторская
не просто зарисовка с натуры, по памяти, это - исследование культуры чужого незнакомого мира. Н.А. Прантенко удается так работать со своими студийцами, что из них вырастают талантливые и разные художники со своим взглядом на человека, мир, общество.
Только представьте себе, что в одном зале висят работы известных мастеров В.Н. Доронина, В.С. Чеботарёва, В.И. Серова... - и Вовы Блажен-кова, Миши Лесика, Вали Кулика. Вспоминаются изящные, вдохновенные портреты дочери и внучки
В.Н. Доронина (см. вклейку), тонко очерченные, прозрачные, наполненные отцовской и дедовской любовью, и здесь же - «Автопортрет» Володи Бла-женкова, 9-летнего подростка, готового к суровой
С.Д. Горбачев.
Залив Посьета. 1999. Б., карандаш, 60 х 80 (Конкурс графических работ 2009 г.)
жизненной борьбе (см. 3-ю с. обложки), и нежная картинка «Материнская любовь» Миши Лесика, на которой птица самоотверженно защищает своего птенца от собаки (см. 3-ю с. обложки), и кабан, радующийся первому снегу в Уссурийской тайге, Вали Кулика (см. 3-ю с. обложки), и «Противостояние» того же Володи Блаженкова, где Олень выходит против Волка. Что будет? Схватка насмерть, или уйдет Волк, пораженный бесстрашием Оленя? Истинные художники чутко улавливают драматизм бытия. И неважно, сколько им лет и есть ли за плечами жизненный опыт. Кто ответит на вопрос: что мудрее - невинность ребенка или опытность старика? Для художника важны обе позиции: они помогают вглядываться в мир и различать в нем главное. Вот почему на наших выставках соседствуют в одном зале галереи маститые и начинающие, опытные и юные, объединенные принадлежностью к искусству.
Теперь можно с уверенностью сказать: наш эксперимент графического конкурса удался, мы вырастили новое поколение графиков в регионе, знаем, где их искать, в каком городе или поселке. И мы уже не потеряем этих ребят и поможем им в их дальнейшей судьбе.
Региональный графический конкурс, посвященный памяти художника Андрея Камалова продолжает действовать, и 13 декабря 2013 г. Приморская картинная галерея откроет свои залы для его участников.
Джон Кудрявцев. Мамка. 2005. Б., тушь. 30х 27 (Конкурс графических работ 2005 г.)
2013 • № 2 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
97