Для проверки адекватности модели по формуле (5) определяем величину Тп. Отмечаем, что неравенство Тс>Тп выполняется, а это указывает на то, что модель адекватна описываемой системе с
вероятностью Р=0,95. Кроме этого, адекватность модели наглядно просматривается из поведения экспериментальных и теоретических кривых на рисунке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шустер Г Детерминированный хаос / Пер. с англ. — М.: Мир, 1988. — 240 с.
2. Кузнецов М.В. Технический анализ рынка ценных бумаг. — Киев: Наукова думка, 1990. — 248 с.
3. Мун Ф. Хаотические колебания: Вводный курс для научных работников и инженеров / Пер. с англ. — М.: Мир, 1990. — 312 с.
4. Экономико-математические методы и прикладные модели / Под ред. В.В. Федосеева. — М.: ЮНИТИ, 2001. — 391 с.
5. Мельник М. Основы прикладной статистики. — М.: Энергоатомиздат, 1990. — 373 с.
6. http://www.chicagostockex.com/
УДК 37
О РЕГИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ (1990-1998 гг.) (НА МАТЕРИАЛАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ)
О.А. Никифоров Юргинский филиал Томского политехнического университета. г. Юрга
Проанализированы в кратком виде процессы формирования бизнес-образования в России и Западной Сибири в 1990-е годы XX века. Показана актуальность проблемы, обусловленная переходом страны от одной экономической модели к другой и принципиальным изменением условий хозяйствования. Свои рассуждения и выводы автор подкрепляет данными социологических опросов, проводившихся в это время в России. Кроме того, приводятся и данные авторского социологического исследования, позволяющие сравнить общероссийские показатели с аналогичными в одном из малых городов региона. В статье использованы данные периодической печати для освещения регионального аспекта проблемы.
Переход российского общества от командно-административной к рыночной модели экономического развития не мог пройти безболезненно. Ошибки, допущенные в ходе планирования и осуществления реформ, привели страну к глубокому социальноэкономическому кризису. Общая численность занятого населения в стране уменьшилась с 1990 по 1998 гг. почти на 12 млн чел. [24. С. 54]. Спад производства, падение инвестиционной активности, высокий уровень инфляции стимулировали рост безработицы и ухудшали социально-экономическое положение значительной части населения. Безработица имела прогрессивную динамику, как минимум до 1997 г. и в стране, и в регионе Западной Сибири [26. С. 116—117; 29]. При этом цифры не отражали полностью картины сложившейся на рынке труда. Во-первых, это объяснялось разными методиками подсчета незанятого населения, во-вторых наличием проблемы скрытой безработицы [3. С. 43; 4. С. 22; 13; 15. С. 4; 17; 25. С. 33; 27. С. 70; 29].
Вывод страны из кризиса на дорогу динамичного развития связан в современных условиях со становлением рыночного механизма хозяйствования, с предпринимательством. Россия должна пройти путь, совершенный индустриально развитыми странами мира в более короткие ограниченные
сроки, опираясь на достижения современной теории и практики рынка. Это невозможно без наличия широкого слоя квалифицированных кадров, способных работать в условиях рыночной экономики. Необходима стройная и эффективная система бизнес-образования. Советская экономическая школа, базировавшаяся на основе планово-распределительной модели хозяйственного механизма неспособна удовлетворить насущные потребности современного этапа развития.
Актуальность проблемы признавалась как государственными структурами управления, так и сообществом предпринимателей. Данные Госкомстата России, а также результаты исследований, проведенных Институтом стратегического анализа по заказу Госкомитета РФ, по поддержке и развитию малого предпринимательства и Всемирного банка показали, что низкая квалификация большинства предпринимателей и работающего персонала в их фирмах — одна из основных проблем, сдерживавших рыночные преобразования в стране [12. С. 13]. Это подтвердил и опрос предпринимателей г. Юр-ги, проведенный автором в 1998 г. Свыше трети респондентов (36 %) отметили среди свойств, необходимых для успешного ведения коммерческой деятельности, наличие более глубоких основных
общих знаний по отдельным вопросам экономики и бизнеса, углубленной языковой подготовки. Половина опрошенных (50 %) сделали акцент на необходимость повышения собственной профессиональной квалификации. В то же время только 7 % юргинских бизнесменов считали, что недостаток экономических и лингвистических знаний мешал их конкретной предпринимательской работе.
Только 36 % опрошенных обращались за консультациями в соответствующие структуры, 38 % считали, что консультации приглашенных специалистов могут оказать им действенную помощь, около 30 % сомневались в профессиональной квалификации консультантов [16]. Таким образом, потребность предпринимателей в повышении уровня своего образования достаточно велика. Однако эта категория слабо увязывалась респондентами с эффективностью их предпринимательской деятельности. Более того, имели место серьезные сомнения в продуктивности работы структур поддержки малого бизнеса и профессиональной подготовке обучающего персонала. Природа несущественной связи у коммерсантов уровня образования с качеством собственной профессиональной деятельности лежала скорее всего в условиях работы малого бизнеса.
Организация новой системы экономического обучения населения и повышения квалификации кадров имеет в нашей стране специфику, связанную с особенностями развития отечественной экономики и системы образования в последние семь десятилетий. Это прежде всего плохая совместимость хозяйственных режимов и культур, недостаток информационных знаний по управлению, не-востребованность разносторонней языковой профессиональной подготовки как следствие изоляционизма советской экономической системы [5. С. 76-77].
Подобная ситуация имеет свои позитивные и негативные аспекты. В силу этого отечественные менеджеры не могут быть подготовлены на Западе и должны учиться только в России. Так, в частности, считает Г Пайпер, первый заместитель декана Гарвардской школы бизнеса, одной из самых крупных и влиятельных в США [1. С. 122]. С одной стороны, это существенно затрудняло подготовку кадров для отечественного бизнеса в силу отсутствия отлаженной инфраструктуры обучения. С другой стороны, в перспективе, это дает возможность нашему государству иметь кадры с традиционным российским менталитетом мышления, основанным на исторических традициях, навыками и умениями, приспособленными к российской действительности, что значительно повышает их заинтересованность в подъеме и развитии российской экономики. Необходимо иметь в виду, что их работа будет проходить в обозримом будущем в условиях нестабильного экономического окружения. Это потребует от отечественных бизнесменов и топ -менеджеров умения более рационально мыслить,
чем их западные коллеги, самостоятельнее и интенсивнее пополнять свои знания и навыки, владеть более рациональной культурой управления делами.
В 1990-е годы в учебных заведениях России фактически не имелось отличий в подготовке специалистов и предпринимателей. Это вызвано отсутствием долгие годы конкурентной рыночной среды в экономике и необходимости подготовки соответствующих кадров. Перед нашей системой образования встала задача изменения целей и предмета содержания экономического и лингвистического образования, форм и методов, структуры обучения, кадровой политики. Необходимым оказался переход к проблемно ориентированному обучению, развитию межпредметных связей и повышению ответственности за конечный результат [5. С. 76-77]. Цели и задачи отечественного бизнес-образования должны отвечать прежде всего содержанию основных направлений развития современного рынка труда. Одним из проявлений современных подходов к системе обучения и тех видимых изменений, которые произошли в отечественном бизнес-образовании послужило внедрение в учебный процесс во многих учебных заведениях метода кейс-стади. Следует особо подчеркнуть, что эта методика не заменяет, а лишь дополняет традиционные методы обучения. Частично этот метод применяется автором статьи и в Юргинском филиале Томского политехнического университета для студентов по специальности "Менеджмен" при изучении предмета "Мировая Экономика". Им самостоятельно разработаны и внедрены в учебный процесс кейсы по следующей тематике: "Новосибирск. Конверсия-93", "Видеотехника-95", "Проблемы занятости женского населения" [21. С. 4-6].
В СССР уже на рубеже 1980-1990-х годов насчитывалось свыше 500 коммерческих бизнес-школ. Но на профессиональном уровне из них, к сожалению, работали лишь единицы. К таковым относились Высшая коммерческая школа Министерства внешнеэкономических связей (ректор, д.э.н. Владимир Буренин), Региональная высшая экономическая школа того же министерства (ректор Сергей Комаров), Центр подготовки менеджеров при Российской экономической академии (руководитель д.э.н., профессор Вячеслав Горлопанов). В них преимущественно обучались работники внешнеторговых фирм, руководители малых предприятий и кооперативов. На первом этапе 90 % учебного времени отводилось на теоретические занятия и 10 % - на практику [21. С. 4-6]. Основными критериями классификации советских, а затем и российских бизнес-школ стали опыт организации учебного процесса, наличие штата собственных преподавателей, уровень материально-технической базы учебного заведения. На их основе все учебные заведения подобного типа делились на три группы. К первой относились Академия внешней торговли Министерства внешнеэко-
номических связей, Высшая коммерческая школа аналогичного министерстве, Высшая школа малого бизнеса Академии народного хозяйства, Школа малого бизнеса при МГИМО, Государственная Академия Управления. Основу второй группы составили гуманитарные и экономические вузы, а в третью вошли кооперативы и молодежные центры, занимавшиеся образовательными услугами. В то время их деятельность была в значительной степени востребована, ибо потребность частного сектора в грамотных специалистах составляла в начале 1990-х годов, минимум, 200 тыс. чел. [11. С. 51-53]. О росте востребованности бизнес-образования говорит тот факт, что к середине 1990-х годов в России существовало ужу более 600 коммерческих школ бизнеса и центров по маркетингу и менеджменту к этому времени они прошли в развитии три этапа. На первом, до 1991 г., они старались дать слушателям максимум информации по юридическим и экономическим аспектам регулирования хозяйственной жизни. В качестве лекторов преимущественно приглашались работники министерств и иностранные специалисты, что поднимало престиж заведения. На втором этапе (1992-1993 гг.) основное внимание уделялось краткосрочным программам для руководителей действующих предприятий. С 1994 г. резко возросло число программ обучения, ориентированных специально на малый бизнес.
Следует особо подчеркнуть возросшую в силу объективных и субъективных причин на протяжении 1990-х годов феминизацию бизнес-класса. В этой связи особое значение для России приобретала задача бизнес-образования в женской среде [6. С. 25-26]. В 1990 г. Академия народного хозяйства СССР стала инициатором и учредителем Учебнонаучно-внедренческой фирмы "Гея". Ее основная цель - развитие женского предпринимательства, повышение квалификации женщин-предпринима-телей, формирование в отношении них основных аспектов эффективной государственной политики. Фирма должна была создать объективные условия, способствовавшие вовлечению женщин в бизнес. Усиленными темпами развивалась система экономического образования и в Западной Сибири. Так, в Алтайском крае с начала 1990-х годов успешно функционирует бизнес-школа, созданная на базе специального факультета Алтайского политехнического института. Основными направлениями подготовки студентов здесь стали "Предпринимательская деятельность" и "Финансовый брокер" [14. С. 138-140]. В Томской области работает высшая бизнес-школа на базе Томского государственного университета. Она предназначена для руководителей и предпринимателей. Основное направление ее деятельности "Менеджмент". Школа предлагает обучение как по очной, так и по заочной формам. Помимо этого преподавательским коллективом проводятся краткосрочные 36-часовые семинары для ведущих специалистов частного сектора экономики по проблемам бухгалтерского уче-
та, калькуляции продукции, определения ее себестоимости, регулирования трудовых отношений, отчетности, налогообложения прибыли [2]. Также в области действовал в 1990-е годы ряд центров обучения, относившихся к инфраструктуре поддержки и развития малого бизнеса. Среди них Томское бизнес-агенство, учрежденное в октябре 1995 г. при поддержке программы ТАСИС, Томский центр поддержки предпринимательства, созданный в июне 1994 г. при содействии Агентства международного развития США, Учебно-деловой центр Морозовского проекта, функционирующий с сентября 1994 г. на базе Машиностроительного техникума и Северского территориально-производственного управления. В середине 1990-х годов создается Социально-деловой центр по переподготовке предпринимательских кадров [10]. В Омске на протяжении долгих лет работает Колледж мировой экономики (СибЭко), обладатель гранта Европейского сообщества. Он представляет в Сибири интересы Российской ассоциаций школ бизнеса. Учебное заведение тесно сотрудничает с голландским университетом "Найенроде", колледжем прикладной экономики университета штата Миннесота (США). Здесь готовят специалистов в области мировой экономики [24. С. 51-54]. В ряде вузов областного центра организовали подготовку специалистов по внешнеэкономической деятельности.
Все учебные заведения, занимавшиеся обучением предпринимателей, прошли процедуру сертификации образовательной деятельности с целью обеспечения качественного уровня бизнес-образования [8]. Успешно функционировали в области и программы "Сотрудничество профессиональных
и II МТТ II
организаций", "Партнерство" в рамках подпрограмм "Развитие бизнеса", "Некоммерческие организации", "Управление образованием". По их линии повысили свою квалификацию через стажировки в США несколько сот предпринимателей из Омской области и других территорий Западной Сибири [22. П.2.3.2].
В Новосибирской области возможность получить диплом международного образца предпринимателям и всем желающим предоставлял региональный центр дистанционного обучения "Эдванс" по программе открытой школы Британского университета. Помимо этого здесь организовывались курсы "Эффективный менеджер", "Финансы и персональный компьютер для менеджера", "Организация взаимодействия с партнерами и заказчиками". Средняя продолжительность обучения составила 6 месяцев. Учебные материалы специально разрабатывались для индивидуального обучения [20].
В Кемеровском технологическом институте пищевой промышленности кардинально изменили учебный план по специальности 060800 "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" с учетом требований рыночной экономики [18]. Усилены циклы общепрофессиональных и специальных дисциплин. Изменена пропорция между объе-
мами экономической подготовки общего и специального характера в сторону последнего. В этой связи введены курсы "Экономика недвижимости", "Экономика и социология труда", "Экономическая география и природопользование". Исходя из того, что менеджмент затрагивает все стороны деятельности предприятия, появились курсы "Финансовый менеджмент", "Управление затратами", "Управление качеством продукции", "Делопроизводство и корреспонденция". С учетом необходимости владения управленцами основ работы контролирующих органов в плане появились предметы "Налоговая система и политика", "Аудиторское дело". Введен также ряд элективных курсов, который позволит студентам по выбору получить необходимые знания и умения в информатике, антикризисном управлении предприятием и т.п. Данная коррекция учебного плана несомненно усилила эффективность подготовки специалистов нового поколения для рынка.
Но обучение и переобучения студентов заведений профессионального образования и специалистов народного хозяйства может принести предполагаемый эффект лишь при условии, что данный процесс является составной частью многоуровневой системы экономической подготовки. Первой ступенью этой системы должна стать работа детских бизнес-школ и экономическое образование в средних школах.
К сожалению, многие бизнес-школы рассчитаны на элиту и по уровню затрат доступны лишь детям из состоятельных семей. А вот клуб молодых бизнесменов в г. Новосибирске работал со всеми желающими. Здесь создан информационный центр поддержки молодежного бизнеса. С родителей членов клуба при отделе по делам молодежи брали за три месяца обучения с игрой всего 50 рублей [28]. В Новосибирске действует и сибирская юношеская бизнес-школа [31]. Ее основная задача не трудоустроить своих выпускников, а дать им такие знания, которые бы позволили выбрать будущую профессию по своим способностям. Здесь пытаются возродить традиции связей по цепочке "школа - ПТУ -фирма - попечители". Слушатели проходят практику в магазинах "Одвеста", переводчиками на "Сибирской ярмарке", в отделениях "Россельхозбанка". Их зарплата колеблется от 4 до 5 тыс. руб. одной из форма подведения итогов работы подобных организаций стали бизнес-фестивали. Один из них прошел в начале 1993 г. в г. Бердск. Сюда приехали 14 команд из Новосибирска, Бердска, Оренбурга. Бесплатная путевка для обучения на курсах Ассоциации профессиональных участников рынка ценных бумаг досталась Антону Бруху (г. Бердск). Помимо этого в Кемерово при Институте коммерции действует бизнес-класс на базе средней школы № 17, в г. Юрга, экономико-коммерческий лицей, имеются специализированные классы в средних школах № 84, № 5 г. Кемерово, учебно-производственном комбинате Центрального района г. Кеме-
рово "Школьник" [19]. Во всех школах и гимназиях г. Омска организовано обучение школьников по курсу "Основы экономики и предпринимательства" [7. С. 130]. И такие примеры не единичны в регионе.
Краткий анализ состояния бизнес-образования позволяет сделать следующие выводы. Данный вид образования получил широкое распространение как в стране, так и в регионе. Большинство образовательных учреждений этого типа были сосредоточены на базе высших учебных заведений, а вторая значительная группа представляла учебно-деловые центры инфраструктуры поддержки малого бизнеса в территориях. Сибирские преподаватели активно осваивали новые технологии обучения с целью повышения качества подготовки выпускников. Значительное место в их работе занимали и краткосрочные курсы повышения квалификации для руководителей фирм и ведущих специалистов предприятий, система второго высшего образования. Различные формы обучения - очное, заочное, дистанционное - создавали широкий спектр возможностей для предпринимателей повышать свой уровень квалификации без отрыва от основного занятия. Отличительная черта региона мощная интеллектуальная и материально-техническая базу бизнес-образования. Это связано с наличием двух наукоградов - Томска и Новосибирска и преимущественно промышленной ориентацией территорий Западной Сибири. Данное обстоятельство в значительной мере способствовало сближению всех заинтересованных сторон в деле подготовки конкурентных специалистов для системы рыночных отношений и объективно давало ей солидную производственную площадку для практической отработки навыков и умений обучаемых.
Вместе с тем следует признать, что до сих пор как на федеральном, так и на региональном уровнях отсутствует стройная система переподготовки кадров и управления человеческими ресурсами, недостаточное внимание уделяется языковой подготовке. Однако нельзя отрицать и тех успехов, которых достигло новое экономическое образование в нашем регионе. Это тем более важно сегодня, когда процесс рыночных преобразований стал необратимым, а возможности макроэкономического регулирования на федеральном уровне заметно сужаются и центр экономической активности постепенно перемещается в регионы. Интересы будущего развития отечественной экономики требуют более углубленного освоения рыночных механизмов управления, а следовательно, комплексного подхода к этому виду обучения и, как следствие, необходимости его внедрения на разных ступенях российской системы образования. Остается надеется, что изменения на рынке труда и образовательных услуг России после 1998 г. будут стимулировать развитие экономического образования и увеличивать потребности народного хозяйства в высококвалифицированных специалистах нового типа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеев А., Грачев М., Кузин Д. Предпринимательство: стратегия нового поколения // МэиМО. - 1991. - № 3. - С. 122.
2. Алтайская правда (Барнаул). - 1992. - 6 янв.
3. Кадры для рынка // Экономические науки. - 1991. - № 9. -С. 25-26.
4. Клещевский Ю.Н. Современная экономическая политика и проблемы подготовки управленческого персонала для рыночных структур // Реформирование экономики региона: опыт, проблемы, перспективы: Тез. докл. второй межд. науч.-практ. конф. - Ч. 3. - Кемерово, 1996. - С. 130.
5. Корзенников С. Сибирское экономическое образование. Итоги и перспективы // Деловая Сибирь. - 1995. - № 3.
6. Котикова Г.П. Подготовка экономистов-маркетологов как важный фактор обеспечения социально-экономических реформ в регионе // Реформирование экономики региона: опыт, проблемы, перспективы. Тез. докл. Второй межд. науч.-практ. конф. - Ч. 3. - Кемерово, 1996. - С. 144.
7. Красное знамя (Томск). - 1991. - 27 апр.
8. Линник А. О школах бизнеса - советских и западных // Эко-
номические науки. - 1992. - № 1. - С. 51-53.
9. Малое предпринимательство в России // Анал. доклад фонда поддержки и развития предпринимательства РФ. - М., 1998. -www.moskou.ru - С. 13.
10. Мальцев С. Тюменские новости // Деловая Сибирь. - 1995. -№ 1.
11. Мельников С. Женщины в подготовке к предпринимательской деятельности // Экономические науки. - 1991. - № 8. -С. 138, 140.
12. Мониторинг рабочей силы в Омской области // Информационно-аналитический бюллетень по итогам 1998 г. - Омск, 1999. - С. 4.
13. Никифоров О.А. Материалы социологического опроса предпринимателей г. Юрги в 1998 г.
14. Новосибирск: ряды безработных растут // Сибирская газета (Новосибирск). - 1992. - № 28.
15. Обучение дистанционное. Диплом - международный // Деловая Сибирь. - 1993. - № 10.
16. Олейник Е. Детский бизнес: "Нет, нет, мы хотим сегодня, нет, нет, мы хотим сейчас" // Деловая Сибирь. - 1993, июль.
17. Отчет Администрации Омской области (АОО) по выполнению программ "Сотрудничество профессиональных организации" и "Партнерство" за 1994-1999 гг. // Тек. арх. АОО.
18. Павлючков ГА., Никифоров О.А. Кейс-стади - новая активная форма бизнес-образования. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. - С. 4-6.
19. Программа развития предпринимательства в г. Омске // Тек. арх. АОО. Приложение № 1 к постановлению главы администрации г. Омска от 12.05.1993 г. № 304-п. - П. 2.3.2.
20. Программа развития и поддержки малого предпринимательства Томской области на 1996-1997 гг. Приложение к решению Государственной Думы Томской области № 317 от 28. 08. 1996 г. - С. 51 // Тек. арх. администрации Томской области (АТО).
21. Радаев В.В. Предпринимательство в Томской области: развитие малого бизнеса // Региональный подход к реструктурированию промышленности в Томском регионе: Доклад на Меж-дунар. Семинаре. - Томск, 1997. - С. 51-54.
22. Российские реформы: на пороге нового этапа (доклад Экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей) // Общество и экономика. - 1994. -№ 5-6. - С. 33.
23. Российский статистический ежегодник. - М., 1999. - С. 116117.
24. Социально-экономическое положение РФ и ее регионов // Экономический обзор. - 1994. - № 7. - С. 70.
25. Стародубова Н. Фестиваль детских бизнес-школ // Деловая Сибирь. - 1993. - № 7.
26. Тюменская область в 1996 г. // Деловая Сибирь. -1996. - № 10.
27. Хоткина З. Женская безработица и неформальная занятость в России // Вопросы экономики. - 2000. - № 3. - С. 86.
28. Хочу заняться бизнесом // Деловая Сибирь. - 1992. - № 4.