СОЦИОЛОГИЯ
УДК 331.024.2:658
А А. Верхоглазов
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В статье рассмотрены проблемы и предложения по подготовке кадров для микро- и малых предприятий, для инфраструктуры развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.
Как показывает практика, для развития малого бизнеса в современной России не хватает профессиональных кадров, обладающих знаниями и навыками создания структур этой сферы экономики и управления ими.
Вступивший в силу с 1 января 2008 г. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» должен стать важнейшим звеном системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса во всех отраслях хозяйства.
Новый закон является рамочным, т.е. для развития его положений требуется принятие новых законов и других подзаконных актов, которые должны будут конкретизировать предусмотренные формы государственной поддержки предпринимательства, в том числе и такую, как подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для малого предпринимательства. Мы считаем, что разработчики дополнительных законов и подзаконных актов обязательно должны учитывать тот опыт, который был накоплен за предыдущие годы в организации и развитии малого предпринимательства.
Важную роль в образовательной части инфраструктур малого бизнеса получили бизнес-школы, учебно-деловые и социально-деловые центры, агентства поддержки малого и среднего предпринимательства, бизнес-инкубаторы, технопарки, технологические центры, учебные центры региональных служб занятости, торгово-промышленные палаты и др.
Одной из главных проблем в подготовке кадров для инфраструктур поддержки малого бизнеса является отсутствие системного подхода.
В настоящее время в России пока еще нет общепринятой классификации объектов инфраструктуры системы профессионального обучения кадров, которая в то же время частично представлена и объектами инфраструктуры самой поддержки развития малого бизнеса. К ним можно отнести:
- государственные органы образования;
- общественные ассоциации бизнес-образования;
- систему повышения квалификации преподавателей;
- информационное сопровождение;
- консалтинговое сопровождение;
- учебно-методическое сопровождение профессионального обучения;
- маркетинг системы профессионального обучения;
- систему подготовки организаторов профессионального обучения и т.д. [1].
Большую роль в решении существующих проблем и вопросов должны играть федеральные и региональные органы власти, агентства, академии и институты, занимающиеся кадровым обеспечением инфраструктур поддержки малого бизнеса (рис. 1).
Органы государственной власти, занимающиеся подготовкой специалистов для инфраструктур поддержки малого бизнеса (ИПМБ)
Преподаватели, консультанты, специалисты ИПМБ
Структуры обучения и поддержки
Государственные
образовательные
учреждения
Негосударственные
образовательные
учреждения
Структура комплексной поддержки МБ
Программы обучения
Повышение
квалификации
Профессиональная
переподготовка
Высшее
профессиональное
образование
Рис. 1 Инфраструктура поддержки малого бизнеса
Практика показывает, что при ограниченных ресурсах направление средств на подготовку преподавателей, консультантов и других специалистов инфраструктур поддержки малого бизнеса является сейчас наиболее эффективным. При этом особенно важен правильный выбор цели подготовки и путей ее достижения.
Целью подготовки кадров для инфраструктур поддержки малого бизнеса должно стать формирование в регионах высокопрофессиональных команд, способных обеспечивать необходимое качество обучения и оказывать действенную консультационную и профессиональную поддержку начинающим и опытным предпринимателям. В каждом определенном случае цель подготовки четко формулируется с учетом отраслевой специфики и ориентации на потребности конкретных регионов.
В связи с этим, на наш взгляд, в регионах необходимо прежде всего осуществить следующие мероприятия:
- проанализировать потребность рынка в квалифицированных кадрах по подготовке предпринимателей и руководителей микро- и малых предприятий с учетом специфики отрасли;
- установить в качестве критериев отбора преподавателей наличие не только опыта обучения специалистов по подготовке кадров для малого биз-
неса и кадров для инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства в местной администрации, но, что самое главное, опыта практической работы, самозанятости в малом предпринимательстве;
- организовать отбор и подготовку преподавателей, тренеров и консультантов согласно вышеназванным критериям;
- разработать современное методическое обеспечение, в том числе базовые образовательные и консалтинговые программы подготовки кадров для малого предпринимательства с использованием новейших информационных технологий и дистанционного обучения.
Необходимо вести подготовку не только преподавателей, но и консультантов. В целом специфика предпринимательской деятельности требует синтеза обучения и консультирования, нацеленного на решение практических вопросов с обязательным учетом отраслевой специфики.
Целесообразно организовать обучение преподавателей как по общим вопросам организации обучения предпринимателей (управление малым предприятием, разработка бизнес-плана, основы маркетинга и др.), так и по наиболее востребованным в последнее время направлениям, таким как инвестиционный менеджмент, финансовый менеджмент, профессиональный маркетинг, информационные технологии для малого бизнеса, аудит малых предприятий, проблемы качества продукции, технологическое консультирование, оценка собственности, внешнеэкономическая деятельность малых предприятий, кредитование малого бизнеса и т. д.
Нами было проведено социологическое исследование, в ходе которого респондентам задавался следующий вопрос: «Какие знания, по Вашему мнению, необходимы для эффективной предпринимательской деятельности?» Распределение ответов на поставленный вопрос показано в табл. 1.
Таблица 1
Знания, необходимые предпринимателям
Варианты ответа Число опрошенных, %
Экономические знания 59,3 %
Основы маркетинга 33,3 %
Проблемы управления персоналом 25,4 %
Теория принятия деловых решений 13,5 %
Основы бухгалтерского учета и налогообложения 36,1 %
Профессиональные знания в своей сфере 31,6 %
Знание иностранных языков 15,8 %
Основы законодательства и права 20,9 %
Компьютерная грамотность 11,3 %
Примечание. * - сумма ответов составляет более 100 %, т.к. можно было выбирать несколько вариантов.
Важность тех или иных знаний для предпринимателей зависит, как свидетельствуют данные опроса, и от стажа предпринимательской деятельности. Для начинающих наиболее значимыми являются профессиональные знания (21,3 %); при стаже от одного года до пяти лет на первый план выступают экономические знания (22,3 %); при стаже от пяти до десяти лет главными являются профессиональные знания (23,9 %); при стаже свыше десяти лет наиболее актуальны экономические знания (22,2 %).
Одной из перспективных форм подготовки кадров может быть дистанционное обучение и дистанционное консультирование.
Серьезным барьером в подготовке кадров для инфраструктур по поддержке малого бизнеса является, по нашему мнению, психологическая и профессиональная неготовность региональных органов власти в настоящее время заниматься подбором менеджеров и специалистов для поддержки предпринимательства.
Таким образом, сегодня одновременно с подготовкой специалистов для инфраструктур поддержки малого бизнеса необходима фундаментальная подготовка государственных и муниципальных служащих в этой области.
Основной целью подготовки государственных и муниципальных служащих, занятых в сфере поддержки предпринимательства, должно стать приобретение ими знаний и навыков, необходимых для обеспечения эффективного содействия развитию малого бизнеса в конкретном регионе.
Особую роль играет компетентность государственных служащих, которые ответственны на муниципальном, региональном и федеральном уровнях за развитие экономики и малого бизнеса, а также компетентность работников организаций, с которыми соприкасается в своей деятельности малое предприятие: банков, фондов, обществ взаимного кредитования, лизинговых компаний и др. Именно они формируют внешнюю среду, в которой существует малое предприятие, занимаются вопросами законодательства, финансово-кредитной, имущественной и информационной поддержки предпринимательства.
Подготовка государственных и муниципальных служащих осуществляется, как правило, по заявкам региональных и местных администраций либо уполномоченных ими органов. Такой подход, ориентированный прежде всего на «понимание» или «непонимание» значимости и необходимости обязательного обучения служащих работе с малым бизнесом, приводит к тому, что количество регионов, желающих обучить служащих этой деятельности, пока еще очень мало. В основном обучаются представители экономически наиболее развитых регионов [2].
Как показывает практика, подготовкой кадров сегодня занимаются многие организации, однако должного результата пока нет. На наш взгляд, взять на себя подготовку кадров для инфраструктур поддержки и развития предпринимательства должны в первую очередь учебные заведения среднего и высшего профессионального образования торгово-экономического профиля. Специфика их деятельности позволяет без дополнительных капиталовложений предоставлять служащим инфраструктур поддержки малого бизнеса возможность получить специальность по основам организации и поддержки предпринимательства. Таким образом можно решить ключевую проблему -обеспечение указанных инфраструктур высококвалифицированными кадрами, что позволит, в свою очередь, более эффективно решать проблемы малого бизнеса. Кроме того, концентрация государственных средств уже даже в средних специальных учебных заведениях обеспечит успешное проведение государственной политики на данном этапе развития микро- и малого бизнеса и в других отраслях.
Главная задача профессионального образования кадров сферы предпринимательства состоит в достижении соответствия результатов деятельности государственных учебных заведений и негосударственных образователь-
ных центров потребностям рыночной экономики, предприятий сферы предпринимательства и малого бизнеса.
В условиях становления рыночных отношений эффективность и результативность подготовки кадров для малого бизнеса всецело определяются организацией современного профессионального образования. Здесь большое значение имеет формирование рынка образовательных услуг, развитие негосударственного сектора бизнес-образования, освоение отечественного и зарубежного опыта в плане содержания и технологий обучения.
Цели, задачи и направления подготовки кадров для малого бизнеса напрямую определены коренными изменениями в социально-экономическом укладе российского общества. На первый план вышли такие системообразующие факторы, как освоение рыночных методов хозяйствования, поддержка предпринимательства и малого бизнеса на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. На малых предприятиях Российской Федерации работает более 8 млн человек, что составляет около 12 % от всего занятого в стране населения. Большинство из них не имеют специальных знаний в области предпринимательства и малого бизнеса. По данным социологических опросов, 70 % молодых предпринимателей считают, что им необходимо приобрести профессиональные знания в области малого бизнеса [3]. Экспертный опрос, проведенный среди предпринимателей Пензенской области, подтверждает эти данные. На вопрос «Какое образование, на Ваш взгляд, необходимо для успешной деятельности предпринимателя?» были получены ответы, представленные в табл. 2.
Таблица 2
Образование, необходимое для успешной предпринимательской деятельности
Варианты ответа Число опрошенных, %
Экономическое 51,4 %
Юридическое 37,8 %
Торгово-коммерческое 57 %
Инженерно-техническое 7,3 %
Другое 2,2 %
Примечание. * - сумма ответов составляет более 100 %, т.к. можно было выбирать несколько вариантов.
При этом лица со средним образованием считают наиболее необходимым юридическое образование (42,9 %), имеющие среднее специальное и незаконченное высшее образование - торгово-коммерческое (соответственно 44,6 % и 42,7 %), а лица с высшим образованием - экономическое (30,8 %).
Профессиональная подготовка кадров для малого бизнеса выступает в качестве определяющего фактора формирования и развития деятельности рыночных экономических структур. Важную роль играет профессиональная подготовка руководителей малых предприятий.
За последние годы в стране выработан современный взгляд на методологию и организацию подготовки кадров для предпринимательства и малого бизнеса. Появилось новое понятие - бизнес-образование. Это образовательная деятельность по подготовке людей, участвующих в выполнении функции управления на предприятиях и в хозяйственных организациях, которые действуют в условиях рынка и ставят своей главной целью получение прибыли.
К числу приоритетных направлений деятельности, связанной с подготовкой кадров для малого бизнеса, следует отнести прежде всего интенсивное освоение современных технологий бизнес-образования с целью формирования критической массы менеджеров различного уровня для предпринимательства и малого бизнеса, ориентированных на деятельность в условиях рынка.
Вместе с тем развитие бизнес-образования наталкивается на различные препятствия:
- дефицит средств на подготовку кадров малого бизнеса;
- сокращение образовательной мобильности и непонимание многими руководителями сферы предпринимательства и бизнеса необходимости профессионального развития кадров;
- необходимость обновления содержания переподготовки и повышения квалификации кадров, вызванная потребностями рыночной экономики, разработки и освоения современных учебных программ и технологий бизнес-образования;
- изменение мотивации проходящих подготовку, переподготовку и повышение квалификации (все больше слушателей приходят на обучение, исходя из своих насущных жизненных потребностей и потребностей предприятий) [4].
Бизнес-образование предпринимательских кадров, на наш взгляд, должно основываться на следующих принципах:
- доступность бизнес-образования, его адаптация к уровням и особенностям подготовки, переподготовки и повышения квалификации по рыночно ориентированным учебным программам;
- инновационный характер построения и содержания образовательных программ; интегрированный, междисциплинарный характер менеджмент-образования, включающего экономико-управленческие и правовые дисциплины, учебные курсы в области маркетинга, финансов, делопроизводства, информатики, психологии и др.;
- разнообразие и дифференциация профессиональных образовательных программ делового образования; множественность уровней, форм и методов обучения.
Как показало проведенное нами исследование, 32,8 % предпринимателей готовы направлять свободные средства на развитие культуры и образования своих работников.
Переход к рыночной экономике выдвигает особые требования к руководителям предпринимательских структур. Предпринимательским кадрам не достает профессиональной компетентности, опыта организационной культуры, психологической устойчивости для работы в условиях риска. До настоящего времени в России формирование предпринимательского слоя населения идет стихийно.
На рынке образовательных услуг за последние годы появилось значительное число учебных и консультационных центров. Многие из них не отвечают требованиям предпринимательских структур, учебные программы оказываются несостоятельными в плане аккредитационных требований. Социологические опросы среди предпринимателей показывают, что около половины из них отмечают невысокое качество подготовки специалистов для сферы предпринимательства в государственных учебных заведениях.
Современное бизнес-образование невозможно без инновационной учебно-методической деятельности образовательных учреждений, которая, на наш взгляд, должна включать:
- создание широкого набора образовательных и консультационных услуг для предпринимателей, различных форм дополнительного профессионального образования (экономика, менеджмент, финансы);
- разработку комплексных инновационных образовательных программ обучения, подготовку и издание учебно-методических пособий, справочников, «кейс-стади» на традиционных и электронных носителях;
- систематическую переподготовку преподавателей, консультантов, в сфере предпринимательства предоставление услуг научно-методического характера менеджерам, преподавателям и консультантам вузов-учредителей, региональных учебно-деловых центров;
- проведение тематических семинаров по актуальным проблемам подготовки менеджеров (отдельные семинары должны проводиться с участием руководителей местных органов власти).
- организационно-методическое обеспечение учебно-деловых и опорных центров, обобщение и распространение опыта учебной и консультационной работы.
Бизнес-образование должно быть ориентировано на то, чтобы выпускники учебных заведений создавали или способствовали созданию новых рабочих мест, малых предприятий, нового современного бизнеса.
Создание эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства должно приводить к созданию новых рабочих мест, формированию слоя цивилизованных предпринимателей, решению социальных проблем на региональном и местном уровнях.
По экспертным оценкам, для обеспечения потребностей развивающейся рыночной экономики необходимо проводить подготовку и переподготовку примерно 600 тыс. специалистов для сферы малого предпринимательства ежегодно. Это предполагает создание системы устойчивых учебноконсультационных структур, имеющих базовое, межрегиональное значение, способных вести не только обучение кадров и консультирование предпринимателей, но и оказывать помощь в создании предприятия, разработке бизнес-плана, выборе сектора рынка и вида продукции, осуществлять информационную поддержку. Кроме того, необходимо создать условия для стимулирования предпринимателей к вложению средств в самообразование и подготовку персонала малых предприятий. Обучение должно быть организовано на основе развития современных компьютерных технологий, в том числе дистанционного обучения и интернет-технологий, деловых игр, модульных программ обучения, с учетом задач и особенностей развития малого предпринимательства в регионах России, степени подготовки обучающихся.
Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2003-2005 гг. предусматривала следующие мероприятия по подготовке кадров:
- разработку Концепции подготовки кадров для малого предпринимательства на период до 2010 г.;
- повышение эффективности обучения школьников, студентов высших и средних специальных учебных заведений основам предпринимательской деятельности;
- разработку и тиражирование учебно-методической и учебной литературы, обучающих компьютерных игр по основам предпринимательской деятельности для школьников, студентов высших и средних специальных учебных заведений;
- организацию повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных служащих, специализирующихся в области поддержки малого предпринимательства;
- организацию повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров малого предпринимательства из числа военнослужащих, незанятого населения, вынужденных переселенцев, женщин, молодежи и людей с ограниченной трудоспособностью (в том числе для районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий);
- проведение конференций, семинаров, круглых столов по вопросам подготовки кадров для малого предпринимательства.
Эффективность функционирования современных средств производства непосредственно определяется уровнем системы управления инновационным процессом в целом, удельным весом применяемых нестандартных организационно-экономических и технологических решений. Особую значимость при этом приобретает разработка методологических основ оценки эффективности инвестиций в образование (подготовку, квалификационный рост работников) и, как следствие, творческую отдачу специалистов, повысивших уровень своей квалификации, при усилении их социальной защищенности в условиях развития рыночных отношений в сфере науки и образования.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. При создании системы бизнес-образования важно учитывать специфику малого бизнеса. Малые и средние предприятия обычно производят товары и услуги «на заказ», предлагая клиентам индивидуальные решения в отличие от серийного производства крупных компаний. В связи с этим необходима специализация знаний и способностей людей.
2. Эффективность работы системы подготовки кадров для малого бизнеса определяется уровнем инвестиций в данную сферу образовательных услуг. Сегодня очевидно, что система существует и развивается за счет диверсификации финансовых вложений, в которые включены грантовые средства, средства из бюджетных источников, негосударственных структур, Фонда занятости населения, предпринимателей.
3. Исключительная важность инвестиций в сферу подготовки специалистов малого бизнеса заключается в том, что они идут как на развитие человеческого капитала общества в целом, так и на развитие творческих способностей и профессионализма отдельного индивида, повышение его социального статуса.
4. Научные знания могут служить обществу в течение длительного периода времени, при этом время, в течение которого затраты на подготовку и квалификационный рост работников переносятся на вновь выпускаемую продукцию, определяется периодом морального старения приобретенных профессиональных знаний. Образовательный процесс предполагает овладение обучающимися постоянно обновляющейся системой знаний, что неизбежно обусловливает воспроизводство рабочей силы более высокого квалификационного уровня.
5. Устойчивая тенденция к сокращению среднего цикла обновления технологических процессов, необходимость постоянного обеспечения конкурентоспособности изделий на мировом и внутреннем рынках делают необходимой интенсификацию интеллектуальной подготовки работников, повышение доли их творческих функций, способности оперативно применять на практике инновационные технологии.
Список литературы
1. Вандышев, В. А. Подготовка кадров для инфраструктур поддержки малого бизнеса / В. А. Вандышев // Механизмы развития малого предпринимательства в России : аналитический сборник. - М. : Академия менеджмента и рынка, 2002. -С. 8.
2. Положение о финансировании мероприятий по содействию занятости населения (приказ Минтруда России от 25.03.02 г. № 57). - М., 2002. - С. 5.
3. Переводчиков, С. В. Анализ способов поддержки и методических подходов к определению малого предпринимательства в России и в других странах / С. В. Переводчиков, А. М. Слепокоров // Экономический анализ: теория и практика. - 2003. - № 10. - С. 190.
4. Рутковская, И. Б. Начальная подготовка предпринимателей / И. Б. Рутковская // Механизмы развития малого предпринимательства в России : аналитический сборник. - М. : Академия менеджмента и рынка, 2002. - С. 18.