Научная статья на тему 'О реализации наследниками некоторых личных неимущественных прав автора'

О реализации наследниками некоторых личных неимущественных прав автора Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
755
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНЫЕ ПРАВА АВТОРА / НАСЛЕДОВАНИЕ / ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ / ОБНАРОДОВАНИЕ И ОТЗЫВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / PERSONAL AUTHOR'S RIGHTS / PUBLICATION AND REFERENCE OF AUTHOR'S WORK / SUCCESSION / RIGHT TO INVIOLABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рябцева Ирина Борисовна

Посвящена исследованию проблемы допустимости осуществления наследниками и иными обладателями исключительного права в отношении произведения некоторых личных неимущественных прав автора: права на обнародование произведения, на его отзыв и неприкосновенность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION BY HEIR SAME PERSONAL AUTHOR'S RIGHTS

This article is about problem of realization by heir same personal author's rights: right to inviolability, publication and reference of author's work.

Текст научной работы на тему «О реализации наследниками некоторых личных неимущественных прав автора»

ПРАВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

УДК 347.65/.68(47) И.Б. РЯБЦЕВА

ББК 67.404.4(2) аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]

О РЕАЛИЗАЦИИ НАСЛЕДНИКАМИ НЕКОТОРЫХ ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ АВТОРА

Посвящена исследованию проблемы допустимости осуществления наследниками и иными обладателями исключительного права в отношении произведения некоторых личных неимущественных прав автора: права на обнародование произведения, на его отзыв и неприкосновенность.

Ключевые слова: личные права автора, наследование, право на неприкосновенность, обнародование и отзыв произведения.

Вступившая в действие 1 января 2008 г. ч. IV Гражданского кодекса РФ привнесла множество новелл в правовое регулирование вопросов, связанных с реализацией прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Претерпели изменение многие нормы авторского права, но вместе с тем остались в законодательстве и пробелы, требующие скорейшего правового восполнения. Наша задача заключается в анализе возможности реализации наследниками автора прав на обнародование и на отзыв произведения, а также в анализе сложившегося правового регулирования отношений по осуществлению наследниками автора (равно как и иными обладателями исключительного права на произведение) права на неприкосновенность произведения, вызвавшего дискуссии в научной среде.

Как право на обнародование произведения, так и право на его неприкосновенность не относятся, в соответствии с п. 2 ст. 1255 ГК РФ, к числу так называемых исключительных прав, т.е. прав, для которых законом предусмотрена возможность их отчуждения или предоставления другим лицам. При жизни автора рассматриваемые права, действительно, являются неотчуждаемыми и непередаваемыми никаким иным образом. Обратим же внимание на судьбу указанных

прав, а также права на отзыв произведения после смерти автора.

Пункт 3 ст. 1268 ГК РФ устанавливает, что произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т.п.). Из буквальной формулировки данной нормы можно заключить, что право на обнародование произведения не переходит по наследству, а следует судьбе исключительного права1. Действительно, лицом, обладающим исключительным правом на произведение, может оказаться не обязательно наследник автора, но и постороннее лицо, которому исключительное право было отчуждено автором при жизни.

Существующее правовое регулирование перехода права на обнародование произведения после смерти автора обусловлено его спецификой, а именно тесной связью с исключительным имущественным правом. Ведь в содержание права на обнародование произведения входят имущественные правомочия на использование произведения и извлечение связанных с этим имущественных выгод2. Справедливо и мнение о том, что, несмотря на наличие в данном праве

© И.Б. Рябцева, 2008

довольно значительного личного элемента, отдельно от имущественного права на использование произведения оно не может быть реализовано3.

Очевидно, что создание автором произведения должно предполагать его желание донести до зрителя, слушателя, читателя смысл, вложенный в творение. Предоставление наследнику права на обнародование произведения призвано воплотить в жизнь предполагаемую волю автора-наследодате-ля. Если же по каким-либо причинам автор сочтет нежелательным или невозможным доведение своего произведения до суда публики, то нет препятствий к выражению им соответствующего намерения. В последнем случае, в соответствии с п. 3 ст. 1268 ГК РФ, обнародование произведения наследниками будет запрещено.

С правом на обнародование произведения тесно связано право на его отзыв, в соответствии с которым автор может отказаться от принятого ранее решения об обнародовании произведения при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков (первый абзац ст. 1269 ГК РФ).

Закон не дает прямого ответа на вопрос о возможности перехода по наследству права на отзыв произведения. Нет определенности по этому вопросу и в доктрине. Одни из исследователей считают необходимым включение этого права в наследственную массу4, другие полагают, что право на отзыв произведения должно прекращаться со смертью автора5.

Не вызывает сомнений тот факт, что если автором при жизни было реализовано право на обнародование, то наследники не могут реализовать право на отзыв. Иное положение дел означало бы искажение воли автора, осуществившего право на обнародование произведения. Но представляется, что и в случае обнародования произведения наследниками предоставление им права на отзыв противоречило бы воле умершего автора, поскольку реализация права на отзыв влечет те же последствия, что и необнародование произведения. При наличии у автора желания не делать произведение общедоступным

ему ничего не препятствовало бы для выражения этого желания. А поскольку оно выражено не было, логично предположить его отсутствие.

Кроме того, несмотря на отсутствие в законе характеристики права на отзыв, его нельзя отнести к имущественным правам. Это право неимущественное, а значит, в силу данных, приведенных в третьем абзаце ст. 1112 ГК РФ, оно не может быть объектом наследственного правопреемства.

Содержание права на неприкосновенность произведения раскрывается в первом абзаце п. 1 ст. 1266 ГК РФ, в соответствии с чем не допускается без согласия автора внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

Согласно сведениям, приведенным во втором абзаце п. 1 ст. 1266 ГК РФ, при использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что это не искажает замысел автора, не нарушает целостность восприятия произведения и не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

Право на неприкосновенность произведения, равно как и право на его обнародование, безоговорочно отнесены к разряду личных неимущественных прав одним из разработчиков ч. IV ГК РФ О.Ю. Шилохвостом, из чего названный автор делает обоснованный вывод о невозможности наследования данных прав в силу их неотчуждаемости и непе-редаваемости и говорит об их защите после смерти автора произведения6.

С приведенным мнением нельзя не согласиться. Однако следует ли в данном случае замещать защиту неприкосновенности произведения предоставлением наследникам права вмешиваться в авторский замысел? Непонятно, каким образом, нарушая авторскую целостность произведения, можно защитить его неприкосновенность.

Под правом на защиту в науке понимается предоставленная управомоченному лицу

И.Б. РЯБЦЕВА

возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права7. Таким образом, правом на защиту неприкосновенности произведения следует считать предоставленную наследникам возможность не допускать и пресекать правовыми средствами действия третьих лиц, направленные на нарушение целостности произведения.

В связи со сказанным следует отметить, что изменение, дополнение и даже сокращение произведения являются творческим процессом, осуществляться который должен только самим автором произведения. Изменение и сокращение произведения без согласия самого автора абсурдны.

Возможно, смерть автора будет внезапной, в связи с чем завещание или иное письменное выражение воли автора, запрещающее внесение в его произведение изменений, дополнений и сокращений, будет отсутствовать. Однако отсутствие такого запрета вовсе не будет означать согласие автора на совершение подобных действий.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 1229 ГК РФ, отсутствие запрета правообладателя на использование результата интеллектуальной деятельности не считается согласием на это (разрешением). Если недопустимым без согласия автора считается использование произведения, что не может нанести вреда его содержанию, то непонятно, каким образом законодатель счел возможным изменение произведения при отсутствии прямо выраженного согласия на это автора.

Следует отметить, что правом разрешать внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений при условии сохранения авторского замысла, целостности восприятия произведения и отсутствии запрета автора на совершение таких действий, на основании п. 3 ст. 1338 ГК РФ, наделяется публикатор.

Фигура публикатора является новой для российского гражданского законодательства. В соответствии с п. 1 ст. 1337 ГК РФ, им признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном досто-

янии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Право публикатора разрешать внесение изменений, сокращений и дополнений распространяется на вышеназванные произведения и сохраняется в течение срока действия его исключительного права, т.е. в течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом обнародования. Данное право переходит к лицам, которым передается исключительное право публикатора (п. 3 ст. 1338 ГК РФ). Таким образом, право вносить изменения, дополнения и сокращения в произведение может получить любое (п. 3 ст. 1282 ГК РФ) постороннее лицо, не внесшее никакого творческого вклада в создание произведения.

Как видно из содержания второго абзаца п. 1 ст. 1266 и п. 3 ст. 1338 ГК РФ, переход права на неприкосновенность произведения привязан законодателем к переходу исключительных прав на произведение. Между тем еще Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений было предусмотрено, что, независимо от имущественных прав автора и даже при уступке этих прав, он имеет право противодействовать всякому извращению или иному изменению произведения. Данные права сохраняют силу после смерти автора, по крайней мере до прекращения срока действия его имущественных прав8.

Думается, что, как уже было отмечено, недопустимым должно предполагаться внесение в произведение без определенно выраженного согласия автора любых изменений, дополнений и сокращений, так как каждое из них не может не оказать влияния на «замысел автора и целостность восприятия произведения».

Необходимо помнить, что для всех желающих лиц п. 1 ст. 1260 ГК РФ предусматривает возможность создания на основе существующего произведения производного, которое будет являться новым объектом авторского права (п. 4 ст. 1260 ГК РФ). Исходное произведение при этом сохранится в неизменном виде.

Все изложенное позволяет сделать вывод о необоснованности закрепления законом возможности перехода к обладателям исключительных прав на произведение

(в подавляющем большинстве случаев такими обладателями становятся наследники) права на отзыв произведения и на его неприкосновенность, поскольку данные права имеют нематериальный характер и не подлежат оценке в денежном выражении, а значит, являются личными неимущественными правами.

Примечания

1 Блинков О.Е. Новый российский правопорядок в сфере наследования авторских и смежных прав // Наследственное право. 2008. № 1. С. 9.

2 Елисеев И.В., Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Ч. 3. М., 2005. С. 11.

3 Гаврилов Э.П. Наследование интеллектуальных прав // Патенты и лицензии. 2008. № 4. С. 32.

4 Моргунова Е. Авторские правомочия: теория и практика // Интеллектуальная собственность. 2002. № 5. С. 23-31.

5 Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторских правах. М., 1996. С. 127; Мирошникова М.А. Сингулярное правопреемство в авторских правах. СПб., 2005. С. 78.

6 Шилохвост О.Ю. Наследование прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации // Патенты и лицензии. 2008. № 1. С. 29-30.

7 Гражданское право: учеб. / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 3-е изд., перераб. и доп. Ч. 1. М., 1998. С. 208. В.С. Ем дает аналогичное определение права на защиту (Гражданское право: учеб. / под ред. Е.А. Суханова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000. Т. 1. С. 409).

8 Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сент. 1886 г. (в ред. от 28 сент. 1979 г.). Ст. 6 bis. Пп. 1 и 2 // Бюллетень международных договоров. 2003. № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.