Правовой статус наследников авторских прав
К.Ю. Рождественская
Вопрос об определении правого статуса лиц, к которым либо в силу завещания, либо на основании закона перешло исключительное право в порядке наследования, является предметом дискуссии. Необходимо исходить из того, что наследники, в отличие от авторов, являются субъектами нетворческого характера, то есть лицами, которые получили право использовать произведение не в силу вложения своего творческого труда, а в результате того, что это право к ним перешло на основании наследования. Однако Часть 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации не делает различий между правовым статусом лица, получившего право на использование произведения в порядке наследования (наследником), и правовым статусом лица, которое приобрело право использовать произведение в силу, например, договора об отчуждении прав на произведение или закона — правообладателем.
Тем не менее, согласно статье 1116 Гражданского кодекса, наследниками по закону могут быть только физические лица, а вот к наследованию по завещанию могут призываться также указанные в нем юридические лица, существующие на день открытия наследства. Указанная формулировка означает, что право на использование произведения может перейти и к юридическому лицу, если таковое автор укажет в завещании.
Интересно отметить, что статья 1151 Гражданского кодекса, в которой указано, что в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным, то есть переходит к государству, в отношении объектов авторского права не применяется.
В данной ситуации законодатель применил специальную норму, которая содержится в части 2 статьи 1283: в случае отсутствия наследников исключительное право на произведение переходит в общественное достояние. Переход произведения в общественное достояние в соответствии со статьей 1282 Гражданского кодекса РФ означает, что данное произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле авто-
ра, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т.п.).
Указанная позиция разделяется и в научной литературе. Так, следует согласиться с авторами учебника «Гражданское право» под ред. Е.А. Суханова, в котором указывается, что «участие федерального государства как самостоятельного субъекта гражданских правоотношений, возникающих в данной сфере, носит исключительный характер, обусловленный особой общественной (публичной) значимостью использования некоторых охраняемых объектов. По общему правилу государство не становится и не может становиться субъектом не только авторских и изобретательских (патентных), но даже и других «промышленных прав», например на товарный знак или знак обслуживания»1. Тем самым переход исключительного права на произведение в общественное достояние в случае отсутствия наследников стимулирует развитие науки, литературы и искусства.
Тем не менее следует согласиться с мнением многих авторов, которые отмечают, что положение части 2 статьи 1283 Гражданского кодекса входит в противоречие с положением части 2 статьи 1151 Гражданского кодекса, в которой говорится о том, что любое имущество и имущественные права при отсутствии наследников или отказа наследников переходят государству и в данной норме отсутствует формулировка «если иное не предусмотрено законом»2.
Необходимо отметить, что в отличие от положений Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» действующее законодательство не говорит о переходе имущественных прав автора в порядке наследования, заменяя эту норму на формулировку, согласно которой «Исключительное право на произведение переходит по наследству» (статья 1283 Гражданского кодекса РФ). Переход исключительного права к наследнику означает, что в отношении последнего начинает действовать статья 1270 Гражданского кодекса, которая указывает, что правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 статьи 1270. Это означает, что к наследникам автора переходят право на перевод, переработку, практическую реализацию произведения, сообщение по кабелю или в эфир, публичное исполнение произведения, прокат, импорт, публичный показ, распространение произведения или его оригиналов. Положения части 1 статьи 1270 Гражданского кодекса РФ также предусматривает правило, согласно которому «правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение». Это же правомочие переходит и к наследникам, которые, приобретая право на использование произведения, согласно терминологии Гражданского кодекса РФ, получают статус правообладателя.
Следует также отметить, что отдельно понятие «наследник» в авторском праве не используется. Согласно терминологии, используемой Гражданским кодексом, понятие «правообладатель» включает в себя понятие «наследник». Однако, по нашему мнению, объем правомочий наследника и правообладателя
1 «Гражданское право» под ред. Е.А. Суханова в 2 т. Т. 1. М.: БЕК, 2000. С. 290.
2 См. Комментарий к части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный) (Гаврилов Э.П., Еременко В.И.) («Экзамен», 2009). Цитируется по системе КонсультантПлюс, с. 108.
не всегда может быть одинаковым. Часть 2 статьи 1268 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.
Таким образом, приобретатель прав, получивший права, например, на литературное произведение по договору об отчуждении исключительных прав автоматически получает право на обнародование произведения. В то же время, согласно части 3 статьи 1268 Гражданского кодекса РФ «произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т.п.)». Такое законодательное положение означает, что лицо, получившее исключительное право на необнародованное произведение, может не обладать правом на его обнародование, если воля автора произведения была письменно зафиксирована и из нее явным образом понятно, что автор возражал против обнародования своего произведения.
В связи с этим следует не согласиться с мнением, изложенным в научной литературе, согласно которому «правовой режим исключительных прав наследников тождественен режиму прав автора...»3. Как уже отмечалось нами выше, если произведение не было обнародовано при жизни автора и содержится прямой запрет на обнародование такого произведения, то наследник, формально получивший исключительные права на такое произведение не может большинство из них использовать. Исключением из этого правила, скорее всего, станет право на перевод, поскольку сам наследник как лицо, правомерно обладающее правами на объект авторского права, может самостоятельно осуществить перевод и переработку произведения без его обнародования. Поэтому в данном вопросе полагаем, что в законодательстве содержится некая неопределенность. С одной стороны, наследник является лицом, к которому перешли все исключительные права. С другой — наследник не может их использовать, поскольку практически любое использование исключительных прав, например право на воспроизведение или публичное исполнение произведения, в любом случае приведет к нарушению запрета автора как творческого субъекта на обнародование произведения. То есть, если автор потенциальному наследнику передаст исключительные права на необнародованное произведение по договору об отчуждении исключительных прав, к последнему перейдет право на обнародование этого произведения, а соответственно, и возможность реализовать свои исключительные права на произведение. В то время как если это же лицо получит исключительные права на необнародованное произведение в порядке наследования, то наследник фактически не сможет воспользоваться исключительными правами на произведение, поскольку любое их использование приведет к нарушению воли автора на запрет, касающийся обнародования произведения.
3 Блинков О.Е. О наследстве и наследовании авторов. Бюллетень нотариальной практики. 2009, № 4.
Говоря также о разном статусе правообладателя и наследника, необходимо отметить, что, согласно части 2 статьи 1267 Гражданского кодекса РФ, автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (статья 1134), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абзац второй пункта 1 статьи 1266) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.
При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами. Таким образом, наследники в силу перехода прав на произведение в порядке наследования, а также своего правового статуса приобретают право осуществлять охрану личных неимущественных прав автора. Правообладатель, получающий, в отличие от наследников, исключительные права на произведения, в большинстве случаев таких прав не получает. Напротив, может сложиться ситуация, когда автор при жизни передал третьему лицу исключительные права на использование произведения по договору об отчуждении таких прав, а в свою очередь, после смерти автора личные неимущественные права относительно, например, охраны авторства, имени автора, перешли к наследникам данного автора. Таким образом, из всего указанного выше мы можем сделать вывод, что правовой статус наследника и правообладателя неодинаков, и это разница заключается в объеме полномочий, который, по нашему мнению, исходя из норм действующего законодательства, у правообладателя получается несколько шире, чем у наследника автора.
Отмечая вопрос, связанный с правомочием автора возложить охрану своих личных неимущественных прав на другое лицо, следует обратить внимание на следующий момент. Может ли быть коммерческая или некоммерческая организация лицом, на которое автором возложена обязанность по охране своих неимущественных прав? Действительно, абзац 1 части 2 статьи 1267 Гражданского кодекса РФ говорит нам о том, что «автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (ст. 1134 ГК РФ), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти». Однако, по нашему мнению, данную норму целесообразно трактовать в совокупности с положениями статьи 1134 Гражданского кодекса РФ, в которой прямо указано, что «завещатель может поручить исполнение завещания указанному им в завещании гражданину-душеприказ-чику (исполнителю завещания) независимо от того, является ли этот гражданин наследником».
На этом основании мы можем сделать вывод о том, что лицом, на которое автором возлагается обязанность исполнить завещание в части охраны личных неимущественных прав, может быть только гражданин. Эта же позиция подтверждается в абзаце 1 части 2 статьи 1267 Гражданского кодекса РФ, где указано, что «это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно». Очевидно, что пожизненно свои полномочия может осуществлять только физическое лицо. Тем не менее, по нашему мнению, следует не согласиться с суждением законодателя в данном вопросе. Статья 150 Гражданского кодекса не препятствует
возложению защиты личных неимущественных прав не только на наследников, но и на других лиц, если такая возможность установлена законом.
Действительно, в случае нарушения, например, таких нематериальных благ, как доброе имя, честь и достоинство, в их защите прежде всего заинтересованы наследники и родственники. Однако совершенно очевидно, что относительно автора риск нарушение его личных неимущественных прав, связанных с произведением, гораздо более велик, чем нарушение иных его личных прав. Понятно, что правообладатель, например издательство, получившее исключительное право на литературное произведение по договору об отчуждении прав, также, наряду с наследниками, будет заинтересован в скорейшей защите права авторства относительно литературного произведения. Тем не менее часть 2 статьи 1267 Гражданского кодекса РФ указывает, что другие заинтересованные лица, а в нашем случае это правообладатель, могут осуществлять защиту личных неимущественных прав, только если автор не возложил охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абзац второй пункта 1 статьи 1266) после своей смерти на своего душеприказчика.
При рассмотрении данного вопроса также важно отметить, что правовой статус наследников, к которым перешли исключительные права на использование произведения от автора и просто от правообладателя, также может быть неодинаков. В частности, если, например, речь идет о необнародованном произведении, то наследники правообладателя могут получить большие по объему права в силу положений Гражданского Кодекса РФ, в котором указано, что если автор передал по договору об отчуждении права на необнародованное произведение, то самим фактом подписания такого договора и предоставления исключительных прав автор дал согласие правообладателю на обнародование произведения.
Однако в обычных случаях, когда речь идет об обнародованных произведениях, права наследников, получивших исключительные права от автора, совпадают с объемом прав наследников, получивших исключительные права от правообладателя.
Может возникнуть ситуация, когда наследники автора, передавшего исключительное право правообладателя, будут иметь одинаковые правомочия с наследниками этого самого правообладателя. Следует согласиться с мнением, выражаемым в научной литературе по данному вопросу: «Личные неимущественные права автора тесно связаны с его личностью и, как правило, не способны по самой своей природе переходить к другим лицам (п. 1 ст. 150 ГК РФ). В статье 1265 ГК РФ подчеркивается, что личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения. Эта особенность также нашла отражение в ч. 3 ст. 1112 ГК РФ, которая прямо устанавливает, что личные неимущественные права и другие нематериальные блага не входят в состав наследства.
Вместе с тем в п. 1 ст. 150 ГК РФ уточняется, что «в случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться
другими лицами, в том числе наследниками правообладателя». Это положение фактически содержит ограничение общего правила о неотчуждаемости и непе-редаваемости личных неимущественных прав и, следовательно, требует, чтобы случаи и порядок такого их осуществления были урегулированы законом.
Таким образом, по наследству не переходят такие личные неимущественные права, как право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора. Однако наследники вправе осуществлять защиту этих прав, причем данные правомочия наследников сроком не ограничиваются (п. 1 ст. 1267 ГК РФ)»4.
4 Невская М.А., Сухарев Е.Е., Тарасова Е.Н. Авторское право в издательском бизнесе и СМИ. Практическое пособие. С. 67. Цитируется по системе Консультант Плюс.