О РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗЕ МВД РОССИИ
ABOUT REALISATION OF COMPETENCY BUILDING APPROACH IN TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES IN HIGH SCHOOL OF THE
MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Л.С. КРАВЧУК,
доцент
(Белгородский юридический институт МВД России)
Аннотация: в статье рассматриваются пути решения задач подготовки современных кадров в вузах МВД России, требующих создания системы совершенствования иноязычной подготовки специалиста, при которой владение иностранным языком как средством меж-культурного и профессионально-делового общения становится обязательным компонентом профессиональной квалификации и компетенции.
Ключевые слова: компетентность, компетентностный подход, модернизация образовательного процесса, профессиональная культура, полицейское взаимодействие.
L.S. Kravchuk, HoD of foreign languages, the senior lecturer. The Belgorod law institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (BLI of the Ministry of Internal Affairs of Russia) Belgorod
Abstract: the article deals with ways of the decision of tasks of training of modern staff in high schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia demanding creation of the system of enhancement of training specialists with knowledge of foreign languages, at which foreign language skills as means of intercultural and professional-functional communication become an obligatory component of professional qualification and the competence.
Keywords: competence, the competency building approach, modernisation of educational process, professional culture, police interaction.
Современные задачи образовательной системы в высшей школе предполагают поиск новых резервов модернизации процессов обучения иностранным языкам. Представленные в третьей версии Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования положения ориентируют вузы на новую парадигму иноязычного образования: иностранный язык становится инструментом формирования и совершенствования профессиональных компетенций, средством использования информационного пространства, осуществления профессионального взаимодействия.
В связи с этим значительно возрастает роль иностранного языка при подготовке
специалистов в вузе. Вузовский курс иностранного языка носит коммуникативно-прагматический и профессионально-ориентированный характер. В вузе МВД России ставятся задачи не только освоения будущими сотрудниками правоохранительных органов навыков общения на иностранном языке, но и приобретения ими специальных знаний по выбранной специальности, то есть повышение их профессиональной компетентности. Изучение иностранного языка призвано также расширять общий кругозор, развивать культуру общения, мышления обучающихся, межкультурную компетенцию на базе усвоения специальной терминологии и интернациональной лексики. В условиях возрастания требований к сотруднику органов внутренних
дел, его способности и готовности к самостоятельным действиям при решении актуальных профессиональных задач, умению предвидеть возможные изменения, мыслить и действовать на опережение, цели профессионального образования не сводятся к подготовке узких специалистов для конкретной области деятельности. Цель и главная задача преподавания иностранного языка - способствовать подготовке специалистов, отвечающих требованиям современного общества, высококультурных, активных, творческих. Освоение иностранного языка является действенным средством формирования личности обучающегося, отражается на характере и свойствах профессиональной активности, когда социально обусловленные действия и поступки становятся осознанными с позиций норм и ценностей родной социолингвальной парадигмы и парадигмы иноязычной.
Общая цель овладения иностранным языком будущими полицейскими заключается в формировании зрелой гражданской личности, обладающей системой ценностей, взглядов, представлений и установок, отражающих общие концепты российской культуры, и отвечающей вызовам современного общества в условиях конкуренции на рынке труда [5, с.8].
В рамках указанной общей цели приоритетными являются такие качества офицера полиции, как: способность осуществлять межкультурные контакты в профессиональных целях, стремление к самосовершенствованию в постоянно меняющемся многоязычном и поликультурном мире, мобильность и гибкость в решении задач профессионального и научного плана, потребность в самообразовании [5, с.9]. К общей цели изучения дисциплины относится развитие у обучающихся инструментальной компетенции (коммуникативной, лингвистической, социокультурной), позволяющей использовать иностранный язык практически как в профессиональной деятельности, так и в целях самообразования; формирование уважительного отношения к духовным и материальным ценностям других стран и народов, развитие познавательной активности, критического мышления, памяти, внимания, языковой догадки, умений и навыков самостоятельной работы путем постановки коммуникативных задач и работы над выполнением различного рода ситуативных проблем, стимулирующих речевую деятельность и развивающих речевую толерантность обучающихся [5, с.2].
Иноязычное образование становится в настоящее время одним из базовых компонентов в структуре компетентностной модели подготовки специалиста. В современных условиях знание иностранного языка рассматривается как важный компонент общей профессиональной культуры специалистов. Такие явления современного мира, как интернационализация права, борьба с терроризмом, иными видами международной преступности делают необходимыми совместные и согласованные действия представителей правоохранительных органов разных стран. Это невозможно без владения иностранным языком в области профессиональной деятельности и наличия определенных профессионально ориентированных социокультурных знаний. Владение иностранным языком дает возможность будущему офицеру полиции знакомиться с зарубежным опытом работы в правоохранительной деятельности, узнавать о достижениях юриспруденции в зарубежных странах, открывает путь к самосовершенствованию, расширяет возможности профессионального роста. Иностранный язык является эффективным средством формирования личности современного специалиста в качестве носителя культуры собственной страны, образца толерантного отношения к другим народам и примера исследователя в своей профессиональной области с учетом мировых достижений.
Иностранный язык обладает богатым набором методических средств, которые способствуют формированию общеинтеллектуальных умений и навыков, необходимых курсанту в его будущей профессиональной деятельности: аналитико-синтетические навыки, развитие умений логических умозаключений на основе таких мыслительных операций, как индукция и дедукция, способность к моделированию и прогнозированию, то есть умений, определяющих творческую активность специалиста.
Для иностранного языка как учебной дисциплины, наряду с традиционными функциями - формирование межкультурной компетенции, повышение уровня культуры в целом и культуры умственного труда в частности, развитие творческих способностей обучающихся, первостепенное значение приобретает функция иностранного языка как средства формирования профессиональной направленности, то есть интереса к будущей профессии и стремления получить специальные знания по возможно большему
числу коммуникативных каналов, одним из которых становится владение иностранными языками, обеспечивающее возможность знакомства с достижениями в профессиональной области за рубежом.
Анализ составляющих профессиональной компетенции сотрудника ОВД, направленной на определение роли иностранного языка в процессе формирования у обучающихся в вузах МВД России профессионально значимых навыков и умений, позволяет заключить, что данный предмет находится в сфере инструментальной компетенции, поскольку, выступая дополнительным инструментом познания, способствует оптимизации профессиональной деятельности специалиста. Это обусловило необходимость логично встроить обучение иностранному языку в систему создания профессиональной компетенции [4, с.2].
Инструментальная компетенция включает в себя коммуникативную, лингводидактическую и социокультурную ее разновидности. Формирование вышеназванных видов компетенций есть непосредственная задача обучения иностранному языку в вузе.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Иностранный язык», разработанная авторским коллективом кафедры иностранных языков, соответствует современной образовательной парадигме, ориентированной на внедрение в учебный процесс инновационных подходов. В этой связи в ней представлены параметры образовательного контекста, которые учитывают последние тенденции в развитии методики.
Программа основывается на компетент-ностном подходе, суть которого сводится к следующим положениям: ориентация на результативную составляющую учебного процесса; описание совокупности компетенций, обеспечивающих успешное межкультурное профессиональное общение; формирование компетенций, релевантных для общения в условиях реальной коммуникации; соотнесенность коммуникативных умений с общепризнанными уровнями владения иностранным языком; соответствие содержания обучения образовательной траектории; соучастие преподавателей и обучающихся в планировании и оценке достигнутых результатов; делегирование обучающимся задач организации самостоятельной учебной деятельности [5, с.5].
Программа обеспечит реализацию компе-тентностного подхода, так как она базируется на следующих принципах: личностная ори-
ентация процесса преподавания и изучения иностранного языка; аутентичность используемых учебных материалов (аудитивных, визуальных, графических); направленность на формирование коммуникативных умений, релевантных для понимания инокуль-турного дискурса (при слушании/чтении) и самостоятельного порождения иноязычного дискурса (в ходе устного и письменного общения); опора на самостоятельность и ответственность обучающихся; использование в учебном процессе рефлексии и самооценки, способствующих развитию автономности обучающихся; интегративность овладения речевыми умениями и речевыми средствами; включение элементов профессионализации в курс овладения иноязычным межкультурным общением; учет междисциплинарных связей при отборе компонентов содержания обучения.
Дидактическая категория «содержание обучения» иностранному языку должна отражать современную модель обучения, которая рассматривается как творческий процесс взаимосвязанного коммуникативного, социокультурного и когнитивного развития обучающихся. Содержание обучения отражает деятельность преподавателя, учебную деятельность студентов и методическое обеспечение учебного процесса, т.е. учебный материал, включающий в себя предметные и процессуальные аспекты, а также процесс их усвоения [1].
Инновации в данной программе распространяются на целевой, структурно-содержательный, организационно-технологический и оценочно-контрольный аспекты, что в полной мере соответствует расстановке акцентов в последнем поколении Государственного образовательного стандарта. Программа направлена на формирование у обучающихся: ответственности за ход и результаты овладения иностранным языком; сознательности в организации собственной учебной деятельности; самостоятельности и креативности при выполнении заданий; активного участия в определении динамики своих достижений.
Общепрофессиональная ориентация курса овладения иностранным языком позволяет отнести его к интегративной модели, предполагающей использование средств иностранного языка для овладения профессионально значимыми элементами предметного содержания, свойственного другим дисциплинам. В этом смысле Программа направлена на реализацию междисциплинарных связей, что
создает дополнительную мотивацию в ходе изучения иностранного языка.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в части общения на иностранном языке:
- способности понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии;
- способности уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия;
- способности ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач;
- способности понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета;
- способности проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры;
- способности к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этно-культурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности;
- способности к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору
путей их решения;
- способности креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные, организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность;
- способности анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности;
- способности осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии;
- способности к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков;
- способности работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы, средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации - в части изучения иностранного языка.
Иностранный язык призван служить инструментом формирования следующей профессиональной компетенции полицейских: способности уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав.
Литература
1. Гез Н.И., Фролова Г.М. История зарубежной методики преподавания иностранных языков. - М.: Академия, 2008.
2. Коряковцева Н.Ф. Европейский языковой портфель для России - новая образовательная технология в области обучения иностранным языкам: Учебное пособие по курсу «Теория обучения иностранным языкам». - М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2009.
3. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Департамент по языковой политике. - Страсбург, 2001.
4. Примерная программа Иностранный язык (Разработчик заведующая кафедрой иностранных языков Московского университета МВД России к.ю.н., профессор Горшенева И.А.).
- М.: МВД России, 2011.
5. Примерная программа по дисциплине «Иностранный язык» для подготовки бакалавров (неязыковые вузы). - М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2011.
6. Чанышева Г. О коммуникативной компетентности // Высшее образование в России. 2005. №2.
7. Birkenstock W. Der Lernende ist ein aktiver Partner fuer Wissensbetrieb selbst verantwortlich. Polizei heute. 2006. №1.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОКОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
THE IT IMPLEMENTATION IN TEACHING «CONCEPTS OF CONTEMPORARY NATURAL
SCIENCE»
В.А. ДОЛИН,
кандидат философских наук (Белгородский юридический институт МВД России)
Аннотация: статья посвящена описанию методики применения информационно-компьютерных технологий в преподавании дисциплины «Концепции современного естествознания» в вузе МВД России.
Ключевые слова: лекция, технические средства обучения, информационно-компьютерные технологии, наглядность, словесные методы обучения, слайды, презентации Microsoft Power Point.
V.A. Dolin, PhD, Humanitarian, Social and Economic Sciens, Lecturer, Belgorod Law Enforcement Institute of the Ministry of the Interior of Russia
Abstract: the article deals with a description of methodology of the IT implementation in Teaching «Concepts of Contemporary Natural Science» at a Higher education establishment of the Ministry of the Interior of Russia.
Key words: lection, technical means of education, IT, visual means, verbal methods of training, slides, Microsoft Power Point presentations.
Современное российское общество по своим параметрам приближается к информационному, что требует и изменения педагогического мышления [1]. Информатизация становится одной из тенденций развития современного вуза (наряду с гуманитаризацией и фундаментализацией) [2].
Цель нашей статьи - изложить и обосновать собственную методику использования технических средств обучения при проведении занятий по дисциплине «Концепции современного естествознания». Речь пойдет преимущественно о лекциях, на которых мы систематически используем информационно-
компьютерные технологии преподавания.
Но прежде следует уточнить нашу позицию относительно словесного метода проведения лекций. Мы не являемся его радикальными противниками. Никакая техника не заменит живое слово лектора как знатока в своей области знания, готового и умеющего доносить обучаемым нужную информацию и убеждать их в правильности собственной мировоззренческой позиции. Но есть, как минимум, две причины низкой эффективности исключительно словесных методов изложения лекций.
Первая причина связана с нарушением