УДК 331.45
В.С. Сердюк, V.S. Serduk
И.В. Ушаков, I.V. Ushakov, e-mail: uschacoviv@yandex.ru
Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия
Omsk State Technical University, Omsk, Russia
О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УРОВНЮ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
IMPLEMENTATION OF STATE REQUIREMENTS FOR THE LEVEL OF COMPETENCE OF EXPERTS ON LABOUR PROTECTION
труда.
Статья посвящена новым квалификационным требованиям, предъявляемым специалистам по охране
The article is devoted to new qualification requirements to the specialists on labour protection.
Ключевые слова: компетентность, специалист по охране труда
The article is devoted to new qualification requirements to the specialists on labour protection.
Key words: competence, specialist on the labor protection
С 1 июля 2013 года вступили в силу изменения в раздел I «Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях» Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, подготовленные Минздравсоцразвития России. Поправки касаются специалистов, которые отвечают за вопросы охраны труда (ОТ) в организации. Вместо должности «Начальник отдела охраны труда» вводится должность «Руководитель службы охраны труда». Скорректирована квалификационная характеристика должности «Специалист по охране труда».
Руководитель службы ОТ должен иметь высшее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование по направлению «Техносферная безопасность». Такие же требования предъявляются к специалистам по ОТ.
Виды деятельности специалистов по ОТ, связанные со знанием механизмов управления профессиональными рисками, контроля за правильностью предоставления гарантий и компенсаций работникам за вредные условия труда, потребуют их специальной подготовки по оценке и управлению профессиональными рисками и ущербами.
По мнению разработчиков квалификационной характеристики, наличие профильного образования у сотрудников, на которых возложены функции по ОТ, поможет улучшить ситуацию с обеспечением безопасности и сохранением здоровья работников [1].
Для повышения уровня компетентности специалистов по ОТ необходимо выполнение трёх условий:
1. Организацией и проведением обучения должны заниматься компетентные специалисты, имеющие профессиональное образование в области ОТ и стаж практической работы;
2. Обучение должно проводиться по программам, учитывающим специфику вида производственной деятельности предприятия;
3. В процессе обучения необходимо применять технические средства обучения и проверки знаний.
Повышение эффективности обучения по ОТ работников, как показывает многолетний опыт работы Института безопасности жизнедеятельности (ИБЖД ОмГТУ), можно обеспечить используя следующие подходы:
1. Повысить профессиональную компетентность специалистов, организующих обучение по ОТ. Этого можно достичь за счет обучения данных специалистов на 500 часовых курсах профессиональной переподготовки по программе «Техносферная безопасность: Безопасность труда».
2. Программу краткосрочных курсов по ОТ необходимо разделить на две части: «Базовая часть», которая предусматривает рассмотрение основных вопросов ОТ, свойственных для всех видов отраслей производственной деятельности, и «Специальная часть», отражающая специфические вопросы организации ОТ в соответствующих интересам слушателей отраслях экономики.
3. Для повышения информативности курсов, обучения слушателей на курсах с минимальным отрывом от производства, роста уровня мотивации слушателей к обучению - следует применять технические и программные средства обучения. Для повышения доступности образовательных услуг, сотрудниками ИБЖД ОмГТУ разработано более 100 мультимедийных обучающе-контролирующих комплексов по направлениям «Охрана труда» и «Пожарная безопасность», позволяющих провести обучение и самопроверку полученных знаний по дистанционной форме обучения без отрыва от производства.
4. Для более объективной и оперативной проверки знаний требований ОТ при проведении промежуточной и итоговой аттестации слушателей, необходимо использовать системы электронного тестирования. Они могут быть в виде электронных экзаменаторов, установленных в компьютерном классе, мобильных комплексов на базе ноутбуков или на базе системы дистанционного обучения «Прометей», позволяющей оценить знания слушателей через сеть «Интернет» [2].
Для удовлетворения потребности работодателей в квалифицированных специалистах по ОТ - выпускниках ВУЗов, потребуется еще много лет. Это связано с продолжительным 5-летним обучением и сравнительно малым, по отношению к потребности, количеством выпускников.
Наиболее перспективной, в плане быстрого массового обеспечения потребности предприятий в квалифицированных специалистах по ОТ, является профессиональная переподготовка. Преимущества профессиональной переподготовки очевидны: продолжительность обучения от 4-х месяцев; форма обучения - без отрыва от производства; стоимость профессиональной переподготовки специалиста в 4-5 раз ниже, чем стоимость подготовки специалиста с высшим образованием; после окончания обучения и защиты перед Государственной аттестационной комиссией выпускной квалификационной работы специалисту выдается диплом о профессиональной переподготовке, дающий право заниматься профессиональной деятельностью в сфере ОТ и промышленной безопасности.
Библиографический список
1. Сердюк, В. С. Государственная политика в отношении компетентности специалистов по охране труда / В. С. Сердюк, И. В. Ушаков // Динамика систем, механизмов и машин
: материалы VIII Международной научно-технической конференции / ОмГТУ. - Омск, 2012. - № 3 - С. 349.
2. Обучение по охране труда на основе информационных технологий и средств дистанционного образования // Охрана труда : информ. сборник для руководителей и специалистов. - № 4(17). - С. 61-63.