Научная статья на тему 'О развитии творческих возможностей ребенка в ранние периоды жизни'

О развитии творческих возможностей ребенка в ранние периоды жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
971
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННИЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ / EARLY PERIODS OF LIFE / РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ / DEVELOPMENT OF IMAGINATION / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY DEVELOPMENT / ВОЗРАСТНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ / "ВОЗРАСТНАЯ ОДАРЕННОСТЬ" / "AGE TALENT" / ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА / TRAINING AND EDUCATION OF THE CHILD'S PLAY ACTIVITIES / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / AESTHETIC EDUCATION / РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР / RUSSIAN FOLKLORE / ДОШКОЛЬНИКИ С ТРУДНОСТЯМИ В ПОВЕДЕНИИ И В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ / PRESCHOOL CHILDREN WITH DIFFICULTIES IN BEHAVIOR AND IN COMMUNICATION / AGE-SENSITIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чурбанова Светлана Михайловна

В статье анализируется значение ранних периодов жизни ребенка для развития воображения, появления оригинальных творческих идей, свободы самовыражения в достойных личностных поступках. С позиций Л. С. Выготского осмысливается огромное значение детства, возрастной восприимчивости в возникновении воображения и начала формирования творческих способностей через обучение и воспитание ребенка. Показана роль эстетического воспитания для полноценного становления личности, не менее ценного, чем труд и учебная деятельность детей. Автор обращается к 25-летнему опыту, накопленному в учреждении дополнительного образования «Золотой петушок», и отмечает, что талантливые педагоги активно развивают детское воображение в процессе эстетического воспитания, опираясь на различные виды и практики творческой деятельности, игру, «образцовые» формы культуры, представленные в основах традиционного русского фольклора. Отмечается также, что успешное решение задач эстетического развития дошкольников, испытывающих трудности в поведении и в сфере общения со сверстниками, стало возможным на основе творческого договора о сотрудничестве Центра эстетического воспитания детей «Золотой петушок» с кафедрой возрастной психологии МГУ имени М. В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the development of creativity in the early periods of child’s life

The article examines meaning of the early periods of child’s life for the development of imagination, original creative ideas, freedom of expression in a decent personal conduct. From the position of L.S. Vygotsky childhood importance in the occurrence of the imagination and the beginning of formation of creative abilities through training and education of the child is analyzed. The role of aesthetic education for the personality development is shown to be not less valuable than the work and training activities of children. The author refers to the 25 years of experience gained in the establishment of additional education “The Golden Cockerel”, and notes that talented teachers are actively developing children’s imagination in the process of aesthetic education, based on the different types and practices of creative activity, games, modeling forms of culture presented in the traditional Russian folklore. It is also noted that the successful solution of problems of the aesthetic development of preschool children with difficulties in behavior and in communication with peers was possible on the basis of creative cooperation between Center of Aesthetic Education of Children “The Golden Cockerel” with the Faculty of Psychology of the Lomonosov Moscow State University

Текст научной работы на тему «О развитии творческих возможностей ребенка в ранние периоды жизни»

С. М. Чурбанова

О развитии творческих возможностей ребенка в ранние периоды жизни

К 25-летию Центра эстетического воспитания детей «Золотой петушок» (г. Москва)

Чурбанова Светлана Михайловна - кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия)

В статье анализируется значение ранних периодов жизни ребенка для развития воображения, появления оригинальных творческих идей, свободы самовыражения в достойных личностных поступках. С позиций Л. С. Выготского осмысливается огромное значение детства, возрастной восприимчивости в возникновении воображения и начала формирования творческих способностей через обучение и воспитание ребенка. Показана роль эстетического воспитания для полноценного становления личности, не менее ценного, чем труд и учебная деятельность детей. Автор обращается к 25-летнему опыту, накопленному в учреждении дополнительного образования «Золотой петушок», и отмечает, что талантливые педагоги активно развивают детское воображение в процессе эстетического воспитания, опираясь на различные виды и практики творческой деятельности, игру, «образцовые» формы культуры, представленные в основах традиционного русского фольклора. Отмечается также, что успешное решение задач эстетического развития дошкольников, испытывающих трудности в поведении и в сфере общения со сверстниками, стало возможным на основе творческого договора о сотрудничестве Центра эстетического воспитания детей «Золотой петушок» с кафедрой возрастной психологии МГУ имени М. В. Ломоносова.

Ключевые слова: ранние периоды жизни, развитие воображения, развитие личности, возрастная чувствительность, «возрастная одаренность», обучение и воспитание ребенка, игровая деятельность, эстетическое воспитание, русский фольклор, дошкольники с трудностями в поведении и в сфере общения.

On the development of creativity in the early periods of child's life

Churbanova Svetlana, PhD in Psychology, Assistant Professor, Department of Developmental Psychology, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia)

The article examines meaning of the early periods of child's life for the development of imagination, original creative ideas, freedom of expression in a decent personal conduct. From the position of L.S. Vygotsky childhood importance in the occurrence of the imagination and the beginning of formation of creative abilities through training and education of the child is analyzed. The role of aesthetic education for the personality development is shown to be not less valuable than the work and training activities of children. The author refers to the 25 years of experience gained in the establishment of additional education "The Golden Cockerel", and notes that talented teachers are actively developing children's imagination in the process of aesthetic education, based on the different types and practices of creative activity, games, modeling forms of culture presented in the traditional Russian folklore. It is also noted that the successful solution of problems of the aesthetic development of preschool children with difficulties in behavior and in communication with peers was possible on the basis of creative cooperation between Center of Aesthetic Education of Children "The Golden Cockerel" with the Faculty of Psychology of the Lomonosov Moscow State University.

Keywords: early periods of life, development of imagination, personality development, age-sensitive, "age talent", training and education of the child's play activities, aesthetic education, Russian folklore, preschool children with difficulties in behavior and in communication.

После трех уже поздно...

Масару Ибука

Равнодушно проходя мимо детской фантазии, забывая, что истоки творческой личности надо искать в первых проявлениях воображения в ранние периоды жизни ребенка, взрослые упускают возможность развития этой важной человеческой психической функции в дошкольном возрасте, поэтому совершенно нелепо ждать оригинальных творческих идей и по-настоящему достойных поступков у подростков или взрослых, трудно найти пути к творческой свободе: в словах, чувствах, мыслях, самовыражении...

Благодаря воображению человек проникает сквозь завесу привычных схематических представлений, поэтому нет такой области деятельности, где этот процесс не играл бы значительной роли. Значение воображения, по мнению самого выдающегося детского психолога - Л. С. Выготского (которого называли Моцартом в психологии), - очень велико, так как «весь мир культуры, в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении»1.

Начиная с трехлетнего возраста, ребенок проявляет особый интерес к воображаемым, отсутствующим в конкретной наглядной ситуации объектам. Известно, что при построении фантастических комбинаций дети успешнее комбинируют представляемыми объектами, чем реально воспринимаемыми, что позволяет считать, что ребенок как бы обладает особым «состоянием ума», при котором реальное и воображаемое еще не вполне расчленяются. Согласно О. М. Дьяченко, к 6-7 годам складывается механизм свободного включения отраженного в образе восприятия элемента действительности в самые различные комбинации образов воображения, обнаруживая элементарные уровни проявления творческих способностей ребенка, обеспечивая появление наиболее оригинальных решений. Как отмечает З. В. Денисова, детям также свойственна многозначность толкования образов воображения, реализуемых в рисунках; одни и те же каракули представляются ребенку то «самолетом», то «Бабой Ягой», то «скачущим зайчиком» и т.д. Наблюдения показывают, что воображение свойственно

1 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1 991. С.5.

детям с выраженной целостностью восприятия. Элементы творчества при зарисовке геометрических фигур, их «опредмечивание» с последующими дополнениями и украшениями изображения встречаются преимущественно у детей с синтетическим способом рисования, т.е. при целостном воспроизведении комбинации, без четкого дифференцирования окраски, а иногда и формы ее отдельных составляющих.

Между тем, механизмы воображения ребенка не заданы изначально, а развиваются постепенно, в процессе овладения им различными видами деятельности, на что указывает Л.С. Выготский, обосновывая существование воображения как самостоятельного психического процесса, обнаруживающего четыре основные формы связи с действительностью. Обратимся к работе Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» (1930). Вот эти четыре основные формы связи воображения с действительностью:

1. Элементы, из которых строятся образы воображения, берутся из реальности, из прежнего опыта субъекта - источника новых идей. На этом этапе развития воображения опыт ребенка нуждается в расширении с помощью взрослых. Чем больше он увидел, услышал и пережил, чем больше он узнал, тем значительнее и продуктивнее будет его деятельность воображения.

2. Связь между готовым продуктом фантазии и каким-либо сложным явлением действительности. В данном случае воображение направляется чужим опытом (например, создание новой сказки с уже известными сказочными элементами). Усвоение ребенком социального опыта, который гораздо шире его индивидуального, открывает возможность выходить за пределы собственных знаний и воображать то, чего никогда не видел.

3. Эмоциональная связь между образами воображения и действительностью. Она проявляется двояко: с одной стороны, всякая эмоция стремится воплотиться в те образы и мысли, которые созвучны данному настроению; с другой стороны, воображение влияет на чувство. Вызванные путем продуктивной деятельности, положительные эмоции стимулируют рождение новых идей. Л.С. Выготский в связи с этим цитирует Т. Рибо: «...легко понять, что это явное или скрытое влияние эмоционального фактора должно способствовать возникновению группировок совершенно

неожиданных и представляет почти безграничное поприще для новых сочетаний, т.к. число образов, имеющих одинаковый аффективный отпечаток, весьма велико»2.

4. Продукты воображения представляют собой нечто существенно новое, не бывшее в социальном опыте людей. Это технические приспособления, машины, орудия. Такое «кристаллизованное» воображение, приобретя материальное воплощение, «сделавшись вещью», начинает воздействовать на действительность и перестраивает индивидуальный опыт субъекта, завершая полный круг творческой деятельности.

Положение Л. С. Выготского о связи творчества с действительностью имеет принципиальное значение для решения вопроса о развитии воображения с возрастом, позволяет критически отнестись к позициям известных зарубежных авторов, рассматривающих воображение и творчество ребенка как более богатое и оригинальное по сравнению с творчеством взрослого. Между тем, именно воображение, наряду с восприятием и образным мышлением, получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте. Отмечая огромное значение детства для формирования творческих способностей, считая, что в большей или меньшей степени они есть у всех, Л. С. Выготский указывал, что для их развития необходимо обучение и воспитание ребенка путем последовательного включения его в совместную деятельность со значимыми взрослыми, внутри которой происходит активное присвоение им различных сторон культурно-исторического опыта человечества. Так, внутри игровой деятельности, основной и высшей формы активности дошкольника, видится главный источник развития воображения, истоков творчества и нравственного поведения.

С переходом к школьному обучению свои основные функции игровая деятельность передает различным специализированным формам детского творчества, мотивируемым чаще внешкольной активностью, которую дети и подростки выполняют для собственного удовольствия и по собственному выбору, а не для того, чтобы получить отметку. Многие современные психологи пытаются по характеру внешкольной активности ребенка прогнозировать содержание его будущей реальной профессиональной деятельности или ее отсутствие. Следовательно,

2 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. С.14.

внешкольная активность детей должна быть тщательно обустроена взрослыми.

Анализируя значение различных видов деятельности для психического развития ребенка - рисования, лепки, занятий музыкой и литературой, - Л. С. Выготский приходит к выводу, что эстетическое воспитание является не менее важным и обязательным для полноценного формирования личности, чем труд и учеба.

Описывая общие закономерности процесса воображения, следует указать на развитие его внутри таких отдельных видов деятельности, как художественное и словесное творчество. Признавая важность этих видов деятельности для психического развития ребенка, исследователи обычно провозглашают единство познавательных и эмоциональных компонентов в творчестве детей (Н. А. Ветлугина, А. А. Ме-лик-Пашаев, З. Н. Новлянская, В. А. Левин и др.). Целостность этого подхода предполагает уже сравнение с высшим видом творчества, которое проявляется у взрослых и обнаруживается не только в особенностях личности творца, но и в создании нового и общественно значимого продукта. Изучение

же значения ранних периодов жизни ребенка для развития воображения, появления оригинальных творческих идей предполагает обращение к генетически исходным формам воображения, обнаруживающим себя, по словам Н. Н. Палагиной, в формах традиционной народной педагогики, искусно создающей мнимые ситуации, условные и вариативные действия, умения обыгрывать предметы, драматизацию, игровое моделирование, мнимые состязания ребенка с игрушкой или со взрослым, игровые сюжетные диалоги, употребление условных игрушек-самоделок и, наконец, ролевое поведение.

Как известно, в детской психологии большое значение придается так называемой возрастной чувствительности, когда дети становятся очень восприимчивыми к отдельным обучающим воздействиям среды. Возрастная чувствительность обнаруживается в раннем интересе ребенка к умственным нагрузкам, сосредоточению внимания, регулированию своей активности. Она наиболее ярко начинает проявляться у старших дошкольников и младших школьников, но с переходом в подростковый возраст наблюдается резкое снижение ранних достижений. Этот феномен хорошо отражен в термине «возрастная одаренность», который характеризует зависимость раннего развития интеллекта, фантазии и творчества от специфических свойств и особых возможностей детства3.

Приведенные в статье факты свидетельствуют о необходимости широкого развития сети специализированных образовательных учреждений по типу школ искусств, ориентированных на ранние периоды жизни ребенка.

Так, на протяжении 25 лет в учреждении дополнительного образования Центр эстетического воспитания «Золотой петушок» (ЦАО, Б. Харитоньевский пер., д. 10) создаются уникальные социокультурные условия, апробируются программы для всестороннего развития общих и специальных творческих способностей детей раннего возраста, дошкольников, младших школьников и подростков.

В атмосфере любви и глубокого уважения к детской личности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности подрастающего поколения, педагоги - выпускники различных вузов искусств, НИИ культурологии,

3 См.: Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. - М.: Знание, 1984. (Новое в жизни, науке, технике). Педагогика и психология.

а также психологи - выпускники факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова развивают своих питомцев по программам:

• комплексный курс эстетического развития (руководитель программы - основатель Центра «Золотой петушок», кандидат педагогических наук Е. А. Коряжкина);

• курс художественной культуры (автор программы - Б. Сафронов, член Союза художников России);

• курс подготовки к школьному обучению (авторы программы: кандидат педагогических наук А. О. Глебова, ведущий научный сотрудник, психолог-педагог И. Ю. Синицына) и др.

Общая программа комплексного курса эстетического развития объединяет через элементы устного народного творчества различные виды и практики творческой деятельности, игровое моделирование, «образцовые» формы культуры, активно развивающие детское воображение и становящиеся доступными уже в дошкольном возрасте: русский песенный фольклор, инструментальный ансамбль, хореографию народного танца, художественно-изобразительную деятельность, фольклорный театр.

За свою 25-летнюю профессионально-педагогическую деятельность по всестороннему развитию детей на образцах традиционной народной культуры Центр «Золотой петушок» был признан Российской академией повышения квалификации и переподготовки работников искусств, культуры и туризма универсальной моделью детского культурно-образовательного учреждения.

С 2004 года между кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова и Центром эстетического воспитания «Золотой петушок» действует договор, на основе которого проводится ознакомительная студенческая производственная практика, выполняются курсовые и дипломные работы, апробируется программа игровой психологической коррекции (автор программы - доктор психологических наук, профессор О. А. Карабанова; реализация программы осуществлялась кандидатами психологических наук О. Б. Чесноковой, С. М. Чурбановой, Е. В. Кораблевой), позволяющая более успешно решать задачи эстетического развития дошкольников, испытывающих трудности в поведении и в сфере общения со сверстниками. ■

Статья поступила в редакцию 15.02.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.