О©4 ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ^D
DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10733 ПРОНЧЕВА Надежда Геннадьевна,
кандидат физико-математических наук, доцент, старший научный сотрудник Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН,
e-mail: [email protected]
ТРЕТЬЯКОВА Ирина Владиславна,
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры методологии социологических исследований Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова,
e-mail: [email protected]
О РАЗВИТИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ
Аннотация. Работа посвящена анализу эволюции информационного пространства, приведшей к цифровизации, которая затрагивает все сферы общественной жизни. В значительной степени это затронуло базовая отрасль общественной жизни - экономику. В России успешно развиваются элементы цифровой экономики. Этому способствует законодательная база, постепенно формируемая российскими властями. Цифровые площадки, сквозные технологии, теория больших чисел и многое другое - составляют ядро цифровой экономики. Использование новейших цифровых технологий приводит к повышению эффективности бизнес-процессов и всей экономической системы.
Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, цифровая экономика, цифровые площадки, эффективность цифровой экономики.
PRONCHEVA Nadezhda Gennadievna,
Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor, Senior Research Scientist of Keldysh Institute of Applied Mathematics of Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
TRETIAKOVA Irina Vladislavna,
Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor of the Department of Sociological Research Methodology of Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia.
ON THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY IN RUSSIA
Annotation. The paper analyzes the evolution of the information space that led to digitaliza-tion, which affects all spheres of public life. To a large extent, this affected the basic branch of public life - the economy. Elements of the digital economy are successfully developing in Russia. This is facilitated by the legislative framework that is gradually being formed by the Russian authorities. Digital platforms, end - to-end technologies, big number theory, and much more form the core of the digital economy. The use of the latest digital technologies leads to an increase in the efficiency of business processes and the entire economic system.
Key words: digitalization, digital technologies, digital economy, digital platforms, efficiency of the digital economy.
Результатом развития информационно-коммуникационных технологий стала компьютеризация и информатизация общества [6; 12]. Эти техно-социальные процессы способствовали повышению качества жизни как в России, так и во всем мире [11; 19; 20]. В настоящее время в России процесс информати-
зации находится в фазе цифровизации. Этому явлению способствовала тенденция, в основе которой лежит цифровое представление информации [7]. Процесс цифровизации общества в России происходит стремительно. Особенно это проявилось в период пандемии коронавируса в 2020 году [8].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
«Передовой» в процессе цифровизации является цифровая экономика. Даже до начала непосредственно эпохи цифровизации, экономика уже была достаточно «цифровой» (т.к. ее инструментарий имел дело с «числовыми» данными). Очевидно, что эта сфера, как ни какая другая, нуждается в цифровой трансформации, поскольку, даже на фоне бурно развивающейся теории больших данных, ее объем достаточно велик.
Несмотря на «юный возраст» цифровой экономики уделяют внимание не только исследователи, но и руководство нашей страны. Президент Российкой Федерации В.В. Путин отмечал: «Цифровая экономика - это не отдельная отрасль, по сути - это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества. И конечно, формирование цифровой экономики - это вопрос национальной безопасности и независимости России, конкурентности отечественных компаний, позиций страны на мировой арене на долгосрочную перспективу, по сути на десятилетия вперёд» [14].
Следует заметить, что полного, развернутого определения цифровой экономики, по нашему мнению, до сих пор нет. Подробный анализ существующих подходов можно найти в работе Г. Головенчик [4]. На наш взгляд, дать полное и исчерпывающее определение цифровой экономике на сегодняшний день нельзя. Нужно посмотреть, через какое-то время как она будет развиваться. На взгляд авторов, в качестве основного определения в настоящее время можно считать то, которое дано в учебнике «Цифровая экономика» [17, с. 270]: «Цифровая экономика - это хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления, основанная на новых методах генерирования, обработке, хранения, передачи данных, а также цифровых компьютерных технологиях». В другом учебном пособии «Основы цифровой экономики» [9, с. 10] определение дополняется словами «электронной коммерции», «применение информационно-коммуникационных систем». Полагаем, что этих определений и дополнений понятий для «цифровой экономики», достаточно.
В начале XXI века началась четвертая промышленная революция, которая основывается на цифровых технологиях, и влечет за собой высокие темпы развития, глубинные изменения во всех сферах общественной жизни, различные способы коммуникации. К. Шваб [18, с. 27 - 37] выделяет три блока мегатрендов этого этапа промышленной революции: физический (беспилот-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
ные транспортные средства, 3D-печать, новейшая робототехника, новые материалы), цифровой (взаимодействие между благами и людьми на базе цифровых технологий) и биологический (синтетическая биология, биоинжерения). Все это поднимает современную науку и практику на небывалую высоту с соответствующими требованиями и ответственностью ко всем участникам в этих процессов субъектов. Однако основной составляющей этого этапа промышленной революции следует считать вступление в свою активную фазу информационного общества.
Предварительно необходимо выделить изменения, которые произошли в момент трансформации информационной революции в цифровую форму, и что для этого должно было произойти. Информационное общество - это важная ступень в развитии современной цивилизации, связанной с созданием глобальной виртуальной социальной среды [13], увеличением масштаба доступа обычных людей к информационно-коммуникационным ресурсам, ростом количества коммуникационных контактов, масштабирование доступности к различным информационным продуктам и услугам.
Структура экономической деятельности за последнее время прошла ряд этапов:
• информатизация общества;
• электронная коммерция;
• электронный бизнес;
• сетевая экономика;
• цифровая экономика.
Об основах информационного общества мы уже сказали, что, практически, не требует специального пояснения.
Электронная коммерция, по нашему мнению, - это деятельность, связанная с реализацией товаров, услуг с использованием информационных технологий во взаимодействии между многочисленными покупателями и продавцом. Электронные коммуникации на базе компьютерных сетей во многом способствуют этому процессу. Быстрота работы этих систем во многом способствует регистрации, оформлению, определении стоимости процесса продажи требуемых производителем товаров. Электронный бизнес изначально базировался на интегрированной системе, используя механизм добавочной стоимости продукта. Механизм учитывает соотношение поставщиков и потребителей; анализ и контроль учета рынка сбыта; онлайн консультаций и др.
Сетевая экономика основывается на использовании сети Интернета, которая дает возможность использования сложную многоуровневую сетевую структуру между различными участниками. Она начала развиваться во второй декаде XXI века, когда включились в действие новые
социальные Веб-технологии [15; 20]. И, наконец, цифровой бизнес, или цифровая экономика, что сегодня представляет наибольший интерес.
На уровне России, учитывая региональную специфику, ситуация выглядит следующим образом. Профильная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [10] имеет следующую структуру и предусматривает развитие по следующим направлениям:
• в первом разделе проводятся общие положения программы, а также многие особенности ее реализации;
• второй раздел посвящен текущим и перспективным социально-экономическим условиям, дается характеристика роли цифровых технологий, оценивается состояние нормативной в этой сфере. Обращается внимание на то, что в современной России созданы достаточные условия для цифровизации экономики: существует необходимая инфраструктура науки и инноваций, существует постоянный рост широкополосного Интернета, рынка облачных услуг, цифровых платформ. При этом серьезные проблемы наблюдаются при использовании информационно-коммуникационных технологий на уровне местного самоуправления. Их применение, по мнению авторов программы, необходимо вывести на новый качественный уровень;
• в третьем разделе определяется положение Российской Федерации на глобальном цифровом рынке. При этом указывается, что она занимает 40-е место по готовности к внедрению цифровой экономики со значительным отрывом от десятки лидирующих стран. Значительное внимание уделяется индексу DESI, который оценивает эффективность развития цифровой экономики в Евросоюзе;
• в четвертом разделе выделяются основные направления развития цифровой экономики на период до 2024 г.: нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность. Уточняются основные цели по каждому из указанных направлений;
• в пятом разделе рассматривается управление развитием цифровой экономики. Эта система включает в себя представителей всех заинтересованных сторон: органов государственной власти, бизнеса, гражданского общества, научно-образовательного сообщества. Она делится на три уровня: стратегический, оперативный и тактический. Отмечается при этом, что одной из важней-
ших задач управления является поддержка стартапов и субъектов малого и среднего предпринимательства; • в шестом разделе установлены целевые показатели, основные параметры, которые необходимо достичь к 2024 году по всем входящим в программу направлениям. Большую часть документа занимает подробный план по его реализации. Для каждого направления приводится список задач, время их реализации и сроки достижения определенных результатов (на 2018, 2020 и 2024 гг.). План действий включает в себе вопросы по обеспечению информационной безопасности. Кроме того, в ней по каждому направлению приводится список индикаторов и их ожидаемых значений. Поясним некоторые направления цифровизации экономики, предусмотренные программой «Цифровая экономика Российской Федерации». Что касается «нормативного регулирования», то здесь предлагается назначить ответственный федеральный орган, учредить и зарегистрировать центр компетенций. В дальнейшем - разработать концепцию мер по совершенствованию правового регулирования и план ее реализации, которая должна быть дополнена системами среднесрочных мероприятии, возникающих в связи с развитием цифровой экономики.
Важно отметить, что данная программа предписывает принять нормативные акты, устраняющие препятствия развитию цифровой экономики, создать правовые условия для формирования единой цифровой среды, сбора, хранении и обработки данных.
По направлению «кадры» и «образование» особое внимание уделяется раннему выявлению, поддержке и сопровождению талантливых обучающихся на основе профиля компетенции персональных траекторий развития, поддержка педагогов и организаций, работающих с талантами. Также ставится задача по переподготовке сотрудников 100 крупнейших предприятий России, запуск программ цифровой грамотности старшего поколения.
По направлению «формирование исследовательских компетенций» и «технических заделов», основное внимание уделяется применению сквозных технологий, системе определения их критериев (не менее 10), выделению организаций-лидеров. Планируется создание сети цифровых платформ для проведения исследований в этой области и выявления технических препятствий на этом пути. Планируется обеспечить реализацию к концу 2020 г. не менее 10 компаний, использующих сквозные технологий, а 2024 г. - не менее 30. В направлении «информационная инфраструктура» речь идет о дальнейшем разви-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
тии телекоммуникационных средств, доступности всех участников сетевых контактов. В итоге, доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет (не менее 100 Мбит/с) должна к 2024 г. составить 97%, а доля России в мировом объеме услуг по хранению и обработке данных -не менее 10% [10].
Самым емким по объему является направление информационная безопасность (третья часть дорожной карты). Ключевыми словами здесь являются «информационный суверенитет» (контроль над российским сегментом Интернета), борьба противоправными действиям (киберпре-ступность и др.). С этой целью планируется перевод маршрутицации трафика российского сегмента сети на территорию России.
На всех объектах информационной инфраструктуры к 2024 г. должно быть обеспечено преимущественное использование отечественного оборудования. Причем стоимостная доля закупаемого органами власти и компаниями с государственным участием телекоммуникационного оборудования иностранного производства должна сократиться до 50%, программного обеспечения - до 10%, доля хозяйствующих субъектов, использующих национальную платежную систему, -вырасти с 25 до 90% [5].
В настоящее время в России наблюдается рост цифровой экономики. Совокупный объем цифровой экономики России растет в девять раз быстрее, чем ВВП страны и с 2013 по 2017 гг. увеличился на 59% . В 2017 г. доля цифровой экономики составляла 3,9% ВВП [1].
Как отмечалось выше, новые цифровые технологии изменили модель поведения компаний, повысили их экономическую эффективность и структуру затрат. Даже в традиционных отраслях все чаще стали применять такие методы цифро-визации, как анализ больших объемов данных, стремление все больше использовать метод сквозных технологий, когда научно разработанный метод используется самой же компанией.
Объем государственного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в России соответствует уровню развитых стран, составляя 0,4% ВВП. В то же время, доля частных инвестиций в исследования и разработки оставляет желать лучшего и составляет всего 0,7% от российского ВВП, что существенно меньше, чем в США (1,9%) или Германии (2%). То есть область венчурного финансирования можно считать в цифровизацию экономики России существенной проблемой [1].
Чтобы кардинально поправить эту ситуацию, следует содействовать привлечению прямого частного инвестирования через так называемые краудфандинговые платформы (привлечение
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
«народных средств» на различные проекты) и создание соответствующей нормативно-правовой базы для функционирования таких площадок [2].
В соответствии с Федеральным законом «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [10] сервисы, организующие крауд-фандинг, обязаны будут раскрывать данные о своей деятельности и осуществлять жесткий контроль над поступающими средствами. Кроме того, цифровая платформа должна будет зарегистрироваться в качестве юридического лица и внести себя в список операторов инвестиционных платформ. Объем собственных средств таких компаний должен быть не менее 5 млн. рублей. Как уже говорилось, Центробанк намерен ограничить сумму вложений в рамках этой платформы до 50 тыс. рублей от одного инвестора в течение одного года и до 500 тыс. рублей от одного инвестора суммарно.
В рамках уже упомянутой нами программы «Цифровая экономика Российской Федерации» к 2024 г. в сфере инфраструктуры в России преодоление цифрового неравенства, а во всех труднодоступных районах страны должна быть установлена надежная связь. Этому и многому другому в процессах цифровизации должны способствовать центры обработки данных (ЦОД). По всей видимости, в Российской Федерации должны быть созданы такие центры, которые бы по своей мощности во многом превосходили многие зарубежные аналоги. Тогда наверняка снизятся многие угрозы, исходящие как изнутри, так из-за рубежа, включая кибератаки и прочее.
Кроме того, появится большая сервисная площадка для внутренних пользователей с практически неограниченными возможностями для работающих в различных сегментах цифровой экономики. В завершении назовем позитивные эффекты цифровой экономики, которые наиболее полно и удачно сформулировал Д.А. Бахман [3]:
1. Цифровые технологии способствуют социальной и финансовой вовлеченности населения и повышают доступность, качество и удобство получения услуг в таких важных областях, как медицина, образование, муниципальные и государственные услуги, культура;
2. Цифровые технологии позволяют создавать комфортные для жизни безопасные города;
3. Появляются централизованные системы контроля состояния городской инфраструктуры. Это системы видеонаблюдения, контроля качества уборки общественных территорий, автоматизированные сортировщики мусора, роботы-пылесосы и роботы-пожарные;
4. Применение цифровых технологий помогает улучшить деловой и инвестиционный климат.
Добавим к этому, что масштабный процесс цифровизации позволит взять под контроль практически весь экономический комплекс, сделать экономический рост постоянным и необратимым процессом.
Список литературы:
[1] Ашинова М.К., Доргушаова А.К. Цифровая экономика: позитивные эффекты и вероятные риски / Цифровая экономика: новая реальность: сборник статей по итогам международной научно-практической видеоконференции, посвященной 25-летию вуза. - Майкоп: Кучеренко О.В., 2018. - С. 216-223.
[2] Ашинова М.К., Чиназирова С.К., Костенко Р.В. Цифровая трансформация отрасли финансовых услуг / Математические основы разработки и использование машинного интеллекта: сборник научных статей, посвященных 70-летию со дня рождения доктора технических наук, профессора Лябаха Н.Н. - Майкоп: Кучеренко В.О., 2018. - С. 4-13.
[3] Бахман Д.А. Перспективы развития цифровой экономики. // Новые технологии. 2019. № 2(48). - С.149-157.
[4] Головенчик Г. Теоретические подходы к определению понятия «цифровая экономика» [Электронный ресурс] // Наука и инновации. 2019. № 2. - С. 40-45. - Режим доступа: http https://doi. org/10.29235/1818-9857-2019-2-40-45 (дата обращения: 17.07.2020).
[5] Мильчаков М.В. Особенности финансовой поддержки регионов при реализации национальных проектов // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2019. № 3. - С. 22-37.
[6] Монахов Д.Н., Монахова Г.А., Монахов Н.В., Прончев Г.Б. Дистанционные образовательные технологии в условиях инновационного развития России. - М.: МАКС Пресс, 2013. - 132 с.
[7] Монахов Д.Н., Прончев Г.Б. От цифры к цифровому обществу // Вопросы политологии. 2020. Т. 10. № 6(58). - С. 1763-1771.
[8] Монахова Г.А., Монахов Д.Н., Прончев Г.Б. Социальные аспекты трансформации российского образования в условиях цифровизации // Образование и право. 2020. № 6. - С. 208-214.
[9] Основы цифровой экономики: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. М.И. Стол-бова, Е.А. Бренделевой. - М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2018. - 238 с.
[10] Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р / Правительство России.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I 5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 17.07.2020).
[11] Прончев Г.Б. Об особенностях виртуальных социальных сред Интернета, способствующих социальным девиациям // Образование и право. 2020. № 3. - С. 200-208.
[12] Прончев Г.Б., Монахов Д.Н., Прончева Н.Г. Информационно-коммуникационные технологии как причина социального неравенства // Политика и общество. 2018. № 2. - С. 1-10.
[13] Прончев Г.Б., Прончева Н.Г., Гончарова И.В., Прончев К.Г. Медиаглобализация: информационные угрозы // Образование и право. 2019. № 7. - С. 11-18.
[14] Путин В.В. Выступление на заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам 5 июля 2017 года / Президент России. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/54983 (дата обращения: 17.07.2020).
[15] Сушко В.А., Прончев Г.Б., Третьякова И.В. Лидерский потенциал в организациях малого и среднего бизнеса // Образование и право. 2017. № 7. - С. 208-218.
[16] Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. - Режим доступа: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/000120190 8020032?index=1&rangeSize=1 (дата обращения: 17.07.2020).
[17] Хасаншин И.А., Кудряшов А.А., Кузьмин Е.В., Крюкова А.А. Цифровая экономика. Учебник для вузов. - М.: Горячая линия - Телеком, 2019. -288 с.
[18] Шваб К. Четвертая промышленная революция. - М.: Эксмо, 2016. - 138 с.
[19] Шинкарецкая Г.Г. Цифровизация - глобальный тренд мировой экономики // Образование и право. 2019. № 8. - С. 119-123.
[20] Sushko V.A., Pronchev G.B., Shisharina E.V., Zenkina O.N. Social and economic indices of forming the quality of life // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. V. 11. № 18. - P. 10839-10849.
Spisok literatury:
[1] Ashinova M.K., Dorgushaova A.K. Cifrovaya ekonomika: pozitivnye effekty i veroyatnye riski / Cifrovaya ekonomika: novaya real'nost': sbornik statej po itogam mezhdunarodnoj nauchno-praktich-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
eskoj videokonferencii, posvyashchennoj 25-letiyu vuza. - Majkop: Kucherenko O.V., 2018. - S. 216223.
[2] Ashinova M.K., Chinazirova S.K., Kostenko R.V. Cifrovaya transformaciya otrasli finansovyh uslug / Matematicheskie osnovy razrabotki i ispol'zovanie mashinnogo intellekta: sbornik nauch-nyh statej, posvyashchennyh 70-letiyu so dnya rozh-deniya doktora tekhnicheskih nauk, professora Lya-baha N.N. - Majkop: Kucherenko V.O., 2018. - S. 4-13.
[3] Bahman D.A. Perspektivy razvitiya cifrovoj ekonomiki. // Novye tekhnologii. 2019. № 2(48). -S.149-157.
[4] Golovenchik G. Teoreticheskie podhody k opredeleniyu ponyatiya «cifrovaya ekonomika» [Ele-ktronnyj resurs] // Nauka i innovacii. 2019. № 2. - S. 40-45. - Rezhim dostupa: http https://doi. org/10.29235/1818-9857-2019-2-40-45 (data obrash-cheniya: 17.07.2020).
[5] Mil'chakov M.V. Osobennosti finansovoj podderzhki regionov pri realizacii nacional'nyh proek-tov // Nauchno-issledovatel'skij finansovyj institut. Finansovyj zhurnal. 2019. № 3. - S. 22-37.
[6] Monahov D.N., Monahova G.A., Monahov N.V., Pronchev G.B. Distancionnye obrazovatel'nye tekhnologii v usloviyah innovacionnogo razvitiya Rossii. - M.: MAKS Press, 2013. - 132 s.
[7] Monahov D.N., Pronchev G.B. Ot cifry k cifrovomu obshchestvu // Voprosy politologii. 2020. T. 10. № 6(58). - S. 1763-1771.
[8] Monahova G.A., Monahov D.N., Pronchev G.B. Social'nye aspekty transformacii rossijskogo obrazovaniya v usloviyah cifrovizacii // Obrazovanie i pravo. 2020. № 6. - S. 208-214.
[9] Osnovy cifrovoj ekonomiki: uchebnoe poso-bie / kollektiv avtorov; pod red. M.I. Stolbova, E.A. Brendelevoj. - M.: Izdatel'skij dom «Nauchnaya bibli-oteka», 2018. - 238 s.
[10] Programma «Cifrovaya ekonomika Rossi-jskoj Federacii». Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 28 iyulya 2017 g. № 1632-r / Pravitel'stvo Rossii. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://static.government.ru/media/ files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (data obrashcheniya: 17.07.2020).
[11] Pronchev G.B. Ob osobennostyah virtu-al'nyh social'nyh sred Interneta, sposobstvuyushchih social'nym deviaciyam // Obrazovanie i pravo. 2020. № 3. - S.200-208.
[12] Pronchev G.B., Monahov D.N., Proncheva N.G. Informacionno-kommunikacionnye tekhnologii kak prichina social'nogo neravenstva // Politika i obshchestvo. 2018. № 2. - S. 1-10.
[13] Pronchev G.B., Proncheva N.G., Gon-charova I.V., Pronchev K.G. Mediaglobalizaciya: informacionnye ugrozy // Obrazovanie i pravo. 2019. № 7. - S. 11-18.
[14] Putin V.V. Vystuplenie na zasedanii Soveta pri Prezidente po strategicheskomu razvitiyu i prior-itetnym proektam 5 iyulya 2017 goda / Prezident Rossii. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/54983 (data obrashcheniya: 17.07.2020).
[15] Sushko V.A., Pronchev G.B., Tret'yakova I.V. Liderskij potencial v organizaciyah malogo i sred-nego biznesa // Obrazovanie i pravo. 2017. № 7. - S. 208-218.
[16] Federal'nyj zakon ot 02.08.2019 № 259-FZ «O privlechenii investicij s ispol'zovaniem investicion-nyh platform i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] / Gosudarstvennaya Duma Feder-al'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii. - Rezhim dostupa: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201908020032?index=1&rangeSize=1 (data obrashcheniya: 17.07.2020).
[17] Hasanshin I.A., Kudryashov A.A., Kuz'min E.V., Kryukova A.A. Cifrovaya ekonomika. Uchebnik dlya vuzov. - M.: Goryachaya liniya - Telekom, 2019. - 288 s.
[18] Shvab K. CHetvertaya promyshlennaya revolyuciya. - M.: Eksmo, 2016. - 138 c.
[19] Shinkareckaya G.G. Cifrovizaciya - glob-al'nyj trend mirovoj ekonomiki // Obrazovanie i pravo. 2019. № 8. - S. 119-123.
[20] Sushko V.A., Pronchev G.B., Shisharina E.V., Zenkina O.N. Social and economic indices of forming the quality of life // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. V. 11. № 18. - P. 10839-10849.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020