Научная статья на тему 'О развитии транспортно-логистических кластеров в Украине'

О развитии транспортно-логистических кластеров в Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гриценко С.И.

Формирование национальной макрологистической системы и последующее ее вхождение в международную макрологистическую систему для Украины имеет первостепенное значение. Такой путь интеграции в мировое сообщество является наиболее эффективным. Формирование национальной макрологистической системы позволит вывести на новый уровень развитие инфраструктуры и усилить внутренние межрегиональные связи, что послужит катализатором для дальнейшего роста экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О развитии транспортно-логистических кластеров в Украине»

Гриценко С.И.

канд. экон. наук, доцент кафедры маркетинга Донецкого национального университета (ДонНУ)

заполняя коридоры

о развитии транспортно-логистических

кластеров в Украине

Формирование национальной макрологистической системы и последующее ее вхождение в международную макрологистическую систему для Украины имеет первостепенное значение. Такой путь интеграции в мировое сообщество является наиболее эффективным. Формирование национальной макрологистической системы позволит вывести на новый уровень развитие инфраструктуры и усилить внутренние межрегиональные связи, что послужит катализатором

для дальнейшего роста экономики.

В процессе глобализации экономики основными участниками и конкурентами становятся не транснациональные корпорации, а территориально-производственные комплексы, то есть прототипы современных кластеров (1). Транснациональная корпорация, осуществляющая основную часть своих операций за пределами страны, в которой она зарегистрирована, не сочтет экономически целесообразным решать весь спектр проблем региона, - пусть даже там находится ее крупное производство (2).

Экономический потенциал региона в целом зависит от географически взаимосвязанной производительной деятельности расположенных внутри каждого кластера фирм, как совокупности конкурирующих в определенных областях однород-

ных элементов, образующих группу единиц, ведущих совместную работу, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Для развития кластера особого внимания заслуживают (1):

- интенсивность конкуренции в местных масштабах;

- общая среда для формирования нового вида экономической деятельности в данной местности;

- эффективность действия формальных и неформальных механизмов сведения вместе участников кластера.

При этом по мере эволюции кластера его участники начинают разрабатывать все более глобальные стратегии.

Созданию и развитию глобальных межгосударственных транспор-

тов предпринимательство, 2008, № 5 (2)

тно-логистических макросистем способствуют транспортно-логис-тические кластеры, возникающие в результате наличия подходящих исторических, природных и экономических условий, географического положения, совокупности государственных законов и постановлений, состояния инфраструктуры региона. Они упростят процесс перемещения грузов между странами, улучшат доступ к их рынкам, позволят снизить затраты, трансформировать производственные и распределительные логистические сети Европы и Азии в компактную единую сеть, требующую меньшего количества технологического оборудования. Основная идея кластерного подхода заключена в повышении уровня конкурентоспособности всех участников кластеров за счет эффекта масштаба, снижения издержек, за счет совместных проектов и оптимизации производственных цепочек и структур, доступа к специфическим материальным и человеческим ресурсам, обмене знаниями и технологиями.

Кластерный подход направлен на обеспечение устойчивого и безопасного функционирования транспортной системы, гарантировано и эффективно удовлетворяющей спрос на перевозки пассажиров и грузов и опирающейся на обновленную систему приоритетов. Акцент должен быть сделан на структурные изменения, на совершенствование правовых, экономических и административных механизмов, приводящих к устойчивому качественному развитию транспортной системы.

Глобализация транспортной системы [3] привела к развитию логисти-

ческих центров интермодального транспорта в системе международных транспортных коридоров [4], которые становятся не только полигоном для внедрения современных логистических технологий доставки грузов (интер-, мультимодальных, терминальных, JIT, «от двери до двери») [5], логистических инновационных составляющих [6], но и основой для формирования транс-портно-логистических кластеров. Однако эта система международных транспортных коридоров не полностью отвечает геополитическим и экономическим интересам Украины. Она не обеспечивает транспортных подходов к ряду регионов, являющихся крупными участниками внешнеэкономической деятельности и не позволяет в полной мере использовать транспортные коммуникации Украины для обеспечения международных трансконтинентальных связей. Располагая системой морских портов на Азово-Черноморском бассейне, развитыми сетями железных

созданию и развитию глобальных межгосударственных транспортно-логистических макросистем способствуют транспортно-логистические кластеры

дорог и судоходных внутренних путей, протяженной сетью автомобильных дорог, комплексом международных аэропортов, воздушными трассами, проходящими над территорией страны в широтном и меридиональном направлениях и обеспечивающими эффективное использование воздушного пространства для международных и, прежде всего, транзитных перевозок, Украина обладает огромным транспортным потенциалом, который способен реализовать национальный транзитный ресурс для обеспечения евроазиатских связей и потребности страны в перевозках пассажиров и грузов во всех видах сообщений.

Транзитность Украины является наиболее привлекательным товаром для стран Европы и Азии. Использование транзитного потенциала в полной мере, позволит существенно увеличить конкурентоспособность Украины на мировом рынке.

Стратегия развития Украины в условиях глобализации должна учитывать процессы внутренней интеграции экономических субъектов, углубления их взаимодействия и развития производственно-технологических связей, совместного использования ресурсов, объединения капиталов. Геостратегическое положение Украины, концентрация развитой транспортной инфраструктуры дают возможность обслуживать значительное количество международных транспортных сообщений, обеспечивать оптимальные пути транспортировки грузов и пассажиров. В поле внешнего тяготения Украины находятся свыше 30 стран, по ее территории проходят самые

короткие и самые удобные пути по направлениям с Европы в Закавказье, Центральную Азию, Иран, Афганистан; с Польши, Скандинавских и Прибалтийских стран в порты Черного моря, страны Ближнего Востока. Технологические мощности национальной транспортной инфраструктуры дают возможность ежегодно перевозить железными дорогами, внутренним водным и автомобильным транспортом и перерабатывать в портах свыше 60-70 млн. тонн и доставлять трубопроводным транспортом до 200 млн. тонн транзитных грузов. Однако фактические объемы транзита составляют лишь 200 млн. тонн, то есть имеющийся транзитный потенциал Украины используется на 70%, а на транспорте общего пользования (без трубопроводов) - лишь на 50% (3). Иностранные транспортные компании занимают не менее 70% украинского логистического рынка (7). Неиспользованные возможности транзитного потенциала Украины и отечественных операторов рынка позволяют говорить о необходимости поиска резервов в формировании нормативно-правовой базы для создания транспортно-логисти-ческих кластеров, как качественно новой формы организации транспортных сообщений Украины, стран ближнего и дальнего зарубежья. Первым шагом к внедрению модели кластеров в Украине стала программа «Подолье Первый», реализация которой началась в 1998 году в Хмельницком (8). Сегодня имеются возможности создания эффективного море-хозяйственного кластера на юге Украины, где соседствуют судо-

российское предпринимательство, 2008, № 5 (2)

13О

строение с судоремонтом, отраслевая наука и портовое хозяйство (9), на базе планируемых порто-во-промышленных комплексов Причерноморья и Приазовья (10). Однако к настоящему времени в Украине еще не накопилась «критическая масса» предпосылок для свободного возникновения мезост-руктур, образующих структурированную сеть наиболее тесно связанных между собой хозяйственными связями предприятий, то есть кластеров.

Это позволяет разработать стратегию опережающего развития транс-портно-логистических кластеров (11), стержнем которой выступают: регионализация, максимальное подключение предприятий отдельных регионов к мощным межгосударственным транспортным коридорам (12) на макроуровне, логистическим центрам на микроуровне с использованием информационных технологий. При этом транспорт-но-логистический кластер как сеть транспортно-логистических цепей, приводящих организационно-экономический механизм международных транспортных коридоров в действие, является преобразователем конкретных логистических потоков.

Литература

1. Портер, Майкл, Э. Конкуренция.

- М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. - 608 с.

2. Круглов Н. Веселье ... думать // Голос Украины.- № 123.- 8 июля 2005. - с.10.

3. Блудова Т. Глобализация транспортной системы и понятие «транзитный потенциал страны». // Экономика Украины.- №10.- 2006.

- С.73-78.

4. Гриценко С.И. Концепция логистических центров интермодального транспорта в развитии транспорт-но-коммуникационных коридоров // Проблеми розвитку зовншньоеко-номiчних зв'язюв i залучення Ыозем-них Ывестицй регюнальний аспект. Збiрник наукових праць. Донецьк: ДонНУ, 2004. - С.685-689.

5. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под общ. и науч. Редакцией проф. В.И. Сергеева. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 976 с.

6. Гриценко С.И. Логистическое инновационное обеспечение стратегии развития железнодорожного транспорта Украины. // Российское предпринимательство.- №1.- 2006. - С.73-78.

7. Ангелин Д. Логика логистики // Бизнес.- № 43.- 2005. - С.66-70.

8. Паламарчук Г., Паламарчук А. Трансформация организационных структур в экономике Украины // Экономика Украины. №12, 2005. -С.40-46.

9. Круглов Н. Что такое промышленная политика? // Голос Украины. №118, 1 июля 2005. - С.8.

10. Розмщення продуктивних сил i регюнальна економика: Подручник / За ред. В.В. Ковалевського, О.Л. Михайлюк, В.Ф. Семенова. - К.: Знання, 2006. - 350 с.

11. Гриценко С.1. Стратепя виперед-жального розвитку транспортно-лопс-тичних кластер1в в Укра'У // Маркетинг в Укра'У. - 2007. №2.- С.56-60.

12. Сыч Е., Романенко Е. Проблемы развития транспортной системы приграничного региона // Экономика Украины. №11, 2001. -С.31-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.