Научная статья на тему 'Перспективы и направления развития транспорта в условиях глобализации мировой экономики'

Перспективы и направления развития транспорта в условиях глобализации мировой экономики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3070
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ТРАНСПОРТ / ТРАНЗИТ / ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТРАНЗИТНАЯ РЕНТА / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА МИРА / TRANSPORT SYSTEM / TRANSPORT / TRANSIT / TRANSIT POTENTIAL / TRANSIT RENT / WORLD TRANSPORT SYSTEM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кожина Вероника Олеговна

Дана оценка возрастающей роли транспорта в условиях глобальной экономики. Проанализированы преимущества транспортной системы России, обеспечивающей транзитные связи между Европой и Восточной Азией. Определены и сформулированы ключевые звенья развития российской экономики для совершенствования всей транспортной системы страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кожина Вероника Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The perspectives and directions of transport in the conditions of globalization of the world economy

The estimation of the rising role of transport in global economy was given. The advantages of transport system of Russia which provide transit communication between Europe and Asia were analysed. The key structures of the development of Russian economy improvement of all transport system were determined and formulated.

Текст научной работы на тему «Перспективы и направления развития транспорта в условиях глобализации мировой экономики»

Мировая экономика и международный опыт

Перспективы и направления развития транспорта в условиях

глобализации мировой экономики

В.О. Кожина

Дана оценка возрастающей роли транспорта в условиях глобальной экономики. Проанализированы преимущества транспортной системы России, обеспечивающей транзитные связи между Европой и Восточной Азией. Определены и сформулированы ключевые звенья развития российской экономики для совершенствования всей транспортной системы страны.

Ключевые слова: транспортная система, транспорт, транзит, транзитный потенциал, транзитная рента, транспортная система мира.

В настоящее время во всей системе международных отношений происходят глубокие изменения. Их существенной чертой становится глобализация - интеграционные процессы в различных сферах деятельности как на межгосударственном, так и на государственном и региональном уровнях. Глобализация оказывает значительное воздействие на функционирование национальных экономик, входящих в мировую экономику, и это находит свое выражение в увеличении уровня мировой торговли товарами и услугами, в движении капитала и рабочей силы, слиянии рынков, организаций и производственных цепочек, в том, что экономические границы государств становятся все более прозрачными. Промышленно развитые страны мира стремятся подключить к своим национальным экономикам природные и трудовые ресурсы других стран, менее благополучных в социально-экономическом отношении, чтобы расширить рынки сбыта товаров и услуг.

Сближение национальных экономик обусловлено действием многих противоречивых факторов. С одной стороны, интеграция позволяет каждому ее участнику получать дополнительный системный эффект. С другой - в условиях глобализации экономически менее развитые страны, вольно или невольно, оказываются втянутыми в игру с неопределенным исходом, рискуя нанести серьезный ущерб своему суверенитету. Их экономика, финансы и, как следствие, политика становятся зависимыми от господствующих на мировых рынках транснациональных корпораций (ТНК). Кризисы, периодически вспыхивающие то в одной, то в другой части мира, перестают быть делом какой-то отдельно взятой страны, а быстро распространяются на другие страны мира.

Глобализация, будучи объективной тенденцией развития человеческой цивилизации, открывает дополнительные возможности и сулит немалые выгоды развитию экономик отдельных стран. Благодаря ей достигается экономия на издержках производства, оптимизируется распределение ресурсов,

расширяется ассортимент товаров и повышается их качество на национальных рынках, становятся широко доступными достижения науки, техники.

В глобализации экономики важную роль играет транспорт. Транспорт -это основа формирования внутреннего и международного рынков, развития экономики страны. Современный транспортный комплекс подвержен влиянию противоречивых тенденций: с одной стороны, являясь инфраструктурной отраслью, транспорт находится в зависимом положении от отраслей производства материально-вещественных благ, с другой - оказывает существенное влияние на региональное распределение производственных мощностей, участвует в процессе воспроизводства и выступает важной составной частью системы экономических отношений.

Транспорт наряду с финансовой сферой выступает важнейшим рычагом интеграционных процессов. Без транспортного комплекса невозможно осуществлять беспрепятственное перемещение ресурсов и товаров, которое предполагают глобализация международной торговли и транснационализация национальных компаний. По своей сути транспортные операции начинают и завершают процесс реализации внешнеторговой сделки, затраты на транспортировку продукции непосредственно учитываются и включаются в цену товара или проявляются в ней в косвенном виде.

Глобализация экономики и сопровождающие ее процессы развития внешнеторгового обмена требуют новых подходов к развитию транспорта, перераспределения грузовых и пассажирских потоков, поиску новых эффективных технологий и рациональных путей освоения перевозок пассажиров и грузов. Торговля транспортными услугами охватывает практически все страны и является одним из катализаторов происходящей глобализации.

Совершенствование транспортной инфраструктуры и уменьшение расходов на перевозки под влиянием научно-технического прогресса позволяют интенсифицировать торгово-экономическое сотрудничество между географически отдаленными регионами, ведут к снижению издержек пространственной организации международных хозяйственных систем. А потому глобализация рынка транспортных услуг - это создание единой общемировой транспортной системы, способной удовлетворять потребности в перевозке грузов и пассажиров из любой точки земного шара без существенного влияния на этот процесс национальных границ.

Ключевая роль интеграционных процессов отводится транспортной сфере. Ожидается, что они будут развиваться по следующим основным направлениям: 1) крупные грузовладельцы будут активно участвовать в развитии транспортной инфраструктуры и подвижного состава; 2) будут создаваться крупные компании-операторы с участием различных видов транспорта, что позволит перейти от административных к чисто рыночным методам формирования сквозных тарифов и организации прямых смешанных перевозок грузов в международном сообщении; 3) активизируется процесс создания крупных горизонтально интегрированных структур как внутри видов транс-

порта, так и между ними на межотраслевом уровне, результат - снижение транспортных издержек и повышение инвестиционного и инновационного потенциалов.

В качестве других направлений развития интеграционных процессов на транспорте отмечается интеграция транспорта с транспортным машиностроением и наукой - уровень научно-технического прогресса напрямую будет определять конкурентоспособность транспортных систем. При этом выделяются следующие основные направления, на которых следует ожидать решающего прорыва: тотальная информатизация транспорта, создание экономичных и экологически совершенных транспортных средств, создание логистических транспортно-распределительных систем, основанных на применении логистических технологий, таких, как организация доставки грузов «от двери до двери» и «точно в срок», создание терминальных систем доставки грузов, формирование мультимодальных логистических центров, развитие контейнерных и контрейлерных систем транспортировки.

Нельзя недооценивать роль отечественного транспорта в процессе углубления интеграции России в мировую экономику. Транспортная отрасль имеет исключительно важное значение для развития экономики и внешнеэкономических связей нашей страны. С одной стороны, транспорт - это ключевой инфраструктурный компонент внешней торговли товарами, а с другой -крупная и растущая статья торговли услугами, обеспечивающая около четверти всего российского внешнеторгового оборота в сфере услуг.

Тревожной тенденцией является недостаточная конкурентоспособность российского транспорта на внешнем рынке по некоторым позициям, что связано со старением основных фондов и ростом издержек в отрасли. В результате Россия на мировом рынке продолжает играть довольно скромную роль, не соответствующую ее потенциальным возможностям. Россия обладает благоприятными естественно-географическими условиями для наращивания международных транспортных операций, что является важной предпосылкой для получения значительного экономического эффекта от этих операций. Но они не обеспечивают в полной мере международную конкурентоспособность российского транспорта.

Транспорт России, несмотря на многочисленные проблемы, остается одной из самых мощных транспортных систем мира. Транспортная система России включает все виды современного транспорта, которые во многом зависят от состояния международной торговли и в то же время во многом определяют ее развитие. В связи с этим стратегической задачей транспортной политики является совершенствование транспортной инфраструктуры РФ.

В числе приоритетных направлений транспортной политики, наряду с модернизацией технических средств транспорта, необходимостью обновления его основных фондов, внедрения новых прогрессивных технологий, информатизации перевозочного процесса, следует выделять проблемы обеспечения координации деятельности различных видов транспорта, развития

интермодальных перевозок грузов по международным транспортным коридорам, комплексного решения региональных транспортных проблем, интеграции российского рынка транспортных услуг в мировую транспортную систему.

Для российской транспортной системы глобализация рынка транспортных услуг будет означать:

• либерализацию всех сфер транспортной деятельности, отказ от дискриминационного регулирования, рост конкуренции, приводящих в конечном счете к снижению величины транспортных издержек в цене товаров мировой торговли и, следовательно, снижающих ограничения на развитии экономических связей;

• унификацию и универсализацию транспортных средств, технологий, технических требований, что будет означать приведение условий функционирования национального транспортного рынка в соответствие с общемировой практикой;

• рост транспарентности российского рынка транспортных услуг и в первую очередь повышение степени информационной открытости, включая и финансовую информацию [7].

Не менее важным направлением является интеграция России в региональные рынки транспортных услуг, реализуемая по двум направлениям:

1) европейском (сотрудничество с Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН, Европейским комитетом министров транспорта (ЕКМТ), Комиссией европейских сообществ (КЕС), Черноморским экономическим сотрудничеством (ЧЭС), Советом Баренцево-Евроарктического региона (СБЕР);

2) азиатско-тихоокеанском (сотрудничество с организацией Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) ООН).

Большое внимание на современном этапе развития российской экономики уделяется вопросам совершенствования межрегиональных и международных транспортно-экономических связей Российской Федерации, проблемам развития российской части международных транспортных коридоров и крупных общесетевых транспортных узлов, повышения конкурентоспособности российских предприятий транспорта, вхождения России в мировую транспортную систему на основе осуществления политики международной интеграции.

В современных условиях политика в сфере развития транспортных систем должна учитывать изменения, происходящие в сферах международной торговли, информационных коммуникаций, инновационных технологий.

1. Европа к настоящему моменту фактически достигла предела в развитии своего промышленного потенциала в объемных показателях для удовлетворения внутреннего спроса. Дальнейшее развитие производства в Европе

связано лишь с увеличением экспорта в другие регионы мира, в первую очередь - в Азию. Массовое производство как системообразующий фактор постепенно перемещается из Североатлантического региона в Азиатско-Тихоокеанский.

2. Приоритетное значение получают интермодальные перевозки, концентрирующие на генеральных направлениях транспорт общего пользования -железнодорожный, автомобильный, морской, трубопроводный, а также телекоммуникации. На пересечении основных интермодальных коридоров формируются коммуникационные узлы, которые обеспечивают высокое качество обслуживания и разнообразие оказываемых услуг.

3. Характерной тенденцией в международной торговле становится повышение уровня контейнеризации грузопотоков. По данным ЮНКТАД, порядка 40% от общей стоимости грузов и 20% от их объема перевозится в настоящее время в контейнерах. Перевозки контейнеров на направлении Европа-Азия уже сейчас превышают 6 млн ед., а в ближайший год, по оценкам специалистов, могут возрасти до 10 млн ед.

4. Одним из стратегических ресурсов становятся информационные коммуникации, включающие цифровые способы передачи сообщений, волоконно-оптические и космические каналы связи, сотовую радиотелефонную связь. Телекоммуникации и компьютерные технологии способствуют синхронизации стыковки различных систем транспортировки и перераспределения грузопотоков. К процессу транспортировки подключаются информационно-аналитические системы и космическая навигация.

5. Возросшие требования к качеству транспортной инфраструктуры, соблюдению единых стандартов при эксплуатации всех видов подвижного состава транспортных коридоров заставляют переходить на логистические методы обслуживания грузопотоков на основе синхронного взаимодействия всех видов транспорта, перегрузочных комплексов, таможенных и пограничных служб [1].

Стремление использовать пути сообщения России для получения коммерческой выгоды стало в последние годы определять многие проекты и программы. Особое место в них занимают проекты создания в период до 2010 г. международных транспортных коридоров - речь идет о совокупности наиболее технически оснащенных магистральных транспортных коммуникаций, как правило - различных видов транспорта, обеспечивающих перевозки грузов в международном сообщении на девяти направлениях их наибольшей концентрации.

На территории России в настоящее время система МТК включает евроазиатские коридоры «Север-Юг», «Трансиб» и «Запад-Восток», а также Северный морской путь, частично панъевропейские транспортные коридоры № 1, 2, 9. Также коридоры связывают северо-восточные провинции Китая через российские морские порты Приморского края с портами стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Формирование и развитие международных транспортных коридоров позволяет значительно расширить экспорт российских транспортных услуг на мировых рынках, прежде всего, путем более широкого использования транспортной инфраструктуры и воздушного пространства для осуществления транзитных перевозок пассажиров и грузов, что будет стимулировать повышение спроса на услуги российской транспортной системы.

Отечественная экономика и ее коммуникации все больше втягиваются в процесс глобализации, о чем свидетельствуют многочисленные межгосударственные соглашения, программы и проекты создания трансконтинентальных железнодорожных магистралей с выходом в Северную Америку, страны Азиатско-Тихоокеанского региона и др. [2].

Не остается в стороне от интеграционных процессов и внутренний водный транспорт России. Европейский союз (ЕС) проявляет интерес к российскому речному судоходству, а также к внутренним водным путям России. Да и Россию мысль о возможном сотрудничестве со странами ЕС не оставляет в покое. И это вполне понятно: более 100 тыс. км российских внутренних водных путей скрывают огромные неиспользуемые после акционирования и широкомасштабной приватизации резервы, нереализуемый ныне экономический потенциал [5]. Программными документами Минтранса РФ предусматривается интеграция внутренних водных путей страны в систему международного транспортного коридора Север-Юг. В рамках существующей концепции планируется переключить на внутренний водный транспорт до 10% евроазиатского грузопотока. Этому будет способствовать открытие наших внутренних водных путей - от Азова до Астрахани и от Волгограда до Санкт-Петербурга - для пропуска судов под иностранными флагами.

Россия, занимающая более 30% территории Евразийского континента и располагающая высокоразвитой транспортной системой, объективно является естественным мостом, обеспечивающим транзитные связи между Европой и Восточной Азией. Следовательно, одним из ключевых звеньев развития российской экономики становятся совершенствование транспортной системы страны и реализация ее мощного транзитного потенциала для обеспечения евроазиатских связей. Это станет существенным вкладом в увеличение ВВП России, обусловленным ростом объемов транспортной работы и мультипликативным эффектом в других отраслях экономики. Транзитная рента должна стать важной статьей валютных поступлений.

Пока же мощный транзитный потенциал России используется в недостаточной мере. Располагая мощной системой морских портов, развитыми сетями железных дорог и внутренних водных путей, протяженной сетью автомобильных дорог, комплексом международных аэропортов, воздушными трассами для международных и прежде всего транзитных перевозок, Россия обладает огромным транспортным потенциалом, который способен реализовать национальный транзитный ресурс для обеспечения евроазиатских связей

и потребности страны в перевозках пассажиров и грузов во всех видах сообщений.

В наступившем XXI в. глобализация мировой экономики может стать фактором, способным оказать решающее влияние на развитие не только отечественного транспорта, но и состояние экономики страны в целом.

Литература

1. Голоскоков В.Н. Интеграционные преобразования транспортного комплекса в условиях глобализации экономики // Экономические отношения. -2011. - № 1.

2. Гончаренко С.С. Международные транспортные коридоры и национальная безопасность России // Вестник Евроазиатского транспортного союза. -2005. - Вып. 1.

3. Гончаренко С.С. России необходимы транспортно-промышленные проекты векового значения // Вестник транспорта. - 2007. - № 6.

4. Мясоедова Е.Г. Государственная программа развития транспортной системы как инструмент обеспечения новой модели экономического роста // Материалы Центра стратегии и совершенствования управления транспортным комплексом. - М., 2012.

5. Олерский В.А. Россия и Европа: интеграция внутреннего водного транспорта // Транспорт Российской Федерации. - 2006. - № 7.

6. Пехтерев Ф.С. Экономические аспекты формирования международных транспортных коридоров на территории России. - М.: ИПП «КУНА», 2011.

7. Прокофьева Т.А., Лопаткин О.М. Логистика транспортно-распредели-тельных систем: региональный аспект. - М.: РКонсульт, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.