УДК 656.13
РАЗВИТИЕ ТРАНЗИТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ В РЕГИОНЕ*
О.Н. Ларин, В.В. Вязовский
Развитие транзитного потенциала транспортных систем обеспечивает реализацию инновационно-активного сценария социально-экономического развития Российской Федерации, направленного на повышение темпов экономического роста за счет перехода отечественной экономики от экспорта сырья к экспорту готовой продукции и услуг. Увеличение объемов транзитных грузопотоков через транспортные системы регионов стимулирует предпринимательскую активность, обеспечивает создание дополнительных рабочих мест, рост инвестиций в строительство и модернизацию объектов транспортной инфраструктуры, а также налоговых поступлений в региональный и местные бюджеты.
Ключевые слова: транспортная система, транзитный потенциал, предпринимательство, стратегия.
Транспортная система рассматривается как важнейшая составная часть производственной инфраструктуры. Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной транспортной системы является необходимым условием стабилизации и подъема экономики, повышения уровня жизни. Несоответствие транспортной системы условиям, сложившимся на рынке товаров и услуг, является одной из проблем реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации и ее регионов. Процессы развития транспорта отдельных государств и их регионов на ближайшие годы будут во многом определяться процессами глобализации мировой экономики. В условиях глобализации мировой экономики и международного разделения труда возрастают потоки грузов сырья и готовой продукции в международном сообщении, в том числе транзитом по территории сопредельных государств. По самым скромным оценкам в ближайшие годы товарообмен между отдельными странами и регионами будет только возрастать.
Транспортные системы регионов России выполняют большой объем работы по перевозке грузов и пассажиров. Они участвуют в процессе местного воспроизводства, обеспечивая доставку сырья и готовой продукции внутри региона и за его пределы, с участием элементов региональной автотранспортной системы обслуживаются международные и межрегиональные транзитные потоки.
Принимая во внимание размеры территории страны, расположение ресурсных и перерабатывающих баз, характер хозяйственных связей и расселения населения, становится очевидным, что дальнейшее социально-экономическое развитие России в значительной мере будет зависеть от скорости и экономичности межрегиональных сообще-
ний, выполняемых по транспортным системам транзитных регионов. Повышение эффективности межрегиональных сообщений способно качественно изменить характер размещения и взаимодействия производительных сил, позволит создать новые экономические центры, расширить площадь территорий Российской Федерации, вовлеченных в активный экономический оборот, увеличить объем внутреннего рынка и расширить рынки сбыта отечественной продукции за пределами страны [1].
В связи с активным участием России в интеграционных процессах с зарубежными странами заметно возрастают объемы международных перевозок грузов внешней торговли транзитом по транспортным системам приграничных регионов. Задача реализации внешнеэкономического потенциала страны обуславливает необходимость повышения эффективности внешнеэкономического транзита.
Развитие транзитного потенциала транспортных систем регионов имеет огромное социальноэкономическое и геополитическое значение. Однако современное состояние транспортных систем многих транзитных регионов страны не позволяет в полной мере обеспечить высокую эффективность транзитных перевозок.
Роль Челябинской области в обслуживании транзитных грузовых и пассажирских потоков обусловлена, прежде всего, ее географическим положением. По территории Челябинской проходит граница двух географических континентов □ Европы и Азии, и пересекаются автодорожные магистрали СУралП и «Байкал» связывающие Западную и Восточную части России. Здесь же происходит пересечение широтных магистралей в направлении Восток □ Запад с меридиональными в направлении Север □ Юг. Через Челябинскую область следуют потоки грузов с За-
* Статья подготовлена при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кялпы инновационной России ня 2009Г2013 голыП(№ 16.740.11.0520).
Управление инвестициями и инновационной деятельностью
падной части России в северные районы Тюменской области; в южном направлении следуют грузы в страны Центральной и Восточной Азии. В перспективе рассматривается добавление нового магистрального направления, которое будет брать начало в Челябинской области. Сегодня интенсивно разрабатывается трансуральский меридиональный транспортный коридор «Урал Промышленный □ Полярный Урал» Комплексная реализация проекта позволит обеспечить кратчайшее транспортное сообщение промышленно развитых районов среднего и южного Урала с ресурсной базой Полярного Урала и Западно-Сибирского региона; существенно снизить расходы грузоотправителей; вовлечь в хозяйственный оборот твердых полезных ископаемых, в которых сегодня испытывают острую нехватку промышленные предприятия региона, на общую сумму примерно в 200 миллиардов долларов США. Кроме этого, реализация проекта даст мощный толчок развитию машиностроительного комплекса, развитию газо- и нефтепереработки, лесозаготовки и лесопереработки в районах прохождения магистрали [2].
За период с 2007 по 2010 гг. общее количество транспортных средств, прошедших через Российско-Казахстанскую границу в пределах Челябинской области увеличилось на 47 % (с 58 779 до 86 388 ед.). При этом общее количество перевозимых данными транспортными средствами грузов увеличилось на 39,5 % (с 323 484 до 451 348 т).
Основными странами-отправителями транзитных грузопотоков, проходящих через Челябинскую область, являются страны азиатского направления □ Казахстан, Киргизия и Китай. В табл. 1 приведены сведения о распределении транзитных грузопотоков по основным странам-отправителям.
Основными странами-отправителями транзитных грузопотоков, проходящих через Челябинскую область в европейском направлении, являются Казахстан, Киргизия и Китай.
Основными странами-получателями транзитных грузопотоков, проходящих через Челябинскую область, являются страны европейского направления □ Германия, Литва и др. В табл. 2 приведены основные страны-получатели транзитных грузопотоков.
Транзитный потенциал транспортной системы рассматривается как важнейшая интегрированная характеристика ее состояния и уровня развития. Транспортная система будет «привлекательной П для транзита, если она в комплексе обеспечивает высокую эффективность сообщений, которая характеризуется, в первую очередь, большими пропускными и провозными способностями, низкими издержками, высокой скоростью, безопасностью, дополнительным сервисом. Значительная часть научных исследований по проблемам формирования и развития транспортных систем затрагивает вопросы использования преимуществ отдельных видов транспорта и их взаимодействия, конфигурации и технических
характеристик транспортных сетей, состава и мощности транспортно-технологической инфраструктуры, но не в аспекте системной интеграции возможностей транспортной системы региона для увеличения пропуска транзитного трафика.
Основные факторы, определяющие загрузку транспортной системы международными транзитными потоками, разделяются на две группы [2].
1. Экзогенные факторы, действующие на макроуровне (внешний аспект):
□ общие тенденции развития и взаимодействия международных экономических систем;
□ расположение территории страны относительно глобальных экономических центров;
□ положение и роль страны в международном экономическом сообществе;
□ территориальная и видовая структура международных перевозок;
□ степень интеграции национальной транспортной системы в единую международную транспортную систему;
□ политический риск (партнерские отношения с сопредельными государствами, расположенными в «ёуслеП прохождения транзитных грузопотоков, стабильность политического режима в этих странах);
□ внутриполитическая стабильность и безопасность транспортных коридоров;
□ доступность зарубежных экономик для инвестиций, интеграционных процессов, рыночной конкуренции (в свете предстоящего вступления Росси в ВТО данный фактор приобретает большое значение);
□ инфраструктурные факторы (территориальное расположение транспортных коммуникаций страны относительно глобальных экономических центров; организация стыковых соединений между транспортными системами различных государств; техническая согласованность транспортных систем сопредельных государств, согласование технических параметров транспортных средств и путей сообщения, соответствие подвижного состава техническим, экологическим и другим требованиям национальных стандартов).
2. Эндогенные факторы, действующие на микроуровне (внутренний аспект):
□уровень развития транспортной инфраструктуры (развитая конфигурация и высокая пропускная способность национальной транспортной сети, расположение и перерабатывающая мощность пунктов взаимодействия различных видов транспорта и др.);
□ экономическая эффективность (транзит должен обеспечивать экономическую выгоду пользователям транспортной системы в размере, превышающем выгоду по альтернативным маршрутам);
□ использование современных технологий и сервиса (бесперегрузочные технологии транспортировки, логистический сервис и др.);
Ларин О.Н., Вязовский В.В. Развитие транзитного потенциала транспортной
системы как фактор повышения предпринимательской активностиП
Таблица 1
Распределение транзитного грузопотока по странам-отправителям
Страна Количество деклараций, шт. Количество груза, брутто, кг Соотношение по странам-отправителям, %
Казахстан 1 577 23 608 175 78,34
Киргизия 243 5 045 770 16,74
Китай 429 1 422 812 4,72
Другая 23 60 692 0,20
Итого 2 272 30 137 449 100
Таблица 2
Распределение транзитного грузопотока по странам-получателям
Страна Количество деклараций, шт. Количество груза, брутто, кг Соотношение по странам-получателям, %
Г ермания 605 11105176 37,93
Литва 210 3762189 12,85
Чехия 161 3241560 11,07
Турция 153 3081709 10,53
Украина 102 1582881 5,41
Другое 2059 6503207 22,21
Итого 3290 29276722 100
□ развитая система пограничных переходов и эффективность таможенных технологий (расположение таможенных пунктов пропуска через государственную границу в местах наибольшей концентрации транзитных грузопотоков, в транспортных узлах и терминалах, высокая производительность таможенного контроля, снижение простоев на границах);
□ безопасность транспортных сообщений (безусловная сохранность груза, защищенность экипажа, отсутствие расходов на «Административные барьеры»).
Международный транзит рассматривается в качестве разновидности экспорта транспортных услуг, предоставляемых национальными компаниями грузовладельцу и перевозчику при следовании груза и транспортного средства по территории России. Набор этих услуг на мировом рынке постоянно расширяется, совершенствуется и зависит от уровня развития транспортной инфраструктуры. Прежде всего, это услуги перевозчиков, экспедиторов, связистов и т. п. Кроме того, транзит способствует развитию различных сопутствующих услуг: торговля и питание; ремонт и сервисное обслуживание транспортных средств; гостиничный сервис и др.
Уровень реализации транзитного потенциала транспортной системы зависит не только от технических характеристик транспортных средств, сетей и инфраструктуры. В значительной мере возможности пропуска транспортных потоков зависят от решений по согласованию параметров потоков, их координации и интеграции. Для решения подобных задач используются положения теории транспортной логистики, в соответствии с которой с позиции системного подхода интегрируются многочисленные операции процесса достав-
ки грузов от отправителя до получателя с целью обеспечения заданных параметров конкретных критериев эффективности.
Решение задачи развития транзитного потенциала транспортной системы региона требует от предпринимателей использования инновационной стратегии ведения бизнеса.
Согласно [3] предпринимательство □ это принципиально новый тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты. Цель инновационной стратегии
□ это достижение уровня транзитных услуг (по качеству и стоимости), соответствующего запросам потребителей, и увеличение привлекательности транспортной системы для пропуска транзитного потока. Следовательно, стратегия предусматривает наличие цели и средств ее достижения.
Стратегия развития может быть охарактеризована через:
□ масштаб бизнеса. Данная характеристика охватывает такие стратегические составляющие, как уровень сервиса, потребители, партнеры по бизнесу, организационные активы, ТОП-характеристики и ключевые компетенции;
□ конкурентный облик. Стремление любого участника рынка транспортных услуг отличить себя от конкурентов приводит к формированию облика. Дифференциация по ценности для потребителей может быть осуществлена через широту сервисных услуг, провозные возможности магистралей продукта, обслуживание потребителей в терминальных узлах, имидж и другое;
□ рыночные цели. Формирование рыночных целей предполагает определение стратегических
Управление инвестициями и инновационной деятельностью
намерений, долгосрочных и краткосрочных целей и оперативных задач.
Все множество разнообразных стратегий может быть объединено в три группы, которые имеют общие характеристики изменений элементов стратегии, образующих ее специфичную форму. Выделяют три формы стратегий: инновационную, обновления и постепенного совершенствования [4].
Инновационная стратегия основывается на использовании совершенно новых продуктов или решений, которые формируют новый потребительский запрос или новую функциональность. Инновационная стратегия создает для компании абсолютное преимущество перед конкурентами, то есть для компании открывается новая рыночная ниша, что позволяет ей добиться высоких финансовых и рыночных результатов.
Такие преобразования в бизнесе затрагивают все элементы стратегии, изменение каждого из которых должно осуществляться комплексно, в тесной связи с изменениями других элементов: масштаб бизнеса задается через новые услуги, создающие новые потребительский запрос или функциональность, реализация которых связывается с созданием или изменением облика фирмы, ее продукции, при этом целевые установки компании, как правило, задаются стратегической перспективой, которая обеспечивает ей положение лидера на соответствующем рынке.
Концептуальные основы развития транзитного потенциала транспортных систем регионов включают реконфигурацию сети региональных и местных дорог, обеспечивающую снижение нагрузки внутрирегиональных сообщений на федеральные сети; обоснование параметров обходных дорог с учетом влияния внутрирегиональных сообщений на условия движения транзитного транспорта на подходах федеральных дорог к населенным пунктам; создание транзитных транспортных узлов, выполняющих функции по интеграции транзитных грузопотоков с учетом их неравномерности по направле-
ниям, и обеспечивающих высокую степень загрузки транзитного транспорта [5].
Реализация концептуальных направлений развития транзитного потенциала транспортных систем обеспечивается за счет использования следующих моделей и методов оптимизации автотранспортных сетей регионов: методы расположения транзитных терминалов, обеспечивающих интеграцию транзитных грузопотоков с учетом топологии размещения объектов транзитных транспортных связей, объемов и расстояний транзитных перевозок по критерию минимального грузооборота; методы размещения внутрирайонных и межрайонных дорожных узлов на транспортной сети региона, обеспечивающие снижение нагрузки внутрирегиональных сообщений на федеральные дороги при минимальной протяженности сети региональных дорог; модель обоснования оптимальных параметров обходных дорог населенных пунктов, при которых обеспечиваются минимальная продолжительность движения транзитного транспорта по обходу.
Литература
1. Ларин, О.Н. Теоретические аспекты развития транзитного потенциала транспортных систем / О.Н. Ларин // Транспорт Урала. □ 2008. □ № 2(17). □ С. 10U5.
2. Ларин, О.Н. Транзитный потенциал Челябинской области: проблемы и перспективы / О.Н. Ларин // Вестник ЮУрГУ. Серия □Экономика□ □2006. □Вып. 6. □№ 12(67). □ С. 244Ш7.
3. Ларин, О.Н. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие / О.Н. Ларин.
□ Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. □ 107 с.
4. Фаэй, Л. Курс МВА по стратегическому менеджменту; пер. с англ. / Лайм Фаэй, Роберт Рэн-делл (ред.). □М.: Альпина Паблишер, 2002. □ 608 с.
5. Ларин, О.Н. Развитие транзитного потенциала автотранспортных систем регионов: монография / О.Н. Ларин, А.П. Приходько, В.Д. Шепелев, А. А. Кажаев. □М.: ВИНИТИ РАН, 2010. □344 с.
Поступила в редакцию 20 октября 2011 г.
Ларин Олег Николаевич. Доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Эксплуатация автомобильного транспорта Ц Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов □ транзитный потенциал транспортных систем. E-mail: larin_on@mail.ru
Larin Oleg Nikolaevich is a Doctor of Science (Economics), an Assistant Professor, head of the Operation of Motor Transport Department of South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: transit potential of transportation systems. E-mail: la-rin_on@mail .ru
Вязовский Валерий Владимирович. Старший преподаватель кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта» Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов □ транзитный потенциал транспортных систем. E-mail: trans@susu.ac.ru
Vyazovskiy Valeriy Vladimirovich is a senior teacher of the Operation of Motor Transport Department of South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: transit potential of transportation systems. E-mail: trans@susu.ac.ru