Научная статья на тему 'Интеграция грузопотоков в транзитных транспортных узлах'

Интеграция грузопотоков в транзитных транспортных узлах Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
414
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ / ТРАНЗИТ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ПРОВОЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ПОРОЖНИЙ ПРОБЕГ / TRANSIT HUBS / TRANSIT / TRANSPORT SYSTEM / TRAFFIC CAPACITIES / EMPTY MILEAGE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Альметова Злата Викторовна

Рассмотрены вопросы повышения эффективности транзитных грузовых перевозок за счет сокращения порожних пробегов автомобилей. Рассматриваются способы оценки уровня провозных возможностей транспортной системы при интеграции грузопотоков в транзитных транспортных узлах с учетом их неравномерности по направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Альметова Злата Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of the freight traffic in transit transport hubs

The article deals with the improvement of freight transit transportation efficiency by means of empty mileage reduction. The article also discusses ways to assess the level of freight capacity of the transport system with the integration of freight traffic with an account of their irregular directions.

Текст научной работы на тему «Интеграция грузопотоков в транзитных транспортных узлах»

Краткие сообщения

УДК 656.135 + 656.136

ИНТЕГРАЦИЯ ГРУЗОПОТОКОВ В ТРАНЗИТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ УЗЛАХ*

З.В. Альметова

Рассмотрены вопросы повышения эффективности транзитных грузовых перевозок за счет сокращения порожних пробегов автомобилей. Рассматриваются способы оценки уровня провозных возможностей транспортной системы при интеграции грузопотоков в транзитных транспортных узлах с учетом их неравномерности по направлениям.

Ключевые слова: транспортный узел, транзит, транспортная система, провозные возможности, порожний пробег.

Транспортный узел рассматривается в качестве одного из основных элементов транспортной системы и является разновидностью более общего понятия - транспортный пункт, под которым понимается место выполнения погрузочно-разгрузочных операций с грузами или посадки-высадки пассажиров в транспортное средство [2]. Транспортный узел - это комплекс транспортных и технологических средств, обеспечивающих концентрацию транспортных потоков на относительно узком географическом направлении, и взаимодействие нескольких видов транспорта, обслуживающих различные магистральные направления. В транспортном узле магистральные пути отдельных видов транспорта заканчиваются, а грузы с них переходят на другие виды магистрального транспорта.

Для современных экономических условий характерен высокий уровень неравномерности по направлениям объемов грузовых потоков, следующих в международном и межрегиональном сообщениях, что является основной причиной высокой доли порожних транспортных средств, следующих по направлениям с наименьшим объемом перевозок [1]. Большинство таких грузов следует транзитом по транспортным системам отдельных стран и регионов.

Транспортные системы некоторых регионов страны, например, Челябинской области, являются своеобразными «перекрестками» магистральных путей сообщения различных видов транспорта, по которым перевозятся рассогласованные по направлениям и мощности объемы транзитных грузов. По официальным статистическим данным неравномерность по направлениям транзитного грузопотока, проходящего через международный автомобильный пункт пропуска «Бугристое», расположенный в Челябинской области на границе с

Республикой Казахстан, в среднем достигает 4-кратного размера. Согласно данным о загрузке автомобилей, проходящих транзитом через МАПП «Бугристое», доля порожних автомобилей, следующих из Казахстана через Челябинскую область, в среднем составляет 82,8 %, доля порожних автомобилей, следующих через Челябинскую область в Казахстан, в среднем составляет 20,3 %.

Потенциальный уровень провозных возможностей транспортных систем Ц, необходимый для обслуживания транзитных грузопотоков между связанными взаимным грузообменом регионами, определяется объемом транзитного грузопотока Q по наиболее грузонапряженному направлению:

Цтах = Ц ©тах). (1)

В противоположном, менее грузонапряженном, направлении провозные возможности частично будут незадействованными [4]. Соответственно уровень избыточных (неиспользуемых) провозных возможностей транспортной системы может быть оценен коэффициентом неравномерности грузопотока по направлениям Пу между г-м ( е I) регионом отправления и у-м ( е I) регионом назначения, рассчитываемый через отношение разности между объемом исходящего из г-го региона ву-й регион грузопотока Qjj и объемом входящего

в г-й регион из у-го региона грузопотока Qjj , следующего в обратном (встречном) направлении, к максимальному объему грузопотока по одному из этих направлений:

(- О)

Пу =^, (2)

; О)

где г = 1, 2, ..., п - количество регионов отправления; ] = 1, 2,., т - количество регионов назначения.

* Статья подготовлена при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 - 2013 годы».

Альметова З.В.

Интеграция грузопотоков в транзитных транспортных узлах

Коэффициент неравномерности грузопотока по направлениям Пу в обобщенном виде характеризует величину потенциальной недозагрузки подвижного состава или долю порожнего транспорта в общем составе транзитного потока, следующего по направлению с наименьшим объемом грузопотока.

Если в структуре сообщений между регионами имеются разнонаправленные по максимальному значению грузопотоки, то за счет интеграции этих сообщений в транспортном узле, расположенном на территории транзитного региона, будет обеспечено повышение эффективности перевозок [5, 6]. Если для любого г-го региона характерны разнонаправленные по максимальной мощности транзитные грузопотоки с множеством других регионов, то выполняется следующее условие:

Е п

j=1

Е к

j=i

(3) т т

Существующие провозные возможности Ц, используемые транспортной системой для реализации сообщений г-го региона, при отсутствии их интеграции в транзитном транспортном узле являются функцией суммы объемов максимальных грузопотоков по всем направлениям перевозок с другими регионами:

т ^

Е arg max(Qj; Qt])

(4)

Потери в транспортной системе ДЦ при использовании провозных возможностей Цг по (4) являются функцией несбалансированных объемов по направлениям:

т

AWt = W (AQ.) = W.

Е (Qj - Qj)

= W

Е (arg max(Qj; Q) -Пу)

(5)

При использовании транзитного транспортного узла Т транспортной системе потребуются совокупные провозные возможности в объеме ЦТ, которые должны определяться для каждого участка между транспортным узлом и г-м регионом в отдельности с учетом объема транзитного грузопотока по наиболее грузонапряженному направлению на данном участке:

( Л ЦТ = Цт агвтах(Х О; Е О) . (6)

I У=1 М ^

Эффект от использования транзитного терминала образуется за счет снижения необходимых провозных возможностей Ц по (4) до уровня ЦТ\ по (6) на величину:

aw (T) = w t - wj

(7)

так как очевидно, что Ц > Ц г при соблюдении условия (3).

Коэффициент неравномерности по направлениям грузопотоков г-го региона П со всеми смежными у-и регионами в целом, реализуемых через транзитный транспортный узел Т, составит:

(

Л

Е Qj - Е Qj

V j=1

j=i

/

(8)

argmax(Е Qj; Е Qj)

j=i j=i

Потери в транспортной системе ДЦТг на участке между -м регионом и транспортным узлом Т являются функцией несбалансированных объемов по направлениям:

(^

Е оу - Е Оу

AW. = W. (AQ.) = W.

j=i

(9)

argmax(^ Q; £ Q )n[ v j=i j=i

и будут меньше, чем AWj по (5).

Задача определения места расположения транзитного транспортного узла по содержанию подобна задаче поиска места расположения распределительного центра (склада) в регионе, координаты которого определяются из условия минимума транспортной работы на перевозку грузов от поставщиков к потребителям по аналогии, как определяются координаты «центра тяжести» физической системы, но имеет особенности [3].

Таким образом, транзитный транспортный узел целесообразно размещать в транзитных регионах, транспортные системы которых обеспечивают перераспределение разнонаправленных по максимальной грузонапряженности грузопотоков на участках максимальной протяженности, по которым обслуживаются совмещенные грузопотоки между различными регионами.

При интеграции транспортных сообщений в транспортных узлах следует учитывать, что транзитные комплексы, обслуживающие межрегиональные транспортные связи, часто располагаются в крупных населенных пунктах, что приводит к транзитной нагрузке на местную транспортную сеть. Данная нагрузка значительно возрастает, если транспортный узел выполняет функции распределительного центра для нескольких регионов.

Литература

1. Горяев, Н.К. Экономическая целесообразность использования транзитных провозных возможностей транспорта / Н.К. Горяев // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». -2011. - Вып. 20. - № 41 (258). - С. 178-180.

2. Ларин, О.Н. Закономерности формирования транзитного потенциала: научная монография / О.Н. Ларин, Н.К. Горяев, З.В. Альметова. -Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2012. -188 с.

Серия «Экономика и менеджмент», выпуск 24

181

Краткие сообщения

3. Ларин, О.Н. Интегрированная модель транспортной системы регионов Российской Федерации /Л.Б. Миротин, О.Н. Ларин // Транспорт: наука, техника, управление. — 2008. — № 1. — С. 25—27.

4. Ларин, О.Н. Методологические аспекты интеграции различных видов транспорта в единую систему / О.Н. Ларин //Вестник транспорта. — 2007. — № 7 — С. 10—13.

5. Ларин, О.Н. Некоторые особенности оценки провозных возможностей автотранспортных систем регионов при обслуживании международных грузопотоков / О.Н. Ларин // Транспорт: наука, техника, управление. - 2008. - № 9. - С. 24-27.

6. Ларин, О.Н. Теоретические аспекты развития транзитного потенциала транспортных систем / О.Н. Ларин // Транспорт Урала. - 2008. -№ 2(17). - С. 10-15.

Поступила в редакцию 5 сентября 2012 г.

Альметова Злата Викторовна. Аспирант очной формы обучения, старший преподаватель кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта», ЮжноУральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - транспортные системы. Контактный телефон: 8 (351) 267-91-21, 8-950-725-3015, e-mail: [email protected]

Zlata V. Almetova is a full-time postgraduate, senior teacher of automobile transport exploitation department, South Ural State University (Chelyabinsk). The area of academic interests - transport systems. Contact telephone number: +7(351) 267-91-21, +7-950-72530-15, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.