Научная статья на тему 'Перспективы развития трансграничного складского бизнеса в условиях реализации проекта "Один пояс-один путь"'

Перспективы развития трансграничного складского бизнеса в условиях реализации проекта "Один пояс-один путь" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКЛАДСКОЙ БИЗНЕС / ЛОГИСТИКА / КИТАЙ / РОССИЯ / ПЕРСПЕКТИВЫ / "ОДИН ПОЯС-ОДИН ПУТЬ" / ТЕНДЕНЦИИ / СОСТОЯНИЕ / ДИНАМИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПОТЕНЦИАЛ / ТРАНЗИТ / ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / WAREHOUSING BUSINESS / LOGISTICS / CHINA / RUSSIA / PROSPECTS / " ONE BELT ONE WAY" / TRENDS / STATE / DYNAMICS / ENTREPRENEURSHIP / POTENTIAL / TRANSIT / TRANSIT POTENTIAL / NATIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лю Сюцзюань

Стремительные изменения в геоэкономической обстановке потребовали преобразований стратегий крупнейших экономик мир. Изменения затронули также экономику Китая и России. Реализация долгосрочной внешнеэкономической стратегии Китая включает в том числе внедрение крупных инфраструктурных проектов. К таковым относится мегапроект «Один пояс-один путь». Указанный мегапроект содержит существенный логистический, транзитный, инвестиционный и предпринимательский потенциал. Логистический потенциал проекта состоит в создании межгосударственных региональных и национальных макрологистических систем. Транзитный потенциал состоит в объединении большинства стран Евразийского и других континентов. В таких условиях создаются предпосылки для реализации бизнес-потенциала реализации мегапроекта. Статья посвящена решению научной задачи определению перспектив развития трансграничного складского бизнеса в условиях реализации мегапроекта «Новый шелковый путь» («Один пояс-один путь»). Раскрыты предпосылки интенсификации торгово-экономических отношений Китая и России. Установленные предпосылки одновременно становятся фактором, свидетельствующем о позитивных перспективах развития рынка логистики, расширения уже существующих и вновь образуемых рыночных ниш. Определено положение Китая и России на мировом рынке логистических услуг. Раскрыты общие и особенные факторы, определяющие перспективы развития трансграничного складского бизнеса в условиях реализации проекта «Один пояс-один путь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF CROSS-BORDER WAREHOUSING BUSINESS IN THE CONTEXT OF THE PROJECT "ONE BELT - ONE ROAD"

Rapid changes in the geo-economic environment demanded the transformation of the strategies of the largest economies in the world. The changes also affected the economies of China and Russia. The implementation of China’s long-term foreign economic strategy includes the introduction of large infrastructure projects. These include the One Belt-One Way Megaproject. The specified megaproject contains significant logistic, transit, investment and business potential. The logistic potential of the project is to create interstate regional and national macrologistical systems. The transit potential consists in the unification of most countries of the Eurasian and other continents. In such conditions, prerequisites are created for the realization of the business potential of the mega-project. The article is devoted to solving the scientific problem determining the prospects of development of cross-border warehouse business in the conditions of implementation of the mega-project "New silk road" ("one belt-one road"). The prerequisites for the intensification of trade and economic relations between China and Russia are revealed. The established prerequisites at the same time become a factor indicating the positive prospects for the development of the logistics market, the expansion of existing and newly formed market niches. The position of China and Russia in the world market of logistics services is defined. The General and special factors determining prospects of development of cross-border warehouse business in the conditions of realization of the project "one belt-one way"are opened.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития трансграничного складского бизнеса в условиях реализации проекта "Один пояс-один путь"»

экономические науки

Лю Сюцзюань ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ...

УДК 330:658.78

DOI: 10.26140/anie-2019-0801-0044

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСГРАНИЧНОГО СКЛАДСКОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ОДИН ПОЯС-ОДИН ПУТЬ»

© 2019

Лю Сюцзюань, магистр, старший преподаватель Суйхуаский университет (Китай, Провинция Хэйлунцзян, Суйхуа, Желтая речная дорога, 18, elmakli@yandex.ru)

Аннотация. Стремительные изменения в геоэкономической обстановке потребовали преобразований стратегий крупнейших экономик мир. Изменения затронули также экономику Китая и России. Реализация долгосрочной внешнеэкономической стратегии Китая включает в том числе внедрение крупных инфраструктурных проектов. К таковым относится мегапроект «Один пояс-один путь». Указанный мегапроект содержит существенный логистический, транзитный, инвестиционный и предпринимательский потенциал. Логистический потенциал проекта состоит в создании межгосударственных региональных и национальных макрологистических систем. Транзитный потенциал состоит в объединении большинства стран Евразийского и других континентов. В таких условиях создаются предпосылки для реализации бизнес-потенциала реализации мегапроекта. Статья посвящена решению научной задачи - определению перспектив развития трансграничного складского бизнеса в условиях реализации мегапроекта «Новый шелковый путь» («Один пояс-один путь»). Раскрыты предпосылки интенсификации торгово-экономических отношений Китая и России. Установленные предпосылки одновременно становятся фактором, свидетельствующем о позитивных перспективах развития рынка логистики, расширения уже существующих и вновь образуемых рыночных ниш. Определено положение Китая и России на мировом рынке логистических услуг. Раскрыты общие и особенные факторы, определяющие перспективы развития трансграничного складского бизнеса в условиях реализации проекта «Один пояс-один путь».

Ключевые слова: складской бизнес, логистика, Китай, Россия, перспективы, «Один пояс-один путь», тенденции, состояние, динамика, предпринимательство, потенциал, транзит, транзитный потенциал, национальная экономика.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF CROSS-BORDER WAREHOUSING BUSINESS IN THE CONTEXT OF THE PROJECT «ONE BELT - ONE ROAD»

© 2019

Liu Xiujuan, Master, Senior Lecturer

Suihua University

(China, Heilongjiang Province, Suihua, Yellow River Road, 18, elmakli@yandex.ru)

Abstract. Rapid changes in the geo-economic environment demanded the transformation of the strategies of the largest economies in the world. The changes also affected the economies of China and Russia. The implementation of China's long-term foreign economic strategy includes the introduction of large infrastructure projects. These include the One Belt-One Way Megaproject. The specified megaproject contains significant logistic, transit, investment and business potential. The logistic potential of the project is to create interstate regional and national macrologistical systems. The transit potential consists in the unification of most countries of the Eurasian and other continents. In such conditions, prerequisites are created for the realization of the business potential of the mega-project. The article is devoted to solving the scientific problem - determining the prospects of development of cross-border warehouse business in the conditions of implementation of the mega-project "New silk road" ("one belt-one road"). The prerequisites for the intensification of trade and economic relations between China and Russia are revealed. The established prerequisites at the same time become a factor indicating the positive prospects for the development of the logistics market, the expansion of existing and newly formed market niches. The position of China and Russia in the world market of logistics services is defined. The General and special factors determining prospects of development of cross-border warehouse business in the conditions of realization of the project "one belt-one way"are opened.

Keywords: warehousing business, logistics, China, Russia, prospects, " one belt - one way», trends, state, dynamics, entrepreneurship, potential, transit, transit potential, national economy.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Изменение геоэкономической обстановки спровоцировало заметные трансформации в международной системе торгово-экономических отношений. Китай и Россия, став основными целями американской протекционистской и санкционной политики, пересматривают направления и стратегические приоритеты долгосрочных торгово-экономических отношений.

Китай в таких условиях диверсифицирует свою внешнеторговую политику, выстраивая экономические отношения с ближайшими соседями в Азиатском регионе и странами Европы. Одним из основных партнеров Китая, взаимоотношения с которым направлены на реализацию транспортно-логистического потенциала страны, становится Россия.

В последние годы наблюдается активизация торгово-экономических отношений между Китаем и Россией по двум основным направлениям:

а) взаимные поставки китайской и российской продукции на внутренние рынки;

б) использование транзитного потенциала стран для осуществления поставок в третьи страны.

Анализ данных внешнеэкономической деятельности

Китая и России [1] свидетельствует об активизации торгово-экономических отношений стран (таблица 1).

Ускорение товарооборота между Китаем и Россией неизбежно делает значимыми вопросы обеспечения эффективного грузопотока между странами и при осуществлении крупных транспортно-логистических проектов, направленных на реализацию транзитного потенциала государств. В таких условиях появляются новые перспективные рыночные ниши, требующие внимания, в частности, связанные с функционированием рынка транспортно-логистических услуг.

Развитие китайско-российских отношений и логистической системы между странами ввиду значимости данных направлений становится объектом внимания китайских и российских ученых. В частности, можно выделить публикации последних лет таких авторов как Х. Ван [2], Ф.А. Гатагонова [3], Ц. Гуань и В.Ф. Лукиных [4], О. Дунаев [5], А.Г. Ким [6], Э.А. Коновалов [7], А.А. Сурин [8], Х. Чжао [9] и других.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью настоящего исследования является оценка перспектив развития отдельных ниш рынка транспортно-логистических услуг, в том числе складского бизнеса в условиях развития крупных транзитных проектов Китая.

Liu Xiujuan PROSPECTS ..

economic sceinces

Таблица 1 - Показатели внешнеторгового взаимодействия Китая и России, 2013 - 2017 гг.

Обобщенная группа Показатель ед. изм. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Совокупный импорт Китая из других стран мира млрд. 1950,0 1959,2 1679,6 1587,9 1843,8

Совокупный импорт России из других стран мира млрд. 314,9 286,6 182,8 182,3 228Д

Сводные Совокупный экспорт Китая в другие страны мира млрд. 2209,0 2209,0 2209,0 2209,0 2209,0

экспортно-импортных Совокупный экспорт России в другие страны млрд. 527,3 497,8 343,9 285,5 359,2

операции мира

Внешнеторговый оборот млрд. 4159,0 4168,2 3888,6 3796,9 4052,8

Внешнеторговый оборот млрд. 842,2 784,5 526,7 467,8 587,4

Импорт товаров в Китай из млрд. 39,7 41,6 33,3 32,3 41,4

Экспорт из Китая в Россию млрд. 49,6 53,7 34,8 37,3 42,8

Внешнеторговый оборот Китая и России млрд. 89,3 95,3 68,0 69,6 84,2

Удельный вес импорта

Частные китаиских товаров в совокупном российском импорте % 15,7 18,7 19,0 20,5 18,8

внешнеторго Удельный вес импорта российских товаров в совокупном китайском % 2,0 2,1 2,0 2,0 2,2

Китая и импорте

России Удельный вес

внешнеторгового оборота Китая и России во внешнеторговом обороте % 2 2 2 2 2

Удельный вес

внешнеторгового оборота Китая и России во % 10.6 12.1 12.9 14.9 14,3

внешнеторговом обороте

Источник: рассчитано автором на основе данных ITC [1]

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Динамичное развитие китайской экономики в последние годы существенно видоизменило структуру международного рынка логистических услуг, особенно в азиатском и евроазиатском регионах. Изменение структуры и динамики развития рынка транспортно-логистических услуг и его отдельных ниш происходит также под влиянием реализации межрегиональных транзитных проектов, к которым, несомненно, можно отнести проект «Один пояс-один путь».

Важная роль в проекте «Один пояс-один путь» отводится вопросам развития транспортных коридоров, транзита и логистики - данное обстоятельство становится предпосылкой позитивных перспектив развития отдельных рыночных ниш, в частности складского бизнеса в отношениях между Китаем и Россией [10-13].

Проект «Один пояс-один путь» содержит в себе значительный логистический, транзитный, инвестиционный и предпринимательский потенциал. Логистический потенциал проекта состоит в том, что на его основе будут создаваться межгосударственные региональные и национальные макрологистические системы. Транзитный потенциал состоит в одной из основных задач «Одного пояс-одного пути» - объединения большинства стран Евразийского и других континентов, населением около 4,4 млрд. чел. [14] Инвестиционный потенциал проект состоит в готовности стран, участвующих в его реализации, финансировать отдельные элементы логистической системы, охватывающей новый путь - по данным на 2017 г. инициатива была поддержана более чем 100 государствами, подписано 46 соглашений о совместных проектах в рамках проекта [15]. Наконец, проект содержит значимый предпринимательский потенциал, состоящий в возможностях крупных, средних и небольших форм бизнеса осуществлять свою деятельность на расширяющихся или вновь образуемых рыночных нишах. К таковым относятся преимущественно виды предпринимательской деятельности, связанные с функционированием региональных и межрегиональных транспортно-логистических систем:

- перевозка пассажиров и грузов в пределах нового пути;

- аренда транспортных средств;

- обслуживание транспортных средств;_

- складирование грузов;

- деятельность транспортных и логистических компаний;

- деятельность таможенных брокеров;

- погрузочно-разгрузочные услуги и др.

В числе прочих существенным потенциалом в условиях развития проекта «Один пояс-один путь» обладает складской бизнес, состоящий в хранении и складировании товаров. Рынок складских услуг является непосредственной составляющей рынка транспортно-логистических услуг, поэтому его перспективы целесообразно оценивать, учитывая тенденции международного рынка транспортно-логистических услуг. Безусловно, кроме этого, стимулирующее влияние на складской бизнес будет оказывать реализация мегапроекта «Один пояс-один путь».

Согласно данным экономических исследований международного рынка транспортно-логистических услуг, в последнее время он характеризуется позитивной динамикой [16]. Китайский и российский рынки транс-портно-логистических услуг тесно интегрированы в мировой рынок и тенденции, характерные для международных торгово-экономических отношений, не могут не оказывать влияние на взаимосвязанные рынки.

Развитию рынка транспортно-логистических услуг способствует рост экспортно-импортных операций как в международном транзитном пространстве, так и на отдельных внутренних рынках, в том числе китайском и российском рынках транспортно-логистических услуг. Рост импорта и инвестиционного спроса в последние годы, наблюдавшийся как в развитых, так и в развивающихся экономиках, послужил одной из основных причин ускорения развития рынка транспортно-логистических услуг. Одним из основных обобщающих индикаторов состояния мирового рынка транспортно-логистических услуг может служить объем контейнерных перевозок, поскольку, как правило, такие перевозки осуществляется в рамках оказания интермодальных транспортно-логи-стических услуг. Таким образом, международный объем контейнерных перевозок демонстрирует состояние конкретных рынков транспортно-логистических услуг. На основе данных Всемирного Банка [17] нами составлен сравнительный анализ объемов перевозок контейнеров в Китае и России за последние 10 лет (таблица 2).

Таблица 2 - Темпы прироста/убыли контейнерных перевозок Китая и России в 2008 - 2017 гг., %

Китай Россия Мировой рынок контейнерных перевозок

1 1 1 3 i а к § а 1 i

Год а и Р ^ Э Р Р * э Р Р Ь

I Я S а s S. о удельный вес перевозе I g-S темпы приро< (к 2007 г 1S1 = s - Ï g-S Си В

2008 г. 115,9 11,7 11,7 22,5 3,4 13,8 13,8 0,7 516,2 5,4 5.4

2009 г. 108,8 -6,2 4,8 23,0 2,4 -28,0 -18,0 0,5 472,2 -8,5 -3,6

2010 г. 143.0 31.4 37,7 25,5 3=6 49,2 22,3 0,6 560,2 18.6 14.4

2011г. 157,4 10,1 51,6 26,0 4,3 18,6 45,1 0,7 606,2 8,2 23,8

2012 г. 166,5 5,8 60,4 26,3 4,6 6,2 54,0 0,7 634,3 4,6 29,5

2013 г. 175,9 5,7 69,5 26,8 5,5 20,5 85,5 0,8 656,3 3,5 34,0

2014 г. 186,7 6,1 79,8 21,2 5,2 -6,1 74 Д 0,8 687,1 4,7 40.3

2015 г. 195,3 4,6 88,1 28,1 3,9 -25,3 30,1 0,6 695,8 1,3 42.1

2016 г. 199,6 2,2 92,2 28,1 3,9 1,4 31,9 0,6 710,1 2,0 45.0

2017 г. 213,7 7,1 105,9 28,4 4,5 15,6 52,4 0,6 752,7 6,0 53,7

Источник: рассчитано по данным Всемирного Банка Таким образом, значимость перевозок грузов, оказания других транспортно-логистических услуг в КНР в последние годы возрастает в сравнении с состоянием рынка международных транспортно-логистических услуг - по итогам 2017 г. удельный вес контейнерных перевозок, осуществленных участниками внешнеэкономической деятельности Китая составил 28,4% от мирового объема. Российский рынок транспортно-ло-гистических услуг в части оказания интермодальных

206

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2019. Т. 8. № 1(26)

экономические науки

Лю Сюцзюань ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ...

услуг пока не показывает такой динамики, что говорит о скрытом потенциале роста отдельных видов транспор-тно-логистических услуг и видов предпринимательской деятельности в связи с реализацией крупных проектов, способствующих использованию транзитного потенциала России. В таких условиях будет возрастать сегмент рынка складских услуг и позитивными видятся перспективы складского бизнеса, осуществляемого во взаимодействии с китайскими транспортно-логистическими компаниями.

В структуре мирового рынка транспортно-логисти-ческих услуг преобладает оказание услуг по грузоперевозке и экспедиторских услуг (54%), значимая часть приходится на комплексные логистические решения (28%), оставшаяся часть рынка распределяется между логистическими организациями, оказывающими управленческие услуги (18%). Такая структура рынка является усредненной по мировому рынку транспортно-логи-стических услуг, состояние китайского и российского рынков в этом смысле несколько отличается. В обоих рынках большая часть приходится на оказание услуг по грузоперевозке и экспедиторские услуги, но динамично развивается сегмент комплексных логистических решений, включающий в том числе рыночную нишу складских услуг [18].

Китайский рынок логистических услуг динамично развивается, что также является одним из факторов, определяющих позитивные перспективы трансграничного складского бизнеса в условиях реализации проекта «Один пояс-один путь». Как показывают исследования, спрос на доставку и хранение товаров превышает предложение, а транспортно-логистические компании Китая испытывают дефицит мощностей [19].

К наиболее перспективным направлениям трансграничного складского бизнеса в условиях развития проекта «Один пояс-один путь» можно отнести:

- индивидуализация складских услуг, в том числе путем создания складов типа «build-to-suit» - или складов, построенных под конкретного заказчика;

- создание складов и складских комплексов, характеризующихся стратегически интересной для участников внешнеэкономической деятельности локацией (близость основных подъездов различными видами транспорта к складу, близость к рынкам сбыта);

- создание технологически и инновационно развитых складов и логистических центров.

Перспективы трансграничного складского бизнеса в условиях развития проекта «Один пояс-один путь» определяются общими и особенными факторами. Если общие факторы были приведены выше и обусловливаются тенденциями развития мирового рынка транспор-тно-логистических услуг, то к числу особенных, специфических факторов, можно отнести:

- влияние на трансграничный складской бизнес технологических трендов в логистической сфере - появление и внедрение робототехники, беспилотников, внедрение облачных технологий;

- влияние электронной торговли на складской бизнес, при этом реализация мегапроекта «Один пояс-один путь» станет стимулом развития электронной торговли и роста потребности в складских услугах у участников внешнеэкономической деятельности;

- синергетический эффект, получаемый в результате реализации транзитного потенциала Китая, России и других стран, участвующих в реализации проекта «Один пояс-один путь».

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В заключение отметим, что перспективы трансграничного складского бизнеса в условиях развития мегапроекта «Один пояс-один путь» определяются, прежде всего, нереализованным транзитным потенциалом Китая и России в направлении стран Европы. Приоритеты и перспективы развития складского бизнеса будут определяться во многом и этим обсто-

ятельством.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. ITC Trade Map [Электронный ресурс] / ITC. URL - http://www. trademap.org/ (дата обращения 25.12. 2018)

2. Ван X. Стратегическое мышление по строительству экономического коридора Китай-Монголия-Россия //Этносоциум и межнациональная культура. 2018. № 5 (119). С. 104-122.

3. Гатагонова Ф.А. Торгово-экономическое приграничное сотрудничество между Россией и Китаем: предпосылки, проблемы и перспективы: автореф. дис. ... канд. Экон. Наук: 08.00.05, 08.00.14 / Гатагонова Фатима Алибековна. - Москва, 2008. - 30 с.

4. Гуань Ц., Лукиных В.Ф. Проблемы логистики и её развитие в торговле между регионами Китая и России // В сборнике: Логистика - евразийский мост материалы 12-й Международной научно-практической конференции. 2017. С. 326-330.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Дунаев О. Российско-китайская логистическая платформа: пространство сетевой кооперации //Логистика. 2015. № 10 (107). С. 32-39.

6. Ким А.Г. Факторы совершенствования логистики грузоперевозок из Южного Китая в Россию // Экономика и предпринимательство. 2015. № 8-1 (61). С. 87-95.

7. Коновалов Э.А. Китайско-российские грузопотоки: логистика и таможня // Транспорт Российской Федерации. 2010. № 2 (27). С. 46-48.

8. Сурин А.А., Чеховская М.Л. "Китайский фактор" в развитии транспортно-логистического рынка России // Логистика сегодня. 2009. № 4. С. 240-259.

9. Чжао Х. Совершенствование информационно-коммуникационной системы в цепях поставок // В сборнике: Логистика - евразийский мост материалы XI международной научно-практической конференции . 2016. С. 171-177.

10. Крутиков В.К., Дорожкина Т.В., Субботина Т.Н. Мега проект экономического пояса шелкового пути: интеграция глобальных и местныхрынков //Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 6-5 (53). С. 42-45.

11. Прокофьев И.В., Ларин О.Н., Каратаева К.Е. Инициатива «один пояс - один путь» - новая платформа для расширения российско-китайского сотрудничества в транспортной сфере // Проблемы национальной стратегии. 2017. № 6 (45). С. 11-48.

12. Челнакова А.О., Кучинская Т.Н. Приграничные проекты в рамках китайской инициативы «один пояс - один путь» // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: сборник Восточного центра. 2017.№ 20. С. 127-130.

13. Юйцай Ц. Один пояс и один путь [Текст] : комментарии : [12+] /Цинь Юйцай, Чжоу Гупин, Ло Вэйдун ; [пер. с кит. Станченко Л. К.]. - Москва : Шанс, 2017. - 276 с.

14. How can we realize the opportunities of China's Belt and Road strategy? [Электронный ресурс] / World Economic Forum. URL — https:// www.weforum.org/agenda/2017/05/repaving-the-ancient-silk-routes-realising-opportunities-along-the-belt-and-road/ (дата обращения 21.12.2018 г.)

15. Инициатива "Один пояс — один путь" — новая платформа для расширения российско-китайского сотрудничества в транспортной сфере [Электронный ресурс] / Российский институт стратегических исследований. URL — https://riss.ru/images/pdf/journal/2017/6/04. pdf (дата обращения 21.12.2018 г.)

16. Тенденции и прогнозы [Электронный ресурс] / URL — http:// transportrussia.ru/item/3970-tendentsii-i-prognozy.html (дата обращения 23.12.2018 г.)

17. Container port traffic (TEU: 20 foot equivalent units) [Электронный ресурс] / The World Bank. URL — https://data.worldbank.org/indicator/ IS.SHP.GOOD.TU?view=chart (дата обращения 24.12.2018 г.)

18. Российский рынок транспортно-логистических услуг. Влияние санкций и рецессии [Электронный ресурс] /XIX международная конференция TransBaltica 2016. URL — http://www.rmsforum.lv/admuploads/file/5_ simonova_transbaltica_2016_riga.pdf (дата обращения 26.12.2018 г.)

19. Майзнер Н.А., Любарец С.В. Исследование состояния и перспектив развития рынка транспортно-логистических услуг Китая // В сборнике: Молодежь в науке: Новые аргументы Сборник научных работ II-го Международного молодежного конкурса. Отв. ред. А.В. Горбенко. 2015. С. 85-95.

Статья поступила в редакцию 22.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.