Научная статья на тему 'Логистическое инновационное обеспечение стратегии развития железнодорожного транспорта Украины'

Логистическое инновационное обеспечение стратегии развития железнодорожного транспорта Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гриценко С.И.

Термин «инновация» был предложен австрийским экономистом Джозефом Шумпетером, который определил его как коммерциализацию всех новых комбинаций, основанных на применении новых материалов и компонентов, введении новых процессов, открытии новых рынков, введении новых организационных форм [1, с. 4]. К приоритетным стратегическим объектам инновационной деятельности в Украине на 2003-2013 годы отнесены транспортные системы [2, 3 с. 4,], важнейшим логистическим элементом которых является железнодорожный транспорт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Логистическое инновационное обеспечение стратегии развития железнодорожного транспорта Украины»

быстрее, лучше и

в нужное место

логистическое инновационное обеспечение

стратегии развития железнодорожного

транспорта Украины

Термин «инновация» был предложен австрийским экономистом Джозефом Шумпетером, который определил его как коммерциализацию всех новых комбинаций, основанных на применении новых материалов и компонентов, введении новых процессов, открытии новых рынков, введении новых организационных форм [1, с. 4]- К приоритетным стратегическим объектам инновационной деятельности в Украине на 2003-2013 годы отнесены транспортные системы [2,3 с. 4,], важнейшим логистическим элементом которых является железнодорожный транспорт.

Миссией Донецкой железной дороги является усиление позиций на рынке транспортных услуг за счет наращивания существующего потенциала и обеспечения надежного и качественного обслуживания, соответствующего требованиям заказчиков. Данная миссия обусловила выбор стратегии инноваций с целью сосредоточения усилий железнодорожного транспорта на поиске и внедрении передовых технологий, новейшего технического оснащения, информатизации и автоматизации всех технологических процессов и комплекса самых различных инновационных форм и структур.

Существующая динамика развития структуры полных издержек актуализирует ускоренное формирование ведущих центров затрат в логистических процессах и относительное сниже-

Гриценко С.И.

канд. экон. наук, доцент кафедры "Маркетинг" Донецкого национального университета

логистика

==а:>

ние доли производственных затрат. Это вызвано: а) необходимостью повышения уровня сервиса; б) процессами глобализации; в) инновационно-инвестиционным характером финансирования [4, с.169].

Если целью логистики является доставка нужному клиенту нужных товаров в нужное место и с приемлемыми затратами, то продуктом логистики является надежный и качественный сервис транспортного обслуживания. роблемам развития логистических инноваций асти управления объектами и процессами посвящены научные работы [5, 6, 7]. Многоплановость логистических инноваций в сфере железнодорожного транспорта раскрывают публикации [8]. Создание и реализация инноваций с гистическим аспектом» генерирует стратеги-ский мультипликативный эффект развития лезнодорожного транспорта Украины.

Логистические центры на сети железных дорог Украины.

_ С начала XXI века на украинских железных до_ рогах проводится интенсивная работа по созданию логистических центров интермодаль-_ ных перевозок. Логистические центры - это организационно-предпринимательские структуры с наиболее прогрессивными способами предоставления грузоотправителю полного _ комплекса транспортных услуг. Одним из наиболее современных и технически оснащенных является логистический центр интермодальных перевозок на базе Украинского государственного центра транспортного сервиса _ (УГЦТС) «Лиски». Предприятие располагает надежными и стабильными договорными отношениями с ведущими экспедиторскими орга-_ низациями СНГ и Европы, что позволяет осуществлять комплексное продуктом логистики является транспортно-экспеди-

ционное обслуживание по территории стран СНГ, Балтии, Европы и Азии.

Программой развития логистических центров

надежный и качественный

сервис транспортного обслуживания

интермодальных пере- с начала XXI века на украинских

возок предусмотрено

создание сети логисти- железных дорогах проводится

ческих центров в местах

зарождения мощных интенсивная работа

грузопотоков, а также в

крупных транспортных по созданию логистических

узлах в зоне тяготения

Международных транс- центров интермодальных

портных коридоров

(Донецкая ж.д. - Лу- перевозок _

ганск; Приднепровская

ж.д. - Днепропетровск, Запорожье; Юго-Запад- _

ная ж.д. - Киев-Лиски; Львовская ж.д. - Чоп; _

Южная ж.д. - Харьков-Краснозаводской; Одес- _

ская ж.д. - Усатово).

Логистические центры интермодальных перевозок будут предоставлять грузоотправителю полный комплекс транспортно-экспедицион-

ных услуг (оформление перевозочных доку- _

ментов, декларирование груза, доставка груза «от дверей до дверей», доставка груза «точно в срок», обеспечение сохранности груза, страхование груза и т.д.) и обеспечивать эффективное _

взаимодействие различных видов транспорта -железнодорожного, автомобильного и водного.

Информационные технологии.

Важная роль в повышении эффективности работы железнодорожного транспорта, его конкурентоспособности на рынке транспортных услуг отводится современным информационным технологиям, средствам связи и вычислительной технике. Проведение информационно-технологической реформы отрасли базируется на реорганизации всего комплекса деятельности железнодорожного транспорта, широком использовании информационных технологий, создании автоматизированных управляющих систем, повышающих эффективность функционирования производственных, экономических, финансовых и социальных структур.

На данном этапе уже внедрены и эксплуатируются на железных дорогах Украины: - автоматизированная система оперативного

логистика

управления грузовыми перевозками (АСОУП);

- автоматизированная система управления работой сортировочных станций (АСУСС);

- автоматизированное рабочее место (АРМ) «ПогранТЕК» для автоматизации работы пограничных и припортовых станций;

- новый аппаратно-программный комплекс управления сортировочной станцией на базе современных протоколов обмена информацией;

- автоматизированная система полномерного учета вагонов и контейнерного парка;

- корпоративная электронная почта, система Интранет Укрзализныци с доступом к системе Интернет.

Подготовлена и утверждена 1-я очередь программы усовершенствования информатизации железнодорожного транспорта Украины. Программой предусматривается внедрение автоматизированной системы оперативного управления грузовыми перевозками, которые включают в себя:

- подсистему оперативного учета операций с грузовыми отправлениями;

- подсистему учета и обработки заявок на перевозку;

- подсистему контроля состояния расчетов с клиентами;

- подсистему ведения актово-претензионной работы.

В настоящее время внедряется подсистема оперативной обработки перевозочных документов и контроля над состоянием расчетов с клиентами на всех основных грузовых станциях. Проводятся подготовительные работы по внедрению автоматической идентификации подвижного состава и крупнотоннажных контейнеров. Создан макетный образец автоматизированной системы управления грузовыми перевозками «Укрзализ-ныца» (АСК ВП УЗ), который станет основным информационным

российское предпринимательство

проводятся подготовительные работы по внедрению автоматической

идентификации подвижного

состава и крупнотоннажных контейнеров

уровнем, включающим в себя все подсистемы, связанные с обеспечением, организацией и непосредственно перевозкой грузов.

перевозка контейнеров

в составе ускоренных

контейнерных поездов

позволяет доставлять грузы

Ускоренные контейнерные поезда.

Одним из приоритет ных направлений в своей деятельности «Укрза-лизныца» определила развитие комбинированных и контейнерных перевозок, организацию контейнерных поездов и поездов комбинированного транспорта, привлечение к перевозке грузов транзитом через Украину. В направлении международных транспортных коридоров сегодня уже курсируют контейнерные поезда по четырем маршрутам: Будапешт-Москва, Николаев-Москва, Одесса-Москва, Николаев - Средняя Азия. Контейнерный поезд «Чардаш» курсирует с 1998 года; за истекший период отправлено более двухсот таких поездов.

Перевозка контейнеров в составе ускоренных контейнерных поездов позволяет доставл грузы за 1,5-2 суток вместо 6-7 суток при следо вании их одиночными вагонами в соста обычных поездов. Разработаны необход организационно-технические и тарифные условия для транзитных перевозок грузов в крупнотоннажных контейнерах из стран Азии в страны Европы, в том числе с участием сибирской магистрали.

Железными дорогами Украины, Беларуси, Ли' вы, Польши, морскими портами городов Одесса, Ильичевск, Гданьск, Клайпеда и экспедиторами проведена работа по организации контейнерных и контрейлерных поездов в направлении международного транспортного коридора «Черное море - Балтийское море». Разработаны графики и согласованы сквозные тарифы с учетом грузопереработки в портах. «Укр-зализныцей» совместно с Министерством транспорта и связи Украины проводится работа по организации курсирования контейнер-

за 1,5-2 суток вместо 6-7 суток

ШШШ

огистика

ного поезда по маршруту Ильичевск (Одесса) -Санкт-Петербург. «Укрзализныца» предоставляет наиболее конкурентоспособные тарифные ставки на перевозку грузов в контейнерах в составе контейнерных поездов.

Окончание следует

с

Литература

Феликс Янсен. Эпоха инноваций: Пер. с англ. - М: >РА-М, 2002. -308 с.

2. Закон Украины «О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине»//Голос Украины. №28.13 февраля 2003. -С. 4-5.

3. Чухрай Н., Патора Р. Ыновацп та логктика то-варiв: монографiя. - Львiв: Нацюнальний умверси-

ет Jlьвiвська полтехшка", 2001. - 264 с. еменов ВП. Проблемы создания логистической системы управления инновационно-инвестиционными процессами в коммерческой деятельности // Коммерция и логистика: Сборник научных трудов. Вып 3. -СПб.: Изд. СПбГУЭФ, 2003. - 184 с.

5. Шевченко СЮ. Логистические инновации в снабжении: постановочный аспект //Коммерция и логистика: Мемориальный сборник научных трудов. -СПб.: Изд. СПбГУЭФ, 2004- - 279 с.

6. Проценко И.О. Базовая и инновационная логистика// Российское предпринимательство. 2004- №9 - С.48-52.

7. С. Гриценко Становление и развитие глобальной логистической инфраструктуры // Вкник Тер-ноптьськог академп народного господарства. 2002. №8-1. - С. 127-130.

8. Гриценко С.И. Концепция логистических центров интермодального транспорта в развитии транс-портно-коммуникационных коридоров // Проблемы развития внешнеэкономических связей и привлечения иностранных инвестиций: региональный аспект. Сборник научных трудов. - Донецк: ДонНУ, 2004. - С.685-689.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.