Научная статья на тему 'О развитии российской системы бухгалтерского учета'

О развитии российской системы бухгалтерского учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ УЧЕТА / ПРОИЗВОДСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миславская Н.А.

Современный этап в развитии бухгалтерской науки характеризуется острой необходимостью предоставления данных финансовой отчетности в едином, доступном для понимания на международном уровне формате. Наиболее подходящей для этих целей системой являются международные стандарты финансовой отчетности. Однако на пути их внедрения в национальные системы других стран имеются значительные затруднения. В данной статье на основе анализа исследований, проведенных российскими и зарубежными учеными, выявляются первоочередные факторы, влияющие на процесс реформирования российской системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и на возможность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О развитии российской системы бухгалтерского учета»

РЕФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТНОСТИ

о развитии российской системы бухгалтерского учета

Н. А. МИСЛАВСКАЯ, доктор экономических наук, профессор Тел. (495) 615-12-82 Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации

Современный этап в развитии бухгалтерской науки характеризуется острой необходимостью предоставления данных финансовой отчетности в едином, доступном для понимания на международном уровне формате. Наиболее подходящей для этих целей системой являются международные стандарты финансовой отчетности. Однако на пути их внедрения в национальные системы других стран имеются значительные затруднения.

В данной статье на основе анализа исследований, проведенныхроссийскими и зарубежными учеными, выявляются первоочередные факторы, влияющие на процесс реформирования российской системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и на возможность привлечения иностранного капитала в страну.

Ключевые слова: международные стандарты финансовой отчетности, факторы развития учета, производство, информационное воздействие.

Проблемами гармонизации и унификации систем бухгалтерского учета в настоящее время занимается значительное количество региональных и международных организаций, обществ и объединений. Влияние международных профессиональных и межправительственных организаций на развитие международного учета и отчетности постоянно возрастает, возникает объективная необходимость создания общемировой системы учета. На ее формирование вли-яеет расширение и углубление межнациональных экономических связей. С другой стороны,

современные средства коммуникации, уровень развития передовых технологий предопределяют не только возможность, но и экономическую целесообразность международной специализации и кооперации производства. Наличие мультина-циональных корпораций приводит к углублению международной экономической специализации, транснациональному перемещению капитала. Учитывая необходимость подготовки финансовой отчетности в едином формате, компании и биржи многих стран составляют финансовые отчеты, используя международные стандарты учета и финансовой отчетности (МСФО).

В условиях вхождения Российской Федерации в мировую экономическую систему в соответствии с Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу в качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета также были выбраны МСФО. Это объясняется тем, что прозрачность финансовой отчетности необходима для привлечения в страну свободного иностранного капитала, а привлечение инвестиций, в свою очередь, является важнейшим фактором развития экономики. Таким образом, бухгалтерский учет и отчетность играют первостепенную роль в экономическом развитии страны.

В качестве основных проблем реформирования учетной системы в России в Концепции обозначены:

- отсутствие официального статуса бухгал -терской отчетности, составляемой по МСФО, а

также необходимой инфраструктуры применения МСФО;

- формальный подход регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;

- неоправданно высокие затраты хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;

- значительное административное бремя хозяйствующих субъектов по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишние затраты из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет;

- слабость системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе невысокое качество аудита бухгалтерской отчетности;

- недостаточность участия профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей бухгалтерской отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии;

- низкий уровень профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточность навыков использования информации, подготовленной по МСФО.

Действительно, несмотря на значительное введение нормативных и правовых актов, реструктурирующих методологию и методику бухгалтерского учета и отчетности, новые принципы учета воспринимаются практикующими экономистами весьма консервативно и зачастую носят декларативных характер.

В Концепции обозначены направления развития бухгалтерского учета и отчетности:

- повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

- создание инфраструктуры применения МСФО;

- изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

- усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

- существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведени-

ем бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Создается впечатление, что преодоление обозначенных проблем по внедрению МСФО является залогом притока инвестиций в страну. В целях уточнения мер по совершенствованию российской системы бухгалтерского учета проанализируем факторы, оказывающие влияние на его развитие.

Международные организации бухгалтеров, рабочие группы экспертов ООН, Совета по международным стандартам финансовой отчетности, отдельные ученые-экономисты на протяжении ряда лет изучали особенности, анализировали и группировали национальные учетные системы. В результате этой работы стало возможным выделить ряд факторов, оказывающих непосредственное влияние на формирование определенной системы бухгалтерского учета и отчетности.

Герхард Мюллер выделяет следующие факторы:

- информационные связи компании с инвестором;

- международные социально-экономические отношения;

- инфляция;

- социально-экономический прогресс и его влияние на практику бухгалтерского учета.

Наряду с перечисленными факторами в экономической литературе отмечаются следующие:

- приоритет макро- или микро- экономических интересов государства;

- информационные потребности пользователей финансовой отчетности;

- политическая стабильность и защита интересов собственников;

- степень вовлеченности инвесторов в управление бизнесом;

- сложившиеся национальные традиции в области учетной системы;

- геополитическое положение страны;

- уровень развития производства и т. д.

Западные исследователи, а теперь и большинство российских ученых в качестве определяющего фактора отмечают степень заинтересованности и потребности пользователей (прежде всего инвесторов и кредиторов) в данных финансовой отчетности.

Безусловно, все названные факторы оказывают значительное влияние на формирование конкретной системы бухгалтерского учета и приток инвестиций в страну. Однако анализ деятельности центров мировой экономики, например США, позволяет сделать вывод о существовании еще одного фактора — наличие и степень влияния информационного воздействия на финансовую систему, реальные сектора экономики и общество в целом. Так, статистические органы США на протяжении ряда лет публиковали данные (основанные на проведении якобы тщательного анализа финансовой отчетности) о высоких темпах роста экономики и низкой инфляции в стране.

Стремление заработать на росте курса акций на фоне относительного застоя экономик Европы и Японии вызвало резкий приток иностранных инвестиций (2000 г. — 301 млрд долл. США, 2001 г. — 124 млрд долл. США) в страну. Объем капиталовложений в экономику США только государств Персидского залива составил 700 млрд долл.

Потенциальные инвесторы были ориентированы на заявляемый ежегодный прирост прибыли американских компаний в 15—20 %, в то время как реальные цифры составляли 5—6 %. Формальное завышение темпов роста экономики было обусловлено такими финансовыми технологиями, как скупка собственных акций на фондовых рынках, слияние корпораций, сокращение расходов на обслуживание долгов, эмиссия долговых обязательств, средства от покупки которых использовались на приобретение собственных акций.

Реальный рост ВВП в США составляет примерно 3,5 % в год, однако искусственное занижение темпов инфляции заставляет усомниться и в этой цифре. Дело в том, что показателем инфляции является индекс потребительских цен, который рассчитывается по корзине товаров. Рынок услуг, цены на котором растут значительно быстрее, не принимается во внимание при проведении расчетов, и индекс потребительских цен занижает темпы инфляции.

Наряду с этим США использовали нетрадиционные методы расчета ВВП и учетные методики. Например, программное обеспечение, которое учитывалось по статье «издержки ведения бизнеса» в бухгалтерском учете и отчетности, отражалось по статье «инвестиции», что привело к завышению темпов роста ВВП.

Таким образом, необходимость сохранения привлекательности для инвесторов и кредиторов, являющихся основными поставщиками капитала, привела к необходимости фальсификаций статистической и финансовой отчетности на корпоративном и государственном уровнях. После крупнейших финансовых скандалов, вызванных представлением финансовой отчетности «в выгодном свете» («Артур Андерсен», «Энрон» и др.), доверие к предоставляемым данным было подорвано.

Принципы составления финансовой отчетности, используемые в США, имеют общую с МСФО природу, а модель организации и ведения бухгалтерского учета относится к англоамериканской. Компании и биржи многих стран в настоящее время составляют финансовые отчеты, используя эту систему учета и отчетности. Возможность отчетных манипуляций и вариации методик учета, слишком обобщающий характер стандартов, отсутствие подробных интерпретаций применительно к конкретным практическим ситуациям создают благоприятные условия для различного рода фальсификаций. В этих условиях возникает закономерный вопрос: так ли совершенна современная система МСФО, позволяющая на фоне рассогласования объемов спекулятивных финансовых сделок и реально произведенной продукции формировать привлекательную с точки зрения притока инвестиций информацию? Мировое сообщество активно обсуждает эту проблему. В Италии в 2002 г. была принята Резолюция № 192 «Об экономическом кризисе в Аргентине», в которой говорится.: «Палата представителей исходит из признания того факта, что эскалация банковского и финансового кризиса, начиная с кризисов 1997 г. в Азии, России и Латинской Америке, вплоть до недавнего краха «новой экономики» в Соединенных Штатах, до массивного и продолжающегося банковского обвала в Японии, до банкротства Аргентины, не может не представлять опасности для населения в целом, для правящих классов, предприятий, инвесторов и вкладчиков, поскольку представляет собой не цепь случайных событий, а скорее, проявление кризиса всей мировой финансовой системы, характеризующейся зияющим разрывом между объемом спекулятивного капитала в 400 триллионов долларов (из которых 140 триллионов приходятся на США) и размерами мирового валового продукта всего в 40 триллионов долларов.

Палата наделяет правительство мандатом: на выдвижение на соответствующих международных форумах инициативы по разработке и введению новой финансовой архитектуры, способной поддерживать реальную экономику и предотвращать возникновение спекулятивных «пузырей» и финансовых обвалов».

Речь идет о том, что под сомнение ставится вся система подготовки финансовой отчетности, позволяющая декларировать невиданные прибыли, не обеспеченные реальными денежными средствами, поддерживающая процесс рассогласования объемов спекулятивных финансовых сделок и реально произведенной продукции. Иными словами, принципы, заложенные в основу МСФО, и в первую очередь принцип начисления, а также финансовые методы и информационные приманки фондового рынка в итоге приводят к снижению темпов роста как развитых, так и развивающихся государств.

По мнению автора, «для Российской Федерации в настоящее время в разряд первостепенных факторов, влияющих как на развитие системы учета, так и на приток инвестиций, выходит не степень заинтересованности в предоставляемой информации потенциальных инвесторов и кредиторов, а уровень развития производства. Высокотехнологичное, конкурентоспособное на мировом уровне производство требует постановки и решения все более сложных управленческих и учетных задач в целях оперативного предоставления достоверной финансовой информации.

Мировой экономический кризис оказал влияние и на российскую промышленность. Несмотря на рост объема промышленного производства начиная с 1998 г., в 2008 г. наблюдался его спад. Темпы прироста промышленного производства к предыдущему месяцу в июне — декабре 2008 г. составили, (%):

Июнь................ ...........0,1

Июль................. ..........- 0,3

Август.............. ..........- 1,0

Сентябрь.......... ...........- 2,1

Октябрь........... ............- 3,9

Ноябрь.............. ..........- 6,0

Декабрь............ ............- 8,0

При условии, что важнейшим фактором

движения капитала в соответствии с основным законом капитализма, сформулированным К. Марксом, является увеличение доходности,

финансовая и статистическая отчетность в данной ситуации, являясь средством информационного воздействия, не может привлечь капиталовложения в экономику страны.

Таким образом, внедрение МСФО в систему российского бухгалтерского учета и отчетности носит не безоговорочный характер. Несмотря на наличие преимуществ, проявляющихся в отсутствии необходимости разработки национальных стандартов, отвечающих информационным потребностям мирового экономического сообщества, обобщающих передовые идеи в области теории бухгалтерского учета, способных снизить затраты по привлечению свободного капитала, МСФО носят описательный характер и руководствуются принципами, позволяющими фальсифицировать данные финансовой отчетности и ставящими под сомнение ее достоверность. В ходе реформирования российской системы учета необходимо проанализировать принципы подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО и отказаться от слепого копирования западноевропейских подходов к ведению бухгалтерского учета и подготовке отчетности, так как без информации о реальной картине имущественного и финансового положения организаций невозможно осуществление контроля и управления экономикой в целом. Также необходимо разработать комплекс стратегических и финансовых мер по модернизации промышленного комплекса. Работа государственных и общественных профессиональных организаций в этих двух направлениях будет являться залогом успешного развития российской бухгалтерской науки и обеспечит приток свободного капитала в страну.

Список литературы

1. Арменский А. Е, Гусев В. С., Петров А. Е. Информационная и экономическая безопасность государства. Учебно-методическое пособие для государственных служащих. М.: «Мобиле», 2003. 228 с.

2. Интернет-ресурсы: http://rpr. иг. ги/ак-се^/2009/1/31/7144; http://www. казрагоу ги/та-terial. php?id=4988778406715.

3. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобрена приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.