БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
ПЕРЕХОД НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ
ОТЧЕТНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РОССИИ
А. С. АЛИСЕНОВ, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и финансов, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Российская Федерация
Предмет. В статье рассмотрены вопросы перехода отечественных компаний на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Грамотное ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями МСФО позволяет компании отслеживать тенденции ее развития, глубоко и системно исследовать факторы изменения финансовых результатов компании, принимать важные экономические решения. Формируемая по международным правилам учетная и отчетная информация может быть полезна как для использования внутри самой организации, так и для всех групп внешних пользователей. Огромный интерес внешних пользователей отчетности обусловлен теми выгодами, которые предоставляют им базовые концепции международных стандартов. Эти и другие положения вызывают несомненный интерес всех участников рынка к МСФО и отражают актуальность подготовленной статьи.
Цели и задачи. Дать оценку и рассмотреть перспективы применения Международных стандартов финансовой отчетности в России. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задачи:
1) в контексте ухудшающейся доли инвестиционного рынка и чрезмерного оттока капитала обосновать причины перехода на МСФО;
2) рассмотреть практику применения МСФО в России и выделить их основные преимущества перед российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ);
3) разработать предложения и рекомендации по совершенствованию отечественной системы учета и отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
Методология. В настоящей работе с помощью эмпирических методов проанализирована практика применения МСФО в России и обоснована задача ускоренного завершения процесса перехода с отечественных стандартов на Международные стандарты финансовой отчетности в целях стимулирования роста прямых иностранных инвестиций. Методологическими основами исследования служат общенаучные методы познания: системный подход, диалектический метод, метод единства исторического и логического анализа и синтеза, а также результаты фундаментальных изысканий в области теории институционального развития, теории и методологии учета и финансовой отчетности.
Результаты. Результаты работы могут быть использованы при разработке отечественных стандартов бухгалтерского учета и Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу 2016—2019 гг.
Выводы. Сделан вывод о том, что максимальное сближение отечественных стандартов учета и отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности повысит прозрачность финансовой отчетности компаний и будет способствовать увеличению притока прямых иностранных инвестиций в экономику России.
Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции (ПИИ), чистый отток капитала, Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), Российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ), прозрачность и уместность, Фонд Международных стандартов финансовой отчетности (ФМСФО), Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО), Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (Фонд НСФО)
Инвестиционные процессы, происходящие в экономике России, являются одним из значимых факторов, определяющих темпы экономического роста и динамику капитала. Следует отметить, что современная ситуация в российской экономике остается весьма сложной, во многом обусловленной ярко выраженным сырьевым характером экономики и слаборазвитой обрабатывающей промышленностью. В сложившихся условиях представляется необходимым усиление инвестиционного потенциала экономики страны за счет привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) [1]. При этом накопление инвестиционных ресурсов должно привести к увеличению и расширению платежеспособного спроса, который в свою очередь должен активизировать хозяйственную деятельность отечественных товаропроизводителей.
Чистый отток капитала из России в последнее время приобрел угрожающие для экономической безопасности размеры и продолжает увеличиваться, о чем свидетельствуют данные, отображенные на рис. 1.
В платежном балансе России к основным статьям притока (оттока) капитала относятся: прямые иностранные инвестиции; портфельные инвестиции; кредиты, займы и ссуды; прочие инвестиции, включая наличную валюту, а также прочие активы и прочие сомнительные операции [2].
Российская Федерация входит в двадцатку крупнейших стран по прямым иностранным инвестициям (ПИИ). Так, в 2012 г. Российская Федерация заняла девятое место в мире по притоку ПИИ,
200
150
100
среди стран БРИКС — третье место после Китая и Бразилии, а среди стран СНГ Российская Федерация занимает по этому показателю первое место
[3]. Однако с введением экономических санкций позиции России по этому показателю существенно ухудшились. Надежная отчетность позволяет получать уместные результаты анализа, на основе которых принимаются важные управленческие решения. Главная черта надежной финансовой отчетности — ее прозрачность. Высокое качество международных учетных стандартов в полной мере обеспечивает для их пользователей необходимую прозрачность финансовой отчетности.
В условиях кризиса и действия экономических санкций наиболее актуальным становится стимулирование чистого притока ПИИ.1 Завершение перехода отечественных компаний на МСФО, по мнению автора, будет только способствовать стимулированию чистого притока ПИИ. Во многом этому будет способствовать новый формат отчетности, который наиболее уместным способом представит информацию о финансовом положении отечественных компаний и выделит их основные конкурентные преимущества.
Практика показывает, что темпы экономического роста очень сильно зависят от объема совокупных инвестиций. В связи с этим задача повышения инвестиционной привлекательности экономики России должна стать одной из приоритетных задач государства. При этом роль государства в усилении инвестиционного потенциала страны должна заключаться в обеспечении благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности
[4]. Одним из инструментов активизации инвес-
151,5
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
Примечание. Составлено автором по данным платежного баланса Российской Федерации.
Рис. 1. Чистый отток капитала из Российской Федерации, млрд долл.
1 Чистый приток ПИИ представляет собой разницу между ПИИ, поступившими в Россию из-за рубежа, и ПИИ, направленными из России за рубеж. Следует отметить, что в РФ сразу после финансового кризиса 2008 г. чистый приток ПИИ начал падать — то менее устойчиво, то более устойчиво.
тиционного потенциала экономики России может стать повсеместный переход на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).
Благоприятному инвестиционному климату во многом будет способствовать новый формат информации, представленный в отчетности отечественных компаний [5]. Это связано с тем, что в условиях рыночной экономики нормальное функционирование конкурентного рынка капитала возможно только при условии, что его участники обеспечены достоверной, объективной и качественной информацией об объектах финансовых вложений. Основным источником такой информации является финансовая отчетность организации, сформированная таким образом, чтобы обеспечивала интересы всех ее заинтересованных пользователей с точки зрения уместности (полезности) этой информации. За последние десятилетия в мировой практике бухгалтерского учета и отчетности формировались такие требования к финансовой отчетности, которые делают ее максимально полезной и удобной для принятия экономических и управленческих решений.
В настоящее время наиболее признанными стандартами в области финансовой отчетности с точки зрения уместности и полезности представляемой информации, несомненно, могут быть признаны Международные стандарты финансовой отчетности. МСФО оказались наиболее распространенной и широко признанной в мире основой для обеспечения качества представляемой информации и ее полезности для принятия важных экономических решений.
Процесс растущей глобализации мировой экономики требует единства норм для составления финансовой отчетности, т. е. «универсального языка», понятного для всех бизнесменов мира, независимо от национальности, государственной принадлежности и других особенностей.
Разработка МСФО была обусловлена необходимостью создания единой системы бухгалтерского учета и стандартных форм финансовой отчетности, которые должны быть одинаково сопоставимыми для всех компаний.
Особую актуальность приобретает применение МСФО для составления финансовой отчетности компаниями, работающими на мировых фондовых рынках, так как принятие правильно обоснованных решений в отношении крупных финансовых операций может быть сделано только на основании надежной однозначно идентифицируемой финансовой
информации, которая обеспечивается применением всех норм учета, рекомендованных МСФО [6].
Интеграция российского бизнеса в мировую экономику, создание условий для привлечения иностранных инвестиций диктуют необходимость изучения и использования в экономическом общении универсального языка бизнеса, понятного всему миру: международных стандартов финансовой отчетности [7].
Финансовый учет и формирование бухгалтерской отчетности в России претерпевают в настоящее время все большие изменения, связанные с адаптацией к требованиям МСФО. Существует несколько причин, на основании которых возможно понять повышенный интерес к МСФО в России в настоящее время. При этом одна из главных причин перехода на МСФО — это недостаток притока инвестиций в Россию из-за отсутствия достоверной информации об истинном финансовом положении и финансовых результатах организации. Сегодня выход на крупнейшие фондовые биржи для российских компаний возможен лишь при условии признания ими МСФО. Так, например, условием для допуска иностранных и национальных компаний в листинги некоторых фондовых бирж является наличие финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО (например, на биржах Австрии, Франции, Германии, Италии [8]). На других биржах для допуска в листинг разрешено представлять финансовую отчетность по МСФО наряду с финансовой отчетностью, подготовленной по национальным правилам (например, на биржах Австралии, Дании, Турции). В соответствии с приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации» акционерные общества, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке, должны готовить отчетность в соответствии с МСФО.
К другой причине перехода на МСФО можно отнести недостаток предприятий в собственных оборотных средствах, в связи с чем возрастает потребность в кредитных ресурсах, предоставляемых кредитными организациями на выгодных для заемщика условиях [9]. В условиях глобализации и расширения мирохозяйственных связей для динамичного и успешного функционирования отечественных предприятий остро встает вопрос привлечения дешевых заемных средств. Как известно, условия кредитования в европейских банках выгоднее, чем в российских банках. Кроме того, одним из основных условий получения российскими
компаниями иностранных кредитных ресурсов на выгодных условиях является наличие у этих организаций финансовой отчетности, составленной по МСФО. Это связано с тем, что отчетность по МСФО дает внешним пользователям наиболее уместную информацию об имущественном и финансовом положении компании, и, следовательно, такая информация может быть использована инвесторами и кредиторами для принятия управленческих решений. При этом, по мнению автора, действующие в настоящее время экономические санкции, направленные на ограничение кредитования российских предприятий, носят временный характер.
Официальное признание и введение Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации является важнейшим шагом обеспечения информационной открытости рынка капитала в стране и создания благоприятного инвестиционного климата [10]. В конце 2011 г. произошло знаковое событие в России, связанное с вступлением в «клуб» стран, адаптировавших в своей правовой системе Международные стандарты финансовой отчетности. Приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н на территории РФ введены в действие 63 документа МСФО. Это полный комплект международных стандартов и их разъяснений, действующих в отношении финансовой отчетности за 2013 г.
Экономический кризис 2009 г. показал, что финансовая отчетность компании должна обеспечить пользователей полезной финансовой информацией для принятия управленческих решений. В противном случае такая отчетность потеряет свою уместность и становится малоэффективной.
Основные проблемы финансовой отчетности, подготовленной по российским стандартам бухгалтерского учета, обусловлены методологией бухгалтерского учета. В качестве основных недостатков можно назвать низкую транспарентность и сопоставимость отчетности, неполное отражение всех фактов хозяйственной деятельности (например, контрактные обязательства и операции с производными финансовыми инструментами), игнорирование консерватизма в оценке и признании фактов и событий хозяйственной деятельности. В первую очередь это касается оценки активов по первоначальной стоимости, которая полностью игнорирует принцип консерватизма в оценке. На балансе организации учитываются морально устаревшие основные производственные фонды, стоимость которых на текущий момент может быть
многократно завышенной. Другим существенным недостатком является действие метода начисления, который требует признания отсроченного дохода по стоимости реально возникшего денежного требования к должнику, а не по справедливой (дисконтированной) стоимости. Это приводит к тому, что в финансовой отчетности компании финансовый результат будет завышен. Все эти недостатки наиболее остро проявляются в условиях финансового кризиса и роста факторов нестабильности на мировых рынках, сопровождающихся чрезмерным оттоком капиталов из страны.
Курс на МСФО изначально был взят в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 № 283.
Дальнейшая корректировка реформы учета и отчетности в России нашла свое отражение в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утвержденной приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180. Принятый документ расставил приоритеты: индивидуальная отчетность должна составляться по национальным правилам и стандартам, которые базируются на МСФО, а консолидированная финансовая отчетность должна составляться в соответствии с международными учетными стандартами.
Хотелось бы отметить, что многие цели Концепции были полностью или частично достигнуты. Основная идея Концепции нашла свое отражение в принятом в 2010 г. Федеральном законе от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», в соответствии с которым большинство крупнейших и общественно значимых предприятий должны представлять консолидированную финансовую отчетность по МСФО. Следует также отметить, что законодательной основой принятия МСФО в России стал ранее указанный нормативный акт.
В этот период происходило активное формирование рынка аудиторских услуг; были созданы профессиональные некоммерческие организации бухгалтеров и аудиторов; происходила разработка российских стандартов, максимально адаптированных к МСФО. С принятием постановления Правительства РФ от 25.02.2011 № 107, которым было утверждено Положение о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской
Федерации (вступило в силу с 14.03.2011), МСФО приобрели официальный статус. В состав документов международных стандартов, которые подлежат признанию на территории Российской Федерации, включены: МСФО; разъяснения МСФО; изменения и дополнения, которые вносятся в МСФО, и их разъяснения; иные документы, определенные Фондом Международных стандартов финансовой отчетности (ФМСФО) в качестве неотъемлемой части МСФО и их разъяснения. Перечисленные ранее документы принимаются ФМСФО. 2
Во исполнение данного постановления Минфин России заключил с Фондом МСФО соглашение, по которому в Министерство финансов РФ были переданы тексты документов МСФО на русском языке. Этому способствовало также подписанное в октябре 2012 г. соглашение между Советом по МСФО (IASB) и Фондом НСФО3, касающееся официального перевода МСФО на русский язык. В отношении этих документов была проведена экспертиза экспертным органом на предмет их применимости на территории РФ. Переданные документы прошли экспертизу в полном объеме и были внедрены на территории нашей страны без каких-либо корректировок [11].
Под признанием документов МСФО понимается процесс принятия решения о введении каждого документа международных стандартов для применения на территории РФ, заключающийся в последовательном осуществлении следующих действий (рис. 2).
Обобщая сказанное, следует отметить, что необходимым условием широкого внедрения и применения МСФО в Российской Федерации является создание соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей использование этих стандартов в регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности отечественными предприятиями (рис. 3).
Таким образом, в зависимости от того, будет ли в ближайшее время создана качественная инфраструктура, обеспечивающая эффективное и полноценное использование международных стандартов, зависит ее повсеместное использование на территории нашей страны.
Следует отметить, что существующая в Российской Федерации правовая база в целом создает
2 ФМСФО — это учрежденная в Великобритании независимая организация, которая разрабатывает МСФО и является владельцем прав на этот продукт.
3 Экспертный орган — Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (Фонд НСФО).
достаточно прочный базис для применения концептуальных основ МСФО в России. А оценку эффективности внедрения МСФО на территории Российской Федерации даст правоприменительная практика, которая может насчитывать не один десяток лет.
Следующим шагом по сближению отечественных и международных стандартов стало принятие Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности на период 2012—2015 гг. (утверждена приказом Министерства финансов РФ от 30.11.2011 № 440).
Основными задачами Концепции являются:
1) завершение приведения ранее принятых нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта в соответствие с МСФО;
2) утверждение новых нормативных актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности на основе МСФО;
3) обобщение и распространение опыта применения МСФО в целях их последовательного и единообразного использования.
Реформа учета и отчетности в Российской Федерации пошла не по пути тотального применения норм МСФО взамен национальных стандартов, а по пути разумного взвешенного их применения. Суть такого подхода заключается в следующем:
— индивидуальная финансовая отчетность составляется по российским стандартам, которые в свою очередь разрабатываются на основе МСФО. С этой целью принимаются новые отечественные стандарты, основанные на МСФО, а также вносятся изменения и дополнения в действующие отечественные ПБУ в целях их приближения к МСФО;
— консолидированная финансовая отчетность обязательно составляется и по международным стандартам [12].
Таким образом, варианты сближения отечественных бухгалтерских стандартов с международными стандартами представлены на рис. 4.
К основным проблемам применения Международных стандартов финансовой отчетности в России можно отнести:
— недостаток информации и сложность восприятия действующих и новых стандартов специалистами МСФО по причине отсутствия соответствующих методических указаний и разъяс-
Рис. 2. Процедура принятия документов МСФО на территории РФ
Рис. 3. Этапы качественной оценки внедрения МСФО на территории РФ
нений по вопросам правоприменительной практики отдельных положений МСФО [13];
— отсутствие обобщенного анализа правоприменительной практики применения МСФО российскими компаниями;
— высокий уровень обучения для получения международных сертификатов по МСФО;
— высокая стоимость услуг, оказываемых аудиторскими и консалтинговыми компаниями;
— недостаток квалифицированных кадров и специалистов по МСФО;
— высокая стоимость автоматизированных программ ведения учета и отчетности по МСФО, а также их обслуживания и сопровождения.
Названные ранее проблемы и недостаток специалистов в области МСФО могут негативно отразиться на качестве отчетности по МСФО, составляемой российскими компаниями, и поставить под сомнение ее достоверность. В конечном итоге все эти недостатки могут повлиять на снижение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности российских предприятий.
Ориентируясь на МСФО, организации могут формировать такую учетную политику, которая будет гармонизировать с последующими изменениями ПБУ [14]. И эти изменения не будут приводить к необходимости каждый раз перестраивать учетные системы, а будут подтверждать правильность уже выбранных организацией подходов к отражению тех или иных хозяйственных ситуаций. В этой связи появление официальных МСФО является важнейшим шагом на пути реформирования российского бухгалтерского учета, превращения его в эффективный инструмент создания качественной, объективной, полезной и востребованной информации.
Таким образом, можно быть уверенным, что положено начало внедрения МСФО на территории РФ. Последовательное и повсеместное внедрение МСФО на территории нашей страны позволит предприятиям получать прямые экономические выгоды от вовлеченности в мировую экономику.
Процесс международной стандартизации бухгалтерского учета еще не завершен. В МСФО постоянно вносятся новые изменения, которые адаптируются к изменяющейся экономической конъюнктуре мирового экономического хозяйства.
Рис. 4. Основные направления сближения РСБУ и МСФО
Национальные бухгалтерские стандарты продолжают адаптироваться к МСФО, обеспечивая их максимальную унификацию4.
Наибольшей адаптации отечественных ПБУ в соответствии с нормами МСФО будет способствовать принятие новых ПБУ, которые по своему содержанию будут максимально сближены к одноименным МСФО. Это такие ПБУ, как: «Учет запасов», «Учет аренды», «Учет вознаграждений работникам», «Доходы организации». Одним из существенных изменений станет возможность дисконтирования дебиторской и кредиторской задолженности сроком погашения свыше 12 мес., что является одним из требований МСФО [16].
Однако несмотря на все многочисленные изменения, которые были и будут внесены в ближайшее время в отечественные бухгалтерские стандарты, по-прежнему существенны различия в концептуальных и базовых положениях российских и международных стандартов. Отсутствие в РСБУ таких концепций, как концепция справедливой стоимости и концепция капитала, делает различия существенными.
Следует отметить, что переход отечественных компаний на МСФО неоднозначно оценивается в экспертных кругах. Одни считают, что такой переход принесет несомненную пользу российской экономике и прежде всего повысит международный рейтинг и увеличит (сократит) приток (отток) инвестиций в страну [17]. Другие же не видят в таком подходе никакой пользы, считая, что это принесет дополнительные затраты компаниям и увеличит трудоемкость выполняемых учетных и отчетных процедур [18].
Однако понимая цель применения МСФО, а это — получение максимально достоверной информации о финансовом положении компании, которая необходима существующим и потенциальным инвесторам, становится очевидным и необходимым переход на МСФО.
При этом инициатором в процессе перехода на МСФО должно стать государство, так как одной из приоритетных задач государственной политики до
4 Идеи унификации бухгалтерского учета находят свое отражение не только в науке, но и в законодательстве. В 1917 г появился соответствующий проект Американской ассоциации присяжных бухгалтеров. В 1929 г. были утверждены первые унифицированные формы финансовой отчетности. А в 1934 г вступило в силу положение по учетной политике для организаций, имеющих котируемые на фондовом рынке ценные бумаги.
2020 г. является повышение инвестиционной привлекательности российской экономики [19].
Приоритетность инвестиционного развития российской экономики отражена и в Сценарных условиях долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. В соответствии с основной концепцией данного документа в долгосрочной перспективе развитие российской экономики будет определяться развитием институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность [20]. В связи с чем повсеместный и полноценный переход на МСФО будет только способствовать решению столь амбициозной цели государственной политики.
Таким образом, в условиях введения против Российской Федерации экономических санкций сближение отечественных стандартов учета и отчетности в соответствии с международными стандартами по наиболее важным аспектам финансового учета будет способствовать сокращению оттока ПИИ, что в целом позволит улучшить инвестиционный и деловой климат в стране.
Список литературы
1. Березинская О., Ведев А. Инвестиционный процесс в российской экономике: потенциал и направления активизации // Вопросы экономики. 2014. № 4. С. 4—6.
2. Голиченко О. Национальная инновационная система: от концепции к методологии исследования // Вопросы экономики. 2014. № 7. С. 14.
3. World Investment Report 2013: Global Value Chains: Investment and Trade for Development. UNCTAD Official Site. URL: unctad. org/en/pages/ DIAE/World.
4. Нечаев А. С., Андреева Е. С. Развитие инновационного потенциала России: проблемы и пути их решения // Финансы и кредит. 2014. № 17. С. 24.
5. Рудакова Т. А. Информационные интересы пользователей учетно-отчетной информации // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 6. С. 40—42.
6. Вахрушина М. А. Парадигма бухгалтерского учета и отчетности в условиях глобальной экономики: проблемы России и пути их решения // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 25. С. 41.
7. Дружиловская Э. С. Системы российских и Международных стандартов финансовой отчетности, их современное соотношение и перспективы развития // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 45. С. 23.
8. ВахрушинаМ. А., МалиновскаяН. В. Корпоративная отчетность: новые требования и направления развития // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 16. С. 5—7.
9. Кузьмин М. Введение в МСФО. Концептуальные основы финансовой отчетности // МСФО на практике. 2013. № 6. С. 36.
10. Гетьман В. Г. Совершенствование нормативно-правовых основ бухгалтерского учета и финансовой отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 18. С. 54—56.
11. Никитина Т. Статус МСФО в России // МСФО на практике. 2013. № 11. С. 18.
12. Соколова Т. А., Бородин О. С. Формирование консолидированной отчетности в формате МСФО // Бухгалтерский учет. 2014. № 7. С. 22.
13. Генералова Н. В., Карельская С. Н. Применение профессионального суждения в разные периоды развития нормативного регулирования бухгалтерского учета в России // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 33. С. 12.
14. Остренко Е. В. Изменение в МСФО // Бухгалтерский учет. 2015. № 4. С. 18.
15. Дружиловская Т. Ю., Коршунова Т. Н. Методика учета и отражения в отчетности изменений в
учетной политике // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 48. С. 25.
16. Зарецкая В. Г. Оценка и анализ дебиторской и кредиторской задолженности с учетом фактора времени // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 29. С. 47.
17. Дружиловская Э. С. Системы российских и Международных стандартов финансовой отчетности, их современное соотношение и перспективы развития // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 45. С. 38—41.
18. Крупина Т. Международные стандарты банковской жизни. URL: http://www.klerk.ru/bank/ articles/25802/.
19. Стратегия-2020: Новая модель рос -та — новая социальная политика. // Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. URL: http://2020strategy.ru/.
20. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года. // Министерство экономического развития РФ. URL: http://www. economy.gov.ru/.