Научная статья на тему 'Адаптация финансовой отчетности предприятий Украины к международным стандартам'

Адаптация финансовой отчетности предприятий Украины к международным стандартам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — A.M. Лютова, О.О. Гончаренко

В статье рассмотрено состояние нормативного обеспечения системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Украине, раскрыто соответствие национальных стандартов бухгалтерского учета международным стандартам учета и отчетности. Исследованы пути адаптации финансовой отчетности предприятий Украины международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF THE FINANCIAL REPORTING OF THE ENTERPRISES OF UKRAINE TO THE INTERNATIONAL STANDARDS

In this article the authors review the condition of standard maintenance of accounting system and the financial reporting in Ukraine. Also they reveals conformity of national standards of accounting and the reporting. Besides this researchers investigate the ways of adaptation of the financial reporting of the enterprises of Ukraine to the international standards of the accounting and the reporting.

Текст научной работы на тему «Адаптация финансовой отчетности предприятий Украины к международным стандартам»

УДК 657.1 (477)

АДАПТАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ УКРАИНЫ К МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ

А.М. ЛЮТОВА, О.О. ГОНЧАРЕНКО

Черкасский институт банковского дела Университета банковского дела Национального банка Украины,

г. Черкассы, Украина, oblik@cibs.ck.ua

ВВЕДЕНИЕ

Глобализация финансовых, фондовых и товарных рынков, развитие деятельности предпринимательских структур, банковских и небанковских финансовых учреждений, динамическое изменение налогового законодательства как в Украине, так и в других государствах, активизирует вступления нашей страны в европейское и мировое пространство.

Процесс вступления Украины в Европейский союз требует пересмотра как действующего законодательства, так и системы учета, отчетности и статистики. Законом Украины «Об общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского союза» [ 1 ] предусмотрено требование непосредственного применения предприятиями, ценные бумаги которых обращаются на регулируемых фондовых рынках (пребывают в листинге), международных стандартов финансовой отчетности. Вышеуказанным нормативным актом законодательство Украины о бухгалтерском учете отнесено к приоритетным сферам адаптации.

Переход на международные стандарты финансовой отчетности открывает для предприятий Украины новые возможности для согласования и эффективного функционирования информационной системы и дальнейшей гармонизации требований к отчетности.

Целью статьи является исследование состояния развития бухгалтерского учета в Украине и основных направлений адаптации финансовой отчетности согласно требованиям международных стандартов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Развитие рыночных отношений и интеграционные преобразования в Украине обусловили реформирование системы бухгалтерского учета. Первоочередным заданием для государства стали разработка и соответствующее применение такой методологии бухгалтерского учета и отчетности, которая соответствует международным стандартам, поскольку последние являются наиболее унифицированными требованиями к организации и ведению бухгалтерского учета и ориентированы на сближение национальных систем учета. Со стороны государства установлены принципы и подходы регулирования и создания регламентов бухгалтерского учета, правила и процедуры обработки информации и составления финансовой отчетности.

Кабинетом Министров Украины 28 октября 1998 года было принято постановление № 1706 «Программа реформирования бухгалтерского учета с применением международных стандартов финансовой отчетности», согласного которому главным заданием реформирования бухгалтерского учета было приведение национальной системы учета и отчетности в соответствие с реалиями рыночной экономики и международных стандартов финансовой отчетности [2].

Согласно программе разработан и принят Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16 июля 1999 года №996-Х1У, который вступил в силу с 1 января 2000 года [3]. В продолжение этого закона, для конкретизации механизма его исполнения, Министерством финансов Украины утвержден План счетов бухгалтерского учета активов, обязательств, капитала и хозяйственных операций предприятий и организаций и Инструкция по его применению от 30 ноября 1999 года № 291. В 1999 году были также приняты и утверждены 13 Положений (стандартов) бухгалтерского учета (П(С)БУ). На протяжении 2000 года было утверждено еще 7 Положений (стандартов) бухгалтерского учета. По состоянию на 1 января 2008 года в Украине применяются 32 национальных стандарта учета, которые регулируют организацию и методику учета и формирования финансовой отчетности.

Таким образом, можно констатировать, что с 1 января 2000 года началась новая эпоха в украинском бухгалтерском учете.

Значительный вклад в разработку теоретических основ реформирования национального бухгалтерского учета внесли С. Голов, В.Пархоменко, С. Зубылевич, В. Костюченко и другие. Существенную роль в этом деле сыграл Методологический совет по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Украины и Федерация

профессиональных бухгалтеров и аудиторов Украины (ФПБАУ). В просвещении реформирования бухгалтерского учета важное место принадлежит специализированным периодическим изданиям, которые оперативно печатали новые нормативные документы, приводили комментарии специалистов, рассматривали конкретные ситуационные примеры применения положений П(С)БУ и других нормативных документов.

Отмечая значительную работу по разработке нормативной базы бухгалтерского учета и реформирования финансовой отчетности, необходимо отметить и проблемы, которые возникают в процессе практического применения отдельных национальных учетных положений. Как правило, они касаются определения отдельных терминов, лингвистического несовершенства П(С)БУ.

В зависимости от круга вопросов, которые регулируют П(С)БУ, последние можно разделить на три группы:

1 - Положения, регламентирующие общие принципы ведения учета и составления финансовой отчетности.

2 - Положения, которые регулируют методику учета отдельных объектов: активов, обязательств, капитала, доходов, затрат.

3 - Положения, которые регламентируют организационные вопросы (объединение предприятий, прекращение деятельности и т.д.).

Национальные стандарты бухгалтерского учета разработаны с учетом основных требований Международных стандартов. Отдельные стандарты имеют даже одинаковы названия, а П(С)БУ 21 «Влияние изменений валютных курсов» соответствует МСБО и по номеру

Согласованность национальных стандартов бухгалтерского учета (П(С)БУ) с Международными стандартами бухгалтерского учета (МСБУ) приведена в таблице. Согласование П(С)БУ Украины и МСБУ

Развитие международной торговли, глобализация финансовых рынков обусловили необходимость разработки единых стандартов финансовой отчетности.

Международные стандарты финансовой отчетности - это стандарты, пояснения, принятые Советом по Международным стандартам бухгалтерского учета. Они включают:

- Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS);

- Международные стандарты бухгалтерского учета (IAS);

- Пояснения, разработанные Комитетом по пояснениям международной финансовой отчетности.

На сегодня действующими являются 30 Международных стандартов бухгалтерского учета и 7 Международных стандартов финансовой отчетности. Первый МСФО, утвержденный в 2003 году, введен в действие с 2004 года.

Важным для понятия и практического применения является концептуальная основа составления и подачи финансовых отчетов как согласованная система взаимосвязанных целей и принципов, на основе которых разрабатываются стандарты и которая определяет сущность, функции и границы финансового учета и отчетности.

В тексте Предисловия к международным стандартам финансовой отчетности Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета отмечается, что в каждой стране порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности регулируется местными (национальными) регулирующими положениями, которые включают стандарты бухгалтерского учета, утвержденные регуляторными органами и/или бухгалтерскими организациями в каждой стране. Международные стандарты, которые утверждает КМСБУ, имеют рекомендательный характер и не доминируют над национальными положениями, которые регулируют ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в определенной стране и являются неотъемлемой частью национального законодательства о деятельности субъектов хозяйствования.

Принятие и использование МСФО является острой необходимостью в процессе развития Украины, вступления ее цивилизованный мир. Но сегодня в Украине существуют проблемы внедрения МСФО. А именно, требует принципиальных изменений система статистической отчетности, поскольку предприятия, ценные бумаги которых пребывают в обращении на фондовом рынке, а также субъекты предпринимательства, которые, согласно законодательства, обязаны обнародовать годовую финансовую отчетность в форме отчетных данных согласно МСФО, и составлять унифицированную отчетность согласно П(С)БУ и подавать органам статистики, как это происходит сейчас в небанковских финансовых учреждениях.

С точки зрения Министерства финансов Украины в первую очередь необходимо выделить правовой аспект проблем, которые возникают при внедрении МСФО, поскольку на сегодня не определен путь внедрения международных стандартов в правовое поле Украины. Внедрение требует подготовки специалистов, которые владеют методологией трансформации украинской финансовой отчетности в международную.

Эффективное внедрение МСФО в Украине должно сопровождаться созданием методических рекомендаций по применению международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, международным сотрудничеством в рамках специализированных профессиональных организаций.

Таблица. Согласование П(С)БУ Украины и МСБУ

ПЮБУ МСБУ

П(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности» МСБУ 1 «Подача финансовых отчетов»; МСБУ 34 «Промежуточная финансовая отчетность»

П(С)БУ 2 «Баланс» МСБУ 1 «Подача финансовых отчетов»

П(С)БУ 3 «Отчет о финансовых результатах» МСБУ 8 «Учетные политики, изменения в учетных оценках и ошибки»»

П(С)БУ 4 «Отчет о денежных средствах» МСБУ 7 «Отчет о денежных средствах»

П(С)БУ 5 «Отчет о собственном капитале» МСБУ 1 «Подача финансовых отчетов»

П(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах» МСБУ 8 «Учетные политики, изменения в учетных оценках и ошибки»»; МСБУ 10 «Ситуации после даты баланса»

П(С)БУ 7 «Основные средства» МСБУ 16 «Основные средства»

П(С)БУ 8 «Нематериальные активы» МСБУ 38 «Нематериальные активы»

П(С)БУ 9 «Запасы» МСБУ 2 «Запасы»

П(С)БУ 10 «Дебиторская задолженность» МСБУ 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»

П(С)БУ 11 «Обязательства» МСБУ 37 «Обеспечения, непредвиденные обеспечения и непредвиденные активы»

П(С)БУ 12 «Финансовые инвестиции» МСБУ 27 «Консолидированные и отдельные финансовые отчеты»; МСБУ 28 «Инвестиции в ассоциированные предприятия»; МСБУ 31 «Доли в совместных предприятиях» МСБУ 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»

П(С)БУ 13 «Финансовые инструменты» МСБУ 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и подача»; МСБУ 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»

П(С)БУ 14 «Аренда» МСБУ 17 «Аренда»

П(С)БУ 15 «Доход» МСБУ 18 «Доход»; МСБУ 20 «Учет государственных грантов и раскрытие информации о государственной помощи»

П(С)БУ 16 «Затраты» МСБУ 1 «Подача финансовых отчетов»

П(С)БУ 17 «Налог на прибыль» МСБУ 12 «Налоги на прибыль»

П(С)БУ 18 «Строительные контракты» МСБУ 11 «Строительные контракты»

П(С)БУ 19 «Объединение предприятий» МСБУ 22 «Объединение предприятий»

П(С)БУ 20 «Консолидированная финансовая отчетность» МСБУ 27 «Консолидированные и отдельные финансовые отчеты»

П(С)БУ 21 «Влияние изменения валютных курсов» МСБУ 21 «Влияние изменений валютных курсов»

П(С)БУ 22 «Влияние инфляции» МСБУ 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции»

П(С)БУ 23 «Раскрытие информации о связанных сторонах» МСБУ 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах

П(С)БУ 24 «Прибыль на акцию» МСБУ 33 «Прибыль на акцию»

П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства» МСБУ отсутствует

П(С)БУ 26 «Выплаты работникам» МСБУ 19 «Выплаты работникам»; МСБУ 26 «Учет и отчетность о программах пенсионного обеспечения»

П(С)БУ 27 «Необоротные активы, которые содержатся для продажи, и деятельность, которая прекращается» МСБУ 35 «Необоротные активы, которые содержатся для продажи, и деятельность, которая прекращается»

П(С)БУ 28 «Уменьшение полезности активов» МСБУ 36 «Уменьшение полезности активов»

П(С)БУ 29 «Финансовая отчетность по сегментам» МСБУ 14 «Отчетность по сегментам»

П(С)БУ 30 «Биологические активы» МСБУ 41 «Сельское хозяйство»

П(С)БУ 31 «Затраты на ссуды» МСБУ 23 «Затраты на ссуды»

П(С)БУ 32 «Инвестиционная недвижимость» МСБУ 40 «Инвестиционная недвижимость»

Применять основные принципы международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности должны все предприятия. Но необходимо установить разные требования к раскрытию информации в финансовой отчетности для разных групп предприятий с учетом их объемов деятельности и операций на

рынках капиталов. Роль государственных органов и общественных профессиональных организаций состоит в подготовке к внедрению МСБУ и МСФО, в способствовании применения и выполнения этих стандартов.

Процесс применения МСФО должен быть поэтапным и целенаправленным, недостатки и несоответствия национальной системы бухгалтерского учета должны устраняться согласно требованиям рыночной экономики. Современные МСФО являются динамической системой, которая направлена на унификацию принципов и методов признания, оценивания и раскрытия информации в финансовой отчетности, и ориентирована на потребности рынков капитала.

На четвертом Международном конгрессе национальных регулирующих органов в сфере бухгалтерского учета, организованном Правлением КМСФО в сентябре 2007 года в Лондоне, участниками было поддержано и принято три подхода к путям перехода на МСФО, а именно:

1 - конвергенция национальных стандартов к МСФО;

2 - разработка национальных стандартов на основании МСФО;

3 - принятие МСФЗ как национальных стандартов.

ВЫВОДЫ

Исходя из этого, в Украине должна проводиться работа по пересмотру и усовершенствованию разработанных и внедренных положений (стандартов) бухгалтерского учета. Актуальным вопросом является создание действенной системы подготовки и повышения квалификации бухгалтеров для обеспечения оперативной, качественной, достоверной информацией собственников, инвесторов и других пользователей финансово-аналитической информации.

Адаптация отчетности украинских предприятий к МСФО позволит:

- избежать необходимости составления налоговой и специализированной отчетности;

- уменьшить риски для инвесторов и кредиторов;

- обеспечить прозрачность и доступность информации;

- повысить рост доверия к показателям финансовой отчетности;

- углубить международную концепцию в сфере бухгалтерского учета;

- уменьшить затраты на разработку собственных стандартов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Украины «Об общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского союза» - № 1629-IV от 18.03.2004 г. - www.rada.gov.ua.

2. Постановление КМУ «Программа реформирования бухгалтерского учета с применением международных стандартов финансовой отчетности» - № 1706 от 28.101998 г. - www.rada.gov.ua.

3. Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» - № 996-XIV от 16.07.1999 г. - www. rada.gov.ua.

4. М1жнародш стандарта бухгалтерського облiку 2000 р.: Пер. з англ. / Ред. С.Ф. Голов. - К.: Федерашя професшних бухгалтер1в i аудитор1в Укра'ши, 2004. - 1272 с.

ADAPTATION OF THE FINANCIAL REPORTING OF THE ENTERPRISES OF UKRAINE TO THE INTERNATIONAL STANDARDS

A.M. LUTOVA, O.O. GONCHARENKO Summary

In this article the authors review the condition of standard maintenance of accounting system and the financial reporting in Ukraine. Also they reveals conformity of national standards of accounting and the reporting. Besides this researchers investigate the ways of adaptation of the financial reporting of the enterprises of Ukraine to the international standards of the accounting and the reporting.

Поступила в редакцию 24 апреля 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.