Научная статья на тему 'О РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ'

О РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
120
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / СТРЕСС / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / PSYCHOLOGICAL STABILITY / ADAPTATION / STRESS / PSYCHOLOGICAL HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жильцова Ю.В.

Введение. Адаптация курсанта к условиям военного вуза - сложное явление, включающее в себя адаптацию к учебной деятельности, адаптацию к служебной деятельности, адаптацию к условиям быта. Более того, курсанты испытывают заметное влияние стресса в процессе интеллектуальных испытаний, предусмотренных учебным процессом (экзамен, тестирование, конкурсный отбор, публичная презентация работы и т.д.), что создает угрозу их психологическому здоровью, способствует демотивации учения, снижает уровень самореализации и успеваемости в учебной деятельности. Цель исследования - изучение психологической устойчивости курсантов Академии ФСИН России. Методика и организация исследования: исследование 80 курсантов Академии ФСИН России проводилось в 2 этапа, были использованы анкетирование, а также комплекс психодиагностических методик (шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина, методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т.Холмс, РРаге), шкала стресса RSM-25). Результаты исследования и их обсуждение: осуществлено экспериментальное исследование формирования в учебном процессе психологической устойчивости курсантов. Выводы создание определенных психолого-педагогических условий в учебном процессе способствует сохранению психологического здоровья курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жильцова Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CADETS’ PSYCHOLOGICAL STABILITY OF THE ACADEMY OF FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA

Introduction. Cadet’s adaptation to the conditions of the military university is a complex phenomenon, including adaptation to the educational activities, adaptation to the official activities, adaptation to the living conditions. Moreover, the students experience a noticeable influence of stress in the process of intellectual tests provided for by the educational process (exam, testing, competitive selection, public presentation of work, etc.), which poses a threat to their psychological health, contributes to the demotivation of teaching, reduces the level of self-realization and academic performance in educational activities. The purpose of the study is to study the cadets’ psychological stability of the Academy of the Federal Penal Service of Russia. The methodology and organization of the study: the research of 80 of the Academy of the Federal Penal Service of Russia was carried out in 2 steps, questioning and also a complex of psychodiagnostic techniques were used (a scale of reactive and personal uneasiness of Ch.D. Spielberg, Yu.L. Khanin, methods for determining resistance to stress and social adaptation (T. Holmes, R. Rage), RSM-25 stress scale). Research results and discussion: the experimental study of the formation of the psychological stability of cadets in the educational process was carried out. Conclusions. The creation of certain psychological and pedagogical conditions in the educational process maintains the psychological health of cadets.

Текст научной работы на тему «О РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ»

мотивации к позитивным изменениям, коррекции психологических характеристик, способствующих развитию аддиктивного поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жук А.А. Клиника, патогенез и лечение алкоголизма / А.А. Жук, В.В. Михлин. - Кишинев, 2QQQ - 59Q с.

2. Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости / А.Е. Айвазова. - Санкт-Петербург : Речь, 2QQ3. - 12Q с.

3. Старшенбаум Г.В. Аддиктология. Психология и психотерапия зависимостей / Г.В. Старшенбайм. - Москва : Когито-Центр, 2QQ6. - 2SS с.

REFERENCES

1. Zhuk, A.A. and Mikhlin, V.V. (2QQQ), Clinic, pathogenesis and treatment of alcoholism, Chis-

inau.

2. Aivazova A.E. (2QQ3), Psychological aspects of addiction, Rech, St. Petersburg.

3. Starshenbaum G.V. (2QQ6), Addictology. Psychology and psychotherapy of addictions, Kogito Center, Moscow.

Контактная информация: 5555stat@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 15.09.2020

УДК 159.923.5

О РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ

Юлия Владимировна Жильцова, кандидат психологических наук, доцент, доцент, Академия Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Рязань

Аннотация

Введение. Адаптация курсанта к условиям военного вуза - сложное явление, включающее в себя адаптацию к учебной деятельности, адаптацию к служебной деятельности, адаптацию к условиям быта. Более того, курсанты испытывают заметное влияние стресса в процессе интеллектуальных испытаний, предусмотренных учебным процессом (экзамен, тестирование, конкурсный отбор, публичная презентация работы и т.д.), что создает угрозу их психологическому здоровью, способствует демотивации учения, снижает уровень самореализации и успеваемости в учебной деятельности. Цель исследования - изучение психологической устойчивости курсантов Академии ФСИН России. Методика и организация исследования: исследование SQ курсантов Академии ФСИН России проводилось в 2 этапа, были использованы анкетирование, а также комплекс психодиагностических методик (шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина, методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т.Холмс, Р.Раге), шкала стресса RSM-25). Результаты исследования и их обсуждение: осуществлено экспериментальное исследование формирования в учебном процессе психологической устойчивости курсантов. Выводы создание определенных психолого-педагогических условий в учебном процессе способствует сохранению психологического здоровья курсантов.

Ключевые слова: психологическая устойчивость, адаптация, стресс, психологическое здоровье.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p464-466

DEVELOPMENT OF CADETS' PSYCHOLOGICAL STABILITY OF THE ACADEMY OF FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA Yulia Vladimirovna Zhiltsova, the candidate of psychological sciences, senior lecture, the Academy of the Federal Penal Service of Russia

Abstract

Introduction. Cadet's adaptation to the conditions of the military university is a complex phenomenon, including adaptation to the educational activities, adaptation to the official activities, adaptation to the living conditions. Moreover, the students experience a noticeable influence of stress in the process of intellectual tests provided for by the educational process (exam, testing, competitive selection, public presentation of work, etc.), which poses a threat to their psychological health, contributes to the demotivation of teaching, reduces the level of self-realization and academic performance in educational activities. The purpose of the study is to study the cadets' psychological stability of the Academy of the Federal Penal Service of Russia. The methodology and organization of the study: the research of 80 of the Academy of the Federal Penal Service of Russia was carried out in 2 steps, questioning and also a complex of psychodiagnostic techniques were used (a scale of reactive and personal uneasiness of Ch.D. Spielberg, Yu.L. Khanin, methods for determining resistance to stress and social adaptation (T. Holmes, R. Rage), RSM-25 stress scale). Research results and discussion: the experimental study of the formation of the psychological stability of cadets in the educational process was carried out. Conclusions. The creation of certain psychological and pedagogical conditions in the educational process maintains the psychological health of cadets.

Keywords: psychological stability, adaptation, stress, psychological health.

Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что проблема психологической устойчивости личности приобретает все больший интерес в современной психолого-педагогической литературе. Несмотря на то, что вопросами психологического здоровья занимались Л. М. Аболин, M. Акбаева, И.Г. Антипова, A. А. Баранов, Б.Х. Варданян, В. А. Бодров, М.Ю. Денисов, Л.В. Куликов, А.В. Либина, Л.А. Китаев-Смык, А.А. Реан, С.В. Субботин и др., феномен формирования психологической устойчивости курсантов в учебной деятельности еще недостаточно изучен.

Проанализировав различные понятия определения психологической устойчивости (Варданян Б.Х., Зильберман П.Б., Субботин С.В. и др.), под данным термином мы пониманием качество курсанта, состоящее из совокупности психофизиологического, мотива-ционного и волевого компонентов, информированности и готовности курсанта к выполнению поставленных задач, а также сочетания личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих.

Обучение в высшем учебном заведении - это стресс для многих курсантов. Психологическая устойчивость позволяет курсанту переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности. Таким образом, психологическая устойчивость в процессе обучения является неотъемлемой частью учебного процесса [1].

С целью изучения уровня психологической устойчивости у курсантов нами был использован комплекс методик (шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина, методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т.Холмс, Р.Раге), шкала стресса RSM-25).[2]

Первый этап нашего исследования проводился перед зимней сессией курсантов. Полученные нами результаты показали, что у 63% курсантов подвержены стрессу, преобладает высокий уровень тревожности, напряжения, беспокойство, нервозность, а также присутствует страх перед экзаменами; у 27% курсантов средний уровень тревожности и у 10% курсантов низкий уровень тревожности.

Для того чтобы повысить уровень психологической устойчивости курсантов, нами были организованы и проведены занятия по программе эмоционально-когнитивного тренинга для курсантов в часы куратора и самостоятельной подготовки. Данная программа включает в себя ряд упражнений, направленных на выработку индивидуальных способов межличностного взаимодействия в ситуациях повышенной интеллектуальной ответственности за результаты своего умственного труда.

Первый блок программы направлен на формирование готовности к актуализации и отреагированию негативного эмоционального состояния. Содержанием второго блока

программы является развитие умений работать с материалами информационного характера, определений способов индивидуального совладения с собственными неконструктивными эмоциональными проявлениями, отказ участников от прежних (импульсивных, деструктивных) способов поведения и отношения к ситуациям повышенной социально-интеллектуальной сложности. После завершения работы по данному блоку программы, участники определяют для себя новые пути в эмоциональном регулировании своего поведения. Личностным новообразованием третьего блока программы является психологическая готовность участников к перенесению полученного позитивного опыта и новых способов взаимодействия в условия реальной жизни.

Второй этап нашего исследования проводился перед летней сессией, где полученные результаты свидетельствовали об эффективности проведенной работы по программе эмоционально-когнитивного тренинга для курсантов. У 78% курсантов зафиксирован низкий уровень тревожности, страха, стресса. Они уверены в своих поступках и действиях, общительны, самооценка не занижена, активны в учебе, а так же уровень тревожности перед экзаменами и зачетами ниже среднего.

Таким образом, программа эмоционально-когнитивного тренинга, направленная на регуляцию эмоционального напряжения у курсантов, овладение ими умениями ведения диалога, осознание пространственной организации общения, регуляцию эмоционального состояния во время стрессовых ситуаций, детерминирует определенные психолого-педагогические условия в учебном процессе и способствует формированию психологической устойчивости у курсантов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильева И. А. Особенности социально-психологической адаптации сотрудников спецподразделений МВД / И. А. Васильева // Вестник Бурятского государственного университета. -2011. - № 5. - С. 172-176.

2. Жильцова Ю.В. К вопросу формирования стрессоустойчивости у курсантов в условиях интеллектуальной конкуренции / Ю.В. Жильцова // Теоретическая и практическая психология в современных условиях. Сборник научных трудов по материалам XII Международного семинара молодых ученых и аспирантов. - Тамбов, 2019. - С. 77-80.

REFERENCES

1. Vasilieva, I.A. (2011), "Features of the socio-psychological adaptation of employees of special forces of the Ministry of Internal Affairs", Buryat State University Herald, No. 5, pp. 172-176.

2. Zhiltsova Yu.V. (2019), "On the issue of forming stress tolerance among cadets in conditions of intellectual competition", Theoretical and practical psychology in modern conditions. Collection of scientific works on the materials of the XII International Seminar of Young Scientists and Graduate Students, Tambov, pp. 77-80.

Контактная информация: orekh7@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.09.2020

УДК 159.9.072

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРАХ СБЕРЕЖЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

Анатолий Александрович Зайцев, доктор педагогических наук, профессор, Александра Анатольевна Зайцева, кандидат педагогических наук, доцент Калининградский государственный технический университет; Константин Михайлович Комиссарчик, кандидат педагогических наук, доцент, Лилия Ирековна Халилова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный педиатрический

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.