Научная статья на тему 'О развитии конкурентных отношений на электроэнергетических рынках'

О развитии конкурентных отношений на электроэнергетических рынках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК / КОНКУРЕНЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ И РЕФОРМЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ / "ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ" ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьев Валентин Яковлевич, Кузьмин Виталий Васильевич

Представлен методологический поход к развитию отношений на электроэнергетических рынках, основанный на применении (проектировании и реализации) свойств и характеристик товарных рынков с развитыми конкурентными механизмами. Приводятся доводы об изначально конкурентной природе предпринимательства на электроэнергетическом рынке. Изложены особенности эволюции электроэнергетического рынка от жесткого государственного регулирования «общественно значимой» услуги к осознанию и применению общих принципов свободных, конкурентных рыночных отношений в целях повышения эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Афанасьев Валентин Яковлевич, Кузьмин Виталий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE DEVELOPMENT OF COMPETITION IN ELECTRICITY MARKETS

The article shows a methodological approach to the development of relations in electricity markets, based on the application (design and implementation) of the properties and characteristics of commodity markets with the advanced competitive mechanisms. Arguments about initially competitive nature of entrepreneurship in the electricity market are given. The features of the evolution of the electricity market from a rigid state regulation of public interest service to the awareness and application of General principles of free, competitive market relations in order to improve efficiency are shown.

Текст научной работы на тему «О развитии конкурентных отношений на электроэнергетических рынках»

О РАЗВИТИИ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЫНКАХ

Аннотация. Представлен методологический поход к развитию отношений на электроэнергетических рынках, основанный на применении (проектировании и реализации) свойств и характеристик товарных рынков с развитыми конкурентными механизмами. Приводятся доводы об изначально конкурентной природе предпринимательства на электроэнергетическом рынке. Изложены особенности эволюции электроэнергетического рынка - от жесткого государственного регулирования «общественно значимой» услуги к осознанию и применению общих принципов свободных, конкурентных рыночных отношений в целях повышения эффективности.

Ключевые слова: электроэнергетический рынок, конкуренция, государственное регулирование, развитие и реформы электроэнергетики, «дерегулирование» электроэнергетики.

ABOUT THE DEVELOPMENT OF COMPETITION IN ELECTRICITY MARKETS

Annotation. The article shows a methodological approach to the development of relations in electricity markets, based on the application (design and implementation) of the properties and characteristics of commodity markets with the advanced competitive mechanisms. Arguments about initially competitive nature of entrepreneurship in the electricity market are given. The features of the evolution of the electricity market from a rigid state regulation ofpublic interest service to the awareness and application of General principles of free, competitive market relations in order to improve efficiency are shown.

Keywords: electricity market, competition, government regulation, development and reformation of electric power industry, deregulation of the electricity sector.

Современная экономическая теория убедительно доказывает, что свободная, конкурентная рыночная экономика как система отношений людей, созданная в ходе длительного эволюционного развития человечества (и не перестающая развиваться), в конечном итоге приводит к наиболее предпочтительным результатам. Формированию таких убеждений способствует, наряду с разработками экономической теории, опыт развития западной цивилизации, где, начиная со Средних веков, постепенно отменялись препятствия к функционированию свободной рыночной экономики, формировались традиции, инструменты и инфраструктура конкурентных рыночных отношений. По ходу развития рыночной системы на Западе, народонаселение там увеличилось многократно, а уровень жизни масс повысился до беспрецедентного уровня, о котором ранее не могли и мечтать (и о котором и сегодня могут только мечтать те, кто не сумел в полной мере применить эти механизмы в своих странах).

Как известно, уровень развития конкурентных отношений на различных рынках (товарных, валютных, фондовых и иных) существенно отличается. В любой сфере деятельности - это результат длительного исторического развития. На многих товарных и иных рынках свободные конкурентные отношения сегодня стали традиционными, на практике доказав свою эффективность. Конкурентные отношения, с учетом отраслевых особенностей, развиваются и на электроэнергетических рынках.

О конкурентной природе электроэнергетического рынка. Процесс производства и потребления электрической энергии является результатом предпринимательства людей и их групп, основанного на глубоком разделении труда. Исходим из того, что «предпринимательство - это то же самое, что человеческая деятельность. По этому поводу можно сказать, что любой, кто действует, чтобы изменить свое настоящее и достичь своих целей в будущем, занимается предпринимательством» [5, с. 47].

© Афанасьев В.Я., Кузьмин В.В., 2015

УДК 621.31:339.13 В.Я. Афанасьев В.В. Кузьмин

Valentin Afanasyev Vitaly Kuzmin

Использование электрической энергии, или услуг, в основе оказания которых лежит электрическая энергия, как правило, осуществляется в результате совершения на рынке сделок по купле-продаже, где каждый из субъектов (людей) преследует свои собственные интересы. Предпринимательство на электроэнергетическом рынке (как и в других сферах человеческой деятельности), является конкурентным, в силу того, что «по самой природе и по определению предпринимательство всегда является конкурентным» [5, с. 90]. Поставщики и потребители электрической энергии и услуг в ходе предпринимательства постоянно находятся в процессе обнаружения конкурентной возможности получения собственной выгоды или прибыли. На этом рынке «как только кто-либо увидел конкретную возможность получения прибыли и начал действовать, эта возможность исчезает, и далее никто в этом конкретном месте и в это время не может увидеть ее и воспользоваться ей» [5, с. 90]. Взаимодействие субъектов электроэнергетического рынка, также как и отношения на любом рынке, носят ярко выраженный конкурентный характер в том смысле, «что различные действующие субъекты сознательно или бессознательно конкурируют друг с другом за то, чтобы первыми обнаружить, и использовать возможности для извлечения прибыли» [5, с. 90].

Процесс взаимодействия людей на электроэнергетическом рынке (также как и на любом другом рынке), движущей силой которого является предпринимательство, не ослабевает, и не прекращается после того, как кто-то обнаружил, и использовал возможности получения прибыли. Это происходит потому, что в процессе предпринимательства (взаимодействия людей), на рынке создается и передается новая информация, неизбежно меняющая общее восприятие средств и целей всеми участниками взаимодействия. Эти изменения, в свою очередь, вызывают бесчисленные новые случаи несогласованности, предоставляющие новые возможности для извлечения предпринимательской прибыли, и этот динамический процесс распространяется, никогда не останавливается, и приводит к постоянному развитию отношений людей в обществе. Таким образом изначально, по своей сути предпринимательство (человеческая деятельность) на электроэнергетическом рынке конкурентно. Конкуренция на нем выражается в том, что продавцы стремятся превзойти друг друга, предлагая лучшие и более дешевые товары, а покупатели - более высокие цены.

Эволюция электроэнергетического рынка — от государственного регулирования «общественно значимой» услуги к свободным конкурентным отношениям. Электроэнергетический рынок как устойчивая система отношений продавцов и покупателей электрической энергии и связанных с ней услуг, сравнительно молод. Сегодня это трудно представить, но всего 120-130 лет назад большинство людей в мире не имело представления об электрической энергии, и никак ее не использовало.

Как известно, эре массового применения электроэнергии в качестве универсального продукта, используемого в самых разнообразных сферах деятельности людей, предшествовали открытия крупных ученых-физиков и подготовительные работы крупных предпринимателей в начале - середине XIX в. «В 1808 г. сэр Хэмфри Дейви послал электрический ток от заряженной батареи через зазор между двумя угольными стержнями, и создал сине-белую дугу света. В 1831 г. Майкл Фарадей изобрел динамо-машину, которая, когда получала вращение от парового двигателя, подавала дешевый электрический ток посредством электромагнитной индукции» [6, с. 114].

Разработанные электромашинные источники электрической энергии (генераторы) создали основу для создания первых электростанций. Генераторы первых электростанций приводились во вращение поршневыми паровыми машинами, вырабатывали постоянный электрический ток, и могли подавать электрическую энергию на электроустановки потребителей, расположенные не далее, чем 1-1,5 км. Начало относительно массового применения электрической энергии связано с использованием электрической дуги Дейви для освещения. Такой способ освещения имел существенные недостатки: «уголь выгорал, неприятный дым и опасность, ток батареи был дорогим, свет был слишком

ярким, и лампы соединялись последовательно» [6, с. 115]. Электрическое освещение от электрических дуг Дейви во многом проигрывало в конкуренции с газовым освещением. Но, несмотря на это, «дуговые лампы использовались в Парижской опере в 1844 г., в английских домах света в 1860-е гг., были представлены на Филадельфийской выставке 1876 г., и освещали улицы Парижа в 1877 г.» [6, с. 115]. С созданием и началом коммерческого использования вакуумных электрических лампочек (в 70-е гг. XIX столетия) начинается отход от газового освещения. В конце 70-х годов XIX столетия Томас Эдисон задумал и организовал работу большой центральной электростанции, которая распределяла электричество по линиям и покупателям. Спроектированная Эдисоном в системе энергоснабжения общего пользования Нью-Йорка электростанция заработала в 1882 г.: «4 сентября 1882 г., день, когда начала работать станция «Пиирл стрит» и обслуживать 85 покупателей с 400 лампочками, является началом электрической промышленности пользования» [6, с. 118].

Важно подчеркнуть, что электроэнергетический рынок зарождался в конкурентных условиях: в начале своего существования системы энергоснабжения общего пользования имели много конкурентов, несмотря на уникальность и универсальность электрической энергии как продукта. Кроме поставщиков услуг газового освещения, иных товаров и услуг, в процессе создания которых использовалась энергия, они должны были конкурировать также с изолированными электростанциями. Многие инвесторы вкладывали деньги в изолированные электростанции (блок-станции - в современной терминологии), предназначенные для электрического питания отдельных заводов, гостиниц, яхт и жилищ для богатых людей.

В 90-х гг. XIX в. различными группами ученых разработаны синхронные генераторы, вырабатывающие трехфазный переменный ток, трансформаторы и асинхронные двигатели. Эти научно-технические достижения стали основой разработки качественно новой системы энергоснабжения общего пользования в виде универсальной технологической электроэнергетической системы, в которой генератор переменного тока на центральной станции вырабатывал электричество, которое затем преобразовывалось в электрический ток высокого напряжения, и направлялось к местным подстанциям, где оно преобразовывалось до нужных потребителям параметров. Самые различные потребители начинают использовать электрическую энергию (купленную на рынке) для разных целей - освещение, обеспечение работы электрических двигателей, обогрев, иные производственные и бытовые нужды.

У данной системы было много достоинств. Одно из главных - появилась возможность подачи электрической энергии от электростанции (или их групп) через единую систему электрической передачи на большое количество электроприемников различных потребителей, расположенных на относительно больших регионах обслуживания. И если в первые годы полезного использования электрической энергии, как правило, генератор работал только на нагрузку освещения (в остальное время он простаивал, что существенно увеличивало удельные производственные издержки), то в новых условиях появилась возможность производства электрической энергии для различных потребителей, которые брали электричество в различное время суток. Это позволяло более равномерно загружать генерирующее оборудование.

Резкое увеличение объемов поставок и более равномерная нагрузка (более полное заполнение суточного графика нагрузки) электростанций создавала решающую экономию для систем энергоснабжения общего пользования. В таких условиях изолированные системы электроснабжения (блок-станции) стали проигрывать в конкурентной борьбе с энергосистемами общего пользования. Это позволило последним, начиная с первой половины XX в., занять доминирующее положение на рынках электрической энергии практически во всех странах Европы и Америки.

С началом функционирования систем энергоснабжения общего пользования электроэнергетический рынок развивался очень активно, с ростом потребления электрической энергии в течение все-

го XX и начала XXI в.. Если в 1890 г. во всем мире производилось, и потреблялось - 9 млрд кВт-ч, то в 1950 г. - 950 млрд кВт-ч (рост более чем в 100 раз), в 2007 г. - 19 894,8 млрд кВт-ч, а в 2012 г. -22 504,3 млрд кВт-ч [8]. Электрическая энергия, покупаемая на электроэнергетических рынках, с начала XX в. быстро вошла в жизнь практически всех людей на планете в качестве универсального, удобного для преобразования и использования средства. В современных условиях она стала неотъемлемой частью практически любого технологического, организационного процесса.

Важной отличительной особенностью развития электроэнергетического рынка является то, что на нем довольно длительное время, начиная с периода его возникновения, активно используются инструменты государственного регулирования. В силу разных причин, несмотря на то, что предпринимательство на электроэнергетическом рынке изначально носит конкурентный характер, эта сфера деятельности в течение примерно 100 лет, с самого начала своего зарождения в конце XIX в., рассматривалась преимущественно качестве «общественно значимой», или монопольной. В этой сфере деятельности признавалось полезным и эффективным регулирующее вмешательство государственных органов, в противовес механизмам свободной конкуренции. В результате этого процесс конкурентного взаимодействия поставщиков и покупателей электрической энергии искажается, «корректируется» действиями органов государственного регулирования при непосредственном участии монополий, получивших право поставок электрической энергии в своей зоне обслуживания. В определенном смысле история развития отношений на электроэнергетическом рынке это яркий пример летописи «экономической политики, направленной на ограничение конкуренции» [2, с. 263]. Эта история (по крайней мере, до конца XX столетия) заполнена примерами предоставления привилегий различным группам поставщиков электрической энергии (имеющим установленную с помощью государственных органов монополию на поставки электрической энергии в определенном регионе), направленных в конечном итоге на защиту этих монополистов от конкуренции более эффективных соперников.

К основным внутриотраслевым причинам, которые предопределили активное государственное вмешательство и регулирование отношений на электроэнергетических рынках на начальных этапах развития, и до 70-х гг. XX в., можно отнести следующие особенности предпринимательства в этой сфере:

- единство технологического процесса производства, передачи и потребления электрической энергии и связанная с этим необходимость координации действий поставщиков и потребителей электрической энергии и услуг по вопросам проектирования, строительства и эксплуатации электро-генерирующих, электропередающих и электропотребляющих устройств;

- использование в организации деятельности по производству и передаче электрической энергии передовых уникальных научных открытий и промышленных образцов электротехнического и паросилового оборудования, для создания которых требуется концентрация значительных финансовых ресурсов. Как правило, те первооткрыватели и предприниматели, которые первыми создают и (или) используют устройства производства, передачи, а также устройства электропотребления для оказания соответствующих услуг на рынке, становятся на рынке монополистами;

обусловленность сделок купли-продажи электрической энергии с прокладкой линий электрических передач, физически связывающих источники генерации с электроустановками потребителей. На разных этапах развития электроэнергетического рынка (включая современный этап) деятельность, связанная с использованием линий электрических передач, рассматривается в качестве монопольной;

- необходимость получения согласия самых разных собственников земельных участков на строительство и дальнейшее эксплуатационное обслуживание электростанций и электрических сетей, проходящих по земельным участкам этих собственников. Отвод земли под электростанции и линии

электрических передач - сложный процесс, который затрагивает интересы множества разрозненных собственников (арендаторов) и за которым зорко следят и собственники, и государство. Энергетические компании вынуждены прибегать к содействию государственных органов в получении разрешений на пользование земельных участков. Те, в свою очередь, выдвигают всяческие условия, в том числе и по вопросам государственного регулирования их деятельности (тарифы, налоги, участие в прибылях и т. п.);

развитие систем энергоснабжения общего пользования (электроэнергетических систем) в рамках крупных вертикально интегрированных энергетических компаний, которые постепенно становились единственными, монопольными поставщиками электрической энергии на больших территориях обслуживания. Этому во многом способствовала убежденность менеджмента энергетических компаний в том, что развитие и укрупнение вертикально интегрированных энергетических компаний приводит к серьезным преимуществам. К данным преимуществам, прежде всего, относили уменьшение удельных издержек при увеличении масштаба деятельности. Считалось, что крупная вертикально интегрированная компания, осуществляющая деятельность на обширной территории, будут обслуживать потребителей при более низкой себестоимости (следовательно - и тарифах), чем функционирующие на этой территории несколько более мелких конкурирующих компаний. Рост объемов производства и электрических нагрузок крупных энергетических компаний, связанный с резким увеличением регионов обслуживания и ростом числа потребителей, должен привести к снижению удельных издержек на производство электрической энергии, в том числе за счет строительства энергоблоков большой единичной мощности с низкими удельными расходами на производство электрической энергии. Кроме этого, считалось, что одной большой компании, обслуживающей крупные регионы, удается предотвращать ненужное дублирование энергетических мощностей. Особенно это относилось к содержанию резервного оборудования (генерирующих и электропередающих мощностей), которое используется относительно кратковременно, в период максимума нагрузок, или в тех случаях, когда выходит из строя какое-либо основное генерирующее или электропередающие оборудование. Учитывалось, что крупная компания может позволить себе содержать пиковое и резервное дорогостоящее оборудование (оптимизируя его использование), которое имеет высокие удельные затраты, но включается в периоды максимумов нагрузки потребителей для обеспечения надежного и бесперебойного обслуживания потребителей на обширных территориях. Высокая стоимость содержания оборудования, которое включается только на несколько часов в период максимумов нагрузок, была бы невыгодна (и не под силу) небольшим конкурирующим компаниям. Высокие расходы на содержание такого оборудования привели бы к высокой себестоимости производства и передачи электроэнергии для этих небольших компаний, и вынудили бы указанные компании к отказу от такого резервного оборудования. А при отсутствии резервного генерирующего (и передающего) оборудования могли бы пострадать потребители, которые в максимум нагрузок могли быть ограничены в электропотреблении в следствие нехватки пиковых или резервных мощностей (с потерей качества и надежности).

Наряду с внутриотраслевыми особенностями, активное государственное регулирование на электроэнергетическом рынке определяется также (может быть, даже в большей степени, чем особенностями отрасли) факторами исторического порядка. А именно, состоянием и развитием взглядов и методов государственного (антимонопольного) регулирования предпринимательства к моменту возникновения электроэнергетического рынка. К моменту появления электрической энергии на рынке в качестве товара, в функции государственных органов уже входило регулирование деятельности поставщиков некоторых видов продукции и услуг, включая ценовое регулирование. Подпадающая под государственное регулирование деятельность многих организаций не всегда носила монопольный характер. Но эти организации предоставляли на рынке «общественно значимые» услуги или по-

ставляли те или иные товары, которые, по мнению общественности и государственных органов, обладали некоторой общей значимостью. Первыми примерами подобного предпринимательства могут служить услуги по перевозке, деятельность пекарен, гостиниц, и контор (фирм) муниципального транспорта. «В 1820 г. Американский Конгресс предоставил городу Вашингтону право регулировать цены на хлеб, чистку дымоходов, и причальный сбор. В 1839 г. на Род-Айленде был организован распорядительный комитет. Этому примеру вскоре последовали и другие штаты Новой Англии. В 1835 г. в штате Массачусетс сформировался распорядительный совет по распоряжению (регулированию - ред.) компаний газоснабжения. В 1887 г. по решению Конгресса был учрежден Комитет по межштатному транспорту и торговле, наиболее важный распорядительный орган того времени. ... К 1920 г. коммунальные агентства с распорядительными функциями присутствовали уже 2/3 штатов» [6, с. 242-243].

В основе сложившихся к концу XIX в. (в период формирования устойчивых отношений на рынке электрической энергии) представлений об обоснованности, целесообразности и подходов к вмешательству государственных органов в «общественно значимые» сферы предпринимательства лежали концепции, сформулированные судебными органами. В этом контексте характерным является решение Верховного суда США по иску (1871 г.) компании «Mann» против администрации штата Иллинойс (США). При рассмотрении этого дела суд сослался на исторические документы и исследования процесса регулирования цен. В частности, приводил высказывание лорда Хейла - главного судьи Британии (1609-1676 гг.): «Обратившись тогда к общему праву, откуда вытекает право, находящееся под защитой конституции, мы находим, что когда в деле о частной собственности затронуты интересы общественности, то она перестает быть только Juris private (относящейся к частному праву - лат). Собственность действительно предстает облаченной в одежды, отвечающей общественным интересам, когда способ ее использования превращает ее в общественно важную, и влияет на общество в целом. Если, следовательно, некто предоставляет свою собственность в пользование, представляющее общественный интерес, то он, в сущности, дает обществу разрешение на долю в прибылях от подобного использования, и должен подчиняться введению контроля. ... Он может аннулировать свое разрешение путем прерывания эксплуатации. ... Муниципальные транспортные агентства представляют собой в некотором роде государственные учреждения с обязанностями, в исполнении которых заинтересовано общество в целом. Их деятельность, следовательно, «неразрывно связана с общественными интересами» [6, с. 244].

С началом функционирования систем энергоснабжения общего пользования в конце XIX в. деятельность по поставкам электроэнергии довольно быстро приобретает «общественно значимый» характер. Поставка электрической энергии становится необходимой, широко распространенной услугой (товаром), для которой не существует полноценной замены. С подходом к поставщикам электрической энергии как субъектам, занятым «общественно значимой» деятельностью в значительной мере связано то, что отношения на электроэнергетическом рынке, с самого начала своего развития и вплоть до 90-х гг. XX в. во всем мире были подвержены активному влиянию (регулированию) со стороны государственных органов. Можно выделить следующие основные направления и предметные области государственного вмешательства и регулирования отношений на электроэнергетических рынках (в дополнение к общим «традиционным» направлениям и предметным областям во всех сферах экономики правовое, налоговое, антимонопольное, ценовое, трудовое регулирование, регулирование параметров финансовой системы, ставок заработной платы и пр.), характерные для указанного периода времени:

- унификация и стандартизация основных параметров электрической энергии и требований к организации технологических процессов в электроэнергетических системах (единая частота электрического тока; единые номинальные напряжения электрического тока; требования по обеспечению

параллельной работы оборудования в составе электроэнергетической системы; по надежности (категории) энергоснабжения и др.);

- определение и фиксация органами государственной власти и/или управления зон обслуживания организаций, осуществляющих поставки электроэнергии и связанных с ней услуг. В начальный период развития электроэнергетического рынка фиксация зон обслуживания осуществлялась в форме франшизы - договоров коммерческой концессии с местными органами государственной власти и/или управления. Со временем зоны обслуживания расширялись, выходя за пределы районов и округов. Формировались большие зоны обслуживания, границы которых устанавливались государственными органами;

- государственное регулирование тарифов на электроэнергию, поставляемую потребителям. Являясь разновидностью ценового регулирования, отражает специфику отрасли. Считается, что утвержденные государственными органами тарифы получены в результате экспертизы специалистов, и, что это обеспечивает их экономическую обоснованность;

введение правил (правовых норм), обязывающих поставщиков электроэнергии без дискриминации обслуживать любого обратившегося к ним потребителя. Вводятся правовые нормы, обязывающие поставщиков электроэнергии, в переделах закрепленной зоны, обслужить всех потребителей, которые к ним обратились. Компания не может незаконно проводить политику дискриминации, как технологической (по вопросам присоединения к сетям, эксплуатации, организации параллельной работы оборудования в составе электроэнергетической системы и т.п.), так и ценовой. В нерегулируемой сфере деятельности поставщики могут предлагать (назначать) потребителям рыночные цены, и могут отказать в обслуживании, если потребитель не готов покупать по предлагаемой поставщиком цене. А на электроэнергетическом рынке, в условиях государственного регулирования, правила обязывают поставщика электрической энергии обслужить любого потребителя стандартным образом по тарифам, установленным государственным регулирующим органом. В процессе государственного регулирования электроснабжающая компания может добиваться возмещения убытков, связанных с обслуживанием «коммерчески невыгодных» клиентов. Кроме этого, устанавливаются (в значительной мере политизированные) требования по ответственности энергоснабжающей организации за высокий уровень бесперебойности и надежности энергоснабжения всех групп потребителей в рамках региона обслуживания. Логика государственного регулирования исходит из того, что при регулировании тарифов в крупной вертикально интегрированной компании предусмотрены достаточные средства на содержание и развитие необходимого резервного оборудования. В этих условиях компания должна обеспечить соответствующие высокие параметры надежности для всех групп потребителей (вне зависимости от их платежеспособного спроса на соответствующий уровень надежности);

введение правил (правовых норм), устанавливающих льготный характер обслуживания населения, в том числе их групп. В частности, это относится к упрощенным процедурам подключения бытовых потребителей к электрическим сетям, к упрощенной форме заключения договора энергоснабжения, к льготным (экономически необоснованным, заниженным) тарифам, к упрощенным формам и способам оплаты за потребленную электрическую энергию, менее строгой ответственности за сроки оплаты и несвоевременную оплату полученной электрической энергии. Обоснованием такого подхода является то, что электроэнергия с некоторых пор относится к продукту жизнеобеспечения населения. Если даже поставки электроэнергии населению приносят убытки, в рамках зоны обслуживания компания по электроснабжению обязана обеспечить электроснабжение бытовых потребителей по установленным «льготным» правилам.

Регулируемая государством электроэнергетика в течение длительного периода в целом соответствовала ожиданиям и запросам населения и органов власти. Тарифы на электроэнергию устойчиво снижались с момента возникновения электроэнергетического рынка (с 80-х годов XIX столетия)

до 70-х гг. XX в., несмотря на то, что в экономике в целом действовал повышательный тренд изменения цен [6, с. 234]. Такая тенденция снижения тарифов обеспечивалась, прежде всего, за счет активного внедрения в электроэнергетике новых научных достижений. Они обеспечивали более эффективное производство электроэнергии на новых, мощных электростанциях, более эффективную технологию ее передачи и управление в электроэнергетических системах. На снижение удельных издержек на электроснабжение, следовательно, на снижение тарифов, серьезно влиял также активный рост объемов потребления электроэнергии. Известный специалист в области электроэнергетики Эдвин Веннард пишет: «До начала 1970-х гг. в США не возникало сомнений в отношении эффективности энергоснабжения, особенно среди населения, непосредственно не связанного с энергетикой. Цена электроэнергии для ее потребителей непрерывно снижалась, что происходило в результате роста потребления, повышения эффективности оборудования, более высоких коэффициентов загрузки оборудования, и непрерывного улучшения мастерства и техники управления. Стоимость топлива была относительно стабильной. ... И хотя цены на многие изделия, материалы и услуги росли в темпе инфляции тех лет (2,5-3 % в год), в электроэнергетике в учетом приведенных выше факторов, была возможность поддерживать процесс снижения цены электроэнергии» [1, с. 7].

В начале 70-х гг. XX в. темпы роста инфляции в мировой экономике увеличиваются. И, несмотря на дальнейшее повышение эффективности систем электроснабжения, это не компенсирует возрастание стоимости капиталовложений, технического обслуживания и топлива. Кроме того, хотя исследования и новые разработки продолжались, но в области получения электроэнергии из органического топлива становилось все меньше достижений, поскольку трудности в дальнейшем повышении параметров энергоносителей обуславливали снижение темпов повышения эффективности. Также в результате завершения процесса электрификации в большинстве регионов обитания людей перестал активно расти и объем потребления. Одновременно возросли издержки энергетических компаний на меры в области охраны окружающей среды, поднялась стоимость кредита.

После 70-х гг. XX в. электроэнергетика оказалась не способной обеспечить дальнейшее снижение удельных затрат на энергоснабжение потребителей. Энергокомпании начали настойчиво добиваться увеличения темпов роста тарифов на электроэнергию, выдвигая это как условие дальнейшего надежного энергоснабжения потребителей. Тогда высветились (начали активно обсуждаться) явно выраженные недостатки действовавшей в тот период системы государственного регулирования крупных энергетических компаний:

- государственное регулирование и вмешательство в структуру цен не приводит к необходимым экономически обоснованным тарифам. Теоретически, подход к государственному регулированию тарифов на электроэнергию исходит из того, что эта система защищает потребителей от завышения тарифов монополиями, моделируя последствия конкурентной борьбы, приводя расчеты тарифов к конкурентным условиям, которые могли бы сложиться на рынке (на основании принятых методик). Но результаты государственного регулирования на практике не соответствуют указанной цели. Тарифы определяются, как правило, на основании средних фактических издержек за прошедший «базовый» период, это означает, что они в принципе не могут соответствовать тарифам на нерегулируемом рынке. Несмотря на то, что вопрос о методике определения расчетной нормы прибыли, включаемой в тариф на электроэнергию, был одним их центральных вопросов с самых первых примеров регулирования указанных тарифов, так и не удалось сформировать научно обоснованный подход к определению этой величины. В этих условиях инвесторы, вкладывающие средства в электроэнергетику, (также и потребитель) должны полагаться на компетентность, добросовестность регулирующих органов. Регулирующие органы, стремясь устанавливать «справедливые» цены и тарифы для всех групп потребителей (с одной стороны) и обеспечить (с другой стороны) доходность энергетических компаний на уровнях, сопоставимых с доходностью в конкурентных сферах деятель-

ности, принимали тарифы, которые, как правило, не устраивали ни потребителей, ни поставщиков;

регулирующие органы, во многом определяя финансовое состояние энергетических компаний, не занимаются проблемами надежности и качества обслуживания, кроме тех случаев, когда надежность и качество становятся очевидно низкими, и нарастает масса жалоб со стороны потребителей. В то же время, стремление регулирующих организаций продемонстрировать общественности (и своему руководству или органам контроля), что они принимают достаточные меры для обеспечения надежности и бесперебойности обслуживания потребителей, приводит к созданию избыточных резервных генерирующих и передающих мощностей, которые используются неэффективно, или длительное время не используются вовсе. В процессе рассмотрения заявок энергетических компаний об установлении тарифов, регулирующие органы охотно принимают завышенные предложения (обоснования) об объемах инвестиций в развитие энергетических мощностей «в целях гарантированного» (на самом деле - избыточного) удовлетворения спроса, а также для формирования значительного резерва (как правило - избыточного), «для обеспечения надежности энергоснабжения». Далее избыточные мощности строятся, находятся в эксплуатационной готовности, содержатся за счет средств, оплачиваемых потребителями за получаемую энергию и услуги. Это серьезно влияет на необоснованное завышение тарифов;

регулирование оказывает негативное воздействие на эффективность энергетического производства, регулируемые тарифы представляют слишком мало стимулов для повышения эффективности. Прежде всего, регулирование в корне душит инновации. Регулируемые организации неохотно снижают издержки производства с использованием научно-технических достижений. Потому что эти компании могут оказаться неспособными поднять тарифы, если их (издержек и тарифов) снижение не привело к ожидаемому увеличению спроса и росту выручки от продаж. В условиях длительно функционирующей системы государственного регулирования энергокомпании оказываются не заинтересованными во внедрении мероприятий и технологий, позволяющих повышать эффективность электроснабжения. У энергетических компаний формируется убеждение, что регулирование, в крайнем случае, может выручить из беды, а хорошее управление и повышение эффективности не получают никакого вознаграждения. Система государственного регулирования становится для регулируемых компаний сильнейшим ограничительным фактором - они не могут соответствующим образом отреагировать на вновь сложившуюся ситуацию на рынке, адекватным образом учесть изменяющиеся условия конкурентной борьбы и провести маневр по повышению эффективности, поиску новых рынков сбыта и другим направлениям конкурентной борьбы. Кроме этого, в условиях государственного регулирования организации, подвергающиеся регулированию, в случае появления конкурентов зачастую прибегают к защите регулирующих органов, жестко ограждающих их деятельность от возможных рисков потери рынка в борьбе со своими конкурентами. Повсеместно подобное регулирование приводит к созданию условий для возникновения монопольного поведения, монопольных цен и к снижению эффективности электроэнергетического рынка. В условиях государственного вмешательства и регулирования создается положение, при котором многие инвесторы, предприниматели, одаренные творческие работники не допускаются в эту сферу деятельности, где они могли бы принести максимальную пользу;

тарифные решения регулирующих органов зачастую продиктованы политическими мотивами. В процесс расчета тарифов вкрадываются факторы социального благосостояния, такие как льготные тарифные ставки для отдельных групп потребителей, предписания относительно не прекращения обслуживания потребителей, имеющих задолженность за потребленную электрическую энергию и др. Часто звучит мнение, что регулирующие органы продались регулируемым организациям.

К 80-м гг. XX в. в западных странах постепенно начинает складываться убеждение, что регулируемая государством энергетика, сконцентрированная в крупных вертикально интегрированных

компаниях, уже не в состоянии обеспечить требуемый от нее уровень эффективности. Результаты работы электроэнергетики стали расцениваться как слишком слабые и неудовлетворительные («ужасные»). Начали звучать настойчивые требования по изменению отношений на электроэнергетических рынках и изменению подходов к государственному регулированию в этой инфраструктурной отрасли.

Параллельно с этим идут изменения подходов к государственному регулированию в других отраслях экономики. Низкая мотивация на повышение эффективности и снижение тарифов государственно регулируемых организаций в сфере инфраструктурных услуг способствует формированию идеи «приватизации», дерегулирования этих (ранее регулируемых государством) отраслей во многих странах мира [3, с. 710]. На электроэнергетическом рынке созревают условия для его «дерегулирования», «либерализации».

О методологических подходах к формированию конкурентных моделей электроэнергетического рынка. В 90-х гг. XX в. в некоторых странах, (Великобритания, Чили, Новая Зеландия, Скандинавские страны) начинается процесс реформирования («дерегулирования», «либерализации») рынка электрической энергии, связанного с отказом от традиционных методов централизованного государственного планирования и регулирования электроэнергетики. Основной лейтмотив этих серь-езиых структурных преобразований - открытие указанных рынков для конкуренции независимым поставщикам и допуск потребителей к конкурентным отношениям на электроэнергетическом рынке. Идея состоит в том, чтобы использовать конкурентную рыночную систему в качестве главного инструмента для повышения эффективности энергоснабжения.

В 1991 г. в Великобритании начата серьезная «денационализация», структурная реформа электроэнергетики и переустройство электроэнергетического рынка с введением конкурентных механизмов. Реформа включала: приватизацию отрасли, отделение деятельности по производству электроэнергии от деятельности по передаче и распределению, введение конкуренции среди производителей, формирование национальной передающей сети и региональных распределительных сетей, создание независимого регулятора рынка. Далее конкурентные механизмы взаимоотношений на рынке электрической энергии получили развитие (с 1991 г.) в Норвегии и других странах Скандинавии. В современных условиях меры, направленные на реализацию конкурентных механизмов на рынке электрической энергии, в целом являются мировой тенденцией, затронувшей большинство развитых и ряд развивающихся государств мира.

Важно отметить, что процесс реформирования электроэнергетики и формирования конкурентного рынка электрической энергии в экономически развитых западных странах осуществляется в течение довольно длительного периода времени, начиная с двух завершающих десятилетий XX в. К 2015 г. этот процесс преобразований находится в самом разгаре. Пока ни одна страна полностью не завершила создание сколько-нибудь удовлетворительного конкурентного электроэнергетического рынка. И есть примеры неудач, связанных с внедрением по-настоящему конкурентной свободной модели рынка.

Например, хотя начальный этап структурной реформы электроэнергетики Великобритании для многих стран служил «опытным образцом», там развитие этой отрасли было омрачено неудачами. Прежде всего, пять созданных в ходе реформирования рынка независимых источника генерации электроэнергии (две частные генерирующие компании, атомная энергетика, оставшаяся в собственности государства, а также импортные поставки по линиям электропередач, связывающих британские сети с сетями во Франции и Шотландии) порождали проблему рыночной власти (монопольного поведения). Конкуренция находилась под угрозой по трем причинам. Пропускная способность линий, соединяющих Великобританию с Францией и Шотландией, была слишком мала, чтобы составить конкуренцию остальным поставщикам. Атомная энергетика поставляла лишь базовую (неизменяе-

мую, или минимально изменяемую, во времени) мощность с низкими издержками и не конкурировала в краткосрочной игре. Вся мощность, способная следовать за изменениями нагрузки и определяющая цены через предельные издержки генерации, принадлежала двум новым компаниям, созданным в ходе приватизации. Наконец, этот этап реформирования не предусматривал никаких технических мер, предписывающих и поощряющих подачу заявок покупателями на базе использования технологий, допускающих прекращение поставок [4]. Кроме этого, «дерегулирование», изменение правил взаимодействия на рынке электрической энергии, на начальных этапах коснулось в Великобритании, а также во многих европейских станах и в США, лишь оптового рынка, но не отношений конечных потребителей. Для конечных потребителей на «реформированном» электроэнергетическом рынке отношения и цены обычно не являются конкурентными - они не подвержены изменениям в зависимости от поставщиков, от времени суток, дня недели или времени г..

Это же относится и к российской электроэнергетике. В электроэнергетике России, начиная с 90-х гг. прошлого столетия, в рамках перехода всех отраслей экономики на рыночные принципы, также осуществляются крупные структурные преобразования, направленные на внедрение конкурентных рыночных механизмов. Но приходится констатировать, что реализованный, начиная с 1992 г., довольно большой комплекс мероприятий по реформам в электроэнергетике России не привел к повышению ее эффективности. Наоборот, в современных условиях, даже по сравнению с ситуацией, сложившейся в дореформенный период, эффективность функционирования этой инфраструктурной отрасли промышленности России существенно снизилась. По большинству показателей, характеризующих эффективность российской электроэнергетики за 1992-2014 гг., наблюдается негативная динамика.

Рассматривая опыт реформирования электроэнергетики в западных странах, а также и в России, необходимо признать, что кроме частных конкретных причин отдельных неудач в каждой стране, существует серьезная системная проблема, которая неизбежно моделировала неудачи указанных реформ. А именно - недостаточно четкая и полная проработка теоретических основ реформирования электроэнергетики, формирования конкурентного электроэнергетического рынка, слабая проработка вопросов соответствия внедряемой модели конкурентного электроэнергетического рынка свойствам и характеристикам сложившейся за многие века традиционной модели рынка в конкурентных сферах экономики.

Наиболее разумным и отвечающим требованиям повышения эффективности представляется следующий методологический подход к развитию конкурентных отношений на электроэнергетических рынках:

- исходим из того, что предпринимательство на электроэнергетическом рынке по своей природе является конкурентным. В силу технологических особенностей предпринимательства, осуществляемого в составе электроэнергетических систем, а также в силу исторических особенностей развития систем государственного регулирования, развитие свободных конкурентных отношений на электроэнергетическом рынке существенно ограничивалось;

слабое развитие конкурентных механизмов на электроэнергетических рынках рассматриваем как одну из основных причин его низкой эффективности;

цель реформирования - повышение эффективности. В процессе «дерегулирования», «либерализации» электроэнергетики четко формулируется необходимость распространения на электроэнергетические рынки свойств и характеристик, присущих различным традиционным рынкам с развитыми процедурами и механизмами конкуренции;

в ходе подготовки мер по реформированию электроэнергетического рынка, для достижения поставленных целей, четко выделяются те характеристики, свойства традиционных конкурентных товарных рынков, набор конкурентных механизмов, которые в совокупности приводят к ожи-

даемым результатам по уровню его эффективности;

- исходя из выявленных свойств и характеристик современных эффективных конкурентных рынков, а также анализа существующего опыта реформирования электроэнергетики в развитых странах, формулируются основные требования к модели организации свободных, конкурентных отношений на электроэнергетическом рынке.

- для устранения значительных проблем электроэнергетического рынка тщательно проектируется (на базе глубокой теоретичной проработки основ конкурентного электроэнергетического рынка) и организуется введение в практику модели рынка и механизмов взаимодействия субъектов рынка, в основе которых лежит приоритет конкурентных форм торговли. В том числе, с участием субъектов естественных монополий, с обеспечением свободного конкурентного доступа участников рынка к их услугам;

организуется система контроля и мониторинга процессов преобразований в электроэнергетике с целью определения соответствия промежуточных результатов реформирования выбранным целям, и своевременной корректировки мероприятий в случае необходимости. Исходим из того, что конкурентная рыночная система в электроэнергетике нигде пока не опробовалась в завершенном и чистом виде. Также как в западной цивилизации, со Средних веков в общем и целом преобладала тенденция к отмене институтов, препятствующих функционированию рыночной экономики, так и в электроэнергетике (наряду с другими «неконкурентными» сферами деятельности) административное государственное регулирование будут постепенно вытеснено рыночными конкурентными механизмами и саморегулированием субъектов рынка.

Есть основания полагать, что в ближайшей перспективе удастся построить свободные конкурентные отношения на электроэнергетических рынках. Характеристики таких электроэнергетических рынков будут соответствовать характеристикам традиционных товарных рынков с развитой конкуренцией. На таких рынках будет восстановлена роль потребителей как главных субъектов, в конечном итоге определяющих судьбу поставщиков электроэнергии и сопутствующих услуг. Опыт наиболее успешных проектов по построению конкурентного электроэнергетического рынка (PJM, Новой Англии, ERCOT (Техас) в США, рынки в Австралии и Новой Зеландии и др.) наглядно демонстрирует, что существующие рынки могут быть вполне успешными, если проектируются так, чтобы обеспечить максимально свободную конкуренцию и прозрачные цены [7]. Дополнительным позитивным фактором развития электроэнергетического рынка в современных условиях является усиление конкуренции со стороны децентрализованной, распределенной генерации. Современные технологии позволяют потребителям реально отказываться от значительного объема услуг монопольных поставщиков, используя возможности экономии энергии, или покупки (часто - самостоятельного производства) электрической энергии от альтернативных распределенных источников генерации, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии (солнечной, ветровой и др.).

Библиографический список

1. Веннард, Э. Управление электроэнергетикой США / Э. Веннард ; пер. с англ. Н. П. Галочкина. - М., 1990. - 377 с.

2. Мизес, JT. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории / Л. Мизес; пер. с англ. А. В. Ку-раева. - Челябинск : Социум, 2005 г. - 878 с.

3. Мировое производство электроэнергии [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http//ru.m.wikipedia.org/wiki/Электроэнергия (дата обращения : 22.03.2015).

4. Смит, В. Экспериментальная экономика Комплекс исследований, по совокупности которых автору присуждена Нобелевская премия / В. Смит ; пер. с англ. под науч. ред. Р. М. Нуреева. - М. : ИРИСЭН, Мысль, 2008. - 808 с.

5. Уэрта де Сото Хесус Социализм, экономический расчет и предпринимательская функция / Хесус Уерта де Сото ; пер. с англ. В. Кошкина. - М., Челябинск : ИРИСЭН, Социум, 2008. - 488 с.

6. Хьюман, Л. Энергосистемы общего пользования Америки : прошлое, настоящее и будущее / Л. Хьюман ; пер. с англ. - М., 1994. - 511 с.

7. Баркин, О. Г. Электроэнергетика России: проблемы выбора модели развития: аналитический доклад к XV Апр. междунар. научн. конф. по проблемам развития экономики и общества / О. Г. Баркин, И. О. Волкова, И. С. Кожуховский [и др.]. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - 45 с.

8. BP Statistical Review of World Energy, June 2013, Electricity Generation TWh (from 1985) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http//bp.com/statisticalreview (дата обращения : 23.03.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.