Научная статья на тему 'Об актуальных исследованиях и разработках проблем развития конкурентных отношений на электроэнергетических рынках'

Об актуальных исследованиях и разработках проблем развития конкурентных отношений на электроэнергетических рынках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
512
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК / КОНКУРЕНЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ И РЕФОРМЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьев Валентин Яковлевич, Кузьмин Виталий Васильевич

Предложены направления актуальных теоретических исследований и научно-технических разработок в области развития конкурентного электроэнергетического рынка. Рассматриваются современные мировые тенденции в развитии конкурентных отношений на электроэнергетических рынках. Приведены примеры отдельных временных неудач в реформировании рынков электрической энергии. Сделан вывод о том, что одной из системных проблем, мешающих достижению задач повышения эффективности электроэнергетики, является слабость теоретического и научно-технического обоснования, проработки, проектирования и реализации мер по переводу электроэнергетического рынка на принципы свободной конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE CURRENT RESEARCH AND DEVELOPMENT OF THE EVOLUTION’S PROBLEMS OF COMPETITIVE RELATIONS IN THE ELECTRICITY MARKETS

The article suggests directions of current theoretical research and scientific-technical developments in the field of competitive electricity market development. Current global trends in the evolution of competition in the electricity markets are considered. Examples of some temporary failures in reforming electricity markets are given. It is concluded that one of the systemic problems that hinder the achievement of the objectives of improving the efficiency of electric power is the weakness of the theoretical and scientific-technical justification, elaboration, design and implementation of measures to transfer electricity market onto the principles of free competition.

Текст научной работы на тему «Об актуальных исследованиях и разработках проблем развития конкурентных отношений на электроэнергетических рынках»

РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕВОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО

УПРАВЛЕНИЯ

УДК 621.31:339.13

ВЯ. Афанасьев ОБ АКТУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

ВВ. Кузьмин И РАЗРАБОТКАХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ

КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЫНКАХ

Аннотация. Предложены направления актуальных теоретических исследований и научно-технических разработок в области развития конкурентного электроэнергетического рынка. Рассматриваются современные мировые тенденции в развитии конкурентных отношений на электроэнергетических рынках. Приведены примеры отдельных временных неудач в реформировании рынков электрической энергии. Сделан вывод о том, что одной из системных проблем, мешающих достижению задач повышения эффективности электроэнергетики, является слабость теоретического и научно-технического обоснования, проработки, проектирования и реализации мер по переводу электроэнергетического рынка на принципы свободной конкуренции.

Ключевые слова: электроэнергетический рынок, конкуренция, государственное регулирование, развитие и реформы электроэнергетики.

ABOUT THE CURRENT RESEARCH AND DEVELOPMENT OF THE EVOLUTION'S PROBLEMS OF COMPETITIVE RELATIONS IN THE ELECTRICITY MARKETS

Annotation. The article suggests directions of current theoretical research and scientific-technical developments in the field of competitive electricity market development. Current global trends in the evolution of competition in the electricity markets are considered. Examples of some temporary failures in reforming electricity markets are given. It is concluded that one of the systemic problems that hinder the achievement of the objectives of improving the efficiency of electric power is the weakness of the theoretical and scientific-technical justification, elaboration, design and implementation of measures to transfer electricity market onto the principles of free competition.

Keywords: electricity market, competition, government regulation, development and reform of electric power industry.

В конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. в развитых западных странах начинается процесс реформирования («дерегулирования», «либерализации») рынка электрической энергии. Основной лейтмотив этих серьезных структурных преобразований - постепенное внедрение в отношения, складывающиеся на рынках электрической энергии, механизмов конкурентного рынка, открытие указанных рынков для свободной конкуренции независимым поставщикам и допуск потребителей к конкурентным процедурам на электроэнергетическом рынке. Теоретической основой решений о проведении крупных структурных реформ электроэнергетики и формирования конкурентного электроэнергетического рынка служат выводы современной экономической теории о том, что свободная, конкурентная рыночная экономика как система отношений людей, созданная в ходе длительного эволюционного развития человечества (и не перестающая развиваться), в конечном итоге приводит к наиболее предпочтительным результатам [4; 11 и др.].

Valentin Afanasyev Vitaly Kuzmin

© Афанасьев В.Я., Кузьмин В.В., 2015

При этом необходимо учитывать, что если на многих товарных и иных рынках свободные конкурентные отношения, постепенно развиваясь в течение ряда веков, сегодня стали традиционными и на практике доказывают свою эффективность, то в электроэнергетике свободные, конкурентные отношения начинают осознанно формироваться и реализовываться только с 90-х гг. XX в. Исторически сложилось так, что практически во всех странах предпринимательство, связанное с производством, передачей и поставками электрической энергии, в течение примерно 100 лет, с самого начала своего зарождения в конце XIX в., рассматривалось в качестве «общественно значимой», или монопольной деятельности. В этой сфере деятельности признавалось полезным и эффективным регулирующее вмешательство государственных органов в противовес механизмам свободной конкуренции. В отрасли в течение длительного периода времени преобладали крупные вертикально интегрированные компании, на деятельность которых оказывали сильное регулирующее воздействие государственные структуры. Прежде всего, в вопросах развития производственных мощностей и бизнеса, а также государственного регулирования тарифов на поставляемую потребителям электрическую (тепловую) энергию. И только после 70-х гг. ХХ в. в ряде развитых западных стран зарождается и крепнет идея применения на электроэнергетических рынках конкурентных механизмов как инструмента повышения эффективности электроэнергетики. В этот период складывается убеждение, что регулируемая государством энергетика, сконцентрированная в крупных вертикально интегрированных компаниях, уже исчерпала резервы повышения эффективности [1].

Кроме этого, в современных условиях в странах с развитой электроэнергетикой параллельно с переходом на конкурентную модель отношений на электроэнергетических рынках происходит постепенная смена вектора технологического и экономического развития электроэнергетических систем. Освоенные на практике и широко тиражируемые технологии малой генерации, в сочетании с интеллектуализацией энергоустановок, систем управления элементами электроэнергетических систем и систем учета энергии сегодня предоставляют поставщикам и потребителям относительно дешевое оборудование (газопоршневые, парогазовые установки, микротурбины, тепловые насосы и др.), все чаще используемое для энергоснабжения потребителей наряду с традиционными системами электроснабжения. Приближение производства к потреблению снижает затраты на транспорт энергии, расширяя сферу экономической эффективности децентрализованного и даже индивидуального энергоснабжения. Это приводит к постепенному формированию локальных систем энергоснабжения, успешно конкурирующих с централизованной энергетикой.

В российской электроэнергетике, также как и в развитых западных странах, с 90-х гг. XX в. проводятся серьезные структурные реформы, направленные на развитие конкурентных отношений на рынках электрической энергии, открытие рынков для независимых поставщиков и потребителей электрической энергии. При этом также активно развивающаяся в России (на фоне реформ в отрасли) малая, распределенная генерация в скором времени может стать сопоставимой по рыночной силе с функционирующими на оптовом рынке генерирующими компаниями. Развитие и увеличение доли распределенной генерации на рынке также требует теоретического обоснования и практической реализации новых конкурентных принципов участия указанных поставщиков энергии и услуг в работе российского электроэнергетического рынка.

Современные взгляды на развитие конкурентных отношений на электроэнергетических рынках. Масштабные институциональные и структурные изменения электроэнергетики, осуществляемые во многих странах, начиная с 90-х гг. XX в., в современных условиях базируются на следующих общих концептуальных подходах.

На электроэнергетических рынках (в сфере производства, передачи и потребления электрической энергии) обоснованно и целесообразно применение конкурентных принципов взаимодействия, характерных рынкам с традиционно конкурентными механизмами (выработанными человечеством за

много столетий своего развития). Сферы производства, поставок, сбыта (да и передачи), электрической энергии, ранее считавшиеся монопольными, рассматриваются как системы, открытые для конкурентной борьбы. Применение в электроэнергетике, инфраструктурной, сложной в технологическом отношении отрасли, конкурентных рыночных процедур и механизмов рассматривается в качестве системного способа, позволяющего оптимизировать процесс электроснабжения потребителей и повысить его эффективность. Позитивный багаж рыночных конкурентных отношений, накопленный человечеством в ходе своей эволюции, в том числе первые результаты реформ в электроэнергетике, позволяют ускоренно и качественно изменить отношения субъектов электроэнергетического рынка в направлении повышения эффективности.

Система государственного регулирования взаимоотношений поставщиков и потребителей электрической энергии, основанная на идее естественной монополии сферы энергоснабжения, наряду с идеей «общественной значимости» этого вида деятельности, трансформируется и заменяется качественно иной системой регулирования взаимоотношений, основанной на принципах свободной конкуренции и системе саморегулирования субъектов указанного рынка. Возможностям такой трансформации системы отношений во многом способствует прогресс в развитии новых технологий производства и передачи электрической энергии (возникновение все новых и новых источников генерации, присоединенных к электрической сети, принадлежащих разным собственникам), бурное развитие информационных и торговых технологий.

Принципиально меняется роль потребителей на электроэнергетическом рынке. Потребители меняют статус статичных участников сделок по покупке электрической энергии, которые безропотно принимают условия поставщиков, на стандартную роль главных действующих лиц на рынке, которые активно участвуют в конкурентных процедурах. Отношения на рынке приводятся к такому состоянию, когда экономическое благополучие каждого поставщика электрической энергии (или услуг) в значительной мере зависит от решений потребителей по покупке или отказу от покупки электроэнергии (или услуг) того или иного источника генерации (или поставщика услуг). А не от решений регулирующих организаций или организаций-монополистов. Для этого на электроэнергетическом рынке меняются концептуальные взгляды к роли потребителей на рынках электрической энергии и реализуется система мер, требований и условий, позволяющих обеспечить соответствующий статус потребителей на рынке.

На базе применения современных информационных систем и программного обеспечения организуются инфраструктурные услуги, обеспечивающие качественно новые возможности для организации, заключения и исполнения свободных конкурентных сделок на электроэнергетических рынках, в частности, электронные торговые площадки. Если до появления электронных торговых систем заключение и регистрация сделок производились вручную, то в электронных торговых системах это осуществляется дистанционно. В условиях использования сотнями тысяч граждан инструментария электронной торговли на валютных, фондовых, товарных рынках (продажи авиабилетов, бронирование гостиничных номеров, аренда автомобилей практически в любом городе мира и тому подобное, не выходя из кабинета и не расставаясь со своим электронным гаджетом) такие формы торговли внедряются и на электроэнергетических рынках. Для электроэнергетических рынков с огромным числом субъектов и выполняемых постоянно транзакций критически важно то, что применение технологии электронной торговли позволяет сводить покупателей и продавцов в сложном информационном поле, с большим (неограниченным) числом субъектов торговли; позволяет проводить оптимизацию или применять иные алгоритмы обработки информации, поставляемой участниками, позволяя представителям (агентам) субъектов рынка заключать эффективные сделки, заключение которых при старой технологии было бы связано со слишком большими издержками или было невозможно в принципе. Электронная торговля позволяет существенно снизить транзакционные издержки - затраты времени

и усилий, расходов на поиск подходящих покупателей и продавцов, ведение переговоров, заключение договоров о поставках, предоставлении транспортных и других обеспечивающих и сопутствующих услуг.

Качественно меняются способы решения задач распределения ресурсов, в том числе и оперативно-диспетчерского регулирования в электроэнергетических системах. Решения по диспетчирова-нию и оптимизации режимов производства и потребления электрической энергии и мощности в электроэнергетических системах, которые в прежнем понимании требовали применения иерархических форм управления и контроля, заменяются на решения, формулируемые и реализуемые на основе саморегулирования и новых децентрализованных режимов ценообразования и прав собственности. Ставится задача достижения экономии за счет координации в сложных сетях при более низких тран-закционных издержках независимых агентов, обладающих распределенной информацией и связанных компьютеризированными рыночными механизмами.

Меняются подходы к обеспечению надежности энергоснабжения потребителей и обеспечению необходимых темпов развития технологической базы (мощностей) электроэнергетики (электро-генерирующих и передающих объектов). Вводятся новые технологии организации взаимоотношений на электроэнергетическом рынке, которые позволяют потребителям самим выбирать нужные им уровни и способы обеспечения надежности и качества энергоснабжения. В новой системе взаимоотношений потребители могут на базе рыночных процедур получать конкурентную оценку стоимости передачи и подключения к сетям, обоснованно определять необходимые резервы по генерации и распределительным сетям, давая обоснованные инвестиционные сигналы для развития энергетики (генерирующих и передающих объектов) региона и страны в целом.

Правила взаимоотношений на электроэнергетических рынках, а также система услуг инфраструктурных организаций рынка трансформируются таким образом, чтобы обеспечить недискриминационное функционирование всех субъектов рынка. Включая потребителей, а также субъектов рынка, использующих технологии малой генерации, с учетом того, что они предоставляют дополнительные конкурентные возможности субъектам рынка. При этом важно, что дополнительный сегмент поставок электроэнергии и услуг, формируемый в современных условиях объектами распределенной малой генерации, создает серьезное конкурентное давление на традиционную централизованную энергетику.

Следует подчеркнуть, что активный процесс реформирования электроэнергетики и формирования конкурентного рынка электрической энергии в экономически развитых западных странах не завершен. В целом можно утверждать, что начиная с 90-х гг. XX в. и по сей день в мире, включая и Россию, идет широкомасштабная битва за институциональные изменения в электроэнергетической отрасли и внедрение конкурентных механизмов на электроэнергетических рынках, которая, начавшись в Великобритании, в конечном счете распространилась на все развитые и развивающиеся страны. Есть страны, добившиеся в этом процессе значительных успехов. Сейчас к ним можно отнести США, Австралию, Новую Зеландию, Великобританию, Швецию, Финляндию, Норвегию, Германию, Чили, Бразилию. Но с учетом того, что процессы реформирования электроэнергетических рынков довольно динамичны, волне можно ожидать скорейших изменений в списке стран с реформированной эффективной конкурентной электроэнергетикой.

Слабости теоретической, научно-технической проработки, проектирования и исполнения комплекса мер по переходу на конкурентные отношения на электроэнергетических рынках предопределяют некоторые текущие проблемы и разочарования. Приверженцы реформирования электроэнергетики в направлении развития конкуренции на электроэнергетических рынках считают, что такое реформирование является единственным системным способом существенного повышения эффективности электроэнергетики. И что такое реформирование вполне осуществимо в эпоху всеоб-

щей информатизации и интеллектуализации электроэнергетических систем, хотя и нуждается в серьезной теоретической, проектной подготовке и в постоянном развитии. Но появление и начало реализации идей о целесообразности использования конкурентных механизмов для повышения эффективности электроэнергетики совсем не означает окончательной победы этих идей и представлений и «автоматического» получения ожидаемых результатов.

Анализ опыта и проблем реформирования электроэнергетики во многих западных странах и в России показывает, что по тем или иным причинам на указанных рынках возникали отдельные проблемы и временные неудачи. Можно привести те или иные примеры отдельных временных неудач реформирования электроэнергетики в западных странах. Например, несмотря на то, что структурные реформы электроэнергетики Великобритании для многих стран служили «опытным образцом», там развитие начального периода реформирования отрасли и формирования конкурентного электроэнергетического рынка было омрачено неудачами [9]. Еще одним ярким примером временных неудач в формировании конкурентной системы является опыт преобразований электроэнергетического рынка в Калифорнии (США). С 1996 г. там проведена активная работа по реформированию рынка электрической энергии: три энергетические компании, ранее имевшие вертикальную интегрированную структуру, продали большую часть имевшихся у них генерирующих мощностей организациям, занимающимся эксплуатацией электростанций и, таким образом, преобразовались в три распределительные сетевые компании. Были созданы независимые инфраструктурные организации: Калифорнийская энергетическая биржа и Независимый системный оператор. Магистральные сетевые активы остались в собственности распределительных сетевых компаний, но были переданы в оперативное управление Независимому системному оператору. Комплекс мер по переходу к новому рынку был проведен вполне успешно. До 2000 г. рынок электроэнергии в Калифорнии в целом функционировал в стабильном режиме, хотя летом 1998 г. наметилась тенденция к росту оптовых цен на электроэнергию. Однако с лета 2000 г. в работе рынка начали проявляться последствия вмешательства регулирующих органов. Несмотря на то, что оптовые цены в течение нескольких месяцев существенно выросли (с 3 до 16 центов за кВт-ч, при этом в большинстве других штатов цены оставались стабильными), регулирующие органы не желали реагировать на столь резкое изменение оптовых цен и оставляли розничные цены на прежнем уровне. Это привело к резкому росту задолженности распределительных сетевых компаний перед генерирующими компаниями, которая к концу 2000 г. составила порядка 12 млрд долл. Генерирующие компании начали приостанавливать поставку электрической энергии неплатежеспособным покупателям (прежде всего - распределительным сетевым компаниям). К началу 2001 г. стало очевидно, что ситуация на калифорнийском энергетическом рынке критическая. Резервы мощности приблизились к минимально допустимым уровням порядка 1,5 %. К концу января в штате начались веерные отключения потребителей электрической энергии. Кризис в Калифорнии во многом способствовал некоторой задержке в проведении реформ (либерализации) рынка электрической энергии в других американских штатах. В обоих названных случаях для исправления ситуации на рынке были реализованы специальные программы мер с участием регулирующих государственных органов.

В России, как известно, отправной точкой реформирования электроэнергетики являлась социалистическая система хозяйствования с государственной собственностью, централизованным планированием и государственной системой управления. В силу этого осуществляемое с 1992 г. широкомасштабное реформирование электроэнергетики затронуло практически все аспекты деятельности организаций электроэнергетики и их отношений с потребителями электрической энергии. На протяжении всего периода реформ, начиная с первых ее шагов (1992-1993 гг.), цели реформирования формулировались как повышение эффективности функционирования электроэнергетики на базе развития конкурентных рыночных отношений, создание условий для развития отрасли на основе стимулиро-

вания инвестиций при условии обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.

Рассматривая более чем 20-летний период реформирования российской электроэнергетики, можно отметить, что за это время удалось существенно продвинуться по важнейшим направлениям переустройства экономических отношений в отрасли и создания условий для развития конкурентных отношений на электроэнергетическом рынке. Проведены акционирование и приватизация организаций электроэнергетики по всей стране, административные (социалистические) методы государственного руководства и управления заменены на коммерческие принципы хозяйствования хозяйственно самостоятельных акционерных обществ. В отрасли функционирует новая структура управления с разделением конкурентных и монопольных видов деятельности. Вся генерация выведена из вертикально-интегрированных структур, что формирует условия (которые в действующей модели еще не реализованы) для организации конкурентных отношений потребителей со всей доступной генерацией (производителями электрической энергии). Создан комплекс нормативных правовых документов, определяющих порядок функционирования организаций электроэнергетики и взаимоотношения на рынках электрической энергии и услуг (закон «Об электроэнергетике», правила функционирования оптового и розничных рынков и пр.). Создана система государственного регулирования, включая тарифное и антимонопольное регулирование. Создан оптовый рынок электрической энергии и мощности, функционирующий в пределах Единой энергосистемы России. На оптовом рынке заработали (точнее - постепенно формируются) в целом рыночные механизмы взаимодействия его субъектов (при этом все еще обладающие монопольным характером). Сформированы и функционируют механизмы саморегулирования в виде структур и процедур НП «Совет рынка» с участием в нем производителей, потребителей, инфраструктурных организаций и представителей государства. Функционируют инфраструктурные организации оптового рынка электрической энергии и мощности (ОАО «СО ЕЭС» - осуществляет функции оперативно-диспетчерского управления в ЕЭС России», ОАО «АТС» - осуществляет функции коммерческого оператора оптового рынка электрической энергии и мощности, ОАО «Российские сети» - обеспечивает управление электросетевым комплексом ЕЭС России). На «новых» принципах организован розничный рынок электрической энергии. По своей сути являясь излишне монополизированной, розничный рынок функционирует в основном через перепродавцов - энергосбытовых компаний (ЭСК) - «независимых» акционерных обществ. ЭСК покупают электроэнергию на оптовом рынке, и перепродают ее потребителям розничного рынка. При этом ЭСК, собирая от потребителей денежные средства, оплачивают поставку энергии и услуг остальных субъектов рынка. Задействованы механизмы косвенного регулирования оптового рынка электрической энергии и мощности - через правила рынка, антимонопольные меры и использование механизмов предельных цен (англ. price-cap), формируемых с участием государства при принятии решений «Советом рынка». В 2008-2014 гг. в России осуществлены крупные инвестиции и ввод генерирующих мощностей (модернизация). Однако они осуществлены за счет использования вне рыночного механизма договоров о предоставлении мощности (далее - ДПМ). Данный механизм дает полную гарантированность результата для инвестора (ввод мощностей и возврат вложенного капитала с оговоренной доходностью), но при высоких затратах (фактически - при обеспечении сбора со всех потребителей средств на обеспечение возврата вложенного капитала с оговоренной доходностью). В схеме ДПМ все риски (финансовые и ошибок в размещении объектов и их избыточности) ложатся на потребителей. Следствием введения ДПМ стало сдерживание инвестиционной привлекательности действующей генерации (вне ДПМ) и требование представителей генерации осуществлять все инвестиционные проекты на условиях контрактов ДПМ.

Каковы же общие результаты реформирования российской электроэнергетики к 2015 г.? Достигнуты ли цели реформирования, которые декларировались на всех этапах реформирования отрас-

ли? Имеющийся опыт функционирования электроэнергетики в рамках так называемой целевой модели (в 2008-2014 гг.) пока не дает оснований говорить о достижении поставленных целей реформирования и решении задач повышения эффективности отрасли. Об этом также красноречиво говорят данные о динамике основных технико-экономических показателей функционирования отрасли. Целый ряд важнейших показателей, характеризующих эффективность функционирования российской электроэнергетики за период с 1992 по 2015 г., имеет негативную динамику.

1. Значительно ухудшилась эффективность (полнота) использования установленной мощности электростанций (по данным [5; 6; 7]). Если в 1990 г. коэффициент использования установленной мощности электростанций (Киум) был равен 59,9 %, то в 2014 г. он снизился до 51,1 % (минус 15 % от уровня 1990 г.), примерно тот же уровень в 2013 г. - 51,6 % (минус 14 % от уровня 1990 г.). На 2020 г. в соответствии со «Схемой развития ЕЭС» [5] принят Киум = 49,9 % (минус 17 % от уровня 1990 г.).

Превышение установленной электрической мощности ^у) электростанций ЕЭС России величины суммарной электрической нагрузки потребителей (№) в часы годового максимума нагрузок в 1990 г. имело значение в 1,33 раза: (1Чу = 213 ГВт, а N3 = 159,8 ГВт). «Неработающая» разница -53,4 ГВт. Но в 2014 г. это превышение уже в 1,45 раза, ^у = 226,5 ГВт; № = 156,1 ГВт), «неработающая» разница - 70,4 ГВт. На 2020 г. заложено еще большее превышение - в 1,5 раза. В базовом варианте «Схемы развития ЕЭС» [5] ^ = 250,7 ГВт, № = 166,9 ГВт, «неработающая» разница -83,8 ГВт. С учетом величины нормируемого резерва на уровне 25-30 ГВт в ЕЭС России сложился устойчивый избыток мощности (сверх нормируемого резерва) в диапазоне 25-35 ГВт, содержание которого обеспечивается за счет средств потребителей, которые вынуждены финансировать указанные, не используемые ими (даже теоретически!) резервы.

2. Ухудшилась эффективность использования топлива на тепловых электростанциях. Коэффициент полезного использования топлива (КПИТ) снизился с 57 % в 1992 г. до 53 % в 2012 г. (« -4 %). В мире - все наоборот, с начала 1990-х гг. Дании и Финляндии КПИТ вырос с 52 % до 80 %. Удельные расходы топлива на тепловых электростанциях в России с 1993 по 2013 г. выросли на 6 %

[3].

3. Вырос уровень потерь электроэнергии в электрических сетях [10] с 8,7 % (от отпуска электрической энергии в сеть) в 1990 г. до 11,2 % в 2013 г. В то же время этот показатель в США, Китае складывается - на уровне 5 %, в Германии - на уровне около 4 %. Таким образом, в России потери электрической энергии в сетях в два раза выше, чем в промышленно развитых странах. Иными словами, более 1/20 электрической энергии, вырабатываемой в России, необоснованно расходуется на «обогрев мирового пространства», т.е. бесценно.

4. Рост электросетевых активов в отсутствие роста потребления. Объемы потребления электрической энергии в России, также как и по России в целом, к 2014 г. еще не достигли «дореформенного» уровня. Максимальный объем потребления электрической энергии по России в «послерефор-менный» период достигнут в 2012 г., он составил 1016,5 млрд кВт-ч, против 1030,8 млрд кВт-ч в 1990 г. [5; 6; 7]. С 1990 по 2012 г. протяженность электросетей 110 кВ и выше выросла на 30 % (с 422 тыс. км до 549 тыс. км), мощность трансформаторов на подстанциях выросла на 45 % (с 510 млн кВА до 744 млн кВА) [2]. Результат - сегодня электросетевая доля в структуре цен на электроэнергию для потребителей ЕЭС России составляет величину почти 60 % (это в три раза выше этого показателя в России в 1990 г. и более чем в два раза больше, чем в развитых западных странах).

5. Необоснованный рост удельной стоимости строительства в российской электроэнергетике. В России удельная стоимость строительства электростанций почти в два раза выше аналогичных показателей в США, Европе и Китае. В России стоимость 1 кВт вводимой электрической мощности электростанций составляет 3,85 тыс. долл./кВт. За рубежом эта величина колеблется в пределах 2,0-

2,5 тыс. долл./кВт. Стоимость 1 кВт электрических сетей, введенных ЕЭС России в 2010-2011 гг., составляет примерно 2,7 тыс. долл./кВт, в то время как на рубеже 1990-х гг. в нашей стране это стоило 1,3 тыс. долл./кВт [11].

6. Рост численности персонала в условиях отсутствия роста потребления. С 1990 г. численность эксплуатационного персонала в отрасли выросла с 545 тыс. чел. в 1990 г. до 717 тыс. чел. в 2011 г. (рост на 31 %) [2]. Численность персонала на единицу установленной мощности электростанций выросла с 2,55 чел/МВт в 1990 г. до 3,29 чел/МВт в 2011 г.

Таким образом, в России после 20-25 лет реформирования электроэнергетики до сих пор неочевидна эффективность довольно большого комплекса реализованных в этом направлении мер. Более того, реформы российской электроэнергетики в 1992-2015 гг. не привели к повышению ее эффективности, отставание от западных стран по уровню эффективности усилилось. В эти условиях важно разобраться в причинах такой ситуации.

И в России и в некоторых западных странах одной из серьезных системных причин, неизбежно предопределявших проблемы и отдельные временные неудачи указанных реформ (кроме частных, характерных для каждой страны конкретных причин тех или иных временных неудач и проблем), является слабая теоретическая проработка вопросов реформирования электроэнергетики и формирования конкурентного электроэнергетического рынка. Несмотря на огромный комплекс мер, подготавливаемый и реализуемый при реформировании электроэнергетики, сохраняются серьезные проблемы в теоретической и научно-технической проработке как самой модели конкурентного электроэнергетического рынка, так и системы необходимых мер для перехода от старой «регулируемой» модели к конкурентной модели электроэнергетического рынка, в том числе:

- недостаточно четкая и полная разработка теоретических основ перехода к конкурентной модели электроэнергетического рынка, вопросов соответствия внедряемой модели конкурентного электроэнергетического рынка свойствам и характеристикам сложившейся за многие века традиционной модели рынка в конкурентных сферах экономики;

- отсутствие цельного, непротиворечивого проекта организации конкурентных отношений на электроэнергетическом рынке, позволяющего обеспечить свободные конкурентные отношения его субъектов;

- слабая проработка (проектирование и организация функционирования) информационно -технологической, торговой инфраструктур, обеспечивающих свободный доступ поставщиков и потребителей к торговым сделкам и позволяющих субъектам рынка вести свободную конкурентную деятельность на рынке.

Именно слабость теоретической проработки проблем развития конкурентных отношений на электроэнергетических рынках, недостатки в проектировании конкурентных систем, а также в формировании и исполнении программ реформирования (зачастую в сочетании с отклонениями от ранее принятой программы мер при их выполнении) приводят к тому, что цели и задачи реформирования зачастую оказываются не достигнутыми. Эффективность электроэнергетики не растет ожидаемыми темпами.

Слабости теоретического обоснования, проектирования и реализации конкурентной модели электроэнергетических рынков приводит также к тому, что в современном мире все еще широко распространены взгляды (и в научных кругах, и среди государственных бюрократов и предпринимателей), заключающиеся в том, что проблемы электроэнергетики более эффективно могут быть решены через усиление влияния государства. С одной стороны, первые положительные опыты применения конкурентных механизмов убеждают все большее людей в том, что на электроэнергетическом рынке, несмотря на ее технологическую сложность и «общественную значимость», можно и нужно применять методы повышения эффективности и производительности труда путем отказа от ограничения

конкуренции. Они считают, что на электроэнергетическом рынке можно и нужно создавать условия для того, чтобы действующие индивиды (прежде всего, потребители, а также и поставщики, включая тех, которые производят электрическую энергию на объектах малой распределенной генерации) имели возможности выбора между альтернативными способами действий. С другой стороны, довольно большое количество людей все еще считают, что государство должно взять на себя также задачу «оптимизации» рынка, путем вмешательства и корректировки функционирования рынка исходя из собственного понимания справедливости и целей развития общества. Для многих людей до сих пор нет положительного ответа на вопрос о том, действительно ли столь необходимо и целесообразно развивать на электроэнергетическом рынке механизмы свободной конкуренции, а государству держаться вне рынка? Приверженцы традиционных подходов к государственному регулированию электроэнергетики считают предложения о применении конкурентной модели отношений на электроэнергетическом рынке нецелесообразными, идеалистическими и практически невыполнимыми. Они считают, что необходимо «чуть-чуть подкрутить» действующие механизмы государственного регулирования и придумать (обновить) систему стимулирования монополий. И электроэнергетика, по их мнению, вернется к прежним (или, как минимум, удовлетворительным) показателям или темпам повышения эффективности. Сторонники усиления государственного влияния не оставляют попыток использования электроэнергетики и ЕЭС России как инструментов государственной политики в экономике и социальной сфере. Но при этом они не учитывают тот факт, что если в период социалистического строительства «политическая» составляющая определяла возможности развития отрасли, включая вопросы финансирования, то в настоящее время она является сдерживающим фактором.

Дополнительную энергию в аргументацию сторонников усиления государственного вмешательства в работу электроэнергетического рынка добавляет негативная динамика показателей, характеризующих эффективность функционирования электроэнергетики после проведенных реформ. А также то, что проблемы функционирования отрасли, в том числе недостатки существующего рынка, приводят к «необоснованному завышению» цен на электроэнергию. Это дает основания некоторым сторонникам усиления государственного регулирования говорить даже о необходимости сворачивания реформ и введении административных ограничений на уровень цен на фоне «отрицательных его результатов». Все активнее звучат сомнения в целесообразности применения конкурентной модели рынка в электроэнергетике и настойчивые требования к усилению государственного регулирования рынка и управления в отрасли.

Такие взгляды отражаются и на состоянии дел в российской электроэнергетике, они являются одним из важнейших факторов, которые определяют текущую ситуацию с реформированием российского электроэнергетического рынка и его эффективностью. Несмотря на то, что в стране (в 2008 г., после очередного этапа реформирования отрасли и ликвидации РАО «ЕЭС России») был объявлен переход к «конкурентному рынку электрической энергии», в системе этих взглядов на электроэнергетику (прежде всего - на ЕЭС России) принципиальных изменений не произошло. Более того, после 2005-2008 гг. в России сложились условия, при которых развитие отношений на электроэнергетическом рынке пошло в сторону усиления государственного вмешательства в работу рынка. Также существует проблема логической незавершенности реформы указанного рынка.

Необходимые фундаментальные и прикладные исследования для реализации мер по построению эффективного конкурентного электроэнергетического рынка. Несмотря на наличие довольного большого количества проблем и трудностей формирования конкурентной модели рынка в электроэнергетике, ни одна страна, осуществляющая переход к конкурентной электроэнергетике, не планирует возврата к прежней вертикально интегрированной структуре с прежним механизмом ее регулирования. Практически во всех странах преобладающим является понимание того, что действовавшие довольно длительное время модели рынка электроэнергии, основанные на отношениях по-

требителей с вертикально интегрированными энергетическими компаниями, в целом оказались неоптимальными. Для многих людей, в том числе и в России, окончательно ясно, что их функционирование демонстрирует низкую эффективность как ростом тарифов на энергию для потребителей, уже угрожающим потерей внешней конкурентоспособности, так и недостаточной инвестиционной привлекательностью отрасли.

В этих условиях на передний план выходят вопросы научных и проектных разработок в области развития конкурентных отношений на электроэнергетических рынках. В целях решения текущих проблем функционирования рынков и продвижения по пути повышения эффективности электроснабжения важно дать научно обоснованную оценку возникающих проблем, обеспечить глубокую научную и проектную проработку вопросов развития конкурентных отношений на электроэнергетическом рынке.

С учетом характера целей и задач реформирования электроэнергетики и формирования свободных конкурентных отношений поставщиков и потребителей электрической энергии и услуг, можно назвать следующие актуальные направления теоретических и прикладных научных исследований в области развития конкурентных отношений на электроэнергетических рынках.

- Теоретические исследования свойств и характеристик конкурентного рынка в сферах предпринимательства с традиционно развитой системой конкурентных отношений. Четкое определение тех характеристик, свойств традиционных конкурентных товарных (и иных) рынков, набор конкурентных механизмов, которые в совокупности приводят к ожидаемым результатам по уровню эффективности.

Теоретическое обоснование и определение основных требований к моделям организации свободных, конкурентных отношений на электроэнергетических рынках, соответствующим свойствам и характеристикам современных эффективных конкурентных рынков, с учетом анализа существующего опыта реформирования электроэнергетики в развитых странах.

Проектирование конкурентной модели электроэнергетического рынка и механизмов взаимодействия субъектов рынка (на базе глубокой теоретичной проработки основ конкурентного электроэнергетического рынка), определение порядка введения их в практику. Разработка новых правил (нормативной правовой базы) функционирования и регулирования деятельности участников (субъектов) рынков электрической энергии. В рамках указанных правил всем субъектам рынка, в том числе и независимым производителям и потребителям, должны быть созданы условия для свободной торговли электроэнергией, обеспечен свободный доступ к инфраструктуре транспортировки электроэнергии, к инфраструктуре расчетной системы электроэнергетического рынка, к услугам органов по диспетчерскому управлению, возможность самостоятельно устанавливать цены.

Теоретическая проработка, проектирование и внедрение в практику важнейших элементов информационно-технологической платформы (ИТП) и торговой системы конкурентного электроэнергетического рынка, в том числе по следующим направлениям:

Единая распределенная информационно-технологическая платформа, используемая в качестве основы для заключения и исполнения сделок на конкурентном электроэнергетическом рынке;

- Математическая модель энергосистемы - важнейший инструмент взаимодействия субъектов конкурентного электроэнергетического рынка. Математическая модель энергосистемы представляет собой набор информационных данных по оборудованию генераторов, электрических сетей и потребителей, присоединенных (присоединяемых) к электрической сети (точки, схемы присоединения, используемые коммутационные аппараты для осуществления присоединения, характеристики, параметры и пр.), а также методов, алгоритмов их обработки и использования в необходимых субъектам рынка расчетах и прогнозах. Математическая модель энергосистемы служит

информационной базой при организации технологического и рыночного взаимодействия субъектов рынка, в том числе в режиме реального времени. Она является частью распределенной информационно-технологической платформы;

Система инфраструктурных организаций торговой системы конкурентного электроэнергетического рынка и их услуг;

Автоматизированные системы управления организацией инфраструктурных услуг на конкурентном электроэнергетическом рынке. В том числе: электронной торговой площадки в целях обеспечения возможностей субъектов рынка по совершению и исполнению свободных конкурентных сделок, (включая режим on-line); оператора системы учета и управления энергоданными; регионального центра биллинга и расчетов по сделкам на конкурентном электроэнергетическом рынке; регионального центра прогнозирования и развития электроэнергетической системы.

Разработка методических и организационных подходов и показателей, обеспечивающих контроль и мониторинг процессов преобразований в электроэнергетике с целью определения соответствия промежуточных результатов реформирования выбранным целям и своевременной корректировки мероприятий в случае необходимости.

Кроме теоретических, прикладных научных исследований и проектирования дальнейшее развитие конкурентных механизмов на электроэнергетических рынках требует отработки технологических, организационных и правовых вопросов на пилотных проектах. Пилотные проекты должны иметь комплексный характер и охватывать фрагменты энергосистемы, достаточные для оценки эффективности новой модели отношений, а также сравнения различных вариантов реализации с последующим выбором наиболее эффективных решений. Представляется, что для этого целесообразно (как вариант - в рамках государственно-частного партнерства) разработать и организовать реализацию пилотных проектов по созданию элементов конкурентного электроэнергетического рынка на базе интеллектуализации фрагментов энергосистем. Целью реализации пилотных проектов является разработка и получение опыта эксплуатации (в условиях параллельного функционирования с текущей моделью рынка) нескольких версий прототипа интеллектуального конкурентного электроэнергетического рынка для последующего тиражирования. Для этого в трех-четырех субъектах Российской Федерации можно создать соответствующую технологическую и организационную инфраструктуру с соответствующей модификацией правил рынка. На этой базе организовать практическое взаимодействие субъектов рынка по новым правилам с активным привлечением к конкурентным отношениям субъектов нового рынка, включая распределенную генерацию и потребителей через механизмы электронных торговых площадок, системы управления энергопотреблением и иные элементы интеллектуальных энергосистем.

Конкурентная рыночная система в электроэнергетике нигде пока не опробована в завершенном и чистом виде. Также как в западной цивилизации со средних веков в общем и целом преобладала тенденция к отмене институтов, препятствующих функционированию рыночной экономики, так и в электроэнергетике методы административного государственного регулирования постепенно вытесняются рыночными конкурентными механизмами и механизмами саморегулирования субъектов рынка. И именно глубокие теоретические исследования свойств и характеристик конкурентных отношений, осознание их применимости в электроэнергетике, формирование представлений о формах их применения на электроэнергетическом рынке и их практическая реализация в сочетании с технологическим развитием в сфере производства и потребления электроэнергии позволят приблизить его характеристики к характеристикам традиционных конкурентных товарных рынков. На таких рынках будет восстановлена роль потребителей как главных субъектов, в конечном итоге определяющих судьбу поставщиков электроэнергии и сопутствующих услуг. И на таких рынках будет решена проблема повышения эффективности.

Библиографический список

1. Афанасьев, В. Я. О развитии конкурентных отношений на электроэнергетических рынках / В. Я. Афанасьев, В. В. Кузьмин // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2015. - № 5. -С. 16-28.

2. Баркин, О. Г. Электроэнергетика России : проблемы выбора модели развития : аналитический доклад к XV Апр. междунар. научн. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 1-4 апр. / О. Г. Баркин, И. О. Волкова, И. С. Кожуховский [и др.]. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. -45 с. - ISBN 978-5-7598-1159-6.

3. Кожуховский, И. С. Текст презентации «Концепция развития инфраструктуры электроснабжения и централизованного теплоснабжения на основе распределенной генерации и когенерации [Электронный ресурс] / И. С. Кожуховский. - Режим доступа : http://www.e-apbe.ru (дата обращения : 10.08.2015).

4. Мизес, JT. фон Человеческая деятельность : трактат по экономической теории / JT. фон Мизес ; пер. с англ. А. В. Кураева. - Челябинск : Социум, 2005. - 878 с. - ISBN 5-901901-29-0.

5. Об утверждении схемы и программы развития Единой энергетической системы России на 2014-2020 годы [Электронный ресурс] : Приказ Минэнерго России № 495 от 01 августа 2014 г. - Режим доступа : http://www.minenergo.gov.ru/documents/foldl3/ELEMENT_ID=2064 (дата обращения : 14.08.2015).

6. Отчет о функционировании ЕЭС России в 2009 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://so-ups.ru/fileadmin/files/company/reports/disclosure/2010/ues_rep _2009.pdf (дата обращения : 14.08.2015).

7. Отчет о функционировании ЕЭС России в 2013 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://so-rps.ru/fileadmin/files/company/reports/disclosure/2014/ups_rep 2013.pdf (дата обращения : 14.08.2015).

8. Отчет о функционировании ЕЭС России в 2014 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://so-ups.ru/fileadmin/files/company/reports/disclosure/2015/ups_rep 2014.pdf (дата обращения : 14.08.2015).

9. Смит, В. Экспериментальная экономика (комплекс исследований, по совокупности которых автору присуждена Нобелевская премия) / В. Смит ; пер. с англ. под научн. ред. Р. М. Нуреева. - М. : ИРИСЭН, Мысль, 2008. - 808 с. - (Экономика). - ISBN 978-5-91066-024-7.

10. Софьин, В. В. Текст презентации «Интеллектуальные сети. Пути повышения энергоэффективности» на конференции Smart Grid&Metering, Москва, ноябрь 2013 г. [Электронный ресурс] / В. В. Софьин. - Режим доступа : http://www.slideshare.net/svmgroup/ss-28953568 (дата обращения : 14.08.2015).

11. Уэрта де Сото Хесус Социализм, экономический расчет и предпринимательская функция /Хесус Уерта де Сото ; пер. с англ. В. Кошкина под ред. А. Куряева. - М., Челябинск : ИРИСЭН, Социум, 2008. - 488 с. -(Экономика). - ISBN 978-5-901901-74-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.