Научная статья на тему 'О развитии финансового регулирования аграрного сектора экономики'

О развитии финансового регулирования аграрного сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / ПОЛИТИКА ПРОТЕКЦИОНИЗМА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРИОРИТЕТ В ЭКОНОМИКЕ / ВСТУПЛЕНИЕ В ВТО / GOVERNMENT REGULATION / GOVERNMENT FINANCIAL SUPPORT / THE POLICY OF PROTECTIONISM / AGRICULTURE / THE PRIORITY OF THE ECONOMY / ACCESSION TO THE WTO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чепик О. В.

В статье раскрываются обострившиеся проблемы на мировом продовольственном рынке, вызвавшие значительный рост цен на продукты питания в сочетании с глобальным финансово-экономическим кризисом обусловливают особое внимание к аграрному сектору экономики. В связи со сложностью проблем, которые возникают в этой отрасли, требуется системное государственное регулирование продовольственным обеспечением на глобальном, региональном и локальном уровнях. Государственная поддержка всегда являлась одним из важных рычагов финансового регулирования в сельском хозяйстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aggravated problems in the global food market, which caused a significant increase in food prices, combined with the global financial economic crisis, cause particular attention to the agricultural sector of the economy. Due to the complexity of the problems that arise in this industry requires government regulation of systemic food supply at the global, regional and local levels. State support has always been one of the important levers of financial regulation in agriculture.

Текст научной работы на тему «О развитии финансового регулирования аграрного сектора экономики»

Чепик О.В.

к.э.н, доцент кафедры «Фи- нансы и кредит», Рязанский госу- дарственный агротехнологический университет

Эл. почта: оусЬер'1к(<3).уапс1ех.ги

О РАЗВИТИИ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

В статье раскрываются обост- рившиеся проблемы на мировом продо- вольственном рынке, вызвавшие значи- тельный рост цен на продукты пита- ния в сочетании с глобальным финансо- во-экономическим кризисом обусловли- вают особое внимание к аграрному сектору экономики. В связи со сложно- стью проблем, которые возникают в этой отрасли, требуется системное государственное регулирование продовольственным обеспечением на гло- бальном, региональном и локальном уровнях. Государственная поддержка всегда являлась одним из важных рыча- гов финансового регулирования в сель- ском хозяйстве.

Ключевые слова: государственное регулирование, государственная финан- совая поддержка, политика протек- ционизма, сельское хозяйство, приори- тет в экономике, вступление в ВТО.

Сельское хозяйство имеет свои специфические, присущие только ему особенности, существенно отличающие его от всех других отраслей народнохо- зяйственного комплекса. Эти особенно- сти наиболее значимо проявляются в условиях рыночной экономики при сво- бодной конкуренции и недостаточном регулировании государством происхо- дящих процессов. Как следствие этого, в большинстве стран мира не только признана необходимость государствен- ного регулирования сельского хозяйст- ва, но и приняты конкретные законода- тельные акты, на основе которых выра- ботаны эффективные направления, про- граммы, обеспечивающие устойчивое развитие не только отраслей сельскохо- зяйственного производства, но и всех сфер деятельности и условий прожива- ния сельского населения.

В аналитической записке Счетной палаты [5] РФ описаны характерные особенности сельского хозяйства, кото- рые состоят в следующем:

1. В качестве главного, незамени- мого средства производства в сельском хозяйстве выступает земля. Качествен- ное состояние земли улучшается при ее рациональном хозяйственном использо- вании как средства производства. Одна- ко для поддержания необходимого уровня плодородия следует возмещать не только использованные питательные вещества почвы, но и восстанавливать качественные показатели (содержание гумуса, уровень кислотности, состояние водно-воздушного режима), что связано со значительными материально- техническими и финансовыми вложе- ниями. При этом окупаемость основных объемов инвестиций растянута во вре- мени и исчисляется несколькими года- ми (известкование, мелиорация, гипсо- вание), что сдерживает вложение средств в сельское хозяйство. Чтобы смягчить влияние этих объективных факторов, земельные угодья во всех странах, независимо от форм собствен- ности, рассматриваются как общена- циональное достояние, и затраты на их сохранение выделяются из государст- венного бюджета

2. В процессе производства сель-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 56 ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ность человека самым тесным образом переплетена с неподвластными ему природными условиями, в связи с этим вероятность окупаемости капитала и получения прибыли связаны с большим риском.

3. Существенное отличие сельско- хозяйственного производства от боль- шинства секторов экономики заключа- ется в том, что оно менее эффективно по сравнению с ними. Вложенный в не- го капитал приносит меньшую прибыль. Поэтому низкодоходное сельское хо- зяйство не в состоянии на равных (по сравнению с промышленностью) участвовать в межотраслевой конкуренции без внешней поддержки.

4. Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве внедряется и прояв- ляется медленнее, чем в промышленно- сти.

5. Сельское хозяйство отличается консервативностью и неэластичностью. Так, при повышении спроса на сельхоз- продукцию особенности сельскохозяй- ственного производства не дают воз- можности быстро отреагировать и уве- личить выпуск продукции. Имеется ряд ограничений по увеличению темпов роста сельхозпроизводства. Нельзя, на- пример, существенно увеличить пло- щадь обрабатываемых земель, даже при условии увеличения инвестиций. Это связано с естественной ограниченно- стью сельскохозяйственных угодий.

6. Невозможно сократить или уве- личить площади и производство сельскохозяйственных культур, если уже произведены посевные работы, сущест- венно сократить производство молока и мяса без поголовья скота. На это требу- ется определенный промежуток време- ни.

7. В условиях нерегулируемой ры- ночной экономики, при свободной кон- куренции цены в монополизированном секторе промышленности растут значи- тельно быстрее, чем в демонополизированном аграрном секторе, что создает непреодолимый для сельскохозяйствен- ного производства диспаритет цен меж- ду стоимостью сельскохозяйственной продукции и стоимостью ресурсов, не- обходимых для производства указанной продукции.

Специфика отрасли состоит в том, что сельскохозяйственное производство связано с биологическими и природны- ми процессами, находится в прямой за- висимости от климатических факторов, вовлеченности в производство человека, земли, растений, животных, разнооб- разного по своему составу и назначе- нию основного и оборотного капитала и является очень сложной формой хозяй- ственной деятельности. Следовательно, имеющиеся факторы, присущие только этой отрасли, позволяют отнести ее к приоритетной в плане государственной финансовой поддержки.

Понятие приоритета в экономике означает, что насущные проблемы и за- дачи развития определенных отраслей и звеньев должны решаться в первую очередь. Необходимость экстренных мер предопределяется тем, что благопо- лучие села и сельской местности -это отражение общего социально - эконо- мического и духовно-нравственного со- стояния государства, а следовательно, мудрости и профессионализма его по- литического руководства. Нужно осоз- навать, что на уникальных по выпол- няемым многоцелевым функциям сель- скохозяйственных территориях воспро- изводится незаменимый естественный базис существования человечества.

В зарубежных странах необходи- мости государственной поддержки и регулированию агропромышленного производства изначально придавали большое значение.

Государственная поддержка всегда являлась одним из важных рычагов финансовой политики в сельском хозяйстве.

г

Социальные

факторы

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 57 ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Экономические

факторы

Природные фэ кторы

У ы

с ХС ЕЛЬСКО ВЯЙСТЕ ю

1 г

Рис 1. Влияние факторов на сельскохозяйственное производство

Например, начиная с реформ 30- х годов, в системе государственного ре- гулирования экономики США и Запад- ной Европы сложилась ситуация, когда производители сельскохозяйственной продукции выделялись в особую груп- пу, которая получало доплату от государства, по сути, только за свой статус. Причина повышенного внимания боль- шинства стран к аграрному сектору экономики объясняется указанными выше специфическими

* П ри ро/і п М-К Л НМ пТИ:-і ЄС гЫ Г- УСЛОВИЯ

■сезон ноств, цикличность производства •■качественное состояние земли (как средства производства)

■длительный период ыыращиы-анин

■ отсутствие ні!: фср?/ □ ц»ен неге пел г.

■медленное внедрен не НТП

■■крайне низкая обеспеченность техникой ■низкие цены на сельскохозяйственную продукцию ■диспаритет цен

■ отсутст вие ин вести и.и й

*не развиты сельские территории ■отток сельского населения ■низкий уродасиь пробої ной платы & сельском КОЗЗЙСТ&е

Рис 2. Характеристика факторов, влияющих на сельское хозяйство

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 58 ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Национальной безопасности и продовольственному обеспечению в мировом и региональных масштабах сегодня уделяется самое пристальное внимание. Требуется реальное форми- рование государственных продовольст- венных фондов на основе совершения механизмов госзакупок, биржевых тор- гов, ценовых пропорций в соответствии с расчетами межотраслевых балансов, программы страхования рисков. Сегодня, располагая 9% сельско- хозяйственных угодий мира, Россия производит лишь 1,5% сельскохозяйст- венной продукции. В сельском хозяйст- ве Российской Федерации заняты 2,5 млн человек, в США - 875 тыс. при больших объемах производства, но и многократно больших расходах госу- дарственного бюджета на развитие сельского хозяйства. В Канаде с при- мерно аналогичными природно- климатическими условиями урожай- ность зерновых выше, чем в России в

1,5 раза, надой молока на одну фураж- ную корову больше в 2 раза. Федераль- ное правительство Канады и региональ- ные органы субсидируют программы страхования рисков, в частности, до 25

% страховых премий и 50 % админист- ративных расходов страховщиков, уча- ствующих в программе страхования урожая.

Как показывает опыт стран с раз- витым сельским хозяйством, решение этих проблем требует не только участия государства, но и эффективного управ- ления с его стороны. Результаты иссле- дований тенденций развития АПК в России показывают, что в 2010 г. на- блюдалось сокращение расходов феде- рального бюджета на развитие сельско- го хозяйства почти в 1,8 раза, соответ- ственно снижается доля этих расходов в общем

объеме расходов федерального бюджета. В связи со сложностью про- блем требуется системное государст- венное регулирование продовольственным обеспечением на глобальном, региональном и локальном уровнях.

В связи с этим необходимость го- сударственной поддержки, в частности, отрасли сельского хозяйства, актуальна и неоспорима на современном этапе.

Необходимости государственной финансовой поддержки и государствен- ного протекционизма в отношении сельского хозяйства, применения эко- номических мер развития отрасли в ус- ловиях рыночных отношений много на- учных работ посвятили Б.И. Пошкус, ИГ. Ушачев, А.Ф. Серков, А.В. Петри- ков, И.Н. Буздалов, В.В. Милосердов, Н.А. Борхунов, В.А. Кундиус, И.А. Минаков и другие экономисты страны. Обострившиеся проблемы на ми- ровом продовольственном рынке, вы- звавшие значительный рост цен на про- дукты питания в сочетании с глобаль- ным финансово -экономическим кри- зисом, обусловливают особое внимание к аграрному сектору экономики. Преж- де всего, это касается политики протек- ционизма, государственного финансо- вого регулирования и поддержки сель- ского хозяйства, сбалансированности всего воспроизводственного процесса в экономике.

По мнению Ушачева И.Г., необхо- дим дифференцированный подход к го- сударственной поддержке аграрного сектора первоочередное внимание обра- тить на депрессивные районы. Значи- тельная их часть сосредоточена в Не- черноземной зоне, на Дальнем Востоке. Что касается социальных аспектов, то представляется обязательным усилить государственную поддержку реализа- ции программы социального развития села, с тем чтобы создать у сельского жителя позитивное ожидание повыше- ния доходов и улучшения условий его жизни.

И последнее, что хотелось бы от- метить, Россия заключила договор о вступлении в ВТО, а по требованиям этой организации необходимо дальней-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 59 ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

шее сокращение государственной под- держки сельского хозяйства. Важный шаг на пути совершенствования госу- дарственного регулирования АПК Рос- сии - переориентация поддержки аграр- ного сектора в пользу мер, разрешенных правилами ВТО, но пока еще не исполь- зуемых в управлении. Речь идет об оп- тимизации структуры расходов бюджетов различных уровней. Соглашение по сельскому хозяйству Уругвайского ра- унда ГАТТ, являющееся основным до- кументом ВТО, устанавливает опреде- ленную классификацию направлений государственной поддержки: меры

«желтой корзины», меры «зеленой кор- зины», меры «голубой корзины», и пра- вило «de minimis».

Соотношение рыночных механиз- мов и государственного регулирования в условиях присоединения Российской Федерации к ВТО в большей мере из- меняется в пользу рыночных механиз- мов, поскольку правила ВТО нацелены, прежде всего, против мер прямой под- держки сельскохозяйственного произ- водства (например, дотаций и компенсаций на производство сельскохозяйст- венной продукции, включая экспортные субсидии, а также так называемый по- терянный доход государства, то есть освобождения сельскохозяйственных производителей от налогов и от возвра- та предоставленных государством кре- дитов), которые считаются стимули- рующими производство и, следователь- но, искажающими торговлю. В этих условиях требуется определение других возможных механизмов государствен-

ной поддержки и регулирования АПК в соответствии с принципами.

Неготовность отечественного аг- рарного сектора к вступлению в ВТО, ведет к выводу: отказ от государствен- ной финансовой поддержки сельскохо- зяйственных предприятий в сложив- шихся социально - экономических ус- ловиях региона невозможен. Таким образом, необходим поиск непрямых эко- номических мер и механизмов под- держки; пересмотр нормативно- правовой базы аграрного сектора; если станет необходимо, то провести пере- ориентацию направлений государствен- ной поддержки на региональном уров- не, учитывая особенности региона и ис- пользуя мировой опыт.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Буздалов И.Н. Сельское хозяйство как приоритетное направление господдерж- ки // АПК: экономика, управление. -

2009.- №5.

2.Кундиус В.А. Кластерный подход к управлению продовольственным обес- печением и размещением производства в регионах // АПК: экономика, управле- ние.- 2011.-№4.

3.Кундиус В.А. Экономика агропро- мышленного комплекса: учебное посо- бие/ В.А.Кундиус - М.: КНОРУС, 2010544 с.

4.Ушачев И.Г. АПК в условиях кризиса: состояние, проблемы, пути выхода// АПК: экономика, управление. - 2009.-

№5.

5.http://www.budgetrf.ru Официальный сайт Счетной палаты РФ. Аналитиче- ская записка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.