Научная статья на тему 'О РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА, В УСЛОВИЯХ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ'

О РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА, В УСЛОВИЯХ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
55
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / АРБИТРАЖНЫЙ СУД / АРБИТРАЖ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жемеров Владислав Владимирович

В статье рассматривается исторический опыт разрешения конфликтов в экономике советским государственным арбитражем. Автор приходит к выводу, что аналогичную систему государству необходимо воссоздать для эффективного разрешения споров по исполнению государственного оборонного заказа в текущих условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жемеров Владислав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT RESOLVING DISPUTES ARISING FROM THE STATE DEFENSE ORDER IN THE CONDITIONS OF THE MOBILIZATION ECONOMY

The article examines the historical experience of conflict resolution in the economy by the Soviet state arbitration court. The author comes to the conclusion that the state needs to recreate a similar system for the effective resolving of disputes on the execution of the state defense order in the current conditions.

Текст научной работы на тему «О РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА, В УСЛОВИЯХ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК 347.999

Жемеров Владислав Владимирович Российский государственный университет правосудия

Северо-Западный филиал Россия, Санкт-Петербург zhemerov97@gmail.com Zhemerov Vladislav Russian State University of Justice North-West branch Russia, Saint Petersburg

О РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА, В УСЛОВИЯХ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ Аннотация: в статье рассматривается исторический опыт разрешения конфликтов в экономике советским государственным арбитражем. Автор приходит к выводу, что аналогичную систему государству необходимо воссоздать для эффективного разрешения споров по исполнению государственного оборонного заказа в текущих условиях.

Ключевые слова: государственный оборонный заказ, арбитражный суд, арбитраж, государственное управление, мобилизационная экономика.

ABOUT RESOLVING DISPUTES ARISING FROM THE STATE DEFENSE

ORDER IN THE CONDITIONS OF THE MOBILIZATION ECONOMY Annotation: the article examines the historical experience of conflict resolution in the economy by the Soviet state arbitration court. The author comes to the conclusion that the state needs to recreate a similar system for the effective resolving of disputes on the execution of the state defense order in the current conditions.

Key words: state defense order, arbitration court, arbitration, public administration, mobilization economy.

В рамках проведения специальной военной операции России на Украине государственная поддержка оборонного комплекса страны возрастет в 20232025 годах в 1,5 раза [13]. Страна переходит к мобилизационной модели экономики, в связи с чем следует ожидать роста числа договоров по государственному оборонному заказу (далее - ГОЗ). Укрепление законности и договорной дисциплины в этой сфере становится важнейшей задачей текущего исторического этапа, на что направлена деятельность всего государственного аппарата. Кроме того, создаются новые государственные институты, целью деятельности которых является повышение эффективности государственного управления и контроля в целом, в том числе на отдельных территориях.

Так, при администрации Президента создан Координационный совет по обеспечению потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, возникающих в ходе проведения специальной военной операции в части поставок и ремонта вооружения, военной и специальной техники материальных средств, медико-санитарного обслуживания, проведения ремонтно-восстановительных, строительно-монтажных и иных работ, обеспечения логистики с еженедельным докладом Президенту Российской Федерации, начала работу Комиссия Государственного Совета Российской Федерации по координации взаимодействия между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральными государственными органами

Должностным лицам органов исполнительной субъектов Российской Федерации власти и органов местного самоуправления предоставлены полномочия по проведению мобилизационных мероприятий в сфере экономики, а также реализации мер для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, создание оперативных штабов с

[30].

представителями Министерства Обороны Российской Федерации и других ведомств [5].

Традиционно контрольные функции в области размещения заказов, заключения, оплаты, учета выполнения госконтрактов по ГОЗ по всей номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств осуществляют соответствующие министерства и ведомства: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и др. [6]. Отдельными вопросами (например, изменение сроков выполнения работ, корректировка тактико-технических и технических заданий и др.) в настоящее время занимается Департамент Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа, он же выступает в роли официального уполномоченного подразделения госзаказчика.

Другим контролирующим органом выступает комиссия Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, которая во внесудебном порядке рассматриваются публично-правовые споры о привлечении участников ГОЗ к административной ответственности при нарушении обязательств, возникающих из ГОЗ, либо условий смежных контрактов [29]. Процессуальная деятельность комиссии определяется приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации и Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» [4], которые получили положительную оценку в рамках специального изучения [14, с. 789].

Основанием для рассмотрения дела комиссией являются материалы, поступившие от правоохранительных органов, госзаказчиков, головных исполнителей, исполнителей и указывающие на признаки нарушения законодательства в сфере ГОЗ. На их основе комиссия осуществляет запрос к предполагаемому нарушителю с целью получения его правовой позиции. К таким запросам применяются требования предъявляемые к судебному запросу

об истребовании доказательства, содержащие указание на процессуальный повод истребования информации и нормативно-правовое основание, их мотивированность. Также комиссия вправе затребовать оригиналы представленных документов для определения их подлинности [22; 25].

Решения комиссии впоследствии могут стать предметом оспаривания в арбитражном суде. В ряде случаев постановления комиссии были отменены судом ввиду нарушения кворума в ее работе [17], неполноты исследования доказательств [21], применения необъективных методик оценки трудоемкости для формирования цены по ГОЗ [23], недостаточности доказательств и пр. [20].

Таким образом, комиссия Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации сочетает в себе квазисудебные и правоохранительные функции. Стороны нередко обращаются в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации с целью обратить внимание органа на факты нарушения другой стороной условий госконтракта в сфере ГОЗ или договора во исполнение ГОЗ, в случае подтверждения нарушений используют данный факт в совокупности с постановлением комиссии в качестве доказательства в суде. К недостаткам ее деятельности мы относим, во-первых, сложную процедуру рассмотрения дел при отсутствии хорошо подготовленных специалистов, чем и объясняются причины отмены ее постановлений арбитражными судами; во-вторых, высокий уровень оспаривания решений комиссии, что создает дополнительную нагрузку на суды.

В числе новых механизмов, нацеленных на рассмотрение споров из ГОЗ, следует отметить создание при поддержке Министерства обороны Российской Федерации в конце 2021 года постоянно действующего арбитражного учреждения «СоюзМаш России» [28]. Арбитры «СоюзМаша» рассматривают споры, возникающие из договоров, заключенных в соответствии с законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [3], которые признаны арбитрабильными Верховным Судом Российской Федерации и ведущими учеными [15, с. 12].

Уже появилась судебная практика признания за решениями арбитража исполнительной силы. Так, Второй арбитражный апелляционный суд не увидел каких-либо проблем не только в компетенции третейского суда при ОООР «СоюзМаш России», но и в участии руководства госкорпорации в органах управления самого ОООР «СоюзМаш России», поскольку «...само по себе объединение не рассматривает возникший спор и в материалах дела отсутствуют доказательства наличия потенциальной возможности беспристрастия арбитров» [19; 24; 26; 27].

Вышеизложенное позволяет сделать вывод - государство ищет новые эффективные способы разрешения противоречий, возникающих при исполнении ГОЗ, помимо традиционной судебной системы. Задачи судебной власти - разрешение споров о праве в особой процессуальной форме. Арбитражные суды сталкиваются при рассмотрении сложных споров, возникающих из ГОЗ, с отсутствием достаточной нормативно-правовой детализации, ограниченным доступом к информации, высокой степенью секретности, необходимостью привлечения к участию в процессе значительного числа третьих лиц, увеличением продолжительности рассмотрения споров и т.д. Но в настоящее время на первый план должно выходить оперативное урегулирование конфликтов, к чему судебная система не готова. Необходимо такое взаимодействие между судебной системой и органами, наделенными оперативными полномочиями по разрешению возникающих споров, которое будет иметь единый центр, решения которого будут обязательны для хозяйствующих субъектов и порядок исполнения которых будет четко определен уже в самом решении. Нам представляется, что закономерным шагом будет воссоздание аналога государственного или ведомственного арбитража (например, при Министерстве обороны Российской Федерации), который будет не только разрешать споры по существу, но и способствовать проведению переговоров и определять порядок реализации принятых решений.

В этой связи полезно вспомнить исторический опыт рассмотрения хозяйственных споров, связанных с обороноспособностью, в советский период. Согласно Положению о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями, утвержденному декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 21.09.1922, споры между государственными учреждениями и предприятиями были отнесены к компетенции Высшей арбитражной комиссии при Совете труда и обороны РСФСР, на местах -арбитражным комиссиям при областных экономических совещаниях, а также местных арбитражных комиссиях [1; 8, с. 45]. Арбитражные комиссии сочетали в себе функции судебной и исполнительной власти, реализовывали делегированные государством полномочия по разрешению споров, в том числе в сфере обороны, и определяли порядок исполнения арбитражного решения с учетом общегосударственных интересов [2].

В конце 30-х годов в рамках мобилизации всех экономических ресурсов для подготовки к приближающейся войне возникла потребность передать анализируемые споры Государственному и ведомственным арбитражам, как специализированным органам. Это решение не вызывает удивления: функция управления и разрешения конфликтов поручалась специалистам, компетентным в области права, экономики, бухгалтерского учета, военных технологий. Арбитражи получили поддержку ученых - юристов, обеспечивающих правовое сопровождение социалистических строек.

Таким образом, в СССР ведущая роль рассмотрения споров, возникающих между предприятиями оборонно-промышленного комплекса, отводилась государственным и ведомственным арбитражам, глубоко погруженных в специфику рассматриваемых отношений и представляющих из себя особые административно-судебные органы, имеющие единый центр принятия решения - государство [9, с. 52; 10, с. 192; 11, с. 68]. Государственный и ведомственный арбитраж укреплял договорную и плановую

дисциплину, обобщал данные о причинах нарушений госзаказа, принятых мерах и доводил их до Совета министров СССР [12, с. 92].

После распада СССР полномочия государственного и ведомственных арбитражей были переданы системе федеральных арбитражных судов и, казалось, что потребность во внесудебном механизме урегулирования конфликтов и разрешения споров никогда уже не восстановится. Однако, как гласит латинская пословица, «ехй"ет1з malis extrema remedia», назрела необходимость системного пересмотра сложившейся ситуации, не только в управленческой, но и в юридической плоскости.

1. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 21.09.1922 «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями» // Собрание узаконений РСФСР. - 1922. - № 60. - Ст. 769.

2. Положение о Государственном арбитраже (утвержденное постановлением ЦИК и СНК от 03.05.1931 № 5/298) // Собрание законодательства СССР. 1931. № 26. Ст. 203.

3. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства Российской Федерации. 25.07.2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4571.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7600.

5. Указ Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 756» // Собрание законодательства Российской Федерации. 24.10.2022. № 43. Ст. 7382.

6. Указ Президента Российской Федерации от 08.09.2014 № 613 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере

Список литературы:

государственного оборонного заказа вооружения, военной, специальной техники и материальных средств» // Собрание законодательства Российской Федерации. 15.09.2014. № 37. Ст. 4935.

7. Приказ Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 02.12.2015 № 1197/15 «Об утверждении Порядка рассмотрения дел о нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.04.2023).

8. Алексеев Б.О. О некоторых вопросах истории образования государственного арбитража // Арбитражный и гражданский процесс. - 2006. -№ 6. - С. 44-48.

9. Андреева Е.С. Становление и развитие арбитражных судов в России в период с 1922 по 1993 годы (историко-правовой аспект): диссертация ... канд. юридич. наук. - М., 2002. С. 52.

10. Жуйков В.М. Судебная реформа в России конца XX - начала XXI века // Вестник гражданского процесса. - 2021. - № 5. - С. 191-221.

11. Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее. - М.: Волтерс Клувер, 2007. - 579 c.

12. Машкова А.С. Правовая природа государственного арбитража в СССР // Новый ракурс. - 2017. - №3. - С. 85-97.

13. Петров И.Н. В 2023 году финансирование государственного оборонного заказа увеличится в 1,5 раза // Российская газета. - URL: https://rg.ru/2022/11/30/shojgu-v-2023-godu-finansirovanie-gosoboronzakaza-uvelichitsia-v-15-raza.html (дата обращения: 25.04.2023).

14. Сергеева Э.В. Порядок рассмотрения дел об административном правонарушении при осуществлении ведомственного контроля в сфере государственного оборонного заказа // Административное и муниципальное право. - 2016. - № 9. - С. 784-790.

15. Скловский К.И., Муллина Ю.Н. Арбитрабельность споров из договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ: теоретические и практические аспекты. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 11.07.2018 № 305-ЭС17-7240 // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. - 2018. - № 11. -

16. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2019 № 53 «О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.04.2023).

17.Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2018 по делу № А56-5447/2017 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.04.2023).

18.Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2018 по делу № А40-165680/2016 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.04.2023).

19. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.11.2022 № 304-ЭС22-6536 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.04.2023).

20. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от

17.12.2018 по делу № А60-44437/2018 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.04.2023).

21. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от

17.07.2019 по делу № А45-36834/2018 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.04.2023).

С. 11-20.

22. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.01.2020 по делу № А40-109749/19-84-984 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.04.2023).

23. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.03.2020 по делу № А40-150893/2019 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.04.2023).

24. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.01.2022 № Ф04-8592/2021 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.04.2023).

25. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.02.2022 по делу № А40-62586/21-33-462 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.04.2023).

26. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2022 по делу № А41-28962/2022 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.04.2023).

27. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.10.2022 по делу № А82-8785/2022 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.04.2023).

28. В СоюзМаш России обсудили ряд вопросов в сфере исполнения государственного оборонного заказа [Электронный ресурс] // Официальный сайт ОООР «СоюзМаш России». URL: https://soyuzmash.ru/news/socialnoe-partnerstvo/v-soyuzmash-rossii-obsudili-ryad-voprosov-v-sfere-ispolneniya-gosudarstvennogo-oboronnogozakaza/?ysclid=lcte41x2r6248069376 (дата обращения: 25.04.2023).

29. Доклад по правоприменительной практике, статистике типовых и массовых нарушений обязательных требований с разъяснением (утв. ФАС России) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации. URL:

https://fas.gov.ru/documents/590333?ysclid=lbf7ctuebu932188829

(дата

обращения: 25.04.2023).

30. Перечень поручений по вопросам обеспечения потребностей, возникающих в ходе проведения специальной военной операции [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/69633 (дата обращения: 25.04.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.