Бойчук А. И.
О РАЗГРАНИЧЕНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
14. РАЗНОЕ
14.1. О РАЗГРАНИЧЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ И ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Бойчук А. И., помощник судьи СевероКавказского окружного военного суда, соискатель
Ростовский юридический институт МВД России
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
В наиболее общем виде специфика административной ответственности военнослужащих определена ст. 2.5 КоАП РФ. Однако анализ составов административных правонарушений, включенных в часть 2 ст. 2.5 КоАП РФ и их сопоставление с составами других административных правонарушений из Особенной части КоАП РФ, не дает ответа на вопрос, чем руководствовался законодатель, разграничивая административные правонарушения, совершение которых военнослужащими влечет для них либо административную ответственность на общих основаниях, либо дисциплинарную ответственность. Поиск ответа на данный вопрос, как представляется, следует искать в плоскости сопоставления административной и дисциплинарной ответственности.
Дисциплинарная ответственность военнослужащих регламентируется Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации1, который определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения обращений (предложений, заявлений и жалоб).
Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации2 руководствуются военнослужащие органов военного управления, воинских частей, кораблей, предприятий, организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе военных образова-
1 См.: Об утверждении общевойсковых уставов Вооруженных Сил Российской Федерации (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»): Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 47 (1 ч.). Ст. 5749.
2 См.: Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил Российской Федерации: утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495 «Об утверждении общевойсковых уставов Вооруженных Сил Российской Федерации (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации») // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 47 (1 ч.). Ст. 5749.
тельных учреждений профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации; военнослужащие других войск, воинских формирований, органов и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, а также на граждан, призванных на военные сборы; лица гражданского персонала, замещающие воинские должности.
Военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности3. Таким образом, понятие «дисциплинарный проступок» сформулировано по аналогии с понятием «административное правонарушение», под которым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность4.
Можно утверждать и о схожести целей применения административных наказаний и дисциплинарных взысканий:
- административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами5;
- дисциплинарное взыскание является установленной государством мерой ответственности за дисциплинарный проступок, совершенный военнослужащим, и применяется в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков6.
Единственным, но не принципиальным различием является то, что цели административной ответственности разделяются на общую и частную превенцию.
Обратим внимание на то, что понятие «дисциплинарный проступок» напрямую связано с нарушением воинской дисциплины, под которой понимается «строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и приказами командиров (начальников)»7. Такая широкая трактовка понятия «воинская дисциплина» позволяет отнести к нарушению воинской дисциплины, т.е. к дисциплинарному проступку любое нарушение любого закона, за исключением Уголовного кодекса Российской Федерации8 и положений части 2 ст. 2.5 КоАП РФ.
3 См.: Ст. 47 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил Российской Федерации.
4 См.: Часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ.
5 См.: Часть 1 ст. 3.1 КоАП РФ.
6 См.: Ст. 54 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил Российской Федерации.
7 См.: Ст. 1 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил Российской Федерации.
8 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 года № бЗ-ФЗ (ред. от 06.12.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
БИЗНЕС В ЗАКОНЕ
2’ 2008
Требование соблюдать воинскую дисциплину ориентировано на исполнение воинских обязанностей. Такой вывод основан на том, что воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту Российской Федерации и обязывает каждого военнослужащего:
- быть верным Военной присяге (обязательству), строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации и требования общевоинских уставов;
- выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь государственное и военное имущество;
- беспрекословно выполнять поставленные задачи в любых условиях, в том числе с риском для жизни, стойко переносить трудности военной службы;
- быть бдительным, строго хранить государственную тайну;
- поддерживать определенные общевоинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;
- оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;
- вести себя с достоинством в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан;
- соблюдать нормы международного гуманитарного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации9.
Определяя дисциплинарный проступок, представляется, более корректным под воинской дисциплиной понимать строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и приказами командиров (начальников), а также условий контракта.
Вспомним и то, что в двух случаях, законодатель разграничивает наступление дисциплинарной и административной ответственности на общих основаниях в части нарушения правил пожарной безопасности, предусмотренных ст.ст. 11.16 и 20.4 КоАП РФ, в зависимости от того, где они совершены, на месте либо вне места военной службы или прохождения военных сборов. Но поскольку понятие «место военной службы или прохождения военных сборов» законодательно не определено, это приводит к неоднозначности в толковании данного понятия. Например, неясно, следует ли считать местом военной службы военный госпиталь, в котором военнослужащий находится на лечении?
Безотносительно к вопросам нарушения правил пожарной безопасности представляется, что вопросы наступления административной ответственности надлежит связывать не с местом военной службы или прохождения военных сборов, а со случаями исполнения обязанностей военной службы.
В соответствие с пунктом 1 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях:
а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов. Военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, участвуют в выполнении задач в условиях военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;
б) исполнения должностных обязанностей;
в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;
г) участия в учениях или походах кораблей;
д) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);
е) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;
ж) нахождения в служебной командировке;
з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;
и) следования к месту военной службы и обратно;
к) прохождения военных сборов;
л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;
м) безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;
о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;
п) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.
Таким образом, в качестве объективного критерия разграничения случаев применения к военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, административной ответственности на общих основаниях либо дисциплинарной ответственности может быть предложен критерий исполнения военнослужащим, а также гражданином, призванным на военные сборы, обязанностей военной службы.
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
9 См.: Ст.ст. 2 и 3 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил Российской Федерации.