Научная статья на тему 'О РАЦИОНАЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ КРЕСЛА ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА'

О РАЦИОНАЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ КРЕСЛА ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
21
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О РАЦИОНАЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ КРЕСЛА ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА»

приводит к выделению его из организма в больших количествах. Однако полного соответствия не наблюдается. По-видимому, какое-то количество урана постепенно накапливается в организме. Для выяснения этого вопроса необходимо определить степень накопления урана в почках, костях, печени и других органах умерших, которые длительно проживали в данной местности, и сопоставить эти данные с контрольным районом, а также изучить баланс урана на людях.

Выводы

1. Среднее содержание урана в питьевой воде пункта А составляла 0,036±0,005 мг/л, в пункте Б — 0,0016±0,00042 мг/л. Это различие связано с геологическими условиями формирования грунтовых вод.

2. Выделение урана с суточной порцией мочи у детей пункта А составляет 3,3-Ю-8 г, а пункта Б— 0,6-10—8 г. Вероятность этого различия равна 99,99%. Эти данные согласуются с результатами определения урана в питьевой воде изучаемы* районов.

3. Суточное выделение урана с калом у детей пунктов А и Б примерно одинаково и в среднем составляет 1,7 - 10—8 г.

4. Данные исследования указывают на необходимость определения урана при выборе подземного источника водоснабжения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вой нар А. О. Биологическая роль микроэлементов в организме животных и человека. М., 1953.—2. Дробков А. А. Микроэлементы и естественные радиоэлементы. М., 1958.—3. Кудрявцева М. М., Озерова Н. В. Временная инструкция для определения урана в природных водах. М., 1959. — Токарев А. Н., Щербаков А. В. Радиогидрология. М., 1956.

Поступила 12/11 1962 г.

# # -йг

О РАЦИОНАЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ КРЕСЛА ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ НАЗЕМНОГО

ТРАНСПОРТА

Н. И.. Черкашев

%

Из амбулатории травмайного депо имени Русакова (Москва)

. « I * •

Настоятельная необходимость внедрения новых кресел для водителей трамваев, троллейбусов, автобусов и для трактористов не вызывает никаких сомнений. В результате проведенного нами опроса большого числа водителей трамваев, троллейбусов и автобусов различных парков Москвы можно отметить следующее: подавляющее большинство водителей к концу рабочего дня отмечают боли различной интенсивности в спине и пояснично-крестцовой области. У водителей более пожилого воз- . раста и с большим стажем работы эти боли становятся постоянными и диагностируются как миозиты, невралгии, невриты, пояснично-крестцовые радикулиты и др. Длительное вынужденное и напряженное положение приводит к усилению чувства переутомления. При опросе некоторые водители заявили, что в результате переутомления они временами начинают путать цвета светофора. Указанные болезненные расстройства в значительной степени должны быть отнесены за счет нерациоальной конструкции кресла (сиденья).

Не разбирая в данной работе характер возникающих стойких заболеваний у водителей (что является делом специалистов), мы, однако, должны отметить, что роль простудного фактора в развитии указанных заболеваний незначительна. Это подтверждается 2 обстоятельствами: 1) в теплое и жаркое время года заболеваемость миозитами, радикулитами и т. д. среди водителей остается высокой и 2) заболеваемость указанными болезнями в течение всего года у водителей примерно в И/г—2 раза выше, чем у кондукторов, которые, как известно, в большей степени подвержены влиянию простудных факторов.

В каком направлении, по нашему мнению, должна идти разработка вопроса о рациональной конструкции кресла для водителей автобусного, троллейбусного и некоторых других видов транспорта?

Из повседневной практики известно, что человек, вынужденный по роду своей работы длительное время находиться в сидячем положении, независимо от степени

мягкости кресла или стула в течение сравнительно короткого времени многократно •меняет позу, стремясь в каждый момент обеспечить себе наиболее удобное положение. Эти многократные смены положения, иногда очень небольшие смещения туловища в ту или иную сторону ведут к расслаблению и отдыху утомленной группы мышц, перераспределению нагрузки на другую группу мышц, чем обеспечивается длительная выносливость при работе в сидячем положении. Эти же смещения обеспечивают подвижность позвоночника и перераспределение нагрузки с одного его отдела на другой. Указанные движения являются своего рода производственной гимнастикой для различных групп мышц и отделов позвоночника.

Наблюдения за работой водителей показали, что последние иногда с помощью подручных средств совершенствуют конструкцию кресла, стремясь сделать его удобнее для работы. Наиболее опытные водители с целью профилактики возможных заболеваний позвоночника и мышц после работы занимаются индивидуально выработанной гимнастикой. Исходя из изложенного выше, автором предложены некоторые изменения в конструкции кресла с учетом анатомо-физиологических особенностей человека, обеспечивающие более нормальное функционирование позвоночника, мышц спины и пояснично-крестцового отдела.

На наш взгляд, этого можно достигнуть устройством упруго-подвижной спинки кресла и возможностью небольших вертикальных смещений краев сиденья. Опора мышц спины и пояснично-крестцового отдела на тугоподвижную спинку кресла, смещающуюся на 10—12° назад от вертикального положения, в нужный момент обеспечит расслабление наиболее утомленной группы указанных мышц и некоторое движение позвоночника по сагиттальной оси. Вертикальные смещения краев сиденья на 2—4 см создадут возможность расслабления то одной, то другой половины групп мышц тазового пояса и движения позвоночника (главным образом в поясничном отделе) по фронтальной оси (см. рисунок) .

Таким образом, работающий в каждый момент может произвольно обеспечивать себе наиболее выгодную позу, рационально перераспределять мышечную нагрузку, меньше затрачивать энергии на процесс сидения. С помощью простейшего подъемного приспособления кресло можно подгонять под рост человека. Предусмотренные аммортизирующие прокладки могут привести к снижению или устранению отрицательного действия вибрации.

Поступила 6/1 1962 г.

* Ъ *

ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО НЕФТЕСТОЙКОГО МАТЕРИАЛА

С ПОКРЫТИЕМ ДЛЯ СПЕЦОДЕЖДЫ

Кандидаты технических наук Л. Ф. Голутвина, И. В. Плотников, младшие научные сотрудники Е. И. Иванова, Б. П. Задворнов

Из Всесоюзного научно-исследовательского института пленочных материалов и искусственной кожи (Москва)

В различных отраслях промышленности и сельского хозяйства имеются профессии, работники которых в большей или меньшей степени соприкасаются со смазочными маслами, растворителями, нефтепродуктами, иногда креозотом. Для защиты от данных агрессивных сред применяются спецодежда, спецобувь и средства мест-

Кресло для водителей наземного

транспорта.

1—тугоподвижная спинка, формируемая из полумягкого материала (например, пенопласта); 2 — сиденье из такого же материала (с подвижными краями); 3 — амортизирующие прокладки для гашения вибрации; 4 — полусфера — опора для сиденья; 5 — центральная опора — продолжение полусферы; 6 — ось крепления спинки с пружиной, обеспечивающей тугоподвижность

спинки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.