Научная статья на тему 'О работе школ коммунистического труда (из опыта Псковской области в 70-е годы ХХ столетия): современные аспекты изучения'

О работе школ коммунистического труда (из опыта Псковской области в 70-е годы ХХ столетия): современные аспекты изучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЫ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУДА / ПОДГОТОВКА И ВОСПИТАНИЕ КАДРОВ РАБОЧИХ / SCHOOLS OF COMMUNIST LABOUR / TRAINING AND EDUCATION OF WORKERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Люлюкин Валерий Валентинович

В статье рассматриваются вопросы организации и работы школ коммунистического труда, их влияние на повышение культурно-технического уровня кадров рабочего звена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE FUNCTIONING OF SCHOOLS OF COMMUNIST LABOUR (BASED UPON RESEARCH OF THE PSKOV REGION IN THE 1970-TH): MODERN ASPECTS OF STUDYING

The article deals with the problem of organization and functioning of schools of communist labour and their influence on the increase of cultural and technical levels of workers.

Текст научной работы на тему «О работе школ коммунистического труда (из опыта Псковской области в 70-е годы ХХ столетия): современные аспекты изучения»

УДК-93/99

В. В. Люлюкин

О РАБОТЕ ШКОЛ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУДА (ИЗ ОПЫТА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 70-Е ГОДЫ ХХ СТОЛЕТИЯ): СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются вопросы организации и работы школ коммунистического труда, их влияние на повышение культурно-технического уровня кадров рабочего звена.

Ключевые слова: школы коммунистического труда, подготовка и воспитание кадров рабочих.

V. V. Lyulyukin

ABOUT THE FUNCTIONING OF SCHOOLS OF COMMUNIST LABOUR (BASED UPON RESEARCH OF THE PSKOV REGION IN THE 1970-TH): MODERN ASPECTS OF STUDYING

The article deals with the problem of organization and functioning of schools of communist labour and their influence on the increase of cultural and technical levels of workers.

Key words: schools of communist labour, training and education of workers.

История учит всех одинаково, но каждый учится у неё по-разному. Сегодня мы чаще и чаще обращаемся к опыту недалёкого прошлого, и не только с точки зрения его отрицания, но и с точки зрения того положительного, что накопили наши отцы и деды. На наш взгляд, представляет интерес опыт работы школ коммунистического труда в 70-е годы прошлого века, когда они действовали наиболее активно. В этот период важная роль принадлежала повышению культурно-технического уровня трудящихся, который характеризовался степенью их общеобразовательной подготовки, объемом экономических и профессиональных знаний, приобретенным трудовым опытом. Научно-техническая революция изменила и изменяет содержание и условия труда человека. Эффективность его труда определялась, прежде всего, не только и не столько физическими данными, сколько умением управлять сложными механизмами, системами машин и агрегатов. Стержнем производства становится работник, обладающий широкими практическими навыками и научными теоретическими знаниями, умеющий проверять их на практике. Поэтому важным направлением деятельности партии по коммунистическому воспитанию трудящихся, подготовке их к труду и повышению его производительности, являлось идейно-политическое и экономическое образование, в общей системе которого одно из основных мест занимали школы коммунистического труда. Различные аспекты их деятельности уже получили освещение в работах советских историков [2].

Возникнув по почину ленинградцев, вместе с широко развернувшимся в нашей стране движением за коммунистическое отношение к труду они стали одной из самых массовых и популярных форм воспитания и обучения трудящихся. Через 10 лет после их возникновения, в 1972 г., во всех отраслях промышленности и сельского хо-

зяйства работало уже 270 тыс. школ, в которых обучалось свыше 7 млн. человек [6]. Рождение и развитие школ в начале 60-х годов, в годы восьмой пятилетки, было в основном обусловлено переходом хозяйства страны на новую систему планирования и экономического стимулирования, а новые задачи потребовали новых форм и методов их решения, что должно было найти отражение в обучении и воспитании широких масс трудящихся. Большое внимание экономическому образованию трудящихся, работе школ коммунистического труда придавала в эти годы и Псковская областная партийная организация [1, л. 194].

Учитывая возросшее значение овладения экономическими методами руководства, экономическим анализом результатов своего труда в новых условиях хозяйствования, партийные организации приняли меры к расширению и совершенствованию пропаганды экономических знаний, всей системы постоянной учебы кадров. В 1966 г. при обкоме, горкомах и райкомах партии были созданы постоянные семинары секретарей первичных парторганизаций, школы партийно-хозяйственного актива, семинары руководящих партийных и хозяйственных работников различных отраслей производства. В октябре 1966 г. пленум обкома КПСС, специально рассмотрел вопрос «О состоянии и мерах улучшения работы по подбору, расстановке и воспитанию кадров в областной партийной организации» в свете новых требований. В соответствии с его решениями значительно расширилась сеть школ и семинаров на самих предприятиях, система обучения кадров дополнилась различными краткосрочными курсами по подготовке и повышению квалификации руководящих партийных, советских и хозяйственных работников, рабочих массовых профессий. Все более активную роль стали играть школы коммунистического труда. На Бежаницком стеклозаводе «Красный луч», например, действовало 45 школ коммунистического труда [1, л. 255], на Великолукской мебельной фабрике — 21 [1, л. 198]. В октябре 1967 г. на пленуме обкома партии был рассмотрен вопрос «О работе партийных организаций промышленности, транспорта и строительства по воспитанию социалистической дисциплины труда», отмечалась работа школ коммунистического труда на Великолукской мебельной фабрике, их положительное влияние на хозяйственную деятельность предприятия, качество выпускаемой продукции, укрепление дисциплины труда [1, л. 228].

Возникновение школ коммунистического труда потребовало решения проблем руководства ими, организации учебно-воспитательного процесса. Это — постоянный контингент слушателей, наличие учебных планов, подбор и расстановка пропагандистов, создание методических советов, выделение помещений для занятий, подбор материалов и оформление наглядных пособий в помощь пропагандистам и слушателям, оказание помощи и контроль в проведении занятий, регулярное обсуждение итогов учебного года. Так стала появляться система в работе школ коммунистического труда, росло их влияние на результаты производственной деятельности трудовых коллективов.

Опыт руководства школами коммунистического труда, накопленный в годы восьмой пятилетки, был широко использован в последующий период, после XXIV съезда КПСС. Выполняя решения ЦК КПСС, Псковская областная партийная организация, профсоюзные и хозяйственные организации, проделали значительную работу. Во всех районных и городских комитетах партии вопросы идейно-политического, экономического и культурного образования трудящихся обсуждались на пленумах, бюро, активах. Мероприятия по экономической подготовке кадров большинства предприятий и организаций стали включать в коллективные договоры и планы со-

циального развития коллективов, учитывать их в социалистических обязательствах. При горкомах и райкомах КПСС, областном совете профсоюзов, партийных комитетах объединений, крупных фабричных, заводских и местных комитетах были созданы методические советы по экономическому образованию и руководству школами коммунистического труда.

В результате проделанной работы улучшилось качество проведения занятий, увеличилось количество школ. В конце 1971/72 учебного года в области насчитывалось 1075 школ, в которых обучалось свыше 26 тыс. человек. По сравнению с 1970/71 учебным годом количество школ и слушателей увеличилось более чем в четыре раза. Среди слушателей было 65 % ударников коммунистического труда и боровшихся за это звание.

Большим авторитетом пользовались школы на заводе радиодеталей. Если в 1969 г. на этом заводе работало 25 школ коммунистического труда [1, л. 195], то в 1977-м — уже 58. Основное руководство ими осуществлял методический совет, в который входили специалисты завода, представители администрации и общественных организаций. Он чутко реагировал на изменения в учебной программе, применял новые формы и методы работы. Работа совета начиналась в июле-августе (до начала учебного года) с комплектования школ, подбора руководителей, разработки лекций по темам конкретных учебных планов на основе типовых программ с учетом специфики производства. На ежемесячных заседаниях совета рассматривались вопросы передачи передового опыта, проведения занятий, обобщение опыта лучших школ и пропагандистов.

Решающая роль в повышении эффективности образования принадлежала пропагандистам и руководителям. Из 58 руководителей школ завода 24 человека — члены КПСС, 55 имели высшее и среднетехническое образование. На эту работу они рекомендовались парткомами завода и являлись в основном мастерами производства, начальниками цехов, имели пропагандистский опыт. Методический совет раз в месяц проводил для них семинары. Много внимания он уделял методике проведения занятий. Основными формами обучения слушателей являлись лекции, собеседования, семинары, но наиболее эффективны практические занятия. Методический совет рекомендовал руководителям участвовать в разработке слушателями напряженных, экономически обоснованных социалистических обязательств, и это способствовало тому, что коллективы цехов № 20 и 21 стали работать под девизом: «Пятилетке качества — рабочую гарантию». Коллектив конструкторского бюро отдела главного технолога принял обязательства обеспечить эти цеха качественной документацией и выдавать ее досрочно, оказывать практическую помощь в осуществлении девиза «Рабочей инициативе — инженерную поддержку».

В связи с 60-летней годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции коллективы бригад Т. Г. Николаевой и А. В. Григорьевой из цеха № 13, Г. И. Синичкиной и А. С. Тарасовой из цеха № 12 и др. приняли социалистические обязательства выполнить план двух лет десятой пятилетки к 7 ноября 1977 г. и успешно с ними справились. В первых рядах шли слушатели школ коммунистического труда.

Как показала практика, учеба в школах коммунистического труда положительно влияла на трудовую и общественно-политическую активность рабочих: все из 1380 слушателей имели социалистические обязательства и успешно выполняли их. Многие рабочие не только сами трудились по-коммунистически, но и передавали свои знания и опыт молодым. Так, в цехе № 15 шестнадцать слушателей являлись наставниками [4].

Работа школ коммунистического труда в этот период показывает, что экономическая учеба, пропаганда и изучение передового опыта, правильно организованный учебно-воспитательный процесс способствовали изысканию резервов роста производительности труда, повышения качества выпускаемой продукции, успешному выполнению принятых социалистических обязательств и встречных планов, укреплению трудовой дисциплины, воспитанию коммунистического отношения к труду, повышению идейно-политического и культурного уровня. Школы коммунистического труда являлись «возбудителями» трудовых починов слушателей, способствовали их привлечению к управлению производством.

В 1975/76 учебном году в области начали работу почти 1500 школ коммунистического труда, в которых занимались свыше 33 тысяч слушателей. Руководили этими школами две тысячи пропагандистов.

В целом же в стране к XXV съезду КПСС прошло экономическую подготовку более 42 млн. человек, 36 млн. обучалось на момент проведения съезда [3, с. 77]. Число школ коммунистического труда по сравнению с 1971 г. выросло в 4,5 раза и в 1977 г. превышало 400 тыс. с числом слушателей 10 млн. человек. За годы 8-й, 9-й и 10-й пятилеток (1966-1980 гг.) был сформирован, таким образом, новый отряд рабочих, хорошо подготовленных теоретически и практически, политически и нравственно. Свой вклад в общее дело внесла и Псковская областная партийная организация.

Однако, в работе школ коммунистического труда было еще немало существенных недостатков. На предприятиях и в организациях сельского и лесного хозяйств, машиностроения развитию сети школ уделялось мало внимания. Так, в Псковском машиностроительном производственно-техническом объединении, где имелась большая армия высококвалифицированных специалистов, работало всего 18 школ коммунистического труда. На Псковском заводе тяжелого электросварочного оборудования все пять школ коммунистического труда работали в 1974/75 учебном году неудовлетворительно. Кое-где такие школы были скомплектованы с опозданием, занятия в них проводились нерегулярно. Подобные факты имели место в совхозах «Коммунар» и «Гвоздно» Гдовского района, в совхозе «Лавровский» Печорского района.

Наиболее распространенным недостатком являлось то, что учебные планы для школ составлялись формально, без учета специфики производства. В учебных планах ряда школ совсем не планировалось изучение третьего раздела учебной программы, не использовался метод практических заданий [5]. И тем не менее опыт работы школ коммунистического труда заслуживает изучения и уважения.

Литература

1. ГАПО ф. 1219, оп. 67, д. 64.

2. См.: Зиновьев М. Н. Роль партийных организаций в создании и совершенствовании работы школ коммунистического труда. Л.: Дом политического просвещения, 1964; Серов М. П. Пропаганда передового производственного опыта в школах коммунистического труда. Минск: Минск, 1975; Лужбин В. Н. Школы коммунистического труда — школы социалистического соревнования. Л.: Общество «Знания» РСФСР, 1977; и др.

3. См.: Материалы XXV съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. С. 77.

4. Псковская правда. 1975. 23 окт.

5. Псковская правда. 1978. 11 апр.

6. Труд. 1972. 15 авг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.