УДК 94/99
РОЛЬ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА НА ТЕРРИТОРИИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В 1971-1973 ГГ.
© 2012 Д. Б. Михайлов
аспирант каф. истории Отечества e-mail: [email protected] Курский государственный университет
В статье с привлечением архивного материала проанализирован процесс повышения экономических показателей в промышленности и сельском хозяйстве путем введения экономического образования как для руководителей, так и для рядовых сотрудников производства.
Ключевые слова: экономическое образование, промышленный сектор, сельское хозяйство, Курская область.
Своеобразие нашей национальной образовательной политики было обусловлено, прежде всего, особенностями конкретно-исторических условий в стране, спецификой социально-политической системы. По стратегии и методам индустриализации СССР во многом отличался от развитых стран с рыночной экономикой. Однако он в очень сжатые сроки и быстрыми темпами осуществил процесс индустриализации и достиг многих экономических параметров, характерных для индустриальных держав [Елманова 1989].
Несмотря на громадные человеческие и материальные потери в годы Второй мировой войны, СССР довольно быстро восстановил в послевоенный период экономической потенциал. В середине 50-х гг. перед Советским Союзом встала необходимость выбора стратегии развития и модернизации страны, которая во многом связывалась с развитием НТР. Опережая по уровню экономического развития развивающиеся страны, СССР по многим параметрам социальной сферы и инфраструктуры, уровню и качеству жизни населения отставал от развитых стран Запада [Мерль 1998]. Многие годы он оставался страной «догоняющего развития». Заявив о намерении СССР догнать и перегнать развитые капиталистические страны, политическое руководство страны выбрало курс экстенсивного развития, сущность и последствия которого хорошо известны. Естественно, что все противоречия и проблемы, порождаемые экстенсивным развитием экономики, особенности функционирования социально-политической системы наложили свой неизгладимый отпечаток на эволюцию системы высшего образования СССР в середине 1950-1980-х гг.
Высшая школа СССР, являясь элементом существовавшей общественной системы и функционируя и ее рамках, принята была решать те задачи, которые декларировались КПСС, выступающей ядром этой системы. В конечном итоге именно партийно-государственная элита КПСС определяла государственную политику и приоритеты в сфере высшею образования, исходя из декларируемых политических и стратегических целей. Высшее образование, как и другие сферы общественной жизни, было чрезвычайно централизовано и монополизировано, что явилось следствием крайней эталонизации, которая усугублялась попытками построить не просто индустриальное, а сверхиндустриальное общество [Шубин 1997].
Центральный Комитет партии в своем постановлении «Об улучшении экономического образования трудящихся» определил цели и направления
экономического образования на 1973-1978 гг., а также разработал стройную систему учебы различных категорий трудящихся, постоянно проявляя внимание к практическому осуществлению данного постановления. Об этом свидетельствовали: записка отдела пропаганды «О ход выполнения постановления ЦК КПСС по экономическому образованию»; обобщение опыта Донецкой областной партийной организации; состоявшиеся научно-практические конференции в Ленинграде, Г орьком, Харькове, Алма-Ате, Туле.
В Курской области на начало 1971 г. действовала стройная система массового экономического обучения. Экономическую теорию и политику партии изучало 211 тыс. человек, из них одна треть - коммунисты и комсомольцы. Работало большое число школ коммунистического труда и народных университетов. 2,5 тыс. человек занимались в вечернем университете марксизма-ленинизма при Курском горкоме, а также в его филиалах на Михайловском железорудном комбинате, Курской атомной станции и в ряде сельских районов1.
На высоком уровне проходили занятия в областном теоретическом семинаре при обкоме КПСС, которым руководил первый секретарь обкома КПСС А.Ф. Гудков Накопленный опыт учебы руководящих кадров при обкоме КПСС партийные органы стремились перенести на работу теоретических семинаров при всех горкомах и райкомах партии. Значительное место отводилось экономическому образованию руководителей на курсах повышения квалификации.
Уже к 1972 г. в области была создана неплохая материальная база для учебы. Оборудованы помещения, на большинстве предприятий, в колхозах и совхозах были созданы экономические кабинеты и уголки. Приобретено было более 100 тыс. учебников и другой методологической литературы и наглядных пособий.
Экономическую учебу вели 6,5 тыс. специалистов, в их числе 500 руководителей промышленных предприятий, колхозов и совхозов. Подготовка пропагандистов осуществлялась по плану утвержденному бюро обкома КПСС2.
Проведенные социологические исследования в 1970-1971 гг. показали, что, как правило, слушателями являлись передовики производства. «С уверенностью можно сказать, - отмечалось в исследовании, - что экономическая учеба в значительной мере способствует успешному решению задач хозяйственного и культурного строительства». Курская областная партийная организация в 9-й пятилетке добилась положительных результатов в подъеме экономики и культуры, в повышении народного благосостояния трудящихся. Выполнены были планы 3-х лет пятилетки по основным технико-экономическим показателям в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве.
Но в оставшиеся годы предстояло решить еще более сложные задачи: обеспечить высокие темпы роста экономики; существенно улучшить все качественные показатели; повысить производительность труда и эффективность общественного производства3.
В 1974 г. прирост промышленной продукции на предприятиях Курской области должен был быть увеличен на 13%, производительность - на 9%. Предстояло выполнить большой объем строительных работ на Михайловском горнообогатительном комбинате, Курской атомной электростанции, в городе Курске, в колхозах и совхозах. Труженики сельского хозяйства решили продать государству почти миллион тонн зерна, около четырех миллионов тонн сахарной свеклы, 150 тыс.
1 Государственный архив общественно-политической истории Курской области (ГАОПИКО). Ф. П-1. Оп. 87. Д. 78. Л. 2.
2 Там же. Д. 92. Л. 10.
3 Там же. Д. 78. Л. 4.
тонн мяса, 530 тыс. тонн молока, 228 млн. штук яиц, значительное количество других продуктов земледелия и животноводства.
Все это требовало решительного поворота к интенсивным методам ведения хозяйства. «А это, - говорил в своей речи Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев на предвыборном собрании Бауманского и Сокольнического районов г. Москвы, - выдвигает немало важных и сложных задач в сфере управления хозяйством, требует улучшения планирования, более умелого применения экономических рычагов, строгого хозяйственного расчета. Необходима повседневная забота о сочетании совершенствования деятельности всех этапов хозяйственного руководства с широким движением миллионов и миллионов трудящихся, их активности с их подлинно хозяйственным отношением к делу» .
Таким образом, экономическое образование нужно было не только для правильного квалифицированного руководства хозяйственной жизнью, его необходимость определялась и непосредственными задачами воспитания каждого члена коллектива, как отмечалось: «...в век научно-технического прогресса
неизмеримо возрастает роль и значение моральных факторов, сознательности и ответственности людей»5.
Областной комитет партии использовал разнообразные и наиболее эффективные формы развития инициативы масс, главными из которых являлись всенародное социалистическое соревнование и массовая экономическая учеба6.
В результате изучения экономических законов развития советского общества, вопросов конкретной экономики сложился иной подход к соревнованию, разработке и принятию социалистических обязательств. В его организации стало внедряться больше научности, конкретности, экономической обоснованности. На этой основе широкое распространение получило принятие встречных планов. Такие планы приняли коллективы 80 ведущих предприятий области.
В трудовых коллективах широкий размах получило соревнование под девизами: «Пятилетку - в четыре года!», «В борьбе за досрочное выполнение пятилетки - ни одного отстающего рядом!», «Высокую производительность труда - на каждом рабочем месте!», «Каждому изделию - высокое качество!» В области широко развернулось соревнование под девизами «Пятилетке - ударный труд, мастерство и поиск молодых» и «За достойную встречу 50-летия со дня присвоения комсомолу имени В.И. Ленина».
В 1972 г. родилось патриотическое движение под лозунгом «В труде как в бою!», посвященное 30-летию Курской битвы. 400 комсомольско-молодежных
коллективов зачислили в свои ряды Героев Советского Союза и выполняли за них производственные задания. Это патриотическое начинание решено было продолжить, посвятив его 30-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне7.
Большую роль в повышении активности трудящихся играли разрабатываемые личные творческие планы, социалистические обязательства - все это позволило раскрыть и использовать резервы производства.
К примеру, на Курском заводе «Аккумулятор» произошли перемены в качестве производства, связанные с началом массового экономического образования - был поддержан и внедрен опыт коллектива Аксайского завода пластмасс по росту производительности труда за счет повышения нормы выработки по инициативе
4 ГАОПИКО. Ф. П-1. Оп. 87. Д. 78. Л. 5.
5 Там же. Л. 6.
6 ГАОПИКО. Ф. П-1. Оп. 87. Д. 97. Л. 23.
7 Там же. Д. 92. Л. 13.
рабочих. Всего на заводе было пересмотрено 118 норм, что дало экономию только за 1972 г. 188 тыс. рублей.
Коллектив Курского комбината химического волокна одним из первых в области перешел на интенсивный метод. Характерно, что наиболее активными сторонниками этого начинания выступили слушатели экономических школ и семинаров. В результате было высвобождено для использования на других участках производства свыше тысячи человек.
Значительное влияние на развитие творческой активности соревнующихся оказала учеба в университете технико-экономических изделий. Только в течение 1972/1973 учебного года слушатели выполнили около 100 самостоятельных работ, многие из которых представляли большую практическую ценность. Предложения группы слушателей во главе с инженерами И.Я. Тимофеенко, И.В. Полошиковым и В. Ф. Куцем были положены в основу технического перевооружения отрасли и оформились специальным стандартом. Производительность труда за счет этого повысилась почти на 30%.
В университете обучение было построено следующим образом. Было создано восемь групп, в каждую из которых подобран был равный состав слушателей. Имелись группы начальников цехов и их заместителей, группа начальников отделов, операторов машиносчетной станции, две группы мастеров. В группы, где занимались рабочие, также были подобраны люди одной специальности. Все это позволило построить учебный процесс эффективно, с учетом запросов каждой категории слушателей. Как правило, занятия проходили при высокой активности обучающихся.
Слушатели экономических школ и семинаров принимали активное участие в общественных смотрах по экономии и бережливости, а часто выступали их инициаторами. В течение последних лет проводились смотры по изысканию резервов роста производительности, внедрению научной организации труда и на лучшую постановку изобретательства и рационализации, технического творчества8.
Только за 1972/1973 учебный год в них приняло участие свыше 150 тыс. слушателей. Внесено более 27 тысяч рационализаторских предложений, от внедрения которых был получен экономический эффект около 20 млн. рублей. Сэкономлено материальных и энергетических ресурсов на 10 млн. рублей. Одним из главных направлений творческих усилий слушателей экономических школ явилось повышение качества продукции.
На заводах «Маяк», электроаппаратном, «Счетмаш» широко стали применять саратовскую систему бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления. Была проведена городская научно-практическая конференция, на которой был обобщен опыт указанных заводов. Тысячи рабочих получили право пользования личным клеймом. Более 100 видов изделий выпускалось со знаком качества, на 1974 год было запланировано еще 909.
Но, несмотря на данный прогресс, в области еще немало выпускалось малопроизводительной техники, оставляло желать лучшего качество значительной части предметов массового потребления. На данные вопросы следовало обратить серьезное внимание пропагандистов и слушателей экономического всевобуча.
Повышение качества продукции было неразрывно связано с внедрением научной организации труда. Руководители завода «Прибор» неоднократно делились своим опытом на различного рода семинарах пропагандистов, руководящих работников, на занятиях в университете марксизма-ленинизма.
8 ГАОПИКО. Ф. П-1. Оп. 87. Д. 97. Л. 27.
9 Там же. Д. 78. Л. 9.
Немало примеров хорошо организованной учебы, ее влияния на развитие творческой активности слушателей имелось в колхозах и совхозах10. Например, в Горшеченском районе проводились научно-практические конференции, семинары по изучению передового опыта в хозяйствах, использованию резервов производства. Все это повышало чувство ответственности у работников за порученное дело, способствовало росту их активности в развитии сельскохозяйственного производства. Горшеченцы в 1973 году первыми в Курской области выполнили народнохозяйственный план по продаже хлеба государству, более чем вдвое перекрыли задание по реализации картофеля и овощей, успешно реализовали планы продажи государству продукции животноводства. В итоге район был признан победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании, ему вручено Красное знамя ЦК КПСС, Совета министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ11.
Одной из важнейших отраслей земледелия области являлось свекловодство. Посевные площади данной культуры составляли 190 тыс. гектаров. Это 15% от всех посевных площадей, занятых под этой культурой в Российской Федерации. Уровень производства сахарной свеклы во многом определял денежные доходы хозяйств, их экономическое состояние. Вот почему вопросы технологии ее выращивания, влияния на развитие экономики хозяйств занимали большое место в системе экономического обучения и повышения квалификации работников сельского хозяйства.
Колхоз «Россия» Медвенского района в 1971 году через газету «Советская Россия» обратился с призывом ко всем земледельцам Российской Федерации развернуть социалистическое соревнование за эффективное использование каждого гектара сельскохозяйственных угодий. Урожай сахарной свеклы в этом хозяйстве ежегодно составлял свыше 400 центнеров с гектара. Опыт работы этого колхоза изучался во всех хозяйствах области.
В системе экономического образования тружеников села важное место занимали проблемы специализации, концентрации и перевода животноводства на промышленную основу. В области в больших объемах стало вестись строительство животноводческих ферм и комплексов. Создано было государственно-колхозное объединение по промышленному откорму скота «Скотпром» и 26 межколхозных предприятий по производству мяса и продукции птицеводства12.
С целью изучения опыта, накопленного в Молдавской ССР Белгородской, Липецкой, Тамбовской и Курской областях, были проведены научно-практические конференции в 1971-1973 гг. Зимой 1972 г. многие руководители партийных и сельскохозяйственных органов, председатели колхозов, специалисты из Курской области побывали в Кролевецком районе Сумской области, где ознакомились с прогрессивной технологией возделывания картофеля.
Активно внедрялся Богодуховский метод комплексного обслуживания сельскохозяйственных машин, родившийся на Украине, в Харьковской области, что позволило повысить производительность машинно-тракторного парка. Так, техническая готовность тракторов в хозяйствах Обоянского района постоянно находилась на уровне 95 - 96%, а зерноуборочных комбайнов - до 99%. В области была поддержана также инициатива механизаторов Казахстана, Белоруссии, Ростовской области по развертыванию социалистического соревнования за высокопроизводительное использование техники.
10 ГАОПИКО. Ф. П-1. Оп. 87. Д. 92. Л. 17.
11 Там же. Д. 78. Л. 11.
12 Там же. Д. 97. Л. 31.
Несмотря на положительный опыт, накопленный в области по организации экономического образования, следует отметить существенные недостатки13.
Не везде был решен вопрос подбора и воспитания пропагандистских кадров, многие из которых были недостаточно подготовлены теоретически, слабо владели методикой, что снижало интерес у слушателей к учебе. Перед пропагандистами системы экономичного образования ставилась задача не только глубоко расширить методы и приемы работы передовиков, но и показать самого человека, его духовный мир, понимание им высокого общественного долга перед Родиной, своим коллективом, товарищами по труду. Такая пропаганда должна была способствовать формированию нового человека, развитию творческой активности рабочих, колхозников, интеллигенции. Партийным комитетам следовало усилить координирование деятельности общественных организаций и хозяйственных органов по осуществлению экономического образования трудящихся.
Отдельные хозяйственные руководители самоустранялись от решения этих задач или пытались переложить организацию экономической учебы на общественные органы, на второстепенных лиц, недооценивая роль занятий как средства улучшения экономической работы, повышения эффективности производства. В этом были виновны, прежде всего, партийные комитеты. Вместе с тем многие министерства и ведомства не предъявляли должной требовательности к руководителям подведомственных организаций за состояние экономической подготовки трудящихся, а ведь на базе ведущих предприятий можно было создать учебно-методические центры, которые могли бы стать опорными пунктами экономической учебы14.
Массовое издание учебников поставило дело экономического образования на прочные рельсы, обеспечило последовательное, систематизированное изучение учебного материала. Но для того чтобы специфика экономической жизни в подразделениях крупных отраслей была максимально учтена, целесообразно было бы выпускать приложения к типовым учебникам, которые дополняли бы изложенный в них материал, полнее отражали специфику отраслей, таких, скажем, как строительство, транспорт, связь.
Слабо вело экономическую пропаганду общество «Знание», не уделяя должного внимания выработке методических рекомендаций и пропаганде путем записи на магнитофонную ленту лекций видных ученых по наиболее сложным темам курсов «Основы научного управления производством», «Наука и практика управления производством». Необходимо было полно удовлетворять потребность и в наглядных пособиях, учебных фильмах.
Подводя итог исследованию, следует отметить тот положительный экономический эффект на производстве, в строительстве, сельском хозяйстве, который был достигнут путем вовлечения в процесс экономического обучения на территории Курской области как начальствующего, так и простого, исполняющего звена специалистов.
Библиографический список
ЕлмановаВ.К. Высшее образование за рубежом. Л., 1989. С. 10-15.
Мерль В. Экономическая система и уровень жизни дореволюционной России и Советском Союзе // Отечественная история. 1998. №1. С. 104-118.
Шубин А.В. Социальная структура СССР в канун перестройки // Отечественная история. 1997. №4. С. 131.
13 ГАОПИКО. Ф. П-1. Оп. 87. Д. 78. Л. 12.
14 Там же. Л. 14.