Научная статья на тему 'О работе научно-методической секции УМО университетов по координации подготовки педагогических кадров'

О работе научно-методической секции УМО университетов по координации подготовки педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О работе научно-методической секции УМО университетов по координации подготовки педагогических кадров»

ности, в перспективы качественного улучшения с его помощью региональной

образования. Разумеется, успехи будут более ощутимы и значимы, если не только члены органов самоуправления и представители субъектов Учебного округа, но и руководители центральных и республиканских орга-

нов образования, ученые и учителя, преподаватели и студенты включатся в активную творческую деятельность по реализации идей Пианов этого округа.

И. Л. НАУМЧЕНКО, директор Учебного округа Мордовского университета

УМО СООБЩАЕТ, ИНФОРМИРУЕТ

О РАБОТЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ СЕКЦИИ УМО УНИВЕРСИТЕТОВ ПО КООРДИНАЦИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

В. А. БАЛАШОВ, зам. председателя секции УМО, профессор; В. П. ФУРМАНОВА, ученый секретарь секции УМО, доцент

Научно-методическая секция УМО по координации подготовки преподавательских кадров в университетах России была создана в соответствии с приказом Госкомнауки и высшей школы

РСФСР № 768/279 от 25.12.90 г. Руководство деятельностью секции осуществляет совет, в состав которого входят представители и учебно-методические объединения университетов и педагогических институтов.

Деятельность секции включает два аспекта: внутривузовский и межвузовский. Первый связан с подготовкой педагогических кадров в университете по гуманитарному, естественнонаучному и технологическому направлениям, а также переподготовкой и повышением квалификации педагогических кадров. Межвузовский аспект направлен на обобщение передового опыта педагогического образования в вузах Росс выявление авторских школ, разви. : сотрудничества с университетами и педагогическими институтами, работающими над проблемами совершенствова-

ния подготовки будущих педагогов различного профиля.

Секция ведет свою работу в тесном контакте с такими университетами России, как Ярославский, Казанский, Чувашский, Марийский и др. Секцией УМО в 1992 г. подготовлены два межвузовских сборника "Оптимизация университетского педагогического образования на современном этапе" и "Нетрадиционные формы и методы обучения, контроля качества знаний"

Выбор Мордовского университета как базовой организации по координации высшего педагогического образования возлагает на нас большую ответственность в решении поставленных задач, главная из которых заключается в том, чтобы, не дублируя деятельность педагогических институтов, подготовить преподавателя, имеющего фундаментальное образование по гуманитарным, социально-экономическим и естественнонаучным дисциплинам. Преподаватель с университетским дипломом должен быть прежде всего исследова-

тел ем, способным выявлять и прогнозировать закономерности учебного процесса, отвечающего потребностям общества. В отличие от пединститутов преподаватель, получивший высшее педагогическое образование в университете, должен обладать более высоким социальным статусом, иметь ученую степень магистра и право преподавания в школе-комплексе, лицее, гимназии, колледже, техникуме и высшем учебном заведении.

Однако несмотря на определенные достижения и наработки вузовской педагогики, дидактики и методики, следует отметить, что они недостаточно гибко и своевременно реагируют на изменения, происходящие в средних учебных заведениях. Если проанализировать учебные планы школ-комплексов, лицеев, гимназий, то оказывается, что они включают значительное количество предметов, к преподаванию которых будущие учителя — выпускники университета не подготовлены. Поясним это на отдельных выборках из учебных планов.

Лицей: математика и логика, математическое моделирование, черчение и конструирование, механика, электричество, оптика, астрономия, история религии и философия, этика.

Классы с углубленным изучением естественного цикла: философия с элементами логики, философия, история религии, основы медицины, биохимия, археология и история родного края, дизайн, театр.

Классы математического цикла: физкультура, хореография, ритмика, музыка, пение, риторика, мировая художественная культура, этика и психология семейной жизни, история религии, математическая логика, прикладная математика, история математики, основы рыночной экономики.

Классы гуманитарного цикла: практика, культура речи, хореография, история родного края, менеджмент и маркетинг, основы психологии, история педагогики.

Ориентация на потребности средних учебных заведений, школ-комплексов, лицеев, гимназий ставит нас перед необходимостью переориента-

ции, изменения и дополнения содержания образования гуманитарного, естественнонаучного и технологического профиля. Как же решается данная задача в рамках научно-методической

секции УМО?

Прежде всего следует отметить, что в 1992 г. была начата разработка концепции многоуровневой подготовки преподавателей в университете, подготовлены учебные планы для педагогических специальностей естественных и гуманитарных факультетов по программам бакалавриата и магистратуры, проанализировано содержание блоков общенаучной и квалификационной подготовки преподавателя. Следующим шагом на пути модернизации содержания образования стали: разработка рабочих программ по циклу общеобразовательных, специальных и психолого-педагогических дисциплин и написание учебных пособий. Вместе с тем, учитывая потребности средних учебных заведений, обозначенные выше, необходимо перейти к разработке курсов специализации и спецкурсов с более широким диапазоном их прикладного значения в профессиональной деятельности педагога. Анализ учебных планов различных специальностей показывает, что часто спецкурсы имеют узкопрофильную направленность и в содержательном аспекте представляют выборочные материалы из диссертационных исследований.

Рассматривая вопрос о спецкурсах в общеуниверситетском контексте, нужно ориентироваться на позитивный зарубежный опыт, когда студенты одной специальности или направления могут посещать спецкурсы по другим специальностям, вызывающие особый интерес, с ориентацией на их последующее практическое применение в профессиональной деятельности. Решение данного вопроса требует определенной переориентации и оперативности в работе кафедр и факультетов.

В секции педагогического образования работают специальные группы, занимающиеся исследованием внутри- и межвузовских проблем подготовки преподавательских кадров в университете.

ю

Серьезные наработки по концепции многоуровневой подготовки учителей имеют К. Н. Нищев, А. В. Бритов, В. М. Еркин, М. И. Зотов, Л. Г. Тихонов, О. Б. Томилин, Г. М. Мышля-ков, Л. С. Дорофеева, Т. Б. Силаева, В. Н. Пресняков, В. М. Сидоркина и другие. Ощутимую работу по переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров в университете ведет М. К. Рункова, успешно работает руководитель группы по общенаучной и психолого-педагогической подготовке Г. А. Шманова. У истоков разработки учебных планов и первых научных начинаний УМО были такие опытные методисты, как Г. Т. Юрта-ева, Н. А. Кильдишова. Обобщая сказанное, можно заключить, что науч-но-методический потенциал университета солидный и в состоянии решать поставленные задачи. Вместе с тем хотелось бы отметить, что предстоит серьезная работа по созданию концепции высшего педагогического образования с привлечением других университетов и более четким определением основных сфер деятельности.

В заключение выделим основные направления в работе секции УМО.

1. Обобщение передового опыта педагогического образования в вузах России, направленное на активизацию связей и создание компьютерного банка данных по основным проблемам педагогических исследований.

2. Развитие собственных научно-ме-тодических направлений, нацеленных на разработку концепции высшего педагогического образования, с включением системы бакалавриата и магистратуры.

3. Совершенствование содержания образования и модификация форм обучения: изучение мотивационных основ профессиональной деятельности, введение системы непрерывного педагогиче-

ского образования с включением академической гимназии и института повышения квалификации как подсистем в общую структуру, систематизация контроля за качеством подготовки преподавателей в университете, разработка системы тестов по различным дисциплинам, внедрение новых форм организации учебного процесса.

4. Установление научных контактов кафедр университета со школами города и республики, выявление научно-мето-дических проблем, над которыми работают школы-комплексы, лицеи, гимназии, колледжи, анализ их потребностей и запросов в специальной и методической литературе, публикация материалов для средних учебных заведений, выделение научных консультантов по профилю отдельных специальностей и апробация новых педагогических технологий.

5. Привлечение студентов к выполнению программы высшего педагогического образования: организация Совета педагогов при УМО, проведение всероссийской педагогической олимпиады, организация научно-практических конференций, отбор и продвижение творческой молодежи.

6. Разработка критериев результативности системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, их апробация» обобщение информационного банка данных по педагогическим инновациям и технологиям.

7. Обобщение зарубежного опыта педагогического образования, установление контактов, проведение семинаров, конференций и разработка совместных проектов.

Перечисленные направления означают не только разработку концепций, проектов, проведение научно-методических исследований, но прежде всего соединение научных изысканий с практикой подготовки преподавателей в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.