Научная статья на тему 'O‘QUVCHILAR TAYYOR PROFILI, ULARNING IJTIMOIY-PSIXOLOGIK XUSUSIYATLARINING SHAKLLANISHIGA TA’SIRI'

O‘QUVCHILAR TAYYOR PROFILI, ULARNING IJTIMOIY-PSIXOLOGIK XUSUSIYATLARINING SHAKLLANISHIGA TA’SIRI Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
psixologik farovonlik / qoniqish / ijobiy faoliyat / o‘zini anglash / kasbiy rivojlanish / o‘zini qabul qilish / psixologik salomatlik. / психологическое благополучие / удовлетворенность / позитивное функционирование / самосознание / профессиональное развитие / самопринятие / психологическое здоровье.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — X.A. Тillashayxova

alabalarning ijtimoiy va psixologik farovonligi ularning umumiy rivojlanishi va akademik muvaffaqiyati uchun juda muhimdir. Bu farovonlikka turli omillar ta'sir qiladi, jumladan, o'quv profili yoki talabalarning akademik ixtisosligi. Ushbu maqola turli xil ta'lim profillari talabalarning ijtimoiy va psixologik farovonligiga qanday ta'sir qilishini o'rganadi, akademik ixtisoslik va talabalar farovonligi o'rtasidagi bog'liqlik haqida tushuncha berishga qaratilgan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF STUDENTS' TRAINING PROFILE ON THE FORMATION OF THE FEATURES OF THEIR SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL WELL-BEING

социальное и психологическое благополучие студентов имеет решающее значение для их общего развития и академических успехов. На это благополучие влияют различные факторы, в том числе профиль обучения или академическая специальность студентов. В этой статье рассматривается, как различные образовательные профили влияют на социальное и психологическое благополучие студентов, с целью дать представление о взаимосвязи между академической специализацией и благополучием студентов.

Текст научной работы на тему «O‘QUVCHILAR TAYYOR PROFILI, ULARNING IJTIMOIY-PSIXOLOGIK XUSUSIYATLARINING SHAKLLANISHIGA TA’SIRI»

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

© X.A. Tillashayxova1^_

1Toshkent davlat pedagogika universiteti, O'zbekiston

Annotatsiya

KIRISH: talabalarning ijtimoiy va psixologik farovonligi ularning umumiy rivojlanishi va akademik muvaffaqiyati uchun juda muhimdir. Bu farovonlikka turli omillar ta'sir qiladi, jumladan, o'quv profili yoki talabalarning akademik ixtisosligi. Ushbu maqola turli xil ta'lim profillari talabalarning ijtimoiy va psixologik farovonligiga qanday ta'sir qilishini o'rganadi, akademik ixtisoslik va talabalar farovonligi o'rtasidagi bog'liqlik haqida tushuncha berishga qaratilgan.

MAQSAD: ushbu tadqiqotning maqsadi talabalarning o'quv profillarining ularning ijtimoiy va psixologik farovonligini shakllantirishga ta'sirini o'rganishdir. Tadqiqot turli akademik mutaxassisliklar bilan bog'liq o'ziga xos farovonlik xususiyatlarini aniqlashga va ushbu topilmalar asosida talabalarni qo'llab-quvvatlash xizmatlarini yaxshilash bo'yicha tavsiyalar berishga intiladi.

MATERIALLAR VA METODLAR: tadqiqotda miqdoriy va sifat ma'lumotlarini o'z ichiga olgan aralash usullardan foydalaniladi. Materiallar orasida ijtimoiy va psixologik farovonlikni o'lchaydigan standartlashtirilgan so'rovnomalar, akademik yozuvlar va fokus-guruh muhokamasi uchun qo'llanmalar mavjud. Usullar turli xil ta'lim profilidagi talabalarga so'rovlar o'tkazishni, chuqurroq tushunchaga ega bo'lish uchun fokus-guruh muhokamalarini o'tkazishni va akademik samaradorlik ma'lumotlarini tahlil qilishni o'z ichiga oladi. Miqdoriy ma'lumotlar statistik usullar yordamida tahlil qilinadi, sifatli ma'lumotlar esa tematik tahlil orqali tekshiriladi.

MUHOKAMA VA NATIJALAR: san'at va ijodiy fanlar talabalari ifodali va ijodiy faoliyat bilan shug'ullanadilar, bu ularning psixologik farovonligiga va o'zini namoyon qilishga ta'sir qilishi mumkin. San'at va ijodiy fanlar bo'yicha talabalar yuqori darajada o'zlarini ifoda etishlari va o'quv ishlaridan qoniqishlari haqida xabar berishdi. Shu bilan birga, ular ishlash bosimi va sub'ektiv baholashlar bilan bog'liq noyob stresslarga duch kelishdi.

XULOSA: tadqiqot shuni ko'rsatadiki, talabalarning mashg'ulot profillari ularning ijtimoiy va psixologik farovonligiga sezilarli ta'sir qiladi. Har bir akademik mutaxassislik talabalarning farovonligini har xil shakllantiradigan o'ziga xos qiyinchiliklar va imtiyozlarni taqdim etadi. Ushbu farqlarni tan olish barcha akademik sohalarda talabalar farovonligini oshirish uchun maqsadli qo'llab-quvvatlash xizmatlari va aralashuvlarni ishlab chiqish uchun juda muhimdir.

ISSN 2992-9024 (online) 2024, №4 (2)

Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

Kalit so'zlar: psixologik farovonlik, qoniqish,ijobiy faoliyat,o'zini anglash,kasbiy rivojlanish, o'zini qabul qilish, psixologik salomatlik.

Iqtibos uchun: Tillashayxova X.A. O'quvchilar tayyor profili, ularning ijtimoiy-psixologik xususiyatlarining shakllanishiga ta'siri. // Inter education & global study. 2024. №4(2). B. 469-478.

ВЛИЯНИЯ ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ.

© Х.А. Тиллашайхова1Н

Ташкентский государственный педагогический университет_

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ: социальное и психологическое благополучие студентов имеет решающее значение для их общего развития и академических успехов. На это благополучие влияют различные факторы, в том числе профиль обучения или академическая специальность студентов. В этой статье рассматривается, как различные образовательные профили влияют на социальное и психологическое благополучие студентов, с целью дать представление о взаимосвязи между академической специализацией и благополучием студентов.

ЦЕЛЬ: целью данного исследования является изучение влияния профиля обучения студентов на формирование их социального и психологического благополучия. Исследование направлено на выявление конкретных характеристик благополучия, связанных с различными академическими специальностями, и на основе этих результатов дать рекомендации по улучшению услуг поддержки студентов.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ: в исследовании используется смешанный метод, включающий как количественные, так и качественные данные. материалы включают стандартизированные анкеты для измерения социального и психологического благополучия, академические стенограммы и руководства для дискуссий в фокус-группах. методы включают опросы студентов разных образовательных профилей, дискуссии в фокус-группах для более глубокого понимания и анализ данных об академической успеваемости. количественные данные будут анализироваться с использованием статистических методов, а качественные данные будут анализироваться посредством тематического анализа.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ: студенты, изучающие искусство и творческие способности, занимаются выразительной и творческой деятельностью, которая может повлиять на их психологическое благополучие и самовыражение. студенты, изучающие искусство и творческие науки, сообщили о высоком уровне самовыражения и академической удовлетворенности. в то же время они

© intereduglobalstudy.com

2024, ISSUE 4 (2)

ISSN 2992-9024 (online) 2024, №4 (2)

Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

столкнулись с уникальными факторами стресса, связанными с давлением производительности и субъективными оценками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: исследования показывают, что профили деятельности студентов оказывают существенное влияние на их социальное и психологическое благополучие. каждая академическая специальность представляет собой уникальные проблемы и преимущества, которые по-разному влияют на благополучие студентов. признание этих различий имеет решающее значение для разработки целевых услуг поддержки и мероприятий, направленных на повышение благосостояния студентов во всех академических областях.

Ключевые слова: психологическое благополучие, удовлетворенность, позитивное функционирование, самосознание, профессиональное развитие, самопринятие, психологическое здоровье.

Для цитирования:Тиллашайхова X.A. Bлияния профиля подготовки студентов на формирование особенностей их социально-психологического благополучия. // Inter education & global study. 2024. №4(2). C. 469-478.

THE INFLUENCE OF STUDENTS' TRAINING PROFILE ON THE FORMATION OF THE FEATURES OF THEIR SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL WELL-BEING

© Hosiyat A. Tillashayxeva1®

1 Tashkent State Pedagogical University_

Annotation

INTRODUCTION: the social and psychological well-being of students is critical to their overall development and academic success. Various factors influence this well-being, including the learning profile or academic major of the students. This article examines how different educational profiles affect students' social and psychological well-being, aiming to provide insight into the relationship between academic specialization and student well-being.

AIM: the purpose of this study is to investigate the impact of students' learning profiles on the formation of their social and psychological well-being. The study seeks to identify specific well-being characteristics associated with different academic majors and, based on these findings, make recommendations for improving student support services.

MATERIALS AND METHODS: the study uses a mixed methods approach that includes both quantitative and qualitative data. Materials include standardized questionnaires measuring social and psychological well-being, academic transcripts, and focus group discussion guides. Methods include surveys of students from different educational profiles, focus group discussions to gain deeper understanding, and analysis of academic performance data. Quantitative data will be analyzed using statistical methods, while qualitative data will be examined through thematic analysis.

© intereduglobalstudy.com

2024, ISSUE 4 (2)

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

DISCUSSION AND RESULTS: art and creative students engage in expressive and creative activities that may affect their psychological well-being and self-expression. Students in the arts and creative sciences reported high levels of self-expression and academic satisfaction. At the same time, they faced unique stressors related to performance pressure and subjective evaluations.

CONCLUSIONS: research shows that students' activity profiles have a significant impact on their social and psychological well-being. Each academic major presents unique challenges and benefits that shape student well-being differently. Recognizing these differences is critical to developing targeted support services and interventions to enhance student well-being across all academic domains.

Key words: psychological well-being, satisfaction, positive functioning, self-awareness, professional development, self-acceptance, psychological health

Проблема психологического благополучия личности - фундаментальная проблема, изучаемая такими науками, как философия, медицина, психология. Каждая наука наполняет данное понятие особым содержанием. Говоря о философском смысле проблемы психологического благополучия, мы подразумеваем два этических направления - гедонизм и эвдемонизм. Медицина связывает психологическое благополучие с качеством жизни, психическим здоровьем и другими компонентами здоровья. Отечественные ученые проявляют немалый интерес к данной проблеме, учитывая тенденции развития современного общества. Р.И. Суннатова под психологическим благополучием понимает состояние душевного комфорта, слаженности психических процессов, внутренней гармонии; которое зависит от того, имеет ли человек ясные цели, а также ресурсы и условия для их достижения. Согласно мнению автора, проявления неблагополучия часто бывают в ситуациях фрустрации - социальной изоляции (депривации), напряженности в значимых взаимоотношениях. По словам В.М.Каримовой, основная задача системы образования на сегодняшний день заключается в создании необходимых условий для того, чтобы обучающиеся могли приобретать навыки и умения, способствующие их позитивному развитию в динамичном, непредсказуемом, информационно насыщенном, противоречивом современном мире. Образовательная система в настоящее время активно перестраивается; многие вузы занимаются освоением новых моделей обучения. Это связано с тем, что учебные планы претерпевают изменения, вводятся новые курсы, педагогические технологии и образовательные программы [4]. Говоря о студенческом возрасте, следует отметить, что это период наибольшей активности, профессионального становления, формирования ценностных образований

For citation: Hosiyat A. Tillashayxeva. (2024) 'The influence of students' training profile on the formation of the features of their social and psychological well-being', Inter education & global study, (4(2)), pp. 469-478. (In Russ).

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

личности. Социальной ситуацией развития является выбор юношей жизненного пути, профессиональное и личностное самоопределение. Э. Эриксон рассматривает данный возраст как наиболее кризисный период социального становления человека. При сформированной к 21-25 годам психосоциальной идентичности можно говорить о личностной зрелости, способности решать взрослые задачи [5].

По мнению М.Г. Голубевой, наиболее яркие переживания и возникающая, в связи с этим дезадаптация проявляются в учебно-профессиональной деятельности. Обучение в вузе является принципиально новым этапом по сравнению с жизнью ученика школы. Отмечается увеличение информационных нагрузок, что ведет к аритмичности и гиподинамии. Происходит усложнение межличностных отношений; могут возникать проблемы оторванности от семьи (проживание в общежитии). В результате студенты испытывают длительное эмоциональное напряжение, чувство тревоги; ощущают психологическое неблагополучие [6]. Студенты первого курса, сдав выпускные экзамены в школе и пройдя вступительные испытания в вузе, оказываются в условиях специфических социальных отношений и условий деятельности. Они осваивают непривычные методы и формы обучения; происходит смена режима труда и отдыха. Проведя анализ состояния данной проблемы на сегодняшний день, мы отмечаем, что в психологическом благополучии студентов можно выделить две составляющие: когнитивную (цели, смыслы, достигнутые результаты) и эмоциональную (переживания, касающиеся реализации поставленных целей, а также собственного поведения). Студенческий возраст является периодом профессионального становления, сопровождающийся различными кризисами (адаптация, сомнения в правильности выбранной профессии и т. д.) и ведущий к изменению или снижению уровня психологического благополучия студентов. В результате этого снижается эффективность учебной деятельности; возможно возникновение психосоматических расстройств. Исследуя данный феномен, ученый рассматривает его структуру в качестве своеобразного баланса постоянно взаимодействующих аффектов позитивного и негативного. По его мнению, к позитивному аффекту относится переживание человеком положительных эмоций -радости, удовольствия, энтузиазма; тогда как огорчения, расстройства, приводящие к переживаниям, представляют собой негативный аффект. Разница, которая возникает между этими противоположными ощущениями (положительными и отрицательными) отражает психологическое благополучие личности и ее удовлетворенность жизнью в целом. В ситуации преобладания позитивного накопленного аффекта человек чувствует счастье и удовлетворенность, разумеется, при этом он имеет достаточно высокий уровень психологического благополучия. Когда же наблюдается превышение накопленных негативных переживаний, у человека наблюдается ощущение несчастья и неудовлетворенности, что свидетельствует о низком уровне его психологического

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

благополучия. Н. Бредберн, наряду с такими зарубежными исследователями, как М. Аргайл, Н. Шварц, Э. Динер, является сторонником гедонистического подхода. В нем принято считать, что психологическое благополучие в значительной степени

V w I—ч

зависит от влияния окружающей среды и позитивных переживаний. В эвдемонистическом подходе (К. Рифф, Э. Диси, Р. Райан, А. Вотермен) в центре внимания находится личность человека и ее развитие. Для достижения человеком высокого уровня психологического благополучия необходимо преобразование им самого себя и окружающего мира [8]. Согласно мнению А. Маслоу, В. Франкла и Э. Шострома, когда человек ощущает собственное внутреннее аутентичное «Я», социальные запросы и актуализирует их творческий синтез, это приводит его к психологическому благополучию. Как считает К. Рифф, психологическое благополучие является интегративным показателем, который отражает направленность основных составляющих, связанных с позитивным функционированием человека. Она говорит о нескольких основных компонентах психологического благополучия: автономии (наличии самостоятельности и ответственности за принимаемые решения), самопринятии (позитивном отношении к себе и своей жизни), позитивных отношениях с окружающими (доброжелательности, доверии и эмпатии), наличии цели в жизни (индивидуальных ценностях и смыслах личности), личностном росте (саморазвитии и реализации своего потенциала), компетентности (способности к адекватному реагированию на вызовы повседневности). С помощью данных компонентов можно определять взаимосвязь психологического благополучия с другими критериями личности [8]. В отечественной психологии феномен психологического благополучия изучается такими авторами, как А.В. Воронина, Р.М. Шамионов, О.А. Идобаева, Л.В. Куликов, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова, Я.И. Павлоцкая [1] и др. По мнению А.В. Ворониной, психологическое благополучие является системным качеством человека, которое приобретается им в процессе жизни на основе психофизиологической сохранности функций и переживается как содержательная наполненность, ощущение самореализации и ценности бытия.

Ученым разработана модель психологического благополучия, состоящая из четырех иерархических уровней - психосоматического здоровья, социальной адаптации, психического здоровья и психологического здоровья. Автор предполагает, что человек, последовательно поднимаясь на каждый следующий описанный уровень, в процессе своего развития вырабатывает новый взгляд на себя и окружающий мир, свое место в мире; он становится более свободным в выборе адекватных поведенческих стратегий [9]. В современных исследованиях психического здоровья особо значимым компонентом является духовность человека, высшие проявления его духа. На наш взгляд, данная составляющая представляет особую значимость в изучении детерминант психологического благополучия. Б.С. Братусь говорит о личностно-смысловом уровне психического здоровья, включающем смысловые ориентации, понимание жизненного

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

назначения, самоосуществление и отношение к окружающим людям в этом процессе [10].

Российским исследователем Р.М. Шамионовым рассматривается понятие «субъективное благополучие». Согласно утверждению ученого, оно является эмоционально-оценочным отношением личности к своей жизни, себе, взаимодействиям с другими людьми в соответствии с усвоенными нормативно-ценностными и смысловыми представлениями о том, какой должна быть «благополучная» внешняя и внутренняя среда. Основные компоненты субъективного благополучия-ощущение счастья, гармонии, согласованности эмоций, удовлетворенности, осмысленности жизни. Переживание человеком благополучия зависит от тех областей бытия («бытийных пространств»), которые представляют для него значимость [11].

По словам Я.И. Павлоцкой, для того, чтобы построить целостную модель благополучия, необходимо, в первую очередь, брать во внимание социально-психологические характеристики личности и ее доминирующие отношения к себе, окружающим, миру в целом. Только в данном контексте, согласно мнению автора, следует рассматривать осуществление человека, реализацию его потенциала в полной мере. Именно юность представляет собой время максимального потенциала, когда происходит проявление ключевых отношений личности [13].

Мы применили методику «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленковой, состоящую из 84 утверждений. Методика содержит следующие шкалы: «общее психологическое благополучие», «позитивные отношения с окружающими», «автономия», «управление средой», «личностный рост», «цели в жизни», «самопринятие». Контингент исследования составил 40 студентов ТГПУ в г. Ташкенте, в том числе 20 студентов профиля «Математика и информатика» 1 курса Физики и математики факультета и 20 студентов педагогических профилей - «Педагогика и психология», «Профессиональное образование» 2 курса гуманитарного факультета. Для статистической обработки данных нами был использован U-критерий Манна-Уитни. Результаты и обсуждение проанализировав полученные результаты, мы установили, что все испытуемые имеют средний уровень общего психологического благополучия; более высоким уровнем отличаются студенты - педагоги 2 курса. Как было выявлено нами ранее, на 2 курсе у студентов отмечаются такие тенденции, как улучшение отношения к себе и повышение самооценки, тогда как первокурсники переживают кризисный период, адаптируясь к новым условиям вузовского обучения [13]. Индексы психологического благополучия студентов представлены на рисунке 1. По шкале «Позитивные отношения с окружающими» студенты-психологи и студенты-педагоги имеют практически равные показатели. Это свидетельствует о том, что они стремятся к доверительным отношениям с другими, проявляют к ним заботу и сопереживание, способны устанавливать по-настоящему близкие отношения.

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

Мы можем I говорить о соответствии их личностных качеств выбранной профессии, связанной с оказанием помощи и поддержки людям ^ = 199). По шкале «Автономия» более высокие значения имеют студенты-психологи, которые желают как можно скорее обрести самостоятельность и независимость. Они осуществляют самостоятельную регуляцию собственного поведения; в оценке себя отдают предпочтение личным критериям, а не общественному мнению ^ = 193,5). Согласно полученным результатам по шкале «Управление средой», студенты-психологи испытывают больше трудностей в том, чтобы эффективно распределять и организовывать свое время для достижения поставленных целей; они указывают, что зачастую не выполняют необходимую работу в срок. Это может быть связано со сложностями адаптации, с постоянно повышающимися требованиями к организации учебного процесса ^ = 194

Что касается результатов по шкале «Цели в жизни», большинство испытуемых отмечают наличие четких жизненных ориентиров и намерений; они утверждают, что их жизнь имеет смысл ^ = 177,5). Шкала «Самопринятие» отражает более позитивное отношение к себе у студентов-педагогов. Они отличаются целостным самовосприятием, принятием достоинств и недостатков, положительной оценкой прошлого опыта. Студенты-психологи имеют склонность к самокопанию, их самооценка имеет черты неустойчивости (рис. 2), ^ = 199,5). Выводы и рекомендации. Таким образом, согласно проведенному исследованию, мы приходим к выводу, что студенты-психологи, обучающиеся на 1 курсе, имеют более низкий уровень психологического благополучия. Их самовосприятие характеризуется критичным отношением к себе; самооценка имеет черты неустойчивости.

Также обучающиеся испытывают трудности в организации своей работы и общей деятельности. Соответственно, необходимо осуществление их психолого-педагогического сопровождения в рамках психологической службы вуза. Для этого, на наш взгляд, целесообразно оказывать психологическую помощь студентам, испытывающим эмоциональную дезадаптацию и психологический стресс; проводить профилактику эмоциональной дезадаптации; повышать у студентов уровень их стрессоустойчивости; формировать конструктивные навыки совладания со стрессом; повышать социальную компетентность студентов и развивать у них навыки и эффективного общения; оказывать помощь и поддержку студентам, находящимся в проблемной и кризисной жизненной ситуации. Безусловно, в повышении уровня психологического благополучия обучающихся большое значение имеет личность педагога высшей школы.

Преподаватель, который знает и любит свою деятельность, увлечен своим предметом, вызывает искреннее уважение у студентов. Он способен формировать у них высокий уровень мотивации не только к познанию конкретной дисциплины, но и помогает изменить их самоотношение. Несомненно, что одна из главных задач вузовского обучения - это научение студентов самостоятельному и креативному

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

мышлению, которое в дальнейшем поможет решать нестандартные проблемы и находить выход из трудных профессиональных ситуаций.

Для развития навыков успешной самоорганизации студентов целесообразным является их активное привлечение к научно-исследовательской работе в процессе обучения. Основным фактором, обеспечивающим развитие науке в вузе, является наличие различных научных школ - открытых саморазвивающихся систем, неформальных сообществ студентов, молодых ученых, аспирантов, преподавателей, объединенных авторитетным научным руководителем и работающих над решением научных проблем. Научно-исследовательская деятельность реализуется в виде написания рефератов, курсовых и дипломных работ; участия в предметных олимпиадах, конкурсах и студенческих научных конференциях и семинарах; выступлений с докладами; выполнения нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период производственных и учебных практик.

ADABIYOTLAR RO'YXATI | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | REFERENCES

1. Идобаева О.А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 351.

2. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Питер, 2004.

3. Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью [Электронный ресурс].

4. Васильева С.В. Структурные и динамические особенности студенческого адаптационного синдрома: специальность 19.00.11 «Психология личности»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Васильева Светлана Викторовна; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. - СПб, 2000. 5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 2006.

5. Голубева М.Г. Психологические факторы преодоления кризисов профессионального становления юношей и девушек: специальность 19.00.13 «Психология развития, акмеология»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Голубева Марина Герасимовна; Астраханский государственный университет. - Астрахань, 2006. 7. Григоренко Е.Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы // Проблемы развития территории. - 2009. - №4 (48).

6. 8. Кабанченко Е.А., Холодкова О.Г. Психологическое благополучие в студенческом возрасте // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки. Электронный сборник статей по материалам XLI студенческой международной заочной научно-практической конференции. - М.: «МЦНО», 2017. - № 1(40).

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

7. 9. Воронина А.В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа // Сибирский психологический журнал. - 2005. - № 3.

8. 10. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Книга по Требованию, 2012.

9. 11. Шамионов Р.М. Критерии субъективного благополучия личности: социокультурная детерминация // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2015. - Т.4. - № 3(15). 12. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. -2005. - № 3.

10. 13. Павлоцкая Я.И. Психологическое благополучие и социально-психологические характеристики личности: монография / Волгоград, Изд-во Волгоградского института управления-филиала РАНХиГС, 2016.

MUALLIF HAQIDA MA'LUMOT [ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ] [AUTHORS INFO]

HTillashayxeva Hosiyat Azamatovna, Psixologiya fanlari nomzodi, dotsent, [Тиллашайхева Хосият Азаматовна, кандидат психологических наук, доцент], [Hosiyat A. Tillashayxeva, Candidate of Psychology, Associate Professor,]; manzil: Toshkent shahri, Chilonzor tumani, Bunyodkor ko'chasi, 27-uy. ^drec: г. Ташкент, Чиланзорский район, ул. Бунёдкор, 27.], [address: 27, Bunyodkor street, Chilonzor district, Tashkent city.] hosiyat@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.