Выводы
1. Ответная реакция организма на воздействие марганца и фтора отражает тонкие взаимоотношения антагонизма и синергизма, которые складываются между ядами в процессе интоксикации.
2. В патогенезе фтормарганотокснкоза весьма важная роль принадле* жит количественному взаимовлиянию марганца и фтора в сочетании. Вы-сокотоксичными являются такие сочетания, где на 1 единицу массы фтора приходится 6—7 таких единиц марганца.
ЛИТЕРАТУРА. К а г а н Ю. С. — Гиг. и сан., 1973, Л» 12, с. 89—91. — Кузнецова Н. Л,, С а м а р о в а Л. П., Е л с ц к о в а А. С. и др. — В кн.: Оздоровление условий труда при сварочных работах. М., 1968, с. 101—105. — Ф Платова Р. И. — В кн.: Клиника, патогенез и профилактика профзаболеваний химической этиологии на предприятиях черной и цветной металлургии. Свердловск, 1969, ч. 2, с. 88— 95. — Филатова Р. И. Исследование комбинированного действия соединений марганца и фтора на организм. Дне. канд. Свердловск, 1974. — Loewe S. — Ergebn. Phvsi-ol., 1928, Bd 27, S. 47—187.
Поступила ll/V 1978 r.
TOXICITY OF FLUORINE AND MANGANESE COMPOUNDS IN THEIR JOINT
ENTRY INTO THE BODY
V. I. Davydova
The response reaction of the body in the joint action of manganese and fluorine compounds is synergoantagonism. A most important significance in the pathogenisis of fluorine-mangonesetoxicosis pertains to quantitative intereffect of manganese and fluorine in a combination. The most toxic are such proportions, where every unit mass weight of fluorine corresponds to 6 to 7 units of manganese. Consequently, in sanitary monitoring of industrial enterprises, where the air is polluted with manganese and fluorine compounds, special attention should be paid to the proportion in which these elements are present in the industrial aerosols.
УДК 813.83 + 614.71.001.5
Ю. С. Каган, Б. А. Кацнельсон, Б. А. Курляндский
О ПУТЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ГИГИЕНИЧЕСКОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ
Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов полимерных и пластических масс, Киев, Свердловский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний, Городская санэпидстанция, Москва
Если в предшествующие годы потребность в увеличении числа иссло^ дований новых химических соединений удовлетворялась в основном экстенсивными методами за счет увеличения числа учреждений и лабораторий, занимающихся токсиколого-гигиенической регламентацией, то в настоящее время решение этого вопроса может быть найдено лишь путем интенсификации токсиколого-гигиенических исследований. Интенсификация труда токсиколога позволит также расширить объем фундаментальных исследований, в первую очередь по изучению отдаленных последствий интоксикаций и механизмов действия.
Рассматривая с этих позиций сложившуюся практику разработки ПДК вредных веществ и ориентировочных безопасных уровней воздействия, можно констатировать, что ее сегодняшний уровень требует дальнейшего совершенствования.
Последнее десятилетие в развитии гигиенической токсикологии ознаменовалось рядом достижений в области теории и практики. Сюда в первую очередь следует отнести фундаментальные работы по установлению количественных закономерностей действия токсических веществ на различных уровнях, а также методы ускоренного выявления токсичности и опасности (Г. Н. Заева и Н. К. Кулагина; Ю. С. Каган; Е. И. Люблина; И. В. Са-
ноцкнй; И. П. Уланова; С. Д. Заугольииков и соавт.; Б. А. Курляндскнн и соавт.; Б. А. Курляндский и Н. В. Завьялов; Б. М. Штабский; Г. Н. Кра-совский; Г. И. Румянцев и С. М. Новиков; Г. И. Сидоренко и М. А. Пи-нигин). Очень важным в практическом отношении явилось придание законодательной силы ориентировочным безопасным уровням воздействия (ОБУВ).
Вместе с тем анализ структуры утвержденных ПДК в трех средах (воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе, воде) показывает, что за последние 10 лет в списках гигиенических нормативов практически не появились вещества без нормированных химических аналогов, т. е. принадлежащие к новым, ранее неизвестным классам химических соединений. Указанная тенденция сохранится в текущей пятилетке и, вероятно, в обозримом будущем.
Перечисленные объективные обстоятельства позволяют поставить вопрос о пересмотре обязательных схем установления ПДК и отказе от длительных хронических экспериментов при обосновании гигиенических регламентов по общетоксическому эффекту, ограничившись изучением физико-химических свойств, установлением основных параметров острой токсичности, кумулятивных и сенсибилизирующих свойств, порогов однократного действия, в том числе раздражающего, кожно-резорбтивного эффекта, а также выявлением наиболее поражаемых органов и систем. Перечисленной информации вполне достаточно для обоснования надежных показателей лДК, подкрепленных соответствующими достаточно апробированными расчетными методами.
Многолетний опыт работы убеждает, что ПДК, установленные ускоренными методами по общетоксикологическому показателю, практически не отличаются от нормативов, установленных по развернутой программе. Это касается в равной степени воздуха рабочей зоны, атмосферного воздуха и воды водоемов.
Установление ПДК по показателю общей токсичности в объеме развернутой программы в указанных трех средах целесообразно проводить лишь в тех случаях, когда речь идет о веществах, не имеющих исследованных аналогов или представляющих социально-гигиеническую опасность в силу массового применения в народном хозяйстве и быту.
Представляется также, что уже сегодня во многих случаях мы имеем все основания для гигиенического нормирования по показателю общей токсичности, исходя не из стандартного, порой излишнего набора исследований, а из обоснованного оптимума вплоть до нормирования по аналогии, инственным критерием достаточности которого должна быть научная основанность ПДК. Существуют, однако, ситуации, исключающие ускоренное установление ПДК и связанные с необходимостью проведения длительных исследований возможности отдаленных последствий интоксикации. В этом случае существенное удлинение сроков исследования идет вразрез с потребностями народного хозяйства в государственных санитарных нормативах.
В подобных случаях на период разработки ПДК должен быть временно установлен ОБУВ. Он также может быть определен для веществ, проходящих испытания в различных отраслях народного хозяйства, для которых утверждение ПДК целесообразно лишь после решения вопроса об их дальнейшем применении.
По нашему мнению, ОБУВ—ориентировочный, временный гигиенический норматив, разработанный по показателям общей токсичности или другим видам действия, выявляемый при помоши ускоренной диагностики, в краткосрочном токсикологическом эксперименте, установленный в целях ускорения технического прогресса и обеспечения безопасности людей при контакте с химическим агентом на время, необходимое для проведения ист следований по гигиеническому нормированию. ОБУВ, как и ПДК, явля-
ется государственным гигиеническим регламентом, обязательным для всех организаций, предприятий и ведомств.
Срок действия ОБУВ может быть ограничен 3 годами, т. е. временем, как правило, вполне достаточным для разработки ПДК или решения вопроса о целесообразности использования вещества (продукта) в народном« хозяйстве.
Следующим важным вопросом является область применения, иначе говоря нормативный статус ОБУВ, который должен полностью соответствовать таковому для ПДК в пределах времени от его установления до пересмотра.
С этих позиций представляется недостаточно обоснованным предусмотренное ГОСТом 12.1.007-76 ограничение «прав» ОБУВ лишь периодом, предшествующим проектированию. Как известно, величина ПДК или ОБУВ непосредственно закладывается в проектные расчеты только в тех случаях, когда соблюдение этого норматива может быть обеспечено лишь разбавлением вредных выделений в объеме цеха средствами общеобменной вентиляции. Число подобных случаев в современной проектной практике весьма невелико, поэтому представляется неразумным отказ в целом от ОБУВ как временного гигиенического стандарта, предназначенного для контроля за условиями труда в период эксплуатации.
Установление ОБУВ может служить также отправной точкой для других гигиенических регламентов, таких, например, как допустимые срокк выхода на поля, обработанные пестицидами, «сроки ожидания» до снятий урожая и др.
Мы'также считаем, что для установления ОБУВ достаточно располагать сведениями о физико-химических свойствах вещества, ЬО50 при внутриже-лудочном введении, кожно-резорбтивной токсичности, кумулятивных, раздражающих и сенсибилизирующих свойствах.
В этом нас убеждает хорошее соответствие ОБУВ, рассчитанных по формулам, учитывающим ряд перечисленных выше показателей, величинам ПДК, определенным по полной схеме с учетом данных хронического токсикологического опыта. I
Расширение нормативного статуса ОБУВ в свою очередь потребует пересмотра и дополнения ряда положений ГОСТ 12.1.007-76. Прежде всего это касается необходимости введения в ГОСТ более четкого определения ОБУВ, а также включение в него количественных критериев необходимости гигиенической регламентации (Е. И. Люблина; Б. А. Курляндский и со-авт.). Наряду с обоснованием подобных критериев следует более четко сформулировать критерии опасности, которые в существующем ГОСТе практически идентичны показателям токсичности, что с гигиенически* позиций недостаточно правомерно. Необходимо также разработать критерии классификации опасности применительно к ОБУВ. »
Современное состояние гигиенической токсикологии не позволяет из-за отсутствия экспресс-методов проводить ускоренное прогнозирование опасности отдаленных последствий интоксикаций, требующее пока еще значительных затрат труда и времени.
Вместе с тем потребности народного хозяйства в современном установлении новых гигиенических регламентов постоянно растут. Решение этого вопроса возможно лишь при условии сокращения объемов, а отсюда и сроков исследований по установлению ПДК, а также разработки временных государственных гигиенических регламентов — ОБУВ.
ЛИТЕРАТУРА. 3 а е в а Г. Н„ Кулагина Н. К. — В кн.: Принципы и методы установления предельнодопустичых' концентраций вредных веществ в воздухе производственных помещений. М., 1970, с. 24—34. —ЗаугольниковС. Д., Коганов М. М., Л о й т О. А. и др. — Гиг. и сан., 1974, №5, с. 81—86. — Каган Ю. С. — Там же, с. 49—65. — КрасовскийГ. Н. — В кн.: Итоговый сси ветско-американский симпозиум по проблеме «Гигиена окружающей среды». 1-й. МатериальГ М., 1975, с. 60—73. — Курляндский Б. А., Роте нб ер г Ю. С., Завья
л о в Н. В. — Гиг. и сан., 1974, № 4, с. 86— 89. — Курляндский Б. А., Завьялов Н. В. — Там же, 1975, № 2, с. 90—93. —Люблина Е. И., Г о л у б е в А. А., Л о й т А. О. — В кн.: Промышленная токсикология и клиника профессиональных заболеваний химической этиологии. М., 1962, с. 33—35. — Румянцев Г. И., Новиков С. М. — Гиг. и сан., 1975, № 4, с. 91—95. — СаноцкийИ. В. — В кн.: Токсикология новых промышленных химических веществ. М., 1973, вып. 13, с. 3—11.—Си -•доренко Г. И., П и н и г и и М. А. — Гиг. и сан., 1976, № 6, с. 77—80. - Уланов И. П. Зависимость биологического действия от химической структуры разных классов галоидосодержащих углеводородов. Дне. докт. М., 1971. — Штабский Б. М. — Гиг. труда, 1974, № 1, с. 23—27.
rJ Поступила 20/VII 1977 г.
MEANS OF INCREASING THE EFFECTIVENESS OF INVESTIGATIONS FOR HYGIENIC STANDARDIZATION OF NOXIOUS SUBSTANCES
Yu. S. Kagan, B. A. Katsnelson, B. A. Kurlyandsky
The authors substantiate the state and the meaning of the term approximately safe level«! of action (ASLA). Means of shortening the length of experiments necessary for substantiation of the maximum permissible concentrations are suggested. «The regulations' status» (ASLA) and the period of their validity are substantiated. Experimental and hygienic research data necessary for substantiation of ASLA are discussed.
УДК ем.777:[547.539.212-222.1 + 547.32?.34
« Доктор мед. наук М. И. Руднев, канд. биол. наук
JI. А. Томашевская, канд. мед. наук Г. И. Виноградов, канд. биол. наук A.A. Капустин, канд. мед. наук 3. И. Жолдакова, Г. И. Леонская
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДОПУСТИМОГО СОДЕРЖАНИЯ
ХЛОРИСТОГО БЕНЗИЛА И ХЛОРИСТОГО БУТИЛА В ВОДЕ ВОДОЕМОВ
Киевский научно-исследовательский институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева
Среди веществ, поступающих в открытые водоемы с производственными сточными водами, значительное место занимают хлористый бензил и хлористый бутил, которые являются промежуточными продуктами при многих технологических процессах хлорорганического синтеза.
Хлористый бензил—хлорпроизводное углеводорода ароматического ряда, бесцветная жидкость с резким запахом. Хлористый бутил — хлор-производное насыщенного углеводорода жирного ряда, слегка желтоватая ^рдкость со специфическим запахом. Хлорбензил и хлорбутил изменяют органолептические свойства воды, придавая ей посторонний запах. На основании опытов, проведенных закрытым способом и бригадным методом, пороговый показатель для хлорбензила составляет 0,005 мг/л, практический предел—0,015 мг/л, для хлористого бутила—соответственно 0,4 и 0,8 мг/л.
По санитарно-химическим показателям, характеризующим процессы естественного самоочищения воды, хлористый бензил оказывает влияние на первую стадию минерализации, вызывая повышение окисляемости воды и ускорение биологического потребления кислорода, а хлористый бутил обусловливает кратковременное торможение его и процессов нитрификации. Пороговая концентрация по влиянию на санитарный режим водоемов для хлорбензила 1,0 мг/л, для хлорбутила 10 мг/л.
Хлористый бензил и хлористый бутил оказывают кожно-раздражающее действие, вызывая в месте воздействия развитие воспалительной реакции, переходящей в язвы и некротические участки при действии хлористого бензила.
^ Токсичность этих хлорорганических соединений изучали при однократном введении на 84 белых мышах, 96 белых крысах и 20 морских свинках.