Научная статья на тему 'О ПУТЯХ И СПОСОБАХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ'

О ПУТЯХ И СПОСОБАХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рафикова Д.М.

В статье рассматривается роль коммуникаций в системе управления. В современных условиях коммуникация является основой жизнедеятельности каждой фирмы, организации, предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПУТЯХ И СПОСОБАХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ»

УДК 316.7

Рафикова Д.М. магистрант ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

О ПУТЯХ И СПОСОБАХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Аннотация: в статье рассматривается роль коммуникаций в системе управления. В современных условиях коммуникация является основой жизнедеятельности каждой фирмы, организации, предприятия.

Ключевые слова: организация, деловое общение, коммуникация, управленческая деятельность, управленческая коммуникация.

В современной организации за счет большого количества потоков информации постоянно возрастает роль коммуникаций. Существует множество определений понятия «коммуникация» [1].

«Коммуникация» происходит от латинского названия «communiсatio», которое означает «общее» или «разделяемое всеми»

Коммуникация включает в себя и то, что передается, и то, как это «что» передается. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо наличие, как минимум, двух людей.

Эффективная межличностная коммуникация в силу ряда причин очень важна для успеха в управлении. Во-первых, решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей (начальник с подчиненным, подчиненные друг с другом) в рамках различных событий.

Во-вторых, межличностная коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующих неопределенностью и двусмысленностью [5].

Менеджеры затрачивают на коммуникации 50-90% своего времени. Это может показаться невероятным, но, если учесть, что менеджеру приходится общаться, исполняя роли межличностного общения, информационные роли и роли, связанные с принятием решений, а также для выполнения всех управленческих функций, все становится на свои места.

Именно потому, что коммуникации являются неотъемлемой частью всех основных видов деятельности менеджера, их называют связующим процессом. Все три основные ролевые установки менеджеров и все четыре основные управленческие функции нацелены на формулировку организационных целей и их достижение, и степень реализации этих целей, как правило, напрямую зависит от качества коммуникаций [4].

Эффективный менеджер - это менеджер, который эффективен именно в сфере коммуникаций. Такой управленец знаком с природой коммуникационного процесса, обладает отличными навыками устного и письменного общения и понимает, как на качество коммуникаций влияет среда.

Чтобы коммуникации были эффективными, ваш собеседник должен продемонстрировать, что понял свою задачу и то, каких результатов вы от него ожидаете.

Коммуникации эффективны только при условии, что одна сторона предлагает информацию, а другая ее, верно, воспринимает, а для этого к данному процессу необходимо относиться с огромным вниманием.

Менеджеры, недостаточно эффективно действующие в процессе коммуникации, часто действуют так потому, что именно так поступают по отношению к ним их начальники, поскольку менеджеры высшего звена часто служат для подчиненных ролевой моделью [3].

Если наш начальник действует по методу принуждения или неоткровенен с нами, мы, вполне вероятно, поведем себя так же в процессе коммуникации со своими подчиненными.

Но следует помнить, что ваше положение отличается от положения вашего начальства, и совсем необязательно копировать его стиль, даже если он эффективен.

Но что действительно необходимо, так это понять, какую идею вы хотите донести до того, как вы отправите сообщение, и быть уверенными в адекватности и уместности этой идеи для вашей конкретной ситуации и цели.

Выбор средства передачи сообщения не должен ограничиваться выбором одного канала. Часто бывает желательно использовать комбинацию двух или более средств коммуникации. Это усложняет процесс, поскольку отправителю надо установить последовательность использования этих средств и определить, какое время будет их разделять [4].

Однако исследования показывают, что одновременное использование устных и письменных средств коммуникации, как правило, эффективнее, чем, использование одного из этих средств.

Используя оба канала, можно найти более сложные подходы и при этом письменно зарегистрировать ситуацию. Но это не означает, что любой коммуникационный процесс должен включать письменный элемент, это приводит к неуправляемому бумажному потоку в организации.

Обратная связь - это базовая реакция на услышанное, прочитанное или увиденное; информация (в вербальной либо невербальной форме) направляется обратно отправителю, указывая на то, в какой мере сообщение было понято, поверил ли ему получатель, усвоил ли он его и согласен ли с ним. Эффективные коммуникации должны быть двусторонними: обратная связь необходима, чтобы определить, насколько сообщение было воспринято и понято. Менеджер не может полагаться на то, что все сказанное или написанное им будет понято точно так, как он хотел. Менеджер, основывающийся на таком ошибочном предположении, изолирует себя от реальности. Не наладив обратной связи с получателем информации, он резко ограничивает эффективность своей управленческой деятельности [7].

Существует множество способов повышения эффективности

межличностных коммуникаций. Перечислим некоторые из них:

- проясняйте свои идеи до того, как начнете их высказывать (передавать другим людям);

- будьте восприимчивы к возможным семантическим проблемам;

- следите за выражением своего лица, жестами, позой, интонациями;

- выражайте открытость и готовность понимать;

- добивайтесь установления обратной связи, используя следующие приемы:

- задавайте вопросы;

- попросите собеседника пересказать ваши мысли;

- оценивайте язык поз, жестов и интонаций собеседника, которые могут указывать на замешательство и непонимание;

- контролируйте первые результаты работы;

- всегда будьте готовы ответить на вопросы.

На основании изложенных выше аспектов можно говорить о следующих путях повышения эффективности организационных коммуникаций:

- создавайте системы обратной связи;

- регулируйте информационные потоки;

- предпринимайте управленческие действия, способствующие облегчению обмена информацией по вертикали и горизонтали.

- развертывайте системы сбора предложений;

- используйте внутриорганизационные информационные системы: корпоративные печатные издания, стенгазеты, стенды, Интернет и т. п.;

- применяйте достижения современных информационных технологий

[2].

Следовательно, эффективные коммуникации просто необходимы для успеха, как отдельного работника, так и организации в целом. Разобравшись в сути коммуникаций на личностном и организационном уровнях, можно научиться снижать вероятность неэффективного общения и стать более эффективным менеджером [6].

Использованные источники:

1. Василенко О.В. Социология и психология массовой коммуникации. Уч. пособие. - Воронеж: ВГПУ, 2015.

2. Моисеева А.П. Коммуникационный менеджмент [Текст] / А.П. Моисеева. - Томск, ТПУ, 2007. - 104 с.

3. Игебаева Ф.А. Роль деловых коммуникаций в формировании профессиональных компетенций выпускника аграрного университета. Российский электронный научный журнал. 2014. № 7 (13). С. 86-92.

4. Игебаева Ф.А. Деловое общение как искусство и наука. // Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. 2011. С. 126-129.

5. Игебаева Ф.А. О методах формирования коммуникативной

компетентности выпускников аграрного университета // Гуманизация образования. Научно-практический журнал. Сочи, 2015, № 6 - С. 65-70.

6. Назаров Т.З. Социальная самоидентификация как условие интеграционных процессов в среде представителей малого бизнеса // Вопросы гуманитарных наук. 2005. № 1 (16). с. 348-350.

7. Игебаева Ф.А. Некоторые аспекты документационной деятельности в процессе управления предприятием В сборнике: Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями сборник статей IX международной научно-практической конференции. Пенза. 2010. С. 36-39.

УДК 330.101.541

Ребковец В.В. студент 4 курса Алешкевич О.С. студент 4 курса факультет «Банковского дела» Полесский государственный университет Республика Беларусь, г. Пинск ИНФЛЯЦИОННОЕ ТАРГЕТИРОВАНИЕ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В

РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В статье рассматривается одни из методов преодоления высоких темпов инфляции - инфляционное таргетирование.

Урегулирование уровня инфляции следует отнести к одной из наиболее важных задач государства. В настоящее время подавляющее большинство стран с экономикой переходного типа регулирует рост цен и придерживает его в установленных рамках.Одним из методов преодоления высоких темпов инфляции является инфляционное таргетирование. Благодаря использованию инфляционного таргетирования можно избежать конфликта интересов, поскольку главной целью денежно-кредитной политики становится не стимулирование высокого уровня занятости или роста производства, а плановое «создание» инфляции. Кроме того, при его использовании можно принять различные антиинфляционные мероприятия для предупреждения инфляции.

ИНФЛЯЦИЯ, ИНФЛЯЦИОННОЕ ТАРГЕТИРОВАНИЕ, ИНДЕКС ЦЕН, ЦЕНОВЫЕ ДИСПРОПОРЦИИ, МОНОПОЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

In article is considered one of methods of overcoming high inflation rates -inflation targeting.

Settlement of the rate of inflation should be referred to one of the most important tasks of the state. Now the vast majority of the countries with economy of transitional type regulates increase in prices and holds it in the established framework. One of methods of overcoming high inflation rates is inflation targeting. Thanks to inflation targeting it is possible to avoid a conflict of interest as not stimulation of the high level of employment or increase in production, but planned "creation" of inflation becomes a main goal of monetary policy. Besides,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.