Научная статья на тему 'РОЛЬ ДЕЛОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ'

РОЛЬ ДЕЛОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
432
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / РУКОВОДИТЕЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ФУНКЦИИ КОММУНИКАЦИИ / ДЕЛОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сруров Р.Ф.

В статье рассматривается роль деловых коммуникаций в управлении организацией. Подчеркивается, что создание условий для успешного функционирования коммуникаций в организации составляют одну из важнейших задач управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДЕЛОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ»

УДК 316.7

Сруров Р.Ф. магистрант ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

РОЛЬ ДЕЛОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ

ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Аннотация: В статье рассматривается роль деловых коммуникаций в управлении организацией. Подчеркивается, что создание условий для успешного функционирования коммуникаций в организации составляют одну из важнейших задач управления.

Ключевые слова: организация, руководитель, управление, информация, коммуникация, функции коммуникации, деловое взаимодействие.

Коммуникация представляет собой социальный процесс, отражающий общественную структуру и выполняющий в ней связующую функцию. Поэтому овладение искусством делового общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Но особенно важно умение общаться для деловых людей: предпринимателей, менеджеров, людей, занятых в сфере управления [3; 7].

Чем сложнее и разветвлённее становится деятельность общества, социальных организаций и институтов, и чем больше в связи с этим накапливается объем информации - научной, художественной, политической, бытовой и т.п., тем более важную роль в процессах управления начинает играть социальная коммуникация. Особую значимость она приобретает в современных условиях, когда осуществляется подлинная информационная революция - стремительное, количественное и качественное преобразование информационной сферы, сопровождающееся коренной трансформацией не только технической, но и социальной, социокультурной основы, складывающегося в нашу эпоху постиндустриального, информационного сообщества, базирующегося на многосторонней и многоярусной системе планетарных коммуникационных процессов [5].

На приоритетные позиции в мире начинают выходить не те страны, которые производят наибольшее количество вооружения или извлекают из земли наибольшее количество энергетических и иных ресурсов, а те, которые, опираясь на новейшие научные и технические идеи, реализуя их в разнообразных потоках информации и соответствующих технических средствах, движутся быстрее других созданий, и эффективном использовании коммуникационных систем и сетей, их практическом применений в процессах управления [1].

Термин «коммуникация» (от лат. соттишсаге - делаю общим, сообщение, передача) в смысловом аспекте социального взаимодействия -это обмен мыслями, сведениями, идеями, передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к

другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях. Коммуникация представляет собой социальный процесс, отражающий общественную структуру и выполняющий в ней связующую функцию [2].

Коммуникация в системе управления - официально, юридически регламентируемое целенаправленное движение индивидуальных субъектов управления к социальной общности при сохранении за ними определенной самостоятельности и индивидуальности.

Коммуникационная система реализуется одновременно через содержание и отношения в процессе взаимодействия. Содержание обеспечивается информационными потоками, объективирует «коллективное единство» в организации. Отношения - субъективная составляющая коммуникационного процесса [3].

Взаимодействие обеспечивается и выражается через:

^ систему официальных отношений, регламентируемых юридическими предписаниями;

^ распределение функций (горизонтальная специализация);

^ субординацию должностей (вертикальная специализация, с объемом и мерой ответственности в принятии решений на разных уровнях);

^ систему коммуникаций - средств и каналов передачи информации, которая движется сверху вниз (передача распоряжений, указаний, заданий), снизу-вверх (отчеты) и по горизонтали (консультации, обмен мнениями равных по рангу) [6].

Цели коммуникаций:

- обеспечение понимания получаемой и передаваемой информации (это одна из главных целей коммуникации);

- обмен и передача информации в ходе делового взаимодействия;

- формирование умений и навыков, развитие профессиональных качеств;

- формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;

- обмен деятельностью, инновационными приёмами, средствами, технологиями;

- изменение ценностных установок и мотивации поведения;

- обмен эмоциями.

Коммуникации в организации реализуют следующие функции:

Информативная функция - передача истинных или ложных сведений, играющая определённую роль в процессе принятия решений, так как позволяет предоставлять необходимую информацию для принятия решений, для идентификации и оценки альтернативных решений;

Мотивационная функция побуждает работников к исполнению и улучшению работы, используя управление поведением, убеждение, внушение, просьбы, приказы и т.д.;

Контрольная функция - отслеживание поведения работников различными способами на основе иерархии и формальной соподчинённости;

Экспрессивная функция способствует эмоциональному выражению чувств, переживаний, отношения к происходящему и позволяет удовлетворять социальные потребности [4].

Структура коммуникативного процесса условно имеет четыре элемента:

1. Отправитель, лицо, генерирующее идею, или собирающее и передающее информацию.

2. Собственно информация (сообщение), закодированная с помощью символов.

3. Канал, средство передачи информации.

4. Получатель, лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

Информация выступает одним из важнейших инструментов управления. Анализируя и передавая информацию, получая затем обратные сигналы, менеджер планирует, организует, координирует, мотивирует и контролирует подчиненных. Большинство подчиненных на вопрос, какие качества они ценят в своем руководителе, на первом месте назвали умение выслушивать подчиненных [5].

Использованные источники:

1. Чеботарева, Е.Г. Роль деловых коммуникаций в управлении организацией // Сборники конференции ниц Социосфера. - 2012. - № 25. - с.122-125.

2. Муравьева, О.И. Проблема общения и коммуникативной компетентности в контексте гипотезы о психологических пространствах существования человека // Вестник Томского Государственного Университета. - 2005. - № 286. - с. 110-117.

3. Игебаева Ф.А. О методах формирования коммуникативной компетентности выпускников аграрного университета // Гуманизация образования. Научно-практический журнал. Сочи, 2015, № 6 - С. 65-70.

4. Игебаева Ф.А. О задачах курса «Деловые коммуникации» в системе экономического и управленческого образования // Экономика, социология, право. Материалы XXIII научно-практической конференции «Экономика, социология, право: новые вызовы и перспективы». Москва, 2829 декабря 2015г. Институт стратегических исследований. Москва, 2015. -С.53-54.

5. Игебаева Ф.А. Деловая документация в управленческой деятельности //Мировая наука и современное общество: актуальные вопросы экономики, социологии и права. Материалы международной научно-практической конференции. - 12 декабря 2014. в 2-х частях, Ч.1. Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2014. - С.124 - 125.

6. Игебаева Ф.А. Документационное обеспечение управленческой деятельности предприятия. //Основные направления повышения эффективности экономики, управления и качества подготовки специалистов. Сб. статей IX Международной научно-практической конференции. -Пенза: Приволжский дом знаний, 2011. С. 30 - 32.

7. Актуальные аспекты многоуровневой подготовки в вузе. Гулякин Д.В., Донкова И.А., Игебаева Ф.А., Майер Р.В., Москвин К.М., Пряхина Е.Н., Фадеев А.С., Цой Г.А., Цебренко К.Н., Цымбал М.В., Шпырня О.В.// Коллективная монография / Министерство образования и науки Российской Федерации; Георгиевский технологический институт (филиал); Северо-Кавказский государственный технический университет. Георгиевск, 2011. Том Книга 4.

УДК 33

Стариков Л.Ю. студент 2 курса факультет «Финансы и кредит»

Дудник Т.А. научный руководитель, ассистент кафедра «Экономики предприятий» Кубанский государственный аграрный университет

имени И. Т. Трубилина Россия, г. Краснодар АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО

СЕКТОРА В РОССИИ

В данной статье рассмотрены основные проблемы экономики общественного сектора и методы борьбы с ними. Коррупция, налоговая политика и дифференциация уровня жизни населения являются основными вызовами на данный момент. Для оптимального функционирования сегмента данные проблемы должны быть решены в течении следующей декады. И государство уже принимаем решительные меры.

Ключевые слова: экономика, общественный сектор, коррупция, налоги, уровень жизни, бедность, стратификация

This article is about main problems of public economics and methods of dealing with them. Corruption, tax policy and differentiation of living standards are the main challenges at the moment. For optimal functioning of the segment these problems should be solved within the next decade. And the government is already making steps to solve them.

Key words: economy, public sector, corruption, taxes, standard of living, poverty, stratification

Общественный сектор экономики является общей совокупностью ресурсов, находящихся в распоряжении государства и общественных организаций, в том числе органов местного самоуправления. Развитие же сектора всегда определяется совокупностью вложенных в него средств и полученных доходов. Реально же об объеме общественного сектора можно судить по совокупным расходам органов государственной и муниципальной власти в национальном ВВП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.