Научная статья на тему 'О ПУТЯХ И МЕТОДАХ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННИХ АДАПТИВНЫХ РЕСУРСОВ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ'

О ПУТЯХ И МЕТОДАХ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННИХ АДАПТИВНЫХ РЕСУРСОВ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
20
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / САМОЧУВСТВИЕ / АДАПТИВНЫЕ РЕСУРСЫ / ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ПСИХИЧЕСКОЕ ВЫГОРАНИЕ / СИНДРОМ ХРОНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ / СИНДРОМ ПОЛЯРНОГО НАПРЯЖЕНИЯ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / КОРПОРАТИВНЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семикин Виктор Васильевич, Попова Татьяна Леонтьевна, Межина Ольга Юрьевна, Кочкин Руслан Алексеевич

Рассматриваются различные аспекты здоровья педагогов на основе анализа современных отечественных и зарубежных исследований и публикаций. Анализируется зависимость здоровья и успешности педагогической деятельности от внутренних ресурсов, а также влияние различных факторов, в том числе климато-географических, на здоровье, жизнеспособность и эффективность деятельности педагогов. Особое внимание уделяется рассмотрению синдрома профессионального выгорания педагогов и пути его преодоления. Проведенный анализ источников может служить теоретической основой для дальнейших экспериментальных исследований и разработок эффективных оздоровительных программ для педагогов, работающих в суровых климато-географических и сложных социально-психологических условиях Арктики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Семикин Виктор Васильевич, Попова Татьяна Леонтьевна, Межина Ольга Юрьевна, Кочкин Руслан Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПУТЯХ И МЕТОДАХ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННИХ АДАПТИВНЫХ РЕСУРСОВ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

УДК 37.013.77 ББК 88.6

В.В. Семикин, Т.Л. Попова, О.Ю. Межина, Р.А. Кочкин

О ПУТЯХ И МЕТОДАХ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННИХ АДАПТИВНЫХ РЕСУРСОВ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ

Рассматриваются различные аспекты здоровья педагогов на основе анализа современных отечественных и зарубежных исследований и публикаций. Анализируется зависимость здоровья и успешности педагогической деятельности от внутренних ресурсов, а также влияние различных факторов, в том числе климато-географических, на здоровье, жизнеспособность и эффективность деятельности педагогов. Особое внимание уделяется рассмотрению синдрома профессионального выгорания педагогов и пути его преодоления. Проведенный анализ источников может служить теоретической основой для дальнейших экспериментальных исследований и разработок эффективных оздоровительных программ для педагогов, работающих в суровых климато-географических и сложных социально-психологических условиях Арктики.

Ключевые слова:

здоровье, самочувствие, адаптивные ресурсы, жизнеспособность, стрессоустойчивость, психологическая саморегуляция, профессиональная успешность, профессиональная деформация, экстремальные условия, психическое выгорание, синдром хронической усталости, синдром полярного напряжения, культура здоровья, корпоративные оздоровительные программы.

Семикин В.В., Попова Т.Л., Межина О.Ю., Кочкин Р.А. О путях и методах развития внутренних адаптивных ресурсов педагогов в условиях Арктики // Общество. Среда. Развитие. - 2022, № 2. - С.86-92. - DOI 10.53115/19975996_2022_02_086-092

© Семикин Виктор Васильевич - доктор психологических наук, профессор, заведующий сектором социальных и психологических исследований

научно-исследовательского отдела, ГАУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики», Надым; e-mail: semikin_v@mail.ru © Попова Татьяна Леонтьевна - научный сотрудник, ГАУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики», Надым; e-mail: popova-nadym@yandex.ru © Межина Ольга Юрьевна - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, ГАУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики», Надым; e-mail: mezhinaolga@gmail.ru

© Кочкин Руслан Алексеевич - старший научный сотрудник, ГАУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики», Надым; e-mail: kochkin25011983@mail.ru

Профессия учитель - это особо сложная, ответственная и трудоемкая специальность, связанная с интеллектуальными и эмоциональными перегрузками, а также стрессами, требующая больших умственных, душевных и психофизических затрат. Эти затраты обеспечиваются и восполняются определенными ресурсами. Не будет преувеличением сказать, что педагогические профессии очень ресурсоемкие. Успехи в педагогической деятельности во многом зависят от комплекса ресурсов, которым обладает педагог. Мы полагаем, что этот комплекс включает педагогическое мастерство (содержательные и технологические ресурсы), творчество (креативный ресурс), психологическую культуру (социально-психологический ресурс) и здоровье (психофи-

зический ресурс). В этом комплексе ресурсов здоровье является самым уязвимым и, в то же время, базовым ресурсом, исчерпание которого, или как принято говорить в современной психолого-педагогической науке «истощение», приводит, как правило, к психической (личностной) деформации, нарушениям здоровья и серьезным проблемам в профессиональной деятельности.

Явление истощения и связанные с этим феномены «эмоционального» и «профессионального» выгорания изучаются в науке уже на протяжении не менее 50 лет. Современное понимание психического выгорания в психологической науке сводится к состоянию физического, эмоционального и умственного истощения личности [12; 22], которое преимущественно проявля-

ется в профессиях помогающего типа, и структура этого феномена «представлена следующими элементами: эмоциональное истощение, деперсонализация, профессиональная успешность» [12, с. 214].

Как отмечают Л.Н. Молчанова и А.А. Кузнецова, «психическое выгорание следует рассматривать как системное качество субъекта профессиональной деятельности, которое формируется в результате нарушения оптимального функционирования в системе «субъект-профессия-общество», проявляется в негативных эмоциональных состояниях, установках, в отношении к себе, к коллегам, к собственным успехам и является результатом снижения ресурсообеспечения на разных уровнях психологической регуляции» [12, с. 214].

Авторы Т.Ф. Орехова и др. в своей статье на основе анализа целого ряда отечественных исследователей отмечают, что наиболее подвержены эмоциональному выгоранию и профессиональной деформации представители профессий «человек-человек», в том числе педагоги [13]. Об этом же говорят Т.П. Бартош и О.П. Бар-тош, отмечая, что «профессиональная группа учителей отличается крайне низкими показателями здоровья» [1, с. 412], причем эти показатели со стажем снижаются, и спустя 15-20 лет работы в школе для учителей характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание» [1].

В эмпирическом исследовании здоровья педагогов на выборке учителей образовательных организаций разного уровня и направления (около 300 учителей общеобразовательных школ и более 100 учителей коррекционных школ-интернатов) авторами Л.В. Поповой и О.А. Сорокиной [14] было установлено, что независимо от типа школ в 70 % случаев у педагогов выявлены психодезадаптивные состояния, а в 15 % случаев наблюдались психические расстройства, требующие медицинского вмешательства. Признаны здоровыми только 15 % учителей из этой выборки. В связи с этим авторами был разработан и предложен комплекс валеологических программ повышения квалификации по вопросам ЗОЖ и стрессоустойчивости [14].

Риски и глубина эмоционального выгорания в педагогической деятельности зависят от многих факторов, среди которых можно выделить: уровень профессионализма, характер контингента обучающихся, социально-экономические условия труда, климато-географические условия труда, индивидуально-личностные осо-

бенности педагогов, их психофизические ресурсы и состояние здоровья.

В нашей статье мы делаем акцент на деятельность педагогов в экстремальных условиях Крайнего Севера, где состояние и деятельность педагогов усугубляются действием суровых климато-географиче-ских факторов.

На основе своих эмпирических исследований состояния здоровья учителей Магаданской области авторы статьи [1] приходят к выводу, что в «условиях Севера вероятность развития эмоционального выгорания может быть довольно значительной с учетом синергизма негативного воздействия экстремальных природно-экологических факторов и может привести к развитию патологической дезадаптации, профессиональной деформации личности и психологических заболеваний» [1, с. 417]. Это подтверждается анализом результатов значительного числа исследований, проведенных в Арктической зоне РФ за период с 2000 по 2017 годы [9] и свидетельствует о неуклонном росте первичной заболеваемости по большинству классов болезней (болезни нервной системы, органов дыхания, мочеполовой и пищеварительной систем, новообразований, врожденных аномалий и др.) [9].

Масштабные исследования, проведенные группой ученых из Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН в ЯНАО, свидетельствуют, что арктический регион является «территорией наибольшего риска по первичной заболеваемости взрослого населения (старше 18 лет) по всем классам болезней» [10, с. 186]. В своей работе они обращают внимание на такой биопсихический феномен Севера, как «синдром полярного напряжения», основными проявлениями которого являются «расстройства метаболизма, эндокринной системы, иммунная недостаточность, психоэмоциональное напряжение и другие нарушения здоровья» [10, с. 184].

Они также отмечают, что имеет место тенденция ухудшения за последние десятилетия состояния здоровья жителей Арктического региона, но при этом полагают, что «здоровье северян вполне поддается регулированию, если на него обращать серьезное внимание, изучать, предлагать и реализовывать региональные программы здоровьесбережения населения в рамках приоритетного проекта, включая не только медицинские, но и социально-экономические, социокультурные, в том числе образовательные мероприятия» [10, с. 196]. Мы полагаем, что наиболее уязвимой категорией жителей Севера являются именно

см см о

о

педагоги, поскольку их жизнедеятельность подвергается постоянному воздействию двух мощных деформирующих факторов, проявляющихся в особой специфике педагогической деятельности (о чем мы говорили выше) и действиях экстремальных условий Севера. Совокупное влияние этих факторов не может не вызывать ослабления и нарушения адаптационных механизмов у представителей этих профессий. К тому же, поскольку учитель, согласно современной психолого-педагогической науке, является главным субъектом учебного процесса, в связи с этим, здоровье и успехи учащихся зависят не только от его компетентности, но и от его собственного здоровья [7]. Поэтому так актуальна и остра проблема сохранения психологического здоровья педагогов, тем более в условиях Севера.

Проблема сохранения здоровья педагогов в современном обществе обсуждается в целом ряде отечественных исследований и зарубежных работах [1; 3; 4; 7]. В статье «Учитель: социально-профессиональный портрет и оценка качества жизни (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)» [3] авторы отмечают, что «для работы в высоких широтах крайне важно иметь хорошее здоровье и еще важнее его сохранить в экстремальных природно-климатических условиях Севера» [4, с. 49]. В своем исследовании они приходят к выводу, что здоровье педагогов, прежде всего, зависит от условий и качества их жизни. Отмечена также зависимость здоровья учителей от их северного стажа, с повышением стажа и возраста уровень здоровья снижается. «Об удовлетворительном уровне здоровья заявляет половина педагогов старше 50 лет, а 13 % характеризует свое самочувствие как «слабое», отмечая наличие хронических заболеваний» [4, с. 50].

Как отмечает Л.Н. Вдовина, значительная часть населения России, в том числе и жители северных регионов, не отличается здоровым образом жизни, вследствие чего, как правило, формируется «синдром хронической усталости (СХУ)» [3, с. 100]. Для предупреждения развития СХУ или его купирования авторы предлагают экспериментально обоснованную комплексную систему профилактики и лечения этого синдрома и полагают, что подобная система профилактики может быть эффективной для жителей северных регионов и Арктики [3].

Принимая во внимание общепринятую и во многих исследованиях эмпирически подтвержденную позицию, что педагогическая профессия в силу своей особой специфичности имеет высокие риски истощае-

мости ресурсов и нарушений здоровья для своих субъектов, следует подчеркнуть, что эти риски повышаются не только в зависимости от климато-географических условий и качества жизни, но и от характера контингента обучающихся. На это обращают внимание Т.С. Шевцова и Н.Н. Коровуш-кина в своей статье «Синдром эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с ОВЗ»: «Наряду с множеством факторов (социальных, экономических, жилищно-бытовых, психологических, ролевых, организационных и др.) выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания, - наличие психологически трудного контингента, с которым приходится иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, трудные подростки и т.д.) [16, с. 478].

Судя по всему, чем сложнее контингент учащихся или воспитанников, с которым работает педагог, тем больше его внутренних личностных и психофизических ресурсов он требует. Об этом, в частности, свидетельствуют авторы статьи «Анализ проблемы сохранения и развития психологического здоровья педагога в российских учебных организациях» [7]. Указывая на важность мониторинга актуального состояния педагогов, они подчеркивают особую его значимость для педагогов, работающих с обуча-ющимися-инвалидами, в связи с высокими рисками деформации их психоэмоционального состояния. Поэтому так «важно постоянно проводить корректировку отношения учителя к собственному психологическому здоровью, научить его сохранять и развивать» [7, с. 40]. Как отмечают авторы этой статьи, «на практике широко распространены индивидуальные, групповые и коллективные формы работы по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов. К ним относятся: психологические способы самозащиты в условиях «негативного общения»; способы релаксации, комнаты и методы психологической разгрузки; персональная и групповая психотерапия, психотренинги» [7, с. 41]. Кроме того, авторы исследования разработали «комплекс валеологических образовательных программ по повышению квалификации учителей по вопросам культуры здоровья и стрессоустойчивости, а для ситуации эмоционального выгорания предложили пси-хокоррекционные программы» [7].

О высокой напряженности и психофизической затратности профессиональной деятельности педагогов, работающих в интернатных учреждениях, говорят исследо-

ватели из Ростова-на-Дону [26]. Они выделяют целый ряд стрессогенных факторов, свойственных для деятельности этих педагогов: полная включенность в процесс взаимодействия с воспитанниками, постоянную эксплуатацию своих коммуникативных, экспрессивных и организаторских навыков, информационную перегрузку, повышенную эмоциональность деятельности, ненормированный рабочий день. Все это повышает вероятность возникновения «синдрома эмоционального выгорания». При этом в исследовании было установлено, что педагоги отличаются использованием различных копинг-стратегий, которые, как правило, не приводят к продуктивным результатам [25].

О трудностях педагогической деятельности в учреждениях интернатного типа говорит и исследователь из МГПУ И.А. Лопатина, которая, анализируя социально-психологические особенности личности и поведения воспитанников интерната в своей статье [8], приходит к выводу о необходимости специальной подготовки студентов вуза к работе в интернатных учреждениях. Кроме того, еще одной дополнительной подготовкой к работе с воспитанниками интерната является развитие эмоциональной культуры будущего педагога. Как полагает автор, «это необходимое условие эффективной работы с данной категорией детей, позволяющее наиболее оптимально решать как задачи их развития и воспитания, так и собственные проблемы, в первую очередь - сохранения гармоничного внутреннего пространства своей личности и предотвращения профессионального выгорания» [8, с. 146].

В своей статье «К вопросу о самокоррекции профессиональной деформации педагогов» [13] авторы прямо обращаются к рассмотрению подходов и методов профилактики и коррекции профессиональной деформации учителей как одному из важнейших направлений современной психолого-педагогической науки и практики. В статье, прежде всего, «дан обзор российских и зарубежных публикаций, посвященных теме профессиональной деформации педагогов, которая рассматривается как изменение качеств личности, включающее нарушение ее целостности, психологического и физического здоровья, образование стереотипов восприятия, трансформацию ценностных ориентаций, черт характера, способов общения и поведения» [13, с. 104]. Исходя из своего опыта продолжительной работы с учителями в рамках экспериментальной работы в разных общеобразовательных учрежде-

ниях и на курсах повышения квалификации, авторы полагают, что «преодоление профессиональной деформации педагогов обеспечивается, во-первых, добровольным включением педагогов в процесс самокоррекции данной деформации и, во-вторых, осуществлением ее профилактики на когнитивном, деятельностном и рефлексивном уровнях» [13, с. 115]. Здесь же они подробно рассматривают содержание и методы работы на каждом из этих уровней.

В рамках масштабного исследования, проведенного в Челябинской области в 2017 году на выборке учителей в 384 человека, авторы выявили целый ряд факторов, которые наиболее негативно влияют на психологическое здоровье педагогов. На основании этого исследователи полагают, что необходима системная работа в школах по организации психологической поддержки учителей. Работая в плоскости поиска эффективных решений уменьшения риска разрушения психологического здоровья учителей, авторы предлагают эти решения по трем основным смысловым линиям, связанным с освоением: «приемов самоанализа удовлетворенности актуальной жизненной ситуацией, методов энергетического восстановления, стратегии управления эмоциями в групповой работе» [6, с. 7].

В своей статье «Рефлексивно-смысловая регуляция состояния психического выгорания у педагогов специального коррек-ционного образовательного учреждения и оценивание ее эффективности» [12] авторы представляют результаты формирующего эксперимента, проведенного на базе кор-рекционного образовательного учреждения «Курская школа-интернат». В качестве формирующего воздействия использовался рефлексивно-смысловой тренинг по психопрофилактике и преодолению состояния психического выгорания у педагогов специального образования в течение полугода. Программа тренинга включала в себя комплекс различных элементов: телесно-ориентированную, игровую, когнитивно-поведенческую и арт-терапию, взаимодополняющие друг друга и позволяющие добиться положительных изменений на всех основных уровнях: мотивационном, аффективном, интеллектуальном и поведенческом. Результаты эксперимента свидетельствуют об эффективности этого подхода в преодолении психического выгорания [12].

Теме ресурсов здоровья педагогов, поиска путей и методов профилактики здоровья представителей этой профессии сегодня уделяется достаточное внимание и в зару-

см

CM

о

о

бежных исследованиях. Так, американский ученый Y. Zhang в своей статье [27] подчеркивает, что для поддержания своего психологического здоровья учитель должен иметь адекватное представление о своих психических ресурсах. В статье исследователей из университета Восточного Лондона [24] обсуждается значение регулярного мониторинга благополучия педагогического персонала, работающего в условиях специальных школ для детей с социальными и поведенческими трудностями, а также роли психологов образования в обеспечении су-первизии учителей. В исследовании установлено, что учителя нуждаются в объективной и ориентированной на решение проблем конфиденциальной поддержке и психологической помощи [24].

Ученые из Белградского университета (Сербия) [21] проводили исследование учителей специального образования (в школах) для слепых и слабовидящих учащихся, обучающимся с ментальными нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями социального поведения. На выборке в 225 специальных учителей было установлено, что около трети респондентов показали высокий уровень эмоционального выгорания по шкалам ЕЕ и РА. Причем, наиболее высокий уровень выгорания был обнаружен у учителей, работающих с детьми, имеющими нарушения двигательных навыков и менее низкий - у учителей, работающих с умственно отсталыми обучающимися. Авторы в своей статье также приводят данные аналогичных исследований, подтверждающих эти результаты и проведенные в некоторых других странах: Испании, Турции и Черногории [21].

Статья исследователей из Нигерии [23] посвящена изучению факторов психосоциального благополучия нигерийских учителей специального образования. Авторы приводят данные исследований проявления стресса у учителей в ряде стран. Так, в Великобритании процент учителей с выраженным стрессом составлял 19-29 % (Titheradge et al. 2018), 30 % - в США (von der Embse et al. 2015), 10-22 % - в Норвегии (Nerdrum et al. 2016), 14,8-32,9 % - в Нигерии (Olagunjul. 2015). Авторы формулируют выводы, что педагогическая деятельность в среде детей с ОВЗ оказывает существенное стрессовое воздействие на учителей, поэтому необходимы научно-психологические меры по восстановлению и обеспечению их благополучия.

В своей диссертации Mark Blew [17] из Университета Претория (ЮАР) в про-

цессе изучения взаимосвязей выгорания учителей с различными социальными факторами пришел к выводу, что уровень эмоционального истощения и выгорания у педагогов, работающих в частных школах-интернатах, был значительно выше по сравнению с их коллегами из обычных государственных школ. Эти факты он объясняет спецификой деятельности педагогов в школах-интернатах, характеризующейся широким кругом обязанностей и функций, более тесными контактами педагогов с воспитанниками, а также их более высокой социальной ответственностью [6].

Весьма интересные результаты исследования представлены в статье Gabriel T. Galle-poso [20] из Филиппин. Авторами ставилась задача выявления факторов, обеспечивающих преодоление кризисов здоровья и обеспечение безопасности своего состояния, то есть факторов, положительно влияющих на механизмы «выживания» у учителей. По результатам исследования было выявлено шесть основных факторов, которые способствуют преодолению кризисов, сохранению здоровья и обеспечению безопасности: семья, любовь, преданность делу, профессиональная ответственность, уверенность в себе, религиозная вера. В этом же исследовании была также предложена модель, которую можно использовать в качестве основы при проектировании программ духовного, эмоционального и социального здоровья для улучшения внутренних механизмов выживания учителей [20].

Среди различных методов профилактики нарушений здоровья и эмоционального выгорания особое место занимают методы из практики йоги. Например, результаты положительного влияния тре-нинговой программы, основанной на методах йоги, мы находим в статье ученых США [19], где авторы, прежде всего, приводят научные данные из различных исследований, подтверждающих эффективность занятий йогой для улучшения здоровья и психологического благополучия представителей различных профессий: полицейских, военнослужащих, медицинских работников, педагогов. Отталкиваясь от этих результатов, авторы приводят данные своего экспериментального исследования, в котором проверялась эффективность оздоровительной программы, разработанной специалистами «Центра йоги и здоровья Крипалу» в г. Массачусетс. В этом Центре проводилась краткая 3-дневная программа психофизического тренинга для группы учителей. В результате экспериментального исследования

установлено значительное и достоверное улучшение самочувствия, настроения, качества сна и повышение способности концентрации внимания у испытуемых.

В статье индийских ученых [25] рассматриваются результаты экспериментального исследования по оценке эффективности положительного влияния комплекса методов системы йоги на эмоциональное состояние и психическое благополучие на выборке в 118 учителей начальных школ. Было показано, что специально организованные занятия по системе йоги общей длительностью в 15 дней достоверно снижают выраженность стресса и тревоги, а также повышают уровень субъективного благополучия испытуемых-педагогов.

Несмотря на сохраняющийся интерес к проблеме психического выгорания и поиску путей его профилактики, сегодня недостаточно хорошо известно за счет каких личностных и психофизических ресурсов можно преодолевать это состояние [12], при этом разные авторы по этому поводу высказывают различные точки зрения. Так, О.И. Бабич (2009) выделяет в качестве личностных ресурсов преодоления выгорания следующие факторы: осмысленность жизни, самоактуализацию и интер-нальность [2]. Л.М. Митина (2011) полагает, что психическое выгорание обусловлено дефицитом субъективности [11]. А.В. Карпов (2014) рассматривает рефлексию и саморегуляцию как метакогнитивные способности личностных ресурсов преодоления психического выгорания [5]. Мы полагаем, что внутренним ресурсом эффективного преодоления эмоционального выгорания является личностная саморегуляция системного плана, включающая в себя способности произвольной саморегуляции на

всех основных уровнях индивидуальности человека как субъекта своей жизнедеятельности: психофизиологическом, психическом и социально-психологическом. Поэтому необходима разработка такой развивающей и оздоровительной программы, которая включала бы в себя технологии и методы развития способностей владения индивидуальной системой саморегуляции на всех ее основных уровнях на основе углубленного самопознания и развитой рефлексии. Такая программа была разработана специалистами «Научного центра изучения Арктики» в 2020 году и прошла проверку в двух экспериментальных исследованиях в 2020 и 2021 годах, показав свою эффективность в развитии адаптивных ресурсов и жизнеспособности испытуемых, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) [15].

В настоящее время на ее основе нами разработана корпоративная оздоровительная программа и готовится проект для масштабного внедрения оздоровительных практик в образовательных организациях ЯНАО. В своих исследованиях и экспериментальных разработках мы исходим из ряда государственных документов в части задач укрепления здоровья населения, в том числе Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»; Указа Президента РФ от 05.03.2020 № 164 «Об основах государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года» и Приказа Министерства здравоохранения РФ от 15.01.2020 № 8 «Об утверждении Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года».

Список литературы:

[1] Бартош Т.П., Бартош О.П. Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов в разные периоды учебного года // Гигиена и санитария. - 2019, № 98 (4). - С. 411-417. - DOI: http://dx.doi. о^/10.18821/0016-9900-2019-98-4-411-417

[2] Бабич О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального «выгорания» // Сибирский психологический журнал. - 2009, № 31. - С. 48-52.

[3] Вдовина Л.Н. Комплексная система профилактики и коррекции синдрома хронической усталости в условиях умеренного климата, севера и Арктики // Журнал медико-биологических исследований. Т. 8. - 2020, № 1. - С. 99-103. - DOI: 10.17238^п2542-1298.2020.8.1.99

[4] Ефимова Г.З., Кайнов И.В. Учитель: социально-профессиональный портрет и оценка качества жизни (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа) // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. Т. 3. - 2017, № 1. - С. 42-55. -DOI 10.21684/2411-7897-2017-3-1-42-55. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=29275436

[5] Карпов А.А. Общие способности в структуре метакогнитивных качеств личности: монография. -Ярославль: ЯрГУ, 2014. - 272 с.

[6] Клерико Ж.-Б., Ильясов Д.Ф., Черепов Е.А., Севрюкова А.А., Селиванова Е.А., Николов Н.О. Способы сохранения психологического здоровья учителя, испытывающие эмоциональные перегрузки // Человек. Спорт. Медицина. Т. 19. - 2019, № 3. - С. 57-65.

см

CM

о

о

[7] Красникова О.В., Катунова В.В., Божкова Е.Д. Анализ проблемы сохранения и развития психологического здоровья педагога в российских учебных организациях // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. Т. 27. - 2021, № 2. -С. 39-46. - DOI 10.34216/2073-1426-2021-27-2-39-46

[8] Лопатина И.А. Подготовка педагогов к работе в учреждениях интернатного типа // Высшее образование в России. - 2011, № 1. - C. 142-146. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=15608380

[9] Малинина Е.С. Оценка состояния здоровья населения арктических регионов // Азимут научных исследований: Экономика и управление. Т. 9. - 2020, № 2 (31). - С. 215-218. - DOI: 10.26140/anie-2020-0902-0049

[10] Маркин В.В., Силин А.Н., Вершинин И.С. Здоровье людей в Арктике: социально-пространственный дискурс (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т. 13. - 2020, № 5. - С. 182-199. - DOI: 10.15838/esc.2020.5.71.11

[11] Митина Л.М., Галина З.Н. Психологические условия и факторы совершенствования высшего профессионального образования // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011, № 5. - С. 202-212.

[12] Молчанова Л.Н, Кузнецова А.А. Рефлексивно-смысловая регуляция состояния психического выгорания у педагогов специального коррекционного образовательного учреждения и оценивание ее эффективности // Перспективы науки образования. - 2019, № 2 (38). - С. 212-228. - DOI: 10.32744/ pse.2019.2.16

[13] Орехова Т.Ф., Неретина Т.Г., Кружилина Т.В., Ледер П. К вопросу о самокоррекции профессиональной деформации педагогов // Образование и наука. Т. 19. - 2017, № 9. - С. 103-143. - DOI: 10.17853/1994-5639-2017-9-103-125. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=30638000

[14] Попова О.А., Сорокина Л.В. Психологическое здоровье педагогов, факторы, его определяющие // Вестник ТГУ. Т. 17. - 2012, № 2. - С. 797-801.

[15] Семикин В.В., Попова Т.Л., Межина О.Ю., Кочкин Р.А., Кострицын В.В., Моргун Е.В. Качество жизни населения Ямало-Ненецкого автономного округа: социально-психологические аспекты: монография / Под науч. ред. Д.А. Фролова и В.В. Семикина. - СПб.: Астерион, 2021. - 150 с.

[16] Шевцова Т.С., Коровушкина Н.Н. Синдром эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования. - 2018, № 59-4. - С. 477-482. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=35130415

[17] Blew M.B. The association between burnout and demographic characteristics of educators living in boarding schools / Dissertation (Med) - University of Pretoria, 2018. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://hdl. handle.net/2263/67869

[18] C^rico J.B., Ilyasov D.F. et al. Methods of Mental Health Maintenance in Teachers Experiencing Emotional Stress / J.B. Clerico, D.F. Ilyasov, E.A. Cherepov // Man. Sport. Medicine. V. 19. - 2019, № 3. - P. 57-65. -DOI: 10.14529/hsm190307

[19] Dyera N.L., Borden S., Dusek J.A., Sat Bir S.Kh. A Pragmatic Controlled Trial of a Brief Yoga and Mindfulness-Based Program for Psychological and Occupational Health in Education Professionals // Complementary Therapies in Medicine. Vol. 52. - 2020, 102470. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.ctim.2020.102470

[20] Galleposo G.T. Enhancing the Inherent Coping Mechanism of Teachers in The Course of Health and Security Crisis // EduLine: Journal of Education and Learning Innovation. - 2021, № 1 (2). - Р. 90-98. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://doi.org/10.35877/454RI.eduline461

[21] Jovanovk V., Kark J., Mihajlovic G., Dzamonja-Ignjatovic T., Darko H. Work-related burnout syndrome in special education teachers working with children with developmental disorders - possible correlations with some socio-demographic aspects and assertiveness // European Journal of Special Needs Education. - 2019, № 34:5. - P. 692-701. - DOI: 10.1080/08856257.2019.1572092

[22] Maslach C.B. The Cost of Caring. - Englewood Cliffs; Prentice-Hall, 1982. - 177 p.

[23] Olagunju1 A.T., Akinola M.A., Fadipe B., Jagun O.O., Olagunju T.O., Akinola O.O., Ogunnubi O.P., Olusile O.J., Oluyemi O.Y., Chaimowitz G.A. Psychosocial Wellbeing of Nigerian Teachers in Special Education Schools // Journal of Autism and Developmental Disorders. - 2021, № 51. - P. 1131-1141. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://doi.org/10.1007/s10803-020-04606-0

[24] Rae T., Cowel N., Field L. Supporting teachers' well-being in the context of schools for children with social, emotional and behavioural difficulties // Emotional and Behavioural Difficulties. - 2017, № 22:3. P. 200218. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://doi.org/10.1080/13632752.2017.1331969

[25] Telles Sh., Gupta R.K., Bhardwaj A.K., Singh N., Mishra P., Pal D.K. Balkrishna A. Increased Mental Well-Being and Reduced State Anxiety in Teachers After Participation in a Residential Yoga Program // Med. Sci. Monit. Basic Res. - 2018, № 24. - P. 105-112. - DOI: 10.12659/MSMBR.909200. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://basic.medscimonit.com/abstract/index/idArt/909200

[26] Zadorozhnaya O.V., Maiba V.V., Novokhat'ko E.N., Lomova N. In. Strategies of coping with situations of difficult pedagogical communication among teachers working in residential institutions // SHS Web of Conferences. - 2019, № 70, 08045.

[27] Zhang Y. The present situation and Countermeasures of teachers' psychological health in Higher Vocational Colleges // 2017 2nd International Conference on Education, Sports, Arts and Management Engineering (ICESAME 2017). - Atlantis Press, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.