http://www.base.garant.ru/products/ipo/prime/doc/95845/ (дата обращения: 22.07.2019).
6. Боброва, Г.В. Роль внеурочных форм занятий и их классификация в системе физической подготовки воспитанников кадетских училищ / Г.В. Боброва // Научно-педагогическое обозрение. -2017. - № 3 (17). - С.108-115.
7. Приказ Министра обороны РФ от 7.04.2015 г № 185 «Об утверждении Порядка и условий приема в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации» - URL : https://base.garant.ru/71003986/ (дата обращения: 22.07.2019).
8. Виноград, Д.В. Профессиональная ориентация суворовцев и кадетов старших классов общеобразовательных организаций Министерства обороны РФ в процессе физического воспитания / Д.В. Виноград // Спортивный психолог. - 2015. - № 4 (39). -С. 83-86.
REFERENCES
1. Goremykin, V.P. (2019), "Preparing qualified personnel is a priority", Bulletin of Military Education, No. 5 (20), pp. 4-9.
2. Asriev, A.Yu. (2007), "The main trends in solving the problem of military-professional self-determination", Psychopedagogy in law enforcement, No. 4 (31), pp. 27-30.
3. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of July 21, 2014 No. 515 (as amended on October 10, 2015) "On the approval of the Procedure for the organization and implementation of educational activities in federal state educational institutions with special names "Presidential cadet school", "Suvorov military school", "Nakhimov naval school", "cadet (naval cadet) military corps " and in professional educational organizations with the special name "military music school" under the jurisdiction of the Ministry of Defense of the Russian Federation, and admission to these educational organizations", available at: http://www.base.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70746052/ (accessed 22.03.2019).
4. Order of Russian Defense Ministry of October 30, 2004 No. 352 "About the approval Physical training and sports manual for Suvorov military, Nakhimov naval, military music schools and cadet, naval cadet, music cadet corps of the Ministry of Defense of the Russian Federation", available at: http://www.base.garant.ru/6391601/ (accessed 22.03.2019).
5. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation dated April 21, 2009 No. 200 (as amended on July 31, 2013) "On the Approval of the Manual on Physical Training in the Armed Forces of the Russian Federation", available at: http://www.base.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70746052/ (accessed 07.09.2019).
6. Bobrova, G.V. "The role of extracurricular forms of classes and their classification in the system of physical training of pupils of cadet schools", Scientific and pedagogical review, No. 3 (17), pp. 108-15.
7. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of April 7, 2015 No. 185 "On approval of the Procedure and conditions for admission to educational institutions of higher education administered by the Ministry of Defense of the Russian Federation", available at: https://base.garant.ru/71003986/ (accessed 05.01.2019).
8. Vinogradov, D.V. (2015), "Professional orientation of Suvorovites and senior cadets of general education organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation in the process of physical education", Sports psychologist, No. 4 (39), pp. 83-86.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.12.2019
УДК 796.81
О ПУТИ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ В СТУДЕНЧЕСКОЙ
СРЕДЕ
Вячеслав Дмитриевич Миронов, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный тренер СССР, заведующий кафедрой, Денис-Эрен Алтанович Калуч, магистрант, Российский университет транспорта, Москва
Аннотация
Количество спортсменов, занимающихся борьбой в тренировочных группах, ежегодно сокращается. Наша статья посвящена оценке перспективы развития спортивной борьбы в
образовательных учреждениях РФ. На основе анализа статистических материалов о развитии спортивной борьбы были выделены регионы РФ, где количество спортсменов превышает средние значения по стране. Выделены критерии, на основании которых предложен список высших образовательных учреждений, где в первую очередь следует открывать клубы студенческой спортивной борьбы. Предложенное в статье включено в стратегический план работы Федерации спортивной борьбы России на 2020 год для популяризации вида спорта в студенческой среде.
Ключевые слова: студенческая спортивная борьба, нормативно-правовое обеспечение, ре-перные регионы, клубы студенческой спортивной борьбы.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.202-207
WAYS TO POPULARIZE WRESTLING AMONG STUDENTS
Vyacheslav Dmitrievich Mironov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Honored trainer of the USSR, Department chairman, Denis-Eren Altanovichm Kaluch, the master student, Russian University of Transport, Moscow
Abstract
The number of athletes engaged in wrestling in training groups annually decreases. Our article is devoted to the assessment of the prospects of development of wrestling in educational institutions of the Russian Federation. On the basis of the analysis of statistical materials on development of wrestling regions of the Russian Federation, where the number of athletes exceeds average values along the country, were allocated. Criteria have been allocated, on the basis of which the list of higher educational institutions has been offered, where first of all it is necessary to open the clubs of the student wrestling. The proposed in the article is included in the strategic plan of the Russian wrestling Federation for 2020 to promote the sport among students.
Keywords: student wrestling, regulatory support, benchmark regions, student wrestling clubs.
ВВЕДЕНИЕ
В научно-методической литературе можно найти большое количество материалов, посвященных вопросам развития студенческого спорта в России [2, 3, 4, 5, 6]. В отдельных публикациях и в тематических работах, на международных научно-практических конференциях, авторами всесторонне рассматривались вопросы, касающиеся студенческого спорта.
Использование принятых нормативно-правовых актов позволяет преодолеть целый ряд существовавших ранее проблем, связанных с развитием студенческого спорта.
По большей части ответственным исполнителем, особенно программных документов, является Министерство спорта РФ, а участниками или субъектами выступают различные министерства РФ. В тех случаях, когда популярность вида спорта у студентов по тем или иным причинам недостаточная, инициатива его популяризации должна принадлежать Всероссийской Федерации по виду спорта. Рассмотрим вопрос популяризации спортивной борьбы в студенческой среде. Напомним, что спортивная борьба (греко-римская, вольная, женская) являлись и являются стратегическими видами спорта, так как приносят в копилку олимпийской сборной команды большое количество медалей.
Спортивная борьба - древний и эффективный вид спортивно-соревновательной деятельности, обеспечивающий формирование широкого диапазона психофизических качеств, позволяющих спортсменам адаптироваться практически к любому процессу жизнедеятельности. Поэтому сокращение количества занимающихся этим видом спорта вызывает тревогу. Наибольшие потери в количестве занимающихся видами спортивной борьбы согласно данным статистической отчетности приходятся на возраст от 16-17 лет, когда молодые люди поступают в вузы. Для совмещения задач образования и совершенствования в спортивной подготовке необходимы новые подходы, позволяющие использовать разработанную нормативно-правовую базу для студенческого спортивного движения в нашей стране.
Актуальность темы исследования определяется следующим:
- сложностью в совмещении обучения в вузе и стремлении к повышению спортивной квалификации;
- неготовностью тренерско-преподавательского состава к целенаправленному и планомерному развитию студенческой спортивной борьбы;
- существенными потерями количества занимающихся спортивной борьбой на этапе завершения занятий в специализированных спортивно-образовательных учреждениях.
На основании приведенных выше фактов была сформулирована проблема исследования - поиск, определение и обоснование путей популяризации спортивной борьбы в студенческом спортивном движении.
Цель исследования заключалась в оценке места спортивной борьбы в студенческом спорте и определении путей поддержания интереса студентов к данному виду спорта.
Объект исследования - перспективы развития спортивной борьбы в учреждениях высшего образования РФ.
Предмет исследования - определение методики и путей развития спортивной борьбы в учреждениях высшего образования в РФ.
Ведущей идеей исследования является возможность популяризировать спортивную борьбу в студенческой среде. Для этого мы, используя существующую нормативно-право -вую базу, разработали принципы и методы, учитывающие региональные особенности. Рассмотрели вопросы организационные, материально-технические и финансовые в тех регионах и вузах, где спортивная борьба является популярным видом спорта у молодежи до вузовского возраста.
Гипотеза исследования заключалась в: 1) выделении реперных точек, которыми могут являться регионы с высокими показателями интереса молодежи к спортивной борьбе и 2) перспективе создания там управляемой среды в виде клубов студенческой спортивной борьбы в образовательных учреждениях. Впоследствии клубы могут быть объединены в лигу студенческой спортивной борьбы, что позволит не только на сохранить, но и увеличить контингент продолжающих заниматься спортивной борьбой в студенческие годы. Создание студенческих команд и разработка специальных правил проведения соревнований позволит сформировать и поднять зрительский интерес и заинтересованность ректорского корпуса данным видом спорта. Для проверки гипотезы и достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- оценить перспективы развития спортивной борьбы в целом по стране и присутствие её в студенческом спорте;
- определить регионы, где спортивная борьба пользуется популярностью у молодежи;
- создать необходимую управляемую среду, позволяющую не только сохранить, но и приумножить интерес молодежи к данному виду спорта;
- на основании существующей нормативно-правовой базы предложить структурные изменения по развитию спортивной борьбы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: сравнительно-сопоставительный, логический, системный, эмпирический, включающий в себя: изучение литературы, документальных данных и результатов работы регионов по развитию спортивной борьбы, статическую обработку материалов, анализ специальной научной литературы, законов, законодательных актов РФ, методических рекомендаций Министерств, общественных организаций по вопросам развития студенческого спорта.
РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЙ
Анализируя сводные материалы статистических наблюдений, представленных в форме № 5-ФК за 2016-2018 гг. можно отметить следующее: число занимающихся греко-
римской борьбой в РФ с учетом всех этапов подготовки, находится в пределах 89890 человек. Обращаем внимание на тот факт, что количество продолжающих заниматься борьбой в тренировочных группах ежегодно сокращается.
К 4-му этапу обучения в специальных образовательных учреждениях количество спортсменов уменьшается на 85%. Большие потери при анализе количественных показателей, продолжающих заниматься греко-римской борьбой, приходятся на возраст от 22 до 30 лет по сравнению с предыдущей возрастной группой. В этом возрасте продолжают заниматься данным видом спорта лишь 1030 человек, что составляет 1,15% от первоначальных показателей.
Количество занимающихся уменьшается в связи с социализацией рассматриваемых возрастных групп молодежи. Однако выявленные потери имеют и другие причины, работа с которыми позволит сократить их, особенно в возрастной группе от 16-21 года.
Представленный выше анализ подтверждается и тем, что число участников Чемпионата России по греко-римской борьбе среди студентов, как и количество регионов, направляющих студентов на данные соревнования, имеют тенденцию к сокращению.
Решение вопроса приобретает особую актуальность в том контексте, что вряд ли можно говорить о развитии какого-либо вида спорта в стране, если он не представлен в студенческом спорте. [1]
ПУТИ РЕШЕНИЯ ВОПРОСА
Очевидно, что развивать студенческую греко-римскую борьбу во всех регионах невозможно по целому ряду причин: отсутствие материально-технической базы, тренерско-педагогических кадров, спортсменов, занимающихся в специальных спортивно-образовательных учреждениях, в том числе, и отсутствие традиции данного вида спорта.
В нашем случае на основе анализа статистических материалов, представленных в форме № 5-ФК за 2018 год, были рассмотрены количественные данные по числу занимающихся греко-римской борьбой. Далее рассчитывался средний показатель и выделялись регионы, где количество занимающихся превышало или равнялось расчетному среднему показателю.
Аналогичные расчеты проводились и по выявлению регионов, где средний показатель по количеству занимающихся в тренировочных группах равнялся или превышал средние показатели.
Мы сопоставили регионы по двум расчетным показателям, обращая внимание на те из них, где количество занимающихся по каждому из показателей равнялось или превышало его среднее значение.
Наряду с выявленными показателями были рассмотрены судейские протоколы чемпионатов России по греко-римской борьбе среди студентов, где интересом нашего внимания являлись количественные данные по студентам, представляющим вузы, находящихся в том или ином регионе РФ.
Выделив и рассчитав 3 рассматриваемых показателя, характеризующих работу регионов по развитию греко-римской борьбы, был дополнительно рассмотрен вопрос о наличии связи между ними. Для расчета корреляционной связи использовалась следующая фора: гх пхп^х уРЧУ^х ж) * ' 7["х2Х12-(2Х1)2]Х[ПХ2 у^-ОуО2]' где х - это занимающиеся греко-римской борьбой по программе спортивной подготовки; у - занимающиеся греко-римской борьбой в возрасте от 16-21 года; п - количество рассматриваемых регионов.
Таким образом, были выявлены реперные регионы, в которых расчеты корреляционной связи между рассматриваемыми показателями характеризовались средними значениями или превышали их - 0,619.
Год 2016 2017 2018
Количество спортсменов 27225 26684 16890
Используемые подходы позволили выявить реперные регионы, на которые стоит обратить пристальное внимание, решая вопросы поддержания интереса студентов к греко-римской борьбе.
К таким регионам относятся: республики: Башкортостан, Дагестан, Кабардино-Балкария, Татарстан, Хакасия, Крым, Мордовия, город Москва, Московская область, Краснодарский край, Ростовская область, Челябинская область.
Далее были определены вузы в субъектах России, на которые в первую очередь следует обратить внимание. Данные субъекты выделялись на основании следующих рассуждений:
а) наличие в выделенных, реперных регионах вузов федерального значения;
б) наличие институтов физической культуры, имеющих кафедры спортивной борьбы;
в) наличие крупных вузов, представители которых принимают участие в чемпионатах России среди студентов по греко-римской борьбе.
Используя данные рассуждения, предполагается создавать клубы студенческой спортивной борьбы в высших профессиональных образовательных учреждениях, представленных в таблице 1.
Таблица 1- Предполагаемый перечень вузов для решения вопроса об открытии в них
«Клуба студенческой спортивной борьбы»__
Башкирсикий государевенный педагогический институт имени M Акмуляна Баш ко рта стан
Дагестанский государственый университет. Город Махачакала Дагестан
Кабардино балкарский гос университет. Город Нальчик КБР
Кубанский государсвенный университет физической культыры и спорта Краснодарский
Крымский федлеральный университет имени В И Вернадского. Город Семфирополь Крым
Мордовский государсвенный педагогический университет. Город Саранск Мордовия
Ргуфк Москва
МГАФК. Поселок Малаховка Московская
Южный государственный университет. Город Ростов на Дону Ростовская
Казанский Государственный университет. Город Казань Татарстан
Сибирсикий государственный университет фкис. Город Абакан Хакасия
Уральский государственный университет физической культыры. Город Челябинск Челябинская
ВЫВОДЫ
1. Предложенный подход к решению вопроса о популяризации спортивной борьбы в студенческом спорте соответствует имеющейся нормативно-правовой базе и методическим рекомендациям.
2. Выявлены регионы РФ, отвечающие определенным требованиям, которые могут являться реперными для решения вопроса о популяризации в них спортивной борьбы в студенческой среде.
3. Используя определенные критерии были выявлены вузы в реперных регионах, где следует решать вопросы об открытии клубов студенческой борьбы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Матыцин, О.В. Студенческий спорт в России: проблемы и цели развития / О.В. Матыцин // Перспективы развития современного студенческого спорта : материалы конференции. - Казань, 2012. - С. 6-10.
2. Методические рекомендации по развитию студенческого спорта (утв. Минобрнауки России 29.06.2016, Минспортом России 28.06.2016). - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_254354/ (дата обращения: 01.12.2019).
3. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. - URL : https://base.garant.ru/70813498/ (дата обращения: 01.12.2019).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 сентября 2013 г. № 1085 «Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и
студенческих спортивных клубов». - URL : https://base.garant.ru/70487996/ (дата обращения: 01.12.2019).
5. Приказ Минспорта России от 21.11.2017. № 1007 «Концепция развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года». - URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71726562/ (дата обращения: 01.12.2019).
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014г № 302 (ред. От 30.11.19) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта». - URL : https://base.garant.ru/70643480/ (дата обращения: 01.12.2019).
REFERENCES
1. Maticin. O.V. (2012), "Student sport in Russia: problems and development goals", Prospects for the development of modern student sports: conference proceedings, Kazan, 2012. - pp. 6-10.
2. Guidelines for the development of student sports (approved by the Ministry of Education and Science of Russia 06/29/2016, the Ministry of Sports of Russia 06/28/2016), available at: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_254354/ (accessed: 12/01/2019).
3. Fundamentals of state youth policy of the Russian Federation for the period until 2025 (approved by Order of the Government of the Russian Federation of November 29, 2014 No. 2403-p, available at: https://base.garant.ru/70813498/ (accessed: 01.12. 2019).
4. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of September 13, 2013 No. 1085 "On approval of the implementation of the activities of school sports clubs and student sports clubs", available at: https://base.garant.ru/70487996/ (accessed: 12/01/2019).
5. Order of the Ministry of Sports of Russia dated 11.21.2017. No. 1007 "The concept of the development of student sports in the Russian Federation for the period until 2025", available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71726562/ (accessed: 12/01/2019).
6. Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 302 (as amended on November 30,19) "On approval of the state program of the Russian Federation, Development ofphysical culture and sports", available at https://base.garant.ru/70643480/ (accessed: 12/01/2019).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.12.2019
УДК 796.058
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ВИДЕОАНАЛИЗА В СПОРТЕ
Рустем Фаридович Мифтахов, кандидат физико-математических наук, доцент, Марат Ильдарханович Галяутдинов, кандидат физико-математических наук, доцент, Алмаз Муллаянович Ситдиков, старший преподаватель, Ильнур Рафкатович Фат-куллов, кандидат педагогических наук, доцент, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань
Аннотация
Видеоанализ является неотъемлемой частью современного спорта. В структуре спортивных клубов появились аналитики или целые аналитические (видеоаналитические) отделы, обеспечивающие техническое и технологические стороны анализа видео материалов в спорте. В работе изложены аспекты, полученные в результате опыта преподавания предмета компьютерный видеоанализ в спорте для студентов Поволжской ГАФКСИТ. Целью исследования является структурирование и развитие методологии видеоанализа в спорте. В связи с этим определены предмет цели и задачи видеоанализа в спорте, рассмотрены методы и технологии видеоанализа в спорте. Так, предметом изучения видеоанализа в спорте является количественные и качественные показатели соревновательной и тренировочной деятельности, полученные на основе видеоматериалов, а также методы и технологии создания и обработки видеоматериалов в спорте. В частности, в соответствии с задачами видеоанализа, определены его виды (направления), такие как: сбор статистических данных с применением видеоанализа, видеоанализ технико-тактических действий, видеоанализ биомеханических моделей и двигательной активности, видеоанализ в организации тренировочного процесса, видеоанализ в скаутинге и поиске талантов. Приведен пример этапов реализации видеоанализа в разрезе структуры спортивного клуба и в соответствии с профессиональными задачами. Поскольку видеоанализ