Научная статья на тему 'О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОРТРЕТЕ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД ОАО "РЖД" И ЕГО РОЛИ ПРОФИЛАКТИКЕ АВАРИЙНОСТИ'

О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОРТРЕТЕ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД ОАО "РЖД" И ЕГО РОЛИ ПРОФИЛАКТИКЕ АВАРИЙНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
133
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / РАБОТНИКИ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХАРАКТЕР / МОТИВАЦИЯ / АНТИЦИПАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ / ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ / АВАРИЙНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Менделевич Владимир Давыдович, Макаричева Эльвира Вячеславовна, Сериков Василий Васильевич, Дмитриева Екатерина Владимировна, Закревская Анна Александровна

В работе представлены личностные характеристики работников локомотивных бригад ОАО « РЖД », формирование блока методик, предназначенных для применения в рамках психологического сопровождения профессиональной деятельности работников локомотивных бригад. По результатам методик составлено развёрнутое описание характерологических и мотивационно-личностных качеств, характеризующих выборку работников локомотивных бригад, а также проанализирована взаимосвязь выделенных характеристик с уровнем аварийности в их поездной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Менделевич Владимир Давыдович, Макаричева Эльвира Вячеславовна, Сериков Василий Васильевич, Дмитриева Екатерина Владимировна, Закревская Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PSYCHOLOGIC PROFILE OF LOCOMOTIVE CREW WORKERS IN RUSSIAN RAILWAYS JSC AND ITS ROLE IN ACCIDENTS PREVENTION

The article covers personality characters of locomotive crew workers of Russian Railways JSC, and specifying a block of methods for psychologic support of these workers' occupational activities. According to the results obtained, the authors presented a thorough description of characterologic, motivational personality traits characterizing a select of locomotive crew workers, and analyzed a relationship between the traits and levels of accidents in the workers' occupational activity.

Текст научной работы на тему «О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОРТРЕТЕ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД ОАО "РЖД" И ЕГО РОЛИ ПРОФИЛАКТИКЕ АВАРИЙНОСТИ»

Таблица 3

Средние значения суточного профиля артериального давления (СНСАД в %) в сравниваемых группах

Сравниваемые группы Суточный профиль САД Суточный профиль ДАД

Пациенты стационара, не принимавшие АГП ^ = 188) 5,11 (nd) 8,72 (nd)

Амбулаторные пациенты, не принимавшие АГП ^ = 100) 11,63 (d) 16,84 (d)

Пациенты стационара, получавшие АГП ^ = 195) 5,06 (nd) 6,42 (nd)

характеризуются более высоким удельным весом наблюдений с оптимальной (dipper) степенью ночного снижения артериального давления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (см. REFERENCES пп. 5-8)

1. Кобалава Ж.Д., Котовская Е.В., Хирманов В.Н. Артериальное давление в исследовательской и клинической практике.

— М., 2004 — 384 с.

2. Рогоза А.Н., Никольский В.П., Ощепкова Е.В. и др. Суточное мониторирование артериального давления (Методические вопросы) // Под ред. Г.Г. Арабидзе и О.Ю. Атькова. — М., 1997. — 52с.

3. Цфасман А.З., Алпаев Д.В. Циркадная ритмика артериального давления у лиц с измененным суточным ритмом жизни.

— М. «Репроцентр М», 2011. — 144 с.

4. Цфасман А.З., Алпаев Д.В., Горохов В.Д. Подходы к анти-гипертензивной терапии при депривации ночного сна// Артериальная гипертензия. — 2012. — № 3. — С. 199-205.

REFERENCES

1. Kobalava Zh.D., Kotovskaya E.V., Khirmanov V.N. Arterial pressure in research and clinical practice. — Moscow, 2004. — 384 p. (in Russian).

2. Rogoza A.N., Nikol'skiy V.P., Oshchepkova EV. et al. Diurnal monitoring of arterial pressure (Methodic recommendations). Arabidze G.G., At'kov O.Yu., eds. — Moscow, 1997. — 52 p. (in Russian).

3. Tsfasman A.Z., Alpaev DV. Circadian rhythm of arterial pressure in individuals with changed daily life rhythm. — Moscow: «Reprocentr M», 2011. — 144 p. (in Russian).

4. Tsfasman A.Z., Alpaev D.V., Gorohov V.D. Approaches to anti-hypertensive therapy in night sleep deprivation. // Arterial'naya gipertenziya. — 2012. — 3. — Р. 199-205 (in Russian).

5. Janicki-Deverts D., Kamarck T.W. Ambulatory Blood Pressure Monitiring. http://www.sagepub.com/upm-data/17431_ Chapter_8.pdf.

6. O'Brien E., Sheridan J., O'Malley K. Dippers and non-dippers. Lancet 1988. — 2. — 397.

7. O'Brien E., Waeber B., Parati G., Staessen J, Myers MG. Blood pressure measuring devices: recommendations of the European Society of Hypertension. BMJ 2001. — 322. — 531-6.

8. Staessen J.A., Bieniaszewski L., O'Brien E. et al. Nocturnal Blood Pressure Fall on Ambulatory Monitoring in Large International Database. // Hypertension. — 1997. — 29. — Р. 30-39.

Поступила 20.11.2014

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Цфасман Анатолий Захарович,

зав. каф. «Железнодорожная медицина» Российской академии путей сообщения МГУПС, д-р мед. наук, проф. E-mail: tsfasmana@gmail.com. Алпаев Дмитрий Васильевич,

нач. лаб. профессиональной клинической кардиологии Научного клинического центра ОАО «РЖД», канд. мед. наук. E-mail: dmalp@mail.ru. Шабалина Елена Геннадьевна,

аспирант кафедры семейной медицины Института профессионального образования ГБОУ ВПО 1 МГМУ им. И.М. Сеченова.

УДК 331.546:629.4.014.2:301.196

В.Д.Менделевич1, Э.В.Макаричева1, В.В.Сериков2, Е.В.Дмитриева2, А.А.Закревская2, О.А.Ожогина2,

Д.В.Алпаев2

О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОРТРЕТЕ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД ОАО «РЖД»

И ЕГО РОЛИВ ПРОФИЛАКТИКЕ АВАРИЙНОСТИ

1ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», 49, ул. Бутлерова, г. Казань 420012, Россия

2НУЗ «Научный клинический центр ОАО «РЖД», 20, ул. Часовая, Москва 125315, Россия

В работе представлены личностные характеристики работников локомотивных бригад ОАО «РЖД», формирование блока методик, предназначенных для применения в рамках психологического сопровождения профессиональной деятельности работников локомотивных бригад. По результатам методик составлено развёрнутое описание характерологических и мотивационно-личностных качеств, характеризующих выборку работников локомотивных бригад, а также проанализирована взаимосвязь выделенных характеристик с уровнем аварийности в их поездной деятельности.

Ключевые слова: психологический портрет, работники локомотивных бригад, профессиональная деятельность, характер, мотивация, антиципация, психологические защиты, волевая регуляция, уровень субъективного контроля, аварийность.

V.D.Mendelevitch1, EV.Makaritcheva1, W.Serikov2, EV.Dmitrieva2, A.A.Zakrevskaya2, O.A.Ozhogina2, DV.Alpayev2. On psychologic profile of locomotive crew workers in Russian Railways JSC and its role in accidents prevention

'Kazan State Medical University, 49, Butlerova st., Kazan 420012, Russia

^Research Clinical Center of the Russian Railways JSC, 20, Chasovaya Str., Moscow 125315, Russia

The article covers personality characters of locomotive crew workers of Russian Railways JSC, and specifying a block of methods for psychologic support of these workers' occupational activities. According to the results obtained, the authors presented a thorough description of characterologic, motivational personality traits characterizing a select of locomotive crew workers, and analyzed a relationship between the traits and levels of accidents in the workers' occupational activity.

Key words: psychologic profile, locomotive crew workers, occupational activities, disposition, motivation, anticipation, psychologic defences, volition regulation, subjective control level, accident rate.

Профессиональная деятельность работников локомотивных бригад (далее — РЛБ) связана с использованием большого числа современных технологий, направленных на увеличение скорости движения, объема перевозок, и проходит в условиях ряда неблагоприятных производственных факторов (работа в ночное время, неполноценный отдых между сменами, психоэмоциональное напряжение, обусловленное высокой ответственностью за обеспечение безопасности движения) [3,4,7]. Профессиональный отбор и периодическое обследование работников локомотивных бригад, применяемые в настоящее время на сети железных дорог, направлены главным образом на проверку соответствия уровня профессионально важных качеств заданным требованиям. Такие проблемы как прогностическая компетентность работников локомотивных бригад, взаимосвязь характерологических особенностей, мотивационно-волевой сферы и успешности профессиональной деятельности остаются актуальными, но недостаточно изученными.

Работники локомотивных бригад (РЛБ) при выполнении профессиональной деятельности испытывают на себе воздействие целого ряда стрессогенных факторов, способствующих формированию психофизиологического напряжения, дезадаптации и соматических заболеваний. По данным ряда авторов, распространенность состояний психической дезадаптации встречается с частотой от 46 до 87% среди здорового населения, причем отмечается их неуклонный рост [1,6,10]. Особую значимость данные состояния приобретают в условиях экстремальных видов деятельности, к которым относится труд машинистов и помощников машиниста. Важнейшими неблагоприятными производственными факторами в деятельности РЛБ выступают такие

как риск для жизни и высокие социопсихологические требования со стороны общества [7,12].

Проводимые обследования РЛБ свидетельствуют о большой распространенности различных заболеваний: 41% страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями, из них 19,2% — гипертонической болезнью; 21,6% — заболеваниями органов пищеварения; 12,4% — тугоухостью, причем удельный вес лиц до 40 лет с выявленными заболеваниями непрерывно растет [2,9,14,15]. Кроме того, распространены также невротические расстройства, в частности, посттравматическое стрессовое расстройство [17-20]. В результате на фоне уже имеющихся заболеваний риск внезапной смерти у машинистов, работающих «в одно лицо», возрастает в шесть раз.

На основании исследования 305 РЛБ [12] выявлено, что в качестве основного фактора риска 80% респондентов указали на «необходимость повышенной бдительности при вождении локомотива». Машинист никогда не обладает полным объемом информации об окружающей обстановке и вынужден постоянно вести наблюдение за состоянием пути, чтобы как можно раньше заметить наличие каких-либо изменений. Вторым по значимости (75%) оказался такой параметр, как «высокая личная ответственность за соблюдение графика движения поездов». Третьим по частоте (70%) оказался фактор «многоплановости профессиональной деятельности», складывающийся из двух основных компонентов: вождения локомотива и контроля работы энергосистемы локомотива. Сочетание обоих компонентов предъявляет существенные требования к адаптационным ресурсам РЛБ и обусловливает высокий риск развития психической дезадаптации.

Особенно неблагоприятными, по мнению ряда авторов [7,16], являются такие последствия профессиональной деятельности, как снижение работоспособности, ухудшение качественных и количественных показателей работы, снижение адаптационных возможностей организма, личностные деформации.

Особенности труда машиниста, включая управление быстродвижущимся объектом в условиях моно-тонии и постоянную готовность к экстренному действию, требуют адекватного состояния психофизиологических функций. Наличие АГ может оказывать влияние на профессионально важные качества человека-оператора, повышая уровень аварийности [14,15]. Среди работников железнодорожного транспорта, страдающих АГ, отмечены низкая физическая активность, нервно-психическое напряжение, выраженные внутриличностные конфликты [8]. Отмечается значимость тревожности как фактора риска в развитии АГ. [11-13]. Испытуемым с повышенным уровнем тревожности свойственна тенденция к расширению круга ситуаций, которые воспринимаются ими как угрожающие собственному престижу, самооценке, самоуважению, а также повышенное внимание к отрицательным сигналам извне, подкрепляющим чувство опасности.

При обследовании здоровых и больных АГ РЛБ с помощью методики СМИЛ были обнаружены статистически достоверные различия средних показателей по шкалам «невротического сверхконтроля», «пессимистичности», «аффективной ригидности», «тревожности», «индивидуалистичности», а также суммарного профиля по шкалам невротической триады в сторону больших значений в группе заболевших АГ. Обнаруженные особенности личности способствуют нарушению психологической защиты и адаптации, что указывает на противоречие между особенностями личности (тревожность, нерешительность, склонность реагировать на стресс «застреванием», пессимистичностью) и требованиями профессии (высокая концентрация и отличное переключение внимания, способность к быстрым и решительным действиям).

Таким образом, своевременная оценка психического и психосоматического здоровья, а также прогнозирование риска развития клинических и субклинических форм различной патологии является важной задачей для сохранения здоровья РЛБ, снижения аварийности и обеспечения безопасности движения поездов.

Материалы и методы. Исследование проводилось в два этапа: основной этап и уточняющие исследования. Выборку первого составили 500 РЛБ (мужчин) из 8 подразделений РЖД — Горьковская ЖД (191 чел), Октябрьская ЖД (70 чел), Западно-Сибирская ЖД (96 чел), Южно-Уральская ЖД (143 чел). Машинисты составили 65,4% всех обследованных, помощники машинистов — 29,2%; машинисты-инструкторы 5,4%. При проведении уточняющего исследования выборку составили 100 РЛБ. Применялись следующие психодиагностические методики: тест антиципационной состоятельности (В.Д.Менделевича); СМОЛ (сокра-

щенный многопрофильный опросник личности); Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда и С.Шмишека; 16-факторный опросник Кеттелла; диагностика состояний агрессии (А.Басса-А.Дарки); тест-опросник на исследование волевой саморегуляции (А.В.Зверькова, Е.В.Эйдмана); тест-опросник механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля» (Р.Плутчик, Г.Келлерман, Х.Р.Конте); тест-опросник «уровень субъективного контроля» (УСК); тест Люшера [5].

Результаты исследования. Как показали исследования, по большинству применявшихся психодиагностических методик результаты обследованных существенно отличались от нормативных показателей. По тесту антиципационной состоятельности у 13,8% испытуемых выявлялась прогностическая некомпетентность, то есть неспособность адекватно предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий в общении, пространстве и времени. Обращало на себя внимание, что наиболее значимая для профилактики аварийности деятельности РЛБ пространственная антиципационная несостоятельность выявлялась у 24% обследованных.

При анализе средних значений по СМОЛ оказалось, что показатели шкал II, III, IV, VI, IX имели значения ниже 40 Т, что характеризовало выборку следующим образом: низкий уровень тревоги, активность, общительность, ощущение своей значимости, силы, энергии и бодрости (II шкала). В то же время у части РЛБ были выявлены интроверсия, скептицизм, недостаточная способность к спонтанности в социальных контактах (III шкала). Работники локомотивных бригад имеют высокий уровень идентификации со своим социальным статусом, демонстрируют тенденцию к сохранению постоянных интересов, установок, целей (IV шкала). Испытуемые, возможно, были недоверчивы и осторожны, боялись неприятных последствий своих действий или обладали гибким мышлением и быстро меняли точку зрения (VI шкала). Было выявлено снижение активности и контактов с людьми (IX шкала).

Из всех акцентуаций характера наиболее часто выявлялась гипертимная (72,4%), второй по распространенности оказалась экзальтированная акцентуация (64,4%). Эмотивная выявлялась у 63,2%, застревающая у 59,2%, демонстративная у 58% РЛБ.

На основании результатов исследования по 16-фак-торному опроснику Кеттелла испытуемые исследуемой выборки обладали такими психологическими особенностями, как сила, эмоциональная устойчивость, выдержанность, спокойствие, работоспособность, реалистическая настроенность, эмоциональная зрелость; имели постоянные интересы, реальную оценку обстановки, избегали трудностей, могла иметь место эмоциональная ригидность и нечувствительность (фактор С); для них были характерны также: предприимчивость, социальная смелость, авантюристичность, склонность к риску, общительность, активность, чув-

ствительность, отзывчивость, добродушность, импульсивность, эмоциональность, беззаботность (фактор Н); самолюбие, самоконтроль, точность, принятие социальных норм, контроль своих эмоций и поведения, целенаправленность (фактор Оз); сдержанность (фактор О4).

При анализе средних значений наблюдался гармоничный профиль личности без резких разбросов в пределах средних значений, границу средних значений в сторону повышения превысили показатель «Сила Я» (далее фактор С) и «Высокое самомнение» (далее фактор О3) — самолюбие, самоконтроль, принятие социальных норм.

Наиболее распространенными проявлениями агрессии (по тесту А.Басса-А.Дарки) в выборке являлся негативизм как оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. Но наиболее высокие показатели по анализу средних значений с меньшей распространенностью имели такие формы агрессии, как вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы); и физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

По данным теста-опросника на исследование волевой саморегуляции (А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана) высокие показатели (92,2%) были выявлены по общей шкале, что характеризовало обследованных как лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Высокие показатели (91,2%) по параметру «настойчивость» характеризовали испытуемых как лиц, стремившихся к завершению начатого дела. Высокие показатели по параметру самоо бладания (90,4%) отражали высокий уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний.

Изучение механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля» (по тесту Р.Плутчика, Г.Келлермана, Х.Р.Конте) показало, что наиболее распространенными формами психологической защиты являлись интеллектуализация, отрицание и проекция. Таким образом, для большинства РЛБ было характерно достаточно слабое, поверхностное взаимодействие с собственной эмоциональной сферой, отрицание или перенос возникающих аффективных реакций вовне, что в дальнейшем могло неблагоприятно сказаться на социальных (в том числе и профессиональных) контактах работников локомотивных бригад.

Выраженная экстернальность (по тесту УСК) оказалась свойственной 42,6% РЛБ, выраженная интер-нальность — у 26,6%. По данным средних значений по тесту Люшера был выявлен средний уровень тревоги (2,14 баллов).

Таким образом, результаты психодиагностического исследования позволили определить «психологический портрет» РЛБ. Однако, для достижения основной цели исследования — выявления прогностических

факторов риска аварийности движения — важным было обнаружение корреляционных связей между изученными параметрами и некоторыми демографическими характеристиками. Оказалось, что аварийность имела прямую связь со склонностью к риску и доверием к технике. Было обнаружено, что доверие к технике не снижало, а повышало уровень аварийности. Возможно, это было связано с тем, что, уповая на надежность техники, РЛБ снижал требовательность к собственным психологическим свойствам, значимым для профилактики аварийности. Это подтверждалось обнаруженным фактом связи аварийности и самоконтроля — чем ниже был самоконтроль, тем выше аварийность. Аварийность была обратно связана с акцентуациями: чем менее были выражены акцентуации характера, тем больше была аварийность, аналогично и с фактором Q3. Кроме того, были обнаружены прямые зависимости аварийности от факта алкоголизации и возраста.

Достоверной связи аварийности со стажем обнаружено не было. Однако, стаж работы испытуемых имел прямые корреляции, связан с дистимной акцентуацией; факторами Q4 (расслабленность), O (спокойствие), B (абстрактность мышления) по тесту Кеттелла.

Значимым было выявление того, что показатель волевой саморегуляции имел наибольшее количество связей с иными параметрами — такими как настойчивость (43 корреляционных связи на высоком уровне значимости) и общая волевая регуляция (43 корреляционных связи на высоком уровне значимости). Следовательно, можно было констатировать, что данный параметр являлся системообразующим. Связей волевой регуляции с параметром аварийности выявлено не было.

Заключение. Проведённое исследование позволило получить представление о ряде личностных особенностей, свойственных работникам локомотивных бригад ОАО «РЖД». Наиболее значимыми оказались данные о связи аварийности с некоторыми психологическими показателями. Разработанный «<психологический портрет» позволяет рекомендовать включение специального психодиагностического блока в существующий набор психодиагностических средств, применяемых в рамках расширенного психологического обследования данной категории работников. Значимость роли психологической составляющей в работе машиниста и помощника машиниста требует повышенного внимания к личностным качествам работников локомотивных бригад, учитывать которые необходимо как в индивидуальной профессиональной деятельности работника, так и в целостном взаимодействии коллектива локомотивного депо.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (см. REFERENCES пп. 17-20)

1. Волынец О.С. Актуальность психотерапевтического подхода при диагностике и коррекции некоторых видов психопа-

тологии у работников локомотивных бригад / О.С.Волынец // http://st.asvomed.ru/php/content.php?id=185.

2. Востробин В.В. Психологические аспекты риска развития эссенциальной гипертензии среди работников локомотивных бригад /В.В.Евдокимов, В.В.Востробин // Актуальные вопросы терапии психических заболеваний. — Челябинск, 2000.

3. Леженкина Т.И. Формирование психологической готовности локомотивной бригады к действиям в опасных ситуациях // Автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. психол. наук — М., 2010.

4. Макаричева Э.В. Невротические и психосоматические расстройства у работников локомотивных бригад. // Неврологический вестник. — 2013. — №2. — С. 53-59.

5. Менделевич В.Д. Тест антиципационной состоятельности и прогностической компетентности — экспериментально-психологической оценки готовности к невротическим расстройствам // Социальная и клиническая психиатрия. — 2003. — №1. — С. 35-40.

6. Менделевич В.Д. Психиатрическая пропедевтика. Практическое руководство. — М.: МЕДПРЕСС-информ, 2004.

— 528 с.

7. Нерсесян Л.С. Психологические аспекты надежности машиниста локомотива и безопасность движения / Л.С. Нерсесян, Е.Г.Бурехзон, А.М.Кривной. — М.: ЦНИИТЭИ МПС, 1986. — 28 с.

8. Осипова И.В., Антропова О.Н., Зальцман А.Г., Трешутина Ю.В. Стрессоустойчивость и особенности психологического статуса у мужчин трудоспособного возраста с артериальной гипертонией / И.В.Осипова и соавт.// Электронная библиотека ДВГМУ. — 2006. — 6 с.

9. Проблема артериальной гипертензии у работников железнодорожного транспорта и особенности формирования коррекции / Под ред. Г.А.Батищева и Ю.Н.Чернова. — Воронеж, 2008

10. Руководство по социальной психиатрии / Под ред. Т.Б.Дмитриевой, Б.С.Положего. — 2-е изд. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2009. — 544 с.

11. Сабитов И.А. Изучение поведенческого фактора риска развития ИБС у работников локомотивных бригад // Актуальные вопросы жел.-дор. медицины и транспорта. — 2003.

— Т.9. — с. 88-92

12. Сабитов И.А. Факторы риска психической дезадаптации у работников локомотивных бригад // Автореферат дисс. на соискание уч. степени канд. мед. наук. — Ульяновск, 2003. — 23 с.

13. Трешутина Ю.В. Особенности психологического статуса и стрессоустойчивости у работников локомотивных бригад и их значение в лечении и реабилитации артериальной гипертонии // Дисс. на соискание уч. степени канд. мед. наук. Барнаул, 2008. — 160 с.

14. Цфасман А.З. Внезапная сердечная смерть и ее профессиональные аспекты. М.: МЦНМО, 2003. — 302 с.

15. Цфасман А.З. Профессиональные аспекты гипертонической болезни / А.З.Цфасман, И.Ф.Старых, Г.Н. Журавлева и др. — М., 1987. — 94 с.

16. Филатова О.В. Психокоррекционная программа «Толерантность как фактор психического здоровья у сотрудников

локомотивных бригад». //http://www.nbuv.gov.ua/Portal/ Soc_Gum/NiO/2010_3/statiy/Filatova.htm.

REFERENCES

1. Volynets O.S. Topicality of psychotherapeutic approach in diagnosis and correction of some psychopathologic problems in locomotive crew workers. Available at http://st.asvomed.ru/php/ content.php?id=185.

2. Vostrobin VV. Psychologic aspects of essential hypertension risk in locomotive crew workers. In: VV.Evdokimov, VVVostrobin. Topical problems of psychiatric diseases therapy. —Cheliabinsk, 2000 (in Russian).

3. Lezhenkina T.I. Formation of psychologic readiness in locomotive crew to actions in risky situations: diss. — Moscow, 2010 (in Russian).

4. Makaricheva EV. Neurotic and psychosomatic disorders in locomotive crew workers. // Nevrologicheskiy vestnik, 2013. — 2. — 53-59 (in Russian).

5. Mendelevich V.D. Test of anticipation strength and prognostic competency — experimental psychologic evaluation of readiness to neurotic disorders. // Sotsial'naya i klinicheskaya psikhiatriya, 2003; 1: 35-40 (in Russian).

6. Mendelevich V.D. Psychiatric propedeutics. Practical manual. Moscow: MEDPRESS-inform, 2004. — 528 p. (in Russian).

7. Nersesyan L.S. Psychologic aspects of locomotive operator's reliability and traffic safety. In: L.S. Nersesyan, E.G.Burekhzon, A.M.Krivnoy. — Moscow: TSNIITEI MPS, 1986. — 28 p. (in Russian).

8. Osipova IV., Antropova O.N., Zal'tsman A.G., Treshutina YuV. Stress-resistance and features of psychologic state of able-bodied males with arterial hypertension. In: I.V. Osipova et al. Electronic library of DVGMU, 2006. — 6 p. (in Russian).

9. Problem of arterial hypertension in railway workers and features of correction. G.A.Batishchev, Yu.N.Chernov, eds. — Voronezh, 2008 ( in Russian).

10. Manual in social psychiatry. T.B.Dmitrieva, B.S.Polozhey, eds. 2nd edition. — Moscow: OOO «Meditsinskoe informatsionnoe agentstvo», 2009. — 544 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Sabitov I.A. Studies of behavioral factor in IHD risk in locomotive crew workers. // Aktual'nye voprosy zheleznodorozhnoy meditsiny i transporta, 2003. — vol. 9. — Р. 88-92 (in Russian).

12. Sabitov I.A. Risk factors of psychic deadaptation in locomotive crew workers: diss. Ulianovsk, 2003. — 23 p. (in Russian).

13. Treshutina Yu.V. Features of psychologic state and stressresistance in locomotive crew workers and its value in treatment and rehabilitation for arterial hypertension: diss. — Barnaul, 2008. — 160 p. (in Russian).

14. Tsfasman A.Z. Sudden cardiac death and its occupational aspects. — Moscow: MTSNMO, 2003. — 302 p. (in Russian).

15. Tsfasman A.Z. Occupational aspects of essential hypertension. In: A.Z.Tsfasman, I.F.Starykh, G.N. Zhuravleva et al. — Moscow, 1987. — 94 p. ( in Russian).

16. Filatova O.V. Psychocorrection program «Tolerance as a psychic health factor in locomotive crew workers». Available at

http://www.nbuv.gov.ua/Portal/Soc_Gum/Ni0/2010_3/statiy/ Filatova.htm.

17. Dijk J.L. How safe are the new guidelines of the community of European railways for locomotive drivers with a heart disease./ J.L. Dijk // First International Meeting «Actual Questions of Railway Medicine». — Moscow, April 15-16, 2004. — Р.56-58.

18. Karlenhagen S, Maltt U. Fr.,.Hoff H et al. The effect of major railway accident on the psychological health of train drivers /S.Karlenhagen, U. Fr. Maltt, H.Hoff et al. // Journal of Psychosomatic Research, vol.37, 1997. — Р. 807-817.

19. Tranah, T., Farmer, R.D. Psychological reactions of drivers to railway suicide.// Soc Sci Med. — 38(3). — Р. 459-469.

20. LI Wan-jun,ZHENG Xiu-ling,LI Ming,XU Yong-hua et al. Psychological indicators of driving adaptability among multiple unit train drivers. //Chinese Preventive Medicine. 2011. №6.

Поступила 20.11.2014

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Менделевич Владимир Давидович,

зав. каф. медицинской и общей психологии Казанского государственного медицинского университета, д-р мед. наук, проф. Макаричева Эльвира Вячеславовна,

доц. каф. медицинской и общей психологии Казанского государственного медицинского университета, канд. мед. наук.

Сериков Василий Васильевич,

нач. Отраслевого научно-практического центра психофизиологии труда НУЗ «Научный клинический центр ОАО «РЖД». E-mail: vasiliy_serikov@mail.ru.

Дмитриева Екатерина Владимировна,

нач. лаб. психологического отбора, коррекции и управления функциональным состоянием Отраслевого научно-практического центра психофизиологии труда НУЗ «Научный клинический центр ОАО «РЖД».

Закревская Анна Александровна,

вед. науч. сотр. лаб. психологического отбора, коррекции и управления функциональным состоянием Отраслевого научно-практического центра психофизиологии труда НУЗ «Научный клинический центр ОАО «РЖД».

Ожогина Ольга Александровна,

науч. сотр. лаб. психологического отбора, коррекции и управления функциональным состоянием Отраслевого научно-практического центра психофизиологии труда НУЗ «Научный клинический центр ОАО «РЖД».

Алпаев Дмитрий Васильевич,

нач. лаб. профессиональной клинической кардиологии НУЗ «Научный клинический центр ОАО «РЖД». E-mail: dmalp@mail.ru.

УДК 159.963:656.071.2:65.012.7

В.В.Сериков1, А.А.Закревская1, Д.В.Захарченко2, Д.В.Алпаев1, Е.О. Атькова3

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ ТЕЛЕМЕХАНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ БОДРСТВОВАНИЯ МАШИНИСТА

НУЗ «Научный клинический центр ОАО «РЖД», 20, ул. Часовая, Москва 125315, Россия 2Институт Высшей Нервной Деятельности и Нейрофизиологии РАН, 5А, ул. Бутлерова, Москва 117485, Россия 3Кафедра «Железнодорожная медицина» Российской академии путей сообщения МГУПС, 20, ул.Часовая, Москва 125315, Россия

Проведена экспертно-инструментальная проверка эффективности телемеханической системы контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ) в условиях имитации реальных поездок в ночное время с использованием специализированного тренажерного комплекса «Кабина машиниста локомотива ЭП1М». Система ТСКБМ при условии корректной эксплуатации обеспечивает поддержание состояния бодрствования машинистов на достаточном для выполнения работы уровне. Это подтверждается распределением случаев засыпания в экспериментах со включённой и выключенной системой ТСКБМ. В результате исследования подтверждена эффективность системы ТСКБМ.

Ключевые слова: телемеханическая система контроля бодрствования машиниста, ТСКБМ, машинист, ОАО «РЖД», ошибочные действия, энцефалограмма, кожно-гальваническая реакция, засыпание, сон, бодрствование, бдительность, монотония.

VV.Serikov1, A.A.Zakrevskaya1, DV.Zakhartchenko2, DV.Alpayev1, E.O.At'kova3. Testing results of telemechanic system controlling train operators wakefulness

Research Clinical Center of the Russian Railways JSC, 20, Chasovaya Str., Moscow 125315, Russia

2Russian Academy of Sciences Institute of Higher Nervous Activity, 5A, Butlerova st., Moscow 117485, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.