Научная статья на тему 'О ПРОЦЕССНОМ ВЕБ-ПОРТФОЛИО СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

О ПРОЦЕССНОМ ВЕБ-ПОРТФОЛИО СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЕБ-ПОРТФОЛИО / РЕФЛЕКСИЯ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панченко Татьяна Владимировна

Данное исследование посвящено вопросам структурирования веб-портфолио в контексте компетентностной и субъектно-средовой парадигм образования. В работе актуализируется необходимость отражения в структуре портфолио видов деятельности, предусмотренных федеральным государственным стандартом высшего образования. Предложена структура процессного электронного портфолио обучающихся по педагогическим направлениям подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панченко Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PROCESS WEB PORTFOLIO OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS

This study is devoted to the issues of structuring an electronic portfolio in the context of the competence-based and subject-environmental paradigms of education. The work actualizes the need to reflect in the portfolio structure the types of activities provided for by the federal state standard of higher education. The structure of the process electronic portfolio of students in pedagogical areas of training is proposed.

Текст научной работы на тему «О ПРОЦЕССНОМ ВЕБ-ПОРТФОЛИО СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

2. В тексте: «У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим поднять настроение или разрядить обстановку, или насмешить».

Вопрос: Любите ли вы читать книги? Есть ли у вас любимые книги? Назовите их.

3. В тексте: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание - понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, потому что оно вам нравится».

Вопрос для обсуждения: Согласны ли вы с Д.С. Лихачевым?

4. В тексте: «Интересное чтение - вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека. Классическое произведение - то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу».

Вопросы для дискуссии: Согласны ли вы с Д.С. Лихачевым? Какие русские классические произведения вы знаете и читали? Какие произведения своей родной культуры вы считаете классическими и рекомендовали бы прочитать? Какие современные произведения литературы вы считаете интересными для чтения?

Также студентам предлагается ознакомиться со следующими цитатами известных писателей, аргументированно согласиться или не согласиться с их авторами, найти подтверждение этим высказываниям в тексте Д.С. Лихачева: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро); «Чтение - вот лучшее учение!» (А.С. Пушкин); «Вся жизнь человечества последовательно оставалась в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась» (А.И. Герцен).

Далее студенты выполняют задания с национально маркированными фразеологическими единицами (значения которых в случае возникновения трудностей можно уточнить по словарю).

Задание. Прочитайте русские пословицы о чтении: «Выбирай книгу, как выбираешь друга. За книгой умом двигай. Хлеб питает тело, а книга разум. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает».

Упражнения на межкультурное сравнение и использование новых межкультурных знаний подразумевает подбор и анализ аналогичных примеров в лингвокультуре студентов, а также составление на основе текста и собственных выводов рекомендаций для чтения в условиях мультикультурной группы.

Выводы. Таким образом, лингвокультурная работа с текстовым материалом, универсальным по затрагиваемым в нем проблемам и национально маркированным по лексическому наполнению и по отражению духовных традиций носителей изучаемого языка, обладает несомненным лингводидактическим потенциалом, сочетающим в себе познавательный, воспитательный, учебный аспекты. Это позволяет встраивать новые ценности и знания в мировоззрение обучающегося, способствуя тем самым становлению и расширению новых возможностей личности в условиях межкультурной коммуникации.

Литература:

1. Библер В.С. Школа диалога культур. Основа программы. - Кемерово: АЛЕФ, 1993. - 416 с.

2. Колобаев В.К. Алгоритм обучения лексическому аспекту чтения на иностранном языке студентов неязыковых специальностей // Научная ассоциация ученых. - 2016. - № 8 (24). - С. 16-19.

3. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / сост., общ. ред. Г.А. Дубровской. - М.: Дет. лит., 1985. - 160 с.

4. Мирошниченко С.А. Обучение домашнему чтению как пропедевтика для обучения аналитическому чтению на французском языке у в условиях языкового вуза // Проблемы современного образования. - 2021. - №1. - С. 215-223.

5. Орлова Г.В. Архетипы воина и святого в рассказе А.Н. Толстого «Русский характер» // Русский язык в современном научном и образовательном пространстве: сборник тезисов Международной научной конференции, посвященной 90-летию профессора Серафимы Алексеевны Хаврониной. - М.: РУДН, 2020. - С. 324-325.

6. Пассов Е.И., Кибирева Л.В., Колларова Э. Концепция коммуникативного иноязычного образования (теория и ее реализация): методическое пособие для русистов. - СПб.: Златоуст, 2007.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук Панченко Татьяна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск)

О ПРОЦЕССНОМ ВЕБ-ПОРТФОЛИО СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Данное исследование посвящено вопросам структурирования веб-портфолио в контексте компетентностной и субъектно-средовой парадигм образования. В работе актуализируется необходимость отражения в структуре портфолио видов деятельности, предусмотренных федеральным государственным стандартом высшего образования. Предложена структура процессного электронного портфолио обучающихся по педагогическим направлениям подготовки.

Ключевые слова: высшее образование, веб-портфолио, рефлексия, целеполагание.

Annotation. This study is devoted to the issues of structuring an electronic portfolio in the context of the competence-based and subject-environmental paradigms of education. The work actualizes the need to reflect in the portfolio structure the types of activities provided for by the federal state standard of higher education. The structure of the process electronic portfolio of students in pedagogical areas of training is proposed.

Keywords: e-portfolio, higher education, reflection, goal setting.

Введение. Анализ образовательной ситуации, нормативных документов и современных исследований внедрения электронного портфолио в системе высшего образования позволяет выявить противоречие между компетентностной парадигмой образования и недостаточной разработанностью структурирования веб-портфолио в формате компетенций. Установлено, что часть студентов собственной причастности к формированию и оцениванию предусмотренных ФГОС ВО компетенций не ощущают, к целеполаганию, осознанной деятельности и рефлексии склонности не обнаруживают. Но технология портфолио позволяет отслеживать не только динамику достижений, но и развивать у обучающихся умения целеполагания и рефлексии. Востребованной в этом случае оказывается субъектно-средовая парадигма, связанная с непрерывным профессиональным образованием, самообразованием и личностным ростом (Лепский В.Е. [1], [2]). Поскольку

компетенции формируются и проявляются в соответствующих им видах деятельности, диагностику результатов обучающихся по педагогическим направлениям подготовки целесообразно проводить с учетом предусмотренных ФГОС ВО видов профессиональной деятельности. Оптимальным в этом случае является процессное веб-портфолио, способное не только отразить динамику формирования компетенций в видах деятельности, отраженных в стандарте, но и дающее возможность развития рефлексивных способностей студентов.

Изложение основного материала статьи. Разработан проект структуры процессного веб-портфолио, включающей инвариантные разделы (резюме/ информация личного профиля и четыре обязательных структурированных раздела) и вариативный блок (раздел «Моя карьера» и неформальный раздел портфолио). Интегрирующим компонентом, представленным в каждом разделе, выступают формируемые компетенции и рефлексия обучаемого, которая осуществляется студентом по каждому предусмотренному стандартом виду профессиональной деятельности, по завершении учебного года и в соотнесении с перечнем профессиональных задач и компетенций. При этом рефлексия должна отражать обоснованное самооценивание собственных компетенций и готовности к решению задач в предусмотренных стандартом видах деятельности по следующим примерным уровням: начальный, базовый, повышенный.

Резюме/ личный профиль. На главной странице своего портфолио студент размещает краткое резюме, в котором отражает: обязательные данные (ФИО, год зачисления, направление подготовки и профиль, факультет/ институт); другую дополнительную и неконфиденциальную информацию по своему усмотрению (образовательные и профессиональные цели, владение иностранными языками, наличие водительских прав и опыта вождения и др., уровень владения компьютером, планы, интересы, контактная информация для коллег и потенциальных работодателей и др.). Здесь также может быть размещена информация о должностях, при выполнении которых студент продемонстрировал навыки лидера, менеджера, управленца, администратора и др.; направленность на решение задач в социальной сфере (волонтерство, членство в общественных организациях и т.д.).

В разделе 1 «Достижения в педагогической деятельности» обучающийся размещает данные о своей теоретической и практической подготовке к педагогической деятельности. Ориентиром здесь выступают требования федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по педагогическим направлениям подготовки. Этот раздел включает следующие страницы:

1.1 Формируемые компетенции и рефлексия. На этой странице отражаются следующие блоки:

1.1.1 Профессиональные задачи, решаемые в педагогической деятельности (перечень, в соответствии с стандартом).

1.1.2 Профессиональные компетенции, соответствующие педагогической деятельности (перечень, содержащий шифры и содержание компетенций, в соответствии с ФГОС ВО).

1.1.3 Рефлексия обучаемого и самооценка сформированности у него компетенций и готовности к решению профессиональных задач в педагогической деятельности, в соотнесении с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования.

1.2 Теоретическая подготовка к педагогической деятельности. Страница содержит:

1.2.1 Данные об успеваемости и рейтинге студента (отображаются автоматически либо вводятся студентом самостоятельно).

1.2.2 Данные об участии в предметных олимпиадах (название, организаторы и статус мероприятия, сроки, результат участия, соотнесенный с 1.4).

1.3 Практическая подготовка к педагогической деятельности. На этой странице размещаются:

1.3.1 Данные о прохождении практик (учебной, педагогической, производственной: наименование практики, сроки и место прохождения, оценка, самооценка и др.).

1.3.3 Данные о самопрезентации студента в педагогическом сообществе (указание мероприятий, отражающих практическую деятельность студента и динамику уровня его педагогического мастерства: конкурсы педагогов-практиков, практические семинары, круглые столы, мастер-классы, вебинары и др., участие в которых подтверждает наличие студента опыта практической деятельности).

1.4 Портфолио документов. На этой странице размещаются сканы официальных документов, подтверждающих достижения студента в педагогической деятельности: сертификаты, наградные материалы, свидетельства и т.д. В начале страницы в табличной форме размещается систематизированная по годам опись документов. Все загруженные документы в заголовке блока должны иметь название и указание года их получения. При размещении на странице документы систематизируются по годам и видам подготовки (теоретической и/ или практической).

1.5. Портфолио работ. На этой странице студент самостоятельно размещает для ознакомления несколько собственных работ и предоставляет возможность их комментирования и оценивания участниками педагогического сообщества. В начале страницы в табличной форме размещается систематизированная опись работ. Все размещенные работы должны содержать указание автора, название и год. При указании работы, размещенной на сторонних сайтах, обязательна актуальная и активная гиперссылка на ресурс, содержащий данную работу, с указанием даты последнего обращения, а также организация гостевого доступа к данной работе (без необходимости регистрации). Студент может представить свои оригинальные учебные материалы, в том числе самостоятельно разработанные учебные курсы и интерактивные учебные модули; тексты, презентации или видеозаписи своих выступлений; тексты, презентации или видеозаписи проведенных на базе практик/ по месту работы мероприятий с детьми, родителями, коллегами; эссе профессионального содержания; лучшие конспекты проведенных уроков/ классных часов и др.

1.6 Отзывы. На этой странице - характеристики с места прохождения практики, анализ руководителя практики о проведенных студентом мероприятиях, отзывы о работе на кафедре и др.

В разделе 2 «Достижения в проектной деятельности» студент размещает данные о проектах, в которых участвовал в качестве члена проектной группы или руководителя и соотносит свои достижения с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Раздел содержит следующие страницы:

2.1 Формируемые компетенции и рефлексия. На этой странице отражаются следующие блоки:

2.1.1 Профессиональные задачи, решаемые в проектной деятельности (перечень, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования).

2.1.2 Профессиональные компетенции, соответствующие проектной деятельности (перечень, содержащий шифры и содержание компетенций, в соответствии с ФГОС ВО).

2.1.3 Рефлексия обучаемого и самооценка сформированности у него компетенций и готовности к решению профессиональных задач в проектной деятельности, в соотнесении с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования.

2.2 Портфолио документов. На этой странице располагаются сканы официальных документов, подтверждающих достижения студента в проектной деятельности в качестве участника или организатора проекта: сертификаты, наградные материалы, свидетельства, справки о реализации/внедрении проектов и т.д. В начале страницы в табличной форме

размещается систематизированная по годам опись документов, которые должны быть ранжированы по статусу (международные, всероссийские, региональные и др.). Все загруженные документы в заголовке блока должны иметь название и указание года их получения. При размещении на странице все документы систематизируются по годам и видам проектов (образовательные проекты, социально-ориентированные проекты и др.).

2.3 Портфолио проектов. На этой странице студент самостоятельно размещает для ознакомления собственные проекты и предоставляет возможность их комментирования и оценивания участниками педагогического сообщества. В начале страницы размещается систематизированная опись (перечень) проектов. Все размещенные проекты должны содержать указание автора, название и год. При указании проекта, размещенного на стороннем сайте, обязательна актуальная и активная гиперссылка на ресурс, содержащий данный проект, с указанием даты последнего обращения, а также организация гостевого доступа к данному проекту (без необходимости регистрации).

2.4 Отзывы. На этой странице размещаются рецензии, отзывы организаторов, участников, целевой аудитории о проведенных студентом и/ или размещенных в данном разделе портфолио проектах. Могут быть представлены благодарственные письма, фото-, видеоотчеты и др.

В разделе 3 «Достижения в исследовательской деятельности» студент отражает динамику своих достижений и соотносит их с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Раздел включает следующие страницы:

3.1 Формируемые компетенции и рефлексия.

3.1.1 Профессиональные задачи, решаемые в исследовательской деятельности (перечень, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования).

3.1.2 Профессиональные компетенции, соответствующие исследовательской деятельности (перечень, содержащий шифры и содержание компетенций, предусмотренных ФГОС ВО).

3.1.3 Рефлексия обучаемого и самооценка сформированности у него компетенций и готовности к решению профессиональных задач в исследовательской деятельности, в соотнесении с стандартом.

3.2 Портфолио документов. На этой странице - сканы официальных документов, подтверждающих достижения студента в исследовательской деятельности в качестве участника/ организатора научно-практических мероприятий или автора научно-исследовательских работ: сертификаты, наградные материалы, свидетельства и т.д. В начале страницы в табличной форме размещается систематизированная по годам опись документов, которые должны быть ранжированы по статусу (международные, всероссийские, региональные научные конференции, семинары, гранты на выполнение исследований и др.). Все загруженные документы в заголовке блока должны иметь название и указание года их получения. При размещении на странице документы систематизируются по годам и областям научного знания.

3.3 Портфолио научно-исследовательских работ. В начале страницы студент располагает сведения о курсовых работах (тема, научный руководитель, оценка, возможные комментарии по усмотрению студента); сведения о выпускной квалификационной работе (тема, научный руководитель, консультант, оценка, дата защиты, возможные комментарии по усмотрению студента); систематизированные по годам данные об участии в конференциях (международных, всероссийских, региональных и др.); перечень опубликованных работ (с полными выходными данными) и др.

На странице студент самостоятельно размещает для ознакомления собственные научно-исследовательские работы: статьи/тезисы докладов, опубликованные в сборниках материалов конференций, и предоставляет возможность их комментирования и оценивания участниками педагогического сообщества. Все размещенные студентом научно-исследовательские работы должны содержать указание автора, название и год. При указании работы, размещенной на стороннем сайте, обязательна актуальная и активная гиперссылка на ресурс, содержащий данную работу, с указанием даты последнего обращения, а также организация гостевого доступа к данной работе (без необходимости регистрации).

3.4 Отзывы. На этой странице - рецензии на научно-исследовательские работы студента, отзывы научных руководителей и др.

Раздел 4. Достижения в культурно-просветительской деятельности. В этом разделе студент отражает динамику своих достижений и соотносит свои достижения с ФГОС ВО. Раздел содержит следующие страницы:

4.1 Формируемые компетенции и рефлексия. Здесь отражаются следующие блоки:

4.1.1 Профессиональные задачи, решаемые в культурно-просветительской деятельности (перечень, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования).

4.1.2 Профессиональные компетенции, соответствующие культурно-просветительской деятельности (перечень, содержащий шифры и содержание компетенций, в соответствии с ФГОС ВО).

4.1.3 Рефлексия обучаемого и самооценка сформированности у него компетенций и готовности к решению профессиональных задач в культурно-просветительской деятельности, в соотнесении с стандартом.

4.2 Портфолио документов. На этой странице размещаются сканы официальных документов, подтверждающих достижения студента в культурно-просветительской деятельности в качестве участника или организатора различных видов культурно-просветительских/ культурно-творческих/ общественных мероприятий: сертификаты, наградные материалы, свидетельства, справки о реализации/ внедрении проектов и т.д. В начале страницы в табличной форме размещается систематизированная по годам и видам деятельности опись документов, которые должны быть ранжированы по статусу (международные, всероссийские, региональные и др.). Все загруженные документы в заголовке блока должны иметь название и указание года их получения. При размещении на странице документы систематизируются по годам и сферам деятельности (например: культура, творчество, социальная сфера и др.).

4.3 Портфолио работ. На этой странице студент самостоятельно размещает для ознакомления собственные работы и предоставляет возможность их комментирования и оценивания участниками педагогического сообщества. В начале страницы размещается систематизированная опись (перечень) работ. Все размещенные работы должны содержать указание автора, название и год. При указании работ, размещенных на стороннем сайте, обязательна актуальная и активная гиперссылка на ресурс, содержащий данную работу, с указанием даты последнего обращения, а также организация гостевого доступа к данному проекту (без необходимости регистрации).

4.4 Отзывы. На этой странице размещаются отзывы, рецензии на работы студента, его характеристики как субъекта культурно-просветительской деятельности, благодарственные письма и др. Могут быть представлены фото-, видеоотчеты, взаимодействие со средствами массовой коммуникации и др.

Раздел «Моя карьера» является вариативным. Здесь могут быть размещены сведения: об освоенных дополнительных профессиональных программах и др. (наименование программы, база реализации, сроки, результат, соответствующий документ); в случае трудоустройства студента - данные о месте работы, стаже и др.

Неформальный раздел портфолио структурируется и заполняется самостоятельно, по желанию студента.

Выводы. Применение процессного портфолио содержит потенциальные возможности для развития рефлексивных способностей студентов, для систематизации и наглядного представления динамики достижений обучающегося в соответствии с ФГОС ВО, в разные периоды образовательной/ профессиональной деятельности.

Литература:

1. Лепский, В.Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития [Текст] / В.Е. Лепский. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2010. - 255 с.

2. Лепский, В.Е. Философия и методология управления в контексте развития научной рациональности [Текст] / В.Е. Лепский // XII Всероссийское совещание по проблемам управления (Москва, 16-19 июля 2014 г.). - М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова (РАН). - С. 7785-7796. - То же [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22231537, свободный. - (Дата обращения: 10.11.2021).

3. Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 № 1505 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) [Электронный ресурс]: URL: http://base.garant.ru/70836032/1cafb24d049dcd1e7707a22d98e9858f/, свободный. - (Дата обращения: 10.11.2021).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71897858/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/, свободный. - (Дата обращения: 10.11.2021).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71797864/, свободный. - (Дата обращения: 10.11.2021).

Педагогика

УДК 372

кандидат педагогических наук Пастушкова Марина Анатольевна

Мурманский арктический государственный университет (г. Мурманск); кандидат философских наук Саватеева Оксана Викторовна

Мурманский арктический государственный университет (г. Мурманск)

РОЛЬ СЕМЬИ В АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА - БИЛИНГВА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Аннотация. Статья посвящена проблеме адаптации младших школьников - билингв к обучению; рассматриваются аспекты адаптации и роль семьи в создании благоприятных условий для успешного обучения двуязычных детей в начальной школе.

Ключевые слова: билингвы, адаптация, начальная школа, семья, успешное обучение, благоприятные условия.

Annotation. The article is devoted to the adaptation of bilingual children in primary school to study and the aspects of adaptation and the role of the family in creating favorable conditions for successful study of bilingual children in elementary school.

Keywords: bilingual children, adaptation, primary school, a family, a successful study, favorable conditions.

Введение. Проблема адаптации детей к школьному обучению привлекает внимание практиков, методистов и исследователей, поскольку традиционно в современной школе большое внимание уделяется проблеме как учить и чему учить, а своевременная адаптация к школьному обучению рассматривается как необходимое условие для достижения основной цели школы - развития общеучебных навыков и общих способностей, формирования познавательной активности, потребности в познании окружающего мира. А обучение детей - билингв требует более пристального внимания, поскольку двуязычные дети обладают ярко выраженными особенностями, которые могут как облегчить, так и замедлить процесс адаптации.

Вопросы адаптации могут рассматриваться в нескольких направлениях: медицинском, биологическом, педагогическом, психологическом, социологическом. Способность адаптироваться формируется под воздействием окружающей действительности, которую составляют образовательное учреждение и ближайшее окружение, в которое входит семья. Проблемы социализации личности исследовали такие ученые как А.А. Реан, Е.В. Андриенко, А.В. Мудрик [12, 1, 111, вопросы социальной адаптации личности рассматриваются в работах Ф.Б. Березина и О.С. Гребенюк. [2, 61 В трудах Н.Н. Березовина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной большое внимание отводиться изучению аспектов педагогической адаптации. [3, 7, 15] Исследованиями билингвизма с психологической точки зрения занимались Л.С. Выготский, Л.В. Щерба, Г.П. Ильяшенко, Н.А. Любимова [5, 17, 8, 10]; экспериментальные исследования билингвизма принадлежат Дж. Макнамар, Б.З. Парсон и др. [21, 221.

Н.Ф. Талызина выделяет две системы социальных отношений, в которые включается ребенок после начала обучения -это система отношений со взрослыми, в число которых входят педагоги, родители и родственники; вторая система социальных отношений - это отношения с детьми [15].

Изложение основного материала статьи. Для благополучия дошкольника - билингва определяющими являются отношения в семье. Благополучная семья является необходимым основанием, создающей и формирующей средой, в которой у двуязычных дошкольников появляется чувство безопасности, полноценности, благополучия и успешности. Поскольку успешность школьного обучения в большой степени зависит от полноценного прохождения дошкольного возраста, точно так же сформированные социальные отношения в семье являются необходимыми для дальнейшего формирования полноценной системы социальных отношений с учителем. Попадая в новую систему, билингвальному ребенку приходится усваивать новые стереотипы поведения, в этой ситуации степень его успешности определяется системой уже сформированных социальных отношений со взрослыми. При успешном участии семьи в формировании данных отношений, к началу школьного обучения ребенок - билингв обладает сформированной системой социальных отношений, и его адаптация проходит успешно.

Поскольку именно родители определяют на каких языках будет говорить их ребенок, и в каких социальных условиях он будет расти, то необходимо отметить и ведущую роль семьи в адаптации ребенка - билингва к социальной среде, в которой он будет развиваться. Наиболее часто билингвизм возникает, когда в семье ребенка родители общаются с ним на двух разных языках (принцип «одно лицо - один язык»), или оба родителя общаются с ребенком на одном языке, но в повседневной жизни ребенок использует и второй язык (в детском саду, школе, на игровой площадке). Как правило, это дети, растущие в смешанных семьях, дети мигрантов, переселенцев [23, С. 286-291]. Исходя из концепции психолога Н. Имедадзе, самой благоприятной ситуацией для образования раннего билингвизма считается следование концепции «одно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.