боевой техники. Комплектование музейных фондов по истории СибВО в годы войны продолжается до настоящего времени и является одним из приоритетных направлений их деятельности. Научная, фондовая, экспозиционно-
выставочная, культурно-образовательная деятельность этих музеев способствует сохранению памяти о Великой Отечественной войне и вкладе в нее сибиряков, как на фронте, так и в глубоком тылу.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Кузнецов А. Военные музеи и их роль в культурно-просветительной работе с военнослужащими (1918-1991 гг.): автореферат дис. ... д-ра ист. наук. - М., 2009.
2. Научный архив ЦМВС. Оп. 1. Д. 1. Л. 1; Бар-дыго Н. Музееведение (Военные музеи). - М., 2005; Кузнецов А. М. Культурно-массовая деятельность военных музеев в 1918-1991 гг. // ВИЖ. - 2008. -№ 12. - С. 70-73; Печень Н. Военные музеи в воспитании воинов отечественной историей (из опыта работы ЦМВС) // Информационно-методический сборник ЦМВС. - 2003. - № 11. - С. 50-54.
3. http://www.dom-officerov.ru/museum/ (Дата обращения 13.02.2014).
4. Новосибирский фонд культуры 2008-2014 //http://www.culture-nsk.ru/muzej_im._a.i._pokryish-kina.html.
5. Энциклопедия Забайкалья. Музей истории войск СибВО//ez.chita.ru/encycl/person/?id=5600. (Дата обращения 12.03.2014 г.).
6. Музейный комплекс воинской славы омичей //http://www.museum.ru/M1080. (Дата обращения 12.01.2014).
7. Архив музея боевой славы ОАБИИ.
8. Энциклопедия Омской области: в 2 т. Т. 2. -Омск: Омское кн.изд-во, 2010.
9. Омский танковый. 1939-1999 / под ред. А.Н. Леонтьева. - Омск, 1999.
10. Донесение о работе музея боевой истории Омского высшего танкового инженерного ордена Красной Звезды училища имени Маршала Советского Союза П. К. Кошевого // Архив Музея боевой славы ОАБИИ.
11. Комната боевой славы средней школы № 21 г. Бобруйска (Белоруссия).
12. 80 лет на службе Отечеству. Исторический очерк, посвященный созданию и становлению Центрального музея Вооруженных Сил. - М., 1999.
Чермошенцев Дмитрий Владимирович ■
тактики ОАБИИ
■ старший преподаватель кафедры
Статья поступила в редакцию 27 сентября 2014 г.
© Д.В. Чермошенцев, 2014
УДК 94(47): 316
О ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ НАГРАДНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
Б. И. Осипов
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
644077, Россия, г. Омск, просп. Мира, 55 а
В статье содержится краткое изложение истории наградной системы дореволюционной России, Советского государства и современной Российской Федерации. Ставится вопрос о правомерности использования христианской символики в наградных знаках.
Ключевые слова: государственная награда, орден, медаль, символика наградных знаков.
Думается, сегодня есть необходимость об- дарственных наград - как об её истории, так и судить вопрос о системе отечественных госу- о современном состоянии.
Система государственных наград Российской империи начала формироваться в эпоху Петра I. Им в 1698 г. был учреждён первый российский орден - Андрея Первозванного, а в течение XVIII в., при Екатерине I, Екатерине II и Павле I, появился и ещё ряд орденов: «дамский» орден Святой Екатерины, которым награждались лица женского пола (1714), Александра Невского (1725), военный орден Георгия Победоносца (1769), Святого Владимира (1782), позднее, при Павле I, - Святой Анны, Святого Иоанна Иерусалимского, а с включением в состав империи королевства Польского (в начале XIX в.) к ним прибавились и польские ордена Белого Орла и Станислава.
Наградная система империи имела сословный характер: орденами могли награждаться лишь лица, имевшие высшие чины по табели о рангах, большей частью представители «благородных» сословий. Само слово «орден» восходит к эпохе одноимённых рыцарских корпораций в средневековой Европе, а слово «кавалер», как и «рыцарь», в исходе обозначало всадника, конного воина. Конечно, в Х'УШ-ХК вв. связь с рыцарством была уже чисто исторической: ведь ордена присуждались уже и за отличие в гражданской службе, но принадлежность кавалеров к высшим классам общества оставалась в силе. И только в начале XIX в., в 1807 г., был учреждён наградной знак за боевые заслуги для «нижних чинов», то есть унтер-офицеров и рядовых солдат, - Георгиевский крест четырёх степеней. Награждение им производилось, начиная с низшей, четвёртой степени, причём награждённый крестом четвёртой степени ещё не имел права на звание кавалера.
Несколько позднее орденов в наградной системе империи начинают появляться и медали, которые учреждались в память тех или иных значительных событий русской истории. Первой из них стала учреждённая тем же Петром I медаль «За Полтавскую победу» (1709).
Дореволюционные русские ордена имели обычно форму звёзд разной величины и формы, но поскольку учреждались в честь христианских святых, то в их оформление входила та или иная христианская символика. Однако на государственной службе в России могли состоять и иноверцы. На этот случай ордена Андрея Первозванного, Александра Невского, Георгия Победоносца, Святого Владимира, Святой Анны, Святого Станислава имели особые вариан-
ты для нехристиан: с этих вариантов христианские символы удалялись [1].
Вскоре после Октябрьской революции начала формироваться и наградная система Советского государства. Первым и некоторое время единственным был в советские времена орден Красного Знамени. Он учреждён как государственная награда Российской Советской республики в 1918 г., а в 1924 г., после образования СССР, получил статус всесоюзного. В течение трёх лет это была единственная государственная награда, и советские граждане отмечались ею не только за боевые, но и за трудовые заслуги. Такое положение сохранилось и после учреждения в конце 1920 г. ордена Трудового Красного Знамени, поскольку первый орден сохранил статус высшей награды государства. (Посмертно орденом Красного Знамени был награждён В. И. Ленин). В 1928 г. орден Трудового Красного Знамени получил статус всесоюзного. В 1930 г. он теряет статус высшей награды: этот статус переходит к учреждённому в этом году ордену Ленина, которым также награждались и военные, и гражданские лица. После этого орден Красного Знамени стал военным, и его часто стали называть орденом Боевого Красного Знамени, хотя официально он не переименовывался. В том же 1930 году учреждается ещё один военный орден - Красной Звезды, а в 1935 г. и ещё один трудовой -«Знак Почёта».
В 1934 г. вводится почётное звание Героя Советского Союза (несколько позднее, в 1939 г., учреждён знак этого звания - медаль «Золотая Звезда»), а в 1938 г. - звание Героя Социалистического Труда (и в 1940 г. его знак - золотая медаль «Серп и Молот»).
Первая советская медаль в честь памятного события была учреждена в 1938 г. и называлась «ХХ лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии». Вслед за ней в том же 1938 г. появляются ещё две военные медали: «За отвагу» и «За боевые заслуги» - и две гражданские: «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие».
Казалось бы, наградная система СССР к концу 30-х годов вполне сформировалась. Но началась Отечественная война, и Советское правительство учреждает огромное число новых военных орденов и медалей. В 1942 г. появляются ордена Отечественной войны (двух степеней), Суворова (двух степеней), Кутузова (также двух, а с 1943 г. трёх степеней) и Александра Невского. В 1943 г. учреждаются ордена Победы, Славы (трёх степеней), Богдана
Хмельницкого (также трёх степеней), Ушакова (двух степеней) и Нахимова (также двух степеней). При этом ордена Победы, Суворова, Кутузова, Александра Невского, Богдана Хмельницкого, Ушакова и Нахимова считаются полководческими: ими могли награждаться только высшие офицеры Красной армии и Военно-морского флота, имеющие заслуги в разработке важных боевых операций. Орден же Славы («Солдатской Славы», как его часто называли) стал советским аналогом Георгиевского креста и крепился на такую же ленточку (чёрно-оранжевую), только имел форму пятиконечной звезды и не четыре, а три степени. При этом только орден Славы сохранил тот порядок, который существовал при награждении орденами, имеющими степени, в дореволюционной России: награждение производилось от низшей степени к высшей. Лица, заслужившие все три степени, стали называться полными кавалерами ордена Славы. Награждение всеми другими «степенными» орденами производилось независимо от степеней: например, орденом Отечественной войны 1-й степени мог быть награждён и человек, не имеющий этого ордена 2-й степени, и т. п.
Ещё больше было учреждено в годы войны медалей: особыми медалями награждались наиболее отличившиеся участники обороны Москвы и Ленинграда, Севастополя и Одессы, Сталинграда, Кавказа и Советского Заполярья, а с выходом Красной армии на территорию Центральной Европы - участники взятия Кенигсберга и Варшавы, Праги и Будапешта, Бухареста и Белграда, Вены и Берлина. После войны, в 1954 г. (год 300-летия воссоединения Украины с Россией) была учреждена ещё и медаль «За оборону Киева». После победы появились также медали «Партизану Отечественной войны», «За победу над Германией», «За победу над Японией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
А в 1944 г. были введены ещё и материнские награды: ордена «Мать-героиня», «Материнская слава» (трёх степеней) и «Медаль материнства» (двух степеней). В данном случае награждение также производилось от низшей степени к высшей: «Медалью материнства» 2-й степени награждались женщины за рождение пятерых детей, 1-й степени - шестерых, орденом «Материнская слава» 3-й степени - за рождение семерых, 2-й степени - восьмерых, 1-й степени - девятерых, а за рождение десяти и более детей давался орден «Мать-героиня».
Можно смело сказать, что к концу войны Советский Союз имел больше правительственных наград, чем любая другая держава мира. Тем не менее новые и новые ордена и медали появлялись и в послевоенные годы. Были учреждены ордена Октябрьской Революции (1967), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» трёх степеней и Трудовой Славы трёх степеней (1974), «За личное мужество» (1988), а также множество медалей за заслуги в военной службе и в труде [2]. К этому надо добавить и обилие отраслевых почётных знаков и званий.
Видимо, руководство Союза рассчитывало моральными поощрениями компенсировать низкую заработную плату в стране: хотя средний заработок рядовых советских рабочих, служащих и колхозников к концу советской эпохи в реальном исчислении был примерно в пять раз выше, нежели в постсоветской России к началу 10-х годов, но всё же намного ниже, чем в странах Западной Европы, не говоря уже о США.
Ну, а как же обстоит дело с государственными наградами в сегодняшнем нашем государстве?
Несмотря на сравнительную краткость постсоветского периода, сегодняшняя Российская Федерация имеет наградную систему, сравнимую по количеству орденов и медалей с системой Советского Союза. Это ордена Андрея Первозванного, «За заслуги перед Отечеством», Святой Екатерины, Александра Невского, Святого Георгия, Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова, Жукова, Мужества (преобразованный в 1994 г. советский орден «За личное мужество»), «За военные заслуги», «За морские заслуги», Почёта (преобразованный орден «Знак Почёта»), Дружбы (преобразованный орден Дружбы Народов), а также Родительской Славы. При этом, хотя ордена Александра Невского, Суворова, Кутузова, Ушакова и Нахимова являются одноимёнными с орденами СССР, но имеют совершенно иное оформление. Большинство орденских знаков современной Российской Федерации в основе своего оформления имеют главный христианский символ - крест. Это относится даже к ордену Жукова, хотя прославленный советский полководец был не христианином, а членом коммунистической партии. Исключение составляют орден Почёта и орден Дружбы, как уже сказано, аналоги советских орденов «Знак Почёта» и Дружбы Народов. Орден Дружбы вообще повторяет рисунок своего советского
предшественника, только в центре пятиконечной звезды вместо герба СССР помещено изображение земного шара.
Тот факт, что большинство орденских знаков имеют в основе крест, делает невозможными их варианты для нехристиан, что, конечно, не слишком корректно по отношению к атеистам и иноверцам.
Сохранила современная Россия и геройские звания, переименованные соответственно в звания Героя России и Героя Труда и сохранившие советское оформление своих почётных знаков, только ленточки из красных стали бело-красно-синими (в соответствии с расцветкой теперешнего государственного флага), а в середине звезды Героя Труда вместо трудовых символов (серпа и молота) помещается теперь двуглавый орёл.
Как и Советский Союз, современная Россия имеет также большое количество медалей. Две из них: «За отвагу» и «За отличную службу по охране общественного порядка» - аналогичны не только по названию, но и по оформлению одноимённым советским медалям. В оформлении тринадцати остальных, как и в оформлении новых орденов, тоже зачастую используется крест. Некоторые юбилейные медали были упразднены в 2010 г., но и оставшихся не намного меньше, чем в СССР, - правда, если не считать советских наград по случаю обороны и взятия городов или иных памятных событий. Сохраняются и учреждаются заново также и многочисленные почётные знаки различных ведомств.
Нельзя не заметить, что обилие христианской символики в орденах и медалях постсоветской России и отсутствие их вариантов для нехристиан не вызывает каких-то протестов при награждении ими нехристиан - по крайней мере, протестов, имеющих общественный резонанс. Это объясняется, конечно же, религиоз-
ной индифферентностью современного российского общества. Религиозные символы воспринимаются теперь скорее как национальные или даже государственные. И всё же нельзя исключить возможность ситуации, когда это заденет чувства атеиста или мусульманина, когда тот или иной атеист или иноверец сочтёт невозможным принять награду, символизирующую христианскую идеологию.
Правда, символика советских наград тоже была идеологической. Но это были символы борьбы за социальную справедливость: красный флаг - символ крови, пролитой в боях за права трудового народа, серп и молот - символ союза рабочих и крестьян. Что касается красной пятиконечной звезды, то это своего рода попытка объединить христианскую и коммунистическую символику: по происхождению это Вифлеемская звезда, символизировавшая рождение Христа и кровь, которую ему предстояло пролить во искупление грехов человечества (красными пятиконечными звёздами украшен вход в петербургский храм Спаса на Крови, сооружённый на месте убийства Александра II). Однако в советской символике эта звезда стала толковаться как символ единства трудящихся пяти континентов в борьбе за свои права и крови, пролитой в этой борьбе.
Эта символика не задевала ни чувств атеистов, ни чувств верующих какой бы то ни было конфессии, - она была одиозной только для откровенных антисоветчиков, но ведь их советскими наградами и не отмечали. Христианский же характер знаков современных российских наград, строго говоря, требует коррекции для лиц, исповедующих иную религию или не исповедующих никакой. Так или иначе, рассматриваемая особенность современной наградной системы России представляется заслуживающей особого внимания и обсуждения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК
1. Глинка В. М. Русский военный костюм XVIII - начала XX века. - Л., 1988. - С. 218-219.
2. Колесников Г. А., Рожков А. М. Ордена
медали СССР / 3-е изд.
М., 1983.
Осипов Борис Иванович - доктор филологических наук, профессор кафедры иностранных языков Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского
Статья поступила в редакцию 11 декабря 2014 г.
© Б.И. Осипов, 2014
и