Научная статья на тему 'О происхождении имени и образа Аполлона'

О происхождении имени и образа Аполлона Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
848
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПОЛЛОН / APOLLO / ПАРИС / PARIS / АХИЛЛ / ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ / INDO-EUROPEAN MYTHOLOGY / ЗМЕЕБОРЧЕСКИЙ МИФ / ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ / INDIAN MYTHOLOGY / ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ / GREEK MYTHOLOGY / ГРЕЧЕСКИЙ ЭПОС / "ИЛИАДА" / ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА / TROJAN WAR / АЛАКСАНДУ / ALAKSANDU / SERPENT-SLAYER / ILIAD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Петросян Армен

Аполлон, как змееборец, соответствует индийскому богу Индре. С другой стороны он является ближайшим соответствием Рудры: оба стреловержцы, своими стрелами несут болезни, но также исцелители, боги поэзии, связаны с кротом и мышью и т. д.; оба представляются богом Männerbund'а, божественным предводителем сообщества молодых неженатых охотников-воинов (греч. *apelyā, согласно Буркерту); Аполлон несет смерть в стане данайцев, а Рудра один уничтожает войско данавов; другие боги страшатся Аполлона, также как и Рудры. Очевидно, что образ Аполлона имеет греко-индоиранские корни, что делает невероятными негреческие этимологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the origin of the name and image of Apollo

Among several etymological suggestions for the name Apollo the Greek, Luvian and “pre-Greek” ones have more turnover in contemporary studies (for the Greek origin of the name, see Burkert 1975; 1985: 143-149; 1994; Nagy 1994a; Kazansky 2005; for Luvian: Brown 2004; for non-Indo-European pre-Greek: Beekes 2004; for Hurrian: Blažek MS). Apollo is first mentioned in the text of the treaty of Hittites with the king of Wilusa (Troy) Alaksandu as Appaliuna (13th century BC) (KUB 21.1 iv 28: see, e.g., Latacs 2004: 110). Alaksandu is the cuneiform rendering of the Greek Alexandros, second name of Paris, prince of Troy in the “Iliad”. It is a Greek name, which means that Alaksandu himself was of Greek origin (in early times the personal names were usually of native origins). Paris-Alexandros seems to represent a human incarnation of Apollo, who, similar to him, would probably have Greek origin. Apollo, as serpent-slayer, corresponds to the Indian serpent-slayer Indra. On the other hand, Apollo is the closest match of another Indian god Rudra: both are archers, whose arrows spread diseases, and also healers, gods of poetry, related to mole and mouse, etc (Gregoire et al. 1949: 127 seq., 148; Toporov 1977; Puhvel 1987: 134-135); both are gods of Männerbund, divine leaders of the community of young unmarried hunter-warriors (see, e.g., Kershaw 2001, 187-190; 210 ff. et passim); Apollo brings death to the camp of Greek-Danaans, while Rudra destroys the army of Danavas all alone (Mahabharata XII. 166; for the Danaans and Danavas, see Gindin, Tsymbursky 1995; Petrosyan 2007; 2010); even the gods are afraid of Apollo, as well as of Rudra (Kershaw 2001: 211). Thus, the image of Apollo, as well as the theme “Apollo destroyer of Danaans”, has Greco-Indo-Iranian roots (those languages ​​constituted one group after the fragmentation of Proto-Indo-European), which makes the non-Greek etymologies improbable.

Текст научной работы на тему «О происхождении имени и образа Аполлона»

А. Е. Петросян

О ПРОИСХОЖДЕНИИ ИМЕНИ И ОБРАЗА АПОЛЛОНА

Аполлон, как змееборец, соответствует индийскому богу Индре. С другой стороны он является ближайшим соответствием Рудры: оба стреловержцы, своими стрелами несут болезни, но также исцелители, боги поэзии, связаны с кротом и мышью и т. д.; оба представляются богом МаппегЪипё'а, божественным предводителем сообщества молодых неженатых охотников-воинов (греч. *аре1уа, согласно Буркерту); Аполлон несет смерть в стане данайцев, а Рудра один уничтожает войско данавов; другие боги страшатся Аполлона, также как и Рудры. Очевидно, что образ Аполлона имеет греко-индоиранские корни, что делает невероятными негреческие этимологии.

Ключевые слова: Аполлон, Парис, Ахилл, индоевропейская мифология, змееборческий миф, индийская мифология, греческая мифология, греческий эпос, «Илиада», троянская война, Алаксанду.

Названия Трои-Илиона (Тро(а, "Шо^ "Шо<;) возводят к топонимам Тагила и "^1иза хеттских источников. А троянский царевич Парис, второе имя которого - A^e^аvSpо¡; (Александр), также имеет исторического предшественника в лице царя Вилусы тЛ1ак8апёи, который ок. 1280 г. до н. э. заключил договор с хеттским царем Муваталли и, значит, жил всего на несколько десятилетий раньше, чем датируют легендарную троянскую войну (см. например Вгусе 1999: 357-371; Ьа1ас8 2004: 73-100, 121-128). В договоре призываются в свидетели боги Трои-Вилусы, среди которых третий - ЛрраНипа, который отождествляется с Аполлоном (КиВ 21.1 Гу 27-28: см. например Ьа1ас8 2004: 110). Алаксанду и Апалиуна не имеют аналогов в древнеанатолийской ономастике. Они, очевидно, в клинописной графике передают имя Александра и Аполлона (< *Лре1уоп).

В «Илиаде» Аполлон - главный защитник троянцев и враг ахейцев. Как Аполлон-Сминфей (Ецшбей; 'Мышиный') он локальный бог Троады. Он когда-то помог строить стены Трои а в «Илиаде» его стрелы девять дней несут чуму в лагерь ахейцев. Для Ахилла он самый ненавистный из богов (II. XXII. 15), который и погибает от стрелы, направленной Аполлоном (XXII. 359-360; стрела из лука Париса была пущена рукой Аполлона, или он был убит самим Аполлоном, или Аполлоном,

принявшего облик Париса, или Парисом, спрятавшимся за статуей Аполлона). Именно Аполлон является подлинным убийцей Патрокла и Ахилла, также как и его сына Неоптолема (Лосев 1957: 388-389).

Аполлон - змееборец, который своими стрелами убивает «змея» Пифона - nüörnv бфц (Callimach. Hymn 2.100-101; Apollod. I.4.1). А Парис-Александр, с помощью Аполлона, убивает Ахилла. Весьма показательно, что В. Н. Топоров (1986; 1990), рассматривая мифический образ Ахилла, заключает, что он восходит к мифологическому змею, а его имя представлят диалектное греческое или другое древнебалканское отражение одного из вариантов индоевропейского корня 'змей, змея' (ср. греч. в'хц, бфц)1.

Аполлон своими стрелами убивает «змея» Пифона Парис стрелой Аполлона убивает «змеиного» Ахилла

Вообще, Парис-Александр, в некоторой мере может рассматриваться как инкарнация Аполлона. У него много общих черт с богом (пастух, стрелок из лука и др., Цивьян 1999: 272-275). Сестра Париса Кассандра также тесно связана с Аполлоном (она получила пророческий дар от Аполлона, но отказалась от его любви и была наказана им). Она делает всё в меру своих возможностей стремясь своими пророчествами спасти Трою и, таким образом, сама выступает женской ипостасью Аполлона, бога пророка, защитника Трои. Она, можно сказать, тезка Париса-Александра - вторая часть ее имени идентична второй части Александра, а под именем богини Александры она почиталась в лаконских Амиклах (Paus. III. 19.6), знаменитом центре культа Аполлона2.

1 Для «змеиной» интерпретации имени и образа упоминаются демоничность, гневность Ахилла, хтоническое происхождение его родителей и предков, соответствие нескольких эпизодов его биографии с фрагментами мифа о боге грозы и Змее и др. Об индоевропейских вариантах корня 'змей, змея' см. Pokorny 1959: 43-45; о греч. e'xic;, офк;: Beekes 2010: 489, 1134-1135. О других этимологиях имени Ахилла см. Frisk 1960: 201; Chantraine 1968: 150; Holland 1993; Nagy 1994; Nikolaev 2007; Beekes 183-184.

2 Имя Александра встречается уже в микенскую эпоху a-re-ka-sa-da-ra /Aleksandra/ (MY. V 659). Оно использовалась в теонимической функции на Пелопоннесе, вблизи старых ахейских центров: кроме культа Кассандры-Александры, Äls^avSpa был эпитетом Геры, под которым

Ä^e^avSpo^ означает 'защитник мужей' (Парис получает это имя отразив нападение разбойников). Примечательно, что Ахилл называется pn^nv®p 'сокрушитель мужей' (II. VII.228; XIII.324 и т. д.). Аполлон известен как «защитник народа» уже из «Илиады» (XX.79), а в «Одисее» (VII.64-66) беспричинно убивает «тезку» Ахилла - героя носившего имя Рексенор. Можно полагать, что на уровне пантеона Александром, 'защитником мужей', был Аполлон, т. е., это имя, как и соответствующая функция, характеризовали именно его.

В индийской традиции соответствующим персонажем является Индра - в «Ригведе» (1.174.1) он призывается защищать мужей - raksa nrn, что этимологически соответствует имени Александр (в индоевропейском контексте - *h2lek- & *h2ner-), т. е. эта формула характеризует бога. Индра и Аполлон имеют другие общие характеристики: Индра - враг данавов (класс божеств), а Аполлон - греков, которые называются также Aavaoi 'данайцы' (о данавах и данайцах см. ниже). Индра убивает 'змея' Вритру, предводителя данавов, а Аполлон - «змея» Пифона3, также как и «змеиного»Ахилла, героя греков.

Имя Александр - греческое, и царь Алаксанду, независимо от этнической принадлежности троянцев и этнического состава Трои/Вилусы, был, видимо, полностью или частично греческого происхождения4. Вопрос о происхождении имени Аполлона

она почиталась в Сикионе (Schol. Pind. Nem. IX. 30). Об этимологии Кассандры см. Frisk 1960: 798; Chantraine 1970: 503; Beekes 2010: 654.

3 Кстати, этот змеиный противник Аполлона - ГОбюу 6915 имеет этимологическую параллель в индийской мифологии (ahi Budhnya 'змей глубин', см. Топоров 1976; Watkins 1995: 460-463).

4 В доахеменидский период в Древнем Востоке были только местные обшинные культы. Не было «конфессиональных» имен в духе поздних догматических религий и большинство людей носило имена с благопожелательным значением на их родном языке, связанные с этническими локальными культами (см. Дьяконов 1968: 242, прим. 136). Из текста договора Алаксанду можно заключить, что он взошел на престол «согласно слову своего отца» т. е., видимо, не вполне согласно принятым нормам. Он мог быть приемным сыном или сыном наложницы-гречанки своего предшественника царя Куккуни (см. Latacs 2004: 117-118). Возможно, на это намекает и то, что и Парис-Александр рос среди пастухов и только потом был опознан как сын царя Приама (ср. подобную легенду о Кире, реальном основателе Ахеменидской династии). Имена Приама (отца Париса) и Париса, вероятно, лувийские (Watkins 1986, 56-57), а второе его имя, как и имена многих его братьев и сестер (Гектор, Деифоб, Кассандра и др.)

более сложный. В современной науке имеют оборот несколько этимологий (Frisk 1960: 124-125; Chantrine 1968: 98; о греческом происхождении см. Burkert 1975; 1985: 143-149; 1994; Nagy 1994a; Казанский 2005; о лувийском: Brown 2004; догреческом неиндоевропейском: Beekes 2003; о хурритском: Blazek MS). Исходя из вышесказаного, представляется более вероятным представить обоих - Алаксанду и его бога Апалиуна как имеющих греческое или близкое к греческому происхождение. Если Аполлон не греческий бог, то остается непонятным как он настолько «освоил» чуждое ему греческое имя царя Алаксанду/ Александра, что сделал его своим девизом, программой действия, когда защищал троянцев (подданных царя Алаксанду), убивал Рексенора и сделал Кассандру / Александру богиней своего круга? Так что грек Алаксанду / Александр, «защитник мужей», скорее всего, имел своим покровителем именно Аполлона, как греческого бога, в некотором смысле - своего эпонима (ср. Watkins 1995: 149).

Аполлон в контексте индоевропейской сравнительной мифологии является ближайшим соответствием индийского бога Рудры: оба стреловержцы, своими стрелами несут болезни, но также исцелители, боги поэзии, связаны с кротом и мышью и т. д. (Gregoire et al. 1949: 127 seq.; Топоров 1977; Puhvel 1987: 134-135; притом с мышами связан именно троянский Аполлон Сминфей, уже в мик. si-mi-te-u /Smintheus/ негреческое происхождение которого легче было представить). Есть и другие специфические общие черты этих богов: Аполлон, как и Рудра, представляется богом Männerbund^, божественным предводителем сообщества молодых неженатых охотников-воинов -греч. *apelya, согласно Буркерту (об Аполлоне и Рудре в этом контексте см. Kershaw 2001: 187-190; 210 ff. et passim); Аполлон несет смерть в стане греков-данайцев, а Рудра один уничтожает войско мифологических данавов (Махабхарата XII. 166)5; дру-

греческое. Теоретически можно полагать, что это отголосок исторической перемены династии.

О данайцах см. Гиндин, Цымбурский 1995, с литературой. В «Авесте» гидронимом Дану обозначена Сырдарья, а именем данавов -сырдарьинские скифы. Название греков-данайцев, как и в случае с последними, может объясниться проживанием их предков на какой-то из рек, в обозначении которых представлена основа *Бапи, на стыке прагреческого и праиндоиранского ареалов, от Дона до Дуная (см. еще 8аке11агюи 1986). Кстати, Даная (1п]"№) - название микенского царства в Пелопоннессе, которое упоминается в древнеегипетской надписи

гие боги страшатся Аполлона, также как и Рудры (Kershaw 2001: 211). С другой стороны, как было сказано, он как змееборец, «защитник мужей» и враг данайцев соответствует Индре.

Очевидно, что образ Аполлона, как стреловержца, змееборца, врага данайцев, бога МаппегЪииё'а, поэзии, болезней и врачевания, связанного с мышами, которого страшатся другие боги, имеет греко-индоиранские корни (эти языки составляли одну группу после распада индоевропейского праязыка), что делает невероятными негреческие этимологии его имени.

Таким образом, и имя, и образ Аполлона, скорее всего, исконно греческие. В индоевропейском контексте ближайшие его боги - Рудра и Индра.

Литература

Гиндин 1993 - Гиндин Л. А. Население гомеровской Трои: Историко-филологические исследования по этнологии древней Анатолии. М.: «Наука», 1993. Гиндин, Цымбурский 1994 - Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л.

Прагреки в Трое // Вестник древней истории. 1994. № 4. С. 19-38. Гиндин, Цымбурский 1996 - Гиндин Л.А., Цымбурский В Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996. Дьяконов 1968 - Дьяконов И. М. Предыстория армянского народа. Ереван.

Казанский Н. Н. 2005: К этимологии древнегреческого vqmoq // Hrdä mänasä: Studies Presented to Professor L. G. Herzenberg on the Occaion of his 70th Birthday. Saint Petersburg, 1968. С. 232-239. Лосев 1957 - Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом

развитии. М., 1957. Петросян 2010 - Петросян А. Е. О ранних связях индоевропейских и семитских племен по данным сравнительной мифологии // Вестник древней истории. 2010. № 3, 122-134. Топоров 1976 - Топоров В. Н. ГОбюу, Ahi Budhnya, Бадаак и др. //

Этимология 1974. С.13-16. Топоров 1986 - Топоров В. Н. К реконструкции "прото-Ахилла" // Балканы в контексте Средиземноморья. Проблемы реконструкции языка и культуры. М., 1986. С. 25-37. Топоров 1990 - Топоров В. Н. Об архаичном слое в образе Ахилла (проблемы реконструкции элементов прототекста) // Образ -смысл в античной культуре. М., 1990. С. 64-95.

первой половины XIV в., см. Latacs 2004: 128-133, с литературой. Перенос мифологических названий на реальные объекты и мифологизация реальных названий известны повсюду и данайцы, очевидно, соответствуют мифическим данавам; об индоевропейских параллельях данавов и данайцев см. Петросян 2010, с литературой.

Цивьян 1999 - Цивьян Т. В. Парис // Цивьян Т. В. Движение и путь в балканской модели мира. Исследования по структуре текста. М., 1999. С. 263-281.

Beekes 2003 - Beekes R. S. The Origin of Apollo // Journal of Ancient Near Eastern Religions. 2003. Vol. 3. P. 1-21.

Beekes 2010 - Beekes R. S. Etymological Dictionary of Greek. LeidenBoston, 2010.

Blazek - Blazek V. MS. Apollo the Archer.

Brown 2004 - Brown E. L. In Search of Anatolian Apollo // Hesperia Supplements. Vol. 33, XAPI2: Essays in Honor of Sara A. Immerwahr, 2004. P. 243-257.

Bryce 1999 - Bryce T. The Kingdom of the Hittites. Oxford, 1999.

Bryce 2006 - Bryce T. The Trojans and Their Neighbours. New York, 2006.

Burkert 1975 - Burkert W. Apellai und Apollon // Rheinisches Museum. 1975. Bd. 118. S. 1-21.

Burkert 1985 - Burkert W. Greek Religion. Oxford, 1985.

Burkert 1994 - Burkert W. Olbia and Apollo of Didyma: A New Oracle Text // Apollo: Origin and Influences. Tucson; London, 1994. P. 49-60.

Chantraine 1968-70 - Chantraine P. Dictionaire étymologique de la langue grecque. T. I-II. Paris, 1968-70.

Fontenrose 1959 - Fontenrose J. Python: A Study of Delphic Myth and Its Origins. Berkeley; Los Angeles, 1959.

Frisk 1960 - Frisk H. Griechisches etymologisches Wörterbuch. B. I. Heidelberg, 1960.

Gregoire, Goossens, Mathieu 1949 - Gregoire H., Goossens R., Mathieu M. Asklèpios, Apollon Smintheus et Rudra: études sur le dieu à la taupe et le dieu au rat dans la Grèce et dans l'Inde. Bruxelles.

Holland 1993 - Holland G. B. The Name of Achilles: a Revised Etymology // Glotta. 1993. Vol. 71. P. 17-27.

Kershaw 2001 - Kershaw K. The One-Eyed God: Odin and (Indo-) Germanic Männerbünde // Journal of Indo-European Studies Monograph Number 36. Washington D.C., 2001.

Latacz 2004 - Latacz J. Troy and Homer: Towards a Solution of an Old Mystery. Oxford; New York, 2004.

Nagy 1994 - Nagy G. The Name of Achilles: Questions of Etymology and "Folk-Etymology" // Illinois Classical Studies. 1994. Vol. 19. P. 3-9.

Nagy 1994а - Nagy G. The Name of Apollo: Etymology and Essence // J. Solomon (ed.) Apollo: Origins and Influences. Tucson, 1994. P. 3-8.

Nikolaev 2007 - Nikolaev A. The Name of Achilles // Greek and Latin From an Indo-European Perspective // Cambridge Classical Journal. Proceedings of the Cambridge Philological Society. 2007. Supplementary volume 32. P. 162-173.

Petrosyan 2007 - Petrosyan A. Y. The Indo-European *H2ner(t)-s and the Danu Tribe // Journal of Indo-European Studies. 2007. Vol. 35. O. 297310.

Pokorny 1959 - Pokorny J. Indogermanisches etymologishes Wörterbuch. B. I. Bern; München, 1959.

Puhvel 1987 - Puhvel J. Comparative Mythology. Baltimore; London, 1987.

Sakellariu 1986 - Sakellariu M. Who were the Immigrants? // The End of

the Early Bronze Age in the Aegean. Leiden, 1986. P. 125-137. Watkins 1986 - Watkins C. The Language of the Trojans // Troy and the

Trojan War. Bryn Mawr, 1986. P. 45-62. Watkins 1995 - Watkins C. How to Kill a Dragon. New York; Oxford, 1995.

A. Y. Petrosyan. On the origin of the name and image of Apollo

Among several etymological suggestions for the name Apollo the Greek, Luvian and "pre-Greek" ones have more turnover in contemporary studies (for the Greek origin of the name, see Burkert 1975; 1985: 143-149; 1994; Nagy 1994a; Kazansky 2005; for Luvian: Brown 2004; for non-Indo-European pre-Greek: Beekes 2004; for Hurrian: Blazek MS).

Apollo is first mentioned in the text of the treaty of Hittites with the king of Wilusa (Troy) Alaksandu as Appaliuna (13th century BC) (KUB 21.1 iv 28: see, e.g., Latacs 2004: 110). Alaksandu is the cuneiform rendering of the Greek Alexandros, second name of Paris, prince of Troy in the "Iliad". It is a Greek name, which means that Alaksandu himself was of Greek origin (in early times the personal names were usually of native origins). Paris-Alexandros seems to represent a human incarnation of Apollo, who, similar to him, would probably have Greek origin.

Apollo, as serpent-slayer, corresponds to the Indian serpent-slayer Indra. On the other hand, Apollo is the closest match of another Indian god - Rudra: both are archers, whose arrows spread diseases, and also healers, gods of poetry, related to mole and mouse, etc (Gregoire et al. 1949: 127 seq., 148; Toporov 1977; Puhvel 1987: 134-135); both are gods of Männerbund, divine leaders of the community of young unmarried hunter-warriors (see, e.g., Kershaw 2001, 187-190; 210 ff. et passim); Apollo brings death to the camp of Greek-Danaans, while Rudra destroys the army of Danavas all alone (Mahabharata XII. 166; for the Danaans and Danavas, see Gindin, Tsymbursky 1995; Petrosyan 2007; 2010); even the gods are afraid of Apollo, as well as of Rudra (Kershaw 2001: 211).

Thus, the image of Apollo, as well as the theme "Apollo destroyer of Danaans", has Greco-Indo-Iranian roots (those languages constituted one group after the fragmentation of Proto-Indo-European), which makes the non-Greek etymologies improbable.

Keywords: Apollo, Paris, Indo-European mythology, serpent-slayer, Indian mythology, Greek mythology, Iliad, Trojan War, Alaksandu.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.