Научная статья на тему 'К этимологии эпитета Аполлона Карнейского'

К этимологии эпитета Аполлона Карнейского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
356
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ / ДРЕВНЕИНДИЙСКИЙ / ТЕОНИМ / АПОЛЛОН КАРНЕЙСКИЙ / КРИШНА / КРОН

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Казанский Николай Николаевич

The article analyses Apollos epithet Karnei'o", widely spread among Dorian States. Its development within Ancient Greek may have started from *k -nor *k -sn-. The reflexes of this root would give in some Greek dialects (Mycenaean, Aeolian etc.) a form Krovno" that is the name of Cronos, father of Zeus. Further perspective reveals the possibility to compare both Karnei'o" and Krovno" with Old Indic name of deity K ṣṇa, an avatarа of Vishnu with the meaning black.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Apollo's epithet Karnei'o": an etymology

The article analyses Apollos epithet Karnei'o", widely spread among Dorian States. Its development within Ancient Greek may have started from *k -nor *k -sn-. The reflexes of this root would give in some Greek dialects (Mycenaean, Aeolian etc.) a form Krovno" that is the name of Cronos, father of Zeus. Further perspective reveals the possibility to compare both Karnei'o" and Krovno" with Old Indic name of deity K ṣṇa, an avatarа of Vishnu with the meaning black.

Текст научной работы на тему «К этимологии эпитета Аполлона Карнейского»

Н. Н. Казанский К ЭТИМОЛОГИИ ЭПИТЕТА АПОЛЛОНА Kapveio?

В апреле 2009 г. в Париже прошла конференция, посвященная Герману Узенеру1, на которой специально акцентировался вклад Узенера в изучение истории религии и его связи с Боннской школой, с Теодором Моммзеном, Ницше и Вильгельмом Дильтеем. Особняком стоял доклад Яна Бреммера «Hermann Usener between British anthropology, Duch history and French sociology», который, отдавая полное предпочтение англосаксонской традиции в изучении истории религии, подверг подходы Узенера жесткой критике.

Всякий раз, когда мы прикасаемся к такой деликатной теме, как история религии и существовавшие в древности представления о сверхъестественном, мы вынуждены либо подменять собственным религиозным опытом недостающие данные о смысле религиозных представлений, либо подходить с чисто формальных позиций к области, в значительной степени основанной на религиозном чувстве, страхах, иррациональном и бессознательном. Работы, базирующиеся на анализе скорее типологического свойства, т. е. на соотнесении содержательно сходных аспектов, например, ритуала, выполненные без формального соотнесения обозначений элементов культа, в настоящее время доминируют в компаративистике, имеющей своим материалом религиозные представления. За последнее время было появилось множество публикаций, посвященных именно содержательной интерпретации религиозного обряда, и значительно меньше - формальным сопоставлениям в области древней религии.

Основой для реконструкции праиндоевропейских имен богов и праиндоевропейского пантеона в целом остается лингвистическая реконструкция. Есть смысл наметить ту картину, которая восстанавливается для праиндоевропейского времени, как бы скудна она ни казалась.

1 Hermann Usener et ses suites: la reconfiguration des savoirs à l'aube du XXe siècle. Coloque international, CNRS, 3-4 avril 2009.

Напомним, что в настоящее время для индоевропейского пантеона восстанавливается имя верховного божества и громовержца *Dyew-2, возможно имя его супруги (Казанский 1989), а также имя богини утренней зари, совпадающей в нескольких, не связанных между собой традициях (лат. Аврора, греч. Эос, скр. Ушас). Имена других божеств восстанавливаются с трудом. Помимо чисто лингвистических трудностей здесь проявляются также особенности жреческого «теоретизирования» и попыток структурировать пантеон (шесть мужских и шесть женских Олимпийских божеств и т. д.). В Риме пантеон почитаемых божеств ежегодно определялся решением Сената и мог превышать сотню имен. Под греческим влиянием начинает доминировать представление о 12 Олимпийских богах (что не мешало дополнять их список в каждом отдельном городе в соответствии с местными традициями).

Для микенской Греции II тыс. до н. э. список почитаемых божеств, которым совершались приношения, намного шире известного нам олимпийского пантеона, хотя сведения, дошедшие до нас в хозяйственных текстах, не сопоставимы по объему с данными, сохранившимися в античной эпиграфической и литературной традиции.

Лингвистическими методами можно восстановить праформу отдельных теонимов (например, имя верховного божества), а затем на основании функций божества, этимологии его имени и его месте в различных пантеонах предположить, что какая-то одна из функций отражает древнее состояние.

Попытки реконструировать общий культ, опираясь на сопоставительное изучение ритуала, принесли некоторые плоды. В том числе был выделен отраженный в разных индоевропейских традициях так называемый основной миф о борьбе громовержца со змеем. Пионерские работы В. Н. Топорова и знаменитая статья К. Уоткинза «Как убить змея по-индоевропейски» (Watkins 1995) позволили воссоздать отдельные представления космогонического характера, а также их преломление и отражение в религиозных практиках и ритуалах. Следует, однако, иметь в виду, что при отсутствии общих корней в теонимах,

2 Можно думать, что первоначально формульное Зевс-отец, лат. Iuppiter и др. обозначало нечто похожее на «отец чистого неба», ср.:

*Ш-ы-ё$ *рк2-1ёг (Герценберг, Казанский 2005).

представленных в разных традициях, мы рискуем вместо сравнительно-исторического подхода получить сугубо типологический, который для индоевропеистики важен, но сам по себе недостаточен. Однако именно благодаря типологическим штудиям был исследован механизм появления новых теонимов - превращение эпитета в новое имя, способное в дальнейшем вытеснить исконное обозначение.

Как кажется, в настоящее время еще не до конца исчерпаны сопоставления, основанные на чисто лингвистическом (формальном) сопоставлении теонимов в разных индоевропейских традициях. Последнее связано с тем, что для значительного слоя культовой лексики лингвистический анализ до сих пор просто не проводился.

Общие соображения, согласно которым имя божества может восходить к субстантивированному эпитету, позволяют за счет этимологического анализа теонимов и эпитетов богов дополнительно расширить наши представления о словарном запасе языка.

Среди слов, которые не попали в этимологические словари, оказался и эпитет Аполлона Карнейского.

Перечислим кратко, воспользовавшись словарем Папе-Бен-зелера, представленные в греческой литературе названия, которые определенно связаны с интересующим нас эпитетом.

Kapvea = Kapveia Fest in Lacedämon, Theocr. 5, 83 und Schol. = Kapvia Suid.

Kapveovirai pl. Sieger in den Karneischen Kampfspielen Helan. bei Athen 14, 635e.

KapveaTai fünf Diener des Festpriesters der Kameen in Sparta, Hesych. cf. CTTafuXo8po|ioi.

Kapveia Grosses nationalfest a) in Sparta, Her. 7, 206. 8, 72, Thucyd. 5, 75, Demetr. bei Athen. 4, 141e, Scol Pd. P. 5, 106 Scol Aristoph. Av. 11, Theocr. Id. 5, 83, Hesych. s.v. ayr|Tin?, B. A. 1, 303, 25 Kapveia aywviZeaOai, paviqyupiZeiv, vikav u. änl.: Plut. music. 6. Her. mal. 43. inst. Lac. 17, Hell. bei Athen. 14, 635e b) in Kyrene, Plut. Quest. conv. 8, 1, 2.

Kapviov храм Аполлона, Pol. 5, 6.

KapveTo?, ou voc. KapveTe Pd., Call., Hesych. (Pd. Py. V, 79 : conj. Bergk; Kapvhi ' Boeckh).

Kapveio? als Bein. des Apollo (Nonn., Paus., Schol. Theocr.) ist auch der Bein. des Apollo Kapvelo? geschrieben, die Alten Paus. 3, 13, 4, Schol. Theocr. Id. 5, 83, leiten es bald von einem Kapvo?, oder von kpaveia Kornellenbaum, oder von ipaivw ab.

Monat = Metageitnion der Athener: in Sparta Eur. Alc. 449, Thucyd. 5, 54; in Nisyrus Ross Inschr. T. II, p. 54; in Syracus Plut. Nic. 28.

Kapneo" ein Troer, nach welchem Apollo benannt sein soll, Schol. Theocr. 5, 83.

Kapneofûn mit Hilfe des Apollo glänzend, Mannsn. Inschr. 2, 2480, H. 2482.

Kapnea" Beiname; KapneiaSh" Beiname von Telesistratos von Kyrene Pd., P. 9, 127.

KapneoSoTo" von Gott Apollo beschieden knidischer Damiurg auf Amphorenhenkeln Inshr. 111, p. XV n. 102, 194. KapneaTh" Berg in Sycionia Strabo 8, 382

(Pape, Benseler 1875: 625-626, ср. Bruchmann 1893: 25). К этому списку имен могут быть добавлены также названия городов Kapnh, Kapno", KapnL", Kapnai в Финикии, Эолиде, а также ряд имен, предположительно, кельтского происхождения. Последнее наводит на мысль о том, что звуковой комплекс, представленный в эпитете, является распространенным, что несколько снижает достоверность любого сопоставления. Тем не менее, при анализе необходимо обратить внимание на распространенность почитания Аполлона Карнейского по всему северо-западно-греческому и дорийскому диалектному ареалу (Trümpy 1997: § 105) и в виде самостоятельного культа, и в качестве названия месяца, в конечном итоге восходящего к теониму (Realencyclopädie 1919: Sp. 1990-1992).

Впрочем, об Аполлоне Карнейском мы знаем немногое (Burkert 1977: 354 sq). Более известны месяцы, посвященные ему в разных городах дорийского мира (Trümpy 1997: § 148). В исследованиях мифологических представлений, связанных с культом Карния, еще в середине XIX в. шли споры о том, к какому времени может быть отнесен этот культ. В словаре Рошера3, из-за невозможности сделать выбор между двумя полярными точками зрения - первой, согласно которой культ является достаточно поздним (Хёфер), и второй, согласно которой культ является исключительно древним (Виде), - были помещены одна за другой две обширные статьи. К концу XIX в.

3 Виде (Wide) считал Карния древним божеством, чей культ сросся с Аполлоном (Roscher 1890-1894: 961-964); иной точки зрения придерживался Хёфер (Hoefer) в своей статье (Roscher 1890-1894: 964-967).

к моменту выхода Realencyclopädie уже окончательно утвердилось представление о древности культа. Виде считал возможным восстанавливать предельно ранний (до похода Гераклидов) культ. Ему возражал Хёфер, усматривавший в имени только эпитет. Впрочем уже в Realencyclopädie была представлена лишь одна статья (Bischoff), в которой перечисляются все места почитания Аполлона Карнейского и приведены античные этимологии этого имени, включая возведение к ipio? 'баран'. По этому же пути пошел и А. Ф. Лосев, среди эпиклез Аполлона отметивший наряду с мышиной и баранью (Мифы, I 1997: 9295). Нас здесь прежде всего будет интересовать древность культа.

Отметим, что Аполлон с эпитетом Карнейский представлен фактически повсеместно в дорийских областях. Хорошо известен праздник - Карнейа, по которому был назван месяц Карнейон. Считать это каким-то новшеством в дорийской среде было бы неправильно - праздник и месяц присутствуют во всем дорийском мире, да и за его пределами (например, в Афинах): во всяком случае о месяце Карнейоне упоминает Еврипид в «Алкесте».

Как это часто бывает с древними культами, нам известно о них очень немногое. Перечислим то, что говорит в пользу древности культа: его зооморфные черты, взаимовлияние в пределах определенного круга культов (в том числе догреческих, ср.: Гиацинт и т.д.), широкое распространение от Мессении до Крита и далее - в Малую Азию: последний аргумент представляется очень важным.

Современные этимологии для данного теонима (или эпитета божества) не предлагались, между тем формальный этимологический анализ легко допускает две реконструкции: *kr-n- или *kr-sn-4 с правильным для большей части греческих диалектов I тыс. до н. э. отражением слогового -r-.

Данный анализ позволяет поставить вопрос о том, каким образом должна была бы отразиться данная основа в диалектах,

4 Следы древнего суффикса *-бп- в данной фонетической позиции не могли сохраниться, так что приходится говорить только о трех гомеровских именах существительных с данным суффиксом (Хъхшо?, рахп'л, тех^л). В классической период этот суффикс засвидетельствован только для прилагательных (см.: В. П. Казанскене 1980: 138).

подобных микенскому или эолийской группе, где слоговое -r-дает рефлекс в виде -op-/-po-. Не трудно видеть, что в этом случае мы неожиданным образом получаем также имя божества -Kpono?. Последнее обстоятельство могло бы свидетельствовать о древности эпитета, предшествующей по времени даже разделению греческих диалектов по способу отражения в них рефлексов слоговых сонантов.

Хотя в микенских текстах имя Кроноса не засвидетельствовано, гомеровские поэмы, в которых сохраняется наряду с патронимическим суффиксом -ISiq? (Зевс Кронид - KponiSiq?) явно микенский патронимический суффикс -luv (Kponiun), со всей определенностью свидетельствуют о том, что имя Кронос может восходить ко II тыс. до н. э. Важно отметить, что сам Кронос относится к поколению, которое обозначается как поколение 0eSv npoTeprnv 'прошлые боги' (Hesiod. Theog. 486). Деление на «прошлых» и «настоящих» богов, как это было показано, в частности, в работах Вяч. Вс. Иванова, присутствует в целом ряде традиций II тыс. до н. э., в частности, в хеттской.

Дальнейшее сопоставление теонима с данными других индоевропейских традиций, вероятно, также может быть продолжено и, в частности, напрашивается фонетическое сопоставление с древнеиндийским теонимом Krsna - Кришна, который обозначает одно из воплощений Вишну (Эрман, Темкин 1975: 202; Bryant 2007). В санскритской традиции эпитет оставался предельно ясным с точки зрения внутренней формы ('черный') и не вызывает особых затруднений и с позиций современного этимологического анализа. М. Майрхофер отмечает, что эпитет представлен уже в Ригведе, в том числе - в субстантивированном значении 'черная антилопа' (Mayrhofer 1986: 397-398). Есть возможность реконструировать данный эпитет как общеиндо-иранский, опираясь для иранского ареала в основном на ономастику. Дальнейшие сопоставления ведут нас в балто-славянский ареал (ЭССЯ 4: 155-157), где корень широко представлен, в том числе в топонимике. Как кажется, к этим - уже известным сопоставлениям может быть добавлен и эпитет Аполлона Карнейского.

Отметим, что помимо правдоподобной и поддающейся сравнительно-исторической интерпретации этимологической связи эпитетов Аполлона и Вишну, есть еще два обстоятельства, поддерживающие такое сопоставление: праздник Аполлона Карней-ского и посвященный ему месяц соответствует современному августу-сентябрю (Trumpy 1997: § 121), а в индийской традиции

Кришна определенно связан с августом (его день рождения в Индии отмечают 8 августа). Второе обстоятельство связано с «двусмысленностью» божества: в отличие от других божеств, которые выступают в функции помощников и благодетелей, и Кришна, и Аполлон оказываются и благодетельными, и губительными божествами5.

Таким образом, если предлагаемое сопоставление древнеиндийского и древнегреческого теонимов (эпитетов божества) верно, то с учетом противопоставления Белобог-Чернобог (которыми специально занимался В. П. Калыгин) у нас появляется возможность уже для праиндоевропейского времени реконструировать божество *кг8по-, отнюдь не всегда благосклонное и вероятно поэтому обозначенное корнем, передававшим значение 'черный' или 'темный' цвет. Этот эпитет божества во многих традициях поддерживался совпадениями с употребительным в обычной жизни прилагательным 'черный'. В греческом языке это прилагательное, если справедливы представленные здесь рассуждения, было утрачено к началу II тыс. и сохранилось только в качестве имени или эпитета божества.

Как представляется, в этимологическом сопоставлении тео-нимов, засвидетельствованных в различных индоевропейских традициях, сделано еще далеко не всё, так что теоретические подходы, заложенные индоевропейским сравнительным языкознанием XIX в. и разрабатывавшиеся в рамках парадигм немецкой антропологической школы, следует дополнять новейшими достижениями современной антропологии и религиоведения.

ЛИТЕРАТУРА

Герценберг, Казанский 2005 - Л. Г. Герценберг, Н. Н. Казанский. Праязыковая реконструкция: общие проблемы // Вестник РАН. Т. 75, №12. С. 1-13.

Казанскене 1980 - В. П. Казанскене. Древние греческие и латинские образования с суффиксальными *-m-, *-men-, *-п-. Дисс. ... канд. наук. Л.

Казанский 1989 - Н. Н. Казанский. К этимологии теонима Гера // Палеобалканистика и античность. М. С. 54-58.

5 Основное, что отмечают по поводу Кришны, - это двойственный характер божества, ср. С. Д. Серебряный (Мифы, II 1997: 15-18), также как и для Аполлона. Его губительный и спасительный характер отражены, как заметил А. Ф. Лосев, уже в его имени (Мифы, I 1997: 92-95).

ЭССЯ - О. Н. Трубачев (ред.). Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд. Вып. 4. М., 1977. М., 1977.

Эрман, Темкин 1975 - Э. Н. Эрман, В. Г. Темкин. Мифы древней Индии. Литературное изложение. Л.

Мифы 1997 - Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1-2. / Гл. ред. С. А. Токарев. 2 изд. М., 1997.

Bruchmann 1893 - Epitheta deorum quae apud poetas Graecos leguntur collegit, disposuit, edidit C. F. H. Bruchmann. Lipsiae.

Bryant 2007 - E. F. Bryant. Krishna: a sourcebook. Oxford.

Burkert 1977 - W. Burkert. Griechische Religion der Archaischen und Klassischen Epoche. Stuttgart.

Mayrhofer 1986 - M. Mayrhofer. Etymologisches Wörterbuch des Altindoarischen. 1. Bd. Heidelberg.

Pape, Benseler - W. Pape, G. E. Benseler. Wörterbuch der griechischen Eigennamen. 3. Aufl. Braunschweig, 1875.

Realencyclopädie - Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung von G. Wissowa, W. Kroll und K. Mittelhaus. Zweite Reihe. ХХ. HBd. Stuttgart, 1919. Sp. 1990-1992.

Roscher 1890-1894 - W. H. Roscher. Ausführlicher Lexicon der griechischen und römischen Mythologie. Bd. II, 1. Leipzig.

Trümpy 1997 - C. Trümpy. Untersuchungen zu den griechischen Monatsnamen und Monatsfolgen. Heidelberg.

Watkins 1995 - C. Watkins. How to kill a Dragon. Aspects of Indo-European Poetics. Oxford University Press, New York; Oxford, 1995.

Nikolai N. Kazansky APOLLO'S EPITHET Kapveio?: AN ETYMOLOGY

The article analyses Apollo's epithet Kapveio?, widely spread among Dorian States. Its development within Ancient Greek may have started from *kr-n- or *kr-sn-. The reflexes of this root would give in some Greek dialects (Mycenaean, Aeolian etc.) a form Kpovo? that is the name of Cronos, father of Zeus. Further perspective reveals the possibility to compare both Kapveio? and Kpovo? with Old Indic name of deity Krsna, an avatara of Vishnu with the meaning 'black'.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.