Научная статья на тему 'О программе развития личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России и некоторых результатах по ее апробации'

О программе развития личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России и некоторых результатах по ее апробации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уголовно-исполнительная система / образовательные организации ФСИН России / курсанты / личностная ответственность / программа развития личностной ответственности / структура программы / методы развития личностной ответственности / оценка эффективности / the penal enforcement system / educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia / cadets / personal responsibility / personal responsibility development program / program structure / methods of personal responsibility development / efficiency assessment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александр Викторович Заргаров

Представлено описание программы развития личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России, которая разработана с целью повышения уровня личностной ответственности курсантов в период их обучения в вузе. Программа призвана решать следующие задачи: формирование самостоятельности и решительности у курсантов образовательных организаций ФСИН России; развитие у них чувства сопричастности и собственной значимости в ходе реализации мероприятий и при выполнении коллективных дел; формирование уверенности в собственных силах; переосмысление и переоценка жизненных ценностей; усвоение знаний о важности личностной ответственности в повседневной и профессиональной деятельности; повышение волевых качеств; формирование адекватной самооценки; повышение знаний в сфере норм права; формирование мотивации достижения успеха. Изложены результаты проведенной опытно-экспериментальной работы, организованной на базе Академии ФСИН России с целью проверки эффективности программы развития личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александр Викторович Заргаров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the program for the development of personal responsibility of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia and some of the results of its testing

The article describes the program for the development of personal responsibility of cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia, which was developed in order to increase the level of personal responsibility of cadets during their studies at the university. The program is designed to solve the following tasks: the formation of independence and determination among cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia; the development of their sense of belonging and self-importance during the implementation of events and in the performance of collective affairs; the formation of self-confidence; rethinking and reassessment of life values; assimilation of knowledge about the importance of personal responsibility in everyday and professional activities; improvement of volitional qualities; formation of adequate self-esteem; improvement of knowledge in the field of law and moral norms; formation of motivation for success. The article also presents some results of the conducted experimental work organized on the basis of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia in order to verify the effectiveness of the program for the development of personal responsibility of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Текст научной работы на тему «О программе развития личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России и некоторых результатах по ее апробации»

Научная статья УДК 159.9:343.83

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-50-52 EDN: https://elibrary.ru/gwotwh NIION: 2018-0077-2/24-451 MOSURED: 77/27-024-2024-02-650

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности

О программе развития личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России и некоторых результатах по ее апробации

Александр Викторович Заргаров

Академия ФСИН России, Рязань, Россия, azargarov@inbox.ru

Аннотация. Представлено описание программы развития личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России, которая разработана с целью повышения уровня личностной ответственности курсантов в период их обучения в вузе. Программа призвана решать следующие задачи: формирование самостоятельности и решительности у курсантов образовательных организаций ФСИН России; развитие у них чувства сопричастности и собственной значимости в ходе реализации мероприятий и при выполнении коллективных дел; формирование уверенности в собственных силах; переосмысление и переоценка жизненных ценностей; усвоение знаний о важности личностной ответственности в повседневной и профессиональной деятельности; повышение волевых качеств; формирование адекватной самооценки; повышение знаний в сфере норм права; формирование мотивации достижения успеха.

Изложены результаты проведенной опытно-экспериментальной работы, организованной на базе Академии ФСИН России с целью проверки эффективности программы развития личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, образовательные организации ФСИН России, курсанты, личностная ответственность, программа развития личностной ответственности, структура программы, методы развития личностной ответственности, оценка эффективности

Для цитирования: Заргаров А. В. О программе развития личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России и некоторых результатах по ее апробации // Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 2. С. 50-52. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-50-52. EDN: GWOTWH.

Original article

About the program for the development of personal responsibility of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia and some of the results of its testing

Alexander V. Zargarov

Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia, azargarov@inbox.ru

Abstract. The article describes the program for the development of personal responsibility of cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia, which was developed in order to increase the level of personal responsibility of cadets during their studies at the university. The program is designed to solve the following tasks: the formation of independence and determination among cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia; the development of their sense of belonging and self-importance during the implementation of events and in the performance of collective affairs; the formation of self-confidence; rethinking and reassessment of life values; assimilation of knowledge about the importance of personal responsibility in everyday and professional activities; improvement of volitional qualities; formation of adequate self-esteem; improvement of knowledge in the field of law and moral norms; formation of motivation for success.

The article also presents some results of the conducted experimental work organized on the basis of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia in order to verify the effectiveness of the program for the development of personal responsibility of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia.

© Заргаров А. В., 2024

50

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

№ 2 / 2024 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Keywords: the penal enforcement system, educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia, cadets, personal responsibility, personal responsibility development program, program structure, methods of personal responsibility development, efficiency assessment

For citation: Zargarov A. V. About the program for the development of personal responsibility of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia and some of the results of its testing. Psychology and pedagogy of service activity. 2024;(2):50-52. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-50-52. EDN: GWOTWH.

Службу сотрудников уголовно-исполнительной системы относят к экстремальным видам деятельности, имеющую многосложность и многозадачность [4]. Согласно обзора состояния дисциплины и правопорядка в уголовно-исполнительной системе, «значительное количество нарушений стало возможным по причине личной недисциплинированности и безответственности некоторых сотрудников» [2]. Одной из основных целей, обозначенных в Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года, является подготовка высококвалифицированного, профессионального кадрового персонала, способного выполнять служебные задачи [1]. Поэтому у курсантов образовательных организаций ФСИН России еще на этапе обучения в высшем учебном заведении необходимо развивать личностную ответственность [5].

В рамках повышения уровня личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России, как будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы, нами была разработана «Программа развития личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России». Она предполагает решение следующих задач: формирование самостоятельности и решительности; развитие чувства сопричастности и собственной значимости в ходе реализации мероприятий и при выполнении коллективных дел; формирование уверенности в собственных силах; переосмысление и переоценка жизненных ценностей; усвоение знаний о важности личностной ответственности в повседневной деятельности; развитие волевых качеств; формирование адекватной самооценки; повышение знаний в сфере норм права и моральных норм; формирование мотивации достижения успеха.

Программа развития личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России структурно состоит из трех блоков: психодиагностического, психокоррекционного и психопрофилактического. Остановимся на их рассмотрении более подробно.

В рамках психодиагностического блока программы осуществлялось эмпирическое исследование с помощью методов и методик: наблюдение; опрос; анализ личных дел курсантов; анкетирование; беседа; тестирование («Методика многомерно-функциональная диагностика ответственность-110 (ОТВ-110)» В. П. Прядеина, О. В. Мухлыниной; «Методика 16 PF (форма С) Р. Кеттелла»; Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан); «Опросник нравственной надежности (ОНН)» Е. Ю. Стрижова; «Тест-опросник самоотношения - ОСО» В. В. Сто-лин, С. Р. Пантилеев) [3, с. 229-231]; методы математической статистики (корреляционный, факторный, кластерный анализы).

Психокоррекционный блок включал 16 комплексных занятий, состоящих из индивидуальных и групповых психокоррекционных мероприятий (тренинговые упражнения, беседа, релаксация, просмотр кинофильмов с последующим обсуждением и дискуссией, техники конфронтации и конструктивного спора, арт-терапевтические методы, метод косвенного внушения, аутотренинги).

Психопрофилактический блок включал в себя: лекционные занятия, дискуссии по теме личностной ответственности и ее роли в повседневной и профессиональной деятельности будущего сотрудника УИС, проведения индивидуальных бесед, встречи с руководителями структурных подразделений ФСИН России, деятелями культуры и искусства, спортсменами, героями России, ветеранами уголовно-исполнительной системы.

Программа развития личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России была апробирована на базе Федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний». С целью проверки эффективности применения программы была организована опытно-экспериментальная работа. Она проводилась в период с декабря 2022 года по декабрь 2023 года. В ней приняли участие 100 курсантов, по 50 человек в составе экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп. Возраст респондентов - от 16 до 27 лет.

После эксперимента в контрольной и экспериментальной группах установлены статистически достоверные различия по сформированности следующих элементов личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России: динамическая эргичность (и = 811,5; р < 0,01), эмоциональность стеническая (и = 837; р < 0,01), регуляторная интернальность (и = 763,5; р < 0,001), глобальное самоотношение (и = 819,5; р < 0,01), эмоциональная устойчивость (и = 964; р < 0,05), самоконтроль эмоциональных реакций (и = 822,5; р < 0,01), личностные трудности (и = 944; р < 0,05), операциональные трудности (и = 929,5; р < 0,05), социоцентрическая мотивация (и = 832; р < 0,01), когнитивная осмысленность (и = 861,5; р < 0,01), мотивация успеха (и = 883,5; р < 0,05), субъектный результат (и = 890,5; р < 0,05), признание ответственности перед нормами (и = 777,5; р < 0,01) и понимание необходимости соблюдения норм (и = 846; р < 0,01). Выявленные различия свидетельствуют о сформированности у курсантов экспериментальной группы регуляторно-динамического, индивидуально-личностного и мотивационно-смыслового компонентов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

51

Таким образом, в результате опытно-экспериментальной работы установлено, что разработанная программа развития личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России позволяет повысить уровень личностной ответственности курсантов образовательных организаций ФСИН России.

Библиографический список

1. Ганишина И. С. Заргаров А. В. Важность личностной ответственности сотрудников в обеспечении психологической безопасности на объектах уголовно-исполнительной системы // Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Самара, 01-02 июня 2023 года. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2023. С. 50-51.

2. Заргаров А. В. Личностная ответственность курсантов образовательных организаций ФСИН России как профессионально значимое свойство (качество) будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 2. С. 28-30.

3. Заргаров А. В. Методы и методики диагностики личностной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Антропоцентрические науки в образовании : Сборник научных статей XVIII международной научно-практической конференции, Воронеж, 17-19 апреля 2023 года / Редколлегия: Э. П. Комарова (отв. ред.) [и др.]. Воронеж : Издательско-полиграфиче-ский центр «Научная книга», 2023. С. 229-231.

4. Нагорнова А. Ю. [и др.]. Профессиональная подготовка будущих специалистов различного профиля : коллективная монография / Отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск : Издательство «Зебра», 2019. 223 с.

5. Нагорнова А. Ю. [и др.] Развитие современного высшего образования в России и зарубежных странах. Ульяновск : Издательство «Зебра», 2020. 455 с.

Bibliographic list

1. Ganishina I. S. Zargarov A. V. The importance of personal responsibility of employees in ensuring psychological safety at facilities of the penal enforcement system // Penitentiary security: national traditions and foreign experience : Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, Samara, June 01-02, 2023. Samara: Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2023. Р. 50-51.

2. Zargarov A. V. Personal responsibility of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia as a professionally significant property (quality) of a future employee of the penal enforcement system // Psychology and pedagogy of official activity. 2023. No. 2. Р. 28-30.

3. Zargarov A. V. Methods and techniques for diagnosing personal responsibility of employees of the penal enforcement system // Anthropocentric sciences in education : Collection of scientific articles of the XVIII International Scientific and practical conference, Voronezh, April 17-19, 2023 / Editorial board: E. P. Komarova (ed.) [et al.]. Voronezh : Publishing and Printing Scientific Book Center, 2023. Р. 229-231.

4. Nagornova A. Yu. [et al.]. Professional training of future specialists of various profiles : a collective monograph / Ed. by A. Yu. Nagornova. Ulyanovsk : Zebra Publishing House, 2019. 223 p.

5. Nagornova A. Yu. [et al.] The development of modern higher education in Russia and foreign countries. Ulyanovsk : Zebra Publishing House, 2020. 455 p.

Информация об авторе

А. В. Заргаров - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии ФСИН России.

Information about the author A. V. Zargarov - Associate Professor of the Faculty of Training Scientific and Pedagogical Personnel of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Статья поступила в редакцию 29.03.2024; одобрена после рецензирования 22.04.2024; принята к публикации 30.04.2024.

The article was submitted 29.03.2024; approved after reviewing 22.04.2024; accepted for publication 30.04.2024.

52

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.